Псевдо дионисий. Псевдо–Дионисий. Одесская Духовная Семинария

В 532 г. на Константинопольском Церковном Соборе были предъявлены

произведения, которые оказались подписаны именем Дионисия Ареопагита --

жившего в Афинах в I в., обращенного в христианство Апостолом Павлом и

ставшего первым афинским епископом. Об этих событиях упоминается в "Деяниях

Апостолов". В корпус сочинений, приписываемых Дионисию, входят четыре

большие религиозно-философские работы -- "Об именах Божиих", "О таинственном

богословии" ("О мистическом богословии"), "О небесной иерархии" и "О

церковной иерархии", -- а также десять писем. Все эти сочинения были

написаны на греческом языке и переведены на латынь только в IX в.

Позднее было установлено, что произведения, приписываемые Дионисию, на

самом деле были написаны в V в. в Сирии, которая тогда была частью

этот счет в современной науке существует несколько различных мнений. Поэтому

сочинения "Ареопагитиками".

Уже в Эпоху Возрождения было выявлено, что на автора "Ареопагитик"

огромное влияние оказало учение неоплатонизма. Причем, если большинство

христианских философов IV--V вв. опирались на рациональные элементы

неоплатонизма, то в "Ареопагитиках" в большей степени использованы его

мистические черты. Возможность мистического познания Бога -- вот что

проповедуется в сочинениях Псевдо-Дионисия.

Псевдо-Дионисий считает, что у христианского богословия есть два метода

постижения Бога. Первый -- путь положительный (по-гречески --

"ката-фатическая" теология), когда от самых первых, низших понятий (камень,

воздух и т.д.) человек в своем стремлении понять сущность Бога приходит к

высшим понятиям -- Свет, Благо, Мудрость, Любовь, Всемогущество и др. В силу

абсолютности Бога к нему приложимы все его имена, упоминаемые в Священном

Писании. Однако этот путь не ведет к открытию Божественной истины, ибо

человеческими понятиями невозможно выразить сущность Бога.

Поэтому сам Псевдо-Дионисий формулирует так называемый отрицательный

путь познания, или отрицательную (по-гречески -- "апофатическую") теологию.

Суть ее заключается в том, что по отношению к единому и единственному Богу

можно употреблять лишь такие имена, как Сверхблаго, Сверхмудрость,

Сверхбытие и т.д. Используя их, необходимо последовательно отрицать все

возможные имена и понятия, доступные пониманию человека, ибо Бог совершенно

не похож ни на одно из них.

Бог вообще не доступен человеческим чувствам и мыслям, не постигается

ни чувственно, ни умственно, так как находится за пределами человеческого

разумения, "К сокровенному, --пишет Псевдо-Дионисий, -- мы устремляемся,

отрешась от всякой умственной деятельности". И в этом смысле он приходит к

признанию правильности лишь мистического понимания Бога, очень близкого по

своему характеру к неоплатоновскому экстазу.

Если в положительной теологии Бог становится "всеимянным", то в

отрицательной теологии Псевдо-Дионисия утверждается абсолютная

"безымян-ность" Бога. И вообще, неизреченность и непознаваемость Бога -- это

вершина его понимания человеком. В этом заключается главная идея

"Ареопагитик".

Приближенное к истине знание о Боге может совершаться только в качестве

мистических богоявлений: "Если кто-либо скажет, что некоторым святым

непосредственно являлся сам Бог, пусть он из Священного Писания уразумеет и

другое; что сокровенное Божие никто не видел и не увидит, богоявление же

праведникам свершалось через боголепные и соразмерные им видения и

изъяснения".

Господь изливает на все созданное им невидимый сверхъестественный свет,

который описывается в "Ареопагитиках" с необычайной художественностью:

"Божественный мрак -- это тот недосягаемый свет, в котором, как сказано в

Писании, обитает Бог. Свет этот незрим по причине чрезмерной ясности и

недосягаем по причине преизбытка сверхсущностного светолития, и в этот мрак

вступает всякий, кто сподобился познавать и видеть Бога именно через

не-видение и не-познавание, но воистину возвышается над видением и

познанием, зная то, что Бог -- во всем чувственном и во всем

умопостигаемом".

Бог вообще есть "Начало и Конец всех существ": "их Начало, поскольку Он

есть их Причина, их Конец, поскольку Он есть их высшая цель". Своими

световыми излияниями Бог порождает добро и любовь, а уже посредством добра и

любви сотворяет все мироздание. При этом любовь ежесекундно движет всеми

существами и снова ведет их к Богу. Поэтому, в понимании Псевдо-Дионисия, на

пути любви человеку доступ но то, что недоступно на пути разума --

приближение к познанию Бога.

Земной, телесный мир творится Богом в самую последнюю очередь, после

того как он сотворяет мир небесный -- небесную иерархию. В человеческом

обществе Божественный свет находит свое полное отражение только в церкви,

поэтому именно церковная иерархия отражает собой иерархию небесную,

следовательно, сама церковь есть воплощение Божественного света на Земле. И

только церковь способна открыть людям глаза на Божественную истину.

Учение Псевдо-Дионисия стало необычайно популярно и в Восточной, и в

Западной церквах. В Западной Европе "Ареопагитики" стали широко известны в

IX в., когда были переведены на латынь, потому что большинство католических

теологов не знали греческого языка. Западную, а позднее римско-католическую

церковь "Ареопагитики" привлекали своим учением о главенствующей роли церкви

в человеческой жизни.

На Востоке сочинения Псевдо-Дионисия стали известны раньше.

Православные мыслители большее внимание обращали на обоснование

Псевдо-Дионисием возможности мистического познания Бога, ибо именно в

мистике многие из них видели путь к постижению Божественной истины.

Неизвестный христианский автор «Ареопагитик» - сборника, состоящего из четырёх трактатов и 10 писем на догматические темы, приписанных Дионисию Ареопагиту , упоминаемого в Библии как ученика апостола Павла .

Сборник «Ареопагитик» появился, вероятно, на рубеже V и VI веков и оказал влияние на развитие идей так называемого апофатического (отрицательного) богословия…

Богослов исходил из того, что Бог бесколичествен, бескачествен, неуловим, принципиально неопределим и находится за пределами всякого измерения, но земной тварный мир, говоря современным языком, поддаётся какому-то качественно-количественному описанию и измерению…

Дионисий Ареопагит, О божественных именах, СПб, «Глагол», 1994 г., с. 275.

«Зародившись на стыке Запада и Востока в тот момент, когда школа неоплатоников сосуществовала с торжествующим христианством, учение Дионисия Ареопагита явило уникальный синтез мастерства Александрийских философов с самой чистой христианской мыслью. Не удивительно, что замком свода здания, возведённого Дионисием, стала идея Высшего Единства - матери всех единств. Трактаты и послания Псевдо-Дионисия написаны от имени персонажа новозаветных «Деяний Апостолов», обращенного в христианство проповедью Павла. Г. Кох и И. Штилльмайр датировали «Corpus Areopagiticum» периодом между II и V вв., а Э. Хонигман и Ш.И. Нуцубидзе предложили идентифицировать автора с монофизистским церковным мыслителем Петром Ивером, уроженцем Иверии и епископом Маюмы (близ Газы).

По другой версии, авторство приписывается Северу Антиохийскому. ... мистические работы Псевдо-Дионисия представляют собой размышления на тему Бога, которого он, следуя Плотину и каббалистам, определяет как некую божественную темноту и пустоту. Как мог такой Бог быть личным Богом христиан? Дионисий объясняет, что Бог - причина добра и красоты, сам оставаясь за ними и выше их. Его грандиозный призыв и влияние вновь доказывают, что существо, которое незадолго до этого было некой обезьяной, развило «божественные стремления» подобно гусенице, пытающейся превратиться в бабочку. Являясь несущим, Бог - первопричина всего сущего, но не зла, которое - не что иное как истощение бытия, отсутствие добра, «безобразная материя».

Освобождение от зла суть освобождение от вещества и приближение к Богу. Если Бог есть единство и простота, то и приближение человека к Богу может быть достигнуто только освобождением души от всех связей с чувственностью, очищением сознания.

Когда этот подготовительный путь пройден, когда ум погружается в таинственное молчание, в безмыслие, человек непосредственно ощущает Бога в состоянии экстаза.

Развивая неоплатонические представления о неопределимости и неописуемости Бога и возможности восходить к богопознанию по иерархической лестнице аналогий, Псевдо-Дионисий связал онтологию неоплатонизма и порожденное этой онтологией учение о символе с доктриной «церковной иерархии», как бы естественно вытекающей из идеи «небесной иерархии».

В отличие от мистического историзма Блаженного Августина , представляющего церковь как развивающийся «град Божий», образ церкви у Псевдо-Дионисия статичен - это консервативная иерархия людей, непосредственно продолжающая иерархию ангелов. Подобным образом представлены распорядок церковных таинств и посвящений - без драматизма и каких бы то ни было противоречий.

Труды Дионисия Ареопагита глубоко пропитаны символизмом в истолковании всего сущего и в них картина мира представлена в духе эстетически переживаемой иерархии света, позже развитой Данте в Божественной Комедии. Достигнув просветления, соединившись в экстазе с Богом, Дионисий много пишет о единении с неизречённым светом, о Божественной Тьме и о мистическом знании. В Трактате по Мистическому Богословию просветление описано как прекращение всякого «умственного делания», «тесное единение с неизречённым светом», условиями которого является срывание покрова «чувственных вещей» и «постигаемых вещей». Мистическое незнание, согласно Ареопагиту, совершенно иное, чем интеллектуальное - «не отказ от знания, а высшее знание. Это абсолютное и блаженное незнание именно составляет знание Того, Кто превосходит все объекты человеческого знания».

Подобно многим другим мистикам Псевдо-Дионисий после встречи с Божественной Тьмой даёт развёрнутое определение Бога, всецело построенное на отрицаниях (см. стр. 111, т. 1).

Труды Псевдо-Дионисия стали мощнейшим источником влияний на мистическую мысль Средневековья и Нового времени, пропитав духовные искания мыслителей и духовных писателей целого тысячелетия. Фраза «Дионисий говорит» встречается в книгах мистиков IX-XVII веков так же часто как цитаты из Библии и изречения Отцов Христианской Церкви.

Значение трудов Дионисия заключается в том, что он был первым и, на протяжении долгого времени, единственным христианским автором, попытавшимся искренне и точно описать деятельность мистического сознания и природу экстатического постижения Бога.

Эти труды выполнили свою задачу настолько хорошо, что, читая их, позднейшие созерцатели находили в них отражение и частичное объяснение своих самых сокровенных переживаний. Поэтому для описания собственного опыта они перенимали язык и метафоры Дионисия, ставшие впоследствии классическими терминами науки о созерцании.

Именно Дионисию христианская литература обязана представлением об Абсолютном Божестве как о «Божественной Тьме» и безусловным отрицанием «всего, что есть» - т.е. всего воспринимаемого поверхностным сознанием.

Кроме того, благодаря Дионисию получил распространение так называемый «путь отрицания» - учение, согласно которому душа достигает Абсолюта, погружаясь в «божественное неведение».

Подобная идея присутствует также в греческой и индийской философии. Благодаря Дионисию она вошла и в обиход католического христианства. Учение Псевдо-Дионисия вошло в корпус идей византийского православия благодаря его интерпретации Максимом Исповедником. Оно оказало заметное влияние на Иоанна Дамаскина, Григория Паламу, Варлаама Калибрийского, а позже на Максима Грека и древне-русских теологов. На Западе «ареопагитический корпус» получил известность с IX века. Комментарии к нему принадлежат Фоме Аквинскому и Марсилию Фичино ; заметное влияние идей Псевдо-Дионисия испытали Эриугена и Николай Кузанский ».

Гарин И.И., Что такое мистика? В 2-х томах, Том 2, М., «Терра»; «Книжный клуб» 2004 г., с. 463-465.

« Сверхчеловек - личность, наделённая абсолютной свободой воли.

Понятие Сверхчеловек впервые введено Отцами церкви, в частности Псевдо-Дионисием Ареопагитом.

Сверхчеловек - это тот, кто воплощает в своей жизни христианский идеал, выраженный : всё мне позволено, но ничто не должно обладать мною.

Идея Сверхчеовека - центральная в философии : Сверхчеловек, по его мысли, должен заменить умершего Бога; Сверхчеловек - тот, кто творит свою жизнь сам, без подсказки, будучи свободен во всём, кто несёт всю полноту ответственности перед самим собой.

Не случайно в образе Ссверхчеловека увидел прообраз , который взял на себя ответственность за всё человечество.

На этом же основании считал религиозным мыслителем».

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.Н., Краткий философский словарь, М., «Эксмо», 2004 г., с. 325.

ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ

ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ

(Dionisios Areopagi-tus, т.е. член Ареопага, древней судебной коллегии в Афинах) - христианский мыслитель 5 или нач. 6 в., представитель поздней патристики. Трактаты и послания П.-Д. А. написаны от имени персонажа новозаветных «Деяний апостолов» - образованного афинянина 1 в., обращенного в проповедью апостола Павла; но первое известие о сочинениях П.-Д. А. связано с религиозным собеседованием между православными и монофиситами в Константинополе в 533. Фразеология и стилистика П.-Д. А., бытовые реалии, упоминаемые им в контексте символических истолкований, наконец, следы прямого использования текстов Прокла, выявленные в . 19 в. Г. Кохом и Й. Штигльмайром, - все это в совокупности не позволяет датировать «Ареопагитический корпус» («Corpus Areopagiticum»), как его принято называть в науке, ранее втор. пол. 5 в.; некоторые дополнительные данные указывают на сирийскую среду. Ш.И. Нуцубидзе и (независимо от него) Э. Хонигман предложили идентифицировать П.-Д. А. с монофи-ситским церковным деятелем и мыслителем Петром Ивером, уроженцем Иверии (вост. Грузии), епископом Маюмы (близ Газы); высказывались и др. гипотезы (авторство Севера Антиохийского, круг Иоанна Скифопольского и т.п.), ни одна из которых, однако, не обрела общего признания. «Корпус» включает 4 трактата («О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О божественных именах», «Таинственное ») и 10 посланий; развиваемая в них - высшая точка христианского неоплатонизма. Усвоив и развив неоплатонические представления о безусловной неопределимости и неописуемости Бога ( - «Таинственного богословия») и об условной возможности восходить к богопознанию по иерархической лестнице аналогий ( - тема «О божественных именах»), П.-Д. А. связал онтологию неоплатонизма (и порожденное этой онтологией учение о символе) с социальной проблематикой; доктрина о «церковной иерархии» непосредственно подстраивается у П.-Д. А. к доктрине о «небесной иерархии». При этом в отличие от мистического историзма Августина ( как «град Божий») церкви у П.-Д. А. как идеального человеческого сообщества, находящегося в согласии с законами универсального бытия, предельно статичен: это людей, непосредственно продолжающая иерархию ангелов, чистого света в чистых зеркалах, передающих луч друг другу, стройный распорядок церковных «таинств» (описываемых как «посвящения», при помощи лексики античных языческих мистерий); к.-л. драматизм и противоречия полностью отсутствуют. Символизм в истолковании всего сущего, эстетически переживаемая как иерархии света оказали всеобъемлющее влияние на всю средневековую эстетику (в т.ч. на теорию света и символа у Сугера, воплощенную в художественной практике готического искусства, поэзию Данте - «Рай», и др.).
Учение П.-Д. А. получило официальное признание в византийском православии первоначально благодаря его интерпретации Максимом Исповедником. Его влияние испытали Иоанн Дамаскин, Григорий Пала-ма и противник Паламы Варлаам Калабрийский, позднее Максим Грек и др. др.-рус. мыслители. На Западе «Ареопагитический корпус» стал известен с 9 в.; к нему писали комментарии многие мыслители Средних веков и Возрождения, в т.ч. Фома Аквинский и М. Фичино, сильное влияние его идей испытали Иоанн Скот Эриугена и Николай Кузанский.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ

(", т. е. член Ареопага, древней судебной коллегии в Афинах) , христ. мыслитель 5 или нач. 6 в. , представитель поздней патристики. Трактаты и послания П.-Д. А. написаны от имени персонажа новозаветных «Деяний апостолов» (17, 34) - образованного афинянина 1 в. , обращённого в христианство проповедью апостола Павла; но первое известие о соч. П.-Д. А. связано с религ. собеседованием между православными и монофиситами в Константинополе в 533. Фразеология и стилистика П.-Д. А., бытовые реалии, упоминаемые им в контексте символич. истолкований, наконец, следы прямого использования текстов Прокла, выявленные в кон. 19 в. Г. Кохом и И. Штигльмайром,- всё это в совокупности не позволяет датировать «Corpus Areo-pagiticum», как его принято называть в науке, ранее 2-й пол. 5 в. ; некоторые дополнит. данные указывают на сирийскую среду. Сов. исследователь Ш. И. Нуцубидзе и (независимо от него) бельг. Э. Хонигман предложили идентифицировать П.-Д. А. с монофисит-ским церк. деятелем и мыслителем Петром Ивером, уроженцем Иверии (вост. Грузии) , епископом Маюмы (близ Газы) ; высказывались и др. гипотезы (авторство Севера Антиохийского, круг Иоанна Скифопольского и т. п.) , ни одна из которых, однако, не приобрела общего признания. «Ареопагитич. корпус» включает 4 трактата («О небесной иерархии», «О церк. иерархии», «О божеств. именах», «Таинственное богословие») и 10 посланий; развиваемая в них доктрина - высшая точка христ. неоплатонизма. Усвоив и развив неоплатонич. представления о безусловной неопределимости и не-описуемости бога (апофатическая - тема «Таинственного богословия») и об условной возможности восходить к богопознанию по иерархия, лестнице аналогий (катафатическая теология - тема «О божеств. именах») , П.-Д. А. связал онтологию неоплатонизма (и порождённое этой онтологией учение о символе) с социальной проблематикой; доктрина о «церк. иерархии» непосредственно подстраивается у П.-Д. А. к доктрине о «небесной иерархии». При этом в отличие от мистич. историзма Августина (церковь как «град божий») образ церкви у П.-Д. А. как идеального человеч. сообщества, находящегося в согласии с законами универс. бытия, предельно статичен: это иерархия людей, непосредственно продолжающая иерархию ангелов, отражение чистого света в чистых зеркалах, передающих луч друг другу, стройный распорядок церк. «таинств» (описываемых как «посвящения», при помощи лексики антич. языч. мистерий) ; к.-л. драматизм и противоречия полностью отсутствуют. Символизм в истолковании всего сущего, эстетически переживаемая картина мира как иерархии света оказали всеобъемлющее влияние на всю ср.-век. эстетику (в том числе на теорию света и символа у Сугера, воплощённую в художеств. практике готич. искусства, поэзию Данте - «Рай», и др. ) .

Учение П.-Д. А. получило офиц. признание в визант. православии первоначально благодаря его интерпретации Максимом Исповедником. Его влияние испытали Иоанн Дамаскин, Григорий Палама и противник Па-ламы Варлаам Калабрийский, позднее Максим Грек и другие др.-рус. мыслители. На Западе «ареопагитич. корпус» стал известен с 9 в. ; к нему писали комментарии мн. мыслители ср. веков и Возрождения, в том числе Фома Аквинский и М. Фичино, сильное влияние его идей испытали Иоанн Скот Эриугена и Николай Кузанский.

Migne PG, t. 3; La hierarchie celeste, P., 19702; в рус. пер.-О божественных именах, Буэнос-Айрес, 1957 ; в кн. : Антологий мировой философии, т. 1, ч. 2, М., 1969 , с. 606-20.

Скворцов К. И., Исследование вопроса об авторе соч. , известных с именем св. Дионисия Ареопагита, К., 1871 ; Hу-цубидзе Ш., Тайна П.-Д. А., Тб. , 1942 ; его же, Петр Ивер и проблемы , Тб. , 1957 ; Хонигман Э., Петр Ивер и соч. П.-Д. А., Тб. , 1955 ; Данелиа С, И., К вопросу о личности П.-Д. А., в сб. : Визант. временник, т. 8, М.- Л., 1956 ; Rogues R., L"univers dlonysien, P., 1954 ; Ре-pin 3., Univers dionyaien et univers augustinien. Aspects de la dialectique, P., 1956 ; Vanneste J., Le Mystere de Dieu. Essai sur la structure rationelle de la doctrine mystique du Pseudo-Denys L"AreOpagite, Bruges, 1959 ; Goltz H., HIERA MESITEIA. Zur Theorie der hierarchischen Sozietat im Corpus Areopagiticura, Erlangen, 1974 («Oikonoinia», Bd 4) .

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ

см. Дионисий Ареопагит.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ

ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ (Διονύσιος Αρεοπαγίτης, т. е. член Ареопага, древней судебной коллегии в Афинах) - христианский мыслитель 5 или нач. 6 в., представитель поздней патристики. Его трактаты и послания от имени образованного афинянина 1 в., обращенного в христианство проповедью апостола Павла и упоминаемого в новозаветных “Деяниях апостолов” (17, 34). Первое известие о сочинениях Псевдо-Дионисия Ареопагита связано с религиозным собеседованием между православными и монофиситами в Константинополе в 533. Фразеология и стилистика сочинений, бытовые реалии, упоминаемые в контексте символических истолкований, наконец, следы прямого использования текстов Прокла, выявленные в конце 19 в. Г. Кохом и И. Штигльмайром,- все это в совокупности не позволяет датировать “Corpus Areopagiticum” (“Ареопагитики”), как его принято называть в науке, ранее 2-й пол. 5 в.; некоторые дополнительные данные указывают на сирийскую среду. Грузинский исследователь Ш. И. Нуцубидзе и (независимо от него) бельгийский специалист Э. Хонигман предложили идентифицировать автора трактатов с монофиситским церковным деятелем и мыслителем Петром Ивером, уроженцем Иверии (восточной Грузии), епископом Маюмы (близ Газы); высказывались и другие гипотезы (авторство Севера Антиохийского, круг Иоанна Скифопольского и т. п.), ни одна из которых, однако, не приобрела общего признания.

“Ареопагитический корпус” включает 4 трактата (“О небесной иерархии”, “О церковной иерархии”, “О божественных именах”, “Таинственное богословие”) и 10 посланий; развиваемая в них доктрина - высшая точка христианского неоплатонизма. Усвоив и развив неоплатонические представления о безусловной неопределимости и неописуемости Бога (апофатическая теология - тема “Таинственного богословия”) и об условной возможности восходить к Богопознанию по иерархической лестнице аналогий (катафатишская теология - тема “О божественных именах”), автор связал онтологию неоплатонизма (и порожденное ею учение о символе) с социальной проблематикой; доктрина о “церковной иерархии” непосредственно подстраивается к доктрине о “небесной иерархии”. При этом в отличие от мистического историзма Августина (Церковь как “град божий”) образ Церкви как идеального человеческого сообщества, находящегося в согласии с законами универсального бытия, предельно статичен: это иерархия людей, непосредственно продолжающая иерархию ангелов, отражение чистого света в чистых зеркалах, передающих луч друг другу, стройный распорядок церковных “таинств” (описываемых как “посвящения” при помощи лексики античных языческих мистерий); какой-либо драматизм и противоречия полностью отсутствуют. Символизм в истолковании всего сущего, эстетически переживаемая картина мира как иерархии света оказали всеобъемлющее влияние на всю средневековую эстетику (в т. ч. на теорию света и символа у Сугера, воплощенную в художественной практике готического искусства, поэзию Данте - “Рай” и др.).

Учение Псевдо-Дионисия Ареопагита получило официальное признание в византийском православии первоначально благодаря его интерпретации Максимом Исповедником. Его влияние испытали Иоанн Дамаскин, Григорий Палама и противник Паламы Варлаам Калабрийский, позднее Максим Грек и другие древнерусские мыслители. На Западе “Ареопагитический корпус” стал известен с 9 в.; к нему писали комментарии многие мыслители средних веков и Возрождения, в т. ч. Фома Аквинский и М. Фичино, сильное влияние его идей испытали Иоанн Скот Эриугена и Николай Кузанский.

Соч.: MPG, t. 3; La hiérarchie céleste. P., 1970; в рус. пер.: О божественных именах. Буэнос-Айрес, 1957; О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., 1994; О небесной иерархии. СПб., 1997; Послание Титу-иерарху,- В кн.: Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы XIV-XV веков. Л., 1987, с. 179-199; Послание 1. Гаю Монаху. Послание 5. Дорофею диакону- В кн.: Историко-философский ежегодник-90. М., 1991, с. 226.

Лит.: Скворцов К. И. Исследование вопроса об авторе сочинений, известных с именем св. Дионисия Ареопагита. К., 1871; НуцубидзеШ. Тайна Псевдо-Дионисия Ареопагита. Тбилиси, 1942; Он же. Петр Ивер и проблемы ареопагитики. Тбилиси, 1957; Хонигман Э. Петр Ивер и сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита. Тбилиси, 1955; Данб/wa С. И. К вопросу о личности Псевдо-Дионисия Ареопагита.- В сб.: Византийский временник, т. 8. М.-Л., 1956; Roques R. L"univers dionysien. P., 1954, PépinJ. univers dionysien et univers augustinien. Aspects de la dialectique. P., 1956; Vanneste S. Le Mystère de Dieu. Essai sur la structure rationelle de la doctrine mystique du PseudoDenys L"Aréopagite. Bruges, 1959; Goltz H. HIERA MESITEIA. Zur Theorie der hierarchischen Sozietät im Corpus Areopagiticum. Erlangen, 1974 (“Oikonomia”, Bd 4).

С. С. Аверинцев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ" в других словарях:

    Школа/традиция: патристика Значительные идеи: апофатическое богословие Оказавшие влияние: платонизм … Википедия

    - (т. е. член Ареопага, древней судебной коллегии в Афинах), христианский мыслитель V или начала VI в., представитель поздней патристики. Трактаты и послания П. Д. А. написаны от имени персонажа новозаветных «Деяний Апостолов» (17:34) образованного … Энциклопедия культурологии

    - (от греч. член Ареопага, судебной коллегии в античных Афинах) христианский неоплатоник 5 или начала 6 в., представитель поздней патристики. Наиболее известными мыслителями, ассоциировавшимися с П. Д.А., выступали: Петр Ивер (412 488), Север… … История Философии: Энциклопедия

    ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ - (Dionysios Areopagites) представитель восточной патристики V или нач. VI в., соч. к рого написаны от имени Д. А., упоминаемого в Библии. Настоящее имя не установлено. Опираясь на философско теологические доктрины предшествующего этапа патристики… … Эстетика: Словарь

    См. Псевдо Дионисий Ареопагит. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ … Философская энциклопедия

    ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ, христианский мыслитель 5 в. или начала 6 в., представитель поздней патристики, которому приписывается так называемый Ареопагитический корпус (смотри Ареопагитики). Авторство Дионисия Ареопагита подвергалось сомнению (отсюда… … Современная энциклопедия

    Дионисий Ареопагит - ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ, христианский мыслитель 5 в. или начала 6 в., представитель поздней патристики, которому приписывается так называемый “Ареопагитический корпус” (смотри “Ареопагитики”). Авторство Дионисия Ареопагита подвергалось сомнению… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Дионисий Ареопагит - Псевдо Дионисий Ареопагит христианский мыслитель 5 или нач. 6 в., представитель поздней патристики. Ареопагический корпус включает 4 трактата (О небесной иерархии, О церковной иерархии, О божественных именах, Таинственное богословие) и 10… … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов электронная книга

  • Псевдо-Дионисий Ареопагит , Творческий коллектив шоу «Объект 22». Псевдо-Дионисий Ареопагит – неизвестный автор сборника богословских сочинений на греческом языке, получившего название «Ареопагитики», и приписывавшегося жившему в I веке н. э. ученику… аудиокнига

Глава 4. Псевдо-Дионисий Ареопагит

В своей церковной политике император Юстиниан применял метод «кнута и пряника». В 533 году, когда улеглась очередная волна гонений на монофизитов, в Халкидоне состоялась «экуменическая» конференция, где православным и монофизитам была дана возможность спокойно обсудить христологические вопросы. На этой конференции противники Халкидонского собора начали ссылаться на автора по имени Дионисий Ареопагит. И доныне никому не известно, кто скрывался под именем ученика Апостола Павла (Деян. 17, 34), которого в IV веке считали первым епископом Афин. На Халкидонской конференции в 533 году монофизиты ссылались на выражение «единая богомужная энергия», употребленное Дионисием, который стал известен как автор следующих писаний: «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «Об именах Божиих», «Мистическое богословие», письма (числом 10).

В своих писаниях автор сам провозглашал себя учеником Апостола Павла, очевидцем затмения в день смерти Спасителя и свидетелем Успения Богородицы. Среди его адресатов мы находим Гайя, Тимофея, Поликарпа Смирнского (жившего, как известно, во II веке) и святого Иоанна Богослова. В подлинности «Ареопагитик» (как стали называть сочинения Дионисия) никто не усомнился, и вокруг псевдо-Дионисия начала формироваться традиция. Так, в IX веке возникла легенда, что он был первым епископом парижским и умер мученической смертью в Париже в 110 году. К северу от Парижа в его честь была построена базилика Сен-Дени, где были помещены мощи раннш христианских мучеников, а позднее? тела французские королей. Известно также, что в 827 году византийский император Михаил II послал в дар французскому королю Людовику Благочестивому орган (изобретенный, кстати сказать, в Византии) и рукопись Дионисия Ареопагита. Постепенно составилась легенда о святом мученике Дионисии, покровителе Франции, и народна традиция связала этого Дионисия с автором вышеупомянутых писаний, выдававшим себя за ученика Апостола Павла. Рукопись эта и по сей день хранится Парижской национальной библиотеке.

Первые сомнения относительно подлинности писаний Дионисия возникли в XV веке у Эразма Роттердамского. Поводом для сомнений были очевидные анахронизмы, особенно в книге «О церковной иерархии», где описываются литургические обычаи, характерные лишь для V-VI веков, такие как обряд пострижения в монашество и чтение Символа веры на Литургии. По всей видимости автор «Ареопагитик» не имел в виду вводить людей в заблуждение. Его сочинения были намеренным псевдоэпиграфом, но он недооценил доверчивость своих современников, которые проглядели самые очевидные противоречия (например, в письме к Иоанну Богослову Дионисий цитирует его же, Иоанна, писания и ссылается на него как на крупный авторитет). Очевидно, автор воспользовался именем Дионисия Ареопагита, чтобы придать больше веса своей апологетике, цель которой заключалась в объединении христианской системы с иерархическим миром неоплатоников. Этих последних, особенно Прокла, Дионисий цитирует и пересказывает целыми абзацами. По поводу личности автора существуют следующие гипотезы. Во-первых, было высказано предположение, основанное на тождестве имен, что под именем Дионисия скрывается Дионисий Александрийский (III век). Но большинство ученых считает, что сочинения псевдо-Дионисия происходят из умеренных монофизитских кругов Сирии. Некоторые даже предполагают, что автором их был сам Севир, другие? что Петр Монг. В недавнее время была выдвинута наиболее серьезная (хотя далеко не доказанная) гипотеза, что Corpus Areopagiticum принадлежит перу Петра Иверийского, который, как указывает его прозвание, был родом из Грузии, где всегда существовал необычайный интерес к псевдо-Дионисию и даже в наше время имеется общество его имени. Это предположение подтверждается сходством некоторых деталей биографии Петра с известными нам фактами жизни псевдо-Дионисия.

Писания псевдо-Дионисия скоро завоевали большой авторитет. На Востоке комментарий к его трудам был написан преподобным Максимом Исповедником. На него ссылались все более поздние византийские богословы. Под влиянием его учения возникли многие литургические обычаи. На Западе «Ареопагитики» были переведены на латынь Гильдуином (IX век), который очень скверно знал греческий, что сильно отразилось на качестве перевода, ? местами совершенно невразумительного. В X веке Скот Эригена сделал новый перевод, но и его труд изобиловал ошибками и открывал возможность настолько разных толкований, что Фома Аквинский, пользовавшийся этим переводом, диаметрально расходился в выводах с восточными богословами.

Основные богословские идеи псевдо-Дионисия изложены в его книге «Об именах Божиих» и в трактате «Мистическое богословие», посвященных вопросам богопознания. В своем учении о богопознании он верно следует каппадокийцам и, будучи в то же время приверженцем платонизма, весьма успешно? намного успешнее Оригена? совмещает христианскую и греческую интуицию. С одной стороны, он следует путем апофатического богословия: как и у неоплатоников, Бог непознаваем, непостижим и не поддается никаким положительным определениям. С другой стороны, в двух важных моментах Дионисий отклоняется от неоплатонического учения, выходит за его пределы. Во-первых, Бог неоплатоников (и это очень хорошо удалось показать В. Лосскому) непостижим не сам по себе, а лишь по причине нашей падшей природы. Его трансцендентность относительна. Того же взгляда придерживался и Ориген. Согласно платоническому учению, у человека существует возможность очищения, то есть избавления от «падшести», и видения самой сущности Бога. У христиан даже искупленное, очищенное, обоженное человечество неспособно познать сущность Бога. Богопознание возможно только в той мере, в какой Бог Сам открывается человеку.

Согласно Плотину, трансцендентность Бога преодолевается путем эманации, которая есть не что иное, как некое «умаление» Бога. Бог представляется чем-то вроде полной, переливающейся через края чаши. Именно эти капли достаются человеку. Псевдо-Дионисий пользуется терминологией Плотина, но в его понимании эманации Бога сообщают нам всю полноту Его Божества, ибо Бог не подлежит «умалению», ? в этом состоит второе расхождение Дионисия с неоплатонизмом:

И это общее, объединенное и единое свойство целого Божества проявляется в том, чтобы причащающимся Его уделяться всецело, а не частично, подобно тому, как середина круга является общей для всех исходящих из нее радиусов, или как многочисленные оттиски печати участвуют в первообразной печати, которая одновременно в каждом отпечатке присутствует во всей своей полноте, но ни в одном из них не выступает частично... Но не-приобщимость (Божества) ? как всеобщей причины? превосходит все эти сравнения; само оно остается неосязаемым и не входит ни в какое сношение с тем, что ему приобщается.

(«О божественных именах», 2, 5)

Согласно псевдо-Дионисию, «схождение» (или «снисхождение») Бога предполагает «выход» из Его собственной сущности, равно как и «восхождение» человека к Богу невозможно без «экстаза», то есть выхода за пределы разума и всех телесных ощущений. Такое понимание отражает христианскую тайну личной встречи с Богом.

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Из книги КНИГА ОБ АНТИХРИСТЕ автора Деревенский Борис Георгиевич

ВИДЕНИЕ ПСЕВДО-ДАНИИЛА *** Под именем «Видения пророка Даниила», «Последнего видения Даниила», «Диегезы Даниила» и т. п. фигурируют различные памятники апокалиптической литературы, в основном византийского происхождения. Объединяет их то, что они написаны от имени

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Дионисий Ареопагит Святой Дионисий, насколько можно судить из дошедших о нём преданий, родился в Афинах. Там же он воспитывался и получил классическое эллинское образование. Для пополнения знаний он ездил в Египет, где в городе Гелиополе изучал астрономию. Там же он стал

Из книги Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению деяний святых апостолов автора Барсов Матвей

Святой священномученик Дионисий Ареопагит (ст. 34) Святой Дионисий, прозванный Ареопагитом, родился в Афинах около десятого года по P. Хр. Первоначальное образование получил в доме родителей своих, принадлежавших к сословию знатнейших граждан афинских. Оказав быстрые

Из книги Джордано Бруно и герметическая традиция автора Йейтс Фрэнсис Амелия

Из книги Иисус Христос в восточном православном предании автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Псевдо–Дионисий Перед Византийской мыслью всегда стояла существенная проблема - взаимоотношение между греческой философией и христианским Откровением. Осуждение оригенизма при Юстиниане, конечно, явилось важным этапом в истории византийского эллинизма, постоянно

Из книги Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы автора Мейендорф Иоанн Феофилович

4. Псевдо–Дионисий Осуждение Оригена и Евагрия не означало полного исчезновения платонического мировоззрения из византийского христианства. Понимание эллинами мира как «порядка» и «иерархии», строгое платоническое различение между «умопостигаемым» и «чувственным»

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

Из книги Великий обман [Научный взгляд на авторство священных текстов] автора Эрман Барт Д.

Псевдо-Клементины Похожая доктрина содержится в самих Псевдо-Клементинах . Если помните, это собрание объёмных текстов, якобы написанных четвёртым епископом Рима (т. е. папой) Климентом, в которых он описывает свои странствия, встречу с апостолом Петром и своё

Из книги Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II автора Автор неизвестен

Св. Аионисий Ареопагит.

Из книги Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие автора Епифанович Сергей Леонтьевич

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Дионисий Ареопагит Очевидно, речь Павла была достаточно интересной или любопытной для философов, так что они привели его к месту, где его могли слышать максимально возможное число важных людей города: Деян., 17: 19. И, взявши его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы

Из книги Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены автора Бриллиантов Александр Иванович

Глава IV. Восточное богословие. Св. Дионисий (Ареопагит), св. Григорий Нисский, св. Максим Исповедник и отличие их воззрений от воззрений бл. Августина Подобно тому как практический характер запада отразился известным образом и в западной спекуляции, когда она должна была

Из книги Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов автора Филимонова Л. В.

Святой Дионисий Ареопагит Святой Дионисий происходил родом из Афин и был сыном именитых родителей. Он получил, благодаря богатству и славности своего рода, блестящее образование. Еще в молодых годах, когда ему было только около двадцати пяти лет, он всех своих товарищей

Из книги Астральная проекция: Хроники внетелесных переживаний автора Фокс Оливер

ГЛАВА 10 НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ И СРАВНЕНИЯ. ПСЕВДО-ПРОЕКЦИЯ. Совершенно ясно, что новое состояние сознания создаётся применяемыми мною методами, и я уже говорил, что верю в то, что моя душа действительно покидает тело, но я признаю также, что не понимаю истинную природу моего

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Св. мученик Дионисий Ареопагит (Кто наследует живот вечный?) I. Св. Дионисий ареопагит, память коего совершается ныне, родился в городе Афинах. Получив образование в лучшей афинской школе, Дионисий не удовольствовался приобретенными познаниями и отправился в Египет

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!