Неосознаваемая установка. Социальные установки, стереотипы и предрассудки личности Виды психологических установок

Грузинские психологи являются непосредственными учениками и последователями выдающегося советского психолога Дмитрия Николаевича Узнадзе (1886 – 1950), который создал теорию установки и организовал разработку этой проблемы силами большого коллектива.

Собственно теорию установки я с вами разбирать не буду: это большая и сложная тема. Ограничусь знакомством с явлениями неосознаваемой установки.

Прежде всего, что такое установка.

Это – готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении.

Замечу, что речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка – к периоду, который ему предшествует.

Фактов, демонстрирующих готовность, или предварительную настройку организма к действию, чрезвычайно много, и они очень разнообразны. Как я уже говорила, они относятся к разным сферам психической жизни индивида.

Например:
Ребенок задолго до годовалого возраста, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму: если это маленькая крошечка, то он сближает и вытягивает пальцы, если это круглый предмет, он округляет и разводит пальцы и т. д.

Подобные преднастройки позы руки иллюстрируют моторную установку.

Спринтер на старте находится в состоянии готовности к рывку – это тоже моторная установка.

Если вы сидите в темной комнате и со страхом ждете чего-то угрожающего, то иногда и в самом деле начинаете слышать шаги или подозрительные шорохи. Поговорка "у страха глаза велики" отражает явления перцептивной установки.

Когда вам дается какой-нибудь математический пример, выраженный в тригонометрических символах, то у вас создается установка решать его с помощью формул тригонометрии, хотя иногда это решение сводится к простым алгебраическим преобразованиям. Это пример умственной установки.

Состояние готовности, или установка, имеет очень важное функциональное значение. Субъект, подготовленный к определенному действию, имеет возможность осуществить его быстро и точно, т. е. более эффективно.

Но иногда механизмы установки вводят человека в заблуждение (пример необоснованного страха). Приведу вам еще один пример, на этот раз, заимствуя его из древнекитайского литературного памятника.

Именно "ошибки установки", которые проявляются в ошибочных действиях, восприятиях или оценках, относятся к наиболее выразительным ее проявлениям и раньше всего привлекли внимание психологов.

Надо сказать, что не всякая установка неосознаваема. Можно сознательно ждать страшного – и действительно видеть страшное, можно осознанно подозревать человека в краже топора – и действительно видеть, что он ходит, "как укравший топор". Но наибольший интерес представляют проявления именно неосознаваемой установки. Именно с них и начались экспериментальные и теоретические исследования в школе Д. Н. Узнадзе (Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966) .

Основные опыты, которые явились отправной точкой для дальнейшего развития концепции Д. Н. Узнадзе, проходили следующим образом. Испытуемому давали в руки два шара разного объема и просили оценить, в какой руке шар больше. Больший шар, предположим, давался в левую руку, меньший – в правую. Испытуемый правильно оценивал объемы шаров, и проба повторялась: снова в левую руку давали больший шар, а в правую – меньший, и испытуемый снова правильно оценивал объемы. Снова повторялась проба, и так раз пятнадцать подряд (Повторение проб служило цели укрепления, или фиксации, установки, соответственно описываемые опыты получили название экспериментов с фиксированной установкой).

Наконец, в очередной, шестнадцатой, пробе неожиданно для испытуемого давались два одинаковых шара с той же самой инструкцией: "сравнить их объемы". И вот оказалось, что испытуемый в этой последней, контрольной пробе оценивал шары ошибочно: он воспринимал их снова как разные по объему. Зафиксировавшаяся установка на то, что в левую руку будет дан больший шар, определяла, или направляла, перцептивный процесс: испытуемые, как правило, говорили, что в левой руке шар меньше. Правда, иногда ответы были такие же, как и в установочных пробах, т. е. что в левой руке шар больше.

Ошибки первого типа были названы контрастными иллюзиями установки, ошибки второго типа – ассимилятивными иллюзиями установки.

Д. Н. Узнадзе и его сотрудники подробно изучили условия возникновения иллюзий каждого типа, но я не буду на них сейчас останавливаться. Важно другое – убедиться, что установка в данном случае была действительно неосознаваемой.

Непосредственно это не очевидно. Более того, можно предположить, что в подготовительных пробах испытуемые вполне осознавали, что идут однотипные предъявления, и начинали сознательно ждать такой же пробы в очередной раз.

Предположение это абсолютно справедливо, и для того, чтобы его проверить, Д. Н. Узнадзе проводит контрольный эксперимент с гипнозом.

Испытуемого усыпляют и в состоянии гипноза проводят предварительные установочные пробы. Затем испытуемый пробуждается, но перед тем ему внушается, что он ничего не будет помнить. Вслед за пробуждением ему дается всего одна, контрольная, проба. И вот оказывается, что в ней испытуемый дает ошибочный ответ, хотя он не знает, что до того ему много раз предъявлялись шары разного размера. Установка у него образовалась и теперь проявилась типичным для нее образом.

Итак, описанными опытами было доказано, что процессы образования и действия установки изучаемого типа не осознаются.

Д. Н. Узнадзе, а за ним и его последователи придали принципиальное значение этим результатам. Они увидели в явлениях неосознаваемой установки свидетельство существования особой, "досознательной", формы психики. По их мнению, это ранняя (в генетическом и функциональном смысле) ступень развития любого сознательного процесса.

Можно различным образом относиться к той или иной теоретической интерпретации явлений неосознаваемой установки, но безусловный факт состоит в том, что эти явления, как и рассмотренные выше автоматизмы, обнаруживают многоуровневую природу психических процессов.

Перейдем к третьему подклассу неосознаваемых механизмов – неосознаваемым сопровождениям сознательных действий.

Социальная установка – предрасположенность человека воспринимать что-то определенным образом и действовать тем или иным способом. Установка побуждает человека к определенной деятельности. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках.

Д. Узнадзе определил установку целостным динамическим состоянием готовности к определенной активности. Это состояние обусловливается факторами потребности субъекта и соответствующей объективной ситуацией. Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации. Д. Узнадзе полагал, что установки лежат в основе избирательной активности человека, а значит являются показателем возможных направлений деятельности. Зная социальные установки человека, можно прогнозировать его действия.

На житейском уровне понятие социальной установки употребляется в значении, близком к понятию "отношение". В. Н. Мясищев в его концепции отношений человека отмечает, что отношение понимается "как система временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами", отношение детерминирует направленность будущего поведения личности. Л. И. Божович при исследовании формирования личности в детском возрасте установила, что направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, к отдельным объектам социальной среды. Хотя эти позиции могут быть различными но отношению к многообразным ситуациям и объектам, в них можно зафиксировать некоторую общую тенденцию, которая доминирует, в результате можно прогнозировать поведение личности в неизвестных ранее ситуациях по отношению к неизвестным ранее объектам. Направленность личности – предрасположенность действовать определенным образом, охватывающая всю сферу ее жизнедеятельности. Понятие "направленность личности" выступает как однопорядковое с понятием социальной установки. В теории деятельности интерпретируют социальную установку как личностный смысл, "порождаемый отношением мотива и цели" (А. Г. Асмолов, А. Б. Ковальчук).

В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин "аттитюд ". Впервые в 1918 г. У. Томас и Ф. Знанецкий ввели в социально-психологическую терминологию понятие аттитюда, которое было определено как "психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта", или как состояние сознания индивида, регулирующее отношение и нормативное (образцовое) поведение человека в отношении определенного социального объекта, который вызывает психологическое переживание человеком социальной ценности, смысла этого социального объекта. В качестве социального объекта могут выступать личности, группы, социальные нормы, социальные явления, организации, социальные институты (право, экономика, брак, политика), страны и т.п. Аттитюд понимался как определенное состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к реакции, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение. Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении. Аттитюды представляют собой латентное (скрытое) отношение к социальным ситуациям и объектам, характеризуются модальностью (поэтому судить о них можно по набору высказываний). Были выделены четыре функции аттитюдов .

  • 1) приспособительная (утилитарная, адаптивная) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;
  • 2) функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;
  • 3) функция выражения (функция ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;
  • 4) функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура аттитюда, в которой выделяются:

  • когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки);
  • аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, чувство симпатии или антипатии к нему);
  • поведенческий (конативный ) компонент (привычное поведение по отношению к объекту).

Социальная установка определялась как осознание, оценка, готовность действовать. Установки формируются:

  • а) иод влиянием других людей (родителей, СМИ) и "кристаллизируются" к возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняются с трудом;
  • б) на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях.

Установки это убеждения или чувства, способные влиять на наши реакции. Если мы убеждены, что некий человек нам угрожает, то можем чувствовать к нему неприязнь и поэтому действовать недружелюбно. Но десятки исследований, проведенных в 1960-е гг., показали: то, что люди думают и чувствуют, зачастую имеет совсем мало общего с их реальным поведением. В частности, было установлено, что отношение студентов к шпаргалкам весьма слабо связано с тем, насколько часто они к ним прибегают. Эксперименты Р. Лапьера показали, что аттитюды (отношение человека к какому-то объекту) могут нс совпадать или противоречить реальному поведению человека. М. Рокич высказал идею, что у человека существуют одновременно два аттитюда: на объект и на ситуацию. "Включаться" может то один, то другой аттитюд. В разных ситуациях может проявляться то когнитивный, то аффективный компоненты аттитюда, и результат поведения человека поэтому будет различным (Д. Кац и Э. Стотленд). Последующие исследования, проведенные в 1970-х и 80-х гг., обнаружили, что наши установки действительно влияют на наши действия при следующих условиях: когда другие воздействия, внешние влияния на наши слова и действия минимальны, когда установка конкретно связана с конкретными действиями и когда она становится потенциально действующей, потому что доведена до нашего сознания. В таких случаях мы будем твердо придерживаться того, во что верим.

Установка регулирует деятельность на трех иерархических уровнях: смысловом, целевом и операциональном. На смысловом уровне установки определяют отношение личности к объектам, имеющим личностное значение для человека. Целевые установки определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности, связаны с конкретными действиями и стремлением человека довести начатое дело до конца. Если действие прервано, то мотивационное напряжение все равно сохраняется, обеспечивая человеку соответствующую готовность к ее продолжению. Эффект незавершенного действия был открыт К. Левиным и основательно изучен В. Зейгарник. На операциональном уровне установка обусловливает принятие решения в конкретной ситуации, способствует восприятию и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта поведения человека в подобной ситуации и прогнозирования возможностей адекватного и эффективного поведения.

Самосовершенствование

Установка в психологии - это что такое? Понятие установки в психологии

26 декабря 2017

Рассматриваемые в психологии установки человека являются не только его предубеждением. Это некий настрой его физических и душевных сил на ту или иную ситуацию или определенные потребности. Причем, как отмечается в психологии, установка личности находится вне сознания человека. Что же это за явление? Рассмотрим данный вопрос подробнее.

Психологический феномен

Человеку, живущему в третьем тысячелетии, уже самому очевидно, насколько стремительно меняется тот мир, в котором он живет. Причем любая вновь приходящая реальность неизменно сопровождается теми или иными изменениями. Это требует перемен в самих людях. А вот признать необходимость в изменении самого себя уже, согласитесь, намного сложнее. В каждом случае в человеке начинает срабатывать механизм противодействия вновь созданным условиям, который носит название психологического барьера. Это не что иное, как специфическая форма синдрома противодействия изменениям, которое имеет две стороны. Человек боится утратить свое старое, привычное, и в то же время у него возникает страх перед непривычным для него, новым.

Если рассматривать понятие «барьер» в широком смысле, то оно означает длинную перегородку, которая проставлена в качестве препятствия на пути, то есть является заграждением. Аналогичным смыслом обладает это слово в сфере психологии. В данной науке оно обозначает те существующие в человеке внешние и внутренние препятствия, которые не позволяют ему достичь поставленной цели.

Под психологическим барьером понимается такое состояние индивида, при котором проявляется его неадекватная пассивность, становящаяся препятствием к выполнению определенных действий. В эмоциональном плане механизм подобного явления представляет собой усиление установок к низкой самооценке и отрицательным переживаниям. Психологические барьеры существуют и в социальном поведении индивида. Они выражены коммуникативными препятствиями, которые проявляются в жесткости межличностных и прочих установок.

Как же решить проблему барьеров? Это позволят сделать более широкие рамки такого понятия, как «психологическая установка». Она выражается в готовности человека действовать и воспринимать, а также трактовать объект мышления и восприятия или же грядущих событий тем или иным образом.

Что означает понятие установки в психологии? Это особое видение, которое является основой поведения человека, его избирательной активности. Оно способно регулировать осознаваемые, а также неосознаваемые формы деятельности личности в эмоциональной, когнитивной и мотивационной сферах. Любая установка складывается благодаря накопленному человеком жизненному опыту и способна явиться для него как колоссальным преимуществом, так и существенным ограничением.

История открытия

Что такое установка в психологии? Это внутреннее качество субъекта, не осознанное им самим психологическое состояние, которое базируется на его предшествующем жизненном опыте, а также определенной активности и предрасположенности в той или иной ситуации. Установка определяет и предваряет развертывание любой из существующих форм психической активности. Причем ее наличие позволяет человеку тем или иным образом реагировать на социальное или политическое событие.

Подобное явление было открыто в 1888 г. немецким ученым Л. Ланге. Далее в общей психологии установка вылилась в целую теорию, разработанную Д. Н. Узнадзе вместе с учениками и последователями своей школы. Этапы, необходимые для формирования установки, наиболее полно были раскрыты благодаря такому понятию, как контрастная иллюзия. При этом наряду с простейшими исследователи выделили более сложные виды установок - социальные, ценностные ориентации человека и т. д.

Значительное внимание установкам было уделено С. Р. Рубинштейном. Им было обнаружено, что данное явление тесно связано с бессознательным.

Над проблемой установок в психологии работал и М. Рокич. Этим исследователем было проведено различие между имеющимися у человека установками и его ценностями. Последние являются верой в то, что порой относится к нескольким ситуациям и объектам. Установка же является набором верований, относящихся лишь к одной ситуации или объекту.

Развитие теории

На раннем этапе своего изучения считалось, что установка в психологии - это одна из форм не осознаваемой человеком нервной деятельности. Подобное мнение существовало достаточно долго. Его придерживалась и психология установки Д. Н. Узнадзе. В этом направлении и продолжала развиваться данная теория. Установка в отечественной психологии рассматривалась грузинской школой, в которой состояли последователи и ученики Дмитрия Николаевича Узнадзе. Этим ученым была не только создана теория рассматриваемого явления, но и организована разработка данной проблемы.

Узнадзе объяснял явление восприятия в качестве отражения действительности и поведения живого существа. Кратко это можно разъяснить так. В жизни каждого человека установки занимают важнейшее место. Именно они влияют на восприятие явлений и предметов, мышление, а также волю человека. Прежде чем свершится малейшее движение души, ему будет обязательно предшествовать определенная установка. И тогда на акт воли, восприятия и познания обязательно повлияет жизненный опыт человека, заданная им цель или настроение. При этом не исключены и ошибки. Это позволили доказать экспериментальные основы психологии установки. Об этом говорит, например, опыт с шарами. Человеку предлагалось оценить величину этих объектов. И если вначале ему 10-15 раз демонстрировали шары разного размера, то в его сознании складывалось мнение, что они обязательно должны быть разными. После того как исследователь предлагал ему одинаковые объекты, реакция не изменялась. Человек продолжал воспринимать шары как разные.

С течением времени стало очевидным, что все закономерности и факты, которые рассматривались теорией установки, являются по своей природе общепсихологическими. В связи с этим данное направление стало претендовать на получение статуса общепсихологической концепции.

Уточнение термина

Что такое установка в психологии? Это явление, имеющее трехчастную структуру, в которую входят:

  • чувственный образ (эффективный компонент);
  • действия, относимые к объекту оценивания (поведенческий компонент);
  • когнитивный фактор.

Согласно мнению учеников Д. Н. Узнадзе - Т. Ш. Иосебадзе и Т. Т. Иосебадзе, может быть дано следующее определение установки в психологии. Это явление характеризуется учеными как модус или конкретное состояние, присущее целостному объекту. То есть оно определяет психофизическую организацию человека и его модификацию в каждой конкретной ситуации, а также его готовность к совершению той или иной деятельности, необходимой для удовлетворения актуальных потребностей.

В психологии установка и поведение индивида считаются отражением его внутреннего (субъективного) и внешнего (объективного) состояния. При этом подобное свойство считается опосредствованным звеном, неким «принципом связи», который существует между отдельными состояниями субъекта, его элементами и функциями.

Более четкая позиция в данном вопросе принадлежит Ш. Н. Чхартишвили. Этот ученый разделил установку на первичную и фиксированную. Обе из них с легкостью дифференцируются друг в друга, но имеют при этом различные функции и свойства.

Диспозиционная концепция

Существуют и другие теории установки в психологии. Одной из них является диспозиционная концепция В. А. Ядова. Этот ученый предложил свой подход при рассмотрении системообразующих компонентов, отражающих социальное поведение человека.

Рассматриваемая концепция основывается на иерархической системе диспозиций. В триаде, предложенной Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядов заменил установку на понятие диспозиции. Это не что иное, как самые разнообразные состояния готовности или предрасположенности человека к восприятию ситуаций. В. А. Ядов рассматривает диспозиции личности в виде иерархической системы, сформированной в результате имеющихся потребностей и условий. В этой системе ученый выделил три уровня. Друг от друга они отличаются разным составом и соотношением входящих в них элементов (установок, потребностей, условий деятельности). Каждый из уровней диспозиции предопределяет соответствующий ему уровень поведения. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Фиксированные установки

Именно они и находятся на самом первом и в то же время нижнем уровне диспозиции. Что такое элементарная фиксированная установка? Это в психологии определение специфических реакций субъекта на предметную, актуальную ситуацию, а также его восприятие быстро меняющихся воздействий окружающей среды. Элементарные установки формируются исходя из основных потребностей физического бытия, а также простейших ситуаций. Та или иная поведенческая готовность индивида в таком случае закреплена имеющимся у него предшествующим опытом.

Социальные установки

Подобное явление обнаруживается на втором этапе диспозиционной ступени. Социальная установка - это в психологии потребность человека во включении его в контактные группы. Какие при этом возникают ситуации поведения? Они являются социальными. Подобные установки имеют место исходя из оценки отдельных общественных объектов. Учитываются при этом и социальные ситуации. В то же время индивид совершает те или иные поступки. Они и являются элементарной, социально значимой единицей поведения.

Что еще мы понимаем под описываемым термином? Социальная установка - это в психологии не что иное, как устойчивое отношение индивида к людям, а также ко всем процессам и событиям, происходящим в обществе. Именно по ней и может быть дана характеристика личности.

Сам термин «социальная установка» в психологии имеет несколько значений, которые отличаются друг от друга своими особенностями. Так, первоначально под данным определением понималась готовность индивида к решению поставленной задачи. При этом что являлось объектом социальной установки? Это сам человек, а также люди, входящие в его окружение, события и процессы в обществе, предметы духовной и материальной культуры и т. д.

Несколько позже рассматриваемый термин стал иметь несколько иное значение. Социальная установка в психологии - это устойчивое отношение одного человека или группы людей к чему-либо или кому-либо. Внимательное изучение данного явления дало ясно понять, что оно является довольно сложным. При этом подобную установку стали классифицировать не только как психическое состояние личности, но и как ее психологическое свойство.

Общая направленность индивида

Рассмотрим третий уровень диспозиции. Он характеризует общую направленность личности в определенную сферу социальных действий. На данном уровне потребности человека, касающиеся его общественных связей, становятся более сложными. Например, индивид стремится приобщиться к тому или иному направлению деятельности, желая превратить его в основную доминирующую сферу.

Здесь могут быть рассмотрены такие варианты, как профессионализм, досуг или семья. В этом случае целенаправленные и последовательные поступки человека составляют основу его поведения в той области деятельности, где им преследуются более отдаленные и значимые цели.

Ценностные ориентации

Рассмотрим высший уровень иерархии диспозиции. Для него характерно образование ценностных ориентаций не только на цели жизнедеятельности, но и на средства, необходимые для достижения поставленных задач. Четвертый уровень включает в себя высшие социальные потребности. При этом немаловажным фактором становится жизненная позиция человека, в которую трансформируется самосознание личности. Это не что иное, как принцип поведения индивида, который основывается на мировоззренческих установках, нормах и идеалах, общественных ценностях, а также на готовности действовать.

Благодаря диспозиционной теории были установлены непосредственные связи между социально-психологическим и социологическим поведением человека. При этом высшие формы установок по Ядову включают в себя:

  • ценностные ориентации и жизненную концепцию;
  • обобщенные установки на типичные социальные ситуации и объекты;
  • предрасположенность к поведению и восприятию в имеющих место условиях и в данной социальной и предметной среде.

Под ценностными ориентациями понимают отношение человека или группы людей к совокупности духовных и материальных благ, рассматриваемых в качестве предметов или их свойств, целей, а также средств, позволяющих удовлетворить потребности индивида или группы. Это понятие выражается в смысле жизни, в идеалах, и проявляется в социальном поведении людей. В ценностных ориентациях отражается отношение субъекта к имеющим место условиям своего бытия, что является результатом сознательного выбора значимых для личности объектов и предметов.

Виды психологических установок

В психологии восприятие человека классифицируется по следующим группам:

  • позитивное;
  • негативное;
  • адекватное.

Что означает каждый из этих видов? При позитивной установке происходит оценка положительных качеств личности. Негативное восприятие приводит к рассмотрению только отрицательных черт характера человека. Самой оптимальной установкой считается адекватная. Ведь каждый человек обладает как положительными, так и отрицательными личностными качествами. Присутствие каждой из этих установок рассматривается психологами как неосознаваемая предрасположенность к оценке и восприятию качеств собеседника.

Начиная свое общение, люди влияют друг на друга с помощью глубинных психологических механизмов. Исследователи доказали то, что при этом возникает такое свойство, как заражение. Оно представляет собой эффект усиления эмоций контактирующих между собой людей. Происходит заражение на бессознательном уровне. Причем чаще всего оно наблюдается на публике, в очереди или в толпе. Например, заразительным может быть смех, злость и прочие эмоции.

Среди психологических установок существуют и такие свойства, как подражание и внушение. Первое из них является динамическим. Его проявлениями могут служить слепое копирование жестов и поведения, а также интонации, вплоть до сознательного подражания поведению. Внушение бывает групповым и индивидуальным, происходя на сознательном или бессознательном уровне, что будет зависеть от цели контакта. Под этим свойством в психологии понимается способность человека таким образом воспринимать доносимые до него чувства, действия и идеи так, что непроизвольно они становятся вроде бы его собственными.

В ряду психологических механизмов общения находится также и соревнование. Оно представляет собой желание людей не ударить лицом в грязь, быть ничем не хуже других, а также стремление сравнить себя с другими. Соревнование способствует созданию напряжения физических, эмоциональных и умственных сил. Хорошо, если подобные установки служат стимулом развития. Самый плохой вариант, когда соревнование перерастает в соперничество.

Следующим уровнем взаимодействия людей является аргументированное, письменное или речевое, сознательное выражение поступков, мнений и идей с целью убеждения. Подобная установка становится действенной лишь в том случае, когда опирается не только на слова, но и на эмоции, дела, а также на эффекты подражания, внушения и заражения.

Достаточно стабильная готовность субъекта деятельности поступать тем или иным образом еще до появления стимулирующего активность объекта или явления, при условии знания, что именно этот определенный объект или явление будет предъявлено. Изначально термин «установка» был введен в научный психологический лексикон для описания не актуально возникающего, а заложенного предшествующим функционированием способа реагирования на воспринимаемую ситуацию (скорость ответной реакции, ряд иллюзий восприятия, специфика протекания некоторых психических процессов и т. п.). В качестве своего рода интерпретационного «ключа», объясняющего целый ряд психических явлений понятие «установка» наиболее полно и развернуто разработано в школе Д. Н. Узнадзе. В социальную психологию понятие «установка» вошло позднее, как «разовое» понятие по отношению к такому «базовому» понятию как «социальная установка», или «аттитюд», которое используются для обозначения и описания того, каким образом личность ориентируется в своем отношении к различным, прежде всего, значимым для ее жизнедеятельности объектам и явлениям, процессам социализационного характера. Помимо этого, понятие «установка» и задаваемый им ракурс анализа стабильности и изменчивости личностно-интерпретационной и при этом реально деятельностной ориентации индивида в социальной действительности позволяют, с одной стороны, оценить степень социального влияния (пропаганда, расширение информационного потока, давление группы и т. п.) на изменение готовности проявлять именно заранее определенную активность, а с другой, достаточно адекватно прогнозировать способы и формы личностной поведенческой активности в определенных предугадываемых обстоятельствах. Совершенно очевидно, что именно область регуляции деятельности и является тем предметным полем, той психологической реальностью, в рамках которых понятие «установка» оказывается наиболее продуктивным в качестве объяснительного «ключа» происходящего и особенно эвристичным, если речь идет о задаче прогностического характера. Как считают специалисты в проблематике установки, основными функциями установки в деятельности являются: «а) установка определяет устойчивый, последовательный целенаправленный характер протекания деятельности, выступает как механизм ее стабилизации, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях; б) установка освобождает субъекта от необходимости принимать решение и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях; в) установка может выступить и в качестве фактора, обусловливающего инертность, косность деятельности и затрудняющего приспособление субъекта к новым ситуациям». Что касается содержания установки, то оно «зависит от места объективного фактора, вызывающего эту установку в структуре деятельности. В зависимости от того, на какой объективный характер деятельности направлена установка (мотив, цель, условие деятельности), выделяются три иерархических уровня регуляции деятельности - уровни смысловых, целевых и операциональных установок. Смысловая установка выражает проявляющееся в деятельности личности отношение ее к тем объектам, которые имеют личностный смысл... Целевые установки вызываются целью и определяют устойчивый характер протекания действия. В случае прерывания действия целевые установки проявляются в виде динамических тенденций к завершению прерванного действия. Операциональная установка имеет место в ходе решения задачи на основе учета условий наличной ситуации и вероятностного прогнозирования этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях» (А. Г. Асмолов).

В современной социальной психологии обычно выделяют три базовых компонента, составляющих любую установку: аффективный, поведенческий и когнитивный: «Аффективный компонент включает все эмоции человека и его чувства в отношении объекта, в особенности положительные и отрицательные оценки. Поведенческий компонент включает предполагаемые действия человека в отношении данного объекта. Когнитивный компонент представляет собой мысли человека об определенном объекте установки, включая факты, знания и убеждения. Эти три компонента установок не всегда тесно связаны друг с другом, поэтому важно учитывать все три аспекта»1. Установка является наиболее устойчивой и действенной в том случае, когда все три базовых компонента взаимно дополняют друг друга, образуя более или менее гармоничное целое. Это подтверждается обширным массивом эмпирических исследований, на базе которых разработан целый ряд теоретических схем, связанных с процессом формирования и изменения установок, известных как теории согласованности.

Наиболее известным из этих подходов является теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Хотя, как явствует из самого названия данной теории, она центрирована именно на когнитивных аспектах установки, ее автор рассматривал проблему согласованности гораздо шире: «Давно замечено, что любой человек стремится к сохранению достигнутой им внутренней гармонии. Его взгляды и установки имеют свойство объединяться в систему, характеризующуюся согласованностью входящих в нее элементов. ... Существует согласованность также между тем, что человек знает и чему он верит, и тем, что он делает»2. При этом, как считает Л. Фестингер, «достаточно уверенно можно предположить, что в жизни очень редко можно встретить какую-либо систему когнитивных элементов, в которой диссонанс полностью отсутствует. Почти для любого действия, которые человек мог бы предпринять, или любого чувства, которое он мог бы испытывать, почти наверняка найдется по крайней мере один когнитивный элемент, находящийся в диссонантном отношении с этим “поведенческим” элементом»3. Так, например, студент, убежденный в высокой значимости университетского образования, принимает решение отклонить предложение своей подружки провести воскресный вечер в клубе ради того, чтобы подготовиться к предстоящему в понедельник экзамену. При этом существенно важно, что данное противоречие затрагивает как когнитивные и поведенческие, так и аффективные аспекты установки, поскольку в эмоциональном плане перспектива посвятить вечер изучению, скажем, зарубежной психологии, скорее всего, гораздо менее привлекательна, чем провести его в обществе любимой девушки.

Что касается собственно когнитивных элементов, опосредствующих установки и поведение индивида, то Л. Фестингер выделил четыре типичных причины, вызывающих диссонанс:

«1. Диссонанс может возникнуть по причине психологической несовместимости. Если индивид полагает, что в ближайшем будущем человек высадится на Марс, но при этом считает, что люди до сих пор не в состоянии сделать космический корабль, пригодный для этой цели, то эти два знания являются диссонантными по отношению друг к другу. Отрицание содержания одного элемента следует из содержания другого элемента на основании элементарной логики.

2. Диссонанс может возникнуть по причине культурных обычаев. Если человек на официальном банкете берет рукой ножку цыпленка, знание того, что он делает, является диссонантным по отношению к знанию, определяющему правила формального этикета во время официального банкета. Диссонанс возникает по той простой причине, что именно данная культура определяет, что прилично, а что нет...

3. Диссонанс может возникать тогда, когда одно конкретное мнение входит в состав более общего мнения. Так, если человек - демократ, но на данных президентских выборах голосует за республиканского кандидата, когнитивные элементы, соответствующие этим двум наборам мнений, являются диссонантными по отношению друг к другу, потому что фраза «быть демократом» включает в себя, по определению, необходимость поддержания кандидатов демократической партии.

4. Диссонанс может возникать на основе прошлого опыта. Если человек попадает под дождь и, однако, надеется остаться сухим (не имея при себе зонта), то эти два знания будут диссонантными по отношению друг к другу, поскольку он знает из прошлого опыта, что нельзя остаться сухим, стоя под дождем...»1.

Диссонанс создает внутреннее напряжение, в свою очередь, порождающее ощущение психологического дискомфорта, стремясь избавиться от которого, индивид, с одной стороны, может менять собственные установки в направлении их большей внутренней согласованности, а с другой - ориентируется на то, чтобы избежать ситуаций и информации, способствующих усилению диссонанса. Как было продемонстрировано в ряде экспериментов, в большинстве случаев это находит выражение либо в контрустановочном поведении, либо в поиске фактов, повышающих ценность выбранной поведенческой альтернативы и снижающих ценность отвергнутой.

Если в силу тех или иных обстоятельств индивид вынужден совершать поведенческий акт, противоречащий его изначальным установкам, то снижение возникающего диссонанса обычно достигается за счет изменения последних. При этом слишком сильный стимул к контрустановочному поведению сам по себе является достаточным оправданием такового. В этом случае сила диссонанса оказывается недостаточной для изменения установки. В одном из экспериментов, проведенных Л. Фестингером и его коллегами в 1959 г., студентам было поручено выполнение чрезвычайно скучного задания. При этом, «когда они закончили работу, экспериментатор объявил, что он изучает влияние предвзятых мнений на исполнение. Он объяснил, что некоторым людям заранее говорили, что задание интересное, другим сказали, что задание скучное, а третьей группе вообще ничего не сообщили. Затем экспериментатор попросил каждого участника помочь ему, сообщив следующему участнику свое положительное мнение о задании перед началом выполнения. ... Некоторым участникам сообщили, что экспериментатор заплатит им за помощь 1 доллар, а другим было сказано, что им будут платить 20 долларов.

Фактически все участники согласились описать следующему участнику задание как очень приятное. Существовала также контрольная группа, членов которой не просили лгать. Вскоре после этого экспериментатор попросил участников указать, насколько действительно им понравилось задание.

Те, кому заплатили 1 доллар, оценили задание более позитивно, чем те, кому заплатили 20. (Помните о том, что это был 1959 год!) Они нашли задание более приятным и проявили большее желание поучаствовать в других подобных экспериментах, несмотря на то, что им заплатили меньше денег... Более крупная сумма денег послужила достаточной причиной для выполнения задания, поэтому участники испытали небольшой диссонанс. Однако участники, получившие только доллар за то, что представили следующему участнику задание в неверном свете, имели недостаточное оправдание для своих действий; они испытывали диссонанс и разрешили его за счет изменения своих установок по отношению к заданию. Было проведено много аналогичных исследований, и они дали схожие результаты»1.

Тенденция к поиску фактов, повышающих ценность избранной в результате принятия решения альтернативы, была зафиксирована в эксперименте осуществленном Д. Бремом: «Студенткам колледжа продемонстрировали восемь предметов, таких как тостер, таймер и радиоприемник, и попросили указать, насколько они хотели бы иметь каждый из них. Затем им показали два из этих предметов и попросили выбрать один. При условии высокого диссонанса девушкам предлагалось выбрать между предметом, которому они дали высокую оценку, и тем, который они поставили на второе место. При условии низкого диссонанса им предоставлялось право выбора между предметом, имеющим высокую оценку, и тем, который они оценили как гораздо менее желанный. После того, как девушки принимали решение, их просили оценить предметы еще раз при повторной оценке у девушек, находившихся в условиях высокого диссонанса, наблюдалась сильная тенденция повышать оценку выбранного ими предмета и снижать оценку отвергнутых. В контрольной группе, где диссонанса не было, вместо предложения выбора между двумя предметами и получения более желанного, девушкам просто давали один из предметов, который они оценили положительно. Когда они заново оценивали все предметы, они не продемонстрировали никакой тенденции к повышению оценки полученного предмета. Это условие показывает, что переоценка при условии высокого диссонанса была вызвана не только гордостью от обладания предметом; решающим фактором стало принятие решения»2.

Л. Фестингер также внес существенный вклад в изучение более чем актуального с практической точки зрения вопроса о том, в какой степени установки опосредствуют поведение. В середине 60-х гг. прошлого века он пришел к выводу о том, «...что данные исследований не подтверждают гипотезу об изменении поведения в связи с появлением новых установок. Фестингер предположил, что связь установка - поведение действует совершенно противоположным образом. Наше поведение выполняет роль лошади, а установка - телеги. Как выразился Роберт Эйбельсон, мы “очень хорошо научились и очень хорошо находим причину того, что делаем, но не очень хорошо делаем то, чему находим причины”»3. Однако целый ряд социально-психологических исследований последних лет показывает, что при соблюдении ряда условий установки достаточно сильно влияют на поведение и их изучение важно как с прогностической точки зрения, так и для разработки программ, направленных на модификацию поведения. Как отмечают Ш. Тейлор и его коллеги, «сейчас ясно, что устойчивые установки, важные установки, легкооцениваемые установки, установки, формируемые посредством прямого опыта, установки, в которых люди уверены, и установки, демонстрирующие высокую степень согласованности между знаниями и чувствами, являются наиболее подходящими для предсказания поведения»1.

Для практического социального психолога крайне важно располагать исчерпывающей информацией о наиболее типичных для членов курируемой им общности установках не только для того, чтобы интерпретировать психологическую природу их поведения, но и для того, чтобы иметь возможность с большой долей уверенности прогнозировать их активность в обстоятельствах необходимости решения предъявляемых им задач в рамках программы психологической поддержки. При этом работающему с реально функционирующей группой или организацией специалисту следует четко различать склонность того или иного представителя общности к стереотипизации при оценке партнеров по взаимодействию и общению и «установочную» предрасположенность конкретного индивида к совершенно определенным проявлениям поведенческой активности в ситуации столь же определенного стимулирования извне.

Просмотров: 2709
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!