Андрей Фефелов: «Русский мир — это вся вселенная, плацдарм для Преображения мира. Журналист Александр Проханов: биография, личная жизнь, семья Из цикла: беседы с известными людьми

Андрей Фефелов “КАВКАЗСКИЙ КРЕСТ-2”

Книга о военных действиях в Чечне "ВВ: Кавказский крест-2" - новый проект военного журналиста, полковника внутренних войск Бориса Карпова.

Это хроника, очерки, плюс фотографии.

Издание буквально набито уникальными снимками самых драматических и горячих эпизодов второй чеченской войны. Фотографы (участники проекта), бесстрашно работавшие на передовой, запечатлели образ воюющей русской армии конца ХХ века. Здесь явлен тот редкий случай, когда документальные и репортажные, по сути, кадры становятся частью мифа (не в пропагандистском, разумеется, но в художественном и культурном значении этого слова). Примерно в таком духе сто лет назад Василий Верещагин создавал свои гениальные полотна.

Впрочем, о мифе и о стиле чеченской войны не совсем уместно говорить, ибо война продолжается, боль не стихает, бинты, набрякшие от притока свежей крови, никак не превратятся в золотые позументы... Да и в самом названии "Кавказский крест" пока больше горечи, чем славы.

Сегодня этот крест - поминальный. Он наспех сбит из неструганых досок, установлен на одиноком, запорошенном снегом холме. Завтра - отлитый из дорогого металла, он будет значиться в реестре высших наградных знаков государства.

Борис Карпов пишет в своей книге: "Оставшись без ствола, обматерил тех, кто придумал, что журналисты не комбатанты. И стал снаряжать нашим бойцам автоматные рожки и пулеметные ленты. Десять магазинов, двадцать и еще, и еще, по двадцать патронов, по тридцать... счет потерялся. Бумажные патронные пачки толстым одеялом устилали дно окопа, шуршали под ногами, за бруствер выброшен один цинк, второй. Притащили еще один ящик патронов, но сержант Валера этого не одобрил, прохрипел: "Да у нас 5,45 еще есть, тащите туда!" И махнул рукой в темноту. Когда перестрелка стихала, успевали сделать по паре затяжек "красной плесени" (так солдаты прозвали дешевые сигаретки "Краснопресненские"), когда фотокор Олег Смирнов обнаружил в бездонных карманах своего "разгрузника" фляжку с остатками воды, которой досталось по полглоточку, и вовсе хорошо стало.

Страх может погубить. Так же, как и паника, психоз. Отвага поможет тебе и товарищам, которые с тобой рядом. В бою могут сгубить равнодушие и расслабуха. Тот, у кого достанет сил физических и моральных, не просто выйдет из боя живым, он выйдет из него победителем. При любом итоге боя он победит себя. Такими были наши солдаты..."

Андрей ФЕФЕЛОВ

Из книги Газета Завтра 827 (39 2009) автора Завтра Газета

Андрей Фефелов МОДА НБП На прошлой неделе в Зверевском центре в Москве прошло мероприятие, интересное как само по себе, так и в контексте субкультуры, сложившейся вокруг Национал-большевистской партии, партии объявленной, кажется, вне закона. Это было настоящее дефиле с

Из книги Газета Завтра 258 (45 1998) автора Завтра Газета

Андрей Фефелов “АЛХИМИК” Под покровом хаоса наступившей Смуты существуют, сталкиваются и взаимодействуют тысячи социальных и организационных карпускул, представляющих из себя осколки разлетевшегося в хлам советского суперсоциума. Иногда приятно в руководстве

Из книги Газета Завтра 838 (50 2009) автора Завтра Газета

Владимир Винников, Андрей Смирнов, Денис Тукмаков, Андрей Фефелов ВОПРОСЫ СТАЛИНИЗМА Доктрину нынешнего руководства РФ можно определить словами "модернизация без мобилизации". Увы, эффективность подобной модели выражена не в технологических достижениях российской

Из книги Газета Завтра 839 (51 2009) автора Завтра Газета

Владимир Винников, Евгений Нефёдов, Андрей Смирнов, Денис Тукмаков, Андрей Фефелов ВОПРОСЫ СТАЛИНИЗМА-2 Материал "Вопросы сталинизма", опубликованный в прошлом номере, вызвал большой интерес читательской аудитории. Но насколько приемлем опыт сталинской модернизации в

Из книги Газета Завтра 273 (8 1999) автора Завтра Газета

Андрей Фефелов ИЛЬ МАЛО НАС? Марш подразделений стран НАТО по брусчатке Красной площади, если таковой случится, безусловно, можно отнести к самым главным политическим событиям года. Ибо язык символов красноречивее языка дипломатических договоров и любых, даже самых

Из книги Газета День Литературы # 97 (2004 9) автора День Литературы Газета

Андрей ШАЦКОВ КРЕСТ ОТЦОВ *** н.ш. Те женщины приходят по ночам Из прошлой жизни, из минувшей дали... Их покрывают звездные вуали, Струятся плащаницы по плечам. Они из той загадочной страны, Которую покинул ты однажды,

Из книги Газета Завтра 856 (15 2010) автора Завтра Газета

Андрей Фефелов СЕРЕБРЯНЫЙ БОГ Вот-вот весенняя пустынность мира сменится торжеством жизни, бесстыдным буйством листвы. И струящийся ночной город, отдыхающий накануне головокружительного броска в новый день, пока еще призрачный и неуловимый, скоро-скоро заклубится,

Из книги Газета Завтра 865 (24 2010) автора Завтра Газета

Андрей Фефелов ГЛАГОЛИЦА КАЗЕННОЕ СЛОВЦО "МЕРОПРИЯТИЕ", подходящее для всякого рода съездов и партийных торжищ, на сей раз раскрылось в непривычном и глубинном своем значении. Ибо мера приятия того, что происходило на древнем городище заповедника "Старая Рязань", у

Из книги Газета Завтра 312 (47 1999) автора Завтра Газета

Андрей Фефелов КОМЕТА ОВР Блок ОВР по своей противоречивости, синкретичности и случайности напоминает некое древнее составное животное. Сей политический китоврас в силу абсурдности форм не лишен даже некоего очарования. Блок демократо-державных

Из книги Газета Завтра 320 (3 2000) автора Завтра Газета

Андрей Фефелов МИСТЕР “Х” Сейчас личность Путина приковывает к себе внимание сотен психологов, физиогномистов, литераторов. Говорят, в Ленгли создана спецкомиссия по изучению психотипа человека, исполняющего обязанности президента России. Вряд ли в ближайшее время

Из книги Газета Завтра 323 (6 2000) автора Завтра Газета

Андрей Фефелов ДЕСАНТ Произошло почти невозможное - команда литераторов, подобно спецназу, десантировалась в район боевых действий. Их встречали военные на заснеженных позициях близ Урус-Мартана и Шали, в дымных сумерках прифронтовой Ханкалы, на темных трассах,

Из книги Газета Завтра 938 (45 2011) автора Завтра Газета

Андрей Фефелов -- Постмодернизация Политика заменена системой блефов и междометий… Растерянные народы на ощупь движутся в плотной дымовой завесе, в непроницаемом слое государственного пиара. Чем скуднее, дороже, опаснее и бессмысленнее жизнь, тем больше наверху

Из книги Газета Завтра 377 (8 2001) автора Завтра Газета

Советский и российский общественный деятель, писатель, публицист. Член секретариата Союза писателей России. Главный редактор газеты "Завтра".

Семья

Предки Проханова, молокане, были высланы в Закавказье во времена Екатерины II. Его дед, брат Ивана Степановича Проханова, лидера Российского баптистского движения, основателя и руководителя Всероссийского Союза Евангельских Христиан (1908-1928 гг.) и вице-президента Всемирного баптистского альянса (1911г.). Дядя А. А.Проханова, ученый ботаник, остался в СССР после эмиграции И.С.Проханова, был репрессирован, но затем освобождён вследствие отказа от унаследованного после смерти И. С. Проханова в Берлине значительного состояния в пользу государства.

Женат, имеет двух сыновей и дочь. Один из сыновей - публицист Андрей Фефёлов .

Биография

Александр Проханов родился 26 февраля 1938 года в Тбилиси. В 1960 году окончил Московский авиационный институт, работал инженером НИИ. На последнем курсе вуза стал писать стихи и прозу.

В 1962-1964 годах работал лесником в Карелии, водил туристов в Хибины, принимал участие в геологической партии в Туве. В эти годы Проханов открыл для себя А. П. Платонова, увлёкся В. В. Набоковым.

В 1968 году начал работать в "Литературной газете" .

С 1970 года работал корреспондентом "Литературной газеты" в Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Анголе и в других местах. Одним из первых в 1969 году описал в своём репортаже события на острове Даманский во время советско-китайского пограничного конфликта.

В 1972 году Александр Проханов становится членом Союза писателей СССР.

С 1986 года активно публикуется в журналах "Молодая гвардия", "Наш современник", а также в "Литературной газете".

С 1989 по 1991 год Проханов работает главным редактором журнала "Советская литература".

В КПСС никогда не состоял.

В 1990 году подписал "Письмо 74-х".

В декабре 1990 он создаёт свою газету "День" , где также становится главным редактором.

15 июля 1991 года газета опубликовала "антиперестроечное" обращение "Слово к народу". Газета стала одним из самых радикальных оппозиционных изданий России начала 1990-х годов и регулярно выходила до октябрьских событий 1993 года, после чего была закрыта властями.

В 1991 году, во время выборов президента РСФСР, Проханов был доверенным лицом кандидата генерала Альберта Макашова . Во время августовского путча поддерживает ГКЧП .

В сентябре 1993 года выступил в своей газете против антиконституционных, как он считал, действий Ельцина , называя их государственным переворотом и поддержал ВС РФ. После расстрела парламента газета "День" была запрещена Министерством юстиции. Редакция газеты подверглась разгрому ОМОНом, её сотрудники были избиты, имущество и архивы - уничтожены. Два номера уже запрещённой к тому моменту газеты были подпольно напечатаны в Минске, как специальные выпуски коммунистической газеты "Мы и время".


5 ноября 1993 года зять писателя А. А. Худорожков учредил и зарегистрировал газету "Завтра" , главным редактором которой стал Проханов. Некоторые организации обвиняют газету в публикации материалов антисемитского характера.

Во время президентских выборов в 1996 году, Александр Проханов не скрывает своего предпочтения – он всячески поддерживает кандидатуру Геннадия Зюганова , лидера КПРФ . Впоследствии несколько раз подвергался нападениям, причем ни разу личность нападавших не была установлена, как и причина самих нападений.

В 1997 году становится соучредителем Агентства патриотической информации .

В 1999 году, после серии взрывов жилых домов, Проханов описывает свою версию случившегося в художественном стиле, обвиняя в случившемся российские спецслужбы. Его соображения изложены в литературном произведении "Господин Гексоген" , за который Проханов в 2002 году получил премию "Национальный бестселлер".

С 2007 по январь 2014 - постоянный гость радиопередачи "Особое мнение" на радиостанции "Эхо Москвы". Своё прекращение сотрудничества с радиостанцией объяснил так: "Я работаю здесь как журналист… Я не журналист. Мне хочется поговорить с миром, с моими друзьями как художник, как писатель, как философ, как проповедник и исповедник, потому что я прожил гигантскую жизнь и мне хотелось бы рассказать об этой жизни моим слушателям ".

С сентября 2009 года - на радиостанции "Русская Служба Новостей" по понедельникам в 21:05 принимает участие в передаче "Солдат империи", а с января 2014 года по понедельникам в 20:05 участвует в программе "Без вопросов".


2003-2009 годах - один из постоянных участников телевизионного ток-шоу Владимира Соловьёва "К барьеру!".

С 2010 года - один из постоянных участников телевизионного ток-шоу Владимира Соловьёва "Поединок".

2013-2014 - один из ведущих рубрики "Реплика" на телеканале "Россия 24".

Ноябрь 2014 года - Суд обязал Проханова выплатить Андрею Макаревичу 500 тысяч рублей за ложь в публикации в газете "Известия", где утверждалось, что Макаревич дал концерт в Славянске, "и эту музыку слышали томящиеся в подвалах пленные ополченцы, которым битами раздробили руки и ножами выкололи глаза ". Макаревич уверял (и смог доказать в суде), что дело было не в Славянске, а в Святогорске, а пел он не перед "карателями", а перед беженцами. Проханов утверждает, что Михаил Барщевский , представляющий в процессе музыканта оказывал давление на суд.

Проханов чрезвычайно плодовитый писатель: практически каждый год выходит по его роману. Стиль Проханова многие критики считают оригинальным, колоритным, подчёркнуто индивидуальным. "Язык Проханова, изобилует яркими метафорами, оригинальными, цветистыми эпитетами, персонажи выписаны выпукло, наглядно, с обилием деталей, само описание имеет ярко выраженную эмоциональную и даже страстную окраску, чётко прослеживается отношение автора к тому или иному персонажу ". В то же время есть и другая точка зрения в среде литературоведов, которые находят его стиль "банальным", "манеру письма - слащавой, основанной на бесстыдной лжи и перенасыщенной дешёвыми украшающими эпитетами ".

Проханов увлекается рисованием в стиле примитивизма. Коллекционирует бабочек (в коллекции более 3 тысяч экземпляров).

Скандалы, слухи

Проханову приписывают весьма тесные контакты с Березовским , в период его Лондонского изгнания. В частности, интервью БАБа главному редактору газеты "Завтра", стало поводом для исключения Бориса Абрамовича из партии "Либеральная Россия" .

Во время трагедии в Норд-Осте, Борис Березовский, депутат Госдумы Виктор Алкснис и главный редактор газеты "Завтра" Александр Проханов подвергли критике действия российских властей по освобождению заложников.

Свою позицию по этому вопросу они изложили в совместном заявлении, принятом по итогам встреч, прошедших в Лондоне 25 и 26 октября 2002 года. По их мнению "теракт был бы невозможен без вопиющего попустительства и, возможно, соучастия отдельных представителей власти ". "Президент РФ Владимир Путин, с первых же часов трагедии устранился от участия в урегулировании кризиса. Ни он сам, ни его представители не предложили ни одного варианта решения проблемы и не принимали никакого участия в судьбе заложников ", - отмечают Березовский, Проханов и Алкснис. "Самый драматический эпизод за неполные три года пребывания В. Путина у власти показал, что сегодня в Кремле нет лидера, способного защитить граждан России " - подчеркивается в заявлении Березовского, Проханова и Алксниса.

Рассказывают, что Александр Проханов в 2002 году получил от Березовского $300 000 "на развитие своего издания", соблазняя изгнанника туманными обещаниями стать оппозиционным кандидатом в президенты. Никакого "развития издания" не случилось: "развивать" А.А. Проханов решил собственную дачу.

В 2003 году в редакцию Lenta.Ru поступило заявление предпринимателя Бориса Березовского и Александра Проханова, посвященное убийству депутата Госдумы Сергея Юшенкова . Авторы письма утверждают, что ответственность за убийство Юшенкова лежит на российских властях, а также обещают, что оппозиция победит на выборах и "предотвратит гибель страны, идущую из Кремля".

Стиль Проханова часто считают оригинальным, колоритным, подчёркнуто индивидуальным. Язык Проханова, как полагают многие критики [кто? ] , изобилует яркими метафорами, оригинальными, цветистыми эпитетами, персонажи выписаны выпукло, наглядно, с обилием деталей, само описание имеет ярко выраженную эмоциональную и даже страстную окраску, чётко прослеживается отношение автора к тому или иному персонажу. Однако, по мнению немецкого слависта Вольфганга Казака , для произведений Проханова характерна «банальная, слащавая манера письма, основанная на бесстыдной лжи и перенасыщенная дешёвыми украшающими эпитетами» .

Определённо реалистичные действия и события соседствуют с вещами совершенно фантастического толка (в романе «Господин Гексоген» один из олигархов (возможно, схожий с Березовским), попав под капельницу в больнице, тает и исчезает в воздухе; Избранник (возможно, схожий с Путиным), попросившись управлять самолётом наедине в пилотской кабине, исчезает, превратившись в радугу).

В публицистике и художественном творчестве Проханова прослеживается симпатия к христианству, России и всему русскому, критика капитализма и либерализма. Он считает себя советским человеком. Он много пишет и говорит о том, что его философия - философия солдата империи [ ] .

Ранняя проза

Первые рассказы и очерки Александра Проханова публиковались в газете «Литературная Россия », в журналах «Кругозор », «Семья и школа », «Сельская молодёжь», «Олень». Особо успешным стал рассказ «Свадьба» (1967). Во второй половине 1960-х годов очерки и репортажи молодого писателя привлекают внимание читателей в СССР.

Первая книга Проханова «Иду в путь мой» (1971) вышла с предисловием Юрия Трифонова : «Тема России, народа русского для Проханова не дань моде и не выгодное предприятие, а часть души. Прозе молодого писателя присуща большая искренность». Сборник «Иду в путь мой» изображает русскую деревню с её обрядами, старомодной этикой, самобытными характерами и пейзажами. В 1972 году Проханов издал очерковую книгу «Неопалимый цвет» о проблемах советской деревни. В том же году при содействии Ю. В. Трифонова Проханова принимают в Союз писателей СССР . С 1985 года Проханов - секретарь Союза писателей РСФСР.

В начале 1970-х годов Проханов опубликовал ряд рассказов: «Жестяная птица», «Красный сок на снегу», «Двое», «Стан 1220», «Машинист транссибирской» (все - 1974), «Огненная купель» (1975) и другие. В 1974 году вышел второй сборник повестей и рассказов «Желтеет трава».

Основой первого романа «Кочующая роза» (1975), имеющего полуочерковый характер, стали впечатления писателя от поездок по Сибири, Дальнему Востоку и Средней Азии. В этом и в трёх последующих романах - «Время полдень» (1977), «Место действия» (1979) и «Вечный город» (1981) Проханов обращается к актуальным проблемам советского общества.

Малая проза

В 1970-1990-х годах он создаёт несколько заметных рассказов и новелл: «Полина» (1976), «Незримая пшеница», «По лунному лучу», «Снег и уголь» (все - 1977), «Седой солдат» (1985), «Оружейник» (1986), «Караван», «Родненький», «Мусульманская свадьба», «Кандагарская застава» (все - 1989) и повестей: «Адмирал» (1983), «Светлей лазури» (1986), «Знак Девы» (1990) и другие. За рассказ «Мусульманская свадьба» (как лучший рассказ года) Проханов получил премию имени А. П. Чехова.

«Горящие сады»

С начала 1980-х годов писатель начинает работать в жанре военно-политического романа, материалом для новых произведений служат его многочисленные командировки. Романы-путешествия «Дерево в центре Кабула» , «В островах охотник…», «Африканист», «И вот приходит ветер» образуют тетралогию «Горящие сады», созданную по следам событий и характеризующуюся напряжённым развитием сюжета.

Афганская тема

Позднее Проханов вновь обращается к афганской теме. Главным героем романа «Рисунки баталиста» (1986) является художник Веретенов, который по заданию редакции отправляется в Афганистан с тем, чтобы сделать серию рисунков советских солдат, и которому хочется увидеть сына-военнослужащего. В романе «Шестьсот лет после битвы» (1988) рассказывается о демобилизованных солдатах, служивших в Афганистане.

«Семикнижие»

«Семикнижие» Александра Проханова - серия из семи романов, главный герой которых - генерал Белосельцев, обладающий уникальным опытом видения и созерцания.

В «Семикнижие» входят романы:

  1. «Сон о Кабуле»
  2. «И вот приходит ветер»
  3. «В островах охотник»
  4. «Африканист»
  5. «Красно-коричневый»

«Господин Гексоген»

«Поступь русской победы»

В 2012 году Проханов выпустил книгу «Поступь русской победы» в необычном для себя жанре. Книга повествует об идеологиях современной России и представляет историю России в виде так называемых «четырёх империй»: Киево-Новгородская Русь , Московское царство , Российская империя Романовых, Сталинская империя . Имперское мироощущение, с этой позиции, является центральным для русского сознания, равно как и попытка воплотить Царство Божье на Земле. Центральным сюжетом книги является идея «Пятой империи», которая, по мнению писателя, уже зарождается в современной России. Книга состоит из 4-х частей.

Взято у Сергея Фомина
http://sergey-v-fomin.livejournal.com/78708.html#comments

В ПЛАМЕНИ «ПОЖАРА» (часть 5)

«Купание красного кобла» (продолжение)

«Черного кобеля не отмоешь добела».
Русская поговорка

В одном из прошлых постов мы попытались разобраться в скрытых смыслах стиля А.А. Проханова, пообещав сопрячь его с некоторыми особенностями биографии писателя.
Предками Александра Андреевича, по его собственным словам, были молокане, бежавшие из Тамбовской губернии в Закавказье.
Секта эта в Российской Империи считалась «особенно вредной», строго преследовалась вплоть до либеральных указов Императора Александра I. Было это неспроста: молокане «отвергали православный культ», чтили субботу. По заметному сближению с иудаизмом их даже называли «субботниками», «жидовствующими», «новыми жидами». Подробно прочитать о них можно в любой еврейской энциклопедии.

При этом стоит заметить, что всё это отнюдь не «дела давно минувших дней», свидетельство чему - признания сына Александра Андреевича - заместителя редактора газеты «Завтра» Андрея Фефелова, сделанные им 13 августа 2014 г. в интервью:
«Часть моих предков - выходцы из русского сектантства. И Прохановы, и Фефеловы, и Мазайевы когда-то были крестьянами и принадлежали к молоканской среде. Их потомки, сделавшись купцами, давали своим детям образование, посылали детей учиться в Европу. […] …Вопросы веры, церкви, эсхатологии сопровождали меня с раннего детства. […] Традиция ушла, но связи существуют. Однажды в газету “Завтра” пришла целая делегация молокан. Такие солидные аккуратные бородатые люди со спокойными лицами. Оказывается, Юрий Лужков в тот период почему-то притеcнял молоканскую общину, лишил ее молельного дома. И тогда, зная о нашем происхождении, они пришли к нам за информационной поддержкой. Мы им не отказали и даже приютили их на время. Несколько раз подряд по воскресеньям в редакции “Завтра” проходили собрания молокан и пелись псалмы, сочиненные моими прадедами».
И действительно, предки Александра Андреевича - далеко не рядовые сектанты.
Многое было завязано на двоюродном дедушке Александра Андреевича - Иване Степановиче Проханове (1869-1935). Он также был корневым молоканином, однако в 1875 г. его отец, а в 1886 г. и он сам присоединились к баптистам.
Переход этот был закономерным. В свое время историк Н.И. Костомаров подчеркнул связь появления секты молокан с «развитием в русском народе рациональных умствований».

С биографией И.С. Проханова, этого «русского Лютера», может познакомиться всякий, заглянув в интернет. Там есть все факты, но подлинный смысл их остается как бы за кадром. Потому обратимся к давнему, написанному еще в мае 2005 г. посту из ЖЖ известного русского философа, писателя и публициста Д.Е. Галковского (пусть и спрямляющего некоторые углы и несколько категоричного, но заметившего многое):
http://galkovsky.livejournal.com/52 576.html?thread=37 ..
«Да это понятно, - высказался во время обсуждения одной из тем Дмитрий Евгеньевич, - Кого ещё “главным русским националистом” поставят, да в придачу дадут крупный печатный орган. Это не должен быть “человек проверенный”. Это должно быть “само оно”.
Дедом Проханова был один из активнейших членов английской резидентуры в Российской Империи, Иван Степанович Проханов. Господин Проханов тоже был издателем газет и журналов, за систематическую антигосударственную и антицерковную деятельность выслан в родную Англию. Там окончил богословский колледж в Бристоле. В 1898 году Проханов вернулся в Россию, с места в карьер развернул широкомасштабную подрывную работу. Руководителем Проханова был Ленин (через Бонч-Бруевича). […] Вскоре Проханов стал главой российских баптистов и одним из 6 вице-председателей Всемiрного Союза Баптистов. В 1914 году как прямых пособников Германии, членов социалистических подрывных организаций и немецких шпионов Проханова со товарищи немного прижали. С согласия, одобрения и по прямому совету Англии».
Прибавим к этому, что в описываемое время у И.С. Проханова были налажены связи с такими знаковыми фигурами, как С.Ю. Вите и П.Н. Милюков. Известно также, что Иван Степанович баллотировался в Государственную думу - известный рассадник русской смуты.

Но продолжим цитату из Д.Е. Галковского: «Что делал Проханов в 1917 и далее, думаю объяснять не надо. Впоследствии подлецы выдумали себе “репрессии” и слёзно рыдали примерно в таком ключе: “VI Всероссийский съезд христианской молодежи с участием Ивана Проханова собрался в 1921 году в г.Твери. Едва участники приступили к намеченной программе, как 5 мая по доносу священника местного православного прихода Виноградова, пробравшегося в Тверскую Губчека в качестве следователя, были арестованы 42 участника съезда. 30 человек были вскоре освобождены, а 12 (в том числе и Проханов) переведены в лагерь принудительных работ на срок от одного до трех лет. Но через три месяца центральные власти освободили и их”.
Зацените. “Священник пробрался в доблестную ВЧК и оклеветал верных ленинцев”; “Подверглись чудовищным гонениям, в 1921 году три месяца провели в заключении”. Ужасы.
В 20-х годах Проханов активно разлагал Русскую Церковь, сотрудничая с “живоцерковниками”. Спокойно разъезжал по Европам и Америкам. В 1928 году, находясь в Канаде, Проханов решил в СССР не возвращаться, при этом преспокойно ПРОДОЛЖАЯ быть одним из наиболее активных и влиятельных советских баптистов.
В своих ЗАРУБЕЖНЫХ мемуарах Проханов, первый президент Всероссийского СЕХБ, писал: “В основе политики большевиков в отношении религиозных организаций была свобода для всех, за исключением тех групп и священства, которые участвовали в политической оппозиции новому режиму. Одним из первых шагов советского правительства был декрет об отделении церкви от государства. В соответствии с провозглашенным декретом православная церковь теряла финансовую поддержку государства... Миллионы рублей были изъяты из церковных касс и это подорвало средства существования Священного Синода, Духовной академии и других церковных институтов. Большинство священников были удалены от служения... Таким образом, низвержение православной церкви было значительным достижением, главной базой религиозной свободы...”».
А кстати, сравните этот пассаж Проханова-деда с текстом «письма махатм» 1926 г., написанного Н.К. Рерихом, по поэтике, как мы уже отмечали, весьма схожего с писаниями Проханова-внука: «На Гималаях Мы знаем совершаемое Вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий. Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войско рабов».
Прямая перекличка!

«Меня этот Проханов-гейт, - писал в комменте один из читателей приведенного нами поста Д.Е. Галковского, - не то чтобы обезкураживает, сколько просто непонятна удивительная преемственность поколений. Объяснить ее, пожалуй, можно лишь тем, что все это время со старой доброй эпохи была жива питательная среда (клуб, секта или вроде того), “духоборческая” дедушкина прокладка».
На другое, не менее удивительное созвучие, наталкивает и вот эта характеристика И.С. Проханова из книги ученого Л.Н. Митрохина «Баптизм: история и современность» (СПб. 1997):
«По своей целеустремленности, уверенности в успехе своего миссионерского призвания, по организаторской хватке он был фигурой уникальной. Его не привлекала рядовая проповедническая деятельность. Россия, повторял он, представляет собой “духовное кладбище или долину сухих костей”. Но русский народ находится накануне восстания - “это будет подлинное воскресенье, духовное обновление и реформация”. […]
Энергия Проханова была поистине неисчерпаемой. Ему было тесно в рамках немногочисленного объединения. Он постоянно создавал новые союзы, организации, издания курсы и школы, издал не менее 10 сборников духовных гимнов, свыше тысячи (!) из них написал сам (“поэзия слетала с моего пера, как живой цветок”) составил вероисповедание ЕХБ, написал сотни статей, обращений, проектов. […] Его авторитарные методы, не всегда предсказуемые поступки смущали и раздражали более степенных и уравновешенных коллег, порождая дополнительные трения между союзами, несмотря на постоянные заверения во взаимной любви».
Вам ничего это не напоминает? Прочитав это, я, например, понял, что «пассионарность» Александра Андреевича Проханова - черта родовая.

Весь этот background писателя Президент В.В. Путин, по роду своих прежних занятий, вероятно, очень хорошо знает. Потому, видимо, и не идет на контакт с А.А. Прохановым, буквально навязывающим себя (вспомните хотя бы ответы Президента во время «прямой линии» на вопросы Александра Андреевича). При этом Владимiр Владимiрович, как известно, охотно общался с В.Г. Распутиным, А.И. Солженицыным, Н.С. Михалковым.
(Предупреждая возможное возражение, замечу, что причина такой дистанцированности вовсе не в навешенных некогда ярлыках. Ведь и В.Г. Распутина когда-то называли «красно-коричневым».)

Что касается Валентина Григорьевича, то он вряд ли знал подноготную Александра Андреевича, однако безусловною хорошо ее чувствовал.
Какие дрожжи там бродят, узнать нетрудно. Вот, например, взгляд на Русскую историю сына А.А. Проханова - Андрея Фефелова:
«Интересно, что род Романовых - эта когорта государей и государыней - стоит между двумя столпами русской истории: Иваном IV Рюриковичем и Иосифом Сталиным. […] Особняком стоит фигура Петра Первого. Он великий разрушитель и великий строитель одновременно. В чем-то схож с патриархом Никоном и Лениным. […]
Даже демоны русской истории, такие, допустим, как Лев Троцкий, должны быть бережно исследованы и прочтены в едином грандиозном, сакральном контексте. Казалось бы, вот он враг всего русского народа! Но, тем не менее, это “наш” враг, “наш” уникальный демон . И никакая другая история подобную фигуру не произвела. Кстати, если говорить объективно, то Троцкий известен как создатель Рабоче-крестьянской красной армии, которая стала ударной силой собирания территорий Российской империи, рухнувшей в феврале 1917 года».
Нужно ли говорить, что вся эта (по всей вероятности, семейная, прохановская) историософия, была глубоко чужда Валентину Григорьевичу Распутину.

Напрасно в свое время волновался Виктор Астафьев за своего собрата: не повлияли на Валентина Распутина, не испортили его патриоты, вроде Проханова, которые Виктору Петровичу немилы были, по его словам, «за славословие революций». Не могли повлиять.
Находиться в одном помещении, хлебать из одной мисы - еще не значит быть единомышленниками.
Давно сказано: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1 Ин. 2, 19) .
И сейчас, после кончины Валентина Григорьевича, эта несовместимость, по предельной деликатности писателя, почти что никак не являвшая себя на людях (разве что «необщение» свидетельствовало об этом), стала совершенно неоспоримой.

Однако другая «опаска» В.П. Астафьева оказалась не столь уж пустой. В письме В.Я. Курбатову, отправленном в феврале 1994 г., он сетовал на то, что «товарищи Зюганов и Проханов с гордостью трясут вашими умствованиями и духовными на “народную тему” напоминаниями».
Всё это теперь, вроде бы, подтверждается. В разбираемой нами статье-манифесте А.А. Проханов перед тем, как навести тень на плетень, так прямо и пишет: «Недаром Валентин Григорьевич в годы перестройки подписал “Слово к народу”, недаром после он был близок к коммунистам, к Геннадию Андреевичу Зюганову».
Но возможно ли было избежать этого тогда ? Интересы народа и страны для таких, как В.Г. Распутин, были выше собственных амбиций и чистоты риз…

В обозреваемой нами статье «Распутин: империя и народ» А.А. Проханов поминает, собственно, одно произведение - повесть 1976 г. «Прощание с Матёрой».
Но вот как он выворачивает ее содержание: «…Русские, надрываясь на стройках, покидая и пуская под воду свои деревни, словно легендарный град Китеж…»
То есть САМИ (а вовсе не государство) ДОБРОВОЛЬНО пускают под воду свои избы, кладбища, поля!
Помимо открытого глумления над болью русского писателя и его народа (тут я категорически не согласен с теми, кто пишет, что «Прощания с Матёрой» Проханов-де «не понял»), такое прочтение, уже не распутинского текста, а «Сказания о Граде Китеже», свидетельствует о некой духовной порче выпустившего из-под пера такое.

Кадр из фильма «Прощание» по повести В.Г. Распутина. Режиссеры Лариса Шепитько и Элем Климов. 1981 г.

Нужно быть глубинно нерусским человеком, чтобы столь изощренно извращать один из архетипов нашего сознания.
Русский мессианский город «с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями» скрылся под воду «чудесно, Божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый», разорив Русь, подступил к нему.
«Его жители даже не собирались защищаться и только молились». Именно по тем молитвам «не допустил Господь басурманского поруганья над святыней христианскою».
Что касается наших Матёр, то под воду пускали их советские власти: местные - по указанию центральных. И оттуда, из водного зазеркалья, ту прежнюю Россию уже никому не достать. До тех пор пока она САМА (не выманенная «красными» или какими-либо иными заклинателями, а именно сама, по своей воле) оттуда не выйдет.
Выйдет же непременно, когда придет срок - «Последний срок».
«И досель тот град невидим стоит, - откроется перед страшным Христовым судилищем».

Кадр из фильма «Прощание». 1981 г.
Трудно это понять тем, кто вырос на асфальте. Недостаточно даже два года лесником прокуковать и в геологические партии ходить. Да и к чему такие жертвы? Дело тут не в городе как таковом. Речь о душе. «Где сердце твое, брате?.. Где душа твоя, сестрица?..»
Трудно стать русским, не веря тому, во что верует народ, сыном которого ты себя числишь.
И прежде, чем учить других, сам пойди в ученики. Сядь с Марией у ног Христовых и послушай.
Тот же Валентин Распутин не посчитал для себя зазорным сделать это на 44-м году от роду, за что был хамски осмеян постоянным автором газеты «Завтра» Владимiром Бушиным.

Но у некоторых слушать что-то плохо выходит…
Вот последний номер газеты «Завтра», от 2 апреля. Как водится, передовица А.А. Проханова. В ней рассказывается о его недавней поездке в Сербию, а в конце - о «богослужении в соборе Святого Саввы… самом большом соборе в Белграде» (здесь и далее мы сохраняем оригинальную авторскую орфографию): «…Когда мы причащались, когда я вкушал из рук владыки вино и хлеб, вдруг испытал такой прилив света, любви и красоты».
Выходит для Проханова Тело и Кровь Христовы просто «вино и хлеб», да еще принимает он Их «из рук владыки», а не со лжицы из Евхаристической чаши? Любому церковному человеку и объяснять не нужно, о чем такое словоупотребление говорит…

Интересно, что другой ниспровергатель В.Г. Распутина (но уже со стороны либералов) Дмитрий Губин, о котором мы писали в одном из прошлых наших постов, синхронно (в передаче от 3 апреля) говорил, по существу, о том же самом, но уже в запредельно недопустимой форме. (Мне очень больно приводит эти слова, но, не сделав этого, мы едва ли поймем, с чем имеем дело.)
http://gubin-live.podster.fm/91
Для оправдания оскорбительной постановки «Тангейзера» в Новосибирске прошедший выучку в Англии Губин нашел не менее кощунственные выражения: «Любой родитель, который отводит детей на первое причастие, он отводит ребенка есть тело 33-летнего еврея и пить кровь 33-летнего еврея. Потому что таинство состоит в том, что вино и хлеб претворяются (это вам скажет любой священнослужитель Русской Православной Церкви) в настоящие и подлинные тело и кровь Христовы. Но мы же не бежим в прокуратуру с требованием остановить трупоядение. Мы понимаем: церковь так живет, она так устроена, это их территория, они не мешают тем, кого возмущает каннибализм в любом другом месте…»

Но вернемся к Александру Андреевичу, который, как мы помним, описывал свое Причастие в белградском соборе. (После Губина оно выглядит даже благочестивым.)
Буквально на обороте страницы, на которой напечатано это откровение, опубликована его же статья под весьма символичным, таящим в себе множество смыслов названием: «Истинный ариец». Она о недавней гибели во Франции пассажирского самолета и о летчике-немце, считающимся ныне виновником трагедии.
«…На мой взгляд, - пишет А.А. Проханов, - речь идёт о психиатрии целого народа - народа немецкого, народа, который пребывает сегодня в таком состоянии, что отдельно взятый немец, являясь частью этого народа, в состоянии совершить подобные акции самоубийства. […] Он показал, что Германия, которую так уничтожают, она вместе с собой в преисподнюю, в Валгаллу унесёт всё остальное человечество. […] …Эта таинственная и ужасная смерть может трактоваться как психиатрический диагноз сегодняшнего состояния германской нации».

Все эти рассуждения сами по себе, конечно, чудовищны и эпатажны, но, признаем, вписываются, всё же, в определенную систему ценностей.
Более того, этот первый удар по нервам микширует, как нам кажется, главный смысл, ради чего, собственно, видимо, и был создан этот текст:
«…Сам акт самоубийства вовсе не значит, что это акт страдания и желание порвать с жизнью. Быть может, этот акт следует трактовать как акт восстания. Может быть, немец или Германия, находящиеся в страшном унижении, стремясь вырваться из-под контроля, прибегают к последнему средству - к смерти, которая спасает человека от этого контроля.
Причём эта смерть не является рядовой смертью, смертью индивидуальной. Она является смертью, связанной с порывом в другие, грядущие германские измерения. И эта смерть носит ритуальный характер, поэтому пилот увлёк за собой в эту смерть 150 человек. Это была не просто смерть одиночки. Это было самосожжение на виду у всего мiра, самосожжение или самоубийство вопреки этому мiру».
Словосочетания: «акт восстания», «стремление вырваться из-под контроля», «последнее средство», учитывая мiровоззрение автора, безусловно, несут в себе положительные смыслы.
Их органично дополняют другие: «ритуальный характер», «увлечение за собой в эту смерть 150 человек».
И заключительный аккорд: «Это было самосожжение на виду у всего мiра […] вопреки этому мiру».
Тут уж апофеоз смерти, как «творческого акта». Раскольничьи гари! Священный суицид!
Сектантская закваска - куда же от тебя денешься?
Не зря, видимо, некоторое время общавшийся с Александром Андреевичем поэт Алексей Широпаев называл его «Красным Шаманом».
С гремящим бубном, выкриками-заклинаниями, верчением и подскоками…

Примечательно, что некоторая двусмысленность не скрыла, тем не менее, от «своих» главный нерв.
«По моему, - откликнулся один из постоянных авторов комментов на сайте газеты “Завтра”, - прятаться всё время за Бога, ссылаться на Бога, говорить о боге, надеяться на бога, - это ещё большая трусость, чем суицид. Это ещё и лишение себя свободы самостоятельного выбора, лишение себя ответственности за судьбу своей страны и своего народа - дескать всё в руках божьих».
Таковы подлинные птенцы гнезда Проханова.

Но в чем тогда смысл всех этих блёсток, мишуры, «православной» риторики Проханова, его поездок по монастырям-скитам-старцам?
Попытка ли это натянуть перед - всё еще оставшимся в сердцевине своей православным - русским народом овечью шкуру? Эксплуатация ли это авторитета чтимых Русским мiром православных подвижников для своих политических проектов?
Не будем гадать. Главным для нас является тот безспорный факт, что за всем этим - обман и ложь. Пусть даже, как некоторые считают, «во благо». Благими же намерениями, твердо знали наши предки, вымощена дорога в ад.
И еще одно (не менее важное): убеждая себя и других, что он отправляется в паломничество, на деле Александр Андреевич занимается двумя вещами: «агитпробегом» или «православным туризмом». Он так и не распахнул душу свою перед Богом, Который Сам бы и сотворил там Благое.
Порой, даже посещает мысль: хочет, но...не может.
И тут самое место повторить слова критика В.Я. Курбатова, обращенные им к В.П. Астафьеву: «Происходит это от неверия, от безрелигиозности. Боюсь, что он теперь в чем-то даже и расходится со своим народом, который повернул к Богу. Ему это кажется фарисейством, и, похоже, он не видит там спасения. […] Покоя нет, Стержня нет». (С небольшой, всё же, поправкой: не от «безрелигиозности» или атеизма, а - в данном случае - от искаженной сектантством духовности.)

Однако посмотрите, какой интересный расклад выходит. По одну сторону - так уж вышло! - Господь наш Иисус Христос, Вера наша Православная, писатель наш русский Валентин Григорьевич Распутин. А по другую - такие вроде бы разные по мiровоззрению и занимаемой политической позиции - писатель-патриот А.А. Проханов и либеральный журналист Д.П. Губин, которому регулярно предоставляет эфир пропрезидентское радио «Комсомольская правда».
Не правда ли, есть над чем призадуматься?

В этих непростых размышлениях, перед лицом предстоящего нелегкого выбора, помощником нашим, вольно или невольно, выступает Валентин Распутин. Он один из тех оселков, на которых многое (и многие), так или иначе, проверяются: на излом, на верность, на идеалы.
Смерть прояснила.
И тут на память неожиданно приходит заголовок давней рецензии на одну из последних повестей писателя: «“Пожар” высветил».
Если бы не этот печальный уход, подумалось, многие из нас, прочитав или послушав приведенные нами слова, в очередной раз так бы и прошли мимо, разве пробурчав себе под нос: «Снова он чудит».
Кончина Валентина Григорьевича, которого при жизни называли «совестью народа», напомнила и нам о нашем долге, сделала нас строже к себе и другим…

Александр Проханов, биография которого приведена в этой статье, - известный отечественный писатель, общественный и политический деятель. Является главным редактором и издателем газеты "Завтра".

Биография политика

Александр Проханов, биографию которого вы можете прочитать в этой статье, родился в Тбилиси в 1938 году. Его предки были молоканами. Это представители отдельной ветви христианства, которые не признают креста и икон, не совершают крестного знамения и считают грешным есть свинину и пить спиртное. Они были родом из Саратовской и Тамбовской губерний. Оттуда перебрались в Закавказье.

Дед Проханов был молоканским богословом, являлся родным братом Ивану Проханову, основателю Всероссийского союза евангельских христиан. Хорошо знаком и дядя Проханова, который был известным в СССР ученым-ботаником, был репрессирован в 30-е годы, но позже реабилитирован.

Александр Проханов, биография которого есть в этой статье, в 1960 году окончил После пошел работать в НИИ инженером. Еще будучи студентом старших курсов, взялся за написание стихов и прозаических произведений.

В 1962-1964 годах трудился лесником в Карелии, работал экскурсоводом, водил туристов в Хибины, даже принимал участие в геологической экспедиции в Туве. Именно в те годы Проханов Александр Андреевич, биографию которого можно узнать из этой статьи, открыл для себя таких писателей, как Владимир Наборов и Андрей Платонов.

Литературная карьера

В конце 60-х герой нашей статьи решил для себя, что свяжет свою дальнейшую судьбу с литературой. В 1968 году он пришел в "Литературную газету". Уже через два года в качестве специального корреспондента отправился делать репортажи в Никарагуа, Афганистан, Анголу и Камбоджу.

Один из главных журналистских успехов Проханова - репортажи о событиях который произошел в то время на советско-китайской границе. Он стал первым, кто стал об этом открыто писать и говорить.

В 1972 году журналиста Александра Проханова, биографию которого вы сейчас читаете, приняли в Союз писателей СССР. В 1986 году стал публиковаться в толстых литературных журналах "Наш современник", "Молодая гвардия", продолжал сотрудничество с "Литературной газетой".

В 1989 году Проханов стал главным редактором журнала "Советская литература", входил в редакционную коллегию журнала "Советский воин".

Газета "День"

Во время перестройки занял активную гражданскую позицию. В самом конце 1990 года Проханов создает газету "День". Сам становится ее главным редактором. В 1991 году он опубликовал знаменитое антиперестроечное обращение, которое озаглавил "Слово к народу". В те времена газета становится одним из самых радикальных и оппозиционных средств массовой информации, выходит вплоть до октябрьских событий 1993 года. После этого власти закрыли издание.

В 1991 году Александр Проханов, биография которого содержится в этой статье, был доверенным лицом генерала во время выборов президента РСФСР. Макашов баллотировался от Коммунистической партии РСФСР. В итоге он занял только пятое место, набрав менее 4% голосов избирателей. Победил тогда Борис Ельцин, заручившийся поддержкой 57 с лишним процентов голосов россиян. Во время августовского путча наш герой открыто выступил на стороне ГКЧП.

В 1993 году Проханов в своей газете "День" назвал действия Ельцина государственным переворотом, призывая поддерживать членов Съезда народных депутатов и Верховный Совет. Когда танки расстреляли советский парламент, газету "День" запретили решением Министерства юстиции. Помещение, в котором располагалась редакция, разгромил ОМОН. Сотрудников избили, а имущество уничтожили, как и архивы. К тому времени запрещенную газету печатали в Минске.

Появление газеты "Завтра"

В 1993 году зять писателя Проханова по фамилии Худорожков зарегистрировал новую газету - "Завтра". Ее главным редактором стал Проханов. Издание выходит до сих пор, многие обвиняет его в публикации материалов антисемитской направленности.

Газета в 90-е славилась жесткой критикой постсоветского устройства, в ней часто публикуются материалы и статьи популярных оппозиционных деятелей - Дмитрия Рогозина, Владимира Квачкова, Сергея Кара-Мурзы, Максима Калашникова.

Газета фигурирует во многих современных художественных произведениях искусства. Например, в романе "Моноклон" Владимира Сорокина или в "Акико" Виктора Пелевина. Глеб Самойлов посвятил этой газете даже свою одноименную песню.

В последние годы издание изменило свою концепцию. В ней появились публикации государственно-патриотического содержания. Проханов провозгласил проект "Пятая империя", при этом он стал более лояльным к власти, хотя по-прежнему нередко критиковал существующее положение в стране.

В 1996 году Проханов вновь принял активное участие в президентской кампании. На этот раз он поддержал кандидатуру Решить судьбу победителя в первом туре не удалось. Ельцин набрал 35%, а Зюганов - 32. Во втором туре Ельцин одержал победу с результатом в 53 с небольшим процента голосов.

Политическая активность Проханова многих не устраивала. В 1997 и 1999 годах он подвергался нападениям неизвестных.

"Господин Гексоген"

В качестве писателя Проханов стал известен в 2002 году, когда издал роман "Господин Гексоген". За него он получил премию "Национальный бестселлер".

События развиваются в России в 1999 году. Произошедшая в то время серия взрывов в жилых домах представляется как тайный заговор власти. В центре повествования оказывается экс-генерал КГБ по фамилии Белосельцев. Его привлекают к участию в операции, конечной целью которой является приход к власти некоего Избранника.

Сам Проханов признавался, что в то время рассматривал Путина как человека команды Ельцина. Но со временем изменил свою точку зрения. Проханов стал утверждать, что именно Путин жестко остановил распад страны, убрал олигархов от непосредственного управления ею, организовал российскую государственность в ее современном виде.

В 2012 году вошел в состав Совета по общественному телевидению, который был сформирован указом президента Владимира Путина. В настоящее время занимает пост заместителя председателя совета при федеральном Министерстве обороны.

Икона со Сталиным

Проханова многие знают благодаря его эпатажным поступкам. Например, в 2015 году он пришел на заседание пленума Союза писателей России, которое проходило в Белгороде, с иконой "Богоматерь Державная". На ней был изображен Иосиф Сталин в окружении военачальников советского времени.

После этого икону принесли на Прохоровское поле во время торжеств по поводу знаменитого танкового сражения, во многом решившего исход Великой Отечественной войны.

При этом Белгородская митрополия официально сообщала, что на службе присутствовала не икона с генералиссимусом, а картина, которая была написана в иконописном стиле, так как никто из изображенных на ней персонажей не был причислен к лику святых Русской православной церковью. А некоторые и вовсе были гонителями церкви.

Также широко известно, что Проханов увлекается примитивизмом и коллекционирует бабочек. В его собрании уже около трех тысяч экземпляров.

Личная жизнь

Конечно же, рассказывая биографию Александра Проханова, о семье нельзя не упомянуть. Она у него большая и крепкая. Его супругу звали Людмила Константиновна. После свадьбы она взяла фамилию мужа.

В биографии Александра Проханова семья, дети всегда были в числе главных приоритетов. С женой он прожил в браке до 2011 года. Она скоропостижно умерла. У них остались дочь и двое сыновей. Дети в личной жизни Александра Проханова (биография его полна интересными событиями) играют важную роль.

Сыновья Проханова

Определенную известность в обществе заработали его сыновья. Андрей Фефелов стал публицистом, является главным редактором интернет-канала "День". Высшее образование получил в МИСИ, окончил инженерный факультет.

После вуза сразу отправился в армию, служил в пограничных войсках. Во время перестройки встал на путь отца, стал публицистом и писателем, начал публиковаться в политических журналах. В 2007 году получил пост главного редактора в газете "Завтра", где работал его отец. У него семья.

Второго сына зовут Василий Проханов, он автор-исполнитель. В биографии Александра Андреевича Проханова семья имеет важное значение. Он всегда ей уделял много внимания. Биографией, личной жизнью Александра Проханова интересуются все поклонники его творчества.

Судебные разбирательства

Неоднократно Проханов становился участником судебных разбирательств. В 2014 году он написал для "Известий" статью под названием "Певцы и подлецы". В ней рассказывалось о выступлении Андрея Макаревича перед украинскими военнослужащими. Проханов утверждал, что сразу после концерта солдаты отправились на позиции обстреливать мирных жителей Донецка.

Суд обязал опровергнуть эти факты, а также выплатить Макаревичу 500 тысяч рублей за моральный вред. Затем городской суд отменил решение нижестоящего суда и обязал разместить только опровержение.

Творчество Проханова

Русский по национальности Александр Проханов. В биографии его обязательно нужно об этом упомянуть. Его стиль отличается оригинальным и колоритным языком. В нем много метафор, необычных эпитетов, а каждый персонаж индивидуализирован.

У Проханова практически всегда реальные события соседствуют с совершенно фантастическими вещами. Например, в уже упоминавшемся в этой статье романе "Господин Гексоген" олигарх, похожий по описаниям на Березовского, попав в больницу, просто тает в воздухе. А Избранник, в котором многие угадывали Путина, сев за штурвал самолета, превращается в радугу.

Также в его творчестве можно заметить симпатию к христианству, всему русскому. Сам он до сих пор считает себя советским человеком.

Ранние произведения

Первыми произведениями Проханова стали рассказы, которые он публиковал в газетах и журналах. Многим запомнился его рассказ "Свадьба" 1967 года.

Его первый сборник под названием "Иду в путь мой" был опубликован в 1971 году. Предисловие к нему написал популярный в то время Юрий Трифонов. В нем Проханов описывает русскую деревню с ее классическими обрядами, самобытными персонажами и устоявшейся этикой. Спустя год он издает еще одну книгу о проблемах советской деревни - "Неопалимый цвет".

Его первый роман напечатали в 1975 году. Он назывался "Кочующая роза". Он имеет полуочерковый характер и посвящен впечатлениям автора от поездок по Дальнему Востоку и Сибири.

В нем, а также в нескольких последующих произведениях Проханов обращается к проблемам советского общества. Это романы "Место действия", "Время полдень" и "Вечный город".

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!