Творческая личность, качества личности. Творческое эссе «Личность педагога: становление в наши дни Эссе я творческая личность на практике

Пункт 8.1

Как раскрывается проблема творчества в философии?

Раскройте психологическую сущность творчества.

Объясните, что представляет собой творчество как педагогическое явление.

В чем сущность творческого потенциала личности?

Охарактеризуйте личностные качества творческого человека. Приведите примеры известных творцов; покажите, какие из их личностных характеристик считаете наиболее значимыми?

Какие функции выполняет творчество в жизнедеятельности личности?

Пункт 8.2

1. Раскройте суть «опыт учебно-творческой деятельности» школьников и студентов? Какие ее компоненты развиты у вас в наибольшей (наименьшей) степени.

Охарактеризуйте принципы организации образовательно-воспитательной среды школы (вуза), ориентированной на развитие творческого потенциала личности.

Какие технологии развития творческого потенциала в учебно-познавательной деятельности, на Ваш взгляд, наиболее эффективны?

Е.Л. Яковлева рассматривает творчество как реализацию личностью своей неповторимости и уникальности. Разделяете ли вы ее точку зрения? Обоснуйте свою позицию.

Охарактеризуйте личностные качества творческого человека; приведите примеры известных творцов; какие их качества считаете наиболее значимыми.

Творческая направленность личности: в чем ее сущность? Какие из ее характеристик вы высоко (низко) оцениваете у себя?

Процессуальные характеристики творческого акта. Раскройте их. Какие из них вы переживали наиболее четко? Когда это было?

Подготовьте эссе на тему «Жизнь – это творчество».

Вопросы для контрольной самостоятельной работы:

· Напишите эссе на тему: «Что такое творчество для вас?»

· Составьте список ваших любимых произведений искусств и объясните, почему вы их выбрали? Что вас в них привлекло?

Глава 8. ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО

Творчество есть одно из самых активных состояний и проявлений человеческой свободы .

В.В. Шарапов



8.1. Творчество как педагогическое явление.

Творчество – это творение, создание чего-то нового, оригинального, ранее не существовавшего; это необходимое свойство и функция культурно-исторического развития живой и неживой природы, порождающей новые формы и виды.

Способность к творчеству у человека возникла в процессе трудовой деятельности. Из предоставляемого природой материала он должен был создавать новую реальность, удовлетворявшую многообразие его потребностей. По мере познания закономерностей окружающего мира возможности творчества возрастают. Сегодня выделяют творчество в каждой отрасли производства, науки, искусства и т. д. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности человека (творчество изобретателя, организатора производства, ученого, художника, педагога и т.д.).

Понятие «творчество» обладает широкой объяснительной силой. Оно трактуется и как культурно-историческая функция развития живой и неживой природы, общества; и как основная сфера деятельности научной и художественной элиты (творчество композитора, ученого, скульптора и др.); и как компонент любой человеческой деятельности, требующей принятия решений в ситуации неопределенности, неоднозначности.

Сущность творчества относится к числу наиболее сложных проблем, неизменно привлекающих внимание философов, психологов, социологов, антропологов, культурологов, педагогов.

Рассмотрим вначале проблему творчества с позиций философов и психологов. Это поможет на новом материале проследить взаимосвязи педагогики с другими науками и показать ее практико-преобразующую роль в жизнедеятельности человека и общества.

Понимание творчества как деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, является общепризнанным. Столь же единодушны исследователи в признании духовно-личностной природы творчества. И. Кант (1724-1804гг.) – немецкий философ, ученый определял сущность творчества как высшую форму самореализации личности в процессе ее жизнедеятельности.

Творчество осуществляется в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него влияние, обусловленное формами уже созданной культуры. Субъект творчества всегда включен в «разветвленную сеть» современной ему культуры. Поэтому истоки творческих процессов трактовались по-разному в различные исторические эпохи. Так, древнегреческий философ Платон (428-347гг. до н.э.) объясняет творчество как «волевой акт богоподобного человека», для которого потребность постижения мира, его преобразования проявляются как «одержимость».

Эпоха Возрождения, проникнутая безграничной верой в возможности человека, рассматривает творчество как создание произведений искусства.

Будучи разумным и духовным, человек не может не быть творческим. Творческое начало человека проявляется во всех сферах жизнедеятельности.

В психологии проблема творчества исследуется в двух основных направлениях: 1) изучение свойств личности, включенной в процесс творчества, личности творца; 2) психологический процесс создания (творения) нового, оригинального продукта. Природу творчества определяют как проявление личностных качеств человека, выделяют различия между творческими и нетворческими личностями. Для творческой личности свойственна устойчивая направленность на поиск нестандартных, оригинальных решений. Ее отличает высокий уровень творческих способностей, позволяющий достигнуть социально и лично значимых результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Являясь культурно-историческим и духовно-личностным образованием, творчество обусловлено свойственной лишь человеку активностью. Эта чисто творческая активность включает в себя содержательную и энергетическую стороны. Содержательная сторона активности представлена идеалами, целями, мотивами, интересами, ценностями. Энергетическая составляющая проявляется в действиях, поступках, общении, чувствах, воле, вере. Первая из них устремлена в будущее, вторая реализуется в настоящем. Движущей силой творчества является устремленность человека в будущее, которое видится ему более совершенным и интересным. Стремление к совершенствованию, преобразованию окружающей действительности в соответствии со своим представлением о прекрасном (со своим идеалом), распространяется им и на самого себя, на свое самосовершенствование.

Творчество предполагает наличие у личности определенных способностей, потребностей, жизненной позиции, установок.

Психологи выделяют три вида способностей: 1) общие – при помощи которых обеспечивается относительная легкость и продуктивность работы, требующей интеллектуального напряжения; 2) специальные – имеющие четко выраженную специализированную направленность (к музыке, к спорту, к математике и т.д.); 3) практические – к ним относят конструктивно-технические, организаторские, исполнительские способности, которые обеспечивают успех в привычной деятельности.

Творческие способности рассматриваются исследователями на нескольких уровнях: генетическом, интеллектуальном, эмоциональном. На генетическом уровне – это личностные качества человека, имманентно присущие ему как представителю Homo sapiens. В образовательном контексте они представлены в категориях «креативное Я», «творческий потенциал», «творческость», «креативность».

«Креативное Я» (теория Альфреда Адлера) – это первопричина движения человека к совершенству; свое совершенство человек творит сам из «сырого материала наследственности и опыта». Развитие человека как творческой личности генетически обусловлено и проявляется в порождении уже ребенком знаков, символов. Поэтому он уже с младенчества выступает как субъект культуры.

Креативность понимается как плодотворность личности, для которой свойственен творческий тип деятельности в любой из сфер, в которые личность включена.

Творческие способности могут проявляться как творческое исполнение кем-то заданной деятельности; в этом случае речь идет о творческом исполнительстве . Исполнение деятельности, алгоритм которой пока неизвестен, определяется как собственно творческая .

В «индивидуальной психологии» А. Адлера творческое «Я» личности рассматривается как основной элемент в жизненном проявлении человека. Творческое «Я» - это высоко персонализированная субъективная система, интерпретирующая и осмысливающая опыт организма. Более того, «Я» ищет тот опыт, который поможет в осуществлении уникального жизненного стиля личности; если его найти невозможно, творческое «Я» старается его создать».

Уникальность человеческой личности проявляется в уникальности системы ее мотивов, ценностей, черт характера. В каждом действии человека запечатлен свойственный только ему стиль жизни, начиная с самого раннего детства.

Основным упражнением, развивающим творческие способности ребенка, он считал следующее: «Пытайтесь каждый день думать, как вы сможете кому-то сделать приятное».

Близка к генетической концепции творчества теория адаптивной функции эмоций Е.Л. Яковлевой. Автор исходит из посыла, что человеку как существу социальному, разумному, духовному и креактивному врождены специфические потребности и способности. Среди них выделяют потребность и адекватную ей способность «достигать самопревышения; стремиться достичь такого состояния, которого еще нет; проявлять свою активность, равняясь на определенный идеал, эстетические и нравственные ценности. Человеческая субъективность при этом проявляется в эмоциональных реакциях и состояниях, то есть в отношениях к явлениям окружающего его мира, к самому себе и своему месту в мире. Самому человеку эти отношения представляются как чувства; как субъективное отношение к чему-либо, его эмоциональные отношения.

Эмоциональные реакции и состояния могут рассматриваться как самодостаточные проявления индивидуальности – уникальности личности. Они являются «индикатором», указывающим на истинное отношение человека к происходящему, в том числе и к своим успехам, поведению.

Осознание человеком своих истинных чувств, а также сложность их адекватного выражения является непременным условием гармонии человека с окружающим миром; развития его потенциальных творческих способностей.

Интеллектуальная природа творчества и творческой личности в психологии исследуется Д.Б. Богоявленской. Она считает, что системообразующим качеством творческой личности является стремление к интеллектуальному успеху. В качестве единицы анализа творческой личности вводится интеллектуальная активность личности (ИАЛ). Интеллектуальная активность включает в себя, во-первых, интеллектуальные способности; во-вторых, неинтеллектуальные, а личностно-мотивационные факторы умственной деятельности. Реальным проявлением интеллектуальной активности является продолжение мыслительной деятельности за пределами требуемого, не обусловленного ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы. История выдающихся деятелей науки, культуры дает тому массу подтверждений.

В таблице 7 представлены качества, отличающие творческих людей.

Таблица 7

Доминирующие качества творческой личности

Творчество как деятельность включает в себя все ее компоненты: цель, содержание, формы и методы. Творческий подход к деятельности затрагивает все подсистемы личности и сферы ее жизни. Обращение к творчеству соответствует природной и социальной сущности человека, его потребности в познании и преобразовании окружающего мира, в общении и взаимодействии с другими людьми.

Процессуальные характеристики творчества включают в себя интерес, замысел, состояние предрешения, подготовку к реализации решения, озарение, решение, проверку. По отношению к себе процессуальные характеристики творчества отражают реализацию человеком своего личностного роста и такими понятиями, как «самотворчество», «самосовершенствование», «самосозидание».

В любом творческом процессе «работают» такие интеллектуальные способности, как способность наблюдать, сравнивать, анализировать, комбинировать, импровизировать, обобщать, систематизировать, делать выводы и заключения.

Но поскольку творчество осуществляется в конкретных социокультурных условиях, общий алгоритм творчества всегда спроецирован на конкретную сферу деятельности.

Теперь рассмотрим творчество как явление педагогическое. Как гуманитарный феномен оно представляет собой фрагмент реальной действительности, возникающий там и тогда, где и когда есть отношения «учительства-ученичества», «обучающего-обучающегося», «преподавания – учения».

Педагогическое явление всегда включает такие элементы, как: педагог – учащийся (студент) – средства образования (обучения, воспитания) – среда (культурно-образовательная), в которой это явление разворачивается. С педагогической точки зрения важны ответы на следующие вопросы:

Что представляет собой учащийся (студент) как цель, субъект и объект творчества?

Каков педагог – организатор учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческого потенциала личности своих учащихся (студентов)?

Какими средствами обеспечивается развитие творческого потенциала учащихся (студентов) в реальном педагогическом процессе?

Какой должна быть культурно-образовательная среда, обеспечивающая развитие творческого потенциала учащихся, их способностей?

Педагогический подход к формированию творческой личности аккумулирует все психологические теории творчества и творческой личности.

Для педагогики как науки о закономерностях развития личности в сфере образования свойственен уход от крайностей, от абсолютизации одной какой-то теории. Она интегрирует конструктивные идеи различных концепций и определяет свой объект исследования. Педагогика в качестве своего объекта исследует творческую направленность личности в любой сфере деятельности. Творческая направленность личности – это совокупность креативных представлений человека о себе и способах их проявлений. Творчески направленной личности присущи такие качества, как:

Активно-преобразовательное отношение к миру;

Чувствительность к проблеме;

Чувство новизны;

Жажда познания;

Способность разрешать противоречия по принципу целесообразности и оптимальности.

Эти качества определяют относительно устойчивое поведение человека в разнообразных жизненных ситуациях.

Для формирования творческой направленности личности учащихся имеются генетические предпосылки, которые в педагогике определяются как ее творческий потенциал.

Творчество, творческий потенциал – это проявление заложенной природой социальности, духовности человека, его уникальности и неповторимости, которые присущи ему как представителю Homo Sapiens. Они осознаются как ценности гуманистической педагогики.

Различают объективное и субъективное творчество. Объективное творчество предполагает создание (творение) качественно нового, оригинального, общественно значимого продукта (новые теории, произведения искусства, научные открытия). Субъективное же творчество рассматривает в качестве творческого продукта овладение новыми для данной личности способами познавательной деятельности, постижение новых смыслов в прежней деятельности.

Продуктами субъективного творчества в учебной деятельности учащихся являются такие личностные новообразования, как:

Способность открытия нового знания;

Появление новых мотивов, целей учебной деятельности;

Владение новыми (для личности) способами деятельности;

Импровизационность как способность внезапно принять решение;

Расширение поля интеллектуальной активности;

Креативность, т.е. плодотворность в учебно-познавательной деятельности.

Личностные новообразования обогащают все компоненты деятельности личности (мотивационный, интеллектуально-логический, эмоционально-волевой, нравственно-эстетический, коммуникативный) при условии, что учебно-творческая деятельность поощряется.

Педагог как субъект учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческого потенциала своих учащихся (студентов) – это личность, профессионал, осознающий, что творчество всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него серьезное влияние, и в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в которую всегда включен субъект.

Повышенный интерес к вопросам творческого развития личности сегодня объясняется назревшей социальной необходимостью как в творцах-созидателях, так и творческих исполнителях. Необходимость развития творческих способностей связывается с престижем страны, зависящим от количества и качества творческой продукции; личной удовлетворенностью трудом; проблемой свободного времени; гармонизацией семейных отношений; отношений с миром в целом.

Проблема развития творческого потенциала личности относится к числу не только важнейших, но и сложнейших. Сложность ее обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. Эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы: первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности; вторая – все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей; третья – зависимость развития творческих способностей от характера и структуры деятельности, в которую включена растущая личность.

Среди позитивных факторов социальной среды выделяют: доброжелательность окружающих, поддержку со стороны руководства, помощь и понимание близких людей.

К тормозящим формирование и проявление творческой личности факторам относят: позицию маститых представителей сферы творчества, которые противятся идеям молодых; соперничающие школы (группы), отрицающие у своих противников все достоинства, в том числе и новые идеи; штампы, стандарты, запрещающие выход за пределы нормы; информационную перегрузку людей; механизацию труда, которая сводит его к повторяющимся, типичным действиям.

Творчество как педагогическое явление рассматривается как ценность личности, общества и государства. Педагогика оперирует понятием «творческая направленность личности» и рассматривает эту направленность как системообразующий компонент жизненного проявления человека.

Педагогика исходит из того, что творчество – это не только самостоятельный вид деятельности: оно потенциально заключено в любой профессии, в разных сферах общественного производства. Творчество – это единственная, природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специфических способностей к той или иной конкретной деятельности. Существует творчество гениев и творчество в выполнении простых повседневных дел. Творчество не сводимо только к труду писателя, художника, ученого, конструктора, поскольку оно может проявляться и в преподавании, и в приготовлении пищи, и в торговле, и в любой другой деятельности. Творчество рассматривается как некоторый специфический стиль деятельности, а не вид ее деятельности. Следовательно, все дети потенциально креативны, и задача педагогической теории и практики – помочь учителю и родителям разглядеть своеобразную индивидуальную креативность ребенка; а затем помочь ему развить свой творческий потенциал.

Как педагогическое явление, творчество осознается субъектами педагогического процесса как ценность личности, защищающая ее свободы и реализующаяся через создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих каждому возможность для субъективного (открытие для себя нового знания, порождения новых способов деятельности, новых познавательных мотивов, импровизационности) и объективного (создание принципиально нового, оригинального продукта деятельности) творчества.

В жизнедеятельности личности творчество выполняет следующие функции:

Выражает активно-преобразовательное отношение к миру;

Интегрирует личность в значимые для нее сферы деятельности и общественных отношений;

Выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых субъекту неизвестен;

Объективирует собственную индивидуальность для Другого;

Реализует право личности на свободу, выход за пределы обязательного;

Защищает личность от стрессов, уныния, жизненных потрясений.

Развивать заложенную в каждом ребенке способность к творчеству, воспитать у него качества, необходимые для того, чтобы в разных видах деятельности он мог успешно действовать либо как исполнитель, либо как творец (как этого и требует реальная жизнь) – значит воспитать поколение, которое будет преодолевать инертность, застылость форм и методов в любой работе, застойные явления, препятствующие развитию общества в целом.

Эссе «Я – креативная личность» Казимировой А.А., ОФД-161м. Что же такое креативность? Если подходить к вопросу с научной точки зрения, то «креативность» (лат. сrео - творить, создавать) – это способность индивида или группы людей, создавать и культивировать...

Эссе «Я – креативная личность» Казимировой А.А., ОФД-161м. Что же такое креативность? Если подходить к вопросу с научной точки зрения, то «креативность» (лат. сrео - творить, создавать) – это способность индивида или группы людей, создавать и культивировать новые оригинальные идеи (либо новое понимание, видение). В современном мире очень важно оставаться не просто личностью, но креативной личностью. Прежде всего, креативная личность – личность, имеющая возможность, способность и, что не менее важно, желание создавать что-то новое. Мы все можем рисовать (например, абстрактные узоры на бумаге, когда задумываемся), можем сочинить оригинальное поздравление другу на день рождения, написать сочинение. Желание тоже имеет огромное значение – ведь согласитесь, что многие не желают заниматься творчеством просто потому, что «нет времени». Такую фразу произносит в наше время каждый человек. В свободное время любой человек стремится просто отдохнуть, но далеко не для каждого творчество является одн

Эссе «Я – креативная личность» Казимировой А.А., ОФД-161м. Что же такое креативность? Если подходить к вопросу с научной точки зрения, то «креативность» (лат. сrео - творить, создавать) – это способность индивида или группы людей, создавать и культивировать новые оригинальные идеи (либо новое понимание, видение). В современном мире очень важно оставаться не просто личностью, но креативной личностью. Прежде всего, креативная личность – личность, имеющая возможность, способность и, что не менее важно, желание создавать что-то новое. Мы все можем рисовать (например, абстрактные узоры на бумаге, когда задумываемся), можем сочинить оригинальное поздравление другу на день рождения, написать сочинение. Желание тоже имеет огромное значение – ведь согласитесь, что многие не желают заниматься творчеством просто потому, что «нет времени». Такую фразу произносит в наше время каждый человек. В свободное время любой человек стремится просто отдохнуть, но далеко не для каждого творчество является одним из способов и видов отдыха. Кого-то это расслабляет, но я пришла к выводу, что творчество – это тоже работа, причём работа важная. Ещё нужно понять, что для творческой личности не должно быть понятия «получается» или «не получается» - здесь важен сам процесс. И всё-таки важное понятие о креативности и креативной личности. Креативность – это не просто умение создавать что-то новое, не просто творческий процесс в целом; это – особая форма мышления, особый склад ума, особенность самой личности, самого индивидуума. Креативная личность – это человек, готовый к переменам, готовый посмотреть на какой- либо вопрос с самых разных сторон, перебрать все варианты; человек, необычно мыслящий, видящий образы; человек, не боящийся ошибиться, всегда ищущий пути решения, смелый и свободный в своих суждениях; прислушивающийся к идеям других людей и дополняющий их; открытый к сотрудничеству, дружелюбный и желающий творить. Даже не имея каких- либо из этих качеств, нужно стремиться их в себе развивать. Как мы знаем из работ известного американского психолога Абрахама Маслоу, творческая направленность, врожденно свойственная всем людям черта. В процессе жизни данная черта исчезает, в силу действующего устройства институтов воспитания, подготовки и образования. Фактически после 10 лет школы, большинство лиц молодого возраста утрачивают способность к творчеству и креативу. Об этой проблеме, кстати, рассуждает Попов С.В. в своем проекте «Детство», вызвавшем недавно широкий резонанс в российском обществе. Хочется также отметить, что в результате своего жизненного пути, стиля жизни, индивидуумы по-разному

адаптированы для ведения креативной деятельности. Кому-то творить и мыслить креативно легко, кому-то нужно в этом помогать. Также нужно сказать о том, что креативность – прежде всего качество, необходимое для учителя, для его работы. Если наш мир настолько многогранный и переменчивый, мы должны соответствовать ему; и потом, учитель работает с новыми поколениями, а они, как мы знаем, всегда впереди планеты всей, да это и правильно. Креативность и особое мышление помогают учителю быть ближе к детям, понимать их, быть с ними на одной волне, иметь точки пересечения. Ведь если учитель «законсервируется» в своей точке зрения, не будет развиваться и развивать своё мышление, то он никогда не найдёт общего языка с детьми, у которых креативное мышление должно быть развитым. Учитель должен помогать детям и поддерживать их мысли, а не мешать, спорить и ставить палки в колёса. Какого учителя ждут школьники? Умного – да; эрудированного – конечно; грамотного – безусловно. И все-таки: оригинального! с выдумкой! Только тогда творчество учителя становится творчеством ученика, а именно такая личность – креативная, разносторонняя - интересна детям. Только тогда совместное творчество становится интересным и важным, только тогда учитель способен заинтересовать ученика, сделаться в их глазах человеком открытым и мыслящим остро, современно. Учитель для детей – человек, который всё знает, всему учит. Это и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймёт и поможет в трудную минуту. Для этого учителю необходим жизнерадостный и веселый характер, если сердиться, то недолго, избегать монотонности, скуки. Поэтому учитель должен разумно чередовать обучение, отдых, игры, чтобы дети не скучали. Всегда должен оставаться интересным для своих детей. Важно не стать скучным взрослым, быть всегда «чуть-чуть» ребёнком, уметь учиться у детей их видению мира, их наивности. Некоторые факторы способствуют развитию креативности. Например, необходима определённая креативная среда, в которой находятся люди. Для креативной среды свойственны следующие черты: Игровая форма. Игровое отношение к делу, не ограниченное рамками действующих норм, установок, канонов позволяет индивиду, либо группе людей находится в легком, эйфорийном состоянии, не проблематизируя, нелепые на первый взгляд обсуждения, на основании которых может родиться достойная идея. Толерантность. Терпимость к чужим мнениям и позициям, обеспечивает возможность концентрации разных представлений о должном устройстве объекта обсуждения, на сопоставлении которых можно получить креативную

идею. Именно поэтому города издревле являлись центрами социальных и технических инноваций. В стенах города уживались люди разных слоев общества, вероисповедания и образования. Симбиоз разных представлений обеспечивал выработку новых идей. Коммуникация. Необходимость вступления в диалог, понимание чужого мнения и его переосмысление, аргументация собственной позиции и получение обратной связи, является также основанием для создания собственной идеи. Дух свободы. Состояние свободы является одним из главных условий создания креативной идеи. Человек не свободный от общественных представлений, установок, не смеющий выйти за их рамки, усомниться в них, не может создавать креативные идеи. Итак, креативность является неотъемлемой характеристикой для человека, которому важно удовлетворить потребность в самовыражении, который открыт всему новому и обладает особым типом мышления – именно не рациональным, а креативным, где зачастую важен не просто сам результат, а как раз путь к нему; как раз все те идеи и мысли, которые приходят в голову. К тому же, талантливый человек просто обязан обладать креативным мышлением, быть человеком своего времени, эти качества зачастую связаны и пересекаются. Я считаю, что очень важно обладать креативным мышлением, потому что это помогает не отставать от современного темпа жизни, решать много задач одновременно, способствует мозговой активности, помогает общению с людьми, а также просто необходимо для работы учителем, где часто нужно думать в определённом игровом ключе, знать, как наиболее оптимально и иногда даже оригинально подать тот или иной материал, чтобы заинтересовать учащихся, которые в первую очередь являются детьми; нужно обладать креативным мышлением хотя бы для того, чтобы написать подобное эссе или придумать для учащихся похожее задание. Также считаю себя креативной личностью: мне всегда интересно выполнять творческие задания, я общаюсь с креативными людьми, охотно прислушиваюсь к интересным мнениям, много читаю, пытаюсь писать произведения сама, придумываю идеи для интересного досуга, например, для семейных праздников. По моему мнению, в современном мире человеку сложно не быть креативным, не привыкнуть к новому способу мышления: доступность любой информации позволяет познакомиться со множеством мнений, а также обязывает к многозадачности и творческому мышлению. Думаю, что каждому человеку необходимо развивать в себе творческую составляющую и быть креативным.

Салтыкова Екатерина Владимировна
Эссе «Воспитатель-творческая личность»

Каждый воспитатель должен иметь качества, которые выделяют его в обществе. Воспитатель является примером для подражания. Чтобы быть примером для детей и взрослых, нужно очень много и плодотворно работать. Порой приходится жертвовать своим личным временем . Поиск нового, инициативность и творческая деятельность являются приоритетными направлениями в моей работе. Заниматься самообразованием, работать со всей отдачей и требовать от себя больше и больше – так я вижу потребность сегодняшнего дня и пытаюсь быть на шаг впереди. Педагогам необходимо оттачивать свое мастерство, используя все достижения в науке и образовательной практике. Пользоваться всеми возможными инновационными технологиями. Воспитателю нужны навыки из различных сфер , чтобы передавать их воспитанникам , и помогать им раскрыть окружающий мир. Ребенок должен развиваться в соответствии современному времени. Воспитатель сегодня – это педагог, объединяющий в себе и психолога, и актера, и режиссера, и друга, и т. д. Творческий потенциал детей напрямую связан с творческими способностями воспитателя , в связи с этим и нужно способствовать максимальному творческому развитию педагога.

Воспитатель сегодня - это творческий педагог, который применяет в своей деятельности все новейшие разработки. Для более эффективного воспитательного процесса необходимо заниматься поиском новейших методов, с помощью которых возможна передача знаний от педагога воспитанникам . В своей педагогической деятельности я часто пользуюсь методикой М. Мантессори, сказкотерапией, изотерапией.

На занятиях помимо обычной лепки, аппликации, и рисования, дети в нашей группе учатся и другим техникам творчества, набрызгиванию, рисованию крупой, пальчиковому рисованию. Очень важное значение имеет обустройство предметно-развивающей среды. Я стараюсь красиво оформить все уголки группы, у нас имеется уголок для дидактических игр, уголок природы, музыкальный уголок, уголок ряжений, стенд для детских рисунков, очень многое сделано своими руками. Мне нравится заниматься рисованием, лепкой, шитьем, мастерить и эти качества передаю и своим воспитанникам .

В работе воспитателя необходимо быстро находить подход к любому ребенку, определять индивидуальные особенности и способности детей. В профессии воспитателя нужно быть творческой личностью , без энтузиазма и азарта заинтересовать детей очень сложно.

Я стараюсь участвовать во всех мероприятиях в нашем детском саду. Мы отмечаем дни рождения детей, участвуем в различных конкурсах . Творчество ведет к новым идеям, новым взглядам, настраивает детей на устремленность к новому, не познанному. Я стараюсь постоянно развиваться творчески сама и открывать творческие способности своих воспитанников .

Воспитатель МАДОУ №28 г . Нижний Новгород

Салтыкова Екатерина Владимировна

Творчество – это важная часть жизни каждого человека, а творческое мышление – его уникальная способность, которая отличает людей от животных. Именно творческое мышление является движущей силой развития и совершенствования, как отдельного индивида, так и всего человечества. Главная цель и итог творческой деятельности человека – создание чего-то объективно нового, что не было создано прежде. Не будь у людей такой способности, как творческое мышление, скорее всего, мы до сих пор жили бы в пещерах и убивали камнем мамонтов. Ведь всё то привычное, что сейчас нас окружает в какой-то мере является продуктом творчества. И стол, и стул, и различные гаджеты были придуманы и созданы человечеством, и являются культурой, в широком смысле слова. Таким образом, сложно преуменьшить значение творческого мышления в нашей жизни. А психология творчества – это как раз тот раздел психологии, который изучает процесс творчества, особенности творческого мышления, преграды на пути творчества и ищет пути преодоления этих преград.

Несложно объяснить, почему меня заинтересовала именно эта тема исследования. Я с ранних лет увлекаюсь творчеством таких знаменитых художников, поэтов и писателей, как Иван Айвазовский, Валентин Серов, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Иван Бунин и многие другие, поэтому для меня исследование на тему психологии творчества – отличная возможность лучше понять, что являлось движущей силой этих великих людей, когда они создавали знаменитые работы.

Актуальность темы данной работы не вызывает сомнений. Вопрос о творческом мышлении был актуален во все времена. Даже задолго до преобразования психологии в самостоятельную науку, делались попытки объяснить феномен творческого мышления, и до сих пор не прекращаются исследования в этой области знаний. Но, конечно, психология творчества не ограничивается официальными рамками науки. Она охватывает всю нашу жизнь. Ведь почти каждый день мы встречаемся на улице или дома, на работе или учебе, в музее или в интернете с различными произведениями искусства: картинами, архитектурными сооружениями, скульптурами, стихотворениями или рассказами. И психология творчества не только поможет обществу понять, как они создавались, но и объяснит, как самим стать создателем.

Творческое мышление становится всё более ценным для личности в век, когда нарастает значение индивидуализма и уникальности. «Не быть как все», - девиз современного человека. Тогда перед человеком встаёт вопрос: А как преодолеть конформность и стать творческой личностью?

Итак, цель моего исследования – выявить способы стимулирования творческого мышления.

В своём исследовании ставлю следующие задачи :

    Обозначить особенности творческой личности.

    Рассмотреть этапы творческого процесса.

    Исследовать преграды для творчества.

    Найти решение преодоления этих преград.

Объект данного исследования – творческое мышление.

Предмет исследования – творческая личность.

Метод исследования – изучение различного материала по данной теме: психологические теории, опросы, проводимые эксперименты.

    Творчество. Особенности творческой личности.

В начале исследования необходимо определиться, что же мы понимаем под основными понятиями работы «творчество» и «творческая личность». Какого человека можно назвать действительно творческой личностью?

Под термином «творчество» ученые понимают процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления - уникальность его результата. То есть, никто, кроме автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. К примеру, в детском саду десяти детям дали одно и то же задание: нарисовать домик (исходное условие), но ни у кого из детей не получится абсолютно одинаковых рисунков (результатов). Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие личные свойства и способности. Именно поэтому говорят, что творец вкладывает душу в свои работы. Этот факт уникальности дает продуктам творчества дополнительную ценность в отличие от продуктов производства. Психология творчества выделяет следующие виды творчества: производственно-техническое, изобретательское, научное, политическое, философское, художественное, повседневно-бытовое и так далее, то есть виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что творческая личность, в наиболее широком понимании, – это человек, обладающий творческим мышлением и имеющий развитые творческие способности, позволяющие ему создавать новое без особых усилий. В вопросе появления творческого мышления и творческих способностей в психологии существует два основных мнения: способность к творчеству – это врожденное свойство индивида или это приобретённая способность, которую можно развивать. Но есть и мнение, объединяющее две крайности: творческие способности обуславливаются задатками, но во многом зависят от того, как индивид будет их развивать. И я согласна с этим мнением. Если у индивида есть предрасположенность к какой-либо творческой деятельности, то, совершенствуя свои способности в этой сфере, он может развить их до уровня таланта или даже гениальности. К примеру, знаменитый поэт и писатель А. С. Пушкин, чтобы по праву называться гением русской литературы, немало трудился, много писал, постоянно развивая свой талант. В противном случае, личность утрачивает способности к творчеству и творческому мышлению.

В психологии творчества существует множество критерий креативности – способности к творческому мышлению. Так, в гештальтпсихологии считались обязательными следующие требования к умственному складу творца:

    не быть ограниченным, ослепленным привычками;

    не повторять просто и раболепно то, чему вас учили;

    не действовать механически;

    не занимать частичную позицию;

    не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры;

    не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения.

Иными словами, творческая личность должна мыслить самостоятельно и рассматривать ситуацию в целом, не выделяя отдельные элементы.

Американский психолог Гилфорд Джой Пол выделяет такие критерии творческого мышления:

    способность к обнаружению и постановке проблем;

    способность к генерированию большого числа идей;

    гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;

    оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;

    способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

    способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу.

Другой психолог А. Олах указывает на следующие личностные черты, присущие творческим людям:

    независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы,

    неконформность оценок и суждений

    открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям,

    восприимчивость к новому и необычному;

    высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям,

    конструктивная активность в этих ситуациях;

    развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

В психологии существует и много других классификаций критерий творческого мышления, но, в сущности, они все похожи: главное – это то, что творческая личность обладает нестандартным мышлением и не подвергается влиянию стереотипов.

    Творческий процесс и преграды для него.

Стадии творческого мышления каждый психолог выделяет по-своему. К примеру, Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами:

    Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения. Пуанкаре так описывает эту стадию: «Я пытался доказать, что не может существовать никакой функции, аналогичной той, которую я назвал впоследствии автоморфной... каждый день я садился за рабочий стол, проводил за ним час или два, исследуя большое число комбинаций, и не приходил ни к какому результату».

    Инкубация - временное отвлечение от задачи. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей.

    Озарение - появление интуитивного решения. Это момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.

    Проверка - испытание и реализация решения. Когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения.

П. М. Якобсон (1934) выделял следующие стадии:

    Период интеллектуальной готовности.

    Усмотрение проблемы.

    Зарождение идеи - формулировка задачи.

    Поиск решения.

    Получение принципа изобретения.

    Превращение принципа в схему.

    Техническое оформление и развёртывание изобретения.

Способов выделения стадий немало, но и здесь можно выделить общие черты. В целом, можно сказать, что творческий процесс делится на теоретическую и практическую части: сначала идея зарождается и обрабатывается в сознании индивида, а затем она воплощается в реальность. К примеру, перед тем как нарисовать картинку, мы сначала видим её образ у себя в голове.

Так что же мешает многим людям развивать и использовать свое творческое мышление? На этот вопрос и пытается ответить психология творчества. К основным факторам, мешающим творческому мышлению можно отнести конформизм, внешнюю и внутреннюю цензуру, ригидность и желание найти ответ немедленно.

Теперь рассмотрим каждый фактор в отдельности. Конформное поведение –

морально-политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе. Как К. расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов социально-политической и экономической действительности, нежелание высказывать собственное мнение, отказ отличной ответственности за совершаемые поступки, слепое подчинение и следование любым требованиям и предписаниям, исходящим от гос-ва, общества, партии, лидера, религиозной организации, патриархальной общины, семьи и т.д. (подобное подчинение может быть обусловлено не только внутренними убеждениями, но и менталитетом, традицией).

Феномен конформного поведения играет отрицательную роль в творчестве. Такое поведение вызвано как индивидуальными свойствами личности, так и межличностными отношениями в творческом коллективе, более того, особенностями социальной среды в широком смысле слова.

В ряде художественных и философско-критических произведений социальная среда выступает в качестве враждебной силы по отношению к творчески одаренным людям. Враждебность общества к проявлению творческих способностей нашла отражение в словах главного героя произведения Дидро «Племянник Рамо», заявлявшего: «Гениальные люди отвратительны; и если какой-нибудь ребенок появляется на свет с характерными признаками этого опасного дара на лбу, его следует либо задушить, либо выбросить на съедение собакам». Аргентинский психолог Х.Инхениерос в книге «Посредственность» оправдывает такое отношение, характеризуя его как охранительное, а значит полезное для общества.

ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО

1.Творчество как педагогическое явление .

2. Технологии развития творческого потенциала личности.

1. Творчество как педагогическое явление.

Творчества - творение, создание чего-то нового, оригинального, ранее не существовавшего. Творчество обусловлено свойственной лишь человеку активностью. Эта чисто творческая активность включает в себя содержательную и энергетическую стороны. Содержательная сторона активности представлена идеалами, целями, мотивами, интересами, ценностями. Энергетическая составляющая проявляется в действиях, поступках, общении, чувствах, воле, вере. Первая из них устремлена в будущее, вторая реализуется в настоящем. Движущей силой творчества является устремленность человека в будущее, которое видится ему более совершенным и интересным. Стремление к совершенствованию, преобразованию окружающей действительности в соответствии со своим представлением о прекрасном (со своим идеалом) распространяется им и на самого себя, на свое самосовершенствование.

Творческие способности присущи только человеку как представителю Homo sapiens. В образовательном контексте они представлены в категориях «креативное Я», «творческий потенциал», «творческость», «креативность».

Творчество как деятельность включает в себя все ее компоненты: цель, содержание, формы, методы и средства. Творческий подход к деятельности затрагивает все подструктуры личности.

Системообразующие характеристики творческой личности:

Продуктивное самосознание как совокупность креативных представлений о себе;

Интеллектуально-творческая инициатива;

Жажда познания и преобразования;

Чувствительность к проблеме, новизне;

Потребность в нестандартном решении встающих перед человеком задач;

Критичность ума;

Самостоятельность в поиске пути и выборе способов решения возникающих проблем.

Эти характеристики являются своего рода фундаментом творческой активности , которая проявляется в таких процессуальных состояниях, как интерес, замысел, состояние предрешения, подготовка к реализации решения, озарение, решение, проверка. Творчество обнаруживается в личностном росте, который характеризуется такими понятиями: «самотворчество», «самосовершенствование», «самосозидание», «довооружение себя» и др.

Для педагогики значимо как объективное творчество, представленное оригинальными, новыми общественно значимыми продуктами (новыми теориями, научными открытиями, произведениями искусства), так и субъективное творчество учащихся, проявляющееся в овладении новыми для данной личности способами познавательной деятельности, в открытии новых смыслов в прежней деятельности.

О динамике, развития творческого потенциала учащегося судят по развитию таких личностных новообразований , как:

Способность открытия нового знания;

Появление новых мотивов, целей учебной деятельности;

Владение новыми (для личности) способами деятельности;

Импровизационность как способность внезапно принимать решение;

Расширение поля интеллектуальной активности;

Креативность, т.е. плодотворность в учебно-познавательной деятельности.

Личностные новообразования обогащают все компоненты деятельности человека: мотивационный, интеллектуально-логический, эмоционально-волевой, практически действенный.

Педагог как субъект учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческого потенциала своих учащихся (студентов), - это личность, профессионал, осознающий, что творчество - одно из самых характерных проявлений человеческой свободы.

В систему социально-педагогических характеристик такого педагога входят:

Способность к целостному самосовершенствованию;

Признание в качестве приоритетов образования целостности развития личности учащегося, становления индивидуальности, гармонизации отношений растущей личности с природой, обществом, самим собой;

Установка на диалог с учащимися и взаимопонимание;

Умение насытить образовательное пространство импровизацией, коллективным и индивидуальным творчеством;

Готовность создавать и поддерживать атмосферу взаимного уважения, взаимной терпимости, открытости критике, нововведениям;

Умение преобразовывать образовательную среду в оптимальное пространство его творческого развития.

Требования, предъявляемые к учителям, работающим с одаренными детьми 4-11 лет.

Учитель должен:

Быть доброжелательным и чутким;

Разбираться в особенностях психики одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;

Иметь опыт работы в учреждениях для детей младшего и дошкольного возраста (в том числе со своими собственными детьми);

Иметь высокий уровень интеллектуального развития;

Обладать широким кругом интересов и умений;

Иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;

Иметь живой и активный характер;

Обладать чувством юмора (но без сарказма);

Проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

Иметь творческое, возможно, нетрадиционное мировоззрение;

Уважать желание ребенка работать самостоятельно.

Педагоги исходят из того, что творчество - это не только самостоятельный вид деятельности: оно потенциально заключено в любой профессии, в разных сферах общественного производства и характеризует стиль деятельности.

В жизнедеятельности личности творчество выполняет следующие функции:

Выражает активно-преобразовательное отношение к миру;

Включает личность в значимые для нее сферы деятельности и общественных отношений;

Выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых субъекту неизвестен;

Определяет собственную индивидуальность для другого;

Реализует право личности на свободу, выход за пределы обязательного;

Защищает личность от стрессов, уныния, жизненных потрясений.

Элементы творчества . Все более популярным становится мнение о том, что любой человек, обладающий интеллектом выше среднего и определенными навыками, может создать даже великое произведение. Некоторые ученые считают, что не существует каких-либо способностей, отличающих людей творческих от людей нетворческих. Психологи прищли к выводу о том, что творчество таких гигантов, как Эйнштейн, Кюри, Моцарт, можно рассматривать как продолжение обычных, повседневных мыслительных процессов. Таким образом, можно утверждать, что большинство из нас обладает всем тем, что необходимо для творчества, нужно только научиться это делать.

Творчество (креативность) можно описать с помощью трех составляющих: чувствительности, синергии, интуиции.

Чувствительность - использование наших чувств, наших "окон в мир". Существуют гипотезы, согласно которым творчески одаренные личности воспринимают действительность гораздо отчетливее, чем все остальные.

Синергия - соединение несовместимых на первый взгляд вещей в единое целое - полезное и функционирующее. Примером синергии может служить объединение двух идей из разных областей знания таким образом, что они начинают успешно работать в новом контексте.

Общеизвестно, что Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок объединив монетный штамп и винный пресс (функция первого оставлять отпечаток на монете, второго- выжимать сок из винограда). Поместив штамп под пресс, Гутенберг получил отпечатки на бумаге.

Эта простая, но оригинальная комбинация трансформировалась в печатный станок и изменила мир, сделав книги широко доступными.

Интуиция ведет к неожиданному, незапланированному открытию. В истории известны случаи, когда ученые интуитивно находили нужное решение. Но объяснять успех только одной интуицией было бы неверно. Она может сыграть важную роль в процессе творчества, но должна быть подкреплена знанием, настойчивостью и трудолюбием.

Художник из Сан-Диего Роберт Перайн однажды покрыл свои акварели кусками стекла неправильной формы, благодаря чему изображение стало преломляться в скошенных гранях стекла и приобрело блестящий и мерцающий вид. В результате художнику удалось объединить саму картину и ее оформление и создать новую форму творчества.

Решение задач и творческое мышление взаимосвязаны, что подтверждается содержанием этих процессов. Так, творческое мышление создает нечто новое, но и решение задачи предполагает поиск неизвестного результата. Следовательно, решение задач обладает некоторыми чертами творчества.

Все великие изобретатели - большие мастера ставить перед собой задачи. В Соединенных Штатах ежегодно проводится конференция, призванная выявлять наиболее талантливые изобретения наших дней.

Ученые пришли к выводу о том, что значительная часть происходящего в школе или на работе не способствует развитию творчества. В то же время творческие личности рассматривают свою работу как любимое занятие, они трудятся часами, движимые любопытством и желанием достичь поставленной цели. Такая мотивация называется внутренней, так как она исходит от самого индивида. Мотивация же, обычно предлагаемая в школе и на работе, исходя от других в виде обещаний хорошей оценки или денег, называется внешней,. Для того чтобы стимулировать человека к творчеству, необходимо повысить его внутреннюю мотивацию.

В большинстве учебных заведений и практически на всех производствах присутствует только внешняя мотивация - школьникам учителя ставят отметки, работникам выплачивается зарплата. И все же здесь следует организовать деятельность так, чтобы она способствовала проявлению творчества. Нельзя стать способным ученым, великим писателем или талантливым художником, не обладая необходимыми знаниями и навыками.

Внутренние мотивы - это удовольствие от самого творческого процесса, стремление к самовыражению, а внешние - это стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения. В формировании творческих способностей важную роль играют факторы внешней среды. Основу для новых идей дает хорошее образование, предполагающее культивирование в себе любви к учебе, выбор для изучения предметов, позволяющих приобрести новые знания.

Творчеству способствуют и личностные качества. Творческий человек не должен быть подвержен конформизму и встречать перемены "в штыки". Необходимо учиться тому, что неудачи - важная и неотъемлемая часть нашей жизни и любому значительному успеху, как правило, предшествует серия неудач.

2. Технологии развития творческого потенциала личности

Согласно исследованиям, развитие творческого потенциала личности в большей степени зависит от особенностей обучения и воспитания, чем от возраста.

Воспитание творческих способностей в школе и вузе должно базироваться прежде всего на учете индивидуальных особенностей и применении индивидуальных методов работы. Это позволяет учащимся искренне выражать свои мысли и чувства, ведь существенной преградой творчества является страх отклониться от принятых норм, не показаться аномальным.

Составляющие творческого мышления :

1) самостоятельное осуществление переноса знаний и умений в новую ситуацию;

2) обнаружение новой проблемы в стандартной ситуации;

3) установление целостной структуры объекта;

4) видение новой функции объекта;

5) разработка и учет альтернатив при решении проблемы;

6) комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности (импровизация) при решении новой проблемы.

Творчество на учебных занятиях рассматривается сегодня не как что-то уникальное, свойственное лишь отдельным «творчески» работающим педагогам, а как обязательный компонент профессиональной деятельности преподавателя (учителя), призванного научить обучающихся индивидуальному применению знаний в нестандартных жизненных ситуациях.

Среди теоретических подходов к организации образования школьников как учебно-творческой деятельности приоритетное место принадлежит личностно-деятельностному подходу, суть которого заключается в принятии ребенка как личности с присущей ей духовностью, социальностью и креативностью. Новые технологии (личностно-ориентированные, или развивающие) призваны «выращивать» в ребенке творческие способности и потребность в творчестве (социальном, научном, техническом, художественном), ориентировать его на самоопределение и самоактуализацию, помогать раскрытию уникальности и неповторимости его личности.

Сейчас много говорят об адаптивной школе. Адаптивная (от лат. adaptatio - приспособление) школа - это та, которая способна помочь каждому учащемуся достичь оптимального для него уровня общего и интеллектуального развития в соответствии с его природными склонностями и задатками. В адаптивной школе реализуется принцип: «школа для ребенка, а не ребенок для школы», который является определяющей установкой для системы образования XXI века. Принципы адаптивной школы :

Принцип адаптивности, т. е. создание школы, которая, с одной стороны, максимально адаптирована к учащимся с их индивидуальными особенностями, а с другой - может гибко реагировать на социально-культурные изменения среды (не ребенок для школы, а школа для ребенка);

Принцип развития, предполагающий создание каждому учащемуся условий для полной реализации его способностей;

Принцип психологической комфортности, нацеленный на снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание раскованной, стимулирующей творческую активность атмосферы;

Принцип смыслового отношения к миру, требующий не абстрактного познания и отношения к миру, а собственных, осознанных знаний об окружающем мире;

Принцип ориентировочной функции знаний, нацеливающий школу «не навязывать учащемуся созданного взрослыми мира, но помогать ему преобразовывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир» (П.П. Блонский). Ориентировочной основой различных видов деятельности для школьника являются приобретаемые им знания. Личность формируется не только как знающая, но и как созидающая.

Принцип обучения деятельности, требующий не просто действовать, но и ставить цели деятельности, определять задачи, решение которых ведет к достижению намеченных результатов, контролировать и корректировать ход деятельности;

Креативный принцип, направленный на развитие у ребенка потребности и способности самостоятельно находить решения не встречающихся ранее учебных и внеучебных задач.

Выделяются две группы технологий: предметно-ориентированные и личностно-ориентированные (развивающие) технологии.

К предметно-ориентированным технологиям относятся технологии полного усвоения учебного материала учащимися, технологии уровневой дифференциации, технологии концентрированного обучения. Эти технологии реализуют традиционную для образования установку: при правильной организации обучения абсолютное большинство школьников в состоянии полностью усвоить обязательный учебный материал.

Личностно-ориентированные технологии нацелены на более эффективное личностное развитие и саморазвитие учащихся как субъектов деятельности, с опорой на их индивидуальные особенности и опыт. Важным является не только уровень усвоенных знаний, но и сформированность у обучающихся качеств ума, личностных новообразований. Поэтому такие технологии еще называются развивающими.

Личностно-ориентированные технологии, направленные на творческое развитие учащихся, реализуются с опорой на такие психологические механизмы, как:

ассоциации , то есть активизация прежних знаний, усвоенных в прошлом опыте;

· анаксиоматизация , то есть отбрасывание каких-либо несущественных признаков для достижения решения. В педагогике под творчеством понимают решение проблемы в условиях, когда алгоритмы решения субъекту неизвестны.

· эвристические методы и принципы (эвристики)- систему эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности ученика (методы учения), разработанных в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач. Использование эвристических методов позволяет повысить степень мотивации и эмоциональности, активности и самостоятельности всех участников образовательного процесса. Широко распространены такие эвристики, как - «мозговая атака»-, «мозговой штурм», метод эвристических вопросов, метод аналогий, метод синектики, прием завышения оценки удачного способа решения задачи, прием «отстранения» (выявление странного, необычного в ранее общепринятом и понятном).

Один из творческих путей решения задач - мозговой штурм . Он чаще всего используется как групповая деятельность. Смысл метода состоит в коллективном обсуждении творческой проблемы, когда каждый участник имеет право высказать любое суждение и даже такое, которое на первый взгляд может показаться нелепым.

Важнейшим правилом мозгового штурма является запрет на критику любой предлагаемой мысли, что позволяет избавиться от чрезмерной самокритичности, от страха оказаться осмеянным, нежелания вступить в конфликт с определенными людьми. Оптимальное количество участников данного мероприятия - пять-двенадцать человек. Руководитель должен воздерживаться от давления на членов группы и в то же время не допускать с чьей бы то ни было стороны критики, способной повлиять на их творческую инициативу. Он должен обеспечить атмосферу раскованности и свободы. Главное в мозговом штурме - генерирование идей, которые в ходе их выдвижения только фиксируются, а оцениваются впоследствии.

Методика использования данного метода такова:

1-й этап - распределение учащихся по группам (по 7-8 человек, психологически совместимых);

2-й этап - выделение группы анализа проблемной ситуации, формулировка задачи;

3-й этап- генерирование идей по правилам «мозговой атаки»;

4-й этап - отбор, систематизация и классификация идей;

5-й этап - деструктирование идей, т. е. оценка идей в процессе «мозговой атаки». «Мозговая атака» на этом этапе имеет целью всесторонне рассмотреть возможные препятствия по реализации выдвинутых идей;

6-й этап - окончательный выбор идей.

Метод коллективного поиска оригинальных идей требует соблюдения следующих педагогических принципов: сотворчества, доверия творческим силам и способностям учащихся; оптимального сочетания интуитивного и логического.

Метод эвристических вопросов (метод «ключевых вопросов», наводящих) используется для сбора дополнительной информации или для систематизации уже имеющейся в процессе решения творческой задачи. Приведем в качестве примера варианты эвристических вопросов.

1) Для осмысления предложенной задачи надо поставить. Перед собой вопросы: что известно? что дано? в чем состоит условие?

2) Для осуществления поиска решения задачи целесообразна постановка следующих вопросов: как найти связь между данными задачи и неизвестным? известна ли вам похожая задача? молено ли ею воспользоваться? можно ли воспользоваться методом ее решения? можно ли сформулировать задачу иначе? можно ли найти более доступную задачу? более общую? более частную? аналогичную? что полезное можно извлечь из данных? все ли данные уже использованы?

Метод аналогий - важный эвристический метод решения творческих задач. Процесс применения аналогии является как бы промежуточным между интуитивными и дедуктивными процедурами мышления. В решении творческих задач используются различные аналогии: конкретные (материальные) и абстрактные, живой природы с неживой и т. д.

Метод синектики предлагает избегать преждевременной четкой формулировки проблемы, так как это сковывает дальнейший поиск ее решения. Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи, а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл.

Эффективным направлением учебно-творческой деятельности учащихся являются игры. В игре расширяются возможности учащегося, его способности и потенции. Деловая игра - это система ролевых функций и установок для моделирования и исследования возможных взаимоотношений, характерных для определенной профессиональной деятельности. Достоинством деловых игр является включенность учащихся в конкретную ситуацию, возможность творчески проявить себя. В деловых играх формируется особый мир отношений, качественно отличающийся от традиционных учебных форм. Это отношения конструктивного сотрудничества, созидания и личностного развития каждого участника. Моделирование и проигрывание различных ситуаций и ролей, отражающих сложность жизни, вариативность решения возникших проблем, позволяют играющим осмыслить полученные теоретические знания применительно к конкретной ситуации, способствуют развитию рефлексивных способностей и умений решать возникающие задачи с учетом собственного опыта. Важным направлением в развитии творческого потенциала учащихся является обучение умениям решать учебные задачи, через которые формируются умения и навыки анализировать, разрабатывать проект деятельности, оценивать действия и поступки других, осуществлять рефлексию собственной деятельности, варьировать методы и приемы деятельности с целью достижения поставленных задач.

Одним из обязательных условий развития творческого потенциала учащихся является достаточно высокая степень проблемности предлагаемых им задач. Проблемность задач и уровень познавательной самостоятельности важно увеличивать так, чтобы не вызвать эффект непосильности как субъективной характеристики. При высокой проблемности учебной задачи большое внимание должно уделяться различным эвристикам: подсказке, дополнительным вопросам и др. В этой связи целесообразным выступает разработка учащимися задач, в процессе которой они упражняются в умениях ориентироваться в обстановке, выбирать из многих вариантов самый рациональный, проигрывать его в своем воображении, моделировать ход решения, предусматривать последствия принятого решения. Учащийся учится правильно осуществлять диагностику создавшейся ситуации, которая включает в себя: анализ задачи или ситуации, выяснение причин ее возникновения, условий и характера развития, постановку целей и поиск путей решения задачи и выхода из создавшейся ситуации.

Чтобы создать положительный эмоциональный настрой, правомерно использование педагогом примеров из художественной и научной литературы, шуток, загадок, головоломок, аналогий, интересных фактов, игр, опоры на опыт выдающихся личностей.

Эмоциональную готовность к решению учебных задач возможно создать при использовании на занятиях фрагментов конкурсов, соревнований, блицтурниров. Стимулируют поиск нестандартных решений номинации, которые присваиваются учащимся: самое оригинальное решение, самый лаконичный ответ, самое логичное решение, самое хитроумное решение, виртуальное решение, решение-мечта, самое практичное решение и т.д.

Эмоциональная готовность к творческому решению учебных задач начинается с постановки цели предстоящей деятельности и принятия ее учащимися. Внешний облик учащегося, экспрессивность его речи, уместная энергичность, спокойный и одновременно настойчивый взгляд в сочетании с четкостью поступков и риторики, их логичностью и проникновенностью - все это и многое другое свидетельствует о включенности учащихся в творческое решение учебной задачи.

Различают несколько уровней предъявления знаний : I - ученический (учащийся, воспроизводит усвоенный материал с опорой на конспект или учебник); II - типовой (учащийся воспроизводит содержание без подсказки, но по заданному образцу); III - эвристический (учащийся может не только воспроизвести материал, но и дополнить его, применить знание в новых ситуациях); IV - творческий (учащийся владеет приемами проверки глубины, гибкости своих знаний, отчетливо рефлексирует каждое из интеллектуальных действий, способен применить знания в незнакомых ситуациях, самостоятельно сформулировать проблемы). Последние два уровня предъявления учеником знаний свидетельствуют о сформированности у него творческих способностей.

Важную роль в создании обстановки, стимулирующей творческое развитие учащихся, играет форма организации их учебно-познавательной деятельности.

В системе классно-урочной организации учебного процесса появились так называемые нетрадиционные, необычные уроки. К ним относят те, на которых школьник участвует в «производстве» своих знаний, умений, способов взаимодействия с одноклассниками и учителями. Нетрадиционными являются уроки, построенные на оригинальной организации освоения учебного материала: урок взаимного обучения, урок-эврика, урок-размышление, урок-портрет, урок-панорама, урок-игра, аукционы, конференции, урок-защита диссертации, урок-посвящение, урок-театрализация. Эти уроки требуют совместного проектирования учебной деятельности, когда ученик взаимодействует с учителем как партнер, добывающий знания вместе с педагогом. Педагог принимает эмоциональные состояния каждого, не комментируя их, не оценивая как правильные и неправильные. Принимая эмоциональные состояния, реакции учащихся на осваиваемую информацию или методы работы с нею, педагог тем самым создает психологическую обстановку признания за каждым из них права испытывать именно те чувства, которые они сами называют, что стимулирует осознание собственной индивидуальности, уникальности своей личности.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!