Стратегия бизнеса – ключи к Стратегическим Ориентирам. Стратегические ориентиры развития фирмы Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития

Стратегические ориентиры развития системы образования

в Ненецком автономном округе


Во исполнение указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительство Российской Федерации, профильные министерства готовы к запуску национальных проектов, в том числе в сфере образования.

Национальный проект «Образование» включает в себя несколько федеральных проектов, на основе которых формируются региональные направляющие: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Современные родители», «Цифровая среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность».

Проект «Образование» носит комплексный межведомственный и междисциплинарный характер, которого:

создание новых мест в образовательных организациях, безбарьерная среда для инклюзивного образования;

совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных , в том числе программами технической и естественнонаучной направленности, в том числе на селе;

расширение деятельности центров методической, родителям;

увеличение доли школьников, успешно продемонстрировавших высокий уровень владения цифровыми навыками;

создание центра опережающей профессиональной подготовки и аккредитационного центра профессионального мастерства работников системы образования;


формирование системы непрерывного обновления гражданами , включая овладение компетенциями в области цифровой экономики;

развитие наставничества, поддержка общественных инициатив и проектов.

Достижение федеральных целевых индикаторов в рамках реализации национального проекта «Образование» запланировано к 2024 году.

Работа по перечисленным выше направлениям предстоит кропотливая и системная, каждому из вас предстоит внести профессиональный вклад в общее дело по обеспечению глобальной конкурентоспособности российского образования. Только обеспечив высокое качество обучения в каждой образовательной организации региона, переподготовку и повышение квалификации каждого педагога мы достигнем заданного уровня развития.

Новое «строительство», достижение новых целей мы начинаем не на пустом месте, региональной системе образования есть чем ответить столичным коллегам, решение плановых и стратегических задач, которые мы ставим ежегодно, приносит свои плоды.

Несмотря на существующие объективные трудности сегодня в регионе совершенствуется инфраструктура учреждений образования:

В 2017-2018 годах введены в эксплуатацию современные здания школ в с. Нижняя Пёша на 110 мест, в п. Красное на 300 мест, в с. Тельвиска на 100 мест и нового здания детского сада «Ромашка» на 220 мест в г. Нарьян-Маре;

на сегодня обеспечен 100% охват государственных образовательных организаций региона независимой оценкой качества условий осуществления ;

в трех школах округа реализуются программы углубленного изучения отдельных предметов, в двух школах – программы кадетского воспитания, в семи - осуществляется деятельность региональных ресурсных площадок по актуальным направлениям развития образования;

реализуется региональный проект «Образование для населения, ведущего кочевой образ жизни в НАО» (кочевой детский сад).

Регион поэтапно входит в цифровое образовательное пространство:

функционирует «Электронное образование», учителя активно внедряют электронные средства обучения, школьники и родители привыкают к электронному образовательному контенту;

с 2017 года в школах, расположенных в городской местности, внедрена система электронных дневников и электронных журналов;

осуществляется подготовка к внедрению регионального проекта «Цифровое образовательное кольцо», в первом полугодии 2018 года реализована пилотная стадия проекта, в которой приняли участие 20% школ округа;

в региональный центр развития образования приобретен мобильный компьютерный класс для организации дистанционного обучения детей и взрослых;

решается вопрос о поэтапном обновлении компьютерного оборудования в школах округа;

утвержден и готов к реализации региональный комплексный план по обеспечению обучающихся.

Особая роль на всех уровнях образования отводится выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи:

школа № 1 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов имени вошла в ТОП-200 общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокие возможности развития способностей учащихся, школа №3 - в ТОП-100 школ социально-гуманитарного профиля;

осуществляется сотрудничество с федеральными и всероссийскими детскими центрами «Артек», «Орлёнок», «Смена», «Океан»;

функционируют ресурсные площадки по актуальным и перспективным направлениям развития и поддержки одарённых детей на базе четырех школ округа;

ведется активная работа по открытию регионального центра выявления и поддержки одарённых детей в области искусства, спорта и науки в сотрудничестве с Образовательным центром «Сириус»;

реализуется система конкурсных, олимпиадных и иных мероприятий для детей;

услуги в сфере дополнительного образования получают 75 % детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории округа (в том числе, 87 % - в организациях дополнительного образования, 13 % - в общеобразовательных учреждениях).

В округе активно совершенствуется профессиональное образование:

регион второй год подряд принимает участие в мероприятиях федерального приоритетного проекта «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учётом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»).

профессиональные образовательные организации приступили к внедрению новых федеральных государственных образовательных стандартов по профессиям и специальностям по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям, требующим среднего профессионального образования (ТОП-50);

впервые в 2017-2018 учебном году осуществлен набор трех групп, обучающихся на условиях принципа софинансирования (80 % окружной бюджет, 20 % - работодатели или обучающийся (родитель/законный представитель));

региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) набирает ускорение:

  • расширен перечень компетенций, в 2018 году чемпионат проведен по пяти компетенциям: «Поварское дело», «Предпринимательство», «Ветеринария», «Медицинский и социальный уход», «Физическая культура и спорт»,
  • увеличилось количество участников чемпионата,
  • впервые в рамках чемпионата проведены соревнования юниоров;

регион впервые принял участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации на участие в пилотной апробации проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия, пилотная апробация демонстрационного экзамена прошла в регионе в июне 2018 года по четырем компетенциям, к экспертной оценке были привлечены работодатели.

В целях повышения качества среднего профессионального образования, устранения дефицита квалифицированных рабочих кадров утверждена Программа модернизации профессиональных образовательных организаций Ненецкого автономного округа на 2018-2020 годы.

Традиционно доклад на августовской конференции заканчивался постановкой задач на предстоящий учебный год. Сегодня эти задачи согласуются с Указом Президента Российской Федерации:

Продолжение строительства объектов образования: ясли-сада в г.Нарьян-Маре, детского сада в с.Несь, школы-сада в п. Нельмин-Нос, школы в п. Индига, в г.Нарьян-Маре, п. Искателей; реализация проекта «Современная школа»;

Заключение соглашения с Образовательным центром «Сириус» по созданию центра по работе с одаренными детьми, реализация проектов в системе дополнительного образования технической направленности, развитие детско-юношеского туризма, совершенствование системной работы с одаренными детьми, реализация проекта «Успех каждого ребенка»;

Принятие мер по созданию условий для получения детьми с инвалидностью и детьми с ограниченными возможностями здоровья качественного образования на всех уровнях образования: дошкольное, общее, профессиональное и дополнительное; просвещение родителей, реализация проекта «Современные родители»;

Поэтапное формирование современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, реализация проекта «Цифровая среда»;

Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей школ, внедрение новой системы аттестации учителей, участие в реализации федерального проекта «Учитель будущего»;

Поэтапное наращивание масштаба движения «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия), участие в реализации федерального проекта «Молодые профессионалы»;

Организация повышения квалификации работников образовательных организаций региона, участие в реализации федерального проекта «Новые возможности для каждого»;

Развитие наставничества, добровольческой (волонтёрской) деятельности, реализация проекта «Социальная активность».

Основные документы, определяющие стратегические задачи:

  • Указ Президента РФ № 000 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
  • Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральные государственные образовательные стандарты;
  • Государственная программа «Развитие образования Ненецкого автономного округа».

Именно эти документы продолжают быть основой для анализа результатов работы и постановки задач на новый учебный год в каждом образовательном учреждении.

Приоритетами на ближайшие годы являются: полноценное формирование новой системы поиска и поддержки талантливых детей, превращение образовательной организации в центр жизни, а не только в место, где учат и воспитывают детей.

Предметом особого внимания сегодня должно стать повышение эффективности как учебной, так и , и прежде всего, гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи, их социализации и профессиональной ориентации.

Уважаемые коллеги! Впереди новый учебный год! Для одних - это первый учебный год, для других – он имеет свой счёт.

Любое образовательное учреждение – это особый мир, в котором пересекаются интересы детей, родителей, воспитателей, учителей, других работников. Мы вместе должны сделать всё, чтобы ребёнку в любом образовательном учреждении было комфортно, безопасно, чтобы в свою школу или детский сад он шёл с радостью. Мы должны создать атмосферу доброты, уважения ко всем участникам образовательного процесса. Хотя прекрасно сознаём и понимаем, что есть проблемы, но, вместе с тем, коллеги, мы должны переступить через все сложности ради одного – ради личности ребёнка.

Я поздравляю всех присутствующих с новым учебным годом, желаю вам творческих поисков и удач в вашей благородной педагогической деятельности.

С наступающим Днем знаний! Здоровья, профессионального роста, успехов!

Руководитель Департамента

образования, культуры и спорта

Ненецкого автономного округа

СПРАВОЧНО:

По состоянию на 1 сентября 2018 года функционирует 56 организаций, осуществляющих образовательную деятельность, из них:

22 детских сада (11 – в городской местности, 11 – в сельской), в них детей – 3129 чел., работников 971 чел., в том числе 445 педагогов;

26 школ (8 – в городской местности, 18 – в сельской), в них 6 958 детей, в том числе 505 дошкольного возраста, 6 480 – школьного возраста, 1 638 работников, в том числе 753 педагога, из них 507 учителей;

3 профессиональные образовательные организации, в них 1 069 студентов, 251 работников, в том числе 91 педагог;

3 организации дополнительного образования, которые посещают 5 313 детей, трудятся 166 работников, в том числе 122 педагога;

Итого детей дошкольного возраста 3 634 чел., школьников 6 480 чел., студентов 1 069 чел. – всего 11 183 чел.

Технология управления Balanced Scorecard или Сбалансированная система показателей (ССП) вызывает живой интерес у руководителей российских компаний. Однако те, кто приступает к внедрению ССП, нередко терпят неудачу из-за того, что забывают о первом и важном шаге внедрения ССП – подробной и тщательной проработки стратегии компании. Необходимо понимать, что ССП не заменяет стратегию, а служит инструментом ее выполнения. Поэтому сначала нужно сформулировать суть стратегии компании, а уже потом приступать к ее формализации с помощью ССП и созданию механизмов исполнения и контроля стратегии.

Настоящая статья отвечает на вопрос о том, какую подготовительную работу необходимо проделать, прежде чем приступить к созданию и внедрению сбалансированной системы показателей. Именно это работа обеспечивает успех проекта в будущем.

ЧТО ЗНАЧИТ “РАЗРАБОТАТЬ СТРАТЕГИЮ”?

Стратегия – понятие многогранное. Под ней понимают и план действий, и концепцию бизнеса, и принципы поведения. Основатели ССП Дэвид Нортон и Роберт Каплан определили стратегию, как набор гипотез о причинах и следствиях . Это очень полезное инструментальное определение позволяет изобразить стратегию в виде карты, на которой стратегические цели разных уровней соединены причинно-следственными связями. Что может быть наглядней и понятней графического представления? Такой взгляд позволяет “спустить” стратегию с академических высот и сделать ее рабочим инструментом “обычных” менеджеров. Однако провести это преобразование – превратить стратегию в понятную всем карту целей – не так-то просто. Прежде чем приступить к разработке такой карты, необходимо сформулировать: в чем, собственно, состоит ваша стратегия.

Основываясь на личном опыте подобной работы, мы выделяем четыре составляющие формулы, полностью выражающей все основные аспекты стратегии:

  1. стратегические ориентиры (миссия, ценности, видение) – почему мы этим занимаемся, к чему стремимся;
  2. стратегическое позиционирование (рыночная концепция) – что нужно предпринять на рынке;
  3. организационная концепция – что нужно изменить в компании;
  4. базовая стратегическая направленность – как мы будем добиваться намеченного.

Если у вас есть четкие представления по каждому из этих пунктов, можно уверенно сказать, что вы определили свою стратегию. Если же вы затрудняетесь с ответом, то никакие многостраничные планы и аналитические материалы не смогут помочь делу – у вас нет стратегии.

В ЧЕМ ВАША СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА?

Это главный вопрос, с которого нужно начинать разработку стратегии. Проблема – это то, что является препятствием для выживания и развития компании сейчас или станет препятствием в будущем. Часто руководители предприятий заявляют: “У нас нет проблем!” Просто они с ними еще не столкнулись. Если вы не находите проблем, то проблемы найдут вас. Дальновидные руководители занимаются проблемами прежде, чем последние появятся в виде обвала продаж, снижения прибыли и других катастрофических явлений. Это и есть стратегические проблемы . Они еще не пришли, но на их приближение указывают те или иные тревожные сигналы. Важно уловить эти сигналы и понять, какие системные изменения необходимы, чтобы компания встретила грядущие перемены во всеоружии.

Посмотрим, как разрабатывается стратегия на примере генподрядной строительной компании “Монолит” из Екатеринбурга. В основе этого примера практика проекта, в котором авторы выступали в качестве консультантов. Необходимо заметить, что материалы практической работы адаптированы для целей публикации; изменены название и местонахождение компании.

Компания “Монолит” оказывает услуги генерального подряда. Масштаб проектов преимущественно $0,5«50 млн. В среднем одновременно осуществляются 10»12 проектов. Объем выполненных в 2006 г. работ составил $90 млн. Численность сотрудников около 200 человек.

Компания успешно развивается, известна на строительном рынке своего региона, постоянно участвует в тендерах.

Тревогу собственников вызывает отсутствие стабильности. Нередко возникают длительные паузы между проектами. Чтобы избежать простоев компания вынуждена браться за невыгодные проекты, занижая на тендерах стоимость своих работ.

Обычно расчетная величина вознаграждения генподрядчика составляет в “хорошем” проекте 15% от его полной стоимости. Фактически же получается менее 10%, что не удовлетворяет собственников. Они хотят более высокой прибыльности и стабильности результатов.

Руководители (они же основатели) компании принимают непосредственное участие в оперативном управлении. Их это не устраивает. После достижения бизнесом определенной стабильности они намерены отойти от управления компанией.

Интересы и основные проблемы обозначены. Однако при такой постановке трудно подобрать ключ к их решению. И это достаточно типичная, можно даже сказать нормальная ситуация. Для того чтобы на основе данной проблематики сформулировать стратегию, необходимо перейти от видимых проблем к истинным.

Анализ проблем и тесно связанной с ними специфики внутренней и внешней среды позволил выявить следующее.

  1. На рынке господствует ценовая конкуренция. Следовательно, имеется возможность дифференциации.
  2. Существуют проблемы “комплекса маркетинга” (рис. 1).
  3. Хорошая маржа возможна преимущественно в проектах, где заказчиком выступает западная компания, а также при строительстве крупных объектов. Однако такие заказы достаются чаще всего зарубежным или крупным отечественным строительным компаниям.
  4. Количественный рост не привлекает основателей компании. Им хочется иметь эффективную компанию среднего масштаба.
  5. В проектах велика доля незапланированных затрат, вызванных в том числе проблемами с качеством.
  6. Основные причины проблем с качеством: недостаток опытных руководителей, недостаток внимания к заказчикам, некачественная работа субподрядчиков.

Рис. 1. Проблемы “комплекса маркетинга”

  1. Проблемы организации продаж:
    • компания участвует в большом количестве тендеров (в среднем 24 за квартал), договор заключается только с двумя – выход составляет 1/12;
    • большинство приглашений на тендер компания получает не по инициативе клиентов, а в результате мониторинга рынка строительства;
    • на начальном этапе работы с клиентом не проводится качественный отбор контактов (отбраковка неперспективных); это приводит к перегрузке сотрудников отдела продаж и директоров проектов, к недостаточному вниманию к действительно перспективным клиентам;
    • недостаточная заинтересованность директоров проектов в продажах (при любой возможности стараются заняться привычной работой по управлению строительством), их низкая квалификация как продавцов;
    • отсутствие единой команды; разногласия между сотрудниками отдела продаж и директорами проектов, что прекрасно чувствует клиент;
    • слабое управление при участии в тендерах не позволяет оценить риски, связанные с клиентом и его проектом, и вовремя отказаться от дальнейшей работы;
    • не ведется анализ успехов и неудач в тендерах, что не позволяет целенаправленно совершенствовать процесс продаж, поэтому победы в тендерах случайны.
  2. Компания не имеет ясного позиционирования. Поэтому для клиентов она неотличима от множества других строительных фирм.

Все это приводит к тому, что компания не имеет возможности создать сбалансированный портфель рентабельных проектов и вынуждена работать с неквалифицированными заказчиками.

СФОРМУЛИРУЙТЕ ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

Поскольку мы сформулировали проблему, должно быть решение. Для компании “Монолит” это нахождение идеи позиционирования.

Руководители задали себе, пожалуй, самый важный вопрос: “В чем ценность услуг генподрядчика для клиента”? Прежде чем ответить на него, пришлось тщательно проанализировать всю клиентскую базу и опыт ранее выполненных проектов. В результате было сделано следующее “открытие”: наиболее удачные и прибыльные проекты реализовывались тогда, когда заказчиком выступала организация, не имеющая опыта в строительстве, но точно определившая свои бизнес-цели и задачи. Такой организации нужен опытный генподрядчик, чтобы помочь осуществить ее замысел и при этом снизить риски, связанные со строительством. Ответ на вопрос о ценности услуг выглядел так: “Генподрядчик обеспечивает контролируемый уровень рисков инвестиционного проекта (для клиента, не имеющего строительного опыта, но с ясно оформленной бизнес-идеей)”. Таким образом, ключевая идея позиционирования – управление рисками строительного проекта (рис. 2).

Осознав проблемы и найдя основу будущего решения, необходимо сделать следующий шаг и ответить на вопросы: “Почему мы этим занимаемся” К чему стремимся? Разумеется, для коммерческой организации ответ очевиден: “Делать деньги!” Однако для разработки стратегии такого ответа недостаточно. Любая компания состоит из людей и неразрывно связана со своим окружением. И определить стратегические ориентиры, значит понять кто мы есть и куда идем. В этом нам помогут наши миссия , видение и ценности .

Рис. 2. Ключевая идея позиционирования

ОПРЕДЕЛИТЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ

Миссия – это предназначение компании, смысл ее деятельности для общества, идеал, к которому она стремится.

Компания “Монолит” сформулировала ее следующим образом: “Наша профессия – строительный генподряд. Наш приоритет – снижение инвестиционных рисков заказчика. Наилучшего сочетания качества, сроков и стоимости работ мы достигаем за счет профессионального управления проектами и исключительного внимания к заказчику”.

Видение – картина будущего, с привязкой к определенному периоду времени. Она должна достаточно полно определять положение компании на рынке, ее внутренне устройство, характеризовать ключевые ресурсы.

Видение компании “Монолит”: -Через пять лет компания войдет в пятерку лидеров рынка Екатеринбурга в области строительства и реконструкции наиболее крупных и престижных гражданских и производственных объектов. Основную долю в ее портфеле будут занимать проекты стоимостью $50-500 млн. Успех компании на рынке будет основан на ее репутации высокопрофессионального управляющего, способного контролировать риски сложных проектов, исключить потери средств инвесторов, на профессионализме ее сотрудников, их приверженности качеству, способности к эффективной командной работе. Компания станет активным игроком на строительном рынке московского региона и других региональных рынках.

Основные направления инвестиций компании – это развитие человеческого капитала, создание методов и технологий эффективной работы, построение долгосрочных отношений с заказчиками и субподрядчиками?.

Определение ценностей , наиболее важных для успеха компании, дает следующие ориентиры для сотрудников: непрерывное обучение, приверженность качеству, лидерство, активность в инновациях и т.п. В нашем примере они включены в “видение”.

СФОРМУЛИРУЙТЕ КОНЦЕПЦИЮ ПОВЕДЕНИЯ НА РЫНКЕ

Итак, мы обозначили стратегические ориентиры.. Теперь необходимо понять – как мы собираемся добиться намеченного?

В первую очередь стоит озадачиться вопросом: “А что, собственно, нужно предпринять на рынке”? Майкл Портер утверждал, что суть стратегического позиционирования заключается в выборе видов деятельности, отличающихся от видов деятельности конкурентов (рис. 3).

Рис. 3. Стратегическое позиционирование

В рассматриваемом нами примере это выглядит следующим образом.

Рыночная концепция:

  • отличительная особенность услуг компании – это профессиональное управление рисками;
  • стоимость услуг выше средней на рынке;
  • компания работает только с целевыми клиентами (рис. 4);
  • построение долгосрочных взаимовыгодных отношений с клиентами – высший приоритет.

Рис. 4. Целевые клиенты

ВЫРАБОТАЙТЕ КЛЮЧЕВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ

Определившись с рыночной политикой, следует направить свое внимание вовнутрь организации. Необходимо задуматься над тем, что нужно изменить в компании. Здесь возможно помогут следующие вопросы.

  • Какие стратегические области бизнеса охватывает компания?
  • Какие основные бизнес-единицы входят в состав компании?
  • В чем синергизм различных направлений деятельности и бизнес-единиц?
  • На каких принципах строятся отношения корпоративного центра и бизнес-единиц?
  • Каковы ключевые принципы управления?

В компании “Монолит” внутренние изменения направлены на эффективную организацию взаимоотношений с клиентами. Вот основные организационные принципы.

  1. Установлено, что директор проекта является “владельцем процесса” взаимоотношений с клиентами от момента начала продаж до завершения проекта и далее.
  2. Директор по маркетингу отвечает за привлечение клиентов. Его задача состоит в том, чтобы создать очередь в офис компании.
  3. С момента появления потенциального клиента, ответственность переходит к директору проектов. После первого контакта он принимает решение о целесообразности работы с данным заказчиком. В случае положительного решения начинается процесс продаж.
  4. Директор проекта руководит процессом продаж, лично проводит все встречи с заказчиком и принимает ключевые решения. Поддержку в этом процессе ему оказывают специалисты отделов продаж и маркетинга.
  5. После заключения договора, в процессе строительства объекта, директор проекта отслеживает ход работ и лично информирует заказчика о положении дел, объясняет причины тех или иных непредвиденных ситуаций, управляет ожиданиями и требованиями заказчика,. Управление требованиями означает не просто следование “букве” проекта, но гибкое реагирование на пожелания заказчика, стремящегося что-то изменить, дополнить или уточнить в принятых ранее (письменно или устно) договоренностях. При этом не следует “идти на поводу” заказчика, но нужно доброжелательно и конструктивно находить решения в деловых ситуациях, не допуская перерастания их в конфликты. Управление ожиданиями означает формирование правильного отношения заказчика к тому, что происходит на строительном объекте. Там могут возникать простои, недоделки и брак субподрядчиков, несчастные случаи и многое другое, что сопутствует строительству. Необходимо информировать заказчика обо всех проблемах и о том, что предпринимается генподрядчиком для их устранения и недопущения в дальнейшем. Практика показывает, раздражение заказчика и конфликты вызывают не сами проблемы, а отсутствие информации и непонимание.
  6. После завершения работ и сдачи объекта директор проекта не теряет связи с заказчиком, поддерживая его лояльность, добиваясь новых заказов.

Эти принципы организации работы с клиентами характерны для любого бизнеса, связанного с предоставлением профессиональных услуг. Руководители компании “Монолит” пришли к пониманию необходимости их внедрения в качестве ключевого элемента своей стратегии.

ОПРЕДЕЛИТЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

Как мы будем добиваться намеченного? Чтобы ответить на этот вопрос нужно понять, на чем должна сфокусироваться компания, обозначить направления развития. Векторы изменений нужно определить четко, конкретно и лаконично. Компания “Монолит” сформулировала их следующим образом:

  • от попыток быть полезными для всех – к работе с целевыми клиентами;
  • от управления строительными работами – к управлению рисками;
  • от “героической” борьбы с трудностями – к мастерству.

Данные “формулы” ясно указывают – к чему нужно стремиться в работе на рынке, при совершенствовании внутренних процессов и развитии потенциала сотрудников. Именно эти определения впоследствии и должны быть конкретизированы в виде системы целей и показателей ССП.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ

Резюмировав все утверждения, определяющие стратегию компании “Монолит”, мы получим всего несколько слайдов презентации. Но они говорят о стратегии развития бизнеса больше, чем иные многостраничные “рассуждения”.

Итак, мы прояснили суть нашей стратегии. Теперь понятно, в каком направлении проводить изменения и чего мы хотим достичь. Можно приступить к формализации стратегии в виде ССП. Но сначала поговорим о том, как мы добились полученных результатов. Сформулируем основные принципы, на которых должна строиться работа по выработке стратегии.

  • Коллективная работа. В создании стратегии должна участвовать вся команда руководителей компании. Общий принцип такой: в обсуждении и выработке стратегии должны участвовать все, кто в дальнейшем будет отвечать за ее выполнение.
  • Включение “коллективного разума”. Каждый руководитель того или иного направления или опытный специалист являются экспертами, носителями очень важных знаний о рынке, технологиях, методах работы. Важно собрать и использовать эти “рассеянные” знания в ходе разработки стратегии. Это намного важнее, чем дорогостоящие рыночные исследования.
  • Использование творческого потенциала команды . В ходе работы необходимо создать условия для свободного обмена мнениями, идеями, поощрять инициативу, внимательно относиться к любым предложениям.
  • Работа не должна пускаться на самотек . Это проект с четко определенными целями, этапами, сроками. Каждый участник получает конкретные задания, которые он обязан выполнять. Творчество и дисциплина – две взаимодополняющие стороны этой работы.
  • Нацеленность на достижение общего видения . Главным результатом является не документ, излагающий стратегию, а общее видение будущего компании и способов его достижения, которое должно сформироваться в ходе совместных “мозговых штурмов”, дискуссий, поиска решений. Это главная ценность данной работы.

Управленческая команда, которая коллективно проделала всю эту работу от начала до конца, полностью подготовлена для того, чтобы сделать следующий шаг: разработать сбалансированную систему показателей, которая должна стать инструментом выполнения намеченной стратегии.

Разработке ССП будет посвящена наша следующая статья.

Действует Редакция от 08.08.2009

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009)

I. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития

1. Итоги 1990-2000-х годов: возвращение России в число мировых экономических держав

В середине текущего десятилетия в России в основном завершен переход к рыночной экономической системе. Создана система базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих развитие рыночных отношений. На повестке дня стоит задача повышения эффективности деятельности этих институтов.

Достигнута высокая степень открытости российской экономики. Внешнеторговый оборот в 2007 году составил 45 процентов валового внутреннего продукта, что является одним из наиболее высоких показателей для стран с развитой экономикой.

В целом обеспечена макроэкономическая стабильность. Экономика защищена от внешних шоковых воздействий международными резервными активами Российской Федерации.

Сформировался мощный слой развивающихся компаний, успешно конкурирующих на внутреннем и внешнем рынках и активно привлекающих капитал для своего развития. Российский фондовый рынок стал важным фактором привлечения инвестиций и обеспечения экономического роста страны. В условиях развивающегося мирового финансового кризиса российская финансовая система (при активной поддержке государства) показала свою устойчивость.

Преодолены тенденции социальной конфронтации в обществе, наблюдавшиеся в 90-е годы. Развиваются институты гражданского общества. Снизились политические и экономические риски ведения предпринимательской деятельности. О международном признании успехов России свидетельствует получение ею статуса страны с рыночной экономикой и инвестиционного кредитного рейтинга.

Формируется новая система государственного управления, опирающаяся на нормативно закрепленное разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В процесс государственного управления внедряются современные методы и механизмы стратегического планирования и управления по результатам, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь в рамках программно-целевого подхода.

Проведены реформы налоговой и бюджетной системы, принят пакет законов о земельной и судебной реформе, реализованы меры по снижению административной нагрузки на малый бизнес, проведена реформа электроэнергетики. Начавшаяся реализация национальных проектов в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве и сельском хозяйстве позволила значительно модернизировать эти сферы, устранить или смягчить часть имеющихся диспропорций.

Главные цели национальных проектов в основном достигнуты: экономический рост приобрел устойчивый характер, заложены основы масштабных структурных и институциональных изменений. Сегодня перед российской экономикой стоят новые вызовы и задачи, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу.

Показатели социально-экономического развития Российской Федерации, достигнутая макроэкономическая стабильность и финансовая устойчивость свидетельствуют о результативности проведенных системных преобразований. Последние 5 лет темпы роста российской экономики значительно превышают среднемировой уровень (около 107 процентов и 104,6 процента соответственно).

Преодолен спад производства и потребления 90-х годов. В 2007 году объем валового внутреннего продукта составил к уровню 1991 года 110 процентов. При этом в структуре экономики повышается доля отраслей, ориентированных на рыночный спрос.

Объем валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности) в 2008 году превысил 2 трлн. долларов США, и по этому показателю Россия вышла на 6-е место в мире. По оценке, в 2009 году объем валового внутреннего продукта в 2 раза превысит уровень 1999 года (удвоится за 10 лет).

Таким образом, за последние годы Россия восстановила статус мощной экономической державы.

2. Вызовы предстоящего долгосрочного периода

В середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.

Первый вызов - усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.

Основными характеристиками развития мировой экономики, оказывающими серьезное влияние на социально-экономические процессы в России, в ближайшие 10-15 лет будут:

вероятное возобновление в 2010 году, после преодоления кризиса, динамичного роста мировой экономики (в среднем около 4 процентов в год). Это предъявляет высокие требования к темпам и качеству роста российской экономики, необходимым для увеличения ее экономического веса в мире, обеспечения регионального лидерства и сокращения отставания от развитых стран;

превращение Китая и Индии в основные локомотивы мирового экономического роста, появление новых мировых центров экономического развития в Азии и Латинской Америке, рост их влияния в результате финансового кризиса;

преодоление энергетических барьеров роста, в том числе за счет повышения энергоэффективности и расширения использования альтернативных видов энергии при сохранении тенденции к удорожанию энергоносителей;

усиление влияния экологических факторов, рост дефицита пресной воды и изменение климата, что создает дополнительные возможности для России, имеющей огромные запасы пресной воды и экологически благополучные территории;

сохранение и возможное усиление дисбалансов в области мировой торговли, движении капиталов, что будет способствовать изменению курсов мировых валют и перестройке институтов мировой экономики (мирового экономического порядка), мировой финансовой архитектуры;

старение населения в развитых странах на фоне быстрого роста населения в развивающихся странах, что будет интенсифицировать мировые миграционные процессы и увеличивать нагрузку на социальные системы развитых стран.

Предстоящий период характеризуется структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между ее экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов. Дальнейшее развитие мировой экономики будет определяться балансом между сложившейся тенденцией поступательной глобализации мировой экономики и тенденциями регионализации как реакции на рост напряженности между мировыми центрами силы и накопление диспропорций в мировой торговле и финансовой системе.

Следствием мирового финансового кризиса может стать развитие кризиса производства, сопровождаемого снижением сырьевых цен и замедлением темпов роста мировой экономики в 2009-2010 годах. Сочетание кризисных процессов с высокими темпами роста инфляции может привести к развитию стагфляции, которая наблюдалась в мировой экономике в 80-е годы. Кризисные явления в мировой экономике обусловливают необходимость повышения устойчивости экономики России и ее способности нейтрализовать негативные воздействия мировых рынков. Динамика курсов акций и цен на сырьевые товары повышают актуальность перехода России на инновационный тип экономического развития, а также формирования в стране самостоятельной мощной финансовой системы.

Развитие глобальной экономической конкуренции сопровождается усилением геополитического соперничества, в том числе за контроль над сырьевыми, энергетическими, водными и продовольственными ресурсами.

Для России трансформация мировой экономики создает новые возможности для развития внешнеэкономической интеграции, укрепления и расширения позиций на мировых рынках, импорта технологий и капитала.

Второй вызов - ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста.

В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении и других сферах.

Для России наличие научно-исследовательского потенциала и высокотехнологичных производств создает условия для:

обеспечения технологического лидерства по ряду важнейших направлений;

формирования комплекса высокотехнологичных отраслей и расширения позиций на мировых рынках наукоемкой продукции;

увеличения стратегического присутствия России на рынках высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг;

модернизации традиционных отраслей экономики, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств.

В то же время отставание в развитии новых технологий последнего поколения может снизить конкурентоспособность российской экономики, а также повысить ее уязвимость в условиях нарастающего геополитического соперничества.

Третий вызов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.

Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые характеризуются:

сокращением численности населения и уровня занятости в экономике;

растущей конкуренцией с европейскими и азиатскими рынками в отношении квалифицированных кадров;

низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования.

Четвертый вызов - исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов - рабочей силы, топлива, электроэнергии.

Кроме того, в условиях трансформации мировой экономики конъюнктура мирового рынка энергоносителей весьма неустойчива. При этом конкурентоспособность российских энергоресурсов может несколько снизиться, в том числе в связи с повышением требований к их качеству, стремлением стран-импортеров к расширению источников поставок и сокращению доли России в топливно-энергетическом балансе. Необходимость укрепления потенциала российского топливно-энергетического комплекса, его модернизации, развития ресурсной базы и инфраструктуры требует значительных финансовых ресурсов, что может привести к повышению уровня издержек в экономике.

Обозначились новые внутренние ограничения роста, обусловленные недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры и дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров. При сохранении сложившихся тенденций действие данного фактора может привести к резкому замедлению темпов экономического роста.

Действие структурных ограничений усиливается нерешенностью ряда социальных и институциональных проблем, важнейшими из которых являются следующие:

высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации;

высокие риски ведения предпринимательской деятельности в России, в том числе в связи с наличием коррупции, излишними административными барьерами, недостаточным уровнем защиты прав собственности, непрозрачностью системы земельных отношений, низкой корпоративной культурой;

слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества, низкий уровень доверия в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления;

низкий уровень конкуренции на ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда;

недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса.

3. Целевые ориентиры

Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности).

Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия.

Высокие стандарты благосостояния человека

Уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности.

Обобщающий показатель уровня жизни - валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности - увеличится с 13,9 тыс. долларов США в 2007 году (42 процента от среднего уровня государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития) до более чем 30 тыс. долларов США в 2020 году (70 процентов).

Охват высшим и средним профессиональным образованием населения составит 60-70 процентов (2007 год - около 50 процентов), средний уровень обеспеченности жильем достигнет к 2020 году около 30 кв. м на человека (или около 100 кв. м на среднестатистическую семью).

Доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, снизится с 43 процентов в 2007 году до 14 процентов в 2020 году.

Уровень смертности от насильственных причин снизится примерно вдвое.

Социальное благополучие и согласие

В России сформируется общество, основанное на доверии и ответственности, включая доверие населения к государственным и частным экономическим институтам. Значительно снизится социальная поляризация. Это будет достигнуто за счет обеспечения равных возможностей для социальной мобильности талантливых представителей всех слоев общества, реализации социальной политики по поддержке уязвимых слоев населения и проведения политики, направленной на интеграцию мигрантов. Доля среднего класса составит более половины населения, при этом значительную часть среднего класса образуют люди, занятые созданием новой экономики знаний, технологий и обеспечением развития самого человека.

Экономика лидерства и инноваций

Российская экономика не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. К 2020 году Россия может занять значимое место (5-10 процентов) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5-7 и более секторах. Будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний.

Сбалансированное пространственное развитие

Сформируются новые территориальные центры роста как в районах освоения новых сырьевых ресурсов, так и в традиционных регионах концентрации инновационного, промышленного и аграрного потенциала России, снизятся масштабы регионального неравенства. Будет создана разветвленная транспортная сеть, обеспечивающая высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения.

Экономика, конкурентоспособная на мировом уровне

Россия укрепит свое лидерство в интеграционных процессах на евразийском пространстве, постепенно становясь одним из глобальных центров мирохозяйственных связей (в том числе в качестве международного финансового центра) и поддерживая сбалансированные многовекторные экономические отношения с европейскими, азиатскими, американскими и африканскими экономическими партнерами.

Будет обеспечена гарантированная реализация конституционных прав граждан, включая развитую систему демократических институтов и создание эффективных механизмов правоприменения. Политика государства будет ориентирована на расширение свободы предпринимательства, обеспечение эффективности системы государственного управления, поддержание социальной справедливости.

Безопасность граждан и общества

Будет обеспечено поддержание высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая экономическую и продовольственную безопасность, безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что создаст благоприятные условия для высвобождения инновационного потенциала населения и динамичного развития бизнеса. Будет достигнут высокий уровень боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации (соответствующий уровню ведущих в военном отношении стран), позволяющий эффективно осуществлять политику сдерживания, в том числе на основе экономического и социального развития военной организации государства.

Системное решение поставленных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.

Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. Источником высоких доходов становится не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов, обусловленной высокой мировой конъюнктурой, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций. Это позволит России выдержать конкуренцию как с дешевой рабочей силой экономик Китая и Индии, так и с высококачественной и инновационной продукцией развитых стран Европы, США и Азии.

Инновационный социально ориентированный тип экономического развития Российской Федерации имеет ряд качественных и количественных характеристик.

Во-первых, он опирается на модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного), опережающее увеличение объема продукции отраслей высоких переделов, которые вплоть до 2020 года остаются ведущими секторами производства валового внутреннего продукта.

Во-вторых, превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, повышение производительности труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, в 3-5 раз и снижение энергоемкости в среднем в 1,6 - 1,8 раза. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50 процентов (2007 год - 8,5 процента), а доля инновационной продукции в объеме выпуска - до 25-35 процентов (2007 год - 5,5 процента).

В-третьих, формирование новой экономики - экономики знаний и высоких технологий, которая становится одним из ведущих секторов национальной экономики, сопоставимым к 2020 году по своему вкладу в валовой внутренний продукт с нефтегазовым и сырьевым секторами. При этом под экономикой знаний и высоких технологий понимаются сферы профессионального образования, высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемкие подотрасли химии и машиностроения (для статистических оценок используется группировка образования и здравоохранения в целом, науки и информации, секторов связи и машиностроения).

Доля экономики знаний и высокотехнологичного сектора в валовом внутреннем продукте должна составлять не менее 17-20 процентов (2007 год - 10-11 процентов). Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 2,5 - 3 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (2007 год - 1,1 процента валового внутреннего продукта) при кардинальном повышении результативности фундаментальных и прикладных исследований и разработок.

Расходы на образование за счет государственных и частных источников составят 6,5 - 7 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (2007 год - 4,8 процента), на здравоохранение - 6,7 - 7 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (2007 год - 4,2 процента), что обеспечит опережающее развитие человеческого потенциала. С учетом различий в паритете покупательной способности рубля и валют других стран доли расходов на образование и здравоохранение в валовом внутреннем продукте составят около 13-14 процентов, что сопоставимо с показателями передовых зарубежных стран.

4. Направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития

Особенность перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества.

Одна из проблем сложившейся модели экономического роста заключается в том, что увеличение доходов населения, опережающее темпы роста валового внутреннего продукта, сопровождается усилением экономической дифференциации.

Поэтому переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста связан и с формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.

Такой подход требует реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований по следующим направлениям.

Первое направление - развитие человеческого потенциала России. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики. Будут достигнуты следующие результаты:

преодоление негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, повышение качества жизни населения;

формирование условий для устойчивого повышения заработной платы, соответствующего темпам роста производительности труда и качеству рабочей силы, создание эффективных механизмов регулирования рынка труда, обеспечивающих сочетание конкуренции на рынке труда с партнерскими отношениями работников, работодателей и государства;

повышение зависимости размера трудовых пенсий от заработной платы, повышение размера пенсий с учетом развития добровольных накопительных пенсионных сбережений до уровня, обеспечивающего достойную жизнь пенсионеров;

обеспечение возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы;

переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности;

обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной городской среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства, формирование гибкой системы расселения населения, учитывающей многообразие региональных и национальных укладов жизни;

создание эффективной адресной системы поддержки лиц, относящихся к категории бедных, и предоставления социальных услуг для пожилых людей, инвалидов и детей;

создание экономических условий сохранения и умножения культурных и духовных ценностей российского народа;

обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта;

улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека;

снижение уровня преступности;

обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, формирование профессиональной культуры, ценностных ориентиров в сфере труда и предпринимательской деятельности.

Второе направление - создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику, в том числе:

создание и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики;

отказ от повышения совокупной налоговой нагрузки в экономике и снижение издержек, связанных с исполнением обязанностей по уплате налогов;

поддержка образования новых компаний и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях, стимулирование развития малого бизнеса;

снижение инвестиционных и предпринимательских рисков за счет защиты прав собственности и повышения предсказуемости экономической политики государства, обеспечения макроэкономической стабильности, развития финансовых институтов;

улучшение условий доступа организаций к долгосрочным финансовым ресурсам, развитие финансовых рынков и других институтов, обеспечивающих трансформацию сбережений в капитал;

повышение договороспособности организаций и прозрачности ведения бизнеса, развитие самоорганизации предпринимательского сообщества;

обеспечение высокого качества государственного администрирования в сфере экономики.

Третье направление - структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, в том числе:

формирование национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и другие;

формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям;

создание центров глобальной компетенции в обрабатывающих отраслях, включая высокотехнологичные производства и экономику знаний;

содействие повышению конкурентоспособности ведущих отраслей экономики путем использования механизмов частно-государственного партнерства, улучшения условий доступа российских компаний к источникам долгосрочных инвестиций, обеспечения отраслей экономики высокопрофессиональными кадрами менеджеров, инженеров и рабочей силой, поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью и рациональной защиты внутренних рынков с учетом международной практики в данной области.

Четвертое направление - закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов), в том числе:

обеспечение стабильности и расширение поставок энергоресурсов крупнейшим мировым потребителям, географическая и продуктовая диверсификация энергетического экспорта;

развитие на территории России крупных узлов международной энергетической инфраструктуры, использующих новые энергетические технологии;

переход от экспорта первичных сырьевых и энергетических ресурсов к экспорту продукции их глубокой переработки;

завоевание лидирующих позиций в развитии возобновляемых источников энергии и внедрение в промышленных масштабах экологически чистых технологий производства энергии;

формирование конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала российской экономики;

укрепление позиций России на мировом рынке продукции лесопромышленного комплекса на основе углубления переработки леса и устойчивого воспроизводства лесного богатства страны;

реализация водного потенциала российской экономики - вовлечение в хозяйственный оборот неосвоенных водных ресурсов России при обязательном соблюдении природоохранных требований;

реализация аграрного потенциала в части развития экспорта зерна и других сельскохозяйственных продуктов, производства экологически чистых продуктов, импортозамещения на внутреннем рынке продукции животноводства.

Пятое направление - расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда, в том числе:

расширение возможностей реализации сравнительных преимуществ России на внешних рынках и использование возможностей глобализации для привлечения в страну капиталов, технологий и квалифицированных кадров;

поэтапное формирование интегрированного евразийского экономического пространства совместного развития, включая становление России как одного из мировых финансовых центров;

выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами с целью обеспечения устойчивости развития российской экономики в долгосрочной перспективе при растущих глобальных рисках;

усиление роли России в решении мировых глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка.

Шестое направление - переход к новой модели пространственного развития российской экономики, в том числе:

формирование новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий;

сокращение дифференциации уровня и качества жизни на территории России с помощью мер социальной и региональной политики;

укрепление системы стратегического управления региональным развитием, повышение комплексности и сбалансированности развития регионов и размещения производительных сил, повышение сбалансированности обязательств региональных и муниципальных властей и их финансовых возможностей.

5. Взаимодействие государства, частного бизнеса и общества как субъектов инновационного развития

Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики.

Инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью.

В целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию государство в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности будет руководствоваться следующими принципами:

создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;

снижение административных барьеров в экономике, превращение России в страну с низким уровнем коррупции;

формирование условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;

устранение избыточного государственного регулирования экономики и переход преимущественно к косвенным методам регулирования экономических процессов;

поэтапное сокращение участия государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти;

концентрация государственного предпринимательства главным образом в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, развитием инфраструктуры, безусловное обеспечение равных условий конкуренции в тех секторах, где наряду с государственными функционируют частные компании;

поддержание макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения основных макроэкономических параметров, последовательное снижение уровня инфляции;

развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;

поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;

активная поддержка российских компаний на внешних рынках, в том числе прямых иностранных инвестиций российских компаний, при соблюдении норм международного права и обязательств Российской Федерации в данной области, защита интересов российского бизнеса в случае нарушения его прав в иностранных государствах;

расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти, связанных с регулированием экономики.

Основными субъектами, заинтересованными в переходе к инновационной социально ориентированной экономике, являются не только занятые в экономике знаний и высоких технологий (потенциально около трети занятых в экономике), но и более широкие слои работников и представителей бизнеса, которые сталкиваются с интенсивной глобальной конкуренцией и нуждаются в активном технологическом перевооружении, управленческих и социальных инновациях.

В целях эффективного вовлечения заинтересованных субъектов в формирование и реализацию социально-экономической политики необходимо выстраивание новой модели развития общества, обеспечивающей:

эффективность механизмов защиты прав и свобод граждан, без которых невозможно создать конкурентоспособные государственные институты;

функционирование механизмов вертикальной и горизонтальной социальной мобильности;

применение процедур и правил, гарантирующих выявление и учет интересов каждой социальной группы при принятии решений на всех уровнях государственной и муниципальной власти, ответственность за результаты и последствия принятых и реализованных решений;

равноправный диалог общественных организаций, бизнеса и государства по ключевым вопросам общественного развития, результаты которого становятся основой принимаемых нормативных решений;

высокое доверие граждан к государственным и общественным институтам;

широкий общественный консенсус по основным вопросам развития России.

Наиболее полно данным требованиям отвечает эффективно работающая демократическая система, которая обеспечивает не только свободу частных интересов и договорных отношений, но и создает предпосылки для активизации инновационных процессов. Только воплотив в повседневную практику жизни общества формулу развития "демократия - человек - технологии", Россия сможет реализовать свои потенциальные возможности и занять достойное место среди ведущих мировых держав.

С целью формирования стратегии экономического развития в г.Одессе создан экспертный комитет, в состав которого вошли: представители проекта «Локальные инвестиции и национальная конкурентоспособность» Агентства США по международному развитию (USAІD), местные предприниматели, органы местного самоуправления и сотрудники Института проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины.

Члены Экспертного комитета по экономическому развитию приняли участие в опросе предпринимателей г.Одессы. Среди респондентов были: представители крупных работодателей Одессы, малых и средних предприятий, которые работают как в промышленном секторе, так и в сфере торговли и услуг. Целью опроса было узнать об отношении респондентов к городу, о проблемах, которые они считают наиболее серьезными, об их ожиданиях и планах на будущее. Среди вопросов анкеты были история и статус предприятия, характер бизнеса, рабочая сила и персонал, информация о размещении предприятия, услуги, которые предоставляются органами власти и отношения с ними, а также привлекательность ведения бизнеса в городе.

До 11 февраля 2010 года анкеты заполнили 51 предприятие. На опрашиваемых предприятиях работает 30237 человек. Если учесть, что всего в городе насчитывается 291,6 тыс. наемных работников, то фактически опрошены работодатели 15,8% наемных лиц, что свидетельствует о низкой степени сотрудничества админресурса и предпринимателей г.Одессы. Тем не менее, согласно опроса, предприятия динамично развиваются и репрезентируют значительную часть местной экономики, что дает возможность сравнить результаты этого опроса с результатами аналогичных опросов, проведенных в других городах Украины.

Для отдельных руководителей предприятий, отличающихся высокой рыночной активностью и сильным менеджментом характерна осторожность и умалчивание об основных, конечных экономических результатах деятельности предприятия, что позволяет изначально отметить непрозрачность современного отечественного менеджмента.

Для повышения достоверности и полноты ответов респондентам предоставили возможность не делать ссылок на конкретные предприятия и место их нахождения. Правом "инкогнито" воспользовались свыше 90% респондентов. Это наивысший показатель среди всех прежде опрошенных городов Украины. Руководители убыточных или недостаточно успешных предприятий самоисключились из процесса анкетирования.

Одесса, как и вся Украина, ощутила влияние финансово-экономического кризиса. Согласно опроса 53% респондентов прогнозируют отрицательную динамику сбыта в 2010 году от -3,5% вплоть до - 90% (в среднем на 36%). Почти 6% надеются завершить 2010 год на уровне 2009 года. И лишь 39% опрошенных прогнозируют в 2010 году незначительный рост объемов сбыта, от 1% до 65% (в среднем на 21%).

Среди факторов «отрицательного влияния» на текущее и будущее развитие бизнеса респонденты назвали "общую экономическую ситуацию" и "недоступность финансирования". При этом для малых предприятий, по сравнению со средними, намного большим препятствием для развития является фактор "отношение местной власти".

Для всех опрошенных предприятий города средний объем сбыта на одного работника, находится на уровне свыше 472,9 тыс. грнгод. Этот показатель является существенно выше, чем средние показатели по другим городам Украины.

Недостаток квалифицированной рабочей силы даже сегодня в условиях финансово-экономического кризиса и, вызванного им высвобождения трудовых ресурсов, является существенной проблемой, которую ощущают 46% предприятий, еще 26% ожидают возникновения кадровой трудности в будущем. У 28% предприятий такой проблемы нет. Такая ситуация на рынке труда в перспективе (после завершения кризисного периода) угрожает быстрым ростам спроса на квалифицированные кадры.

Возможность «территориального» расширения в Одессе имеют 28 предприятий. Недостаток недвижимого имущества для расширения указали 23 предприятия. В то же время, 5 из опрошенных предприятий города полностью готовы предоставить в аренду или продать часть своих помещений, а 16 рассматривают такую возможность в будущем. В преобладающем своем большинстве предприятия не готовы продавать или сдать в аренду излишки имущества.

На вопрос: «Что можно сделать, чтобы поощрить Вас остаться в городе?» ответы дали 5 респондентов: не мешать, улучшить конкурентную среду, снизить все налоги, снизить расходы на разрешительные и контролирующие органы, предоставить льготные тарифы на энергоносители и льготное финансирование.

Намеренности предпринимателей относительно перспектив инвестирования (даже не смотря на влияние финансово-экономического кризиса) довольно оптимистичными. 45% респондентов указали, что в ближайшие 1-3 года они планируют инвестировать в развитие бизнеса свыше 10637 млн. грн. и создать более 2400 рабочих мест.

Предприниматели города также определили свои приоритеты относительно сфер муниципальных услуг в которых они хотели бы видеть улучшение в кратчайшие сроки. По мнению 20% респондентов города, в первую очередь, должны предоставлять более активную поддержку малым и средним предпринимателям, 17% желают улучшения сферы общественного транспорта, 16% - развития городской инфраструктуры (газ, вода, канализация и т.п.), 12% - активизации жилищного строительства, улучшения в сфере охраны правопорядка, лицензирования и предоставления разрешений на ведение бизнеса, предоставления зданий и земельных участков.

Результаты оценки работы респондентов с органами власти и должностными лицами демонстрируют относительно низкий уровень контактов предпринимателей с большинством органов власти и управления, а также организациями, которые поддерживают бизнес.

Почти треть опрошенных предприятий считает Одессу отличным местом для ведения бизнеса, еще свыше 40% оценивают город на "хорошо". По сравнению с другими городами Украины респонденты Одессы дали своему городу более высокие оценки.

Анализ результатов опроса, направленных на формирование стратегии экономического развития г.Одессы позволил выделить приоритетные направления ее реализации: развитие коммунальной инфраструктуры, развитие инфраструктуры бизнеса, привлечение инвестиций, развитие туризма.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!