Что значит образовательная организация. Общеобразовательные учреждения: типы, виды, различия. Дошкольные образовательные учреждения. Оздоровительные образовательные учреждения

Статья 23. Типы образовательных организаций

  • проверено сегодня
  • закон от 12.05.2019
  • вступила в силу 30.12.2012

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 30.12.2012

Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

  • 1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
  • 2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
  • 3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
  • 4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

  • 1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
  • 2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

  • 1) дошкольные образовательные организации - дополнительные общеразвивающие программы;
  • 2) общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;
  • 3) профессиональные образовательные организации - основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
  • 4) образовательные организации высшего образования - основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
  • 5) организации дополнительного образования - образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;
  • 6) организации дополнительного профессионального образования - программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

Наименование образовательной организации должно содержать указание на её организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).


КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) УНИВЕРСТИТЕТ

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ

Контрольная работа

На тему: «Нормативно-правовое обеспечение образования»

Выполнила: студентка 1 курса зз

гр. 17-2301 Кашапова Диана длоо

Проверил: к.п.н. доцент кафедры

менеджмент в образовании ршлшг

Назмутдинов Валерий Якфарович

Казань-2012

Тема: « Нормативно-правовое обеспечение образования»

План:

Введение………………………………………………………............................3-4

Глава 1. Общие характеристики образовательных учреждений……………… 4

1.1. Типы и виды образовательных учреждений……………………………..4-8

Глава 2. Нормативно-правовые документы, используемые образовательными учреждениями при работе………………………………………………………..8

2.1. Конституция Российской Федерации……………………………………8-10

2.2. Закон Российской Федерации «Об образовании»……………………..10-19

2.3. Гражданский кодекс Российской Федерации………...……...………...19-22

Заключение……………………………………………………………..….…22-23

Список используемой литературы

Введение

Актуальность темы: общество никогда не будет существовать без образования. Люди с древних времен работали над тем, как лучше передать приобретенный опыт из одного поколения в другое. Так появилось образование. Любое цивилизованное общество наряду с функциями производства должно создавать образовательную систему для своего прогрессивного развития. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; системы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Любая система образования – это комплекс институтов образования. Основным типом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и реализующие одну или несколько образовательных программ.

Образовательные учреждения РФ бывают разных типов, от детский садов до высший учебных заведений, но все они используют в своей работе специальные нормативно – правовые документы, разработанные государством для регулирования самого процесса воспитания и образования.

Цель работы - изучить общую характеристику образовательных учреждений и охарактеризовать все нормативно-правовые документы, используемые в системе образования.

В рамках достижения поставленной цели мной были поставлены и решены следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу « Нормативно-правовое обеспечение образования»;

2. Сказать об актуальности проблемы «Нормативно-правовое обеспечение образования» в современных условиях;

3. Изложить возможности решения тематики «Нормативно-правовое обеспечение образования»;

4. обозначить тенденции развития тематики «Нормативно-правовое обеспечение образования»;

Над этой проблемой работали российские ученые, разработавшие фундаментальные категории общей теории государства и права: С.С. Алексеева, В. К. Бабаева, В. И. Кудрявцева, В. В. Лазарев, А. В. Малько, М.Н. Марченко, Н. И. Матузова, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомирова.

Глава 1. Общие характеристики образовательных учреждений

Типы и виды образовательных учреждений

В России к образовательным институтам относятся учреждения следующих типов:

Дошкольные;

Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

Специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии;

Учреждения дополнительного образования;

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс;

Профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования).

Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детский ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития. Одной из целей дошкольного образовательного учреждения является подготовка детей к обучению в школе.

Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями – гимназиями и лицеями.

Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени:

I ступень - начальная школа (3-4 года);

II ступень - основная школа (5 лет);

III ступень - средняя школа (2 - 3 года).

Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.

Задачами начального образования является воспитание и развитие обучающихся, обучение их чтению, письму, счету, основным навыкам учебной деятельности, элементами творческого мышления, простейшим навыкам самоконтроля, культуры поведения и речи, а также основам личной гигиены и здорового образа жизни. Основное общее образование должно создать условия для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Оно является базой для получения среднего (полного) общего образования, а также для начального и среднего профессионального образования. Основная школа является обязательной. Выпускники основной школы продолжают обучение в средней школе. Они также имеют право продолжать образование в профессиональных учебных заведениях различного типа и профиля с разными сроками обучения, в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах. Средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, активного их включения в жизнь общества.

Вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе школ третьей ступени. В этих школах учащиеся могут получить интересующее их профильно-дифференцированное среднее образование или дополнить одну профильную образовательную подготовку другой.

Для обучающихся с отклонениями в развитии создаются специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера , обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Для подростков с общественно опасным девиантным поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление учащихся в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.

Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.

Начальное профессиональное образование обеспечивает подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного или полного общего образования.

Среднее профессиональное образование направлено на подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Базой для его получения могут быть основное или полное общее и начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование может быть осуществлено на двух образовательных уровнях - базовом и повышенном. Срок обучения на базе основного общего образования составляет не менее трех лет.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях) - университетах, академиях, институтах, колледжах. Основные образовательные программы высшего образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням. Установлены следующие ступени высшего образования: неполное высшее образование; бакалавриат; подготовка дипломированных специалистов; магистратура.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Для его получения созданы институты, аспирантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях. Послевузовское профессиональное образование также можно условно разделить на две ступени: подготовка и защита диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и доктора наук по специальности.

Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в специально создаваемых учреждениях дополнительного образования - учреждениях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и др.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы детские дома. Сеть детских домов в России включает:

-дошкольные детские дома (для детей 3-7 лет);

-смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста);

-детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет).[ 2, 15-16]

Рассмотрев все типы образовательных учреждений, можно сделать вывод, что государство предусматривает равнодоступное и качественное образование для всех своих граждан. Нет ни одного человека, который был бы лишен права на получение основного среднего образования. Для граждан, желающих продолжать свое обучение, существуют профессиональные образовательные учреждения. Но, несмотря на существующее особенности и разнообразие учреждений образования, государством предусмотрены единые нормативно-правовые документы, на которые должны опираться все участники процесса воспитания и образования.

I. Тип - Дошкольное образовательное учреждение

Детский сад;

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно - эстетического, физического и др.);

Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно - гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

II. Тип - Общеобразовательное учреждение

Начальная общеобразовательная школа;

Основная общеобразовательная школа;

Средняя общеобразовательная школа;

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (может быть указан конкретный предмет (профиль): химии, математики, физико - математического профиля, гуманитарного профиля и др.);

Гимназия;

Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа (в том числе вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при ИТУ и ВТК); Центр образования;

Открытая (сменная) общеобразовательная школа;

Кадетская школа (вид образовательного учреждения дополнительно включен письмом Минобразования России от 26 декабря 1997 года N 1611/14-12).

III. Тип - Общеобразовательная школа - интернат

Школа - интернат начального общего образования;

Школа - интернат основного общего образования;

Школа - интернат среднего (полного) общего образования;

Школа - интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов;

Гимназия - интернат;

Лицей - интернат;

Санаторно - лесная школа;

Санаторная школа - интернат;

Кадетская школа-интернат (вид образовательного учреждения дополнительно включен письмом Минобразования России от 26 декабря 1997 года N 1611/14-12).

IV. Тип - Образовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Детский дом;

Детский дом - школа;

Школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Санаторный детский дом;

Специальный (коррекционный) детский дом для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;

Специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

V. Тип - Специальное учебно - воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением

Специальная общеобразовательная школа;

Специальное профессионально - техническое училище;

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии;

Специальное (коррекционное) профессионально - техническое училище для детей и подростков с отклонениями в развитии.

VI. Тип - Образовательные учреждения начального профессионального образования

Профессиональное училище (строительное, швейное, сельское и т.п.);

Профессиональный лицей (технический, коммерческий и т.п.); Учебно - курсовой комбинат (пункт), учебно - производственный центр, техническая школа (горно - механическая, мореходная, лесотехническая и др.), (вечернее (сменное) профессиональное училище).

VII. Тип - образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста

(тип образовательного учреждения дополнительно включен письмом Минобразования России от 3 ноября 1997 года N 1336/14-12)

Начальная школа - детский сад;

Начальная школа - детский сад компенсирующего вида;

Прогимназия.

(Виды образовательных учреждений дополнительно включены письмом Минобразования России от 3 ноября 1997 года N 1336/14-12)

VIII. Тип - специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

(тип образовательного учреждения дополнительно включен письмом Минобразования России от 8 октября 1998 года N 15/368-6)

Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад;

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.

(Виды образовательных учреждений в редакции письма Минобразования России от 5 апреля 2001 года N 29/1488-6, - см. предыдущую редакцию)

Примечание. В названиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений может содержаться указание на их вид в зависимости от отклонений в развитии обучающихся, воспитанников, обозначаемый следующим образом:

"I вида" - в названиях учреждений для глухих;

"II вида" - в названиях учреждений для слабослышащих и позднооглохших;

"III вида" - в названиях учреждений для слепых;

"IV вида" - в названиях учреждений для слабовидящих и поздноослепших;

"V вида" - в названиях учреждений для имеющих тяжелые нарушения речи;

"VI вида" - в названиях учреждений для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;

"VII вида" - в названиях учреждений для имеющих задержку психического развития;

"VIII вида" - в названиях учреждений для умственно отсталых.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - по законодательству РФ учреждение, осу-ществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или не скольких образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и питание обучающихся, воспитанников. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ являетсяюридическим лицом. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных или религиозных организаций). К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего общего об разования); начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; специальные (коррекционные) дляобучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения до школьного образования; учреждения для детей сирот и детей, оставшихсяпопечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образователь ный процесс.

Словарь финансовых терминов .


Смотреть что такое "ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ" в других словарях:

    Образовательное учреждение Энциклопедия права

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и/или обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно правовым… … Профессиональное образование. Словарь

    образовательное учреждение - — EN educational institution An organization or establishment devoted to the act or process of imparting or acquiring knowledge or skills. (Source: RHW)… … Справочник технического переводчика

    Учебное заведение прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством это учреждение,… … Википедия

    образовательное учреждение - 3.5 образовательное учреждение (educational organization): Организация, предоставляющая образовательную услугу (см. 3.4). Источник: ГОСТ Р 52614.2 2006: Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001 2001 в сфере … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Образовательное учреждение - (англ. edi cational institution) в РФ учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. В соответствии с… … Большой юридический словарь

    Образовательное учреждение - Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Закон Российской Федерации от… … Словарь юридических понятий

    Образовательное учреждение интегрированного обучения - образовательное учреждение общего назначения, в котором созданы специальные условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья совместно с лицами, не имеющими таких ограничений … Официальная терминология

    Образовательное учреждение общего назначения - дошкольное, общеобразовательное или образовательное учреждение профессионального образования, созданное для обучения лиц, не имеющих ограничений по состоянию здоровья для получения образования... Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С… … Официальная терминология

    Образовательное учреждение дополнительного образования детей - (англ edicational institution of additional education of children) тип образовательного учреждения, обеспечивающего развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах… … Энциклопедия права

Книги

  • ДОУ О спорт, ты мир! (DVD). ФГОС ДО , Комарова Н. И.. Программно-методический комплекс с рекомендациями для педагога и раздаточными материалами Многопользовательская лицензия на образовательное учреждение Для использования с интерактивной…

В законе «Об образовании в РФ» нет деления образовательных учреждений на виды. Согласно закону, все образовательные организации делятся по типам в зависимости от образовательных программ, которые они применяют в своей деятельности. В таблице представленной ниже приведено соответствие между типами образовательных учреждений и возможными видами организационной формы.

Вариативность образовательных программ

Вариативность образования - это один из основных принципов и векторов развития современной системы образования в Российской Федерации. Результат вариативности образовательной системы состоит способности предоставить учащимся достаточное количество полноценных, качественных, уникальных и интересных вариантов образовательных направлений и программ, а также возможность выбора направлений образовательного процесса, соответствующего запросам обучающихся.

Образовательные программы по внутреннему содержанию могут отличаться от стандарта по широте и глубине заложенных в них знаний. При этом все они обязаны соответствовать уровню, не ниже определенного ФГОС. Оценить качество и уровень образовательных программ можно только в процессе реализации. Идеи вариативности образования реализуются при соблюдении определенных условий:

  • создание большого количества качественных образовательных программ и реализующих их образовательных учреждений;
  • свобода и гибкость учебных программ и учебников к ним;
  • возможность выбора современного программно-методического обеспечения и образовательных технологий;
  • формирование индивидуальных программ и графиков, учитывающих особенности и способности учащихся.

Для реализации принципа вариативности в образовании необходима слаженная работа всего педагогического коллектива образовательного учреждения. Только постоянный контроль и анализ, применяемой программы, позволит оценить ее качественные характеристики и эффективность реализации.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!