Сергей Есенин — В хате: Стих. «В хате», анализ стихотворения Сергея Есенина Мать с ухватами не сладится нагибается

«В хате» Сергей Есенин

Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.

Анализ стихотворения Есенина «В хате»

Написанное в 1914 году стихотворение «В хате» — превосходный образец бытовой зарисовки о деревенской жизни. Произведение это многие критики, современники Есенина, оценили по достоинству сразу же после выхода в печать. Бухарова отмечала, что строки очаровывают в первую очередь непосредственностью. По ее мнению, Сергей Александрович нашел новые темы, слова, картины. Диалектизмы, встречающиеся в тексте, ей показались более «точными, красочными и меткими», нежели «пошлые вычурные словообразования» Северянина, Маяковского и прочих подобных авторов. Венгеров писал, что Есенин сумел превратить в «золото поэзии» вещи самые простые.

Как уже говорилось выше, в стихотворении представлен крестьянский быт. Сергей Александрович рисует реалистичную картину, наполненную интересными подробностями. Поэт выступает в роли внимательного наблюдателя, который способен подметить и передать даже мельчайшие детали. Изба и двор – место гармоничного сосуществования людей и зверей. Сначала лирический герой обращает внимание читателей на едва ли не главного человека в крестьянском доме – хозяйку (мать). Затем он переходит к важнейшему обитателю хаты, если говорить о домашних любимцах, — старому коту. Далее действие переносится во двор. Там тоже кипит жизнь – квохчут куры, «запевают обедню стройную петухи», «щенки кудлатые заползают в хомуты». По стихотворению видно, с какой любовью и нежностью относится Есенин к простому деревенскому люду. В доме, изображенном в тексте, живут люди небогатые, но трудолюбивые, знающие истинную цену хлеба и умеющие на него заработать.

Созданию деревенского колорита не в последнюю очередь способствует употребление диалектизмов. Чтобы узнать значение некоторых из них, современному читателю придется обратиться к словарю. Например, дежка – это кадушка для теста, кваса; драчены – запеченные лепешки, делающиеся из картофеля или пшеничной каши; попелица – зола; махотка – горшок, в котором хранится квас или молоко.

К теме деревни Есенин обращался на протяжении всего творческого пути. Особенно интересно ее развитие в контексте восприятия поэтом Октябрьской революции. Сначала Сергей Александрович радовался приходу к власти большевиков. Он искренне полагал, что свержение императора приведет к окончательному освобождению крестьян из-под гнета богачей. Спустя некоторое время Есенин осознал свою ошибку. Индустриализацию, шагавшую по стране семимильным шагами, поэт так и не сумел принять.

Читать стихотворение «В хате» Есенина - это как внезапно очутиться в русской деревне начала двадцатого века. Образы Есенина сочные и мясистые, они объемны: кажется, их можно потрогать руками, вдохнуть запах старого дерева, из которого построен крестьянский дом, почувствовать обжигающее тепло печи, в которой уже дозревает запашистый хлеб. С какой любовью, с какой нежностью Есенин воскрешает в своей памяти все детали своего родного быта. С щемящей тоской через взор Есенина нам открывается целая картина из прошлого поэта. Смотрите, сквозь ненужные слезы, которые наворачиваются на глаза из-за переизбытка доброты и любви в душе, смотрите… Вот кудлатые толстые, неповоротливые щенки потешно карабкаются друг на друга, повизгивают, кусаются, забавно виляют своими коротенькими хвостиками. Во дворе слышно кудахтанье кур, а важный, как гусар, петух взлетел на забор, и прочищает горло, чтобы первым известить мир о том, что взошло солнце. Вороватый котейка крадется к парному молоку. И матери все никак не удается справиться с ухватом. Наверное, она бранится себе под нос, и тут же, устыдившись, украдкой крестит рот, прости, Господи. «В хате» стих просто переполнен образами. Такими живыми, такими настоящими…

Стихотворение было написано Есениным в 1914 году и сразу же привлекло внимание критиков к молодому поэту.

Текст стиха «В хате» Есенина полностью читайте на нашем сайте.

Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.

Написал стихотворение «В хате» в 1914-м году. Это произведение вошло в сокровищницу поэта как образец «деревенской поэзии». Автор легко, ярко и образно описывает деревенский быт, просто рассказывает о предметах и окружающем мире, повседневной жизни крестьян. Здесь читатели могут увидеть всё «изнутри», глазами лирического героя, который, безусловно, является не обычным зрителем, а участником происходящего, живёт этой жизнью.

Стихотворение было впервые издано в 1915-м году. Его опубликовали в журнале «Голос жизни», произведение не было озаглавлено. Длительное время стихотворение называли по первой строчке: «Пахнет рыхлыми драчёнами…» , но потом оно получило заглавие «В хате».

Современники поэта отмечают, что именно данное произведение Сергей Есенин любил читать. В нём объединились яркие черты творчества автора: оригинальный слог, лёгкий и образный язык, тема деревни и трогательное отношение к животным, запоминающиеся детали и экспрессивные определения.

Сюжет, композиция, тема стихотворения

Композиция стихотворения линейная, произведение носит описательный характер. Поэт рассказывает о быте в крестьянской хате, хотя и «за порог» тоже выходит: в четвёртой строфе описывается двор с петухами.

Всё стихотворение укладывается в пять небольших строф, но читатель узнаёт из него очень многое, может ярко представить себе в картинках деревенскую жизнь.

Сначала предстаёт образ деревенской нехитрой еды: рыхлых драчён, кваса. Здесь же мы видим точёные печурки и прячущихся в пазах тараканов. Они считались жильцами изб по праву и символизировали относительное благополучие. Известно, что в новую избу тараканов брали с собой, а не оставляли погибать.

Затем читатель может узнать, как готовится пища. Образы заслонки с сажей, печки, солонки на лавке со скорлупой яиц дают представление о быте. Всё это делается женскими руками. Читатели будто воочию могут увидеть мать лирического героя, которая не в силах сладить с ухватами и низко сгибается. У старого кота тоже своё дело. Он крадётся к парному молоку.

Во дворе квохчут куры, поют петухи. В углах избы прячутся кудлатые щенки. Каждый читатель с лёгкостью ощутит себя в обстановке деревенского быта, прочитав это яркое, наполненное многочисленными деталями и запоминающимися образами стихотворение.

Стихотворение имеет перекрёстную рифму: первая строчка рифмуется с третьей, а вторая с четвёртой. Написано стихотворение хореем , но при этом на последний слог тоже часто падает ударение.

Художественные средства изобразительности

Стихотворение «В хате» привлекает множеством слов, которые уже во времена Есенина были известны далеко не всем. Это специфическая деревенская лексика. Когда поэт читал это произведение, он пояснял многие слова, поскольку присутствующие даже не представляли себе их значение. Драчёны, дёжка, печурка, ухваты, махотка, соха – все эти слова придают стихотворению особое обаяние, максимально приближают читателя к деревенскому быту.

Всё в этом стихотворении описано у Есенина очень ярко и образно, при этом основным принципом построения текста становится максимальная лаконичность. Здесь нет множества определений, сложных для восприятия символов. При этом читатель с лёгкостью сумеет всё представить в картинках.

Интересно, что происходящее передаётся в динамике, движении. Это придаёт стихотворению ещё большую реалистичность. Тараканы лезут , сажа вьётся , мать нагибается , кот крадётся , щенки заползают . Мы можем даже услышать звуки: квохтанье кур, пение петухов, шум ухватов, шорохи и потрескивание. Сам автор называет всё это «пугливой шумотой». Именно этот яркий образ-символ, включающий в себя окказионализм поэта «шумота», становится в произведении центральным.

Читая стихотворение Сергея Есенина «В хате», каждый сумеет окунуться в деревенский быт, представить себе неповторимую атмосферу крестьянской хаты. Произведение выдержано в едином стиле. Оно написано лёгким слогом, ярким и образным, характерным для поэта. Здесь всё просто, лаконично, доступно и в то же время своеобразно, а специфическая лексика позволяет нам читать о деревне на её языке.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение

Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Дайте на руки! Парное молоко обдает. Белый комок снега первого. Первый дымок новой трубы. Первая спица мигнула в колесе. Расправляется. Хватает. Ласка. Побожись, что не будешь, как все!...
  2. Скрипнут в хате двери… Сон ли вижу я — Мама, дай примерить Крылья журавля — Чтоб взлететь, Как в детстве Можно лишь взлетать, Что потом чудесней Чудо понимать… И в...
  3. За станицей воют волки, над сугробами кудель. От Магнит-горы до Волги белогривая метель. Но изба не ждет устройства и запасами права. Полыхнет огнем береста, затрещат в печи дрова. Не допустят...
  4. Легким ветром колышется штора. Я не сплю, я томлюсь в полусне. Беспокойные, бледные тени Тихо реют по белой стене. Звуки песен далеких и нежных Надо мною чуть слышно дрожат, И...
  5. Был старый Томск легендами овит. Идет, к примеру, улицей пустынной Студент — и впереди, в шубейке длинной, Приметит даму, стройную на вид. Он вслед за ней держаться норовит, Как за...
  6. Сизый туман утром в окне. Море воспомнилось мне. Чайки и – рыба винтами в воде, мокрый твой плащ при звезде… Белый туман утром в окне. Зимы припомнились мне. К печке...
  7. Мы поехали за город, А за городом дожди. А за городом заборы, За заборами — вожди. Там трава немятая, Дышится легко. Там конфеты мятные, Птичье молоко. За семью заборами, За...
  8. В старый город, в старый город Въезд машинам запрещен. Забреду я в старый город С аппаратом за плечом. Закуплю открытки-марки, Подивлюсь на старый хлам, Аппарат старинной марки Наведу на старый...
  9. Саманный аул в казахской степи. Жизнь под колун — все стерпи. Пол земляной. Врыт казан. Покрыта золой в углу коза. На корточках варит апа бешбармак. Пахнет гарью. В глазах тошнота....
  10. Какая длинная зима, Как время медленно крадется!.. В ночи ни люди, ни дома Не знают, кто из них проснется. И поутру, когда ветра Метелью застилают небо, Опять короче, чем вчера,...
  11. Ах, как пахнет, как пахнет сирень! Ну и пусть ее, знаешь, Бог с ней. Ведь такое только затронешь и опять заведешься, и вспомнишь берег, вспомнишь Шевченковский сад, как ты в...
  12. Творящий дух и жизни случай В тебе мучительно слиты, И меж намеков красоты Нет утонченней и летучей… В пустыне мира зыбко-жгучей, Где мир — мираж, влюбилась ты В неразрешенность разнозвучий...
  13. Раз архитектор с птичницей спознался. И что ж? — в их детище смешались две натуры: Сын архитектора — он строить покушался, Потомок птичницы — он строил только «куры»....
  14. Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой, вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой, как мне ни странно и как ни печально, увы — старый мой доктор, я старше сегодня, чем...
  15. Так пахнет настоящая вода. Дыши свободно, будь во всем доволен. Но я влюблен в большие города, Где много шума и где мало воли. И только очень редко, иногда, Вдруг видишь,...
Вы сейчас читаете стих В хате, поэта Есенин Сергей Александрович

Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.

Анализ стихотворения «В хате» Есенина

Есенин очень быстро получил признание в литературной среде Москвы и Петрограда благодаря своей «деревенской лирике». В 1914 г. он написал стихотворение «В хате», которое очень любил читать на литературных вечерах. Оригинальная манера чтения поэта производила большое впечатление на слушателей. Еще более непривычным и привлекательным было обращение Есенина к образу деревни. В то время представители поэтической богемы не имели совершенно никакого понятия о самых элементарных народных предметах. Простонародный русский язык был менее понятен, чем иностранный. Современники вспоминали, что после чтения произведения «В хате» Есенину приходилось разъяснять смысл многих слов и выражений.

Поэт описывает бесхитростную обстановку простого деревенского быта. Практически все действие разворачивается в доме. Сразу бросается в глаза огромная теплота и нежность лирического героя по отношению к родной хате.

Хата представляется в образе небольшого самодостаточного мира, в котором действуют особые законы. Все происходящее в нем имеет свой тайный смысл. Даже «лезущие в паз тараканы» не вызывают отвращения, так как являются обязательной деталью обстановки. Перечисляя обычные крестьянские предметы быта (заслонка, ухваты, оглобли), Есенин поднимает их значение, позволяет читателю ощутить притягательность деревенской жизни.

Особый смысл имеет образ родной матери — хранительницы очага. Физическая нагрузка на крестьянскую женщину мало чем отличалась от мужской. Помимо общей работы она должна была заботиться о пропитании всей семьи и воспитании детей. Мать в стихотворении «с ухватами не сладится». Есенин лишь намекает на то, что старшая в семье женщина вставала задолго до зари, проводя весь день в заботах.

Есенин очень любил животных, особенно домашних. Он считал, что крестьяне, проводя всю жизнь бок о бок с нашими «меньшими братьями», намного ближе к познанию всех тайн природы по сравнению с городскими жителями. Общение с животными делает человека чище и добрее. Вторая половина стихотворения целиком посвящена многочисленному крестьянскому животному миру.

«Старый кот» уже давно стал полноправным членом семьи, чувствующим себя хозяином хаты. Во дворе не смолкает кудахтанье множества кур. Пение петухов лирический герой вообще сравнивает с религиозным образом («обедня стройная»). В этом богатом мире повсюду кипит жизнь: «из углов щенки кудлатые заползают в хомуты».

В финале автор использует очень яркий образ — «пугливая шумота». Многие современники отмечали, что он является центральным для всего произведения. Литературовед И. Розанов после очередного публичного чтения Есенина вспоминал, что долго не мог уснуть, продолжая по памяти восхищаться «пугливой шумотой».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!