Источники и историография по истории древней греции. Письменные источники Типология письменных источников по истории древней греции

1. История древней Греции как часть античной истории.

2. Источники по истории древней Греции.

3. Историография древней Греции.

Географические границы. Когда говорится огеографическихграницах Древней Греции, до­вольно часто их сопоставляют с границами современного государства Греции. Однако географические рамки Древней Греции значительно от­личаются от рубежей современной Греческой Республики. В древности не существовало единого государства под названием Древняя Греция, и территория Греции включала области, которые населяли греки, где были расположены их города, колонии или государственные образования. Древняя Греция не имела строго фиксированной территории, и в разные исторические времена границы ее владений менялись. Во II тыс. до н.э. под Древней Грециейпонимались территория острова Крит, Кикладского архипелага и Пелопоннеса. После великой греческой колонизации в VIII-VI вв. до н.э. территория, населенная греками, расширилась за счет мно­гочисленных колоний в Сицилии, Южной Италии (эти области получили название «Великая Греция»), а также колоний по берегам Черного моря.

После походов Александра Македонского на Восток и завоевания им обширных земель могущественной империи Ахеменидов возникли элли­нистические государства приемников Александра Македонского, которые также рассматриваются как новые территории древнегреческого мира. Таким образом, в конце IV-II вв. до н.э. под Древней Грецией стали по­нимать обширную географическую зону, простирающуюся от Сицилии на западе до Индии на востоке, от берегов Аральского моря на севере до эллинистического Египта на юге. С падением эллинистических госу­дарств, их завоеванием Парфянским государством на востоке и Римской республикой на западе, территория Древней Греции стала сокращаться, а в I в. до н.э. она была включена в состав Римской державы на западе и частично Парфянской державы на востоке.

Изрезанность береговой линии в сочетании с гористостью рельефа (80% - горы) объясняют невозможность образования на Балканах централизованного государства: в каждой маленькой долине – обособленное государство, которое, в то же время, имеет связь со всей ойкуменой посредством моря.

Внутреннее «безобидное» море, каботажное плавание (летом), морская цивилизация в целом. Рыба – основа здорового рациона.

Удобные гавани в Аттике и их отсутствие на Пелопоннесе, а также обилие плодородной земли на Пелопоннесе и ее нехватка в Аттике объясняют различные векторы развития Афин и Спарты. Особенная изолированность Мессении: с трёх сторон – горы Парнон и Тайгет, с четвёртой - Истмский перешеек. Есть, конечно, и плодородные регионы – Фессалия, Аркадия, Беотия; здесь меньшая роль торговли, более медленное социальное развитие, поэтому общество более традиционно.

Почва каменистая, пшеница не растёт, зато виноград и олива – хорошо плодоносят. Хлеб дешевле купить, чем вырастить на месте, а есть и продукт для обмена. Отсюда – предпосылки для морской торговли (Египет, Италия, после Колонизации - Понт и более отдаленные области). Борьба за торговые пути – частая причина войн.

Есть полезные ископаемые (глина, мрамор, железо, медь, серебро, дерево), что способствовало развитию ремесел.

Хронологические рамки. Греция была заселена людьми с глубокой древности (VII тыс. до н.э). История Древней Греции изучает основы и генезис первичной государственности, становление и развитие эффективной экономики, социальных групп иклассов, которые выделились из единой родовой массы. Впервые эти признаки цивилизации появились во второйполовине III тыс. до н.э. на острове Крит и отдельных территориях Пелопоннеса. С этой датой связывается начало собственно истории цивилизации Греции, да и не только ее, но и всей Европы. Распространившись на обширных территориях, греческая цивилизация прошла длительный путь развития. Концом самостоятель­ной истории древнегреческой государственности считается падение по­следних эллинистических царств и завоевание их на востоке Парфией и на западе Римом. Завоевание Римом последнего эллинистического госу­дарства - птолемеевского Египта (во времена правления Клеопатры VII)- в 30-е г. до н.э. положило конец самостоятельной древнегреческой цивилизации. Именно этими событиями и завершается курс «Истории Древ­ней Греции». С этого времени история древнегреческих городов и госу­дарственных образований изучается как составная часть курса «История древнего Рима».

Периодизация древнегреческой истории. В целом история Древней Греции делится на три больших этапа:

I этап: раннеклассовые общества и первые государственные образования II тыс. до н.э.

2 этап: формирование и расцвет полисов, рабовладельческих отношений классического типа, создание высокой культуры. Хронологические рамки этого этапа соответствуют XI-IV вв. до н.э.

3 этап: завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств. Временной отрезок, который занимает этот этап, соответствует 338 г. до н.э. - 30 г. до н.э.

В целом, становление древнегреческого общества началось с разло­жения родовых учреждений первобытного общества. На смену старым нормам поведения и мышления приходят новые формы взаимодействия между людьми как свободными гражданами. Родовой коллектив разделя­ется на различные социальные группы; развивается рациональное И эко­номически эффективное хозяйство, которое обеспечивает достаточно по­стоянный прибавочный продукт; складывается институт государственно­сти, регулирующий социальные связи и условия для преобразования мен­талитета первобытных людей в сторону рационального мышления; фор­мируются новые моральные и нравственные принципы поведения людей.



Процесс становления первых цивилизаций проходил параллельно на Крите и Балканской Греции. В научной литературеодин путь развития называется критским, а другой - ахейским.

Каждый из приведенных этапов, в свою очередь, делится на перио­ды. Для истории Крита, а соответственно и критского пути развития, выделяетсятри минойских периода:раннеминойский (ХХХ-ХХШ вв. до н.э.), среднеминойский или период «старых дворцов» (XXII-XVIIIвв. до н.э.), позднеминойскийили период «новых дворов» (XVII -XIIвв. до н.э.).

История материковой, или ахейской, Греции также делится на три периода, которые называются элладскими: раннеэлладский (ХХХ-ХХ1 вв. до н.э.), среднеэлладский (XX-XVII вв. до н.э.), позднеэлладский, или микенский (XVI-ХII вв. до н.э).

XII век в истории Ахейской Грецииознаменовался дорийским нашествием, которое привело к гибели классового общества ахейских госу­дарств. На территории Греции, включая и Крит, вновь к XI в. до н.э. уста­навливаются первобытнообщинные отношения, и греческое общество вновь находится на стадии разложения родоплеменных отношений.

Второй этапв истории Древней Греции носит название полисного этапа. Он также делится на три периода: предполисный, или гомеровский (XI-IX вв. до н.э.), архаический (VIII VI вв. до н.э.) и собственно полис­ный (V -IV вв. до н.э.).

Третий, эллинистический, этап в истории Древней Греции включает в себя три периода: восточные походы А. Македонского и образование системы эллинистических государств (30-е г. IV в. до н.э. - 80-е г. III в. до н.э.); расцвет эллинистических (греко-восточных) обществ и государств (80-е г. III в. до н.э. - середина II в. до н.э.); кризис эллинистической системы государственности (сер. II в. до н.э. - 30-е годы I в. до н.э.).

Источники по истории Др. Греции.

Геродот и его "История". Цель труда Геродота заявлена в первой книге: «…чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности » (I, 1). И это ему удалось – по истории скифов, напр., «История» - основной источник. Геродот ставит себе задачу установить истину (VI, 82). Геродот передает все, что рассказывают. Из нескольких точек зрения выбирает на его взгляд наиболее правдоподобную. В VII 152 говорит, что «обязан передавать все то, что мне рассказывают, но верить всему не обязан ».

Отцом истории Геродота назвал Цицерон в своем сочинении «О законах». Геродот – первый в триаде Геродот-Фукидид-Ксенофонт. Собственно история (греч. «исследование») зародилась еще до Геродота, в 6 в. в Милете (Геланик и др.), где была наибольшая потребность в ней (здесь сильна классовая борьба). Страбон: история зародилась как жанр художественной прозы. Логос противопоставлен эпосу. Аристотель (Поэтика, IX) приводит Геродота в пример как образец историка.

Лексика, синтаксис и стиль Геродота. Принято называть новеллистическим, но это не признак его неисторичности: у логографа Гелланика стиль куда более «наукообразный», но его труд является просто сухим переложением мифических историй. Влияние фольклора (сказка о Кандавле и Гигесе) и ионийской традиции («милетский рассказ»). Встречаются «типичные герои в типичных обстоятельствах». Геродот афористичен, любит шутить. «История» рассчитана на устное прочтение (есть соотв. обороты, см. Лурье). Хоть и дориец, но пишет свой труд на ионийском диалекте, чтобы не выпадать из традиции.

Композиция. Деление «Истории» на 9 книг по именам муз принадлежит александрийским грамматикам. Труд состоит из «логосов», соединенных затем в единое целое. Но каждый логос при этом – законченное произведение. Геродот последовательно описывает завоеванные Ахеменидами страны (от Кира до Ксеркса) – поэтому, например, из финальной редакции был исключен ассирийский логос. Якоби и Лурье полагают, что план «Истории» не был изначально продуман, а сложился по мере накопления материала. Много отступлений, но сюжетная линия есть. Весь труд делится на 2 части: до V 27 – развернутое этно-географическое введение, далее – основная часть (1. Ионийское восстание 2. Поход Дария 3. Поход Ксеркса).

Аргументация. Рационалистические доводы Геродот использует наравне с мифологическими, критически относясь и к тем, и к другим.

Тенденциозность Геродота. Проафинская ориентация, т.к. а) Афины – вторая родина Г. и б) Галикарнас, как и Афины, - торговый город.

Источники Геродота: личные наблюдения, Гекатей Милетский (его цитирует не ссылаясь) и др. логографы, рассказы переводчиков, легенды и др. пестрый материал. Весь разнородный материал «Истории» объединен темой Греко-персидских войн, или (шире) – темой борьбы Запада и Востока, свободы и рабства.

"История" Фукидида как исторический источник .

Время жизни самого Фукидида точно неизвестно (456-396). Стремится отойти от всего субъективного и дать объективную картину событий (Стратановский). Ссылается на логографов (Гелланик – I 97, 2), но вместе с тем противопоставляет себя им (… не так приятно для слуха, но ближе к истине – I, 21).. Пишется приблизительно с 420 и до смерти (400/396). Начал писать во Фракии, будучи изгнанным из Афин (т. к. позволил спартанцам захватить Амфиполь), после войны был реабилитирован и возвращён на родину. Произведение не закончено (Ксенофонт потом продолжил своей «Греческой историей», но получилось хуже). Источник в первую очередь по периоду 431-411 гг. (Пелопонесская война), косвенно – история Греции с начал.

Структура. 8 книг. Каждая книга разделена на главы. В них – подглавы. Первая книга – история Греции с начала и до войны, остальные 7 – по войне.

Метод. Новое по отношению к Геродоту – очень тщательный сбор и анализ данных. Никаких мифологем (что естественно, т. к. можно считать современник). Всё, что вызывает сомнения, отбрасывается. Рассматривает, не только военные действия, но и внутреннюю ситуацию в городах. Впервые – внимание к социальным противоречиям и т. д.

Исключительно объективен. Глубина мысли и прекрасная осведомлённость (сам принимал участие). Показывает ужасы войны. В целом труд Фукидида – нагромождение досконально проверенной фактологии, никакого мифологизма и иже с ним. Потому и представляет огромнейшую ценность как источник.

Причину войны Фукидид видит в чрезмерном усилении Афин, что не удовлетворяет Спарту. Греческую хронологию (по олимпиадам от первой в 757 г.) считает неверной, т. к. нет оснований считать дату первой игры верной. Время считает по солнечным годам (зимние и летние; т. н. «логическая хронология»), но не до конца последователен. Использует отсылки к архонствам и др. событиям для установления точной даты.

Природные условия Греции достаточно сложные. Горные цепи делят территорию страны на множество узких, изолированных и малоплодородных долин с выходом к морю, если не считать Лаконию, Беотию, Фессалию и на о. Эвбея. В древнегреческий период три четверти территории составляли пастбища и только одна восьмая была занята пашней. Богатством и разнообразием отличался как растительный (дуб, дикий орех и др.), так и животный мир (медведи, волки), но особенно много ресурсов давало море. Недра таили значительные залежи полезных ископаемых, прежде всего железа (Лакония), а также серебра, меди (Эвбея), золота (Фессалия), белого мрамора (Аттика)

В отличие от многих стран Древнего Востока, для которых характерна этническая пестрота, для Эгейского бассейна и южной части Балканского полуострова характерным является определенная этническая однородность.

Эти области были заселены в основном греческой народностью, представленной четырьмя племенными группами: ахейцы, дорийцы, ионийцы и эолийцы. Каждая из этих племенных групп говорила на диалекте и имела некоторые особенности в обычаях и религиозных воззрениях, но эти различия были незначительны. Все греки говорили на одном языке, хорошо понимали друг друга и четко осознавали свою принадлежность к одной народности и одной цивилизации.

Наиболее древней племенной группой были ахейцы, которые пришли в южную часть Балканской Греции в конце III тыс. до н.э. В конце II тыс. до н.э. под напором дорийских племен, двигавшихся из района современного Эпира и Македонии, ахейцы были частично ассимилированы, частично оттеснены в горные местности. В I тыс. до н.э. потомки древних ахейцев проживали в горах Аркадии, в мало- азийской области Памфилии и на Кипре. Дорийцы же заселили большую часть Пелопоннеса (Лаконику, Мессению, Арголиду, Элиду), большую часть южных островов Эгейского моря, в частности Крит и Родос, некоторые территории Карии в Малой Азии. Близки дорийцам были жители Эпира, Этолии и других областей Западной Греции.



Третья племенная группа, говорившая на аттическо-ионийском диалекте, поселилась в Аттике, Эвбее, островах центральной части Эгейского моря, таких, как Самос, Хиос, Лемнос, и в области Ионии на малоазийском побережье. Племенная группа эолийцев проживала в Беотии, Фессалии и в области Эолида на малоазийском побережье к северу от Ионии, на острове Лесбос.

Однако ни ахейцы, ни дорийцы, ни эолийцы не являлись коренным населением Древней Греции. До них здесь обитали племена, языковая и этническая принадлежность которых остается проблематичной. От них сохранились древнейшие непереводимые топонимы, оканчивающиеся на –”нф”: Коринф, Олинф, Тиринф и др., а также названия растений на –”нт”, “–с”: гиацинт, кипарис, нарцисс. Скорее всего, доэллинское население не было индоевропейским и находилось в родстве с племенами Малой Азии. Позднее, уже после появления эллинов, местные племена будут названы “лелеги”, “пеласги”, “карийцы”. Остатки этих догреческих племен проживали в Эгейском регионе и не играли заметной роли в этногенезе населения Греции I тыс. до н.э. Более важное значение в судьбах греческих государств имели жители Южной Фракии.

Что касается источников по истории Эллады, то их насчитывается великое множество. На территории Греции, о-х Эгейского моря и ряде др. стран Средиземноморья археологами проводилась многочисленные раскопки, в результате которого было обнаружено огромное количество вещественных памятников.

До 70-х годов 19 в. была известна лишь история, начиная с 8 в до н.э. Немецкий археолог Генрих Шлиман и английский Артур Эванс проводили раскопки, в результате которых был обнаружен легендарный город Троя, и культура крито-микенской цивилизации. В 30-х гг. ХХ в. греческие и американские археологи открыли и изучили развалины большого дворца на юго-западном берегу Пелопоннеса, на месте древнего города Пилоса. Советские исследователи во второй половине XX в. активно исследовали места греческой колонизации в Северном Причерноморье.

В 70-х гг. Ж.И. Кусто исследовал развалины древнейших поселений, находящиеся на морском дне, близ берегов Крит и Сантории (др. Фера). Несколько позднее была исследована часть греческого города Фанагории, осевшая в море.

Что касается письменных источников, то они очень разнообразны. Подавляющее большинство надписей сделано на древнегреческом языке, особенно ценными считаются остраки – глиняные осколки. Но во время раскопок на о-ве Крит, а также Микенах и Пилосе были обнаружены линейные надписи 2 типов: А и Б. первое было написано на критском языке, а второе – на одном из диалектов древнегреческого языка.

Наиболее яркое представление о тех временах дают нам труды древнегреческих историков: «История» Геродота о греко-персидских войнах, «История» Фукидида о Пелопонесской войне (труд не закончен). Очень примечательны труды Павсания «Описание Эллады» (памятники старины, легенды, мифы). Свой вклад внес Ксенофонт, оставивший несколько исторических сочинений: «Греческая история», где он высказался против афинской демократии, «Воспоминания о Сократе», «Домострой», «О доходах». Историк Полибий написал «Всеобщую историю», из которой до нас дошла только 1/3. Еще один историк, Плутарх, отметился тем, что он применил анализ в «Сравнительных жизненных описаниях», где описывал сначала биографию знаменитого греческого деятеля, затем биографию похожего на него римского деятеля, в конце сравнивая этих лиц и говоря об их сходстве и различии. Свой вклад внесли драматурги, поэты, ораторы (особенно примечательны судебные речи Лисия, описывающие деятельность купцов IV в. до н. э.), поэмы (гомеровские «Илиада» и «Одиссея») и мифы.

В начале произведения, считавшиеся историческими, соединяли в себе несколько жанров: исторический, географический, этнографический; они включали также и мифы. Эти первые сочинения содержали описания известного тогда круга земель, отдельных областей греческого мира, родословные и очень кратко освещали события близкого им времени или не касались их. Авторы этих произведений назывались логографами (по-гречески «логос» - слово и «графо» - пишу), жившие в 6-5 вв. до н.э. В их сочинениях нет научно – критической оценки материала, но уже присутствует рациональный подход к объяснению отдельных событий мифологического времени. Представителями логографов являются Гекатей, написавший «Землеописание» и «Генеалогия», Гелланик, написавший сочинение по истории Афин и несколько «Генеалогий», Особенно много сведений содержится в произведениях географа Страбона. В своем труде «География» от говорит о жизни и истории различных стран, их природе.

Периодизация древнегреческой истории начинается с раннеминойского периода (XXX-XXIII вв. до н. э.). Здесь мы наблюдаем господство родовых отношений, зачатки ремесла и освоения металлов, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений. В среднеминойском периоде (XXII-XVIII вв. до н. э.) начинается возведение монументальных дворцов и появляются зачатки государственности и ранние формы письменности. Завершает развитие крито-микенской цивилизации позднеминойский период (XVII-XII вв. до н. э.). В этот период происходит расцвет Минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса, формирование оригинальной письменности, широкий размах торговой деятельности Крита в Эгейском море и активацию контактов с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами, которые в XII в. до н. э. окончательно уничтожают минойскую государственность наряду с дорийцами.

История Балканской Греции начинается с раннеэлладского периода (XXX-XXI вв до н. э.). Здесь господствуют родоплеменные отношения в среде догреческого населения. Появляются первые крупные поселения и протодворцовые комплексы. В среднеэлладском периоде (XX-XVII вв. до н. э.) начинается расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка - ахейцев, у которых началось разложение родоплеменных отношений, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. В позднеэлладском периоде (XVI-XII вв. до н. э.) возникает раннеклассовое общество у ахейцев, формирование производящей экономики в сельском хозяйстве. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа - дорийцы.

В гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI-IX вв. до н. э.) господствуют родоплеменные отношения, трансформирующиеся в раннеклассовые, формируются уникальные предполисные общественные структуры.

В эпоху архаики (VIII-VI вв. до н. э.).формируются полисные структуры. Происходит Великая греческая колонизация, этническая консолидация эллинского общества, появляются тирании. Внедряется железо во все сферы производства, происходит экономический подъём, нарастают противоречия между элитами и массами. В эпоху классики (V-IV вв. до н. э.) происходит расцвет экономики и культуры греческих полисов, отражается агрессия персидской сверхдержавы. Нарастает конфликт между торгово-ремесленными типами полисов с демократическим государственным устройством и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством. Происходит Пелопонесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии

Первый эллинистический период (334-281 до н. э.). Походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существования его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств.

Второй эллинистический период (281-150 до н. э.). Расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры.

Третий эллинистический период (150-30 до н. э.). Кризис и распад эллинистической государственности.

План: 1. Понятие «Античность» 1. Понятие «Античность» 2. Классификация источников изучения истории Древней Греции 2. Классификация источников изучения истории Древней Греции 3. Миф как один из элементов изучения истории Древней Греции: 3. Миф как один из элементов изучения истории Древней Греции:


1. Понятие «Античность» Понятие об античности. Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно- исторического явления, не могут быть точно определены, но они в значительной мере совпадают со временем. существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V вв. н.э. - гибели римской империи под ударами варваров. Понятие об античности. Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно- исторического явления, не могут быть точно определены, но они в значительной мере совпадают со временем. существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V вв. н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.


Классификация источников изучения истории Древней Греции письменные источники изучения истории Древней Греции; письменные источники изучения истории Древней Греции; памятники материальной культуры; памятники материальной культуры; материалы этнографических наблюдений. материалы этнографических наблюдений.


Письменные источники: Критское письмо́ Критское письмо́ Гомер «Илиада» и «Одиссей» Гомер «Илиада» и «Одиссей» Поэмы Гесиода и греческих лириков (Архилоха, Феогнида, Солона, Алкея, Сапфо и других). Поэмы Гесиода и греческих лириков (Архилоха, Феогнида, Солона, Алкея, Сапфо и других). Исторические произведения Геродота, Фукидида, Ксенофонта. Исторические произведения Геродота, Фукидида, Ксенофонта. Работы поздних писателей, эллинистического и римского времени: Диодора Сицилийского, Страбона, Плутарха, Павсания, Афинея, Авла Гелия и многих других. Работы поздних писателей, эллинистического и римского времени: Диодора Сицилийского, Страбона, Плутарха, Павсания, Афинея, Авла Гелия и многих других. Речи греческих ораторов, научные и философские труды, произведения трагиков и комедиографов. Речи греческих ораторов, научные и философские труды, произведения трагиков и комедиографов.


КРИТСКОЕ ПИСЬМО (крито- микенское письмо) - древние виды письма (3-2- е тыс. до н. э.), обнаруженные на о. Крит и в материковой Греции. Выделяют три этапа развития: иероглифическое, линей ное письмо А и линейное письмо Б (расшифровано только Б; использовалось для архаического греческого языка).На основе критского письма возникло кипрское письмо. КРИТСКОЕ ПИСЬМО (крито- микенское письмо) - древние виды письма (3-2- е тыс. до н. э.), обнаруженные на о. Крит и в материковой Греции. Выделяют три этапа развития: иероглифическое, линей ное письмо А и линейное письмо Б (расшифровано только Б; использовалось для архаического греческого языка).На основе критского письма возникло кипрское письмо.ПИСЬМОкрито- микенское письмо Критлиней ное письмо линейное письмо кипрское письмо ПИСЬМОкрито- микенское письмо Критлиней ное письмо линейное письмо кипрское письмо









Памятники материальной культуры Большое значение для изучения истории Древней Греции имеют вещественные памятники, которые открывают в результате археологических раскопок. Начиная с 30-х годов XIX века, на территории Греции ведутся археологические раскопки. С самого начала в них принимали участие ученые из разных стран (Франция, Англия, Германия, США и другие). Самые крупные археологические раскопки осуществлялись в Афинах, Олимпии, Дельфах, Делосе, на западном побережье Малой Азии (Турция). Большое значение для изучения истории Древней Греции имеют вещественные памятники, которые открывают в результате археологических раскопок. Начиная с 30-х годов XIX века, на территории Греции ведутся археологические раскопки. С самого начала в них принимали участие ученые из разных стран (Франция, Англия, Германия, США и другие). Самые крупные археологические раскопки осуществлялись в Афинах, Олимпии, Дельфах, Делосе, на западном побережье Малой Азии (Турция).


Парфенон Парфенон, зодчие Иктин, Калликрат, годы до нашей эры, Афины Храм Деметры Храм Деметры, строители неизвестны, VI век до н.э. Олимпия


Эрехтейон Эрехтейон, строители неизвестны, годы до нашей эры, Афины Храм Ники Аптерос Храм Ники Аптерос, зодчий Калликрат, годы до нашей эры, Афины



Олимп Олимп (O l u m p o z) - гора в Фессалии, на которой обитают боги. Название Олимп догреческого происхождения (возможна связь с индоевропейским корнем ulu / uelu, "вращать", т.е. указание на округлость вершин) и принадлежит ряду гор Греции и Малой Азии. На Олимпе находятся дворцы Зевса и других богов, построенные и украшенные Гефестом. Ворота Олимпа открывают и закрывают оры, когда они выезжают на золотых колесницах. Олимп мыслится символом верховной власти нового поколения богов- олимпийцев, победивших титанов. Олимп (O l u m p o z) - гора в Фессалии, на которой обитают боги. Название Олимп догреческого происхождения (возможна связь с индоевропейским корнем ulu / uelu, "вращать", т.е. указание на округлость вершин) и принадлежит ряду гор Греции и Малой Азии. На Олимпе находятся дворцы Зевса и других богов, построенные и украшенные Гефестом. Ворота Олимпа открывают и закрывают оры, когда они выезжают на золотых колесницах. Олимп мыслится символом верховной власти нового поколения богов- олимпийцев, победивших титанов.Зевса Гефестоморыбогов- олимпийцев титанов Зевса Гефестоморыбогов- олимпийцев титанов

Крито-микенского периода. линейного письма “Б”, найденав 1953 г. Эвансом, там содердатся списки рабов, и хоз. Списки. Кроме табличек, найденных в дворцовых архивах, сохранились надписи, состоящие из сокращений отдельных слов, наносившиеся краской или процарапанные на стенках глиняных сосудов, отдельные буквы на печатях, ставившихся на глиняных пробках и бирках.

Письменные источники – это всевозможные сочинения, в том числе литературные произведения изучаемой эпохи, дошедшие до нас надписи самого разного содержания; Одним из важнейших источников являются сочинения древнегреческих историков. Историки стремятся дать правдивую историю, подобрать действительные факты. Первыми греческими историками были так называемые логографы, из них наиболее известны Гекатей (540-478 гг. до н. э.) и Гелланик (480-400 гг. до н. э.).

Первым собственно историческим исследованием был труд Геродота (485-425 гг. до н. э.), названного еще в древности «отцом истории». Темные вака Первые Греческие литературные памятники – эпические поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея” – являются практически единственными источниками сведений о по темным векам XII – VI вв. до н. э., т. е.

В своем труде, который принято называть «Историей», Геродот описал ход войны между греками и персами. Это подлинный научный труд, поскольку уже в первых строках автор формулирует научную проблему, которую пытается исследовать и обосновать. Но главная заслуга Геродота в том, что его трудами в руках ученых появился источник, где стержнем описываемых событий является историческое время и осознанно введенный историзм.

Фукидид (ок. 460-396 до н. э.). Он родился в знатной семье, принимал участие в Пелопоннесской войне, но из-за того, что не смог защитить город Амфиполь от спартанцев, был изгнан из Афин. В изгнании, где он провел почти два десятилетия, Фукидид и задумал описать историю Пелопоннесской войны. Историка интересуют все события, современником которых он был. Но для отыскания исторической истины Фукидид проводит строгий критический отбор исторических источников, используя только те, что содержат достоверную информацию. Для всех последующих поколений исследователей Фукидид заложил основу для познания смысла исторического развития и действий людей. Его труд является ценнейшим историческим источником, в котором по возможности объективно освещаются описываемые события.

Жанр исторического исследования получил дальнейшее развитие в IV в. Не законченную Фукидидом «Историю», обрывавшуюся на описании событий 411 г. до н. э., продолжил буквально с последней фразы в своей «Греческой истории» Ксенофонт (ок. 445-355). Но в его изложении материала явственнее, чем у Фукидида, проявляется личная позиция автора, который происходил из богатый семьи, получил аристократическое воспитание и был учеником Сократа. Сторонник спартанского государственного устройства, Ксенофонт критично относился к афинской демократии.. Однако его «Греческая история», описывающая события с 411 по 362 г. до н. э., остается важнейшим источником для изучения сложной эпохи острой борьбы между полисами и кризиса классического греческого полиса.



Выдающимся философом был Платон (427-347 до н. э.). Для историков большой интерес представляют его трактаты «Государство» и «Законы», где автор в соответствии со своими социально-политическими взглядами предлагает пути справедливого переустройства общества и дает «рецепт» идеального государственного устройства.

Ученик Платона Аристотель (384-322 до н. э.) попытался исследовать историю и политическое устройство свыше 150 государств. Из его трудов сохранилась только «Афинская полития», где систематически описаны история и государственное устройство афинского полиса. На основе изучения жизни греческих полисов Аристотель создал обобщающий теоретический труд «Политика» – о сущности государства. Его положения, Аристотель опиравшиеся на анализ реальных процессов исторического развития Эллады, предопределили дальнейшее развитие политической мысли в античной Греции.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!