Девиантное поведение. Межнациональные конфликты в современной россии g. Межэтнические отношения и национальная политика

1. Запиши определение понятия.

Отклоняющееся поведение - Девиантное поведение - это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой - социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Социальный контроль - механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а также социальная практика их использования.

Девиантное поведение - своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.

Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.

2. Заполни пропуски в схеме.

Отклонения от социальных норм могут быть:

Позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;

Негативные - дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.

Проиллюстрируй примерами каждый вид указанного тобой отклоняющегося поведения на уровне личности, социальной группы, государства. Заполни таблицу.

Яркий пример – международные благотворительные акции американского предпринимателя и общественного деятеля Джорджа Сороса(род. в 1930). Только в России фонд Сороса израсходовал за десять лет (1987-1997) более 350 млн. долл. Или другой, менее масштабный, но показательный пример - самоотверженное поведение человека, давшего приют в своей квартире бездомным животным.

Девиантное поведение можно изобразить как прямую с двумя крайними точками.

На одной половине этой прямой будут располагаться негативные действия, поступки и привычки:

Пьянство,

Хулиганство,

Наркомания и т. п.

На другой половине - позитивная девиантность:

Героизм,

Творческое прозрение,

Сверхинтеллигентность и др.

3. Прочитай текст и выполни задания.

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа, - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т. е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Попытаемся выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.

(По книге современного социолога С. С. Фролова)

1) Как ты понимаешь словосочетание «культурно одобряемое отклонение»?

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым, в другом - никчемным бездельником. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа, - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Каждый из нас имеет свои представления о понятии возвеличивания. То же можно сказать и о групповых представлениях. Кроме того, ранжирование великих людей со временем меняется. Например, когда появляется потребность в защите общества, на первое место по значимости выходят гениальные полководцы, в другое время самыми великими могут стать политические деятели, деятели культуры, ученые. Попытаемся выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.

2) Как связаны отклоняющееся поведение и процесс возвеличивания человека?

В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа, - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т. е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения.

Попытаемся выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.

1) Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов.

2) Особые склонности позволяют проявлять уникальные качества, специфический талант на очень узких, специфических участках деятельности.

3) Сверхмотивация. Многие учёные считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесённые в детстве или в юности.

4) Счастливый случай может способствовать проявлению способностей человека в определённых видах деятельности. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определённом месте и в определённое время.

4) Объясни, почему возвеличивание сверхинтеллектуальных людей возможно лишь в немногих видах деятельности.

Потому что немногие профессии подходят для сверхинтеллектуальных людей. Например, профессии сантехника, строителя, сварщика, слесаря и др. не требуют особых умственных способностей, и наоборот, профессии математика, экономиста, учёного и т.п. подходят для сверхинтеллектуальных людей, так как в этих профессиях есть большой потенциал; можно очень долго в них развиваться.

5) Приведи пример специфического таланта личности.

Есть люди, способные очень тонко различать запахи, их талант находит применение в парфюмерной промышленности.

6) Приведи пример деятеля, возвеличиванию которого помог счастливый случай.

Великий Суворов только потому стал Суворовым, что однажды приказал штурмом брать стены монастыря в целях обучения солдат. Екатерина узнала об этом чудачестве и с тех пор дела Суворова пошли вверх (это его собственное мнение).

4. При обсуждении проблемы отклоняющегося поведения подростков нередко высказывается мнение, что родительский контроль способен предотвратить нарушение подростком общественных норм.

Приведи несколько аргументов за и несколько аргументов против этого мнения.

1) Если родитель контролирует ребенка, то он сможет вовремя предотвратить отклоняющееся поведение.

1) Все люди разные. И может случиться так, что подросток может не понять родительского контроля. Это может привести к ссоре с родителями, к тому, что подросток будет более скрыто нарушать нормы поведения.

Я считаю, что все хорошо в меру. Чтобы предотвратить отклоняющееся поведение, не стоит все время контролировать ребенка. Это все равно не получится. Родителям нужно с самого детства воспитывать в ребенке нравственность, учить его устройству жизни. Тогда проблем с отклоняющимся поведением не будет.

5. Исследования мотивации приобщения подростков к наркотикам, проведённые в школах одного из регионов в этом учебном году, обнаружили следующие мотивы (сохраняются лексические особенности ответов):

Они помогают отвлечься от личных неприятностей;

Это приятно, от них «балдеешь»;

Все друзья пробуют, не хочется быть «белой вороной»;

Употреблять наркотик - это «круто»;

На дискотеке надо делать то, что делают все.

Составь краткое обращение к своим сверстникам с любой из этих мотиваций и объясни, почему наркотики принимать нельзя.

К последнему аргументу – это не всегда хорошо делать то, что делают все. Если все будут прыгать с моста, ты же не прыгнешь, как все.

Есть много других способ отвлечься от неприятностей, а наркотики влекут за собой намного большие неприятности, по сравнению с теми, от которых ты будешь пытаться отвлечься.

Получить Нобелевскую премию – это круто, а наркотики – это порок, большинство людей не уважают и презирают наркоманов. Так что наркотики – это далеко не круто, это страшно и ужасно.

Однако если понимать закономерности общения правильно, можно обойтись и без привлечения социальных арбитров для нахождения путей к сотрудничеству. Ведь для психологического здоровья все это может иметь неблагоприятные последствия: аккомодация или ассимиляция-свидетельство дезадаптивныгх тенденций, когда человек не способен к саморегуляции. Отсутствие необходимых к этому функций может привести человека к дистрессу и пограничному состоянию, т.е. неврозу.

Образовательные учреждения и институты высшего профессионального образования, в особенности, являются ретрансляторами культуры как фактора поддержания баланса между человеком и средой, сохранения его здоровья, частью которого является здоровье психологическое. В связи с этим и психологическая помощь во многом должна состоять в формировании психологической культуры личности, защищающей психологическое здоровье человека от разрушительных тенденций.

Список литературы

1. Акмеология: учеб. / под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - С. 357.

2. Зинченко, В. П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. - М., 1994.

3. Осипова, Л. Л. Общая психокоррекция: учеб. пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - С. 5.

4. Большой психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2005. - С. 485.

5. ХХухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие / О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2001.

1. Akmeology: proc. / Under commonly ed. A. A. Derkach. - Moscow, 2002.

2. Zinchenho, V. P. Person develops: Essays Russian psychology / V.P. Zinchenko, E.B. Morgunov. - Moscow, 1994.

3. Osipova, A. A. Total psychocorrection: textbook, handbook for university students / A.A. Osipova. - Moscow, 2001.

4. Great psychological dictionary / ed. VP Zinchenko, B.G. Meshcheryakov. - St-Petersburg, 2005.

5. Huhlaeva, O. V. Fundamentals of counseling and psychological adjustment: textbook, manual / O.V. Huhlaeva. - Moscow, 2001.

E.E. Рэаюкин*, О. А. Морозова**

Основные концепции девиантного поведения в зарубежных источниках

В статье рассматриваются основные подходы и теории отклоняющегося поведения, выполненные зарубежными учеными. В рамках работы уточняется различное содержание понятия девиантного поведения в зависимости от направлений научных исследований, дается анализ формирования и развития девиации в обществе.

Ключевые слова: девиантность, девиант, аномия, норма.

E.E. Radyukin*, O.A. Morozova**. Basic concepts of deviant behavior in the foreign sources.

The article is devoted to the main approaches and theories of deviant behavior, which were carried out by foreign scientists. Different concept contents of «deviant activity» depending on the approaches of scientific research schools an specified. The analysis of the formation and development of deviations in society is given.

Keywords: deviant activities, deviant, anomie, rule of conduct.

По мнению зарубежных исследователей, основные критерии определения девиантного поведения неоднозначны и часто вызывают разногласия . «Трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе», - подчеркивает профессор Калифорнийского университета в Беркли, вице-президент Международной социологической ассоциации, один из патриархов современной американской социологии Нейл Смелзер .

* Радюкин, Евгений Евгеньевич. Кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин. Военный инженерно-технический институт. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, 22. Тел. 8 921-331-40-96. E-mail: [email protected].

** Морозова, Ольга Александровна. Преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин. Военный инженерно-технический институт. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, 22. Тел.: 578-81-17. E-mail: [email protected]

* Radyukin, Eugene Evgenevich. Candidate of psychological sciences, the docent of the department of humanitarian disciplines. Military technical-engineering institute. Address: Russia, Saint Petersburg, ul. Zakharevskaya, 22.

** Morozova, Olga Alexandrovna. Instructor of the department of humanitarian disciplines of military technical-engineering institute. Military technical-engineering institute. Address: Russia, Saint Petersburg, ul. Zakharevskaya, 22. Статья поступила в редакцию 12.04.2010 г.

Неоднозначность концептуальных подходов обусловлена рядом факторов, среди которых обычно выделяют следующие: релятивную (относительную) природу девиации; неопределенность прогнозов и разногласия по проблеме поведенческих норм . Исследователи полагают: «.. .поскольку девиантное поведение стало ассоциироваться со многими негативными проявлениями (оно является олицетворением «зла» в религиозном мировоззрении, симптомом «болезни» с точки зрения медицины, в частности, психиатрии, и «незаконным» в соответствии с правовыми нормами)», возникла тенденция считать его «ненормальным»» и определяют девиацию «... как отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание нарушителя» . Таким образом, девиянтность индивида в зарубежных исследованиях определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям и нормам.

Классическое определение отклоняющегося поведения дает Нейл Смелзер: «... девиация - поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя» . Зарубежные исследователи выделяют следующие основные компоненты девиации: «. человек, которому свойственно определенное поведение; ожидание, или норма, которая является критерием оценки девиантного поведения, и некий другой человек, группа или организация, реагирующая на поведение» . Таким образом, зарубежными учеными были определены следующие объекты исследования: девиант как индивид с определенными признаками, норма как совокупность правил поведения, ожиданий и стандартов, регулирующие взаимодействие между людьми, а также группы и общественные институты, регулирующие поведение и выполняющие его превенцию и коррекцию.

Европейские и американские исследователи разработали в конце XIX и в течение XX веков несколько теорий девиантного поведения. Среди них можно выделить следующие. Биологический подход, авторами которого являются Чезаре Ломброзо (Lombroso, C.), Уильям X. Шелдон (Sheldon, WH.), Г. Уиткин (Witkin, H.A.) и другие. Психологический подход, основателем которого считается Зигмунд Фрейд (Freud, S.). Определенный вклад в развитие этого подхода внесли К. Шуэсслер (Schuessler, K.) и Д. Кресси (Cressey, D.R.). Социологический подход, среди адептов которого выделяются Эмиль Дюркгейм (Dürkheim, E.), Р. Мертон (Merton, R.K.), Т. Селлин (Selli, T.), В. Миллер (Miller, W), Эдвин Сатерленд (Sutherland, E.H.), Р. Клауорд (Cloward, R.A.), Л. Оулин (Ohlin, L.E.), Трэвис Хирши (Hirschi, T.), Говард Беккер (Howard S. Becker), Остин Турк (Turk, A.) и другие. Представители каждого из подходов предложили свои объяснения причин девиантного поведения.

Основной идеей биологического подхода стал вывод о том, что некоторые антропометрические, биологические, генетические и др. физические характеристики являются причиной девиации поведения. Одним из основоположников биологического подхода считается итальянский врач Чезаре Ломброзо, который в конце XIX в. выявлял связи между криминальным поведением и биологическим складом индивида. Он считал, что биологический склад криминального типа определяет криминогенное поведение . Другой последователь биологического подхода, известный американский психолог и врач Уильям X. Шелдон (1940) выделил эндоморфные, мезоморфные, эктоморфные особенности строение тела индивида, которые, по его мнению, свидетельствуют о потенциале характерных личностных черт, детерминирующих поведение человека, в т.ч. и отклоняющееся . Современные сторонники биологического подхода, используют новейшие достижения науки и проводят свои исследования на генетическом уровне. Например, на материале анализа преступности в Дании Г. Уиткин (1976) совместно с другими исследователями выявил, что среди мужчин с составом хромосом XYY наблюдался более высокий уровень криминогенного поведения, чем среди входивших в контрольную группу и не обладавших таким набором хромосом .

Сущность психологического подхода заключается в следующем постулате: девиация вызывается и детерминируется внутриличностными конфликтами, неосознанными психическими процессами, развивающимися в ходе сложного взаимного влияния сознательного и бессознательного в психике индивида, а также определенными психологическими чертами и качествами, присущими потенциальным девиантам . Психологический подход в зарубежных исследованиях девиантного поведения тесно связан, в первую очередь, с именем выдающегося австрийского психолога, психиатра и невролога Зигмунда Фрейда (1916) . Основные идеи психоанализа применительно к проблеме девиации заключаются в следующем. Сознательное как часть психики влияет на общественное поведение индивида, но не абсолютно. Поведение индивида детерминируется и другой частью психики - бессознательным, т.е. особыми психическими силами, которые лежат за пределами сознания, но управляют поведением человека. Отклоняющееся поведение может регулироваться неосознаваемыми психическими процессами, как особыми защитными механизмами. Функционирование первичных (диссоциация, интроекция, отрицание и другие) и вторичных (вытеснение, подавление, компенсация, морализация, аутоагрессия и другие) защитных механизмов лежит в основе поведения индивида и направлено на минимизацию отрицательных переживаний девианта. З. Фрейд считал, что в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психоаналитическая теория З. Фрейда в первую очередь связывала девиации с психическими отклонениями. Тщательные исследования психологических факторов отклоняющегося поведения впоследствии выполняли и другие ученые, например К. Шуэсслер и Д. Кресси (1950) . Как справедливо отметил Нейл Смелзер, исследователи «.проделали критический обзор многих научных работ, авторы которых пытались доказать, что правонарушителям и преступникам свойственны некоторые психологические особенности, не характерные для законопослушных граждан. Однако не было выявлено ни одной психологической черты, например,

эмоциональная незрелость, психическая неустойчивость или обеспокоенность, которые могли бы быть наблюдаемы у всех преступников» . Полученные сторонниками психологического подхода результаты показали, что сущность девиации нельзя объяснить только лишь на основе психоанализа.

Социологический подход по числу направлений и адептов является наиболее представленным среди теорий отклоняющегося поведения. Сторонники этого подхода главной причиной девиации считают ослабление, отсутствие, нарушение, разрушение либо противоречивость социальных норм и правил. Обычно выделяют следующие направления рассматриваемого подхода. Теория аномии, теория социальной дезорганизации, культурологическая теория, теория стигматизации и теориярадикальной криминологии .

Считается, что впервые социологическое объяснение девиации было предложено Давидом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917) в теории аномии . Эмиль Дюркгейм - основатель французской социологической школы в 1897г. написал работу «Самоубийство», ставшую классическим произведением в области исследования суицидов. «По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля» . По Э. Дюркгейму, к отклоняющемуся поведению потенциально склонны индивиды, социализация которых проходила в условиях поощрения стандартов девиантного поведения (например, аморальность) или игнорирования нормы. Состояние отсутствия норм у индивида Дюркгейм называл аномией. Содержание теории аномии дополнялось и развивалось Дюркгеймом также в русле теории социальной дезорганизации. «Хотя теория Дюркгейма подверглась критике, - считает Нейл Смелзер, - основная мысль о том, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, и в наши дни считается общепризнанной. Термин «социальная дезорганизация» обозначает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу» . Впоследствии, некоторые дополнения в теорию аномии и социальной дезорганизации Э. Дюркгейма внес Роберт К. Мертон (1938). Он полагал, что основной причиной девиации являются противоречия между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения . Во второй половине XX в. теория аномии и социальной дезорганизации нашла продолжение в работе, выполненной Трэвисом Хирши (1969), который исследовал влияние ценностей общества на нормативность поведения . Современные исследователи под аномией понимают «.отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам» .

Культурологическая теория объясняет девиацию конфликтами между нормами культуры. Т. Селлин (1938), В. Миллер (1958) полагали, что девиация возникает в результате противоречий и конфликтов между нормами культуры отдельных групп и общества . «Так называемые культурные теории девиации, - подчеркивает Нейл Смелзер, - по сути похожи на вышеупомянутые, но делают акцент на анализе культурных ценностей, благоприятствующих девиации, другими словами, сил, «побуждающих» людей к девиантному поведению» .

Сторонники теории стигматизации разработали подход, отличающийся от изложенных выше. Они отвергли другие социологические и психологические объяснения девиации, потому что они якобы основаны на «медицинской модели», предполагая, что девиация на деле обусловлена другими причинами. Например, возможностью авторитетных, референтных групп общества (имеются в виду законодатели, судьи, врачи и пр.) навязывать другим определенные стандарты поведения . Наиболее яркий представитель теории стигматизации Говард Беккер в своей книге «Аутсайдеры» (1963) подчеркивал: «Социальные группы создают девиацию, поскольку они следуют правилам, нарушение которых считается девиацией; кроме того, они навязывают эти правила определенным людям, которым «наклеиваются ярлыки» аутсайдеров. С этой точки зрения девиация не качество поступка, который совершает человек, а скорее следствие применения другими людьми правил и санкций против "нарушителя"» .

Приверженцы теории теорией стигматизации (наклеивания ярлыков) объясняют девиантное поведение возможностью влиятельных общественных институтов ставить клеймо «девиантов» членам менее влиятельных социумов. При этом они выделяют такие типы отклоняющегося поведения, как первичная и вторичная девиация. Под первичной девиацией обычно понимаются незначительные отклонения, например случайное или пробное употребление легких наркотиков. Этап вторичной девиации возникает, по мнению Говарда Беккера, с того момента, когда «.на человека ставят клеймо девианта; окружающие начинают обращаться с ним как с девиантом, постепенно и он сам привыкает считать себя таковым и вести себя в соответствии с этой ролью» .

Автором теории радикальной криминологии считается Эдвин Сатерленд (1939). Он писал, что «.преступности (форма девиации, которая интересовала его в первую очередь) обучаются. Люди воспринимают ценности, способствующие девиации, в ходе общения с носителями этих ценностей. Если большинство друзей и родственников того или иного человека занимаются преступной деятельностью, существует вероятность, что он тоже станет преступником» . Американский социолог Нейл Смелзер поддерживает взгляды Эдвина Сатерленда и утверждает, что «.теория Сатерленда значительно точнее и глубже, чем подсказанная здравым смыслом уверенность в том, что девиация - это результат того, что человек связался с плохой компанией. Криминальная девиация является результатом преимущественного общения с носителями преступных норм. Более того, Сатерленд тщательно описал факторы, сочетания которых способствуют криминальному поведению. Он подчеркнул, что важную роль в этом играют не контакты с безличными организациями

Радюкин Е.Е., Морозова O.A. Основные концепции девиантного поведения в зарубежных источниках

или институтами (например, с законодательными органами или церковью), а повседневное общение в школе, дома или на месте постоянных «уличных тусовок». «... Частота контактов с девиантами, а также их количество и продолжительность оказывают влияние на интенсивность усвоения человеком девиантных ценностей. Важную роль играет и возраст. Чем человек моложе, тем с большей готовностью он усваивает образцы поведения, навязываемые другими» . Взгляды Эдвина Сатерленда получили дальнейшее развитие в работах Р. Клауорда (1959) и Л. Оулина (1960) . Так же, как и Сатерленд, они считают, что причины правонарушения лежат не только в социальной дезорганизации и крушении идеалов, но и в благоприятных возможностях, которые открывает девиантное поведение, особенно если оно сулит реальные блага .

К сторонникам теории радикальной криминологии (иногда их включают в число приверженцев теории конфликта) относят также Остина Турка (1969), И. Тейлора (1973) и некоторых других исследователей отклоняющегося поведения . Остин Турк и И. Тейлор полагают, что когда возникает конфликт между властями и некоторыми категориями граждан, официальные структуры обычно избирают не мягкие меры превенции, а вариант репрессивных, принудительных мер, а полиция в первую очередь применяет законы, направленные против бедняков и не причастных к власти, тех, кого можно подавлять, не встречая сопротивления. Остин Турк и И.Тейлор рассматривают «девиантов» не как нарушителей общепринятых правил и норм, а «.как бунтарей, выступающих против капиталистического общества, которое стремится изолировать и поместить в психиатрические больницы, тюрьмы и колонии для несовершеннолетних множество своих членов, якобы нуждающихся в контроле» .

По абсолютно справедливому мнению Нейла Смелзера, «.существуют глубокие различия между всевозможными биологическими, психологическими и социологическими объяснениями девиации. В последнее время стали придавать меньше значения биологическим или психологическим факторам, толкающим людей к девиантному поведению. Новейшие теории, особенно «новая криминология», делают акцент на характере общества и стремятся выявить, в какой мере оно заинтересовано в создании и сохранении девиации» .

Список литературы

1. Беккер, Г. Человеческое поведение: экономический подход / Г.Беккер. - М.: ГУ ВШЭ, 2003.

2. Аюркгейм, Э. Самоубийство. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. - М., 2001.

3. Ломброзо, Ч. Преступление / пер. Г. Н. Гордона. СПб., 1990.

4. Мертон, Р. К. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). - М.: Прогресс, 1966. - C. 299-313.

5. Саяяиван, Г. Интерперсональная теория в психиатрии / Г.Салливан. - М.: Ювента, 1999.

6. Смеязер, Н. Социология / пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. - 688 с.

7. Фрейд, 3. Печаль и меланхолия. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. - М., 2001.

1. Becker, Howard Л". Outsiders: Studies in Sociology of Deviance. - New York: The Free Press, 1963.

2. Brown, J. A comparative study of deviance from sexual mores. American Sociological Review, 1952, 17, 138.

3. Dürkheim, E. The rules of sociological method. - New York: Free Press, 1938.

4. Dürkheim, E. Education and society (S. Fox, trans.). - New York: Free Press, 1956. (Originally published in various sources, 1903-1911).

5. Dürkheim, E. The division of labor in society (G. Simpson, trans.). Glencoe, III.: Free Press, 1964. (Originally published in 1893.)

6. Dürkheim, E. Suicide. - New York: Free Press, 1964. (Originally published in 1897. Also originally published in a foreign language.)

7. Dürkheim, E. The elementary forms of the religious life. (J.W Swain, trans.) - New York: Free Press, 1965. (Originally published 1915.)

8. Cloward, R. A. Illegitimate means, anomie, and deviant behavior. - American Sociological Review, 1959, 24, 164-177.

9. Cloward, R. A. Illegitimate means, anomie, and deviant behavior. - American Sociological Review, 1959, 24, 164-177.

10. Freüd, Criminals from a sense of guilt. In J. Strachey (Ed. and trans.). The standard edition of the complete psychological works of Sigmund Freud. - London: Hogarth, 1957. (Originally published in 1916.)

11. Hirschi, T. Causes of delinquency. - Los Angeles: University of California Press, 1969.

12. Lombroso, C. Crime: Its causes and remedies. - Boston: Little, Brown, 1911.

13. Merton, R. K. The role-set: Problems in sociological theory. - British Journal of Sociology, 1957, 8, 106-120.

14. Merton, R. K. Social structure and anomie. - American Sociological Review, 1938, 3, 672-682.

15. Merton R. K. Social Theory and Social Structure. - N.Y., 1957, p. 140.

16. Merton, R. K. Social theory and social structure. - New York: Free Press, 1957.

17. Merton, R. K. Social theory and social structure (Rev. and enl. ed.). - New York: Free Press, 1968.

18. Miller, W. Lower class culture as a generating milieu of gang delinquency. - Journal of Social Issues, 1958, 14, 5-19.

19. SelHi, T. Culture conflict and crime. - New York: Social Science Research Council, 1938.

20. Sheldon, W. H. The varieties of human physique. - New York: Harper & Row, 1940.

21. Schur, E. M. Labeling deviant behavior. - New York: Harper & Row, 1971.

22. Schuessler, K, & Cressey, D.R. Personality characteristics of criminals. - American Journal of Sociology, 1950, 55, 476-484.

23. Smelser, N. J. Theory of collective behavior. - New York: Free Press, 1962.

24. Smelser, N. J. Theoretical issues of scope and problems. In R.R; Evans (Ed.), Readings in collective behavior (2nd ed.). - Chicago: Rand McNally, 1975.

25. Sutherland, E. H. Principles of criminology. - New York: Harper & Row, 1939.

26. Taylor, I., Walton, P., & Young, J. The new criminology: For a theory of social deviance. - New York: Harper & Row, 1973. /682/

27. Turk, A. Criminality and legal order. - Chicago: Rand McNally, 1969.

28. Witkin, H. A. Criminality in XYY and XXY men. Science, 1976 , 193, 547-555

УДК: 378.02-159.9.07

E.E. Саламин*, З.А. Изабеков**, В. И. Миханев***, Е.А. Скупченко****

Процесс совершенствования индивидуального стиля волевой активности у студентов вуза

Проблема исследования состоит в выявлении процесса совершенствования индивидуального стиля волевой активности у студентов вуза.

Ключевые слова: студенты, технический университет, бокс, индивидуальный стиль, волевая активность.

E. E. Salamin*, Z. A. Izabekov**, V. I. Mihanev***, E. A. Skupchenko****. Process of improving the individual style of volitional activity in the students of Institute of Higher Education.

The research problem consists in revealing of process of perfection of individual style of strong-willed activity at students of technical college.

Keywords: students, university, boxing, individual style, strong-willed activity.

* Саламин, Евгений Евгеньевич, аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования, специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования», старший преподаватель кафедры «Физвоспитания и спорта» Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Адрес: Россия, 681013, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Ленина 27, КнАГТУ, Тел.: 89141875473. E-mail: [email protected]

** Изабеков, Замир Асылбекович, старший преподаватель кафедры «Математическое обеспечение и применение ЭВМ», факультет компьютерных технологий Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета, мастер спорта СССР по греко-римской борьбе. Адрес: Россия, 681013, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Ленина 27, КнАГТУ, Тел.: 8 914 185 62 25. E-mail: [email protected]

*** Миханев, Владислав Иванович, соискатель кафедры «Педагогики и психологии профессионального образования», специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». Заместитель начальника отдела ГИБДД Комсомольска-на-Амуре. E-mail: [email protected]

**** Скупченко, Евгений Анатольевич, мастер спорта России по греко-римской борьбе, старший преподаватель кафедры «Физвоспитания и спорта» Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Адрес: Россия, 681013, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Ленина 27, КнАГТУ, Тел.: 89141875473.

* Salamin, Evgeny Evgenevich. The post-graduate student of chair of pedagogic and vocational training psychology, a specialty 13.00.08 The theory and a vocational training technique, the senior teacher of chair. A physical education and sports. Komsomolsk-on-Amur state technical university. Address: Russia, 681013, Komsomolsk-on-cupid, Lenin"s 27 street. Ph.: 89141875473. E-mail: [email protected]

** Izabekov, Zamir Asilbekovich. The master of sports of the USSR on Greco-Roman wrestling. The senior teacher of chair. A software and computer application department of Komsomolsk-on-Amur state technical university. Address: Russia, 681013, Komsomolsk-on-cupid, Lenin"s 27 streets. Ph.: 8 914 185 62 25. E-mails: [email protected]

*** Mihanev, Vladislav Ivanovich. The competitor of chair: «Pedagogic and vocational training psychology», a specialty 13.00.08. The theory and a vocational training technique. The deputy chief of department of traffic police Komsomolsk-on-Amur. E-mail: [email protected]

**** Skupchenko, Evgeny Anatolevich. The master of sports of the Russia on Greco-Roman is wrestling the senior teacher of chair. A physical education and sports. Komsomolsk-on-Amur state technical university. Address: Russia, 681013, Komsomolsk-on-Amur, Lenin"s 27 street. Ph.: 89242297300.

1.1 Феноменология девиантного поведения

Оформление проблемы девиации как относительно самостоятельной начало складываться не в рамках психологии, а в социальных и криминологических трудах, из которых особого внимания заслуживают работы таких зарубежных и отечественных авторов, как С.А. Беличевой, Б.С. Братуся, М. Вебера, Л.С. Выготского, Э. Дюркгейма, В.П. Кащенко, Ю.А. Клейберга, А. Коэна, Д.И. Фельдштейна, Э. Фромма, С.Т. Шацкого, и других.

У истоков исследования девиантного поведения находился Э. Дюркгейм, который ввел понятие аномии, под аномией он понимал «состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, которое вызывается резкими изменениями, скачками» . Выходит, что автор говорил о социальной дезорганизации общества. Дальнейшие разработки зарубежных исследователей в области отклоняющегося поведения опирались на труды Э. Дюркгейма, например, Р.К. Мертон, И. Гофман.

В России психология девиантного поведения не имеет основательного теоретического и эмпирического опыта, в отличие от положения проблемы зарубежом. Тем не менее, ни у отечественных, ни у зарубежных авторов нет единой точки зрения на термин «девиантное поведение». Многие исследователи как синонимы употребляют термины «отклоняющееся поведение», «делинквентное», «аддиктивное», «ассоциативное», «дезадаптированное», «агрессивное», «акцентуированное», «конфликтное», что еще более запутывает определение этого понятия.

Одни ученые говорят, что речь здесь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм и этой точки зрения придерживается Б.А. Урванцев, подчеркивая тяжесть последствий для человека неодобрения общества - непонимание, отвержение, изоляцию, лечение. Другие обращают внимание исключительно на правовую сторону проблемы: предлагают включать в это понятие только нарушение правовых норм или различные виды социальной патологии (убийство, наркотизм, алкоголь…) Среди этой группы ученых - А. Коэн . Есть мнение, что в понятие отклонения поведения необходимо включать социальное творчество.

Но не только определение понятия вызывает интерес. Ученые пытаются объяснить истоки отклонения в поведении. Такие объяснения можно разделить на группы»

1) типы поведения определяются биологическим складом людей (Ч. Ломборзо);

2) девиантное поведение связано с особенностями строения тела (Э. Крэчмер, Х. Шелдон);

3) отклонения определяются «патологиями», «слабоумием» (З. Фрейд);

4) конфликт между нормами культуры (Миллер).

При этом считаем необходимым отметить вслед за Ю.А. Клейбергом, что девиантное поведение возникает у человека в процессе коммуникации его с другими людьми, то есть мы «учимся» девиантному поведению у общества.

Интеграция рассмотренных выше определений и предпосылок формирования девиантного поведения происходит в книге Е.В. Змановской «Девиантология», где автор выделяет критерии нормы поведения. Критерии показывают междисциплинарный и дискуссионный характер девиантного поведения, так как в них учтено многообразие точек рассмотрения этого понятия.

Статистический критерий отмечает, что «нормально все, что встречается часто, то есть не реже чем в 50% случаев».

Психопатический критерий связывает девиантное поведение с акцентуациями характера, однако отмечается, что поведение многих людей с акцентуированным характером не является девиантным. по мнению К. Леонгарда, в развитых странах около 50% населения относятся к акцентуированным личностям . Социально-нормативный критерий отмечает определяющее значение общественных норм в проблеме девиантного поведения. В результате нарушения норм поведения возможны проявления социальной дезадаптации личности, при которых имеют место расхлждения между реальным социальным статусом человека и его индивидуальным осознанием.

И, наконец, индивидуально-психологический критерий обращает внимание на самореализацию личностного потенциала каждого человека, неповторимого, а потому чем-либо отличающегося от заданных стандартов.

Попробуем вывести определение девиантного поведения для данной работы, включив в него наиболее важные, на наш взгляд, характеристики, опираясь на точки зрения таких ученых, как Г.И. Колесникова, Е.А. Байер, Ю.А. Клейберга и Е.В. Змановскую.

Девиантное поведение - это устойчивое в данный период времени поведение человека, нарушающее общественные нормы и причиняющее ущерб окружающим и самому человеку, возникающее в процессе коммуникации.

Таким образом, выделим следующие определяющие характеристики девиантного поведения:

1) нарушение общепринятых социальных норм;

2) повторяемость, устойчивость отклонения в поведении человека;

3) общественная обусловленность возникновения девиантного поведения;

4) возможность определения ранних признаков девиантного поведения, так как оно не возникает «из неоткуда»;

5) причинение ущерба окружению человека и самому человеку;

6) потенциальная возможность коррекции проявлений девиантности.

Исходя из выделенных характеристик, можно сказать, что теоретически возможна коррекция девиантного поведения, а также его профилактика. Трудность заключается в том, чтобы выявить ранние признаки девиации. Выявлением их следует заниматься в детстве, а потому необходимо привести характеристику поведенческого развития в младшем школьном возрасте.

Ведущим видом деятельности ребенка в младшем школьном возрасте, согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконин, является учение. Следовательно, своего пика достигает интеллектуальное развитие детей в этом возрасте. Немов Р.С. говорит, что немалую роль в данном процессе играет общение с окружающими - учителями и школьниками - появление которых расширяет сферу и содержание общения . С одной стороны, новое окружение помогает ребенку значительно продвинуться в своем развитии, но с другой стороны, сталкивает взрослеющего человека с проблемами в общении, которые, как правило, неизбежны в силу недостаточности социального опыта ребенка. отсюда вытекают внешние проявления дезадаптации ребенка к новой среде - девиантное поведение. Значительная часть учащихся начальной школы характеризуется «неспособностью к полноценной саморегуляции» (Р.С. Немов), что выражается в недостаточной контролируемости психических процессов и чувств. Из этого можно сделать вывод, что причины девиаций в поведении младшего школьника обусловлены не только его психологическим дискомфортом, но и особенностями его физиологии: имеется в виду несформированность организма ребенка. Виды девиаций младших школьников будут подробно раскрыты в пункте «Ранние признаки девиантного поведения», так как девиантное поведение как таковое в данном возрасте не формируется, а «накапливает потенциал» для развития.

Алкоголизм и девиантное поведение

С давних пор человечеству известны опьяняющие напитки. Изготавливались они из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества...

Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков

Девиантное поведения относится к тем противоречивым психологическим понятиям, в определении которых учёные расходятся Существует много определений этому понятию. И психологи, и социологи связывают девиантное поведение с понятием нормы...

Влияние характера на девиантное поведение

Волевая сфера подростков с девиантным поведением

Поведение, отклоняющееся от групповых норм, ролевых требований, вызывает интерес с точки зрения причин его возникновения...

Девиантное поведение

В настоящее время проблема девиантного поведения подростков приобрела особую значимость в связи с общесистемным кризисом нашего общества. Размытость норм, ослабление социальной регуляции искажает культурные и духовные устои...

Исследование влияния акцентуации характера на девиантное поведение подростков

Поведение, отклоняющееся от групповых норм, ролевых требований, вызывает интерес с точки зрения причин его возникновения. История изучения отклоняющегося поведения богата разнообразными и принципиально отличными тенденциями в их понимании...

Исследование девиантного поведения у старших подростков

Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока еще не привели к созданию единой классификации. Трудности можно объяснить несколькими обстоятельствами...

Наркомания как форма девиантного поведения подростков

Девиантным называют поведение, отклоняющееся от действующих социальных норм. Девиантное поведение человека можно также обозначить как систему поступков или отдельные поступки...

Нарушение пишевого поведения

Девиантное поведение (в клинической психологии) (от англ. deviation -- отклонение) -- система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам (правовым, этическим...

Особенности девиантного поведения подростков, воспитывающихся в приюте

Трудные дети: что стоит за этим всем известным и, к сожалению, давно привычным термином? Для милиционера - это хулиган, для учителя - «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников...

Психогенетика девиантного и ассоциативного поведения

В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое...

Психологическое сопровождение подростков склонных к девиантному поведению

Девиантным (отклоняющимся) поведением, как правило, называют поведение, отклоняющееся от принятых социальных норм и правил ...

Работа социального педагога с девиантными подростками

"Переходный", "трудный", "критический возраст"… Эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости...

Формы девиантного поведения подростков

Одной из наиболее эффективных форм воздействия на личность с отклоняющимся поведением является поведенческая коррекция. Здесь особая роль отводится квалификации консультанта и элементу сотрудничества между подростком и психологом...

Отклоняющееся поведение.

Девиация и моральные различия.

Начиная с самого раннего детства повседневная жизнь содер­жит множество восприятий нами людей, которые тем или иным образом отличаются друг от друга. В классе белых детей есть один черный ребенок; есть девушка, подпирающая стену на вечеринке; есть физически увечные и психически неуравновешенные. Однако имеется и другой тип различий. Есть мальчик, который выражает свое возмущение, когда остальные в группе смеются над грязной шуткой; есть голубь в офисе, наполненном ястребами, или, коли уж на то пошло, - ястреб на вечеринке с коктейлями, устроен­ной голубями. Эти различия непохожи на упомянутые прежде (или кажутся таковыми), поскольку являют собою преднамерен­ное отрицание ценностей или норм группы. Быть черным, или за­стенчивым, или калекой - это условие, налагаемое на индивида. С другой стороны, быть жеманным или политическим нонконфор­мистом - это акт выбора. <...>

Термин, который обычно используют сегодня социологи для такого типа различий, именуется девиация. Как мы увидим да­лее, девиацию определяли и объясняли по-разному. Однако сре­ди социологов существует широко распространенное согласие по поводу этого базового понятия: девиация всегда относится к та­кому поведению, которое является нарушением правил, вырабо­танных данным сообществом или группой. Другими словами, понятие девиация подразумевает прежде всего моральное отли­чие. Оно относится к отказу или, может быть, неспособности индивида или группы придерживаться тех моральных норм, ко­торые превалируют в том социальном контексте, о котором идет речь. <...>

Типичное - это то, о чем думают как о нормальном. Отклоне­ние от типичности всегда вызывает тревогу, потому что ставит под вопрос то, в чем люди убеждены как в нормальности. <...> Представления людей о нормальности упорядочивают их опыт.

Вопросы и задания. 1) Какие из приведенных автором приме­ров относятся к девиантному поведению? 2) В чем различие ме­жду девиантным поведением и другими поведенческими актами?

3)Сформулируйте определение понятия «девиантное поведение». 4) Какое поведение, по мнению авторов, является девиантным? 5) Приведите примеры (из жизни или литературы), когда инди­вид отказывался от моральных норм, превалирующих в какой-то социальной группе. 6) Приведите примеры (из жизни или лите­ратуры), когда индивид был неспособен выполнять моральные
нормы, превалирующие в какой-то социальной группе. 7) Как социальная группа реагирует на тех, кто не может или не хочет придерживаться моральных норм, превалирующих в данном со­циальном сообществе? Приведите примеры. 8) Как по-вашему, в чем причина отторжения социальной группой людей с девиантным поведением? 9) Какую причину отторжения социумом лю­дей с девиантным поведением называет автор? 10) Чем автор объ­ясняет, что данная причина приводит к отторжению социумом людей с девиантным поведением? 11) Опираясь на свой жизнен­ный опыт, приведите примеры, иллюстрирующие утверждение автора.

2. Исследователи девиантного поведения придержи­ваются разных точек зрения на его причины. Познакомь­тесь с некоторыми из них:

    Девиантами не становятся, а рождаются.

    Причиной девиантного поведения являются ошибки в вос­питании.

    Причиной девиантного поведения является асоциальная внешняя среда.

    Причины девиантного поведения заложены в национальной субкультуре.

    Причиной девиантного поведения является нищета.

С какими точками зрения вы согласны? Обоснуйте свою позицию.

    Гражданка Н. каждый день без просьб с чьей-либо стороны подметает лестничную клетку на своем этаже, а раз в неделю ее моет. Соседи не раз обращали ее внимание на то, что это должен делать уборщик, который за это по­учает зарплату. На это она постоянно отвечает, что не хочет, чтобы ее дети и приходящие к ней друзья видели грязь лестничной клетке, так как ей из-за этого стыдно.

Является ли поведение гражданки Н. отклоняющимся? приведите не менее двух аргументов, подтверждающих ЩУ оценку поведения гражданки Н.

4. Государство X объявило войну государству Y . Узнав об этом, группа молодых граждан государства X провела митинг протеста перед зданием своего парламента.

    Назовите условия, при которых данное поведение мо­лодых граждан будет рассматриваться как девиантное.

    Назовите условия, при которых данное поведение мо­лодых людей будет рассматриваться как нормальное.

5. Семья М. переехала в другой город, и 1 сентября их сын пошел на занятия в новую школу. Его знакомство со школой началось с того, что он заблудился и попал не в тот кабинет. Открыв же дверь своего класса, ученик споткнул­ся и упал, а весь класс дружно рассмеялся. Затем он не­правильно назвал имя классного руководителя, а в довер­шение уронил ранец, из которого выпали учебники и покатились шариковые ручки, что вызвало новый взрыв смеха в классе. От смущения подросток расплакался.

Как по-вашему, является ли данное поведение ученика отклоняющимся? Приведите аргументы, подтверждающие вашу точку зрения.

Является ли поведение класса отклоняющимся? Приве­дите один аргумент для обоснования своей точки зрения.

6. Люди с отклоняющимся поведением, особенно в самых крайних его проявлениях, такие, как преступники, прино­сят обществу немалый вред, калечат жизни, судьбы людей, поэтому издревле проблема защиты общества от преступни­ков занимала умы человечества. Высказывались и выска­зываются разные точки зрения: от пессимистических до оптимистических. С какой позицией вы согласны? Аргу­ментируйте свою точку зрения.

1. Человека формирует среда, и вина общества в том, что вырос преступник, значительнее, чем его самого. Поэтому обще­ство не имеет права лишать преступника жизни, оно должно ис­купить свою вину перед оступившимся человеком и сделать все, чтобы превратить его в полноценного члена общества.

2. Преступники своей жестокостью порождают зло. Их без­наказанность способствует развращению слабых, а особенно несо­вершеннолетних, поэтому преступность должна караться очень жестоко, чтобы люди, склонные к преступлению, боялись после­дующего возмездия.

3. Нельзя всю вину сваливать на общество. Человек может и должен сам себя воспитывать, поэтому вина каждого преступ­ника в собственном нравственном падении ничуть не меньше, и он должен нести ответственность согласно тяжести совершенного правонарушения.

1

Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме девиантного (отклоняющегося поведения) у детей младшего школьного возраста. Девиантное поведение как определенный конструкт изу­чалось разными научными направлениями и школами в аспекте различных понятий, таких, как: «отклоняющееся поведение», «асоциальное поведение», «антисоциальное поведение», «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение», «деструктивное поведение», «аморальное поведение». Разнообразие теорий, принципов, подходов к толкованию данного понятия дает возможность более полно и обстоятельно рассматривать явление девиантного поведения, его истинные причины, своеобразие проявления и специфику формирования. Вопрос определения понятия «девиантное поведение» имеет межпредметный и дискуссионный характер. Исходными для понимания сущности девиантного поведения являются следующие категории: «норма», «социальная норма», «девиация (отклонение)», «патология», «поведение», «поступок», «проступок», которые также рассматриватся автором в данной статье. На основе сопоставления философских, социологических, психологических и педагогических аспектов автор дает свое определение понятию «девиантное поведение».

социальная норма

девиация (отклонение)

патология

поведение

девиантное поведение

1. Ларионова И.А. Формирование готовности социальных педагогов к работе с подростками девиантного поведения в общеобразовательных учреждениях: монография / И.А. Ларионова, О.С. Тоистева. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т 2007. – 194 с.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1988. – 750 с.

3. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: «Соврем. слово», 2005. – 720 с.

4. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост.: В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия». 2008. – 352 с.

5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.

6. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высш. шк., 2004. – 512 с.

7. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.

8. Социологический энциклопедический словарь / ред.-коорд. Г.В. Осипов. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1998. – 488 с.

9. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С.С. Аверинцев, Л.Ф. Ильичев, С.М. Ковалев и др. – 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 815 с.

Проблема девиантного (отклоняющегося) поведения, несмотря на огромное количество эмпирических и теоретических исследований в различных областях научного знания, относится к категории наиболее сложных, неоднозначных и одновременно актуальных. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом прослеживается тенденция к увеличению числа детей с отклонениями в поведении. Кроме того, проблема девиантного поведения в младшем школьном возрасте остается на сегодняшний день недостаточно изученной.

Большинство детей с отклоняющимся поведением испытывают трудности социальной адаптации. Нарушения взаимодействия с социальной средой являются причиной появления отклонений в поведении детей, что, в свою очередь, обусловливает специфику их обучения и воспитания в целом.

Организация и осуществление профилактики девиантного поведения детей предполагает комплексное осмысление понятия «девиантное поведение».

Девиантное поведение как определенный конструкт изучалось разными научными направлениями и школами в аспекте таких понятий, как «отклоняющееся поведение», «асоциальное поведение», «антисоциальное поведение», «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение», «противоправное поведение», «деструктивное поведение», «аморальное поведение». Вопрос определения понятия «девиантное поведение» имеет межпредметный и дискуссионный характер. Разнообразие теорий, принципов, подходов к толкованию данного понятия дает возможность более полно и обстоятельно рассматривать явление девиантного поведения, его истинные причины, своеобразие проявления и специ-фику формирования. Остановимся на вариативности трактования понятия «девиантное поведение».

С.Ю. Бородулина, В.И. Добреньков, И.А. Невский, В.Г. Степанов, М.В. Фирсов отклоняющееся (девиантное) поведение определяют как социальное поведение индивида или группы, которое не соответствует установленным нормам, образцам и правилам, сложившимся в данном обществе, в результате чего эти нормы ими нарушаются.

И.С. Кон уточняет дефиницию понятия «девиантное поведение» как «систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали». Подобным образом рассматриваемое поведение трактуют В.Г. Баженов, А.В. Иванов, Ф.А. Мустаева, В.А. Пятунин, акцентируя внимание на системе поступков, нарушающих манифестирующие нормы и стандарты общества в различных сферах его жизнедеятельности.

По мнению А.Ю. Егорова, Е.В. Змановской, Г.И. Макартычевой, девиантное, или отклоняющееся, поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Точку зрения А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского разделяет С.А. Беличева, которая отмечает, что девиантным (отклоняющимся) поведением называется поведение (социальные отклонения), противоречащее установленным в обществе правовым или моральным нормам и являющееся результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах.

По утверждению Л.В. Мардахаева, чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека в зависимости от его возраста, противоречащее принятым в обществе не только правовым или нравственным нормам, но и ролевым предназначениям .

Врач-психиатр А.Г. Коняхин, а также педагоги И.А. Ларионова и О.С. Тоистева рассматривают девиантное поведение как стереотип поведенческого реагирования, связанного с нарушением соответствующих определенному возрастному периоду социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп, что приводит к социальной дезадаптации .

По мнению А.И. Ложкина, отклоняющееся (девиантное) поведение - это не просто поведение, отличающееся своей необычностью от стандартного, усредненного, а поведение, которое является нежелательным с точки зрения сохранения здоровья или поддержания общественного порядка, так как формируется в силу неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, проявляющихся в различных формах дезадаптации поведения.

В.Ф. Шевчук считает, что под отклоняющимся поведением необходимо понимать совокупность действий и поступков, не соответствующих формализованным или неформализованным социальным нормам, граничащих с социально-психологической деградацией личности и вызывающих негативные психологические эффекты в социальном окружении.

В исследованиях Н.С. Солдатова отклоняющееся (девиантное) поведение представлено как поступок, который может проявляться в виде действия или бездействия человека, может выражаться в словах или отношениях к чему-либо, в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста, в виде деяния, направленного на преодоление каких-то препятствий или ограничений.

Девиантное поведение, по определению Н.Р. Сидорова, - это поведение индивида, последовательно разрушающее сложившую систему межличностных взаимодействий и общения в той человеческой общности, к которой он принадлежит. Психологической основой девиантного поведения индивида являются некоторые характерные особенности динамической системы его смысловых отношений к окружающим людям и себе. Исследователь подчеркивает то обстоятельство, что девиантное (отклоняющееся) поведение личности - это поведение, деструктирующее или разрушающее межличностные взаимодействия, сложившиеся в ходе оптимального течения совместной деятельности, результат которой полезен и ценен для группы в целом.

В.Т. Кондрашенко и С.А. Игумнов обозначают девиантное, или отклоняющееся, поведение следующим образом: «отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья; это нарушения поведения, не обусловленные нервно-психическими заболеваниями».

Ю.А. Клейберг, а также Н.В. Перешеина и М.Н. Заостровцева характеризуют девиантное (отклоняющееся) поведение как специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к обществу. При этом Ю.А. Клейберг отмечает, что девиантные действия выступают в качестве средства достижения значимой цели; как способ психологической разрядки, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности; как самоцель в самореализации и самоутверждении.

Обобщим изложенные выше точки зрения. В большинстве научных трудов, несмотря на некоторые различия, девиантное (отклоняющееся) поведение в целом описывается как действия и поступки людей, не соответствующие традиционным социально-культурным, правовым, моральным нормам, ожиданиям либо паттернам поведения. Однако многие ученые также считают, что девиантное поведение - это, как правило, отрицательные поступки и действия личности, вступающей в конфронтацию с господствующими в обществе правилами, стандартами и ценностями.

Кроме того, в качестве основного критерия девиантного поведения исследователи, с одной стороны, обозначают поведение или совокупность поступков, противоречащих социальным нормам, эталонам, стандартам, а с другой - поведение, не соответствующее социальным ожиданиям.

Таким образом, сущность девиантного (отклоняющегося) поведения заключается в том, что такое поведение всегда формируется на основе несоответствия поведения и деятельности личности правилам и эталонам, распространенным в обществе или конкретной социальной группе и в большинстве случаев имеет разрушительный характер, индивидуально-типологические, возрастные и гендерные особенности проявления, вызывает реакцию осуждения и негативную оценку окружающих, и сопровождается не только социальной и психологической дезадаптацией, но и личностной деструкцией.

Так, в философской литературе девиантное поведение в большинстве случаев рассматривается как отдельные поступки или система поступков, противоречащие как писанным, так и неписанным правовым или нравственным нормам и законам данного общества .

С психологической точки зрения девиантное поведение преимущественно трактуется как совокупность поступков или отдельные поступки, действия, нарушающие принятые в обществе социально-психологические, моральные нормы, правила и принципы; поведение, причиняющее вред (психологический, физический, социальный, моральный) самой личности или обществу в целом и приводящее нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию .

В педагогической науке чаще всего под девиантным поведением понимается устойчиво повторяющееся поведение от заданных или сложившихся традиционно в обществе (группе) социально-нравственных, правовых норм и императивов или признанных стандартов поведения и взаимодействия с окружающей (социальной) средой, нарушение процесса интериоризации и экстраполяции моральных норм и культурных ценностей, а также самореализации и самоактуализации личности в обществе, сопровождающееся ее социальной дезадаптацией .

Как правило, в социологии данным термином («девиантное или отклоняющееся поведение») обозначают поведение (деятельность) человека, не совпадающее с регламентированными социальными нормами, стереотипами, ценностями и ожиданиями, а также социальными ролями и критериями поведения и, как следствие, вызывающее необходимость соответствующего реагирования со стороны окружающих (социальной группы) или общества в целом (например, конфликтные ситуации) .

Представленное дисциплинарное разграничение относительно.

Известно, что термин «отклоняющееся поведение» нередко выступает в качестве синонима понятия «девиантное поведение». Выражение «девиантное поведение» в буквальном переводе с латинского языка - deviation означает «отклоняющийся от дороги». Эти понятия многими учеными, как это было показано выше, рассматриваются как рядоположенные, равнозначные и взаимозаменяемые.

Согласно вышесказанному исходными для понимания сущности девиантного поведения являются следующие категории: «норма», «социальная норма», «девиация (отклонение)», «патология», «поведение», «поступок», «проступок». Подробнее остановимся на рассмотрении данных понятий.

Девиантное (отклоняющееся) поведение, а также девиация традиционно соотносится с понятием «норма», «социальная норма».

В словаре русского языка С.И. Ожегова норма определяется как «узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь» .

В русском толковом словаре В.В. Лопатина и Л.Е. Лопатиной норма - это «узаконенное установление, признанный обязательным порядок, состояние; образец, правило».

С точки зрения педагогики норма (поведения) - это сформированные в определенной культурной среде социально ожидаемые реакции и действия человека определенного возраста, пола и положения на ту или иную ситуацию .

По мнению В.И. Загвязинского и А.Ф. Закировой, норма может носить культурный, профессиональный, ситуационный, возрастной и иной характер. Следовательно, факт отклонения в поведении зависит от культурных, территориальных и других особенностей среды и ситуации, в которых поведение воспроизводится, а также от личностных, возрастных, ролевых, социальных и др. особенностей того человека, который его осуществляет.

Социальная (групповая) норма В.М. Полонским, автором словаря по образованию и педагогике, рассматривается как объективно сложившиеся или принятые и установленные в данной социальной группе требования, стандарты поведения, общения, предъявляемые к индивиду (ребенку, подростку, взрослому), соблюдение которых является необходимым условием регуляции поведения членов этой группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения и выступает необходимым условием включения индивидов в эту социальную группу, общность .

В социологическом энциклопедическом словаре дается следующее определение понятия «социальные нормы» - это образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена какой-либо группы или общества и поддерживается с помощью санкции. Социальные нормы обеспечивают упорядоченность, регулярность социального взаимодействия .

В аспекте толкования данного понятия Ю.А. Клейберг обращает внимание на то, что социальная норма им понимается как обусловленный социальной практикой социокультурный инструмент регулирования отношений между людьми (группами) в конкретно-исторических условиях их жизни и деятельности .

Л.В. Мардахаев девиацию характеризует как «отклонение от нормального положения, строения» , а Ю.Ю. Комлев и Н.Х. Сафиуллин - как «акт отклонения, выходящий за рамки одной или нескольких социальных норм».

В Толковом словаре русского языка понятие «отклонение» - это «несовпадение, нарушение» .

Социальные отклонения, как подчеркивает В.Н. Кудрявцев, это «такие нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью при сходных социальных условиях». Отклонение от нормы называется социальным, прежде всего потому, что социальной является и сама норма.

Итак, понятия «норма» и «отклонение» (девиация) следует рассматривать как взаимозависимые и взаимообусловленные категории. Норма и отклонение всегда подразумевают друг друга, одно без другого не может существовать. Известно, что отклонение без наличия соответствующей нормы невозможно выявить, а норму без отклонения невозможно обозначить и установить.

Следующее понятие, которое имеет определенное значение в контексте изучения девиантного поведения, - «патология».

В Русском толковом словаре патология представлена как «болезненное отклонение от нормы» , а в Педагогическом энциклопедическом словаре Б.М. Бим-Бада патология трактуется как учение о сущности, причинах и симптомах болезней .

В Социологическом энциклопедическом словаре выделяется понятие «патология социальная», обозначающее:

1) человеческие действия, поступки, типы поведения, которые общество расценивает как вредные, подрывающие правопорядок и общественную мораль (преступность, хулиганство, алкоголизм, наркомания и т.д.);

2) различные заболевания, сопровождающие развитие социального организма и ослабляющие его функционирование .

В первом случае дефиниция понятия «патология социальная» совпадает с толкованием сущности девиантного поведения, о чем свидетельствует тот факт, что рассматриваемые понятия в данном литературном источнике отождествляются.

Кроме того, на основе анализа научной литературы было установлено, что «патология» является преимущественно медицинской категорией, а не педагогической.

При изучении девиантного поведения важно также акцентировать внимание и на определении таких понятий, как «поведение», «поступок», «проступок».

Поведение - это «характер поступков, действий» . Поступок и проступок являются единицами поведения. Поступок, в свою очередь, - это «совершенное кем-нибудь действие» . Соответственно, проступок - это «поступок, являющийся нарушением каких-нибудь норм, правил поведения» .

С педагогической точки зрения поведение определяется как осознанный или неосознанный эмоционально окрашенный способ реакции человека на определенную ситуацию, вызванную тем или иным желанием в разных обстоятельствах .

Определенным образом В.М. Полонский рассматривает поступок как сознательное действие или бездействие, позицию, высказанную в словах, действие, направленное на преодоление физических препятствий или поиск истины, в котором человек утверждает себя как личность в своем отношении к группе, обществу, самому себе .

Проступок, по мнению Е.С. Рапацевича, − это действие, нарушающее нравственные и правовые нормы, наказуемое общественным осуждением или штрафом . Следовательно, проступок - это своеобразная форма проявления девиации, так как в основе его определяющим является также нарушение соответствующих норм.

Таким образом, изучение ключевых категорий, составляющих содержание понятия девиантного поведения, указывает на его специфику, проявляющуюся в различных классификациях, подходах, характеристиках девиантного поведения.

На основе сопоставления философских, социологических, психологических и педагогических аспектов понятие «девиантное (отклоняющееся) поведение» можно интерпретировать как негативную и неодобряемую систему поступков или отдельные поступки, действия, жесты, слова, высказывания человека, не соответствующие или противоречащие официально установленным или фактически сложившимся в социуме и государстве нормам, правилам, принципам, представлениям и ролевым предназначениям, а именно ценностно-нормативной системе, на определенном этапе функционирования и развития общества как результат воздействия неблагоприятных факторов, обусловливающих нарушение процесса становления и социализации личности.

Рецензенты:

Белкин А.С., д.п.н., профессор, директор Института фундаментального психолого-педагогического образования Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург;

Поздняк С.Н., д.п.н., профессор кафедры и экономической географии и МОГ Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.

Работа поступила в редакцию 14.11.2012.

Библиографическая ссылка

Ларионова C.O. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1-1. – С. 90-94;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30882 (дата обращения: 24.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!