Анализ срыва. Групповые психокоррекционные занятия с элементами релаксации. Функциональный анализ срыва

Рецидив – возврат к употреблению наркотиков, алкоголя или других психоактивных веществ после периода воздержания, сопровождающийся восстановлением симптомов зависимости.

Проводятся различия между рецидивоми срывом, под которымпонимается отдельный случай употребления наркотика или психоактивного вещества.

Главной задачей лечения и реабилитации наркомании является не только помощь пациенту в прекращении употребления наркотика, но и обеспечение стабильности изменений образа жизни на продолжительное время. Эта точка зрения обусловила проведение ряда теоретических и практических исследований, посвященных поиску детерминант рецидива и создание терапевтических программ, которые должны помочь пациентам противостоять срывам и рецидивам.

Профилактика рецидива.

Определены психологические принципы преодоления зависимости от наркотиков, при нарушении которых возникает срыв и развивается рецидив болезни.

^ Принцип 1. Саморегуляция.

Риск срыва будет уменьшаться в соответствии с повышением возможности пациента самому регулировать мысли, чувства, воспоминания, жизненно важные решения и процесс развития его личности и поведения.

^ Принцип 2. Интеграция.

Риск срыва будет уменьшаться в соответствии с повышением уровня осознания, понимания и оценки жизненных ситуаций и событий, а также использования стратегий избегания риска возвращения к наркотизации.

^ Принцип 3. Понимание.

Риск срыва будет уменьшаться в соответствии с процессом понимания основных факторов, вызывающих срыв.

Принцип 4. Развитие .

Риск срыва будет уменьшатьсяпри постоянном развитии ресурсов личности и стресс-преодолевающего поведения.

^ Принцип 5. Социальная поддержка.

Риск срыва будет уменьшаться при постоянной активности, направленной на построение социально-поддерживающей сети и развитие навыков восприятия и использования социальной поддержки.

^ Принцип 6. Социальная компетентность.

Риск срыва будет уменьшаться при постоянном повышении знаний об окружающей социальной среде, развитии навыков эмпатии и аффилиации.

^ Принцип 7. Самоэффективность.

Риск срыва будет уменьшаться при постоянном развитии стратегий эффективного поведения и понимания себя как эффективной личности.

Соответствию этим кратким принципам предшествует длительная сложная совместная работа с пациентом, построенная на ряде методологических оснований.

Теоретическая и методологическая база профилактики рецидивов: концептуальные модели рецидива.

Определяется несколько моделей рецидива, на основе которых разрабатываются базисные подходы к их предотвращению.

^ Психологические модели рецидива.

Определяются четыре основные психологические модели рецидива: когнитивно-поведенческая модель (Marlat & Gordon, 1985); личностно-ситуационная интеракциональная модель (Litman,1986); модель когнивной оценки (Sanchez-Craig, 1976) и модель самоэффективности и исходов ожиданий (Wilson, 1976; Rollnick & Heather, 1982; Annis, 1986).

Для практической работы в области профилактики рецидивов необходимо понять содержание базисных принципов каждой из этих моделей.

В когнитивно-поведенческой модели Marlat & Gordon дано концептуальное понятие рецидива с точки зрения понимания его терапевтом и пациентом. С традиционной дихотомической («черно-белой») точки зрения возобновление употребления наркотиков или алкоголя является «провалом» лечения. Однако такой взгляд имеет массу негативных последствий. Одно из них – то, что после происшедшего срыва пациент прекращает предпринимать попытки к возобновлению процесса восстановления и выхода из зависимости. Более конструктивна противоположная точка зрения на суть рецидива как на ошибку, которую необходимо правильно воспринимать пациенту, осознавать, использовать как опыт в дальнейшем восстановлении от зависимости. Однако важнейшей основой данной модели является профилактика срыва и рецидива, пока он не произошел. Особое место в этой модели уделено самоэффективности, которая развивается на протяжении всего времени абстиненции и ситуациям высокого риска срыва, а также формированию и эффективному использованию копинг-навыков для преодоления ситуаций риска. Если пациент не способен использовать эффективное копинг-поведение, когда он сталкивается с ситуациями риска, то результатом этого будет снижение ощущение самоэффективности в процессе преодоления болезни и использование наркотика или алкоголя в качестве деструктивного копинг-механизма избегания проблемы. Если результаты работы по преодолению зависимости оцениваются пациентом как эффективные, наркотик и алкоголь менее вероятно будут использованы. Данная модель получила дальнейшее развитие с позиций теории стресса и копинга Lazarus (1966) в работах Annis & Davis (1988, 1989), Shiffman (1989), Tucker, Vuchinich & Harris (1985), Vuchinich & Tucker (1991). В этих моделях, имеющих больше сходств, чем различий, особое значение приобретает рассмотрения факторов риска срыва как ответа на эмоционально стрессовых ситуаций. От эффективности копинг- поведения человека в этих ситуациях зависит исход. Само же копинг – поведение зависит от того, как воспринимается пациентом ситуация риска, как она оценивается, каков уровень развития копинг-ресурсов (уверенности в себе, компетентности, понимания проблемы, умения осознавать и контролировать свои эмоции, нести ответственность за выбор своего поведения.)

Когнитивано-поведенческая модель имеет много общего с личностно-ситуативной моделью, определяющую важность индивидуального репертуара копинг-навыков у человека, находящегося в ситуации риска и его индивидуального восприятия своих навыков как эффективных или неэффективных. Модель когнитивной оценки, фокусируется на индивидуальном восприятии и оценке ситуации риска. В контексте данной модели важнейшим является умение когнитивно оценивать стрессовые, проблемные и рисковые ситуации. Все эти модели базируются на теории социального научения и самоэффективности Bundura (1977, 1982).

^ Психобиологические модели рецидива еще более расширяют понимание факторов, способствующий ему. Например, психобиологические направления определяют важную роль в возникновении рецидива процессам, препятствующим выздоровлению, и недостаточному уровню приобретенной мотивации (Solomon, 1980), потере или снижению субъективного контроля над своим поведением (Ludvig & Wikler, 1974), влечению к наркотику (Wise, 1988; Tiffany, 1990), постабстинентному синдрому в под острой фазе и изменениям лимбической системы, возникающим в абстиненции (Mossberg, Liljeberg & Borg, 1985; Gorski & Miller, 1979).

Таким образом, когнитивно-поведенческая модель процесса рецидива выглядит следующим образом. На ситуацию высокого риска срыва индивид может давать эффективный копинг-ответ, направленный на преодоление своего влечения в данной ситуации. В результате этого у него повышается ощущение самоэффективности и уменьшается риск срыва. В противном случае индивид может не давать эффективного копинг-ответа, в результате чего у него уменьшается ощущение самоэффективности в преодолении болезни и усиливаются позитивные ожидания от приема наркотика. Он употребляет наркотик и получает в результате эффект абстиненции и интрапсихический конфликт, вызванный когнитивным диссонансом между желаемым самоотшением и восприятием себя, как потерявшего контроль. В результате этого нарастают проблемы рецидива.

В профилактике рецидивов используются следующие специфические стратегии:

Повышение уровня знаний о ситуациях высокого риска;

Тренинг навыков преодоления ситуаций высокого риска;

Повышение самокомпетентности и умения понимать и контролировать процессы, связанные с изменениями в сфере своего Я в ситуациях высокого риска;

Работа с самоидентификацией себя как человека, эффективно преодолевающего зависимость;

Тренинг когнитивной оценки проблемных стрессовых ситуаций и ситуаций высокого риска;

Работа над повышением внутреннего контроля над своим поведением;

Тренинг избегания ситуаций высокого риска.

В случае отсутствия эффективного копинг-ответа на ситуацию высокого риска используется релаксационный тренинг;

Обучение управлять стрессом и обучение навыкам копинг-поведения в стрессовых ситуациях параллельно с развитием ресурсов копинг-поведения;

В случае снижения ощущения самоэффективности используется работа по формированию позитивных ожиданий в отношении собственного поведения в ситуациях риска и стрессовых ситуациях;

Работа с мотивацией;

Обучение ежедневной работе с собой по преодолению зависимости;

В случае состоявшегося срыва и развивающегося рецидива используется медицинская программа снятия абстиненции и когнитивная реконструкция понимания процесса рецидива и поиска когнитивных, аффективных и поведенческих ресурсов по преодолению рецидива.

Конкретные психотехнологии профилактики рецидива базируются на понимании того, что вместе с пациентом необходимо развивать у него:

Представление о себе как об эффективном человеке, преодолевающем зависимость;

Навыки совладания со стрессовыми и проблемными ситуациями;

Навыки и возможности самоконтроля, когнитивной оценки стрессовых и проблемных ситуаций, своего поведения, эмоций, влечения к наркотику и совладания с ним;

Самоэффективность в процессе преодоления жизненных стрессовых ситуаций и ситуаций риска срыва и рецидива;

Обсуждать позитивный опыт успешного преодоления ситуаций риска срыва и рецидива;

Проводить анализ и оценку ситуаций высокого риска срыва и рецидива;

Самонаблюдение с целью усилить уровень осознания пациентом различных ситуаций как инструмент самоконтроля: важно составлять перечень и график ситуаций риска, вести дневник, в котором фиксируются все ситуации риска, возникающие в реальной жизни, и проводится их анализ, а также анализ собственного поведения по их преодолению;

Очень важно прорабатывать конкретные ситуации риска в качестве домашней работы, так как таким образом происходит обучение конкретным формам копинг-поведения;

Важно, чтобы пациент составил индивидуальный список конкретных ситуаций риска в иерархической последовательности от менее рисковых к более и оценил выраженность риска для себя в бальной системе;

Продвижение по проработке вариантов преодоления ситуаций риска должно продвигать в последовательности от менее рискованных к более вплоть до максимально трудных ситуаций, при этом необходимо, чтобы пациент понимал, что он реально готов к их преодолению и осознавал степень своей готовности, чувствовал себя эффективным (таким образом, будет формироваться самоэффективность в преодолении риска рецидива);

Необходима специальная подготовка по разработке вариантов использования альтернативных наркотизации копинг-стратегий (форм поведения, которые будут способствовать сопротивлению искушению наркотизации или его избеганию);

Пациент должен научиться тому, чтобы адекватно оценивать и анализировать себя, свои мысли, эмоции и действия, чтобы понимать, что повышение самоэффективности – это результат успешно усвоенных и развитых навыков преодоления стрессовых и рисковых ситуаций;

Если срыв или рецидив произошел, необходимо провести его микроанализ таким образом, чтобы пациент мог понять, что у него была возможность выбора варианта поведения; необходимо проанализировать вместе с пациентом причины выбора именно этого варианта (Почему это произошло? Каких ресурсов не хватило у личности? Возник ли кризис мотивации? Какие факторы препятствовали эффективному преодолению ситуации риска? Что необходимо изменить, что развить, что доработать для того, чтобы последующие попытки преодоления ситуаций риска были эффективными? Произошедший срыв необходимо использовать как опыт. Были ли какие-то сигналы в мыслях, поведении к тому, что срыв может произойти? Что заставило не обратить внимание на эти сигналы?) (модель профилактики рецидивов и тренинга профилактики рецидивов Annis & Davis, 1989).

В профилактике рецидива используется 3 категории стратегий.

1. Обучение навыкам копинг-поведения (когнитивно-поведенческое развитие).

2. Когнитивное перекоструирование. Рассмотрение срыва как опыта, как процесса обучения не совершать подобных ошибок в будущем. Пример, на котором пациент приходит к пониманию того, как изменить свое мышление, систему оценок, управление эмоциями и поведением.

3. Работа со стратегиями самоконтроля и достижение сбалансированного образа жизни. При этом пациент должен быть наделен ответственностью за формирование сбалансированного образа жизни и контроль самого себя. Кроме того, ему необходима «обратная связь» - возможность объективно взглянуть на себя « со стороны». Конечная цель этого процесса - осознать возможность выбора, повысить чувство уверенности в себе и самоэффективности.

Развитие стратегии самоконтроля в профилактике рецидива.

С точки зрения проблемы самоконтроля ситуация высокого риска рецидива может развиваться следующим образом. Неустойчивость мотивационного статуса, несоответствие стиля жизни требованиям сбалансированности постепенно переходит в желание потворствовать своим слабостям. На этом фоне возрастают потребности, и актуализируется влечение к наркотику. Однако оно не осознается, так как включаются защитные механизмы рационализации « ничего страшного не произойдет», «зачем нужна такая мерзкая жизнь без удовольствий», «я и так слишком много сделал, я заслужил это» и т.д., вытеснения, отрицания. Возникает «кажущаяся незначительность решения, легкость и не важность поступка, связанного с возобновлением наркотизации». В этот момент возникает ситуация высокого риска.

В связи с этим, на этапе неустойчивого равновесия необходима комбинация установок на стабильный жизненный стиль, жизненное равновесие с элементами позитивной зависимости (бег, занятия спортом, работа, медитация, уход за телом, интеллектуальный и эстетический рост и т.д.). На этапе формирования желания потворствовать своим слабостям, необходимо сформировать позитивные желания, например творческой деятельности, занятий искусством, эстетического и физического самосовершенствования. На этапе актуализации влечения необходимо интенсивно тренировать копинг-навыки преодоления влечения, техники контроля за своим эмоциональным и психическим состоянием.

На этапе формирования решения может быть использована техника матрицы принятия решения. Эта техника представляет собой запрограммированный в воображении рецидив и рассмотрение его последствий. Ситуация возникновения срыва и рецидива может быть проговорена или проиграна в ролевой игре с целью осознания того, что же действительно происходит и что может случиться дальше? Какие действия необходимо совершить, решения принять, что необходимо изменить? Использование данной техники – работа, требующая высокого мастерства, так как сопряжена с риском резкой актуализации влечения и неуправляемости поведения пациента. Поэтому она должна проводиться преимущественно в группе с развитым высоким эмпатическим потенциалом, в ситуации взаимного доверия и поддержки, когда пациент имеет возможность отреагировать свои эмоции и получить «обратную связь» и поддержку. Это работа в технике «key exposure” – проявления во вне неосознанных потребностей и проблем с целью их отреагирования и осознания.

В ситуации высокого риска необходима интенсивная проработка стратегий избегания социальных ситуаций, связанных с риском использования наркотик и вся вышеописанная работа.

В более поздних работах (Moser, Annis, 1991, 1996; Tucker, Vuchinich, Gladsjo, 1991) авторы основное место уделяют роли копинга в профилактике рецидивов (опыта совладания со стрессовыми и кризисными ситуациями). Выделяется три вида копинга и прослеживается их динамика.

^ Когнитивный, поведенческий и копинг принятия веры . Каждый из перечисленных вариантов копинга может носить как позитивный, так и негативный смысл с точки зрения вероятности формирования рецидива в зависимости от того, в какой фазе развития процесса рецидива используется та или иная копинг - стратегия. Несомненно, негативную роль в процессе формирования рецидива будут носить такие когнитивные копинг-стратегии как минимизация (преуменьшение значимости срыва), игнорирование признаков неблагополучия, преуменьшение негативных аспектов проблемы наркотизации, преуменьшение негативных аспектов жизненных событий, которые происходят с пациентом, если он вновь начинает употреблять наркотики.

Позитивными будут такие копинг-стратегии как реструктурирование событий срыва, рецидива или состояния, характеризующего явные признаки неблагополучия с точки зрения потери контроля над собственным поведением и возможности срыва; рост устойчивости и сопротивления приему наркотика, увеличение осведомленности о негативных эффектах на жизнь наркотиков, увеличение осведомленности о позитивных аспектах воздержания; оказание внутреннего сопротивления искушению употребить наркотик.

Позитивными эффектами будут обладать такие стратегии поведенческого копинга как уменьшение и полное исключение контактов с наркотизирующимися сверстниками, оживление общения с не наркотизирующимися людьми и/или устойчиво выздоравливающими зависимыми, общительность, готовность запросить помощь и совет у профессионалов или лиц, имеющих опыт преодоления зависимости, разрешение проблем, снижение негативного влияния стресса посредством собственных действий или обсуждения проблемы с поддерживающими лицами.

С точки зрения принятия веры, негативными эффектами будут обладать принятие норм, ценностей, перспектив и ожиданий лиц, употребляющих наркотики; принятие философии группы наркотизирующихся; ощущение безысходности и неверие в положительные перспективы для себя; неверие в возможность выздоровления от зависимости, в возможность позитивной, интересной и счастливой жизни; неверие в свои силы и возможности преодолевать проблемы и стрессовые ситуации, совладать с собой, своими эмоциями и влечением к наркотику.

Ситуации высокого риска рецидива

Наиболее распространенной классификацией ситуаций высокого риска рецидива является классификация Gordon & Marlat (1989). В ней выделяются три основных вида ситуаций.


  1. Негативные эмоциональные состояния (гнев, фрустрация, тревога и депрессия, связанные с интраперсональными конфликтами и/или реакцией на социальные стрессоры.)

  2. Интерперсональные конфликты (конфликты со значимыми другими, членами семьи, друзьями, сослуживцами).

  3. Социальное давление (направленное прямо – предложение употребить наркотик, выпить или косвенно – пребывание в компании наркотизирующихся или алкоголизирующихся лиц).
В последствие перечень классов ситуаций риска был несколько расширен и в настоящее время традиционно представляется следующим образом.

Интраперсональные детерминанты:


  • негативные эмоциональные состояния (депрессия, фрустрация, тревога, гнев),

  • негативные физические состояния (усталость, разбитость, болезнь, физическое состояние, сходное с абстиненцией),

  • позитивные эмоциональные состояния (внезапная радость, восторг, подъем, предвкушение успеха, приятного события),

  • проверка собственного контроля («Смогу ли контролировать дозу психоактивного вещества, если снова, всего лишь раз, его употреблю?» или «Ничего страшного. Я – сильный человек. Это я себе и другим уже доказал, прекратив употребление наркотиков. Теперь я смогу спокойно контролировать их употребление как захочу»).

  • Сильная тяга и искушение.
Интерперсональные детерминанты:

  • Интерперсональный конфликт,

  • Социальное давление

  • Позитивные эмоциональные ситуации, связанные с межличностным общением.
Метод анализа рецидива Specker & Cаrlson

Данный метод сфокусирован на построении поведенческой цепи, приводящей к срыву, и обеспечивает понимание последовательности событий. Интервьюирующий поощряет пациента к исследованию и прояснению своих реакций, а стало быть, к пониманию причин возникшего или возможного срыва. Процесс интервьюирования требует активного взаимодействия, сотрудничества. Лечебный смысл его заключается в том, что пациент должен получить новую информацию о собственной динамике рецидива и обучаться адекватным стратегиям предотвращения рецидива – копинг-навыкам для достижения и сохранения трезвости.

Наши исследования больных героиновой наркоманией, ранее не принимавших участия в процессе реабилитации и профилактике рецидивов, показывают практическое отсутствие у них сформированных копинг-навыков, и соответственно возможностей их использования. Скорее всего, это связано с тем, что психотерапевтическое воздействие редко является направленным на их формирование по причине отсутствия широкой известности возможностей их использования и эффективности в работе с зависимыми больными. Как психотерапевтическая задача в работе это не формулируется и если происходит, то стихийно. У тех больных, которые все-таки используют копинг-навыки, отмечаются более выраженные и стойкие улучшения состояния.

Копинг-навыки, необходимые для предотвращения рецидива

Альтернативная деятельность


  • физические упражнения

  • отвлечение

  • расслабление

  • хобби

  • молитва
Подкрепление неупотребления

  • Чтение списка причин, по которым не следует возвращаться к употреблению

  • Составление списка причин, по которым не следует возвращаться к употреблению

  • Вознаграждение себя за воздержание

  • Получение дополнительной информации о том, как поддержать себя
Избежание деятельности, связанной с повышенным риском

  • Избежание провоцирующих ситуаций

  • Избежание знакомства с лицами, употребляющими наркотики

  • Избежание районов «повышенного риска»
Социальная поддержка

  • Помощь самому себе

  • Звонок другу или члену семьи

  • Поддержка кого-то, кто в свое время прекратил употреблять наркотики

  • Поддержка окружающих

  • Посещение специальных групп самопомощи (АА, NA)
Отношения в социуме: позитивные последствия

  • Мысли о поддержке друзей

  • Мысли о том, что Ваш партнер будет счастлив после Вашего отказа от наркотиков

  • Мысли о детях: желание подать им хороший пример
Отношения в социуме: негативные последствия

  • Мысли о том, насколько Вы будете отвратительны для окружающих

  • Мысли о близких, которые будут очень расстроены

  • Мысли о том, что друзья будут думать, что Вы не способны бросить
Здоровье: негативные последствия

  • Мысли о том, насколько сильно связаны наркотики с Вашими болезнями

  • Мысли о том, что употребление наркотиков может привести к смертельному исходу

  • Мысли о других рисках для здоровья, связанных с наркотиками
Мотивирование себя

  • Отрицание, что наркотики Вам необходимы

  • Рассмотрение причин бросить употреблять наркотики
Сила желания

  • Твердо принято решение бросить. Вы сжимаете зубы и заставляете себя не думать о наркотиках.
Каждодневное напоминание

  • Активное вытеснение мыслей о наркотиках из сознания
Закон

  • Мысли о том, что употребление наркотиков влечет за собой нелегальную деятельность

  • Мысли о несении уголовной ответственности в случае поимки

  • Мысли о том, что Вы сможете заботиться о своих детях
Обесценивание наркотика: обращение к себе

  • «Нет ничего хуже этого»

  • «Это страшный наркотик»

  • «Я просто болен»
Напоминание себе

  • Наркотики не могут решить проблем

  • Наркотики не могут ничего исправить

  • Наркотики не помогут мне чувствовать себя лучше
Позитивные обращения к себе

  • Вера в себя: «Я могу это сделать»

  • Достижение: «Посмотри, как прекрасно я с этим справился»

  • Надежда: «Мне станет лучше (легче)»

  • Базовое позитивное отношение к себе
Переопределение себя

  • Мысли о себе, как о человеке, свободном от зависимости.

Раздел 7. Профилактика и реабилитация употребления наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ в семье

Теоретические основы профилактики и реабилитации зависимости от психоактивных веществ в семье изложены выше, однако следует подчеркнуть, что базовой концепцией семейной профилактики является концепция социальной поддержки. Именно формирование семьи как социально-поддерживающей системы является основой профилактической и реабилитационной деятельности деятельности. В рамках семейной профилактики используются различные программы.

Первый уровень семейных программ – программы для родителей детей и подростов, включенных в профилактическую систему. В рамках этой работы используется ряд аспектов:


  • Мотивация родителей на включение в программную деятельность, анализ внутрисемейных отношений, изменение деструктивных паттернов поведения на конструктивные.

  • Проведение профилактических тренингов для родителей и всех членов семей.

  • Индивидуальная работа с родителями.

  • Важность включения родителей в профилактическую активность связана с необходимостью формирования семейной антинаркотической политики.
В рамках профилактической работы с родителями и семьей в целом весьма эффективными являются семинары-тренинги, цель которых:

  • Осознание и понимание смысла детско-родительских отношений.

  • Проработка ролевых позиция (Я - ребенок, Я - взрослый, Я - родитель) и внутрисемейных стратегий построения взаимоподдерживающих отношений.

  • Работа с самоидентификацией и Я – концепцией родителей.

  • Проработка личностных проблем, берущих начало из детства и семейных стереотипов родителей.

  • Осознание ответственности за собственную позицию в семье и свое поведение, а также за развитие позитивных изменений в семейной системе.

  • Осознание и развитие личностных и личностно-средовых ресурсов, на основании которых может быть сформировано более эффективное поведение и система семейных взаимоотношений.

  • Развитие этих ресурсов в родительских и детско-родительских тренинговых группах.

  • Развитие поддерживающих стратегий поведения в семье.
Примером таких тренинговых программ могут служить «субботние» семейные программы. В рамках этих программ проводится тренинговая профилактическая работа по субботам в течение четырех часов: 1 час – тренинг с родителями; 1 час – тренинг с детьми; 1 час – детско-родительский тренинг и 1 час – индивидуальные консультации и ответы на вопросы.

Интересным опытом является программа для учеников 11 классов средней школы «Когда я захочу иметь семью» и для студентов высших учебных заведений «Готовность к построению семейных взаимоотношений».

Для семей, в которых обнаруживаются проблемы и трудности внутрисемейных взаимоотношений, специально подготовленными специалистами проводится системная семейная психотерапия.

Особое место в системе семейной профилактики занимают специальные программы. Их необходимость связана со следующими обстоятельствами. Так, многие дети из семей с низким экономическим достатком становятся не только потребителями наркотиков, но и звеньями в цепи их распространения. Они используются структурами наркобизнеса как «дешевая рабочая сила», способная приблизить наркоторговлю к потребительскому рынку (распространять наркотики в школах, дискотеках, местах развлечений подростков и молодежи). Такие дети, не имея средств к существованию, получают деньги и дозу наркотика бесплатно и за эту мизерную плату расширяют рынок наркопотребителей.

По данным ряда исследователей использование наркотиков и других психоактивных веществ бездомными и беспризорными детьми до семи раз выше, чем наркотизация тех детей, которые имеют дом и семью. В связи с этим необходимо развитие специальных программ для бездомных детей и детей, проводящих основное время на улицах. Для этих целей необходима специальная подготовка специалистов в области социальной работы и развитие системы специальных многоступенчатых реабилитационных центров, имеющих низко пороговые структуры (например, клуб для детей, проводящих основное время на улицах), стационарный, полу стационарный и амбулаторный этапы реабилитации.

Чрезвычайно загруженные работой родители, естественно, проводят меньше времени со своими детьми, уделяя им недостаточно внимания и слабо осуществляя мониторинг их время провождения. Повышенная занятость родителей на работе приводит к росту риска поведенческих проблем и связанной с ними зависимостью от наркотиков, алкоголя и других ПАВ у детей и подростков. В связи с этим необходимо развитие специальных программ для детей, родители которых не могут уделить им достаточного воспитательного внимания из-за особой занятости на работе.

В современном обществе существует проблема, связанная с изменением нормативных воспитательных и ролевых позиций в семье, увеличением числа чрезвычайно загруженных работой женщин, в семьях которых смещены родительские роли. Воспитанием детей в таких семьях часто занимаются посторонние люди - воспитатели, няни и т.д. Такие дети лишены родительской ролевой модели и не могут ориентировать свое поведение на конкретный пример. Это - ситуация особого риска поведенческих нарушений. Такие дети также нуждаются в специальных профилактических программах.

Дети, воспитывающиеся преимущественно бабушками и дедушками также менее стрессоустойчивы и адаптивны, чем их сверстники, воспитывающиеся родителями. У них существует риск деформации Я-концепции в процессе развития и слабого развития личностных копинг-ресурсов. Такие дети также нуждаются в специальных профилактических усилиях. Дети, живущие в семьях с одним родителем, чаще имеют эмоциональные проблемы, чем их сверстники, трудности успеваемости и адаптации в школе, что является выраженным фактором риска формирования зависимости от психоактивных веществ. Им необходим специальный профилактический подход.

Дети с нарушенным развитием и формирующейся патологией характера во много раз чаще употребляют наркотики и другие психоактивные вещества (National Center on Child Abuse and Neglect, 1994). Они нуждаются в специфических программах специальной стационарной и амбулаторной терапии.

Матери-подростки имеют, как правило, мало адекватной социальной поддержки, менее способны, чем взрослые матери справляться с кризисами и чаще употребляют наркотики, используя их как паллиативное средство избегания стресса (Department of Health and Human Services, 1993). Эти подростки нуждаются в программах социальной поддержки и преодоления стресса.

В данную схему входят следующие направления работы.

1). Индивидуальные консультации психолога и врача. Врач психиатр-нарколог консультирует родителей по медицинским вопросам зависимости от психоактивных веществ. Информирует о симптомах, синдромах, течении и лечении данных расстройств. Психолог проводит как информационно-просветительскую работу с родителями, так и индивидуальное психологическое консультирование по проблемам семьи и детско-родительских отношений.

2). Патронаж семьи социальным педагогом. Социальный педагог регулярно посещает семью участника программы и сопровождает ребёнка в его поездках домой. Также он поддерживает постоянный контакт с родителями каждого подростка: родители имеют постоянную возможность звонить ему и узнавать об успехах прохождения реабилитации их ребёнком.

3). Группа поддержки для родителей. При принятии подростка в Центр родители (или лица их заменяющие) автоматически становятся участниками реабилитационного процесса. Они должны осознать обязанность посещать и активно участвовать в группе поддержки для родителей. Данные группы проходят с периодичностью 1 раз в две недели и длятся 2 часа. На этих группах родитель имеет возможность получить и обсудить информацию по вопросам зависимости и последствий употребления психоактивных веществ. Также в круг тем входят вопросы предотвращение и мер предупреждения срывов, вопросы влияния семьи на развитие личности ребенка.

Наиболее важной задачей этих групп является обучение родителей на этих занятиях строить эффективные отношения с их зависимыми детьми, прошедшими реабилитацию в Центре, таким образом, чтобы помочь подросткам избегать срывов, а также развивать навыки, необходимые для конструктивного диалога со своим ребёнком-подростком.

^ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДЛОЖЕННЫХ МЕТОДОВ

В представленных методических рекомендациях изложены методы профилактической и реабилитационной работы с больными наркоманией в учреждениях социального обслуживания семьи и детей. Очевидно, что учреждения социального обслуживания могут иметь различную модель и различные задачи. Они могут быть ориентированы на первичную и вторичную профилактику, проводимую амбулаторно, могут ориентироваться на реабилитацию и третичную профилактику и иметь характер терапевтического сообщества, направленного на терапию средой. Однако вне зависимости от вида учреждения, в них должны внедряться все необходимые виды технологий, о которых идет речь в методических рекомендациях. В случае если технологии будут внедряться не полно, а процесс профилактики и реабилитации проводиться однобоко, эффекта от него не будет. Напротив, будет инициирован процесс девальвации деятельности и профессиональных усилий. Этот процесс губителен в отношении профилактики и реабилитации лиц, зависимых от наркотиков, так как формирует у населения не верное и разрушительное представление о невозможности эффективной помощи и социальной поддержки.

В методических рекомендация представлены современные методы и технологии работы. Без их внедрения в практику учреждения социального обслуживания семьи и детей достижение целей и решение задач профилактической и реабилитационной деятельности вряд ли возможно. Помимо этого, внедрение описанных новых технологий требует подготовки квалифицированных кадров.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Сирота Н. А., В. М. Ялтонский. Профилактика наркоманий и алкоголизма. М., «Академия», 2008, 175 с.

  2. Сирота Н.А, Ялтонский В.М., Лыкова Н.М. Исследование базисных копинг-стратегий подростков 11 – 12 лет из неблагополучной и благополучной среды. М., 2002.

  3. Сирота Н.А. и соавт. Наркомания: программа профилактики среди детей, подростков и молодежи // НИИ наркологии МЗ РФ. М., 1998. - 81с.

  4. Сирота Н.А. и соавт. Профилактика наркомании у подростков. От теории к практике. М., «Генезис», 2001, - 215с.

  5. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Волкова Т.В.Мотивационное консультирование детей и подростков группы риска в отношении употребления психоактивных веществ\\ Учебно-методич. пособие. М., 2004.

  6. Сирота Н.А., Ялтонский В.М.. Наркотики: проблемы и их решение. М., УМК «Психология», 2000, - 70с.

  7. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Мотивация в контексте первичной, вторичной и третичной профилактики наркоманий. // Наркология. - 2002. - №8.

  8. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. // Руководство по реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ / Под ред. Ю.В. Валентика, Н.А. Сирота. – 2001.

  9. Austie: Motivational Interviewina // Руководство по мотивационному консультированию. Совет Европы, Группа Помпиду.

  10. Baker A., Dixon J. (1991) Motivational interviewing for HIV risk reduction, в кн. под ред. W.R. Miller, S. Rollnick В.Р. Метод мотивационного интервьюирования: подготовка пациентов к изменению аддиктивного поведения, 293-302, New York: Guilford Press.

  11. Cohen S.J., Halvorson H.W., Gosselink C.A. Changing physician behavior to improve disease prevention. – Prev Med. - 1994. Gerdner A. Лекции . 2000 – 2001 гг .

  12. Hein K., Dell R., Futterman D., Rotheram-Borus M.J., Shaffer N. // Pediatrics. – 1995.

  13. Hoffman N.D., Futterman D. // Ped Infectious Dis. – 1993.

  14. Miller W. R. // Approaches to Drug Abuse Counseling. NIDA. – 2000. – P. 99–106.

  15. Miller W.R., Sovereign R.G. // В сб. T. Loberg, W.R. Miller, P.E. Nathan, G.A. Marlatt Аддиктивное поведение: предотвращение зависимости и воздействие на ранних стадиях зависимости / Amsterdam: Swets & Zeitlinger. – 1989. – P. 219-231.

  16. M iller W.R., S anchez V.C. // В сб. Проблемы, связанные с употреблением алкоголя и возникновением алкогольной зависимости у молодых людей. / Ed. G. Howard: University Notre Dame Press. – 1994. – P. 55-82.

  17. Post S.G., Botkin J.R. // Clinical Ped. – 1995. – V. 1. – P. 14-19.

  18. Рrochaska J., DiClemente C., & Norcross J. // American Psychologist. – 1992b. – V. 47. – P. 1102–1114.

  19. Rawitscher L.A., Saitz R., Friedman L.S. // Pediatrics. – 1995. – V. 2. – P. 65-69.

  20. Rollnick S., Mason P., Putler C. Health Behavior Change. A Guide for practitioners; Churchill Livingston. – 1999. – 225 p.

  21. Tucker J. et al. // The International Journal of the Addictions. – 1990-1991. – V. 25 (7A & 8A). – P. 1017–1050.

Как я уже неоднократно писал, и как сказано в самой первой записи этого дневника - первые попытки бросить пить я начал делать где-то году в 2008 наверное. Годом позднее появился этот дневник. К тому времени у меня было множество безуспешных попыток прожить хотя бы три недели без алкоголя, и по большей части они были безуспешными. В 2009-м году я завел этот дневник. Год спустя, если память не изменяет, в 2010-м я впервые посетил собрание ближайшей группы анонимных алкоголиков. В прошлом году мне удалось (если брать календарный год) оставаться трезвым семь месяцев из двенадцати. Период с апреля по август я был в срыве, но все же, должен отметить, что каждая моя новая попытка получается успешнее предыдущей.

Я считаю, что происходит это по нескольким причинам. Каждый раз, сорвавшись и вернувшись вновь, я стараюсь проанализировать свой срыв - понять, во-первых, причины, побудившие меня забыть о собственной болезни и начать употреблять спиртное снова. И, во-вторых, постараться осознать, что я сделал не так в прошлую свою попытку, а вернее - чего я не сделал в прошлый свой раз.

1. В этот раз я искренне и без сожалений захотел избавиться от алкоголя навсегда. Заметьте, не от алкоголизма (я, наконец, усвоил, убедил сам себя на своем же опыте, что болезнь является неизлечимой), а именно от алкоголя. И еще одно очень важное слово - навсегда. Если вы перечитаете этот дневник - то еще годом ранее я планировал не пить, скажем, лет до 65 (мне сейчас неполных 34 года). Т.е. в глубине души я оставлял себе надежду когда-нибудь вернуться к выпивке. Сейчас - ситуация качественно иная. Я очень устал пить. Невозможно скучать оп тому, что тебя очень утомило.

Размышляйте над тем, сколько всего "хорошего" принес вам алкоголь. Сколько лет деятельной жизни он у вас отнял. Почаще смотрите на себя - пьяного в хлам в зеркало. Вот стойте просто и вглядывайтесь в эти глаза - в эти чужие глаза незнакомого человека в зеркале. Не знаю, как у вас, а у меня даже цвет глаз изменялся - он светлел. Глаза становились полупрозрачными. И я размышлял, стоя и глядя так на себя в зеркало над тем - нравится ли мне та цена, которую я плачу за свою любовь к выпивке. Так со временем у меня сформировалась если не ненависть, то большая усталость от того, что делают со мной алкогольные напитки.

2. В этот раз я стараюсь превратиться в "человека, говорящего "ДА" тем новым методам, которые мне предлагают. В человека, который ищет возможности, а не оправдания. Иначе говоря - я стараюсь вести себя иначе (простите за тавтологию), чем при своих предыдущих попытках.

Это важно. Действительно важно. Нужно не просто воздерживаться от выпивки, нужно заново учиться жить. Это чертовски интересно, на самом деле.

Тянет выпить? Разберитесь - что стоит за этой тягой? Какие эмоции вы испытываете? Можно ли с ними что-то сделать?

Обида, злость, радость, раздражение, успех, провал, избыток внимания и его дефицит - оказывается, все эти состояния могут привести к тяге. Но... секундочку. Не эти ли состояния и являются ежедневными эмоциями, испытываемыми обычными людьми? Не эти ли составляющие и являются компонентами ЖИЗНИ. Моей, между прочим, жизни.

И, оказывается, что большинство из этих состояний могут быть не только деструктивными, но и конструктивными. В тех случаях, если вы, помня о великом высказывании Ницше, постараетесь взглянуть на происходящее с другой точки зрения, воспользоваться ситуацией и стать немного сильнее. В частности, в ближайшие дни я собираюсь написать о том, что я думаю об ОБИДЕ, которая так присуща многим алкоголикам на ранних стадиях отказа от спиртного.

3. В этот раз я стараюсь отдавать больше, чем получаю. Также, я жадно стараюсь "работать коллективно". Этот феномен объяснить сложнее, тем не менее - он очень важен. Пока затрону его тоже очень бегло, и быть может, вернусь к нему в одних из своих записей.

Да, мы все очень любим что-то получать - подарки, повышения по службе или похвалы. И я не исключение в данном вопросе. Но всегда ли мы заслуживаем этого? Даже заработная плата - всегда ли мы работали достаточно усердно и принесли достаточно пользы для того, чтобы получить те деньги, которые получили?

Можно посмотреть на точку зрения и иначе. Вспомнив закон сохранения энергии из школьной программы, который можно существенно упростить, выразив его просторечным выражением "если где-то прибыло, значит где-то убыло", ну и наоборот.

Что произошло бы, если бы вы включили кран в ванной, и у конструкции ванной при этом не было бы верхнего сливного отверстия? Совершенно верно - ванна наполнилась бы до краев, а потом вода начала бы хлестать через край, заливая ваших соседей снизу. В моем случае - происходит срыв. Запой.

Вот именно для того, чтобы его избежать, я пишу этот дневник, хожу на группы анонимных алкоголиков и очень много времени провожу на форуме, общаясь с такими же, как и я, алкоголиками. Только общаюсь не в режиме "чмоки-чмоки" или "привет, какдИла" (ну или хотя бы не исключительно в таком режиме), а стараюсь делиться собственным опытом. Рассказываю свою точку зрения там, где как мне кажется, человек действительно забрел в тупик и ищет новых источников информации.

Я отдаю, чтобы высвободить место внутри самого себя под новую информацию. Я делюсь трезвостью, чтобы высвободить место для собственной трезвости. Чтобы не допустить "переливания через край".

Ну и кроме того, общение с другими алкоголиками здорово помогает мне в пункте номер 2 этой моей записи - зачастую другие люди и их мнения помогают мне взглянуть на ситуации, происходящие со мной и внутри моей жизни иначе.

Так, возможно вы не поверите, но от повышенной обидчивости меня избавили три человека, которые на самом деле... очень сильно меня обидели. Такой вот парадокс. И вместе с тем - факт из моей жизни.

4. И, наконец, есть еще один основополагающий момент, кардинально отличающий эту мою попытку от предыдущих. Момент, который на самом деле надо бы выдвинуть на первое место. В программе выздоровления АА он идет под вторым и третьим пунктом. Их там шагами называют, а не пунктами. Те, кто знаком с шагами, уверен, понимают о чем я говорю.

Это тоже очень и очень важно, как мне кажется. Но об этом я напишу подробнее тоже немного позже - все-таки нужно возвращаться к своей основной работе. Мой обеденный перерыв подходит к концу:-)

Цель: преодоление анозогнозии, формирование установки на трезвый, здоровый образ жизни, мобилизация ресурсов личности, улучшение эмоционального состояния, сна, преодоление тяги к употреблению алкоголя, создание новых стереотипов поведения в ситуациях провокации на употребление алкоголя в рамках трезвости.

Для проведения релаксации используется мультимедийное оборудование. Мультимедиа – это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных техник и программных средств. Мультимедийные средства объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

В работе используются следующие формы: психосоциальные коррекции с релаксацией с использованием элементов музыкотерапии, арттерапии, аромотерапии, светотерапии. Результатом проведенных сеансов релаксации должна стать стабилизация эмоционального фона пациента.

1. Концепция лечения и соответствующие симптомы при химической зависимости.

2. Люди, места, вещи, вызывающие у пациента желание употреблять ПАВ.

3. Структура личного времени.

4. Влечение к употреблению.

5. Ситуации повышенного риска.

6. Социальный прессинг к употреблению.

7. Острые симптомы, возникающие после отказа от употребления привычного наркотика, способы их преодоления.

8. Употребление других наркотических веществ (алкоголя, лекарств не прописанных врачом и др.).

9. Участие в группах АА и АН.

Кроме этого групповое консультирование включает в себя пошаговую работу по программе «12 шагов».

Образовательная программа:

1. Информационные занятия по концепции болезни и выздоровления.

2. Семейное образование.

3. Философия духовности.

4. Антистрессовая программа.

Целью проведения образовательных программ является изменение у пациента отношения к употреблению ПАВ и формирование представления об употреблении как о патологическом влечении, которым можно научиться управлять.

Основные темы информационных занятий по концепции болезни и выздоровлению:

Темы занятий:

1. Наркомания, алкоголизм – болезнь.

2. Природа зависимости.

3. Поведенческие признаки зависимости.

4. Медицинские симптомы зависимости.

5. Формы психологической защиты у зависимых.

6. Психология поведения зависимых людей.

7. Нейробиологическая теория зависимости.

8. Программа выздоровления АА и АН.

9. Негативные личностные характеристики и их проявление при зависимости.

10. Рецидивы (срывы) и стратегии их профилактики.

11. Психологические факторы формирования зависимости.

12. Стыд и вина.

Семейное образование:

1. Алкоголизм и наркомания – болезнь семейная.

2. Дисфункциональные семьи. Что это?

3. Созависимость – признаки и симптомы.

Философия духовности:

Цель проведения занятий по философии духовности – формирование у пациента духовных ценностей и потребностей, а также чувства сопричастности к силе, большей, чем его собственная, что поможет ему развить стиль жизни, свободный от наркотиков.

1. Понятие духовности.

2. Три основных компонента выздоровления: честность, открытость, готовность стараться.

3. Духовные потребности и ценности.

4. Концепция Высшей силы в процессе выздоровления.

Антистрессовая программа:

Цель проведения антистрессовой программы – научить пациентов справляться с напряженными жизненными ситуациями, познакомиться с техниками саморегуляции без употребления ПАВ.

Занятия по профилактике инфекционных заболеваний:

Целью этих занятий является информирование пациентов об инфекционных заболеваниях, сопутствующих употреблению ПАВ, и методам профилактики, формирование у пациентов ответственности за их здоровье и здоровье других людей.

Темы индивидуального и группового консультирования:

1. Инструменты предотвращения рецидива.

2. Определение процесса рецидива, его начало и развитие.

3. Взаимоотношения с другими в выздоровлении.

4. Развитие образа жизни, свободного от наркотиков.

5. Духовность и религиозность.

6. Стыд и вина.

7. Личный опыт, личностный рост. Самооценка.

8. Недостатки характера.

9. Понимание и удовлетворение собственных потребностей.

10. Преодоление гнева и злости.

11. Релаксация и время отдыха.

12. Работа и управление деньгами.

13. Трансформация зависимого поведения, поиск новых моделей.

14. Самозабота.

Оценка эффективности реабилитационной программы

Организация реабилитационной работы с наркологическими больными требует постоянного контроля, мониторинга и динамической оценки ее реальной эффективности.

Инструментом оценки эффективности реабилитационного процесса может служить тестирование результатов каждого этапа реабилитационной программы (психологическое тестирование, анализ дневников динамики и т.д.), а также систематический биологический контроль за возможным приемом ПАВ (экспресс-тестирование иммунохроматографичесим методом на наличие наркотических веществ).

Для оценки эффективности реабилитационной программы важно учитывать не только количественные, но и качественные критерии, где важно учитывать все радикалы реабилитационного потенциала: наркологический, соматический, личностный, социальный. Все они складываются в показатель - «качество жизни».

Показатели результативности: количество пациентов, прошедших полный курс реабилитации, продолжительность ремиссии и качество жизни пациентов, прошедших реабилитацию в реабилитационном центре.

Критерии оценки «качества жизни»:

1) воздержания от употребления любых видов ПАВ;

2) продолжение работы по программе наркозависимого и его созависимых родственников;

3) занятость (трудоустройство, учеба и др.);

4) восстановление семейных отношений.

Мониторинг.

Мониторинг эффективности реабилитационной программы проводится ежегодно среди лиц, прошедших реабилитацию в реабилитационном центре. Мониторинг осуществляют специалист центра и волонтеры. Полученные данные можно вносить в личные дела пациентов или в информационный банк данных, разработанный в реабилитационном центре.

Механизм сбора информации о результативности реализации программы и оценки ее эффективности:

1) у пациента, окончившего реабилитацию, уточняются необходимые координаты (не изменился ли адрес проживания, телефон);

2) так как устойчивой ремиссией считается ремиссия сроком свыше 1 года, раз в год с пациентом встречается специалист реабилитационного центра или волонтер и проводит качественный и количественный анализ ремиссии по следующей форме:

Пример заполнения формы:

Патронаж 02.06.2014

При условии трезвости пациента заполняются соответствующие графы. Указывается срок ремиссии, посещает ли пациент группы поддержки для зависимых, участвуют ли его родственники в группах поддержки для созависмых, занятость (работает, учится), семейное положение на дату патронажа, а также отмечаются значимые изменения за прошедший год (например, женился, родился ребенок, восстановился в образовательном учреждении, закончил образовательное учреждение и т.д.). Пациент приглашается на группы или общие мероприятия, организуемые для выпускников.

При условии рецидива у пациента также заполняются соответствующие графы. Указывается дата срыва, уточняется факт занятости (продолжает ли пациент работать (учиться), указывается семейное положение на дату патронажа. Специалистами пациента проводится мотивационное консультирование с пациентом и, по возможности, с его родственниками на прохождение повторной реабилитации или работе по программам профилактики срыва. Срок ремиссии у таких пациентов аннулируется.

Патронажное сопровождение может проводиться в процессе посещения групп АА/АН, в исключительных случаях по телефону. Телефонное консультирование нежелательно, так как в значительной степени искажает реальную информацию о пациенте в связи с тем, что специалисты не контактируют с ним визуально и кинестетически.

Данные патронажа заносятся в социальные паспорта пациентов или в созданную компьютерную программу «Информационный банк».

Контроль ремиссии пациента должен осуществляться в течение 5 лет.


Приложение №1

Цель – постепенный переход на более самостоятельное функционирование в открытой среде на основании приобретенной личностной устойчивости и зрелости, позволяющим функционировать в обществе без употребления ПАВ.

Задачи:

1 Совершенствование и стабилизация навыков и знаний, полученных на интеграционном этапе.

2 Коррекция приобретенных в результате заболевания зависимостью от ПАВ личностных особенностей.

3 Закрепление способностей к обучению (специальному и социальному), самовыражению и самореализации.

4 Обучение приемам эффективной коммуникации и выхода из конфликтных ситуаций.

5 Возвращение (формирование) утраченной системы ценностных норм и ценностной ориентации.

6 Полная нормализация семейных отношений и коммуникативных навыков.

Акцент переносится на психосоциальный аспект МРП, преследующей достижение основной цели восстановление, коррекцию или формирование нормативных личностных и социальных качеств пациента, возвращение его в семью и общество.

С целью коррекции внутриличностных и психосоциальных проблем пациента, с учетом клинического полиморфизма и типологического многообразия зависимой личности психотерапевтическая работа становится более индивидуальной и дифференцированной. Основным методом лечебного психотерапевтического воздействия является краткосрочная личностно-ориентированная терапия, которая направлена на вскрытие ранних личностных конфликтов и уязвимых свойств личности, на выявление патологических поведенческих паттернов, а также на коррекцию зависимых качеств личности. Она может проводиться в рамках как индивидуальной так и групповой психотерапии. Групповые формы работы являются предпочтительными, поскольку в группах за счет сети переносов личностных конфликтов на соучастников работы травматизация протекает более мягко, создаются условия для параллельного анализа объектных отношений и возможность более детального анализа собственных социальных связей, на примере других больных моделируются собственные личностные и межличностные конфликты, в том числе и связанные с формированием зависимого поведения. Для расширения сети переносов и более объективного воссоздания собственных проблем желательно включение в работу ко-терапевта другого пола.

Одновременно активно организуется психосоциальная работа, целью которой является восстановление, коррекция или формирование нормативных личностных и социальных качеств больных, восстановление или гармонизация семейных отношений. Для этого увеличивается объем физической и интеллектуальной занятости пациентов, стимулируется их профессиональная ориентация, проводятся тренинги социальных навыков в условиях режима трезвости, пациенты активно участвуют в работе групп и сообществ само- и взаимопомощи в сообществах анонимных наркоманов (НА), анонимных алкоголиков (АА). При необходимости проводятся терапевтические мероприятия, направленные на лечение существующих у пациента заболеваний.



Темы индивидуального и группового консультирования:

1. Концепция лечения и соответствующие симптомы при химической зависимости.

2. Люди, места, вещи, вызывающие у пациента желание употреблять ПАВ.

3. Структура личного времени.

4. Влечение к употреблению.

5. Ситуации повышенного риска.

6. Социальный прессинг к употреблению.

7. Острые симптомы, возникающие после отказа от употребления при­вычного наркотика, способы их преодоления.

8. Употребление других наркотических веществ (алкоголя, лекарств, не прописанных врачом и др.).

9. Участие в группах АА, НА и в других группах само- и взаимопомощи.

Кроме того, групповое консультирование включает пошаговую работу по программе «12 шагов». Тема для обсуждения на каждой сессии может быть задана либо психотерапевтом или психологом, либо быть выбрана согласно ин­дивидуальным потребностям пациента на данном этапе МР. Однако при проведении консультирования должны быть рассмотрены все указанные темы.

Образовательная программа охватывает следующие области:

Информационные занятия по концепции болезни и выздоровления;

Семейное образование;

Философия духовности;

Антистрессовая программа;

Профилактика инфекционных заболеваний (гепатит, ВИЧ и т. д.).

Целью проведения образовательных программ является изменение у пациента отношения к употреблению ПАВ и формирование представления о медицинских и социальных последствиях употребления ПАВ.



Основные темы информационных занятий по концепции болезни и вы­здоровления:

Наркомания, алкоголизм – болезнь.

Природа зависи­мости.

Поведенческие признаки зависимости.

Медицинские симптомы зависимости.

Формы психологической защиты у зависимых.

Психология поведения зависимых людей.

Нейробиологическая теория зависимости.

Программа выздоровления АА и НА.

Негативные личностные характе­ристики и их проявления при зависимости.

Рецидивы (срывы) и стратегии их профилактики.

Психологические факторы формирования зависимо­сти.

Стыд и вина.

Семейное образование (основные темы):

Алкоголизм и наркомания – болезнь семейная.

Дисфункциональные семьи. Что это?

Созависимость: признаки и симптомы.

Философия духовности:

Цель проведения занятий по философии духовности – формирование у пациента духовных ценностей и потребностей, а также чувства сопричаст­ности к силе, большей, чем его собственная, что поможет ему развить стиль жизни, свободный от наркотиков.

Понятие духовности.

Три основных компонента выздоровления: честность, открытость, готовность стараться.

Духовные потребности и ценности.

Концепция Высшей силы в процессе выздоровления.

Антистрессовая программа:

Цель проведения антистрессовой программы – научить пациентов справляться с напряженными жизненными ситуациями, познакомить с техниками саморегуляции без употребления ПАВ.

Занятия по профилактике инфекционных заболеваний:

Целью этих занятий является информирование пациентов об инфекцион­ных заболеваниях, сопутствующих употреблению ПАВ, и методам профилак­тики, формирование у пациентов ответственности за их здоровье и здоровье других людей.

Важная вспомогательная роль отводится трудотерапии (трудовые мастерские, дежурство на кухне, помощь персоналу в уборке отделения), которая должна иметь гуманистическую направленность (например, участие в различных формах благотворительной деятельности) и учитывать креативные данные пациентов (оформление отделения, составление санбюллетеней, помощь врачу при проведении лекционных занятий). Для формирования сознательного позитивного самотворчества и повышения самоуважения личности, для режимной организации психотерапевтической среды используется гуманистическая и духовно-ориентированная психотерапия. Наряду с психо-социальными реабилитационными мероприятиями на данном этапе продолжается лечение резидуальных психических и сомато-неврологических расстройств.

Таким образом, стабилизационный этап включает:

־ стимулирование или выбор профессиональной ориентации, увеличение объема физического и интеллектуального труда,

־ вовлечение пациентов в работу групп само- и взаимопомощи;

־ подготовку к выписке из реабилитационного учреждения и функционированию в открытой социальной среде.

Координаторы этапа – психолог и/или специалист по социальной работе.

Продолжительность стабилизационного этапа МР определяется УРП пациента и бывает различной:

Для пациентов с высоким УРП – 3-4 месяца

Для пациентов со средним УРП – 8 – 10 месяцев;

Для пациентов с низким УРП – 20-22 месяца.

По продолжительности выделяют три варианта программы МР, что в свою очередь зависит от продолжительности стабилизационного этапа программы МР:

3– 4 месяца при 6-месячной программе МР;

8-10 месяцев – при одногодичной программе МР;

20-21 месяц – при двухгодичной программе МР.

Эффективность мероприятий реабилитационного периода МР оценивается по готовности пациента воздерживаться от приема ПАВ и продолжать участие в дальнейшей программе МР, по степени вовлеченности в процесс МР, по изменениям, происходящим с личностью пациента (мышление, эмоциональное реагирование, поведение, физическое здоровье).

3. Постреабилитационный (профилактический) период ЛРП (программы поддерживающей МР).

Цель – достижение полной и стабильной социальной интеграции, при условии физического и психического благополучия и воздержания от употребления ПАВ.

Задачи:

־ Профилактика рецидивов заболевания, организация социальной и психологической поддержки пациента и членов его семьи.

־ Поддержание физического и психического благополучия.

־ Нормативность поведения.

־ Личностная и социальная ответственность.

־ Эффективное функциональное взаимодействие с окружающей средой и реабилитационным учреждением.

־ Коррекция самооценки и восприятия личностного успеха или неудач

־ Социальная востребованность.

־ Самоконтроль постреабилитационных мероприятий, посещение групп само- и взаимопомощи (НА, АА).

В этот период пациент находится в режиме МР в амбулаторных условиях, которая предусматривает участие пациента в групповой терапии, ведение дневника эмоциональных состояний, работу по шагам, посещение собраний АА или НА и работу со спонсором по программе «12 шагов».

Пациенту обеспечена возможность получать поддержку персонала и сообщества АА и/или НА, консультироваться в отношении последствий своего поведения и эмоциональных реакций, развивать иные по сравнению с прошлыми социальные связи. Важной составляющей частью данного этапа является активное (ежедневное) посещение собраний АА или НА и работа с куратором. К моменту окончания этапа пациент должен подготовить совместно с психологом развернутый план поддерживающей терапии и дальнейшей работы с выявленными в процессе лечения психологическими проблемами.

Модель пациента . Пациент постепенно входит в семейную и социальную среду. С помощью сотрудников и членов терапевтического сообщества он овладевает новыми для себя либо забытыми приемами межличностного общения, эмоциональ­ного реагирования, навыками решения возможных конфликтов, осваивает модели трезвого поведения, устанавливает новые социальные связи, которые не связаны с употреблением ПАВ.

Координатором этого периода может быть психолог или специалист по социальной работе. По показаниям врач психиатр-нарколог оказывает консультативную, диагностическую и лечебную помощь.

Все этапы и периоды МР целесообразно реализовывать последовательно, что позволяет обеспечить преемственность и высокую эффективность каждого из этапов медицинской реабилитации. Конкретные сроки реализации программы МР определяются УРП пациента и достигнутыми результатами в рамках каждого последовательного этапа МР.

После завершения каждого периода и этапа МР члены реабилитационной бригады и представители старостата пациентов оценивают состояние пациента и коллегиально выносят решение либо о его переводе на последующий этап или период МР, либо решение о продолжении мероприятий текущего этапа или периода МР.

Совместная оценка результативности ЛРП членами наркологической бригады и старостатом имеет для пациентов большую достоверность и объективность, обычно не вызывает со стороны пациентов принципиальных возражений и обладает значительным воспитательным потенциалом. Формализация оценок может быть произведена в бальной системе и в индивидуальной карте пацинента заносятся соответствующие баллы по всем пунктам, отражающим полноту и качество участия в программе МР.

По окончании каждого этапа МР и при решении вопроса о переводе пациента на последующий этап МР члены наркологической бригады проводят аттестацию (оценку) результатов работы (достижений пациента) по следующим направлениям: этика поведения в реабилитационном отделении (центре), самообслуживание, отношение к труду, приобретение и совершенствование профессиональных навыков, отношения к семье, коммуникативные навыки, особенности межличностных отношений, критика к своему заболеванию, восприятие своего будущего и реальность планов на будущее и т.д. В результате коллегиально выносится решение о переводе пациента на последующий этап МР или оставляют пациента на прежнем этапе. Решение о переводе на следующий этап МР сообщается пациенту в официальной обстановке с обязательным соблюдением такой формальности как написание пациентом заявления на имя заведующего отделением (центра).

Если пациент по результатам проведенной аттестации не переводится на следующий этап МР, в индивидуальный план реабилитационной работы с ним вносятся необходимые изменения и дополнения. Продленный этап МР также завершается повторной лечебно-реабилитационной аттестацией.

К окончанию третьего (стабилизационного) этапа перед выпиской из реабилитационного отделения (центра) проводится обследование пациента и его итоговая аттестация, которая включает анализ данных соматического и психического состояния пациента, письменное тестирование (экзамен) и собеседование.

Аттестация проводится: а) членами реабилитационной бригады; б) членами психотерапевтических групп, учебного класса, производственного коллектива в которых находился больной.

Аттестационный экзамен включает письменные ответы на вопросы и компьютерное тестирование, к основным темам этого «испытания» относятся: понимание зависимости как болезни (медицинские, психологические, социальные признаки); последствия зависимого поведения; признаки обострения заболевания; навыки профилактики рецидивов и кризисных ситуаций; роль труда и учебы в выздоровлении; самооценка; критика к своему заболеванию; определение таких понятий, как: эмоции, воля, дружба, ответственность, совесть, долг, правдивость, трудолюбие, цель, карьера, семья, духовность и др.

Устное собеседование проводится в дружеской форме. Подготовленный к выписке пациент отвечает на вопросы других пациентов и членов реабилитационной бригады. Обязательно необходимо рассказать о себе, о своем заболевании, динамике выздоровления, собственных позитивных достижениях, о взаимоотношениях с семьей, о конкретных планах после выписки из реабилитационного учреждения. Итоговая аттестация завершается (желательно в присутствии родственников) добрыми напутствиями и вручением пациенту памятного подарка в виде своеобразного «свидетельства» о завершении реабилитационной программы.

Каждый последовательный период и этап МР предполагает организацию ряда структурных подразделений для дифференцированного решения задач, а также обеспечения последовательности и преемственности работы, в которых реализуются конкретные программы по профилактике, лечению и реабилитации.

Оптимальный алгоритм движения пациентов в процессе осуществления последовательных этапов ЛРП:

1) Лечение психических и поведенческих расстройств вследствие употребления ПАВ; отделение неотложной наркологической помощи или наркологическое отделение наркологической больницы (диспансера).

2) МР в стационарных условиях: отделение медико-социальной реабилитации наркологической больницы (диспансера) или реабилитационный наркологический центр.

3) МР в амбулаторных условиях: отделение медико-социальной реабилитации (дневной наркологический стационар или наркологическое отделение наркологического диспансера (больницы).

4) Диспансерное наблюдение участкового врача психиатра-нарколога.

Порядок организации ЛРП организуется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. « 929н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «наркология».

Функциональный анализ срыва – отслеживание опасных ситуаций, мыслей, эмоциональных состояний, желаний, поведения. После отслеживания необходимо произвести их анализ и найти способы коррекции. Делать это можно с помощью таблицы функционального анализа срыва. В это таблицу со столбиками ситуации, мысли, эмоции, желания, поведение следуем внести свои признаки срыва (можно воспользовавшись описание срыва, можно свои личные). Во второй строке следует проанализировать эти признаки. В третьей выработать способы их коррекции.

Пример функционального анализа процесса срыва:

Ситуации Мысли Эмоции Желания Поведение
Признаки 1. Излишняя нагрузка на работе. 2.Тяжелые отношения в семье. 1. Мне не хватает сил на группы, нужно сократить. 2. Я могу со всем справиться сам. 1. Усталость 2. Тревога 1. Прекратить выздоровление 1. Пропускаю группы.
Анализ (чем опасно) 1. Усталость может привести к употреблению. 2.Напряжение опасно 1. Группы – моя гарантия трезвости, выпью – не будет ничего. 2. Раньше не очень справлялся, приходилось искать помощь у алкоголя 1. Опасное состояние 2. Тоже опасно 1. Аналогично желанию начать употребление 1. Увеличиваю опасность срыва
Коррекция (как исправить) 1. Пересмотреть график, убрать ненужные нагрузки. 2. Прорабатывать ситуации с семейным психологом. 1. Нужно сократить другие дела, чтобы была возможность ходить на группы. 2. Нужно просить помощь 1. Требуется режим отдыха. 2. Следует прорабатывать тревогу 1. Моя цель – нормальная трезвая жизнь. 1. Пересматриваю план выздоровления (вместе с консультантом).

Профилактику срыва необходимо проводить каждую неделю!!!

Задания к теме «Профилактика срыва»:

1. Вспомните 5 ситуаций, когда вы после некоторого периода воздержания опять возвращались к употреблению. Как бы вы могли заранее избежать употребления, заранее убрав психологическое напряжение другими способами.
2. Определите, на какой фазе развития срыва вы находитесь сегодня. Опишите признаки этой фазы и конкретные ситуации, в которых они проявляются. Что вам необходимо предпринимать, чтобы остановить процесс развития срыва.
3. Сделайте функциональный анализ процесса срыва.
4. Вспомните период трезвости, который закончился употреблением. Опишите, как у вас развивался процесс срыва и разбейте этот процесс на фазы. Что можно было предпринять на каждой фазе развития срыва. Если сможете, опишите таким образом несколько периодов.
5. Какие основные факторы у вас «запускают» (или могу запустить) процесс срыва и как вы можете их избежать.

Месяц 4. 4 шаг

Теория+случаи из практики

Спикерская

Лекция + обратная связь + прописать несколько пунктов на неделю

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!