Анализ. Анализ и синтез Автор развития и его анализ в психологии

Вначале попытаемся определить само понятие «методология». В нашей стране методология рассматривается как раздел конкретной науки, изучающий ее основные принципы. В частности, методология психологии изучает основные принципы психологии.

Методологический анализ предполагает, что необходимо абстрагироваться, отвлечься от конкретных научных фактов и осознать те основные принципы, на которых строится данная наука. Методологический анализ направлен не на получение новых данных; он позволяет осознавать и обобщать конкретные экспериментальные данные, устанавливать меру соотношения между конкретными данными в разных областях науки, в данном случае - в психологии.

За рубежом методология понимается не как совокупность основных принципов конкретной науки, а как совокупность приемов, методов и методик в этой конкретной науке. Теоретическое методологическое исследование рассматривается за рубежом как спекуляция, как попытка приобрести научный авторитет, не принося науке никакой пользы. Из этого не следует, что зарубежные ученые не интересуются основными принципами их науки. Просто существующие за рубежом разнообразные теоретические и экспериментальные подходы в психологии, настолько сильно отличаются друг от друга, что попытка найти общие, объединяющие их принципы ведет к очень глубоким обобщениям, лежащим в области философии, а не психологии и не представляют для каждого конкретного психологического направления научной ценности. Странно было бы говорить, например, о «методологии американской психологической науки», однако вполне уместно говорить о методологических принципах психоанализа, бихевиоризма или другого конкретного психологического направления, существующего в Америке.

Своеобразие развития отечественной психологии позволило сформулировать основные методологические принципы «советской психологической науки», поскольку, с одной стороны, вся советская психология базировалась на одной-единственной философской теории - диалектическом и историческом материализме, а с другой - имела одну-единственную общепсихологическую теорию - теорию деятельности. Следует отметить, что существование этих принципов сыграло роль «прокрустова ложа» для психологов-исследователей, от которых требовалось подгонять все новые психологические знания к единым методологическим требованиям.

Системная концепция общей психологии требует пересмотра прежних и формулирования новых основных методологических принципов общей психологии, справедливых для данной концепции:

1. Принцип системности: психические процессы связаны друг с другом прямыми и обратными связями как элементы открытой функциональной системы.

2. Принцип развития психики: психика, понимаемая как открытая функциональная система, всегда избыточна при самоуправлении целенаправленной жизнедеятельностью и поэтому сама порождает новое содержание жизнедеятельности.

3. Принцип единства сознания и бессознательного: функционирование любых психических процессов как элементов единой системы, а также психики в целом, может управляться как с помощью сознания - активности психики, специально направленной на контроль функционирования психики, так и бессознательно, непреднамеренно, непроизвольно, автоматически, при этом сознательное и бессознательное могут быть поняты как два параллельных контура управления.

от греч. analysis - разложение, расчленение) - расчленение в плане представлений или материального моделирования предмета или явления на составные части. С анализа начинается любое научное исследование.

АНАЛИЗ

Analysis; Analyse), юнгианский - форма психотерапии, специализирующаяся на неврозах и стремящаяся привести бессознательные содержания в сознание, часто называемая аналитической терапией.

Принципиально идеи (юнгианского) анализа разработаны Юнгом и объединены им в систему, получившую название аналитическая (или комплексная) психология.

Как и в психоанализе вообще (школа Фрейда и др.), в аналитической психологии анализ - это долгосрочное, насыщенное динамизмом и диалектикой взаимоотношение между аналитиком и пациентом (клиентом).

"Эти взаимоотношения направлены на исследование бессознательного пациента, на изучение содержаний и самих процессов этого бессознательного с целью облегчения психического состояния, которое не является удовлетворительным, поскольку препятствует нормальному течению сознательной жизни (Э. Сэмьюэлс, Б. Шортер, Ф. Плот. Критический Словарь аналитической психологии" К. Г. Юнга. М., 1994. Далее - КСАП).

Нацеленный на ликвидацию невротического расстройства, анализ включает в себя индивидуационную практику - личностный анализ, который направлен на возникновение процесса индивидуации. Строго говоря, анализ психотерапией не является, поскольку не обещает непременного облегчения. Анализ предлагает благоприятную возможность, некий удачный шанс увидеть и ощутить себя в ином (новом) образе действия, другом способе существования и предоставляет возможность свободного выбора. Традиционно залогом выздоровления в психотерапии выступает фигура психотерапевта; в анализе таким залогом оказываются идеи, способность переформулировать исходную для пациента - поддерживающую симптом - картину мира. Широкая публика слабо представляет себе специфику аналитического подхода вообще (уже не говоря о специфике фрейдовского или юнговского направления) и обычно сводит его либо к психиатрии, либо к суггестивной психотерапии. Для краткости, ситуация такова: если у вас затруднения со специфической проблемой, адресуйтесь к психотерапии. Если же вы хотите узнать что-то о себе, то тогда отправляйтесь к аналитику. Технологически анализ отличается от психотерапии по критериям интенсивности, глубины, частоты сеансов и продолжительности работы, включая оценку психологических возможностей и ограничений пациента.

"[Анализ] - всего лишь средство для устранения камней с дороги развития, а не метод <...> встраивания в пациента тех вещей, которых в нем до того не было. Лучше отказаться от любой попытки давать указания и попытаться просто использовать все то, что анализ выносит на свет, с тем чтобы пациент мог сам видеть выносимое более ясно и на этой основе приходить к соответствующим выводам и решениям. Все то, чего человек не достиг сам, в нем долго не удерживается, а перенятое у влиятельного источника оставляет личность в состоянии инфантильности. Речь же идет о том, чтобы привести человека в такое состояние, когда он мог бы взять свою жизнь в собственные руки. Искусство анализа лежит в следовании за пациентом во всех его блужданиях и, таким образом, в собирании вместе всех его заблудших овец" (CW 4, par. 643).

"Существует широко распространенный предрассудок, что анализ - это что-то вроде "лечения", которому человек подвергается в течение некоторого времени с целью разрядки. Эта ошибка неспециалистов сохраняется с ранних дней существования психоанализа. Аналитическое лечение можно охарактеризовать как перестройку психологической установки, достигаемую с помощью доктора. [Но] не существует такого изменения, которое будет безусловно действительным сколь-нибудь долгое время" (CW 8, par. 142).

Аналитическая процедура несет в себе, среди прочего, многозначное символическое содержание. Здесь Юнг различает аналитико-редуктивные и синтетико-герменевтические подходы. Аналитико-редуктивный подход устанавливает, что интерес, или либидо, пациента устремляется регрессивно назад к инфантильным реминисценциям и там закрепляется. Это соответствует психоаналитическому взгляду Фрейда. Синтетико-герменевтический подход, или интерпретация, утверждает, что некоторые аспекты личности, способные к развитию, оказываются как бы в эмбрионической форме, представляя собой потенциал для дальнейшего роста и развития. В конце 20-х годов Юнг пришел к четырехстадийной форме анализа. Первую стадию он назвал осознанием, или катарсисом, проводя аналогии с древней практикой церковной исповеди или обрядами инициации. Человек высказывает все, что "накопилось" в его душе, тем самым весь "неприемлемый" материал выводится наружу. Происходит прорыв сквозь личностную защиту, границу и невротическую изоляцию, создающий терапевтический эффект и прокладывающий путь к новому росту и иному состоянию. Вторую стадию Юнг назвал разъяснением, или интерпретацией. Здесь раскрываются и узнаются связи с бессознательными процессами, в частности интерпретируется перенос и инфантильное психическое. Также на этой стадии индивид приносит жертву со стороны своей гордыни - сознательного интеллекта. Технологически совпадает с классическим психоанализом. Третья стадия - обучение или образование, т. е. приспособление к социальным требованиям, нуждам и потребностям. Здесь отрабатывается новая ответная стратегия. Здесь аналитик ведет себя как учитель, инструктирующий ученика относительно новых способов адаптации. Эта стадия близка психоаналитическому процессу проработки. В заключительной четвертой стадии, названной трансформацией, или изменением, преобразованием, индивидуацией, анализанд раскрывает и развивает свой собственный индивидуальный паттерн. На практике линейная последовательность стадий не соблюдается, и все четыре наличествуют в одно и то же время, - аналитик сам фокусируется на той или иной по мере надобности. Одним из условий подготовки аналитического психолога по настоянию Юнга было введение личностного анализа для обучающихся.

АНАЛИЗ

процесс расчленения целого предмета или явления на составные части - в плане мысленных представлений или материального моделирования. У человека развилась способность выполнять анализ на уровне оперирования понятиями. Считается, что анализ включен во все акты практического и познавательного взаимодействия организма со средой и является необходимым этапом познания; он - одна из основных операций, из коих слагается реальный процесс мышления; с него начинается любое научное исследование. Анализ неразрывно связан с синтезом.

АНАЛИЗ

от греч. analysis - разложение, расчленение) - рассмотрение, изучение ч.-л., основанное на расчленении (мысленном, а также часто и реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе свойств к.-л. предмета или явления. Процедура, обратная А., - синтез, с которым А. часто сочетается в практической или познавательной деятельности. Познавательный синтез заключается в том, что на основе изучения элементов и отдельных свойств предмета делается попытка выяснить и объяснить структуру и свойства целого.

Аналитические методы настолько распространены в науке, что термин А. стал употребляться как син. исследования вообще. Процедуры А. входят во всякое научное исследование и обычно образуют первую (нередко и последнюю) его стадию. Но и на др. ступенях познания А. сохраняет свое значение. Методы А. одни из главных не только в научном мышлении, но и во всякой деятельности, поскольку она связана с решением познавательных задач.

В психологии А. рассматривается как познавательный процесс, который осуществляется на различных уровнях отражения действительности в мозге человека и животных. А. присутствует уже на чувственной ступени познания и, в частности, включается в процессы ощущения и восприятия", в своих более простых формах он присущ животным, причем аналитико-синтетическая деятельность даже высших животных непосредственно включена в их внешние действия. Анализ сенсорной информации осуществляют анализаторы.

У человека к чувственно-наглядным формам А. присоединяется высшая форма - мыслительный, или абстрактно-логический, А. Эта форма А. возникла вместе с развитием навыков материально-практического расчленения предметов в процессе труда: по мере усложнения труда человек овладевал способностью осуществлять процессы А. и синтеза, не производя реального расчленения и соединения, заменяя последнее абстракциями и умозаключениями, опирающимися на прошлый опыт и знания. В отличие от чувственно-наглядного мыслительный А. совершается с помощью понятий и суждений, выражаемых в естественных или искусственных языках.

Рассматривая проблемы формирования психологического анализа, мы исходим из представлений об анализе как способе познания. Психологический анализ есть специфический метод рационального познания, основанный на изучении продуктов психической деятельности. При изучении психологического анализа как метода познания необходима опора на логико-философские знания, на принципы материалистической логики, такие как принцип объективности, единства теории, эксперимента и практики, принцип системности и целостности, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности и т. д.

Термин «анализ» был введен Аристотелем и связан с логическими знаниями, которые выступают как учение о словесном выражении, то есть рассуждении вообще. В логике анализ ограничивается строгими силлогистическими, то есть доказательными рассуждениями. Анализ и синтез -логические операции. Их разделение прослеживается у Лейбница, Юма и др. У И. Канта смысл термина «анализ» изменяется и становится частью его трансцендентной философии, содержащей начало рассудочного знания. Анализ толкуется как расчленение самой способности рассудка, то есть гносеологический анализ рассудочного познания. Позитивисты истолковывали аналитические истины как основанные на конвенциально устанавливаемых правилах языка, не содержащих знание о мире.

Широкое толкование понятие анализа рассматривает его через операцию разделения, разложения целого на части, систему на ее элементы, а также обоснования правомерности того или иного деления. Проблема анализа как способа познания имеет принципиальное значение. Это создало предпосылки возникновения в XX в. аналитического направления в философии - аналитической философии, а также аналитической психологии.

Без аналитического метода невозможен процесс формализации, а значит, и целый спектр познания, основанный на систематизации, когда рассматривается, как выделенные элементы не только взаимодействуют, но и координируют друг друга.

Анализ есть свойство сознания выделять, вычленять и изучать особенности взаимодействия элементов, объединяющихся в систему. Как свойство сознания оно само по себе интересно для психологии, но поскольку сознание есть психологическое явление, то его структура, функции и особенности функционирования служат объектами психологического изучения. Психологии, выделившейся из недр философии, необходимо более четко определять специфику психологического анализа. Это важнейшая научная задача, которая в той или иной степени выполняется, оказывая воздействие на гуманитарное знание и практику воспитания и обучения.

В психологии анализ - метод изучения, опирающийся на различные единицы, которые различаются по качеству и размеру. Например, анализ составляющих психических процессов восприятия или памяти, опознания или воспроизведения. Единицей психологического анализа может быть судьба человека с момента его рождения до последнего дня жизни, а также его значение для жизни следующих поколений. За единицу психологического анализа можно принимать определенный отрезок времени, например, встречу собеседников или раздумья над своей судьбой. Это может быть определенный этап в решении проблемы и т. д. При этом вычленяются определенные психологические составляющие, их происхождение, формы существования и особенности изменения.

Школа Фрейда, безусловно, сделала крупный вклад в развитие психологического анализа. Именно титанические усилия Фрейда, а затем его последователей сделали возможным создание одной из самых прогрессивных школ в психологии - школу психоанализа.

Первоначально в трактовке его основателя психоанализ являлся «одним из методов лечения нервнобольных». Обычно, когда больного начинают лечить новым для него методом, ему стараются внушить, что опасность не так велика, и уверить в успехе лечения. Фрейд считал совершенно оправданным использование такого метода, с помощью которого можно повысить шансы на успех. При лечении невротика методом психоанализа психоаналитик действует иначе. Он говорит ему о трудностях лечения, его продолжительности, усилиях и жертвах, связанных с ним. Что же касается успеха, то его нельзя гарантировать, поскольку он зависит от поведения больного, его понятливости, сговорчивости и выдержки.

Таким образом, психоанализ возник как один из методов психотерапевтического лечения больных. Г. Гринвальд во введении к сборнику «Знаменитые случаи из практики психоанализа» пишет, что поучительно и логично представлять историю психоанализа посредством описания случаев из психоаналитической практики, поскольку в них, как и во всяком искреннем произведении, отчетливо обнаруживается стремление понять человеческую природу, которое является корнем психоанализа как такового. Какие бы изящные теории не ткались психоаналитиками, истинность и ценность этих теорий основывается на результатах, полученных в консультационном кабинете.

Фрейд был неудовлетворен результатами, получаемыми в ходе лечения невроза физиологическими методами, которые практиковались врачами его времени. Он обратился за возможным решением к психологии (кстати сказать, что редко делают даже современные психиатры и психотерапевты), вследствие чего и возникли теория сознания и метод лечения его расстройств. После этого Фрейд стал рассматривать психические заболевания как результат борьбы между потребностью индивида удовлетворить свои инстинктивные желания и запрещением, налагаемым обществом на их удовлетворение. Осуждение обществом этих инстинктивных побуждений, по его мнению, было столь сильным, что индивид часто не мог себе позволить даже осознавать их и тем самым переводил их в обширную бессознательную часть психической жизни. Эту бессознательную часть психической жизни Фрейд обозначил как Оно, или бессознательное. Еще одна область - пред-сознательное - была названа Сверх-Я. Это так называемое «скрытое сознание, которое пытается контролировать Оно. Рациональная часть сознания получила название Я, которое и стремится решить непрекращающийся конфликт между Оно и Сверх-Я.

Психическое заболевание, согласно Фрейду, и есть результат неудачи стремлений Я разрешить этот конфликт. Лечение заключалось в том, чтобы попытаться довести до сознания пациента ту подчас страшную борьбу, которая неистовствовала между Оно и Сверх-Я, чтобы усилить способность Я разрешить конфликт.

Суть классического метода Фрейда заключалась в перенесении массивов бессознательного в сознание путем использования свободных ассоциаций, толкования сновидений и интерпретацией отношений между аналитиком и пациентом по мере их развития в процессе анализа. Этот метод используют и до сих пор, хотя процесс и результаты интерпретируются по-разному.

К. Абрахам - один из наиболее ранних последователей Фрейда, в большей степени изучал стадии индивидуального развития и поиски удовлетворения, а также роль фетишизма и механизмы вытеснения, как исключение из сознания чувств и мыслей, неприемлемых для разума.

Т. Райх стал первым лауреатом Почетной премии в области психоанализа, учрежденной 3. Фрейдом. Его интересы выходили за рамки медицинской практики, и он распространял идеи психоанализа на литературу, философию, право. Блестящий литературный талант Рай-ха принес ему славу писателя-психоаналитика. Р. Линднер, испытавший сильное влияние Райха, благодаря своему литературному таланту, а также опыту в работе с людьми, страдающими навязчивым стремлением к поглощению пищи, и работе с преступниками, познакомил с психоанализом многие тысячи людей. Огромную роль в распространении психоанализа сыграли ученые, создавшие свои направления, истоком которых был классический психоанализ. Это К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Г. Салливен, К. Роджерс, Э. Фромм и др.

А. Адлер основал направление психоанализа, ориентированное на индивидуальную психологию, и стал известным через разработанное им понятие «комплекс неполноценности», которое вошло в широкое употребление. Адлер много сделал для развития психоанализа в США, распространяя его на область воспитания, криминологии, права и, в частности, оказал влияние на практикующих психоаналитиков Э. Фромма, К. Роджерса, К. Хорни, Г. Салливена.

Важный вывод, к которому пришел Адлер, заключается в том, что чувства, вызванные неполноценностью, неизбежно развивают стремление к превосходству. Единственной подлинной и естественной компенсацией комплекса неполноценности, считал Адлер, является не стремление к превосходству, а социальный интерес и чувство общности. Интерес Адлера состоял в понимании того, как человек организует свою жизнь, чтобы компенсировать свое чувство неполноценности.

Роджерс создал одно из самых влиятельных направлений американской психологии, а на него, в свою очередь, значительное влияние оказал О. Ранк. Это так называемая «индирективная», или «центрированная на клиенте», терапия. К. Роджерс, будучи по образованию не врачом, а психологом, внес значительный вклад в исследования природы психотерапевтического процесса и его результатов, в частности, достижение и развитие инсайта - понимание причин своих затруднений.

Салливен основной акцент в психоаналитической практике сделал на межличностных отношениях, считая, что личность нельзя отделить от межличностных ситуаций, и единственное, что поддается интерпретации, это межличностное поведение. Подлинным объектом исследования Салливен считал не индивидуума как такового, а его взаимодействие с окружающими.

К. Юнг - автор огромного числа работ, основавший в психологии собственное признанное направление, считал, что проблемы пациентов до сорока лет могут быть успешно разрешены с помощью применения техники Фрейда и Адлера, однако пациенты старше сорока нуждаются в ином подходе, поскольку страдают больше от бессмысленности и бесцельности жизни. Юнг пишет: «Мир, в котором нам довелось родиться, груб и жесток, в то же время он божественно прекрасен. Что перевешивает - смысл или бессмысленность, зависит от темперамента. Если бессмысленность, то жизнь, чем дальше, тем больше теряет всякое значение... Я льщу себя надеждой, что преобладает смысл, и что смысл выиграет эту битву».

Э. Фромма относят к реформаторам психоанализа. Он - основатель неофрейдизма, исследовавший неосознаваемые мотивы поведения социальных групп и предсказавший, что широкие массы Германии не окажут сопротивления нацистскому режиму. Первая книга Фромма - «Бегство от свободы» - стала классикой социологической мысли XX в. Его последующие работы: «Человекдля самого себя», «Революция надежды», «Искусство любить», «Анатомия человеческой деструктивности», «Иметь или быть» и др., посвященные развитию учения о социальном характере, имеют огромное значение не только для социологии, психологии, но и для всей мировой культуры.

Пожалуй, ни одна из психологических школ не вызывала столь бурного интереса, как школа психоанализа. Психоанализ оказал величайшее влияние на развитие гуманистической мысли, исходя из переживаний и боли людей, не осознающих причин своей боли и переживаний. В настоящее время психоанализ неотделим от всего комплекса наук о человеке, от общественного сознания и культуры.

К числу методов психоанализа относятся три основных: анализ свободных ассоциаций, анализ снов и толкование сновидений, анализ и толкование различного рода ошибочных действий (оговорок, описок и т. д.). Основной терапевтической задачей психоанализа являлось выявление неосознаваемой психической травмы и коррекции неосознаваемого психологического конфликта как чрезмерного столкновения либидо и вытеснения.

Психологический анализ психических явлений, по мнению Фрейда, должен раскрыть психическое явление в динамическом аспекте - как результате взаимодействия различных психических сил, топическом - определяющем его точное местонахождение и энергетическом - как результате функционирования свободной и связанной психической энергии, вовлеченной в конкретные процессы.

Подавленные желания, аффективные переживания и воспоминания о травматических событиях не исчезают, а вытесняются из сознания в бессознательное, оказывая травмирующее действие и проявляясь в виде травмирующих симптомов. Работа психоаналитика состоит в том, чтобы создать для пациента возможности изжить травматические импульсы и вернуть состояние психики к устойчивому равновесию.

Фрейд показал необходимость изучения психики во всех ее проявлениях, а не только в проявлениях сознания. «Психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни. Вспомните, что мы, наоборот, привыкли идентифицировать психическое и сознательное. Именно сознание считается у нас основной, характерной чертой психического, а психология - наукой о содержании сознания... Пока еще непонятно, по какому праву столь абстрактное положение, как „психическое есть сознательное", я считаю предрассудком, вы, может быть, также не догадываетесь, что могло привести к отрицанию бессознательного, если таковое существует, и какие преимущества давало такое отрицание. Вопрос о том, тождественно ли психическое сознательному, или же оно гораздо шире, может показаться пустой игрой слов, но смею вас заверить, что признание существования бессознательных психических процессов ведет к совершенно новой ориентации в мире и науке». Это положение Фрейд считал первым положением психоанализа.

В соответствии со вторым положением, «влечения, которые можно назвать сексуальными в узком и широком смысле слова, играют невероятно большую и до сих пор непризнанную роль в возникновении нервных и психических заболеваний. Более того, эти же сексуальные влечения участвуют в создании высших культурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа, и их вклад нельзя недооценивать... Мы считаем, что культура была создана под влиянием жизненной необходимости за счет удовлетворения влечений, и она по большей части постоянно воссоздается благодаря тому, что отдельная личность, вступая в человеческое общество, снова жертвует удовлетворением своих влечений в пользу общества».

В заключение своих лекций по психоанализу Фрейд сказал, что «психоанализ не способен создать свое особое мировоззрение. Ему и не нужно это, он является частью науки и может примкнуть к научному мировоззрению. Учение психоанализа еще несовершенно, не претендует на законченность и систематичность. Научное мышление очень молодо и многие проблемы еще не может решить. Мировоззрение, основанное на науке, кроме утверждения реальности внешнего мира, имеет существенные черты отрицания, как, например, ограничение истиной, отказ от иллюзий. Кто из наших современников недоволен этим положением вещей, кто требует для своего успокоения на данный момент большего, пусть приобретает его, где найдет. Мы на него не обидимся, не сможем ему помочь, но не станем из-за него менять свой образ мыслей».

С тех пор прошло много десятилетий, и Э. Фромм выражается более определенно о состоянии души современного человека. Он пишет, что с началом промышленного прогресса, замены энергии животного и человека механической, а затем ядерной энергией до замены человеческого разума электронной машиной мы чувствовали, что находимся на пути к неограниченному производству и, следовательно, к неограниченному потреблению; что техника сделала нас всемогущими, а наука - всезнающими. Мы были на пути к тому, чтобы стать богами, высшими существами, способными создать второй мир, используя мир природы лишь в качестве строительного материала для своего нового творения.

Фромм считает, что мужчины и все в большей и большей степени женщины испытывали новое чувство свободы... Нужно наглядно представить себе всю грандиозность Больших Надежд, поразительные материальные и духовные достижения индустриального века, чтобы понять, какую травму наносит людям в наши дни сознание того, что эти Большие Надежды не оправдались. Ибо индустриальный век действительно не сумел выполнить свои Великие Обещания, и все большее число людей начинают осознавать, что:

Неограниченное удовлетворение всех желаний не способствует благоденствию, оно не может быть путем к счастью или даже получению максимума удовольствия. Мечте о том, чтобы быть независимыми хозяевами собственных жизней, пришел конец, когда мы начали сознавать, что стали винтиками бюрократической машины и нашими мыслями, чувствами и вкусами манипулируют правительство, индустрия и находящиеся под их контролем средства массовой информации. Экономический прогресс коснулся лишь ограниченного числа богатых наций, пропасть между богатыми и бедными нациями все более и более увеличивается;

Сам технический прогресс создал опасность для окружающей среды и угрозу ядерной войны, каждая из которых в отдельности - или обе вместе - способны уничтожить всю цивилизацию и, возможно, вообще жизнь на Земле. Но все больше людей, живущих на планете Земля, осознают свое место в мире, и есть надежда, что сознание и разум восторжествуют над агрессивным иррациональным, и психоанализ способствует этому.

Возникновение трансактного анализа связано с американским психотерапевтом психоаналитического направления Эриком Берном. Впервые о трансактном анализе узнали из двух книг «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений» и «Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы».

Сущность трансактного анализа состоит в том, что за единицу анализа принимаются не элементарные психические явления, такие как ощущение, восприятие и т. д., не элементы бессознательного, а трансакты - разнообразные акты человеческого общения.

Из разнообразия актов общения были выявлены три основные подструктуры психики, обозначенные очень конкретно: «Ребенок», «Родитель», «Взрослый». Это стало чрезвычайно важным открытием, о котором сам Э. Берн писал, что человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний Я: Родителя, Взрослого или Ребенка. Люди с разной степенью готовности могут переходить из одного состояния в другое.

Анализ высказываний привел к важным диагностическим выводам. Многие высказывания людей можно отнести к соответствующим состояниям. Например, есть рассуждения, сходные с рассуждениями одного из родителей (или того, кто его заменял). В этом случае человек использует в общении те же позы, жесты, слова, испытывает чувства, близкие к тем, которые он замечал у родителей. В этом случае психоаналитик отмечает: «Вы сейчас рассуждаете так же, как обычно рассуждал один из ваших родителей». Слова «Это Ваш взрослый» означают: « Вы только что самостоятельно и объективно оценили ситуацию и теперь в непредвзятой манере излагаете ход ваших размышлений, формулируете свои проблемы и выводы, к которым вы пришли». Выражение «Это Ваш Ребенок» означает: « Вы реагируете так же и с той же целью, как это сделал бы маленький ребенок».

Трансактный анализ исходит из трех основных положений:

1) У каждого человека были родители (или те, кто их заменял), и он хранит в себе набор состояний Я, повторяющих состояния Я его родителей (как он их воспринимал). Эти родительские состояния Я при некоторых обстоятельствах начинают активизироваться. Иначе говоря, «каждый носит в себе Родителя».

2) Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку информации при условии, что активизированы соответствующие состояния Я, то есть в каждом человеке есть Взрослый.

3) Любой человек был раньше моложе, чем сейчас, поэтому он несет в себе впечатления прежних лет, которые при определенных условиях могут активизироваться. Можно сказать, что «каждый таит в себе маленького мальчика или девочку».

Каждое из состояний нашего Я, в свою очередь, проявляется теми или иными способами, например, активное или пассивное, естественное или приспособленное и т. д. Каждое из состояний имеет то или иное значение в жизни человека.

Кроме того, к ключевым понятиям трансактного анализа относят трансакции как единицы общения, трансактные стимулы - проявление осведомленности присутствия субъектов общения, а также транс-актные реакции в ответ на стимулы.

Ситуации общения структурируются в разнообразные схемы, включающие социальный и психологический уровни, а также различные виды трансакций, среди которых бывают скрытые, пересекающиеся и т. д. Серии следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом Берн обозначил термином «игра». Помимо игр выявляются «процедуры», «ритуалы» и «времяпрепровождения». Но игра, в отличие от них, имеет два компонента: скрытые мотивы и наличие выигрыша. Берн считает, что «процедуры» бывают успешными, «ритуалы» - эффективными, а «времяпрепровождение» - выгодным.

Игры, в которые играют люди, имеют множество видов. Они связаны со сценариями, а сценарии часто определяют судьбу. Игры могут быть между двумя или несколькими людьми, связанными семейными узами, а могут отличаться социальным масштабом, например, войны. Сюда же мы можем отнести и крупномасштабные общественные преобразования, такие как революции, перевороты, избирательные кампании и т. д.

Берн рассматривает тезаурус игр, среди которых имеют место «супружеские игры», «игры преступного мира», «игры на всю жизнь» и т. д. Каждая из игр имеет свое название, например: «Гость-растяпа», «Загнанная домохозяйка», «Изъян», «Они будут счастливы, что знали меня» и т. д. Анализ игровых ситуаций, способы предсказания развязок игр и сущность выигрыша предоставляют психологу мощный инструмент для практической работы.

Развитие личности Берн представляет как непрерывность, содержащую единственное состояние Я, которое все время изменяется под влиянием нарушения или адаптации. Существует естественный ритм психологических периодов, характеризующихся подъемами активности, которые вклиниваются в периоды относительного покоя. В обычное время психика подвергается в течение дня постоянным воздействиям, внутренним и внешним, которые не могут быть все ассимилированы сразу же. Ассимиляция осуществляется во сне. С полным правом можно рассматривать день как единицу измерения Я.

Можно проиллюстрировать генезис патологической личности с помощью простой метафоры, сравнивая опыт каждого дня, то есть каждой единицы Я, с монетой, которая выходит необработанной из-под матрицы и полируется в течение ночи. В идеале жизнь, исключающая травматизмы, представляла бы собой стопку монет, каждая из которых имеет оттиск одной личности; все монеты обработаны таким образом, что стопка получается ровная, плотная и устойчивая. Травмированное состояние Я, как испорченная монета, искривит всю стопку, даже если все остальные монеты обработаны по правилам. Если травмы носят одинаковый характер и повторяются с какой-то последовательностью, вся стопка будет наклоняться в одну сторону, пока не обрушится. Если травматизм носит разнообразный характер, стопка будет наклоняться то влево, то вправо и держаться вертикально очень неустойчиво.

По мнению Берна, человек счастлив, когда важнейшие аспекты Родителя, Взрослого и Ребенка согласуются друг с другом.

Современная психология и психотерапия достигли такого уровня, что кроме сложных научных текстов, сугубо специальных, которые пишутся для специалистов, все больше создается работ, которые могут быть прочитаны широким кругом людей. Работы специалистов все более и более превращаются в достояние массового сознания, поскольку уже многие ученые могут излагать сложнейший материал на доступном языке. Например, американская исследовательница и психолог-консультант Л. Кэмерон-Бэндлер пишет в книге под названием «С тех пор они жили счастливо», что предлагаемый набор возможностей - «терапевтическое руководство, которое каждый может использовать для решения проблем и для того, чтобы сделать свою жизнь все более похожей на то, чем бы хотелось ее видеть». И судя по этой книге - это не пустая декларация в целях рекламы, а свидетельство, с одной стороны, успеха науки о человеке и, с другой - огромного опыта работы автора и таланта в его изложении.

Издаются и переиздаются множество книг с названиями, внушающими оптимизм: «Из лягушек в принцы» Дж. Гриндера и Р. Бэндлера, «Рожденные выигрывать» М. Джеймса и Д. Джонгвард, «Лечение самогипнозом» Л. Лекрона, «Возвращение к здоровью. Новый взгляд на тяжелые болезни» К. и С. Саймонтонов, «Опыт преодоления кризисов жизни» Г. Мира и др. Изобилие такого рода литературы - свидетельство возможностей практической психологии и психотерапии оказывать влияние на состояние людей, формировать позитивное отношение к жизни, к себе и к людям, читая определенные тексты.

Действительно, многие современные технологии психотерапевтического воздействия становятся достоянием практики широкого масштаба, уже не знающей границ, как географических, так и профессиональных. И тем заманчивей провести научный анализ современных психотерапевтических технологий, найти в них общее и различное, выявить существенные особенности каждого из методов.

Мы попытаемся осуществить такого рода анализ, исходя из представлений о структуре и состоянии сознания, а также способах адаптации человека к жизнедеятельности, поскольку серьезные нарушения в процессе адаптации и состоянии сознания и приводят людей на консультации к психологам и психотерапевтам. Собственно причины всех обращений к психологам-консультантам можно свести к нескольким (на них указывают сами клиенты): 1) неудовлетворенность своим состоянием; 2) неудовлетворенность состоянием своих близких; 3) неудовлетворенность взаимоотношениями с людьми.

Психологи и психотерапевты в основном занимаются оказанием помощи именно в этих трех направлениях. Мы же рассмотрим специфические особенности некоторых способов воздействия при оказании психологической помощи людям.

Общим лозунгом для всех психотерапевтических технологий является призыв быть самим собой. Ведь каждое человеческое существо появляется на свет как нечто новое, еще никогда не существовавшее до сих пор. Каждый рождается способным выигрывать в жизни. Каждая личность по-своему видит, слышит, осязает, изучает и думает. Каждый имеет свои индивидуальные возможности - способности и ограничения. Каждый может быть значительным, думающим, осознающим и творческим человеком - продуктивной личностью, выигрывающим.

Слова «Выигрывающий» и «Проигрывающий» имеют много значений. Когда мы говорим о личности-победителе, мы имеем в виду не того, кто заставляет кого-то проигрывать. Для нас Выигрывающий - это тот, кто аутентично (подлинно) реагирует на все как личность и как член общества, проявляя доверие, заботу, ответственность и искренность. Проигрывающий - это тот, кому не удается быть аутентичным (быть самим собой).

Проигрывающие редко живут в настоящем, вместо этого они уничтожают настоящее, сосредотачиваясь на воспоминаниях о прошлом или на ожиданиях будущего. Тоскуя по прошлому, Проигрывающие или цепляются за то, как «могли бы» произойти те или иные события, или оплакивают свою несчастную судьбу. Проигрывающие жалеют себя и перекладывают ответственность за свою неудовлетворительную жизнь на других. Обвинение других и оправдание себя является частой ролью Проигрывающих.

Можно ли перестроиться, изменить психологию, стать не «Проигрывающим», а «Выигрывающим»? Возможно ли положение, чтобы Победителями стали все? Исходя из многочисленных приемов и методов работы современных психологов, на этот вопрос можно дать утвердительный ответ. Практическая работа по обучению позитивному мировосприятию также показала, что это возможно, однако у каждого к победе будет свой путь.

Психоаналитическая школа - одна из самых жизнеспособных. Психоанализ внес огромный вклад в развитие психологической науки и оказывает мощное влияние на развитие мировой культуры и по сей день. Работы исследователей психоаналитической школы бесценны. Каждое поколение ученых будет все глубже постигать психические явления, обращаясь к классическому и современному наследию психоаналитиков.

Анализ - рассмотрение, изучение ч.-л., основанное на расчленении (мысленном, а также часто и реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе свойств к.-л. предмета или явления. Процедура, обратная А., - синтез, с которым Анализ часто сочетается в практической или познавательной деятельности. Познавательный синтез заключается в том, что на основе изучения элементов и отдельных свойств предмета делается попытка выяснить и объяснить структуру и свойства целого.

Аналитические методы настолько распространены в науке, что термин Анализ стал употребляться как син. исследования вообще. Процедуры А. входят во всякое научное исследование и обычно образуют первую (нередко и последнюю) его стадию. Но и на др. ступенях познания Анализ сохраняет свое значение. Методы Анализа одни из главных не только в научном мышлении, но и во всякой деятельности, поскольку она связана с решением познавательных задач.

В психологии Анализ рассматривается как познавательный процесс, который осуществляется на различных уровнях отражения действительности в мозге человека и животных. Анализ присутствует уже на чувственной ступени познания и, в частности, включается в процессы ощущения и восприятия: в своих более простых формах он присущ животным, причем аналитико-синтетическая деятельность даже высших животных непосредственно включена в их внешние действия. Анализ сенсорной информации осуществляют анализаторы.

У человека к чувственно-наглядным формам А. присоединяется высшая форма - мыслительный, или абстрактно-логический, А. Эта форма анализа возникла вместе с развитием навыков материально-практического расчленения предметов в процессе труда: по мере усложнения труда человек овладевал способностью осуществлять процессы А. и синтеза, не производя реального расчленения и соединения, заменяя последнее абстракциями и умозаключениями, опирающимися на прошлый опыт и знания. В отличие от чувственно-наглядного мыслительный А. совершается с помощью понятий и суждений, выражаемых в естественных или искусственных языках.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Анализ (от греч. analysis - разложение, расчленение) - процесс расчленения целого на части. Анализ включен во все акты практического и познавательного взаимодействия организма со средой. У человека на основе практической деятельности развилась способность осуществлять А. на уровне оперирования понятиями. А. как необходимый этап познания неразрывно связан с синтезом и является одной из основных операций, из к-рых слагается реальный процесс мышления.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Анализ (греч. analysis - разложение, расчленение) - процесс разложения целого на части.

Анализ структурный - анализ картины психоза с позиций соотношения роли множества участвующих в ее построении факторов - этиологических, патогенетических, патопластических и предрасполагающих. Оцениваются структура и динамика психоза в каждом конкретном случае и выделяется, помимо этиопатогенетических моментов, значение возраста, пола, конституционально-типологических особенностей личности, влияние окружающей среды. Учитывается соответствие или несоответствие характера психогении структуре личности (см. Ключевые переживания). Типичный пример А.с. - бред сенситивный отношения по E. Kretschmer.

В структуре психоза различаются моменты эндогенные, экзогенные, психогенно-реактивные, соматические, функциональные и органические. Их соотношение определяет нозологическую индивидуальность психоза. Такое понимание структуры психоза приводит к необходимости сложного диагноза, многомерной, полидименсиональной диагностике.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Анализ (в психологии) - мысленное или реальное расчленение целого на составные части, выполняемое в процессе познания или предметно-практической деятельности.

Анализ антигенный - исследование антигенных свойств биологических тканей с помощью различных серологических реакций.

Анализ генетический - обобщенное обозначение исследований наследственных свойств организма.

Анализ клинический лабораторный - результаты исследования состава различных тканей организма; крови, мочи, цереброспинальной жидкости (ликвора) и пр., а также биоптических материалов.

Анализ органолептический - исследование свойств продуктов и материалов с помощью органов чувств.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Анализ

  1. Процесс расчленения "предмета" на составляющие его части или выделения его элементарных свойств. Этот термин употребляется повсеместно во всех научных дисциплинах, и, следовательно, "предмет" может быть механическим или физическим объектом, химическим или биологическим веществом, объектом восприятия, образом, идеей, эмоцией и т.д. Из-за широкого применения термин обычно уточняется таким образом, чтобы была определена форма или теоретическая цель анализа. Некоторые из этих специальных терминов следуют ниже, другие можно найти по алфавитному порядку.
  2. Конкретный набор методов и процедур, используемый в практике. См. психоанализ. Это значение фактически созвучно значению 1; оно указано отдельно просто потому, что встречается в литературе без уточнения так часто, что иногда принимается за основное значение термина.
  3. Результат любого из двух вышеназванных процессов. Это значение имеет оттенок, сходный со значением понятия "редукционизм" – процесс, разработанный для того, чтобы обнаружить базовые компоненты или первичные причины. Ср. с синтезом, прилагательное – аналитический.

предметная область термина

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СЛУЧАЕВ АНАЛИЗ (case study) - компиляция (сбор), часто крупных и сложных, массивов информации о некотором индивиде, семье или общине посредством интервью , наблюдений и формального тестирования.

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ (retrospective analysis) - психологическая аутопсия, при которой клиницисты и исследователи собирают полную информацию о личности самоубийцы на основании фактов его жизни.

УЧЕБНЫЙ АНАЛИЗ (training analysis) - прохождение психоанализа лицами, готовящимися стать психоаналитиками, в отличие от терапевтического анализа пациентов.

АНАЛИЗ АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ - как метод научного исследования состоит в «разложении целого на составные части», то есть прежде всего в выявлении главных детерминант; в акмеологическом исследовании аккмеологический анализ призван выявить и описать главные детерминанты прогрессивного развития, основные его условия и факторы, а так же то, что препятствует такому развитию. Коме того, в акмеологическом анализе необходимо выявлять особенные акмеологические инварианты профессионализма (Е.Н.Богданов, В.Г.Зазыкин).

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Объективный анализ различных видов деятельности, которыми занимается человек. 2. В индустриальной/организационной психологии, такой же анализ, проводимый с учетом того, какую работу индивиду предстоит выполнять.

Прежде, чем приступить к статье – пару слов о небольшом обновлении. У сайта появилось название. Старое «самопознание и развитие личности», хоть и описывает реалии, но оно больше не для живых людей, а для поисковых машин. Новое – «Психология для про двинутых», с одной стороны, подразумевает, что мы тут некухонным языком говорим о материях, которые то и дело выходят за рамки традиционной академической психологии, с другой стороны – это чистой воды наживка для гордости – каждому нравится чувствовать причастность собственной персоны к продвинутым знаниям.. Другая перемена – дизайн. Предыдущий космический поднадоел, а новый – и уютней, и серьезней – настраивает на рабочий лад. Там на столе есть разная символика. Среди прочего, придумал уместить в значок «пси» двойную опору. Получилось что-то вроде «2И», знакомого читателям по . Сюда же можно приплести некую вдвойне «продвинутую» психологию на двух опорах, единство противоположностей, союз, гармонию отношений и т.п. Впрочем, с таким же успехом можно спроецировать и какую-нибудь антагонистичную двойственность – кому что ближе.

Продвинутые практики

Продолжая тему продвинутых знаний, на сайте я много рассуждаю об , называю ее чуть ли не главной практикой в жизни каждого. И этому есть основания, которые я регулярно озвучиваю. Осознанность повышает внимательность и чуткость к происходящему. Именно эти параметры позволяют нам чувствовать собственное присутствие в жизни, продуктивней учиться, как на чужом опыте, так и на собственных ошибках. Осознанность – ключевая практика уже потому, что она воплощает глубинную суть нашей души – существование здесь и сейчас.

Но, помимо этой глубины личного присутствия в настоящем, у нас есть множество других частностей – события, поступки, отношения, увлечения, желания – все они насыщены переживаниями, в каждом аспекте – свои радости и недовольства.

Все жизненные проблемы можно свести к недовольству собой и внешним миром. Можно даже упростить и сказать, что в жизни есть только одна проблема – недовольство. Это состояние, когда есть уверенность, что для удовлетворенности не хватает чего-то еще.

С физиологическими потребностями все просто – еда, сон, воздух. Без них нам не жить, и мы, не задумываясь, принимаем эти правила жизни как должное. А вот с желаниями все сложней – с ними у нас такого же безропотного смирения нет – их рамки размыты, а количество не поддается подсчетам, они сменяют друг друга, побуждая снова и снова чувствовать вечно проблемное недовольство жизнью.

Чего я достоин? Чего должен добиваться? По какому пути следовать? Каким знакам верить? С кем и как выстраивать отношения? На кого полагаться? Кого любить? Кого притеснять? «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Я неслучайно завернул с осознанности к этим земным вопросам. Смысл в том, что пока внимание поглощается чередой всевозможных беспокойств, оно остается рассредоточенным и уровень осознанности, как ни пытайся его контролировать, неизбежно снижается. И в таком ракурсе, порой, куда продуктивней фокусироваться на тех ключевых частностях, которые мешают прямо сейчас снять напряжение и ощутить удовлетворенность от процесса собственной жизни.

Именно поэтому на сайт так много статей, посвященных узким приземленным темам нашей житейской психологии. Это вовсе не значит, что осознанность надо откладывать в какой-нибудь долгий ящик до лучших времен. Эта практика актуальна всегда. По сути, в том же психологическом анализе без мало-мальской осознанности никуда не сдвинуться. Кстати, «осознанность» как профессиональный термин фигурирует и в психологии. В гештальттерапии – это вообще базовое понятие.

Осознанность влияет на восприятие стихийно и планомерно. Она повышает внимательность до уровня, где обманывать себя привычными методами становится все сложней. Анализ же позволяет работать с конкретными заморочками. По сути, психологический анализ – это такая как бы направленная осознанность, которая проясняет конкретную ситуацию.

В эзотерической среде осознанность и медитацию практикуют ради высоких целей – всевозможное прочищение каналов, раскрытие чакр, . Там свою самостоятельную ценность имеет повышение уровня сознания. Большинству людей эти заоблачные материи чужды и малопонятны, а вот решение конкретных психологических проблем несет очевидную прикладную ценность, и здесь, на мой субъективный взгляд, психологический анализ не имеет аналогов.

Конечно, недовольство жизнью можно компенсировать исполнением желаний. Но вот, как ни крути, повсеместная практика показывает, что такая компенсация слишком быстро истощается, а порой и вовсе не срабатывает – не может прикрыть глубинное недовольство жизнью. Что бы ни купил, куда бы ни уехал – от себя, со всеми своими мороками, никуда не сбежать.

Казалось бы – самое время задуматься об истинных причинах собственного состояния. Но нет, чаще всего мы полагаем, что все дело в некачественном исполнении желаний – значит, надо достигать новых, более высоких пиков – покупать еще дороже, нравиться другим сильней, привязывать к себе крепче, подчинять деспотичней, завоевывать выше – в общем, неутолимая жажда «прогресса».

А потом, промаявшись лет десять, человек вдруг удивляется – а чего это мы так переживаем? Нет ведь никакой проблемы. Ну, не олигарх, ну и что? Не звезда, не гуру, не мисс вселенная, есть рядом люди, которые себя упорно губят, есть и конструктивные друзья, а где-то «там», вообще войны идут. Каждый играет в свою «игру».

Исцеляющее понимание

Иногда исцеляющее понимание настигает как бы спонтанно. Становится ясно, что проблема – не так уж страшна, а может, ее и вовсе нет. Ведь переживаем-то мы не где-то в объективной реальности, а в своей голове. Там, на мысленном уровне, возникает понимание ситуации, исходя из которого со всем своим иллюзорным реализмом вырисовывается атмосфера жизни.

Психологический анализ призван раскапывать такие вот проблемные понимания, подвергать их расследованию и гасить на корню. А если ограничиваться одной осознанностью, можно горы двигать, при этом спотыкаясь о мелкий щебень. Есть одна известная история (не помню ее истоков) о «продвинутом» йоге, который, проведя много лет в пещерном самадхи, вышел в город и самозабвенно разгневался на какую-то неуважительную мелочь в адрес его возвышенной персоны. Вероятно, каждому практику на духовном пути похожие ситуации знакомы не понаслышке.

Анализировать себя самостоятельно вполне реально. В рамках этой статьи я не готов раскрывать, как именно такой анализ проводится. Потом, направлений в психологии много. В каждой свои техники и нюансы. Для начала вполне достаточно мыслить не абы как механически, а сознательно, оперируя трезвой, рассудительной логикой, из размытой эмоциональной каши до емкого понимания.

Однако в самостоятельном анализе есть один коварный изъян. Дело в том, что мы не способны заметить, как именно себя дурачим. Наши слепые зоны оставляют незамеченными именно те психические механизмы, в отношении которых требуется наибольшая ясность. Здесь имеет смысл обращать всю силу своей осознанности и здравомыслия на те жизненные ситуации, где проявляется то самое недовольство – все разновидности зашкаливающих эмоций. Каждая такая ситуация содержит в себе ключик к гармонизации жизни.

Хорошо, если рядом есть близкий адекватный человек, с которым можно откровенно пообщаться о своей жизни. Однако друзья, как водится, не столько помогают увидеть все, как есть, сколько разбрасываются советами, будто знают секрет некой «правильной» жизни. Почти все пытаются запрячь друг друга в упряжку своих правильных ценностей. А между тем, каждый – уникален, и может быть удовлетворен жизнью лишь на своем пути, раскрывая собственный потенциал, стоящий за рамками чужих мнений.

Толковый психолог, в идеале – это такое «зеркало», которое не дает советов и не оценивает, а выдает клиенту его собственное незамутненное отражение, где все прикрытые и размытые черты проявляются со всей ясностью. Психологическое консультирование – непростая, а зачастую и весьма болезненная процедура, для которой требуется определенная смелость и готовность отбросить маски и познакомиться с самим собой. я просто сообщаю клиенту о том, что сумел, глядя на его жизнь, рассмотреть. Больше ничего и не требуется.

Советы хороши в технической стороне жизни – там, где необходима конкретная выверенная информация. А вот, как жить, к чему стремиться, за какими маяками следовать – никто за вас знать не может. Следовать чужим советам и рекомендациям означает сбрасывать с себя ответственность и глушить собственный потенциал в угоду чужим ожиданиям. А потом вдруг оказывается, что и на работе – тоска смертная, и в отношения – не пойми, как ввязались, да и жизнь – не жизнь, а какое-то механическое прокрустово ложе правильных правил и чужих советов.

Дам такой совет – не надо давать никаких советов. Мы не знаем, что нужно и что «правильно» для других взрослых людей. Каждый может решать за себя. Каждый по-настоящему взрослеет, лишь когда учится прислушиваться и доверять собственному нутру.

Подводя итог вышесказанному, хочу заметить, что осознанность развивать на ровном месте очень нелегко просто потому, что эта «штука» по своей природе так же естественна, как само существование. Мы просто есть, и чтобы заметить этот факт, надо лишь перестать ему сопротивляться. А старания лишь создают новые напряжения.

Осознанность почти не поддается волевым концентрационным принуждениям. При этом она пробуждается спонтанно, когда мы интересуемся происходящим в этот самый момент непрерывного «сейчас». Практиковать осознанность означает обнаруживать и наблюдать, как удивительна жизнь не где-то в наших воспоминаниях, а в этот самый миг, когда мы отрываемся от беспокойных грез ума и замечаем реальность. Психологический анализ помогает выявить и устранить мысли и переживания, которые доселе поглощали топливо осознанности – наше естественное внимание.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!