Экономическая теория исследует. Что изучает общая экономическая теория? Современная трактовка термина "Экономика"

Экономическая теория, как и любая наука, характеризу-
ется, во-первых, своим объектом изучения, во-вторых, рас-
смотрением специфического содержания этого объекта, что
составляет ее предмет, и, в-третьих, методом исследования
объекта и предмета.
Экономическая теория ведет свою историю от сформиро-
вавшейся в античном обществе «экономии» - науки о веде-
нии домашнего хозяйства. Термин «экономия» впервые пред-
ложен Ксенофонтом, встречается у Аристотеля (384-322 гг.
до н. э.). В 1615 г. француз Антуан Монкретьен де Ватте-
виль опубликовал «Трактат о политической экономии», где
рассматривал политэкономию как науку о правилах хозяй-
ственной деятельности в рамках национального государства.
Во второй половине XIX в. политическая экономия вытес-
няется Экономиксом (А. Маршалл). В настоящее время фун-
даментальная экономическая наука чаще всего называется
экономической теорией.
Экономическая теория изучает «человека экономического»
в отличие от других аспектов его исследования иными обще-
ственными науками. Существенной чертой и важной сферой
реализации «человека экономического» является его экономи-
ческая деятельность или экономика. Поэтому объектом иссле-
дования экономической теории выступает экономика как цело-
стная система, то есть экономика в широком смысле - сфера
общественной жизни, обеспечивающая людей необходимыми для
их жизнедеятельности благами (в более узком смысле «эконо-
мика» означает хозяйство страны в целом или региона).
Предмет экономической теории как науки является резуль-
татом длительного исторического развития. Политическая эко-
номия рассматривалась меркантилистами как наука о торго-
вом балансе страны. Главный источник прибыли у мерканти-
листов - неэквивалентный обмен во внешней торговле, и про-
13

I

изводите лен тот труд, продукты которого при вывозе за гра-
ницу приносили стране больше денег, чем они стоили. Физи-
ократы - представители второй школы экономической тео-
рии (от греч. - власть природы) - Ф. Кенэ, А. Тюрго,
В. Мирабо, Л. Дюпон де Немур - считали, что предметом
экономической науки должна быть политика государства по
созданию изобилия «произведений земли», то есть развитие
сельского хозяйства как главной сферы производства. /
Фритредерство - третья школа экономической теории, ко-
торая получила всестороннее обоснование у А. Смита, Д. Ри-
кардо как классическая политическая экономия, начинает рас-
сматривать поведение людей в условиях формирующейся ры-
ночной экономики, основой которой выступают законы рын-
ка, как «невидимой руки» (А. Смит), управляющей поведени-
ем всех товаропроизводителей. Предметом марксистской по-
литэкономии (К. Маркс, Ф. Энгельс) выступают производствен-
ные отношения, складывающиеся между людьми в процессе
воспроизводства, обмена, распределения и потребления мате-
риальных благ. Основой этого направления экономической
теории выступают трудовая теория стоимости и теория приба-
вочной стоимости. Политическая экономия изучает причин-
но-следственные связи в экономических процессах и явлени-
ях. Неоклассическая школа экономической теории - начала
формироваться во второй половине XIX в. как маржинализм
(А. Курно, К. Менгер, Е. Бем-Беверк, А. Маршалл, Д. Кларк,
И. Шумпетер). Маржинализм использует предельные величи-
ны для исследования экономических процессов и изучает фун-
кциональные связи между экономическими субъектами, преж-
де всего, на уровне микроэкономики.
Институционализм сформировался в 20-30 годы XX в.
(Т. Веблен, Дж. Комонс, У. Митчелл, Д. Гэлбрейт), включа-
ет в предмет экономической теории институты - правила и
нормы, ограничивающие поведение людей (государство, кор-
порации, профсоюзы, традиции, законы). Кейнсианство -
новая школа в экономической теории, возникла в середине
30-х годов XX в. Д. М. Кейнс обосновал необходимость госу-
дарственного регулирования рыночной экономики и зало-
жил основы макроэкономики. Монетаризм - ограничивает
необходимость государственного вмешательства в хозяйствен-
ную жизнь только поддержанием стабильного темпа роста
денежной массы (М. Фридман). С конца 80-х годов, когда
14
Что изучает экономическая теория?
около 30 постсоциалистических государств начали переход
от плановой экономики к рыночной, начала формироваться
теория переходной экономики, предметом которой являют-
ся общие принципы экономического поведения людей в ус-
ловиях становления рынка в постсоциалистических странах.
Таким образом, предметом современной экономической
теории является поведение экономических субъектов в про-
цессе производства и обмена товаров и услуг в условиях огра-
ниченности ресурсов, характеризующихся многовариантно-
стью использования.
Отсюда вытекает наиболее употребляемое определение
экономической теории как науки, изучающей человеческое
поведение с точки зрения соотношения между целями и ог-
раниченными средствами, которые могут иметь различное
употребление (Менгер К, Робине Л.).
Для анализа экономики экономическая теория использует
экономические категории и понятия. Экономические катего-
рии - это абстрактные понятия, отражающие в сознании лю-
дей реально существующие экономические процессы и явле-
ния. В экономических категориях и понятиях, как определен-
ных логических формах, выделяется то общее и существен-
ное, что есть в экономических явлениях, они обеспечивают
целостное суждение о предмете. На основе анализа экономи-
ческих процессов и явлений экономическая теория выявляет
экономические законы - внутренние, сущностные, причин-
но-следственные связи экономических процессов и явления.
Выделяют позитивную и нормативную экономическую
теорию. Позитивная экономическая теория - исследует вза-
имосвязи экономических явлений, как они есть: например,
рост цен на товар ведет к уменьшению спроса на него (при
прочих равных условиях). В этом утверждении нет никаких
нормативных, то есть оценочных суждений. Нормативная
экономическая теория исследует то, как должно быть. Здесь
выносятся оценки - справедливо или несправедливо, пло-
хо или хорошо, допустимо или недопустимо. Микроэконо-
мика - это раздел экономической теории, изучающий эко-
номическую деятельность таких субъектов, как домашние
хозяйства и предприятия (фирмы), а также взаимодействи-
ем этих субъектов в процессе образования более крупных
структур - отраслевых рынков. Макроэкономика изучает
функционирование экономики в целом. С одной стороны,
15

Что изучает экономическая теория?
экономика - как производство, обмен, распределение и по-
требление материальных благ и услуг, необходимых для
жизнедеятельности человека, является объектом исследова-
ния экономической теории, но, с другой, она, как экономи-
ческая практика, выступает воплощенной в экономической
деятельности теорией, результатом теории.
Метод экономической теории - это средство, способ по-
знания ее предмета. При исследовании экономики исполь-
зуется формальная логика с ее категориями (понятие-суж-
дение-умозаключение), методами (анализ, синтез, индукция,
дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза) и законами (тож-
дества, противоречия, исключенного третьего, достаточного
основания), а также диалектика с ее принципами (взаимо-
связи и развития), категориями (единичное и общее, часть
и целое, причина и следствие, сущность и явление, содер-
жание и форма, необходимость и случайность, возможность
и действительность) и законами (взаимопереход количества
и качества, единство и борьба противоположностей, отрица-
ние отрицания). Индукция - это логическое умозаключе-
ние от частных случаев к общему выводу, от отдельных фак-
торов к обобщениям, то есть выведение принципов из фак-
тов. Дедукция - это логическое умозаключение от общего
к частному определению.
В исследовании экономики используются общенаучные
методы (математический, статистический и др.), а также ме-
тод абстракции, историко-генетический подход, субъектно-
объектный и сравнительный анализ, экономический экспе-
римент. Научно обоснованные эксперименты дают возмож-
ность выбрать оптимальные экономические решения. Метод
научной абстракции очищает объект исследования от случай-
ного, временного и выявляет постоянные, типичные, харак-
терные черты. Он формирует научные категории, выражаю-
щие существенные стороны исследуемого объекта, на основе
которых создаются экономические модели. Совокупность
методов той или иной науки образует ее методологию. Мето-
дология - это наука о принципах построения, формах и спо-
собах научного познания или, точнее, - совокупность пра-
вил научного мышления, приемов и средств отражения зако-
номерностей объективного мира.
В зависимости от преобладающих методов формируется
эмпирическое или теоретическое знание, ориентированное на
16
Что изучает экономическая теория?
изучение внешних явлений и зависимостей между ними.
Предметом эмпирического исследования являются поверхно-
стные отношения экономической действительности, приори-
тетные методы эмпирического исследования - обобщение яв-
лений и факторов, их анализ и синтез, индукция и дедукция.
Теоретическое знание направлено на выявление единства фак-
торов, внутренних структур, отношений между категориями
и законами. Предметом теоретического исследования высту-
пают внутренние фундаментальные закономерности экономи-
ческой деятельности.
Система экономических наук включает следующие уровни:
фундаментальную, теоретическую экономическую науку - эко-
номическую теорию; организационные или функциональные
науки - бухгалтерский учет, экономика труда, маркетинг,
экономика сельского хозяйства и т. д.; науки, относимые к
управлению экономической деятельностью - менеджмент,
информационные технологии и т. д. Организационно-функци-
ональные и управленческие науки, изучая эмпирические фор-
мы экономической деятельности, принципы, способы и фор-
мы организации и управления общественным производством,
образуют экспериментальную и информационную базу для те-
оретических дисциплин.
Функции экономической теории: познавательная, (она со-
стоит в том, что позволяет глубоко и всесторонне изучать про-
изводство, распределение, обмен и потребление материальных
благ и услуг на уровне исторического процесса, вскрывать за-
коны и тенденции экономического развития); критическая -
позволяет выявлять достижения и недостатки различных форм
производства; практическая, в соответствии с которой теория
не только формулирует экономические проблемы, но и указы-
вает направления их решения, определяет основы экономи-
ческой тактики, стратегии, политики как для предприятий
(фирм), так и для государства в целом; прогностическая -
прогнозирование экономических событий, явлений, будущих
форм и содержания экономических процессов.

Развитие экономической теории


а) законы экономического развития;
б) бухгалтерский учет;
в) механизм функционирования экономических систем;
г) принципы делового общения;
д) экономическую политику государства;
е) функционирование отраслей хозяйства;
ж) экономику бизнеса;
з) экономическую статистику?
  1. Какое из следующих положений учитывается общей экономической теорией:
а) эффективное использование ресурсов;
б) неограниченные производственные ресурсы;
в) оптимальное использование наличных ресурсов;
г) материальные и духовные потребности?
  1. Предметом экономической теории является:
а) выяснение законов экономического развития;
б) анализ механизма функционирования экономических систем;
в) разработка принципов экономической политики;
г) изучение поведения индивидуумов как реализации их экономических интересов.
  1. В каком из перечисленных направлений экономическая наука имеет, прикладное значение:
а) каждый человек вынужден использовать свои знания и опыт для того, чтобы зарабатывать деньги и рационально их тратить. Теоретическая экономика учит людей «умению жить»;
б) каждый человек сталкивается с политическими проблемами, в которых невозможно разобраться без знания экономической теории;
в) знакомство с экономической наукой позволяет успешнее осуществлять предпринимательскую деятельность;
г) каждый человек находится во власти экономических процессов и стихийно воздействует на них?
  1. Что характерно для экономического образа мышления:
а) способность правильно понимать тенденции экономического развития общества;
б) умение разбираться в сущности и способах осуществления экономической политики государства;
в) правильная оценка места своей деятельности в общем экономическом развитии страны;
г) умение реально оценивать суть и последствия конкретных экономических процессов и явлений;
д) все положения правильны?
  1. Экономическая модель является:
а) инструментом для экономических прогнозов;
б) комплексом экономических принципов;
в) объяснением того, как функционирует экономика и ее конкретные сферы;
г) тем количественным и качественным уровнем развития экономики, к которому следует стремиться.
  1. Какая из указанных целей имеет точное количественное измерение:
а) полная занятость;
б) экономическая гарантия;
в) справедливое распределение дохода;
г) уровень валового внутреннего продукта (ВВП);
д) экономическая свобода?
  1. Если утверждается, что две экономические цели или тенденции взаимоисключают друг друга, то это означает:
а) невозможность одновременного достижения обеих целей;
б) отказ от стремления к достижению одной из целей;
в) необходимость поиска оптимального решения, которое отдаляет достижение обеих целей, но отдает приоритет одной из них;
г) реализация одной из целей является условием достижения другой;
д) обе цели имеют значение только в определенных временных границах;
е) обе цели имеют количественное выражение.
  1. Если изучается экономика как целостная система, то это анализ:
а) микроэкономический;
б) макроэкономический;
в) позитивный;
г) нормативный.
  1. Какова экономическая цель, если общество стремится повысить эффективность функционирования народного хозяйства, располагающего ограниченными производственными ресурсами:
а) достижение полной занятости;
б) ускорение экономического роста;
в) повышение уровня потребления;
г) экономическая безопасность?
11* Какие из перечисленных законов изучает раздел экономической теории «Макроэкономика»:
а) закон стоимости;
б) закон спроса;
в) закон накопления;
г) закон предложения;
д) закон денежного обращения;
е) закон падения производительности факторов производства?
  1. Какие из перечисленных в п. 11 законов изучает раздел экономической теории «Микроэкономика»?
  2. Отметить утверждения, относящиеся к макроэкономике:
а) конкуренция среди компьютерных фирм привела к снижению цен на их продукцию;
б) одним из способов приватизации является ваучеризация;
в) курс доллара на Московской межбанковской валютной бирже достиг самой высокой отметки за неделю;
г) правительство повысило заработную плату в бюджетных сферах экономики;
д) общая сумма налогов на прибыль предприятий в России составляет более половины получаемых доходов;
е) повышение цен на бензин в Литве привело к увеличению издержек в хлебопекарной промышленности этой страны.
  1. Научный анализ установил, что можно преодолеть экономическое отставание страны посредством радикальных структурных изменений, обусловленных преимущественным развитием наиболее приоритетных отраслей. Какой вид науки призван сформулировать такую рекомендацию:
а) позитивный;
б) нормативный?
  1. Макроэкономика изучает нижеперечисленные вопросы за исключением:
а) механизма инфляции;
б) ценных бумаг Газпрома и Сбербанка;
в) роста совокупного производства в России;
г) импортно-экспортных операций между Россией и Японией.
  1. Фундаментальный вопрос экономики - это:
а) дать возможность каждому иметь пять яхт и два автомобиля;
б) перераспределить доходы и устранить нищету;
в) понизить безработицу;
г) научиться справляться с дефицитом всех ресурсов.
  1. Хорошая экономическая модель:
а) учитывает возможности, которые действительно существовали в прошлом;
б) имеет только реалистичные допущения;
в) может иметь некоторые нереалистичные допущения для того, чтобы избежать включения второстепенных деталей.
  1. Процесс фокусирования только на наиболее важных факторах для объяснения феномена или явления называется:
а) абстракция;
б) маржинальный анализ;
в) рациональный выбор;
г) контролируемый эксперимент.

Еще по теме Тесты:

  1. Приложение 4 Тесты для изучающих финансовый менеджмент
  2. Раздел: Теория управления. Рекомендации к решению тестов
  3. Раздел: Аналитический менеджмент. Рекомендации к решению тестов
  4. Раздел: Инновационный менеджмент. Рекомендации к решению тестов
  5. Раздел: Инвестиционный менеджмент. Рекомендации к решению тестов
  6. Раздел: Финансовый менеджмент. Рекомендации к решению тестов

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право -

Микроэкономика имеет дело с клиентами, доходами, ценами, рентабельностью и т.д. Макроэкономика имеет дело с экономикой в целом, Валовым Внутренним Продуктом (ВВП) и др. понятиями, которые освещаются в газетах под рубрикой «экономика». Микроэкономика более полезна для руководителей, а за макроэкономикой следят, в основном, инвесторы.

2. Закон предложения и спроса — фундамент экономики

Всякий раз, когда наблюдается рост поставок какого-либо товара, его цена снижается, и всякий раз, когда спрос на товар растет, цена увеличивается. Таким образом, когда у вас есть избыточное производство пшеницы, цены на продукты питания должны снижаться, и наоборот. Например, в России, во время неурожая гречки, цена на этот продукт выросла на 400- 500%, пока рынок не насытился новым урожаем.

3. Предел полезности

Всякий раз, когда у вас растёт количество чего-либо, то возможности его использования уменьшаются. Например, прибавка в 10 000 рублей к вашей месячной зарплате 30 000 рублей вас больше обрадует, чем тогда, когда вы зарабатываете 1 млн. в месяц. Это широко используется в ценообразовании товара.

4. Валовой Внутренний Продукт (ВВП)

Является основной мерой размера экономики. Он равен сумме доходов всех людей или сумме рыночной стоимости всех товаров и услуг, производимых в этой стране. Например, крупнейшая экономика мира – США, имеет ВВП на уровне около 14 трлн. долларов. Это означает, что каждый год в США производится товаров и услуг на 14 трлн. долларов.

5. Темпы роста экономики

Рост экономики обычно измеряется в темпах роста объёма ВВП, темпах роста на душу населения, темпах роста производства основных отраслей экономики. Темпы роста экономики рассчитываются на основе данных за предыдущий и последующий год, в процентах.

6. Инфляция

Вы наверное заметили, что цены на большинство продуктов питания сейчас выше, чем в прошлые годы. (измеряется в процентах) — это «экономические весы» показывающие, насколько товары и услуги в совокупности выросли в цене по сравнению с прошлым годом. В странах с развитой экономикой годовая инфляция составляет около 2%, что означает, что в среднем цена на товары и услуги поднимается на 2% каждый год. В России, по официальным данным, инфляция в этом году составила 6%. Основополагающая роль Центральных Банков состоит в том, чтобы корректировать инфляцию и удерживать её на низком уровне (но не в отрицательных значениях).

7. Процентные ставки

Когда вы кредитуете кого-то, вы вправе ожидать возврата денег и дополнительного дохода. Этот доход и называется процентом. Процентная ставка является именно той мерой, которая определит, какой доход вы получите. Краткосрочная процентная ставка обычно устанавливается Центральным Банком. В США в настоящее время он близок к нулю, в России – 8,25%. Долгосрочная процентная ставка устанавливается рынком и зависит от уровня инфляции и долгосрочных перспектив экономики. Механизмы, применяемые центральными банками для управления краткосрочными процентными ставками называется . Высокие процентные ставки выгодны для инвесторов, а низкие процентные ставки выгодны для конечного потребителя. Так например ипотечный кредит в развитых странах ЕС вам обойдется не более чем в 3% годовых, т.к средняя процентная ставка в развитых странах европы не более 2%.

8. Как связаны между собой процентные ставки, инфляция и рост экономики

Существует обратная зависимость между процентными ставками и ростом экономики, и прямая зависимость между процентной ставкой и уровнем инфляции. Таким образом, когда вы увеличиваете процентную ставку, инфляция, как правило, растёт. Одна хорошая новость, а другая плохая. Поэтому существует определённая напряженность в обществе во время объявления процентной ставки. В США краткосрочные процентные ставки устанавливает , и это является главной экономической новостью в стране.

9. Налогово-бюджетная политика

Правительство в большей или меньшей степени может влиять на экономику, регулируя расходы бюджета страны. Одной из форм регулирования расходов бюджета является налоговая политика. Если правительство тратит больше, то это может привести к повышению спроса, а значит, к росту цен. Рост цен приводит к разгону инфляции. Инфляция, в свою очередь, вынуждает правительство увеличивать расходы. Таким образом, правительства стараются тратить больше в периоды низких темпов роста и низкой инфляции и сокращать расходы в периоды высоких темпов роста и высокой инфляции.

10. Цикличность экономики

Рыночные экономики имеют тенденцию подъема и спада с периодичностью около 7 лет. В начале цикла происходит бурный рост, затем попадание в топ, потом следует сокращение, ведущее к (период отрицательного роста и/или рост безработицы) и наконец, снова подъём.

Когда вы занимаетесь каким-либо видом деятельности, вы, как правило, сравниваете ее с лучшими альтернативными вариантами. Например, когда вы в пятницу вечером мучаетесь над проектом, то наверняка не раз думаете: «А не пора ли мне заняться, чем либо другим.» Альтернативный вариант (в данном случае вечеринка с друзьями) имеет больший вес, и таким образом этот вариант намного привлекательнее вашего проекта. Переход на альтернативную деятельность выражается в «альтернативной стоимости » — стоимость того, чем вы пожертвовали.

Например, поход в ночной клуб имеет альтернативную стоимость, равную сумме средств, потраченных на данное мероприятие и количеству средств, которые человек мог получить, если бы вместо клуба пошёл на работу. Если стоимость входа в клуб равна 500 руб., еда в клубе (ужин) стоит 1500 руб., напитки стоят 1000 руб., то поход в клуб обойдётся в 3000 руб. Если не идти в клуб, то экономия составляет 3000 руб. Но кушать надо в любом случае, поэтому средства тратятся на ужин дома (пусть это будет 500 руб.). Общая экономия 2500 руб. Если человек провел в клубе 5 часов, а час его работы стоит 250 руб., то потенциальный дополнительный заработок составляет 1250 руб. Общая альтернативная стоимость равна 3750 руб.

12. Сравнение преимуществ

Допустим, вы работаете в области интернет-технологий и в один прекрасный день клиент спрашивает, можете ли вы сделать для них веб-сайт. Следует ли вам заняться этим веб-сайтом или вам выгоднее передать эту работу вашему другу? Какое будет ваше решение? Разумный человек должен рассчитать, сколько времени потребуется на создание сайта и определить, может ли он за этот период времени заработать больше на запуске более выгодного проекта. Затем, подсчитав все «за» и «против», он может оставить заказ у себя или передать другу, который, возможно, сделает сайт более эффективно.

Если ваш друг согласился сделать сайт более эффективно, то вы, в этом случае, упустили эту возможность в виду различных обстоятельств. Это называется теорией сравнения преимуществ . Ваш друг имеет здесь преимущество, а вам не имеет смысла заниматься этим делом. Народы, предприятия и люди должны делать только те вещи, которые у них получаются лучше, а остальное отдавать другим.

1. Предмет экономики

2. Методы экономического исследования

1. Предмет экономики

А. Экономический выбор

Экономика (экономическая теория) как наука существует потому, что потребности людей безграничны, тогда как ресурсы, которыми они располагают для их удовлетворения, ограничены. Отсюда – проблема выбора, связанного с наилучшим использованием ограниченных ресурсов. Вся человеческая жизнь – сплошной выбор, причем, выбирая одно, приходится отказываться от чего-то другого.

Например, покупатель не может скупить весь магазин из-за недостатка денежных средств. При этом он не будет покупать только хлеб или только молоко; его задача получить за свои деньги оптимальный набор благ.

Со своей стороны фирма не может производить все по причине той же ограниченности своих производственных ресурсов; ей надо так распределить ограниченные ресурсы для производства различных благ, чтобы получить максимальную прибыль.

Местные власти не в состоянии построить одновременно и школу, и дорогу, и больницу. Им также приходится выбирать.

Тем, как отдельные индивиды, фирмы, общество в целом делают свой выбор в условиях ограниченности ресурсов, и занимается экономика.

Предметом выбора являются экономические (редкие) блага , т.е. блага, количество которых ограничено в сравнении с потребностью в них. Редкие блага можно разделить на два типа: производственные ресурсы и производимые на их основе потребительские блага. Блага, количество которых не ограничено в сравнении с потребностями в них, называются свободными . Примерами могут быть атмосферный воздух, чистая питьевая вода для людей, живущих где-нибудь в сибирской деревне и т.д. По мере исчерпания свободных благ они могут становиться экономическими благами.

В своих рассуждениях экономисты исходят из гипотезы о рациональном поведении людей. Это означает, что экономические агенты способны определить свои потребности и стремятся к достижению максимальных результатов при имеющихся ресурсах, т.е. к эффективному использованию ресурсов . Так обычно считается, что отдельные индивиды максимизируют свое личное благосостояние, фирмы – прибыль, а государство – благосостояние общества в целом.

При этом экономистов интересует, как экономические агенты взаимодействуют друг с другом при принятии решений, к каким результатам приводят эти взаимодействия. Важно, например, определить, как в результате конкуренции производителей и потребителей формируется равновесная рыночная цена данного товара.

Наконец, задача экономического исследования состоит в том, чтобы понять, каким образом можно улучшить благосостояние экономических агентов. Возможно, например, что для снижения затрат или увеличения производства следует сделать рынки более конкурентными или повысить эффективность функционирования государственных органов.

Таким образом, предмет экономики – решения, принимаемые в обществе при распределении ограниченных ресурсов между различными вариантами их использования в целях максимизации благосостояния людей.

Экономический выбор предполагает ответ на три основных вопроса:

1). Что и сколько производить?

Например, местные власти остановились на строительстве дороги.

2). Как производить?

Дорогу можно строить по-разному. Можно нанять кучу землекопов с лопатами, а можно использовать поменьше ручного труда и побольше машин. Речь, следовательно, идет о выборе производственной технологии.

3). Для кого производить?

Коль скоро «пирог испечен», его надо делить. В применении к дороге это означает решение вопросов, каким машинам разрешать движение по ней, делать ли проезд платным, либо бесплатным, кому предоставить льготы по проезду и т.п.

Б. Экономические затраты и невозвратные издержки

В процессе выбора возникает понятие экономических затрат (издержек). Оно принципиально отличается от знакомого всем нам понятия бухгалтерских затрат. Оценивая затраты, бухгалтер фиксирует сумму фактически совершенных платежей за купленные фирмой ресурсы. Напротив, экономические затраты получения некоего блага - это другие блага, которые могли бы быть получены при помощи тех же ресурсов , но от которых придется отказаться, если выбор будет сделан в пользу данного блага. Поэтому их еще называют альтернативными затратами или затратами упущенных возможностей.

Предположим, некто решил оценить альтернативные затраты своего обучения в вузе. Прежде всего, он, вероятно, вспомнит о плате за обучение в рублях или в долларах. Однако размер денежной платы сам по себе еще мало о чем говорит. Дорого или дешево обходится учеба, можно сказать, лишь приняв в расчет количество тех благ, которые могли бы быть приобретены на плату за обучение. Если, например, семестр стоит столько же, сколько необходимый студенту новый костюм, то экономические затраты на учебу равны костюму. (Иногда, впрочем, так и говорят: «Были в отпуске, проездили новую шубу!»)

На практике, однако, экономические затраты не ограничиваются денежными платежами. Учеба требует времени, в течение которого студент мог бы зарабатывать деньги, ремонтировать квартиру, воспитывать ребенка, просто отдыхать... От всего этого он отказывается, решив учиться. Поэтому экономические затраты обучения включают в себя также и незаработанные деньги (вернее те блага, которые на эти деньги можно было бы купить), запущенную квартиру, невоспитанного ребенка, потерянный отдых и т.д.

Важно иметь в виду два обстоятельства. Первое: альтернативные затраты возникают только там, где есть альтернатива . С этой точки зрения, например, расходы на питание в период учебы не учитываются в качестве экономических затрат получения образования. Дело в том, что эти расходы не связаны с обучением: есть хочется независимо от того, учится индивид или нет. Только если учеба требует дополнительных затрат на питание, в экономические затраты входит данный излишек.

Второе: альтернативных благ бывает очень много. Студент может, например, весь вечер изучать экономику или пойти в клуб, или убирать квартиру, или смотреть телевизор и т.д. Все это нельзя делать одновременно. Поэтому для оценки альтернативных затрат получения экономических знаний надо принимать в расчет лучшую из возможных альтернатив .

Подводя итог, можно еще раз сказать: дабы оценить полные экономические затраты получения некоего блага, надо просуммировать все альтернативные потери (в виде самых лучших неполученных благ), которые приходится в связи с этим нести. Очень удобно, если эти потери удается измерить в деньгах. При таком подходе экономические затраты получения данного блага есть ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования ограниченных ресурсов .

Измерить затраты в деньгах не всегда легко. Непросто, например, оценить в рублях ценность потерянного отдыха или ущерб от недостатка внимания ребенку со стороны матери, которая учится. Тем не менее, люди интуитивно делают это, принимая то или иное решение. Весьма распространенную фразу «За такие деньги я лучше дома посижу!» можно перевести на экономический язык так: «Получаемая на работе заработная плата меньше, чем мои альтернативные издержки труда, выраженные в стоимости отдыха, который я потеряю, пойдя работать».

Следует различать экономические затраты и невозвратные издержки. Невозвратные издержки – это затраты, которые были понесены ранее и которые невозможно вернуть.

Пусть некто стоит перед выбором: учиться или не учиться. Чтобы сделать выбор, ему предстоит сопоставить все выгоды от обучения со всеми экономическими затратами, с этим связанными. Предположим, и то, и другое можно выразить в рублях. Пусть выгоды составляют 120 руб., а затраты – 100 руб. Выгоды превышают затраты, и студент начинает учебу.

Очень скоро, к сожалению, выясняется, что учат хуже, чем ожидалось. В связи с этим фактические выгоды такого образования составляют только 80 руб. Таким образом, встает новый вопрос: продолжать или бросить учебу. Если бы студент знал о плохом обучении раньше, он вообще не пошел бы учиться (затраты превышают выгоды), но теперь ситуация сложнее. Пусть из 100 руб. затрат 70 руб. – это плата за учебу, а 30 руб. – все остальные затраты, выраженные в потерях в заработной плате из-за занятий, потерянном отдыхе и т.д. После того как плата за учебу внесена, эти 70 руб., которые студент в любом случае назад не получит, из альтернативных затрат превратились в невозвратные издержки. Далее их можно не учитывать.

Поэтому рационально мыслящий индивид будет рассуждать примерно так: «Меня, конечно, обманули, пообещав лучшие знания. Однако, если я заберу документы, то не получу выгод от образования на 80 руб., сэкономив лишь 30 руб. затрат. Что касается 70 уже уплаченных рублей, то они для меня потеряны при всех обстоятельствах. Лучше уж продолжать!»

Итак, невозвратные издержки не влияют на будущие решения . Поэтому экономисты, изучающие альтернативные возможности использования ресурсов, и не принимают их в расчет.

В. Микроэкономика и макроэкономика

Экономическая теория включает в себя две основные части – микро- и макроэкономику.

Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов (фирм, потребителей, сберегателей и т.д.) и их взаимодействие на отдельных рынках. В центре ее внимания находятся цены и объемы производства отдельных товаров, выбор отдельного потребителя, выпуск и ресурсы отдельной фирмы и т.д.

Макроэкономика изучает народное хозяйство в целом как единую систему. В центре ее внимания такие обобщающие показатели общественного производства как валовой внутренний продукт экономический рост, занятость и безработица, инфляция и т.д.

Здесь важны три обстоятельства. Первое: приставка «микро» (малый), в слове «микроэкономика» не должна вводить в заблуждение. Дело совсем не в размерах. Микроэкономика занимается поведением и взаимодействием отдельных хозяйственных агентов как первичных звеньев экономической системы. Однако, в качестве таковых выступают не только отдельные потребители или домашние хозяйства, но и фирмы вплоть до гигантских. С другой стороны, микроэкономика изучает формирование цен на отдельные товары на отдельных рынках. Но речь идет не обязательно о местных или даже национальных рынках; мировой рынок какого-либо важнейшего товара – тоже предмет микроэкономического исследования.

Второе: никак нельзя сказать, что микроэкономика занимается менее важными в сравнении с макроэкономикой проблемами. Подобно тому, как все большое складывается из малого, функционирование всей экономики и ее больших агрегатов прямо определяется деятельностью каждого из экономических субъектов и не может быть верно понято в отрыве от последней.

Третье: невозможно провести четкую грань, разделяющую микро- и макроэкономику. Оба эти раздела экономической теории тесно переплетаются, дополняют друг друга и незаметно переходят один в другой.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!