Задание на ориентировку на плоскости. Конспект коррекционного занятия на тему "ориентировка в пространстве и на плоскости". Между маленьким квадратом и треугольником нарисуй линию

Виктория Полюхович
Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с ориентировкой в пространстве

Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с ориентировкой в пространстве

Ориентировка в пространстве является одним из важнейших разделов в воспитательно-образовательном процессе, так как от того на сколько ребенок ориентируется в собственном теле, пространстве и на ограниченной плоскости (листе бумаги, странице книги)зависит дальнейшее успешное обучение в школе.

- ориентировка в собственном теле;

Ориентировка в пространстве;

Ориентировка на плоскости.

1 младшая группа

Накопление практического опыта освоения окружающего пространства (помещений группы, участка детского сада);

Ориентировка в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

Методические аспекты:

Игры построенные в ритме стиха, сопровождающиеся поговорками, движениями и пр. «Водичка-водичка», «Где же наши ручки?», «Мы руки поднимаем…», «Маленькие ножки бежали по дорожке…» и т. д.

Беседы и мини-экскурсии по группе, участку детского сада при организации в режимных моментах. При организованной образовательной деятельности во время ознакомления с окружающим, физкультурные занятия и т. д.

2 младшая группа

Ориентировка в расположении частей собственного тела и различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади (позади, справа – слева. Различение правой и левой руки.

Методические аспекты

- ориентировка в собственном теле

В организованной образовательной деятельности в дидактических играх «Купание куклы», «Укладывание куклы спать» и т. п. Узко направленные поручения (помять кукле Кати лицо, помыть руки и т. п.).

- ориентировка в пространстве «от себя» (впереди – сзади, вверх – вниз, справа - слева). Поручения и указания: вверху – там, где голова; сзади – где спина; внизу – где ноги и т. д. Настольные игры и упражнения «Куда летит шарик» (вверх – вниз, «Куда едет машина?» (вперед – назад, «Что изменилось?», «Подними правую руку и т. п.». Игра «Что впереди, что справа? и т. п.». РАБОТАЯ С РЕБЕНКОМ ПОКАЗ В ЗЕРКАЛЬНОМ ОТОБРАЖЕНИИ. Полезны игры на определение источника звука и места нахождения звука «Что и где слышно?», «Где бьет барабан?» и т. п.

Средняя группа

Определение пространственных направлений от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз); обозначать словами (передо мной стол, справа от меня дверь и т. п.);

Знакомство с пространственными отношениями: далеко – близко.

Методические аспекты

- ориентировка в пространстве

Упражнения игрового характера «Узнай, где что спрятано?», «Что изменилось?» и т. п. Вначале определяют расположение 1-2х игрушек, находящихся в противоположных от ребенка направлениях: впереди – сзади, справа – слева. Постепенно количество игрушек увеличивается до 4. В начале игрушки располагают на небольшом расстоянии от ребенка, затем расстояние увеличивается. В качестве усложнения педагог предлагает повернуться и снова перечисли расположение предметов, обратив внимание, что они теперь расположении по отношению к ребенку по-другому.

Для формирования умения передвигаться в заданном направлении– дидактические игры «Путешествие», «Куда пойдешь, то и найдешь», «Дойди до флажка», «Найди игрушку по описанию» и т. д. Также можно сочетать с понятиями далеко – близко.

Старшая группа

- совершенствование пространственных отношений : вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за, слева – справа, между, рядом, с, около; двигаться в заданном направлении меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками-указателями направления движения, а также определять местоположение между людей (Я стою между Сашей и Дианой);

- ориентировка на плоскости: листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине (в центре, в углу.

Методические аспекты

- ориентировка в пространстве

Совершенствуется ориентировка в пространстве ДОУ, ориентировка на улице в процессе видов деятельности и игровых упражнений «Кто поменялся местами?», «Где я стою» и т. д. Как прием можно использовать рассматривание иллюстрации к художественным произведениям «Репка», «Гуси-лебеди», «Федорино горе» и т. п. Настольные и словесные игры направленные на определения направления движения «Подбери нужное слово», «Назови, что изменилось?», «Парные картинки» и т. д.

- ориентировка на плоскости (ограниченной поверхности Упражнение на раскладывание определенного количества предметов в указанном направлении, в верхней, нижней части листа (по краям, слева, справа и т. д. Разнообразные виды инструкций, которые сначала озвучиваются самим педагогом, а потом комментируются детьми посредством опроса детей.

Связать работу с развитием у детей умение создавать ритмические узоры, создавать повторяющиеся закономерности //-//-//-//-// или геометрические фигуры.

Используются игры в лабиринты, для определения направления движения с помощью стрелок-указателей или в соответствии с планом маршрута. В дальнейшем дети самостоятельно моделируют собственные планы маршрутов.

Подготовительная группа

- ориентировка на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); знакомство с тетрадью, страницей, клеткой, строчкой, столбцом. Располагать и отражать в речи пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, за, перед, между, рядом и т. д.)

- знакомство с планом, схемой, маршрутной картой – смоделированные пространственные отношения между объектами в виде рисунка, плана, схемы, возможность детей самостоятельно передвигаться ориентируясь на условные обозначения.

Методические аспекты

- ориентировка в пространстве

Совершенствовать ориентировку с помощью условных обозначений (стрелок-указателей движения, планов, маршрутов и схем. Разнообразные виды маршрутных игры «Найди клад», «Найди по подсказкам», «Лабиринт», «Запутанная паутина» и т. п.

- ориентировка на плоскости

Занимает особое место в работе педагога (на листе бумаги, странице книги, тетради и т. п.). Методика в других возрастных группах, основана на выделении противоположных направлениях: слева – справа, вверху – внизу. В данном возрасте отрабатываем умение находить на разлинованном листе бумаги: точку, строчку, столбец на клетчатой бумаге по описанию их места, правый и левый, верхний и нижний края листа, углы (левый – правый, верхний - нижний, соблюдая интервалы на строке, располагать элементы в определенном направлении (слева направо, затем в качестве усложнения справа налево).

Активно использовать слуховые графические диктанты. В начале используем геометрические фигуры, затем цифры. При использовании геометрических фигур в качестве отработки выполнять ритмические узоры и орнаменты.

Игровые упражнения по типу «Что изменилось?», «Чем отличаются?», «Путешествие по лабиринту», «Опиши путь сказочного героя» и т. п.

Введение

2. Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (пространстве и листе бумаги)

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Важное значение имеет своевременное развитие у детей пространственных представлений и умения ориентироваться в предметно-пространственном окружении. В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося.

Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и многим другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных возможностей.

Умение ориентироваться на плоскости является одним из факторов успешной подготовки к школе. Работа в тетради требует жесткой дисциплинированности. Формирование графического навыка во многом зависит от умения ориентироваться на листе бумаги. К пяти-шести годам большинство детей должны освоить понятия «за», «перед», «над» и подобные, однако многие путаются в понятиях «слева», «справа», «левый верхний угол», «три клеточки вправо».

Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные исследователи, как В.В. Данилова, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, В.П. Новикова, Е.В. Сербина, А.А. Столяр, М. Фидлер и другие.

Цель данной работы: изучить особенности развития у детей дошкольного возраста умения ориентироваться на плоскости.

1. Использование методов формирования у детей умения ориентироваться на плоскости

умение ориентация пространственная дети

Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в:

трехмерном (основных пространственных направлениях);

двухмерном (на листе бумаги) пространстве.

Для формирования пространственной ориентировки у дошкольников, педагог должен выстраивать свою методическую работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей на каждом возрастном этапе.

В качестве основных методических приемов, рекомендуются наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры. Упражнения на развитие пространственного восприятия помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Работа проводится на листе бумаги большого формата и опирается на активную деятельность детей с игрушками и геометрическим материалом.

При определении местонахождения того или иного предмета, от ориентировки «от себя», к ориентировке «от предмета», в ускорении темпа игры. В настольно-печатных играх по ориентировке в пространстве - более точное определение пространственного местонахождения.

Выделяют этапы работы, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и упражнений:этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета « от предмета», «от другого человека»этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

Формирование у детей дошкольного возраста умений ориентироваться на плоскости осуществляется в рамках программного обучения. Так «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой предусматривает развитие у детей пространственных ориентировок, начиная со второй младшей группы.

Формирование умений ориентировки на плоскости начинается со старшей группы, что включает обучение ориентироваться на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине), дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.

В подготовительной к школе группе формирование умений ориентировки на плоскости продолжается -детей упражняют в расположении предметов и их изображений на листе бумаги в клетку (левее, правее, левый верхний угол, правый нижний угол, в центре и т. д.).Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа. Данной работе посвящают основную часть 3-4 занятий. На первом занятии педагог демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов по отношению к листу. Дети описывают и воспроизводят образец. Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено. Теперь он служит средством самоконтроля. Выполнив задание, дети описывают, сколько каких фигур и где разместили. Начиная со второго или третьего занятия педагог предлагает им сначала повторить задание, а затем выполнить его.

Дети также должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке. На занятиях по математике дети получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях. Усвоение их происходит в разных видах практической деятельности детей (например, изобразительной).

Выделить «малое пространство» правильно воспринять и точно воспроизвести пространственное расположение отдельных элементов цифр, букв, знаков, рисунка - сложная задача. Она становится посильной для шестилетнего ребенка, если осуществляется под руководством педагога. По программе воспитания и обучения в детском саду за период пребывания в нем ребенок должен овладеть:

способом расчлененного восприятия плоскости листа (поверхности стола, доски, ограниченного участка местности), уметь выделить его элементы: стороны углы, середину;

элементарным способом пространственного анализа плоскости листа (поверхности стола, доски, ограниченного участка местности), уметь выделить верхнюю и нижнюю части, правую и левую, верхнеправую части плоскости и верхнелевую, нижеправую и нижелевую;

умением активно действовать в пределах воспринимаемой плоскости на листе элементов узора или располагать их в соответствии с инструкцией воспитателя; выполнять различные задания на пространственное перемещение объектов, пространственно ориентировать свои действия (вести счет в направлении справа налево или слева направо, проводить линии в разных направлениях);

пространственной ориентировкой на листе по признаку взаимного расположения объектов относительно друг друга или какой-либо исходной точки отсчета. Например, приняв данный объект за исходную точку.

В старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости , т.е. в двухмерном пространстве.

В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении : сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.

Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа.

Данной работе посвящают основную часть 3-4 занятий . На первом занятии педагог демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов по отношению к листу. Дети описывают и воспроизводят образец. Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено. Теперь он служит средством самоконтроля. Выполнив задание, дети описывают, сколько каких фигур и где разместили. Начиная со второго или третьего занятия педагог предлагает им сначала повторить задание, а затем выполнить его.

Дети должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке. На занятиях по математике дети получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях. Усвоение их происходит в разных видах практической деятельности детей (например, изобразительной).

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ дети к моменту поступления в школу должны свободно ориентироваться в направлении движения, в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости . Вся работа должна строиться на основе выделения парных противоположных понятий : "налево - направо", "вперед - назад" и т. п.

Особенно важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентацией . Они должны не только определять направления и отношения между предметами, но и уметь использовать эти знания : передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы и др.



Выделенные пространственные связи и отношения должны отражаться в речи с помощью предлогов и наречий: в, на, под, над, перед, за, сзади, впереди, вверху, внизу, выше, ниже, рядом, друг за другом, между, напротив, левая, правая, верхняя, нижняя и др.

Если дети слабо ориентируются в основных пространственных направлениях (впереди, сзади, налево, направо и др.), необходимо постепенно пополнить их знания . Прежде всего необходимо закрепить умение различать правую и левую руку и на этой основе определять направления направо, налево. В ходе выполнения детьми тех или иных действий необходимо буквально на несколько секунд сосредоточить их внимание на том, что и какой рукой они делают.

В определении и воспроизведении пространственных направлений детей постоянно упражняют на физкультурных и музыкальных занятиях. Они получают задание взять тот или иной предмет в правую или левую руку, повернуться или наклониться вперед, назад, направо, налево и др., изменить направление движения во время ходьбы, бега. На какой-то момент их внимание акцентируют на выполнении движения в указанном направлении.

Дети любят упражнения на внимание , в которых они производят движения в указанном направлении, например: "Повернитесь направо", "Правой рукой дотроньтесь до левого уха" и т. п.

Большое внимание в работе с детьми б-7 лет продолжают уделять развитию умения передвигаться в указанном направлении , менять направление движения во время ходьбы и бега . С этой целью используют систему дидактических и подвижных игр .

Усложнение данного вида упражнений выражается в следующем: увеличивают количество направлений, на которые ориентируются дети в ходе передвижения; увеличивают площадь ориентировки; усложняют условия выполнения заданий: дети передвигаются с закрытыми глазами, ориентируются при быстром темпе движения (на бегу). Так, в подвижных играх "Зайцы и волк" и "Караси и щука" дети по сигналу убегают от волка или щуки и прячутся в домики. Спрятавшимся считается тот зайчик или карасик, у которого домик (стул, коробка, куб) оказался расположенным в соответствии с заданием воспитателя: впереди или сзади, слева или справа от ребенка.

Для развития умения ориентироваться в ближайшем к детскому саду окружении проводятся специальные упражнения : "Как пройти в магазин (в булочную и пр.)", "Дорога на почту (в аптеку)", "Дорога в школу". Они позволяют развивать у детей пространственное воображение, умение представлять "картину пути". Ребенок рассказывает, например, где помещается почта, по какой улице и в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Воспитатель вместе с детьми оценивает правильность сказанного. Детям можно давать поручения отвести кого-либо или всю группу в указанное место.

Ребят продолжают учить выделять заметные предметные ориентиры , устанавливать пространственные отношения между ними, направление передвижения от одного предмета к другому.

В старшей группе дети обучались умению определять положение предмета по отношению к другому предмету ("Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка"), а также свое положение среди окружающих предметов ("Я стою за стулом, между окнами, сзади Наташи"). Теперь они должны научиться мысленно помещать себя в положение , которое занимает тот или иной предмет . С этой целью дают упражнения на определение направления положения того или иного предмета от самих себя при повороте на 90 и 180° (матрешка была впереди; повернулся ребенок, и она оказалась справа и т. д.).

Дети учатся определять, где у стоящего перед ними правая и где левая рука , определять стороны туловища куклы, мишки и т. д. Проводят игровые упражнения, аналогичные тем, которые использовались в старшей группе: "Где что находится?", "Поручение", "Прятки" и "Что изменилось?". ("Вера была впереди Лены, а теперь она сзади Лены".) Задания усложняют, увеличивая количество предметов, изменяя их расположение, расширяя площадь ориентировки. При этом повышают требования к скорости определения, вводят элементы соревнования.

Важно , чтобы дети не только называли, но и объясняли пространственное размещение предметов , устанавливали причинные, следственные и другие связи , которые скрываются за внешне представленными пространственными отношениями между предметами. Как при определении местоположения предметов, так и при рассматривании картин и иллюстраций дети должны осознавать, что скрывается за данными пространственными отношениями. Например, на картинках нарисованы дети, стоящие в кругу, парами, друг против друга и т. п. Надо догадаться, что они собираются делать или что делают. "Кого рассматривает мальчик? Как вы догадались? Да, мальчик смотрит наверх".

Для обучения детей умению пользоваться в речи терминами , обозначающими пространственные отношения, рекомендуются словесные игры "Наоборот", "Дополни предложение". Например, воспитатель начинает предложение: "Сережа подбросил мяч... (вверх); Оля поставила цилиндр... (справа), а Ира поставила куб... (слева); Наш зал помещается... (наверху), а кухня... (внизу)". Отвечает тот ребенок, кому бросили платок. В процессе рассматривания картин, рисования, конструирования, изготовления предметов, при передвижении в помещении и на улице воспитатель побуждает ребят употреблять слова, отражающие пространственные отношения. В результате представления детей о пространственных отношениях принимают обобщающий характер.

Полезно использовать задачи на смекалку , например: "Шел человек в город, а навстречу ему шли 4 знакомых. Сколько человек шли в город?" Большое внимание на занятиях по математике уделяют упражнениям в ориентировке на плоскости листа, т е. в двухмерном пространстве. Закрепляют умение находить середину, центр, верхнюю и нижнюю части листа, правый и левый, верх ний и нижний углы, правую и левую сторону листа бумаги. Дают, например, такие задания: "Отсчитайте 5 красных кружков и положите в правый верхний угол, а 3 синих - в нижний левый угол". Важно, чтобы, выполнив задание, дети рассказывали как о количестве, так и о месте расположения тех или иных предметов.

Большую пользу приносят зрительные диктанты . Дети раскладывают геометрические фигуры (палочки, игрушки) на листе бумаги в соответствии с образцом в определенном положении. Задания постепенно усложняют: увеличивают количество фигур, изменяют характер их расположения. Вначале дети рассматривают, описывают и воспроизводят образец, позже создают узор под диктовку и, наконец, самостоятельно создают узор и описывают его. Используют игры "Кто запомнит?", "Городки", "У кого что получится?", "Парные карточки"

Умение фиксировать местоположение точки на листе;

Понимание пространственных отношений между различными предметами на листе;

Умение выполнять разнообразные практические задания при ориентировке на плоскости;

Умение самостоятельно характеризировать пространственную размещенность объектов на листе, пользуясь соответствующей терминологией;

Умение ориентироваться на листе в клетку.

В старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.

Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа. Данной работе посвящают основную часть 3 - 4 занятий. На первом занятии педагог демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов по отношению к листу. Дети описывают и воспроизводят образец. Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено. Теперь он служит средством самоконтроля. Выполнив задание, дети описывают, сколько каких фигур и где разместили. Начиная со второго или третьего занятия педагог предлагает им сначала повторить задание, а затем выполнить его.

Игра «Геометрический диктант».

Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг - в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения: у воспитателя заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту.

Игра «Я еду на машине».

Перед каждым ребёнком лист бумаги и маленькая машинка. Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа - гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.

Дети должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке. На занятиях по математике дети получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях. Усвоение их происходит в разных видах практической деятельности детей (например, изобразительной).

Для выявления знаний и умений у дошкольников по ориентировке в пространстве используются методики диагностики:

«Пробы Хеда» (Диагностика пространственных представлений о собственном теле). Эта методика направлена на исследование ориентировки ребенка в пространстве собственного тела. Вначале анализируются представления по отношению к собственному лицу, затем по отношению к телу. Ребенку предлагается оценить, что находится у него на лице, и каково взаиморасположение отдельных его частей.

Методика «Что находится спереди от меня?» Эта методика направлена на исследование ориентировки собственного тела ребенка в пространстве. Ребенку предлагается встать на середину комнаты и назвать предметы, которые он видит спереди от себя. Затем исследователь поворачивает ребенка на 90 в правую сторону и предлагает снова назвать предметы, которые он видит спереди от себя.

Методика «Расположение предметов на рисунке» включает в себя 6 картинок, которые направлены на различное исследование ориентировки ребенка в пространстве на примере картинок, направлена на исследование того, понимает ли ребенок вопросы, связанные с пространственным расположением.

Таким образом, лучшим способом формирования у детей представлений о пространственных отношений являются игры и игровые упражнения на разных этапах. Дидактические игры не только способствуют обобщению и закреплению знаний на занятиях и в повседневной жизни, но и являются средством ознакомления с новым материалом, в частности, с новыми способами восприятия и формирования полноценных представлений об окружающем мире.

Конспект НОД «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе «Вовка в Тридевятом царстве»

Уважаемые коллеги, предлагаю вам конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Данный конспект можно использовать для проведения открытого показа для родителей.
ЦЕЛЬ: Создание условий для развития ориентировки в пространстве и на плоскости.
ТЕМА: «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости».
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела;
- Уточнять и закреплять пространственные представления детей («на», «над», «под»);
- Уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине»;
- Закреплять умение определять свое место среди окружающих людей;
- Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска);
- Способствовать повышению компетентности родителей в вопросе развития пространственных представлений у детей при обучении ориентировке на плоскости.
Воспитательные:
- Воспитывать умение выполнять коллективные действия;
- Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь, организованность.
Развивающие:
- Развивать концентрацию внимания, наблюдательность, связную речь;
- Тренировать мыслительные операции сравнение, аналогия и обобщение.- Ребята, давайте поиграем с нашими массажными шариками. Положите шарик на правую ладонь, сверху накройте левой ладонью и повторяйте за мной.
Я мячом круги катаю (мяч между ладоней)
Взад – вперед его гоняю (смена рук)
Им поглажу я ладошку, (соответственно)
Будто я сметаю крошку. (смена рук)
И сожму его немножко (сжимаем шарик)
Как сжимает лапку кошка. (смена рук)
Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)
И другой рекой начну. (смена рук)
А теперь последний трюк: (перебрасывание мяча из руки в руку)
Мяч летает между рук.

Раскрываем шарик, достаем колечко. На каждую строчку надеваем колечко на один палец. Начинаем с большого пальца на левой руке.
Птичек мы окольцевали.
Наблюдали, узнавали.
Улетев в какие дали.
Холода пережидали.
Что пернатые клевали?

Гнезда где свои свивали?
Где вы яйца отложили?
Как вы бури пережили?
Сколько вы, в конце концов,
В гнездах вывели птенцов?

ВКЛЮЧЕНИЕ В ИГРОВУЮ СИТУАЦИЮ.
- Ребята, я сегодня утром, перед дверью в нашу группу, нашла вот это письмо от Вовки из Тридевятого царства. Но на нем написано, что это письмо из сказочной страны и просто так не откроется. Чтобы его открыть, надо выполнить задание. Надо внимательно послушать стихотворение и ответить на вопросы. Согласны?
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево – понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» - раздался ликующий крик.
Где право, где лево узнал ученик.
- Какой рукой ученик выполнял действия? (Правой)
- Что делал ученик правой рукой? (Писал, мяч кидал, страницы листал, ложку держал, полы подметал)
- Покажите свою правую руку. Покажите другую свою руку. Какая это рука? (Левая)
- Молодцы, справились с заданием. Попробуем открыть письмо и посмотрим, что же Вовка нам написал.
«Здравствуйте, ребята. Я Вовка из Тридевятого царства. Я собрался в школу, в первый класс, но для этого мне необходимо выполнить сложные задания. Без вашей помощи, друзья, мне не как не обойтись».
- Ну что, ребята, надо выручать Вовку. Поможем? Давайте посмотрим, какие же задания нам надо выполнить, чтобы помочь ему во всем разобраться.
ЗАДАНИЕ 1. «СМОТРИ, НЕ ОШИБИСЬ» (проверка усвоения схемы тела)
- Правой рукой возьмитесь за левое ухо. Левую руку положите на правое плечо. Правую ногу выставьте немного вперед. Правой рукой закройте правый глаз. Левой рукой достаньте до левого колена. Выпрямились, опустили руки.
- Молодцы, с первым заданием вы справились.
ЗАДАНИЕ 2. «ЧТО И ГДЕ» (работа по картине)
- Подойдите к картине. Внимательно рассмотрите, что и где изображено на ней.
- Что изображено в центре этой картины? (Домик)
- Сколько и каких предметов справа от домика? (справа – 1 береза, 2 гриба, 1 цветок, 1 птица). А слева? (3 дерева, 1 гриб, 1 цветок)
- Правильно, вы очень внимательные.
ЗАДАНИЕ 3. «УКРАСЬ КОВЕР» (действия с конкретными предметами)
- А сейчас мы подойдем к доске, на который будет изображать ковер. Но он у нас некрасивый, просто зеленый. Нам надо его украсить, чтобы он всем понравился. Каждый из вас по очереди сделает то, что я его попрошу:
- Правой рукой возьми треугольник и положи его в левый верхний угол ковра.
- Левой рукой возьми квадрат и положи его в нижний правый угол ковра.
- Правой рукой возьми круг и положи в центр ковра.
- Левой рукой возьми овал и положи в правый верхний угол ковра.
- Правой рукой возьми прямоугольник и положи в нижний левый угол ковра.
- Посмотрите, какой нарядный ковер у нас получился.
ЗАДАНИЕ 4. «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Раскрась все фигурки, которые нарисованы в верхних правых углах квадратов, в синий цвет; в верхних левых - в красный; в нижних левых - в зелёный; в нижних правых - в коричневый; в центре - в жёлтый.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
- Давайте с вами немного отдохнем.
Эй, ребята, становитесь.
Справа – друг, и слева – друг,
Вместе все в веселый круг!
Топни правою ногой,
Топни левою ногой,
Вправо, влево головой.
Шаг – вперед, два – назад,
Отвернемся, повернемся,
Снова за руки возьмемся!
Три шага вперед дружок –
Станет тесным наш кружок.
Покружились, потолкались,
Отвернулись, разбежались.
ЗАДАНИЕ 5. «НА, НАД, ПОД» (работа с раздаточным материалом)
- Сейчас пройдите на свои места и посмотрите, что лежит у вас на столах. (У каждого ребенка картинки, соответствующие предметам на сюжетной картинке).
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся, над скамейкой. (Солнце, птица, облака)
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся на скамейке. (Девочка, кошка)
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся под скамейкой. (Собака)
- Покажите предметы, находящиеся справа от скамейки. (Солнце, цветы)
- Покажите картинку, на которой изображен предмет, находящийся слева от скамейки. (Дерево)
- Очень хорошо, и с этим заданием вы справились.
ЗАДАНИЕ 6. «РАСКРАСЬ УЗОР». (работа на листе бумаги)
- Возьмите листок. Он разделен на две части, в каждой из которых нарисованы одинаковые геометрические фигуры. Мы должны раскрасить наш геометрический узор.
- Раскрасить круг над чертой, синим карандашом, круг под чертой красным карандашом, треугольник под чертой желтым, над чертой зеленым. Прямоугольник над чертой заштрихуй, в прямоугольнике под чертой поставь три точки.
- Посмотрите на мой узор и сравните со своим. Если вы были внимательными и выполнили все правильно, то они должны быть одинаковыми.
ОЦЕНКА РАБОТЫ ДЕТЕЙ.
- Ребята, подойдите ко мне. Сегодня вы меня очень порадовали. Я прямо сейчас напишу Вовке письмо и расскажу, как вы справились с его заданиями. Пусть тоже научится и может смело идти в школу. Вы сегодня на занятии очень хорошо поработали, все старались, и за это вас ждет сюрприз. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку. (Каждому ребенку в руку кладется конфетка).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!