Формирование физического и психического здоровья человека. Здоровье человека как его физическое, психическое и социальное благополучие

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» - 8 класс

Тема: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.

(слайд 1) ДУХОВНОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Цели:

1. Актуализировать и развить знания учащихся о здоровье, не только физическом, но и духовном и здоровом образе жизни.

2.Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Повторение пройденного материала.

    Беседа

Современный человек невнимателен к себе. Чаще он думает об удовлетворении насущных потребностей, и его более занимают друзья, семья, работа, то, что о нём думают другие люди. О своём здоровье он вспоминает реже, чаще всего, когда теряет его (слайд 3).

Возможность предупреждения заболеваний совершенно не осознана тысячами людей. Между тем в профилактике заболеваний важную роль играет повышение культуры здоровья (слайд 4).

Многие люди склонны верить в новые препараты, целителей, во что угодно, кроме добрых советов, помогающих им изменить свой образ жизни. А именно от образа жизни зависит её продолжительность. Ещё в древности один восточный мудрец мечтал, чтобы в школе каждый день преподавались 4 предмета:

урок здоровья, урок любви, урок мудрости и урок труда (слайд 5,6). Итак, урок здоровья уже давно на первом месте.

В основе философии здоровья лежат открытые наукой закономерности и принципы, единые для всех форм существования живой материи.

Главная мысль- нерасторжимость, единство человека и природы, Земли.

Здоровье – великое благо (слайд 7).

2. Решение задачи (слайд 8)

Продолжительность жизни человека в основном зависит от образа жизни.

Аристотель родился в 384 г., а умер в 322г.

Пифагор родился в 570 г. и умер в 500 г.

Историк Плутарх родился в 46 г. и умер в 127 г.

Кто из учёных родился раньше? Сколько лет прожил каждый из них?

Ответ: Пифагор. Аристотель прожил 62г.; Пифагор-70 лет; Плутарх-81 г.

    Работа над новым материалом

Здоровый человек готов осуществить самые смелые и прекрасные замыслы. Здоровье должно стать стилем жизни, традицией, культурой (слайд 9).

Что такое здоровье?

Здоровье - состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Наши болезни - это последствия наших мыслей, поступков, эмоций.

Проблема здоровья во многом – проблема духовности, совести, любви, т.е. истинных ценностей. Нет на свете лекарств, которые могли бы сделать человека любящим или абсолютно здоровым (слайд 10)

Нет, так как согласно определению по ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), в понятие здоровье включается физическое, духовное, социальное благополучие.

Древние предупреждали:

«Нельзя ограничивать себя в познании, иначе утеряем радость бытия» (слайд 11)

Итак, познавая себя, человек, прежде всего, должен понять, что он есть существо духовное. Здоровье человека закономерно нарушается при отсутствии гармонии тела и души. При этом страдает как психическое, так и физическое состояние.

Наиболее распространённой душевной болезнью являются неврозы (слайд 12).

Отсутствие духовного стержня приводит к ощущению пустоты, скуки, апатии.

Уделом бездуховных людей являются разочарование и отвращение, а в финале неотвратимая расплата, выражающаяся в болезнях, животном страхе и ужасе от сознания бессмысленности, неудовлетворённости своей жизнью и безысходности.

В основе традиционных неврозов лежат конфликты человека с самим собой и другими людьми. Причинами внутренних и внешних конфликтов являются человеческие страсти, желания, которые вступают в противоречие или между собой, или с желаниями окружающих (слайд 13).

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ЧЕЛОВЕКУ БЫТЬ ДУХОВНЫМ И ПСИХИЧЕСКИ БОГАТЫМ

ТРУД

Труд является очень важным фактором в жизни человека. Только движение, только действие порождает энергию. Труд должен быть постоянным, ритмичным, сознательным и радостным. Радостный труд особенно важен для здоровой психической энергии (слайд 14).

ИСКУССТВО

Искусство и красота нужны не только для украшения жизни, но и для накопления психической энергии (слайд 15).

МЫСЛЬ

Люди часто не задумываясь о последствиях, говорят друг другу гневные слова, а в пространство бросают гневные мысли. Мысли неозвученные могут быть не менее опасны. Если они злонамеренные, они могут отнимать у людей не только здоровье, но и жизнь. Всем известно, что доброе слово лечит, а злое калечит. Но как нам трудно бывает сказать добрые и ласковые слова, которые так необходимы нашим близким (слайд 16).

Оказывается, люди, даже очень хорошие, не умеют говорить. Вернее, просто стесняются, робеют. А робеют потому, что не могут подобрать правильных, добрых слов. Человек чувствует не словами, но свои чувства определяет именно с их помощью (слайд 17).

И работа нашего мозга зависит от речи. Если мы по каким-то причинам лишаемся возможности говорить - это может привести к различным нарушениям психики и сбоям в работе всего организма.

Почему-то все хорошие дела других людей мы воспринимаем, как должное и почти не ценим их. Ведь без ласки и доброго слова человек угасает. Если мы не можем выразить свои положительные эмоции словами, то не получаем их в ответ и от других людей. В результате мы теряем жизненные силы и здоровье.

Духовный путь наверх начинается с чувства благодарности. Попробуйте благодарить своих близких за любую мелочь, и обстановка в доме начнёт меняться.

Заведите тетрадь, в которой вы будите описывать положительные качества характера своих близких. Про себя тоже можно писать, и тоже только хорошее. Приложение 1.

Нам всем не хватает настоящего самоуважения. Зато комплексов у нас много.

Любая работа со словами – это отличная профилактика многих заболеваний и хороший способ развить свои умственные способности.

Долгожители, как правило, люди весёлые и жизнерадостные. Они не любят обсуждать ничего негативного, что способствует замедлению работы мозга и преждевременному старению (слайд 17).

В словах скрытая великая сила. И только от нас будет зависеть, сможем ли мы воспользоваться этой силой (слайд 18).

Раздражение

Известно, что человек за 5 минут крика от раздражения теряет столько энергии, что для её восстановления потребуется неделя (слайд 19).

Страх

Во время страха биополе человека резко уменьшается и может уменьшиться до такой степени, что человек умрёт мгновенно. Поэтому надо всю жизнь учиться побеждать страх.

Сожаление и зависть

Сожаление и зависть притянут к человеку целый рассадник несчастий (слайд 20)..

Лень

Лень, бездействие, неподвижность – убийцы психической энергии. Нужно полюбить движение не только внешнее, но и внутреннее. Духовная лень более опасна, чем физическая (слайд 21).

Неуравновешенность

Беспокойство, растерянность, суетливость, нервные движения, чрезмерная жестикуляция, болтливость – всё это ведёт к напрасной растрате психической энергии. К сожалению, чаще всего люди озабочены здоровьем тела, при этом не понимают, что сначала надо оздоровить дух. Возможно, мы научимся ценить то, «что имеем – не храним», и сделаем всех более счастливыми. Разумный человек делает единственно правильный выбор – приоритет здоровья для успешной жизни. Насилием, навязыванием этого не достичь (слайд 22).

Каждый человек должен сознательно сделать свой выбор – образ жизни, ведущий к здоровью (слайд 23).

    Итог урока.

Ученикам раздается памятка « Наиболее Приложение 2.

- Назовите наиболее важные факторы, которые определяют уровень здоровья конкретного человека.

Наследственность, состояние среды обитания, состояние службы здоровья, индивидуальный образ жизни (слайд 23).

Приложение 1

Положительные качества характера

Мама –

Папа –

Бабушка –

Дедушка –

Брат –

Сестра –

Я -

Приложение 2

« Наиболее важные факторы, которые определяют уровень здоровья»

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ЧЕЛОВЕКУ БЫТЬ ДУХОВНЫМ

И ПСИХИЧЕСКИ БОГАТЫМ

ТРУД является очень важным фактором в жизни человека. Только движение, только действие порождает энергию. Труд должен быть постоянным, ритмичным, сознательным и радостным. Радостный труд особенно важен для здоровой психической энергии.

ИСКУССТВО и красота нужны и для украшения жизни и для накопления психической энергии.

МЫСЛЬ - люди часто не задумываясь о последствиях, говорят друг другу гневные слова, а в пространство бросают гневные мысли. Мысли неозвученные могут быть не менее опасны. Если они злонамеренные, они могут отнимать у людей не только здоровье, но и жизнь.Доброе слово лечит, а злое калечит. Но как нам трудно бывает сказать добрые и ласковые слова, которые так необходимы нашим близким. Люди не умеют говорить, вернее, просто стесняются, робеют, не могут подобрать правильных, добрых слов. Человек чувствует не словами, но свои чувства определяет именно с ихпомощью. В словах скрытая великая сила. И только от нас будет зависеть, сможем ли мы воспользоваться этой силой.

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ РАСТОЧАЮТ ПСИХИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ

РАЗДРАЖЕНИЕ - известно, что человек за 5 минут крика от раздражения теряет столько энергии, что для её восстановления потребуется неделя.

СТРАХ - во время страха биополе человека резко уменьшается и может уменьшиться до такой степени, что человек умрёт мгновенно. Поэтому надо всю жизнь учиться побеждать страх.

СОЖАЛЕНИЕ И ЗАВИСТЬ притянут к человеку целый рассадник несчастий.

ЛЕНЬ, бездействие, неподвижность – убийцы психической энергии. Нужно полюбить движение не только внешнее, но и внутреннее. Духовная лень более опасна, чем физическая.

НЕУРАВНОВЕШЕННОСТЬ, беспокойство, растерянность, суетливость, нервные движения, чрезмерная жестикуляция, болтливость – всё это ведёт к напрасной растрате психической энергии. К сожалению, чаще всего люди озабочены здоровьем тела, при этом не понимают, что сначала надо оздоровить дух. Нужно ценить то, что имеем. Разумный человек делает единственно правильный выбор – приоритет здоровья для успешной жизни. Насилием, навязыванием этого не достичь.

Каждый человек должен сознательно сделать свой выбор – образ жизни, ведущий к здоровью.





Критерии определяющие здоровье человека: - Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие - Нормальное функционирование организма в системе «человек – окружающая среда» - Умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде - Отсутствие болезни - Способность к полноценному выполнению основных социальных функций.





Составляющие здорового образа жизни Режим дня; Умеренное и сбалансированное питание; Достаточная двигательная активность; Закаливание; Личная гигиена; Грамотное экологическое поведение; Отказ от вредных привычек; Безопасность поведения в быту, на улице, на производстве, обеспечивающие предупреждение травматизма.


Факторы влияющие на здоровый образ жизни. Факторы риска естественной природной среды; Факторы риска антропогенной, техногенной среды; Факторы риска связанные с урбанизацией; Факторы риска связанные с производственной средой; Факторы риска микросоциальной (бытовой) среды; Генетические факторы риска.


Факторы риска, зависящие от образа жизни. Табакокурение; Употребление алкоголя; Наркомания; Нерациональное питание; Малоподвижный образ жизни; Злоупотребление медикаментами, самолечение; Нервно – эмоциональный срыв, некоммуникабельность; Монотонная, однообразная жизнь; Неправильный режим труда и отдыха; Одиночество; Неискренние, агрессивные неправильные отношения с близкими людьми.


Факторы, сохраняющие здоровье Общение с природой, как средства для снятия нервно – эмоциональных нагрузок, восстановление сил и душевного равновесия; Влияние социальной и природной среды; Роль личной и общественной гигиены; Значение двигательной активности, чередование умственного и физического труда; Соблюдение режима дня, труда и отдыха; Закаливание организма как основа повышения устойчивости к простуде, инфекциям, физическим и нервным перегрузкам.


Факторы, нарушающие здоровье Инфекции; Переохлаждение и перегревание организма; Неправильное питание; Малоподвижный образ жизни; Травмы; Употребление алкоголя, наркотиков, курение; Различного рода облучения, в том числе ультрафиолетовыми и рентгеновскими лучами; Умственное и физическое перенапряжение; Избыточный производственный и бытовой шум; Недостаточный сон; Неполноценный отдых.

Введение

Здоровье – понятие комплексное, включающее физическое, психическое и социальное благополучие.

Наше здоровье зависит от ряда факторов – наследственности, условий труда и быта, состояния воздуха, воды, качества пищи, места проживания, отношений в семье и школе, но больше всего (от 50% до 60%) от образа жизни. Этот фактор, в свою очередь, зависит от нас самих, - от организации процессов деятельности, поведения, взаимоотношений с окружающими.

Здоровый образ жизни – это достаточный сон, регулярная физическая активность, сбалансированное питание без переедания, позитивное мышление, отказ от вредных привычек (курения, спиртных напитков, наркотических веществ).

Научно-технический процесс облегчил труд человека и одновременно снизил двигательную активность по сравнению с началом двадцатого столетия в 100 раз. Гиподинамия приводит к снижению физической и умственной работоспособности, уменьшению резервных возможностей организма, ухудшению функционального состояния, что, в конечном итоге, ведет к хроническим заболеваниям.

Двигательная активность и, в частности, физические упражнения, являются естественной потребностью человеческого организма, непосредственно воздействую на функцию всех органов и систем. Установлено, что физически подготовленные люди в два реже болеют. Еще в 18 веке знаменитый французский врач Тиссо писал, что ни одно лекарство в мире не может заменить действия движения. Великий русский физиолог И.П.Павлов говорил о “мышечной радости” после выполнения физических упражнений.

Занятия физкультурой и спортом развивают не только физические качества, но и формируют характер, способствуя успешной трудовой и профессиональной деятельности.

Регулярность тренировок, преодоление физических нагрузок, соревновательная конкуренция, дисциплинированность, командная сплоченность способствуют подготовке к будущей профессии, помогают найти решение в сложной ситуации, формируют целеустремленность, самообладание, стойкость характера. Примеров тому великое множество, когда люди, состоявшиеся в спорте, добивались карьерного роста в профессиональной деятельности, далекой от спорта.

В Древней Элладе спартанцы с детства проходили серьезную физическую подготовку, становились не только полководцами, но и выдающимися политическими деятелями, так например, царь Леонид, Аристотель, Плутарх, Платон одновременно с риторикой и философией занимались гимнастикой и борьбой.

Подобных примеров множество, когда занятия физической культурой и спортом способствуют формированию характера, позволяя человеку добиваться больших успехов в профессиональной деятельности.

Однако движения должны быть рациональными, оптимальными для организма в зависимости от пола, возраста и индивидуальных особенностей. В школьном возрасте происходит формирование основных органов и систем, и важнейшую роль в этом играют систематические занятия физическими упражнениями. Особенно важно следить за осанкой, улучшать деятельность дыхательной мускулатуры. Формирование опорно-двигательного аппарата происходит при оптимальном уровне физических нагрузок. В своем исследовании я хочу проанализировать факторы, которые влияют на здоровье человека и дать ответ на вопрос, какие из них являются основными средствами укрепления здоровья.

Утренняя гимнастика

Занятия утренней гимнастикой улучшают деятельности мышц, костей, суставов, внутренних органов и нервной системы, повышают общий тонус организма, приносят ощущение бодрости, подготавливают к предстоящим рабочим и бытовым нагрузкам.

Продолжайте ежедневные занятия утренней гимнастикой.

Утреннюю гимнастику проводите в хорошо проветренном помещении, а в теплое время года – на свежем воздухе. Одежда должна быть свободной и не стеснять движений. Лучше всего заниматься в тренировочном костюме или в трусах и майке и в легкой спортивной обуви.

Если во время или после занятий утренней гимнастикой будут появляться неприятные ощущения в области сердца, головокружение, одышка, сердцебиение, обратитесь за советом к врачу.

Утренняя гигиеническая гимнастика

Есть прекрасное средство ускорить пробуждение организма, привести его в бодрое состояние – специальные физические упражнения, так называемая зарядка. Небольшой комплекс движений активизирует кровообращение, дыхание, деятельность кишечника. Многочисленные импульсы, возникающие в мышцах, сухожилиях, суставах, поступают в соответствующие центры головного мозга, которые стимулируют работу различных органов, повышая их работоспособность и всего организма в целом. Зарядка имеет и воспитательное значение - она дисциплинирует, вырабатывает волю, уверенность в своих силах.

Физическая активность – путь к здоровью

Что такое физическая активность

Физическая активность – это движение тела при помощи мышечной силы, сопровождающееся расходом энергии. Бурное развитие современных технологий в последнее столетие резко снизило уровень физических нагрузок людей, а малоподвижный образ жизни стал обычным явлением современной жизни.

Научные исследования убедительно доказали, что низкая физическая активность способствует повышению артериального давления, является фактором риска развития болезней сердца и сосудов, сахарного диабета, остеопороза и других.
Движение и здоровье

В период роста и развития человека движение стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов. Большая подвижность детей и подростков благоприятно воздействует на их головной мозг и способствует развитию умственной деятельности.

Двигательная активность должна соответствовать потребностям вашего организма. Она должна быть для него оптимальной. Недостаток движения приводит к гиподинамии – у ученика ухудшается кровообращение, дыхание и пищеварение. Ухудшается память, внимание, снижается умственная и физическая работоспособность. Человек чаще болеет. Высокий уровень физического развития будет благоприятно влиять и на ваши умственные способности.

Какова роль физической активности в жизни человека

Физическая активность является одним из ключевых аспектов здорового образа жизни:


  • она делает человека физически привлекательным;

  • существенно улучшает его здоровье;

  • увеличивает продолжительность жизни и улучшает ее качество;

  • снижает риск развития многих заболеваний;

  • помогает справиться со стрессами и избежать депрессии;

  • помогает поддерживать нормальную массу тела.

Что вы должны знать о физической активности:


  • Занятия должны быть регулярными 5 раз в неделю;

  • должен пройти хотя бы час после еды, прежде чем Вы приступите к занятиям;

  • продолжительность занятий, в среднем, 30 минут в день;

  • начинать физические упражнения надо в медленном темпе, постепенно повышая их интенсивность. Это обеспечит Вам максимальную пользу с минимальным риском для здоровья.

  • учитывайте свои привязанности, выбирая вид физических упражнений (ходьба, подвижные игры, аэробика и т.д.);

  • проводить занятия можно в любое время – утром или вечером, ориентируясь на свои биоритмы (“сова” или “жаворонок”);

  • выполнять упражнения надо в удобной обуви и одежде;

  • периодически меняйте вид физических упражнений, чтобы устранить элемент монотонности;

  • занимайтесь достаточно, чтобы слегка запыхаться и разогреть мышцы. Вы не должны задыхаться;

  • необходимо следить, чтобы во время занятий не было одышки, болей и перебоев в области сердца, отеков, головокружения. Если во время физических нагрузок Вы почувствовали эти симптомы, значит, нагрузка для вас чрезмерная, ее надо снизить или совсем прекратить.
Компьютер и здоровье

Интенсивное внедрение электронно-вычислительной техники в нашу жизнь сделало компьютер практически повседневным бытовым прибором, использующимся как на производстве, так и в учебных заведениях, домашних условиях.

Установлено, что компьютерные технологии, являясь великим достижением человека, имеют и отрицательные последствия для здоровья. На пользователей персональными компьютерами (ПК) воздействуют электромагнитные излучения видимого спектра, крайне низких, сверхнизких и высоких частот, электростатические поля, создаваемые компьютерами и другими источниками. Специфические светотехнические характеристики дисплеев ПК предъявляют высокие требования к зрительной системе человека, большую нагрузку испытывает опорно-двигательный аппарат организма. Возможным неблагоприятным фактором световой среды является несоответствие нормативным значениям уровней освещенности рабочих поверхностей стола, экрана, клавиатуры. Работа с использованием ПК сопровождается значительным нервно-эмоциональным напряжением. В результате длительной работы компьютеров, а также при недостатке площади на одно рабочее место, несоблюдение режима проветривания в помещениях наблюдается существенное нарушение аэроинного режима и параметров микроклимата, что оказывает неблагоприятное влияние на человека.

С целью профилактики нарушений здоровья пользователей ПК предъявляются серьезные требования к технике, организации рабочего места, режиму труда и отдыха. Важным фактором обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья являются регламентированные перерывы в работе с ПК. Так, непрерывная длительность работы с фиксацией взора на экране монитора в течение урока не должна превышать 15 минут для учеников младших классов. Для учащихся 5-7 классов этот период составляет 20 минут, для 8-9 классов – 25 минут, а для учеников 10-11 классов – не более 50 минут. Игры на компьютере необходимо ограничить во времени и не проводить их перед сном.

После занятий на компьютере для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения рекомендуют использовать обычные физические упражнения (разминка) в течение 5-10 минут. Для снятия напряжения зрения необходимо проводить «зрительную гимнастику». Даже небольшой, но регулярной, продолжительности упражнений для глаз (1-2 минуты) достаточно, чтобы глаза отдохнули. У детей, длительно работающих на компьютере, может появиться ослабление остроты зрения вдаль – близорукость. Поэтому надо следить за соблюдением режима работы на ПК.

Мир меняется, и без информационных технологий представить нашу жизнь невозможно. Однако бесконтрольное длительное пребывание школьника у компьютера может привести к развитию невротического расстройства – компьютерной зависимости. Это происходит не при учебных занятиях на компьютере, а при участии в компьютерных играх, общениях в чатах, бесцельном рыскании по интернету и в социальных сетях. Подросток забывает о своих делах, постепенно компьютер заменяет ему реальное общение с друзьями, родственниками. Имея в виртуальном мире множество «друзей» в социальной сети, виртуозно побеждая монстров в компьютерных играх, он в реальной действительности затрудняется при выполнении обычных школьных заданий, засыпает на уроках, теряется при общении со сверстниками. Для преодоления интернет-зависимости американский психолог Кимберли Янг предлагает рациональные советы подростку:


  • Займи себя чем-нибудь другим в то время, кода садишься за монитор.

  • Заставь других ограничить себя, объяви всем, что ты больше не будешь сидеть в «контакте», напиши об этом на своей странице. Попроси сетевых друзей контролировать тебя.

  • Выходи из дома чаще.

  • Установи четкий график работы: компьютер – 2 часа в день.

  • Займись делом. В мире есть куча интересных дел помимо интернета. Сделай свою жизнь насыщенной событиями, что у тебя не было времени бездельничать за компьютером.
Гармоничное развитие подростка

Исследования ученых показали, что двигательная активность школьников снижается по мере их взросления. Недостаток движений ведет к излишней полноте. Дети растут вялыми, не играют в подвижные игры, уклоняются от уроков физкультуры. Физическая неполноценность отражается на их характере. Тучные малоподвижные дети меньше общаются с товарищами, становятся замкнутыми. Без преувеличения можно сказать, движения столь же необходимы для нормального роста и гармонического развития молодого организма, как и прием пищи.

Дети мечтают стать такими же ловкими, быстрыми, сильными, какими видят на стадионе, в кино или по телевизору прославленных мастеров спорта. И это их желание надо всячески поддерживать. Яркие впечатления, связанные с играми и спортом в детстве остаются в памяти на всю жизнь.

Сама природа наградила детей естественной потребностью в движении. Разнообразные движения, особенно на свежем воздухе, необходимы для роста и жизнедеятельности ребенка. Неоценимую услугу здоровью оказывают даже кратковременные занятия физическими упражнениями. Это лучше, чем полная бездеятельность. Однако, наибольшую пользу приносят упражнения, выполняемые в системе, в определенное время дня, в разных формах, в сочетании с закаливанием организма. Все это - составляющие понятия “физическое воспитание”. Цели и задачи физического воспитания в семье – укрепление здоровья, улучшение физического развитии, воспитание правильной осанки и культуры движений.

Физическое воспитание детей, особенно младшего школьного возраста, становится все более необходимым. Современные дети рождаются не только с большей массой тела, чем раньше, но и с большей, как говорят медики, энергией роста и развития. Они стали все чаще болеть “взрослыми болезнями”. Для закаливания организма, формирования правильной осанки, развития двигательных и других качеств у школы и семьи возможности примерно одинаковы.

Режим дня.

У вас может возникнуть вопрос: а нужен ли подростку распорядок дня? Давайте разберемся! Каждый наш день насыщен различными занятиями учебой в школе, чтением, спортом, музыкой, помощью по дому, встречами с друзьями и т.д. Чтобы это всё успеть и вместе с тем иметь достаточно времени для отдыха, надо уметь правильно организовать свой день.

Правильный распорядок дня, основанный на разумном сочетании физического и умственного труда, пассивного и активного отдыха, создаёт оптимальные условия для жизни и деятельности человека.

Режим дня – основа физического воспитания, как и воспитания вообще. Школьники, которые в разное время садятся за выполнение домашних заданий, трудно включаются в работу, быстро устают. Дети, приученные делать уроки в одно и то же время, выполняют их без принуждения, быстро и без утомления. Режим дня полезен уже потому, что обеспечивает ритмичное чередование видов занятий, предупреждая тем самым излишнюю усталость. Поскольку каждый ребенок индивидуален, имеет разные задания, личные увлечения, учесть их можно, прежде всего дома. И родители должны сами разработать общий режим семьи и распорядок дня для каждого ребенка. Обязательно надо контролировать соблюдение режима, добиваться неукоснительного исполнения его.

Почему это важно? Ребенок пошел в школу. У него появились непривычные нагрузки, новые обязанности. Меньше стало времени на игры. Сразу же появляется дефицит движений, составляющий, по научным данным, до 40 %. Для компенсации этой естественной потребности нужно не менее 2 ч активных движений за сутки. Основой основ режима любого школьника должно быть обеспечение достаточной двигательной активности.

В основе здорового образа жизни лежит правильным режим жизнедеятельности. Режим – это правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение одного дня, недели, месяца, года.

Большое значение для здоровья имеют продолжительность сна в зависимости от возраста, время отхода ко сну и пробуждения, количество и время приемов пищи, двигательная активность и активный отдых на открытом воздухе. Очень важно заблаговременно настроить организм на определенный вид деятельности: тогда в этот процесс органично включаются все его системы и органы, обеспечивающие успешную деятельность.

Это интересно

Знаменитый исследователь Арктики Отто Шмидт в 14 лет составил план всей своей будущей жизни. План включал книги, которые надо прочесть, науки, которые надо изучить, цели, которые надо достичь. Правда, после подсчетов оказалось, что на выполнение всего намеченного ему понадобиться 900 лет! Пришлось сокращать и ужимать программу до 150 лет. Самое же удивительное то, что расписанное на 150 лет ему удалось сделать за 64 года жизни. Он добился выдающихся результатов в математике, физике, астрономии, выдвинул собственную гипотезу об образовании Солнечной Системы, стал академиком. Помогли ему в этом исключительная воля плюс строгий режим в течение всей жизни.

Заслуживает внимания точка зрения, согласно которой в качестве слагаемых здоровья выделяются такие социально значимые критерии, как продолжительность жизни, умственная и физическая работоспособность, воспроизводство здорового потомства. Однако при использовании количественных критериев упускаются из вида существенные различия между понятиями «личное здоровье» (здоровье человека как индивида), «групповое здоровье» (семья, социальная, профессиональная, демографическая группа), «здоровье населения» и, наконец, «общественное здоровье».

Н.М. Амосов, исходя из возможности использования понятий кибернетики, полагает, что здоровье – это исполнение нормальных физиологических программ жизни, а болезнь – состояние неустойчивого режима этих саморегулирующихся систем, возникшее в результате чрезвычайных или необычных внешних воздействий или дефектов собственных программ. Он предлагает понятие «количество здоровья», определяемого как сумма «резервных мощностей» основных функциональных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.). В свою очередь, резервные мощности выражаются через «коэффициент резерва» – максимальное количество функции, соотнесенное с ее нормальным уровнем. Основываясь на этом определении, можно говорить о количественных критериях здоровья.

Приведенные определения понятия «здоровье», разумеется,; не исчерпывают всех имеющихся в литературе, а лишь представляют собой основные типовые по форме и содержанию варианты это>го понятия. При этом следует учитывать, что ни одно из более чем ста определений здоровья не стало общепринятым, универсальным и полностью удовлетворяющим запросы практики.

Сравнительная оценка и критический анализ различных вариантов определений понятия здоровья позволили выявить не только широкий разброс признаков и свойств здоровья, но и разнообразие методологических подходов к его определению, а также проявление профессиональных пристрастий ученых при формулировании научного понятия здоровья.

Во многих определениях заслуживают внимания такие элементы, как динамичность, системность, возможность адаптации к изменениям среды, упоминание сущностных признаков здоровья,

Имеющиеся подходы к определению понятия «здоровье» основаны преимущественно на следующих положениях: 1) здоровье – это отсутствие болезней; 2) здоровье и норма – понятия тождественные; 3) здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант. Наиболее часто используется принцип прямого противопоставления двух качественно различных состояний: нормального физиологического (которому соответствует понятие «хорошее здоровье») и патологического (синонимы которого – болезнь, «плохое здоровье»).

Существуют десятки концепций, основанных на различном понимании и определении здоровья, и продолжают появляться все новые. Как показывает анализ определений здоровья, наиболее часто в них встречаются следующие признаки:

1. Отсутствие болезни – традиционный взгляд. Например, «здоровье – такое состояние организма, когда функции всех органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения». «Здоровье – это нормальное физическое состояние, т.е. состояние целостности и свободы от физических и психических заболеваний или болезней».

2. Нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальное течение типичных физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству, причем функции относятся к биологической категории, а нормальность – к статистической. Например, «здоровье – функциональное состояние организма, обеспечивающее продолжительность жизни, физическую и умственную работоспособность, самочувствие и функцию воспроизводства здорового потомства».

3. Способность к полноценному выполнению основных социальных функций. «Здоровье – это состояние организма, которое обеспечивает полноценное и эффективное выполнение им социальных функций». Элементы этого признака здоровья содержатся во многих формулировках.

4. Полное физическое, душевное, умственное и социальное благополучие, гармоничное развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции, гармонического взаимодействия всех органов. Так, по определению ВОЗ: «Здоровье – свойство человека, которое характеризуется полной гармонией всех физиологических функций в организме, реализуемой в его субъективных ощущениях, как осознание оптимального соответствия личности и окружающей среды. Например, «здоровье – состояние динамического равновесия (вернее, процесс поддержания такого состояния) внутри каждой данной подсистемы: органа, личности, социальной группы, общества».

5. Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде (адаптация). «Здоровье определяет процесс адаптации. Это автономная… реакция на социально созданную реальность… возможность адаптироваться к изменениям внешней среды, к росту и старению, к лечению, страданиям и мирному ожиданию смерти». «Здоровье – взаимосвязь с социальной ситуацией через факторы успешной или неуспешной адаптации от индивидуальных биологических или психологических характеристик до социокультурной реальности».

Наиболее широко распространен функциональный подход к понятию здоровья, основанный на способности индивида осуществлять биологические и социальные функции, в частности выполнять общественно полезную трудовую, производственную деятельность. Утрата этой способности является наиболее распространенным и значимым социальным последствием болезней человека.

В связи с функциональным подходом к здоровью возникло понятие «практически здоровый человек», при этом чаще всего не учитывается, какую цену платит организм за сохранение работоспособности. Иногда цена может быть настолько высокой, что угрожает серьезными последствиями для здоровья и самой работоспособности в будущем.

1.1 Здоровье физическое, психическое, социальное, профессиональное

Физическое здоровье – важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Оно обусловлено свойствами организма как сложной биологической системы, обладающей интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.

Физическое здоровье – это уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов. Материальную основу формирования физического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития организма человека. Она опосредована базовыми потребностями, доминирующими у человека на различных этапах индивидуального развития организма (онтогенеза). Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом биологического развития человека, а с другой – обеспечивают индивидуализацию процесса.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!