Программа buddy для иностранных студентов, прибывающих в СПбГУ по обмену. Сотрудничество вузов рф с высшими учебными заведениями германии на примере спбгу Программы по обмену спбгу

В настоящее время практически все государственные предоставляют студентам весьма широкие возможности для участия в международных образовательных программах, проводимых совместно с европейскими и североамериканскими партнерами - организациями, фондами, непосредственно самими учебными заведениями.

Проекты, которые наиболее активно развиваются сегодня в России - Erasmus Mundus, ТЕМПУС-ТАСИС, Baltic Sea Region, программы Британского Совета. Отличительная особенность деятельности вузов Санкт-Петербурга - особенно тесное сотрудничество с учебными заведениями стран «Балтии». Кроме того, стоит отметить чрезвычайно активное взаимодействие с вузами Германии.

Безусловным лидером по количеству разнообразных программ сотрудничества с зарубежными вузами является Санкт-Петербургский государственный университет. В рамках проекта Erasmus Mundus, финансируемого европейским Союзом, студенты имеют возможность проходить стажировки в следующих европейских университетах:

  • University of Algarve, Portugal
  • University of Deusto, Spain
  • University of Latvia, Latvia
  • University of Turku, Finland
  • University of Bologna, Italy
  • Humboldt University Berlin, Germany
  • University of Göttingen, Germany
  • University of Leuven, Belgium
  • Masaryk University, Czech Republic
  • Pultusk Academy of Humanities, Poland

Кроме того, студенты могут принимать участие в конкурсах на получение стипендиальной поддержки. Пример - ежегодная программа Университета Киля, ориентированная на учащихся вузов стран Балтийского региона. В число партнеров Санкт-Петербургского государственного университета, с которыми заключены «прямые» договора о студенческом обмене, входят следующие учебные заведения:

  • Университет Зальцбурга (University of Salzburg)
  • Свободный университет Брюсселя (Universite Libre de Bruxelles)
  • Университет Антверпена (Universiteit Antwerpen)
  • Гамбургский университет (University of Hamburg)
  • Гейдельбергский университет Рупрехта-Карла (Ruprecht-Karls University of Heidelberg)
  • Дрезденский технический университет (Technische Universitaet Dresden)
  • Лейпцигский университет (University of Leipzig)
  • Мюнхенский технический университет (Technical University of Munich)
  • Падерборнский университет (Universitaet Paderborn)
  • Потсдамский университет (University of Potsdam)
  • Университет Грайфсвальда (Ernst-Moritz-Arndt Universitaet Greifswald)
  • Университет Эрфурт (University of Erfurt)
  • Амстердамский университет (University of Amsterdam)
  • Университет Тромсе (University of Tromsoe), Норвегия
  • Копенгагенский университет (University of Copenhagen)
  • Варшавский университет (University of Warsaw)
  • Ягеллонский университета, Краков (Jagiellonian University, Krakow)
  • Государственный университет штата Нью-Йорк в Стони Брук (The State University of New-York at Stony Brook)
  • Университет г. Вааса (Vaasa University), Финляндия
  • Университет Турку (University of Turku)
  • Университет Тампере (University of Tampere)
  • Загребский университет (University of Zagreb), Хорватия
  • Карлов университет в Праге (Charles University in Prague)
  • Университет Лозанны (University of Lausanne)
  • Университет Лунда (Lund University), Швеция
  • Университет Тарту (University of Tartu), Эстония

Данный список включает в себя лишь часть международных партнеров вуза. Разнообразные соглашения об академическом сотрудничестве заключены с многими другими учебными заведениями Европы и Америки. Стоит отметить, что с некоторыми вузами заключены соглашения о «двойном дипломировании». Пример такого сотрудничества - договор с Венским университетом экономики и бизнеса (Vienna University of Economics and Business).

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет в рамках проекта Erasmus Mundus сотрудничает с 8 европейскими университетами:

  • Университет Хоенхайм, Германия
  • Университет природных ресурсов и прикладных наук, Вена
  • Чешский университет Life Sciences, Прага
  • Университет Тюбинген, Германия
  • Университет Удинe, Италия
  • Университет Вaгенинген, Нидерланды
  • Варшавский аграрный университет

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет осуществляет студенческий обмен с вузами Германии (Высшие технические школы в гг. Кайзерслаутерн и Ольденбург), Польши (Ченстоховская Политехника, Краковская политехника им. Тадеуша Костюшки) и Болгарии (Университет архитектуры, строительства и геодезии г. София). Проводятся летние международные курсы в Финляндии (города Миккели, Лаппееранта, Куменлааксо). Программа Double Degree Program («двойной диплом») согласована с финскими партнерами - Сайменским университетом прикладных наук (г. Лаппеенранта) и Университетом прикладных наук г. Миккели.

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова предлагает своим студентам возможность участия в программах дополнительного образования, организованных по линии Гранта Форда. По отдельным направлениям обучения подписаны соглашения о «двойном дипломировании» с Кингстонским университетом Лондона.

Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины организует студенческие стажировки в университетах г. Берлин и г. Тарту (Эстония). В рамках «Норд-Балтика - NW - Русский проект» (совместное постдипломное образование) сотрудничество ведется со следующими вузами:

  • The Norvegian School of Veterinary Science, NVH
  • The Swedish University of Agricultural Science, SLU
  • University of Helsinki, Faculty of Veterinary Medicine
  • Estonian Agricultural University
  • Latvia University of Agricultural
  • Lithuanian Veterinary Academy

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена сотрудничает с более чем 100 зарубежными вузами. Различные соглашения предусматривают обмены студентами, стажировки, организацию культурно-образовательных программ. Многие проекты реализованы в рамках сотрудничества с известными международными организациями и фондами: ЮНЕСКО, фондом Сороса, Британским Советом, Институтом Гете, фондом Карнеги, Консорциумом американских университетов. Университет им. А.И.Герцена участвует в программе TEMPUS-TASIS.

Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов имеет различные договора о партнерстве с 93 зарубежными вузами, в том числе соглашение о «двойном дипломе» с Хагенским заочным университетом (Германия). СПбГУЭФ участвует в проектах ERASMUS MUNDUS, TACIS, TEMPUS. Студенческий обмен осуществляется в рамках сотрудничества с такими агентствами, как DAAD, Edufrance, CIMO.

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет (ИНЖЭКОН) организует выездные летние школы и учебно-ознакомительные практики в сотрудничестве с вузами Италии и Греции. Программа «двойного диплома» бакалавра предусмотрена соглашениями с Университетом Прикладных наук г. Вильдау (Германия) и Высшей школой г. Труа (Франция).

Студенты Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики имеют возможность посетить летние школы в Венгрии и Финляндии, получить второй диплом и пройти практику в университете прикладных наук г. Миккели (Финляндия). Программы обмена реализуются в рамках проектов Erasmus Mundus, Baltic Sea Region, Tempus. Кроме того, действует финско-российской программа, основные партнеры СПбГУСЭ - это университеты прикладных наук гг. Коккола и Эспоо (Лаурея), Университет Саймаа.

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет сотрудничает с многими зарубежными вузами. Количество партнеров СПбГПУ в некоторых странах:

  • Германия - 33. В том числе - Берлинский, Мюнхенский и Дрезденский технические университеты, Гамбургский университет технологий
  • Финляндия - 19. Примеры - Университет Або Академия, г. Турку, Аалто университет, г. Хельсинки
  • Франция - 16 (школа дизайна, г. Нант, Высшая национальная школа искусств и ремесел (ENSAM), г. Клюни и другие)
  • Австрия - 7 (в т. ч. Венский университет технологий)
  • Нидерланды - 6 (в том числе Амстердамский университет)
  • Швеция - 5 (в т. ч. Королевский институт технологий, Стокгольм)
  • Италия - 4. Пример - Миланский университет
  • Испания - 4 (в т. ч. Политехнический университет г. Мадрид)
  • Швейцария - 3 (в том числе Институт бизнеса и менеджмента, Женева)
  • Великобритания - 2 (Сити университет Лондона и Империал Колледж, Лондон)

СПбГПУ активно участвует в проектах EU Framework Program (FP5-FP7), TEMPUS, TACIS-CBC, ENPI, NCO-COPERNICUS, NATO-SFP, INTAS и других программах. По различным специальностям можно получить второй диплом - бакалавра (Университет Алкала де Энарес (Мадрид), Университет прикладных наук Миккели и Сайменский университет прикладных наук) или магистра (Лондонский городской университет, Бранденбургский технический университет, Лаппенрантский технологический университет).

Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики является участником Baltic Sea Region University Network, Erasmus Mundus, программ обмена, финансируемых Центром Международной Мобильности и DAAD.

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “ЛЭТИ” имеет соглашения о сотрудничестве с ВУЗами США (4, в том числе с Массачусетским технологическим институтом и Стэнфордским университетом), Германии (14), Великобритании (6), Италии (5), Финляндии (5), Швеции (2), Финляндии (5), Польши(6), Австрии (2), Чехии (2), Нидерландов, Дании. Стипендии и гранты выделяются в рамках программ Visby (Швеция) и Yggdrasil (Норвегия).

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича организовывает стажировки в учебных центрах многих известных компаний - Siemens AG, Nokia, Alcatel-Lucent, AT&T, FINNET, NEC, Teletechno OY.

Вузы, совместно с которыми реализуются программы сотрудничества: Университет Уорвика (Англия), Центральный Мичиганский университет (США), Технический университет Мюнхена, Датский Технический Университет (DTU), Технологический Университет Лапеенранты, Университет Вероны, Национальный политехнический институт (Гренобль, Франция). Соглашения об образовательном обмене достигнуты с 2 школами Швеции, университетом г. Лаппенранта, University of Helsinki; о «двойном дипломировании» - с Высшей специальной школой Дойче Телеком (г. Лейпциг).

Петербургский государственный университет путей сообщения участвует в проекте Tempus. Летние школы организованы совместно с университетом Эмори (США), программы «двойного диплома» (бакалавриат) - с университетом прикладных наук г.Штральзунд (Германия) и Сайменским университетом.

Партнеры, с которыми согласованы стажировки или обмен студентами:

  • Дрезденский технический университет
  • Университеты прикладных наук в гг. Висмар и Аугсбург (Германия)
  • Сайменский и другие университеты прикладных наук - Миккели, Кюмменлаксо и Хяме (Финляндия)
  • Высшее транспортное училище им.Тодора Каблешкова (Болгария)
  • Даремский университет (Великобритания)

Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна сотрудничает с ENSAIT (Высшая национальная школа промышленного искусства и текстиля в г.Рубэ, Франция - обмен «Международный семестр»), Эстонской Академией искусств (стипендии, стажировки), финскими ВУЗами (программа обмена FIRST), учебными заведениями Германии (второй диплом - бакалавриат), Италии и Польши (практики). Летние курсы проводятся совместно с Университетом Глиндор (г.Рексхэм, Англия) и Свободным Университетом Бозен-Больцано.

Балтийский государственный технический университет ВОЕНМЕХ им. Д.Ф. Устинова, г. Санкт-Петербург в рамках российско-норвежской программы MBAE (Master of Administration and Engineering) сотрудничает с университетом в г. Буде (обучение в Норвегии, Европейский диплом магистра).

Российский государственный гидрометеорологический университет, г. Санкт-Петербург сотрудничает с вузами Германии, Финляндии, Испании, Италии, Великобритании, Португалии, Дании, Норвегии, Швеции и Польши. Обмен и стажировки проводятся в рамках программ Европейского Союза, ЮНЕСКО, Совета Министров Северных Стран, TACIS, TEMPUS.

Санкт-Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров организует стажировки в западных компаниях (например, финской Metso Automation), семестровый студенческий обмен (финские университеты в Миккели и Сейняйоки, Сайменский университет прикладных наук). Пример реализации программ «двойного диплома» - договор с Лаппеенрантским технологическим университетом.

Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) организует обмен с Университетом им. Поля Сабатье (Тулуза), Университетом Або Академи (Турку), Королевским Институтом Технологии (Стокгольм), Кипрским Технологическим Институтом, техническими университетами Берлина и Дрездена, техническим институтом Карлсруэ. С французскими Высшей школой Эколь де Мин Алес и Университетом Дю Мэн (Леман) подписаны соглашения о «двойном дипломировании».

Позитивные стороны международного межвузовского сотрудничества вполне очевидны - повышение уровня подготовки студентов, возникновение дополнительных перспектив трудоустройства (в том числе, в западных компаниях, организующих стажировки), получение «двойных» дипломов.

Отрицательная сторона процесса заметна в государственном масштабе - проблема состоит в том, что в результате реализации проектов происходит дополнительная «интеллектуальная эмиграция» из нашей страны.

Александр Митин

    Вуз сотрудничает с рядом зарубежных вузов по всему миру:
  • Италия (Рим),
  • Германия (Берлин),
  • Франция (Нант),
  • Эстония (Тарту),
  • Белоруссия (Витебск),
  • Узбекистан (Самарканд),
  • Украина (Харьков),
  • Казахстан (Алма-Ата, Семипалатинск)

Норд-Балтика NW - Русский проект

    По программе «Норд-Балтика NW - Русский проект» по последипломному образованию в области ветеринарии академия сотрудничает со следующими странами:
  • Скандинавские страны: The Norvegian school of veterinary science, The Swedish university of agricultural science, University of Helsinki, faculty of veterinary medicine
  • Прибалтика: Estonian agricultural university, Institute of veterinary medicine and animal sciences, Estonian university of life sciences, Latvia university of agricultural, Lithuanian veterinary аcademy
  • А также: факультет ветеринарной медицины Свободного университета Берлина, Экспериментальный институт зоопрофилактики областей Лацио и Таскании (Италия) - научная работа, Государственный ветеринарный университет г. Нанта (Франция) - стажировка студентов и аспирантов.

Архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ)

Университет архитектуры, строительства и геодезии (Болгария, г. София)

Студенты проходят геодезическую практику в Болгарии: прокладывают теодолитные ходы, проводят рекогносцировку (осмотр местности), полевое трассирование, изображают на плане рельеф местности и др.
Предусмотрена интересная культурная программа, которая включает в себя посещение городов Болгарии (Варна, Пловдив, София).

Высшая техническая школа (Германия, г. Кайзерслаутерна)

Строительная и архитектурная практика для студентов.

Для студентов строительных специальностей организуется практика с посещением строительных объектов, проектных и строительных фирм, новых построенных объектов (мосты, жилые дома, лаборатории и другие).
Для студентов архитектурных специальностей устраиваются мастер-классы. Российским и немецким студентам дается определенная тема, касающаяся самых актуальных вопросов архитектуры. В течение пяти дней учащиеся совместно разрабатывают проекты, а затем на зачетном занятии защищают их.

Кроме этого, во время прохождения практики студенты всех направлений могут познакомиться с обучением в Германии на примере Высшей технической школы г. Кайзерслаутерна. Для них организуется посещение музеев, выставок, пешеходные экскурсии.

Языки общения: немецкий, английский.

Краковская Политехника им. Тадеуша Костюшки (Польша)

В Польше проводится строительная практика для студентов РФ с посещением различных объектов, стройплощадок, строительных и проектных фирм г. Кракова.

За это время студенты могут дополнительно познакомиться с обучением в Польше на примере Краковской Политехники им. Тадеуша Костюшки.

Предусмотрена и обширная культурная программа: посещение бывших соляных копей в Величке, поездка в Закопане (горнолыжный курорт), пешеходные экскурсии по Кракову с посещением королевского замка Вавель.

Языки общения: английский, польский.

Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет также сотрудничает с Пекинским инженерно-архитектурным университетом (Китай).

Университет Гранады (Испания)

Студенты выбирают 5 предметов на испанском языке (список можно получить в международном отделе) и посещают их в течение семестра. Перезачёт курсов осуществляется при условии их сдачи в экзаменационную сессию по окончании основного курса обучения.

    Запись на программу:
  • Осенний семестр: до 1 июля
  • Весенний семестр: до 1 ноября
  • Осенний семестр: с 1 октября по 27 января (экзамены с 4.12 по 17.02)
  • Весенний семестр: с 19 февраля по 9 июня (экзамены с 11.06 по 07.06)

Загребский университет (Хорватия)

Обменная программа с философским факультетом Загребского университета

Обычно студенты ходят на хорватский язык, но можно указать в анкете и затем посещать (при наличии свободных мест) занятия по другим иностранным языкам (например, англ.яз.), либо дисциплины на хорватском языке.

    Запись на семестровую обменную программу:
  • Осенний семестр: до 1 мая
    Краткосрочная обменная программа (1 месяц):
  • с 1 октября по 1 ноября
  • с 1 апреля по 1 мая

Участники: студенты 3-4-го курсов НИЯК всех специальностей.

Оломоуцкий университет (Чехия)

Обменная программа с философским факультетом Оломоуцкого университета.

Студенты Невского Института, изучающие чешский, могут выбирать дисциплины и на чешском языке. При наличии свободных мест в группах можно посещать и другие дисциплины (например, англ. и др. языки), а также курсы, читаемые на английском языке.

Согласно договору между НИЯК и философским факультетом ОУ, обменная программа проходит только в весеннем семестре с середины февраля по 30 мая.

Краткосрочная обменная программа на 1 месяц: середина марта – середина апреля.

Участники: студенты 3-4-го курсов НИЯК всех специальностей.

Университет Оклахомы (США)

Обменная программа с Университетом Оклахомы

Студенты выбирают 4 дисциплины, максимально приближенные к курсу обучения в НИЯК.

    Запись на программу:
  • Осенний семестр: до 1 марта
  • Весенний семестр: до 20 сентября
    Продолжительность семестров (сроки реализации программы):
  • Осенний семестр: последняя неделя августа по последнюю неделю декабря
  • Весенний семестр: со второй недели января по вторую неделю мая

Участники: студенты 4-го курса НИЯК всех специальностей (в редких случаях - студенты 3-го курса, 2-й семестр).

Университет Дарема (Великобритания)

Обменная программа с Университетом Дарема
Кафедра русского языка Школы современных языков и культур

Студенты посещают до 6-7 предметов в неделю (список уточняется каждый год, выбрать курсы можно непосредственно на кафедре русского языка).

    Запись на программу:
  • Осенний семестр: до 1 мая
  • Весенний семестр: до 1 октября
    Продолжительность семестров:
  • Осенний семестр: с 1 октября по 20 декабря
  • Весенний семестр: 2-ая неделя января - середина апреля

Участники: студенты 3-4-го курсов НИЯК по специальности «Перевод и Переводоведение».

Университет в Гронингене (Голландия)

Обменная программа с Ханзе-Университетом в Гронингене (Голландия)
Школа Коммуникаций и Средств Массовой Информации

    Запись на программу:
  • Осенний семестр: до 1 февраля
  • Весенний семестр: до 15 сентября
    Продолжительность семестров:
  • Осенний семестр: 1-ый понедельник сентября - конец января
  • Весенний семестр: 2-ой понедельник февраля - середина июля

Участники: студенты 3-4-го курсов НИЯК по специальности «Связи с общественностью»

Медицинская академия им. И.И. Мечникова (СПбГМА)

Magdeburg medical faculty named after Otto von Guericke, Germany

В 2009 году подписан договор об обмене студентов на додипломном уровне.

Tubingen medical faculty named after Eberhard Karls, Germany

В 2010 году запланирован двусторонний обмен студентами старших курсов.

Университет г. Генуя (Италия)

Обменная программа действует с 2006 года. Весенний семестр участники проводят в Италии, осенний - в России. Продолжительность: от одного до трех месяцев. Студенты учатся в вузе-партнере один семестр с перезачетом результатов учебы. Преподаватели читают лекции по отдельным курсам. Рабочие языки: английский, русский.

Участники: студенты и преподаватели МИЭП и университета Генуи).

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева (Казахстан, Астана)

Программа обмена действует с 2007 года. Продолжительность: 1-2 недели (краткосрочные стажировки).

Участники: преподаватели и администрация МИЭП и преподаватели и администрация Евразийского национального университета.

«Международный менеджмент»

Совместная программа с факультетом бизнес-администрации Университета прикладных наук г. Фульда действует с 2009 года. Продолжительность: один семестр в Германии. Студенты занимаются сравнительным изучением малого и среднего бизнеса двух стран.

Участники: студенты и преподаватели экономического факультета, факультета бизнес-коммуникаций МИЭП и факультета бизнес-администрации Университета прикладных наук г. Фульда.

Программа стажировок в области социальной работы

Обменная программа совместно с факультетом социальной работы Университета прикладных наук г. Фульда действует с 2009 года. Продолжительность: один семестр (август-декабрь) в Германии. Студенты учатся в вузе-партнере с перезачетом результатов обучения. Преподаватели читают лекции по отдельным курсам. Рабочий язык: английский.

Участники: студенты и преподаватели психологического факультета МИЭП и факультета социальной работы университета прикладных наук г. Фульда

Программа стажировки для дизайнеров

Краткосрочные стажировки во Флоренции (Италия) совместно с Русской академией искусств действуют с 2010 года. Продолжительность: от одного до трех месяцев.

Участники: студенты факультета ДиПИ МИЭП.

Северо-Западный заочный технический университет (СЗТУ)

Сотрудничество СЗТУ с вузами Скандинавии и Прибалтики

В соответствии с заключенными договорами, студенты СЗТУ проходят краткосрочные (1-2 недели) образовательные стажировки, семестровое обучение по специальности, а также совершают учебно-ознакомительные туры.

    Организаторы:
  • Северо-западный заочный технический университет,
  • Университет Восточной Финляндии (University of Eastern Finland),
  • Северо-Карельский университет прикладных наук (Политехник) г. Йоэнсуу, Финляндия (North-Karelia university of applied sciences),
  • Университет прикладных наук г. Кайяни (Политехник), Финляндия (Kajaani university of applied sciences),
  • Электротехническая гимназия NTI г. Гетеборг, Швеция,
  • Морская академия г. Щецин, Польша (Maritime academy of Szczecin),
  • Западно-Поморский технологический университет, г. Щецин, Польша (West Pomeranian university of technology),
  • Эстонский университет естественных наук (Estonian university of life sciences).

    За прошедщий год в рамках имеющихся международных договоров проходили стажировку группы и отдельные студенты и аспиранты:
  • в Германии (Дюссельдорф, Рурский университет, компания Koch-Technik),
  • во Франции (Горная Школа GEM, Алес),
  • в Литве (Клайпеда).

В 2010 году заключены новые договоры об академическом и научном сотрудничестве с университетами и институтами Кореи, Китая, Дании, Норвегии и с французской компанией Air Liquid.

Российский государственный педагогический университет
им А. И. Герцена (РГПУ им. А. И. Герцена)

В соответствии с заключенными договорами, студенты РГПУ им. А. И. Герцена проходят краткосрочные (1-2 недели) образовательные стажировки, семестровое обучение по различным специальностям, а также проходят педагогические практики.

    Зарубежные вузы-партнеры:
  • Брюссельский институт переводчиков Высшей школы Брюсселя (г. Брюссель, Бельгия),
  • Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Венгрии (г. Будапешт, Венгрия),
  • Потсдамский университет (г. Потсдам, Германия),
  • Ольденбургский университет (г. Ольденбург, Германия),
  • Университет г. Констанц (Германия),
  • Университет им. Гумбольдта (г. Берлин, Германия),
  • Национальный университет Конджу (г. Конджу, Корея),
  • Чунг-Анг университет (г. Сеул, Корея),
  • Университет Кимйюнг (г. Тэгу, Корея),
  • Университет Кукмин (г. Сеул, Корея),
  • Университет Кьюнгпук (г. Тэгу, Корея),
  • Геологическая служба Норвегии (г. Тронхейм, Норвегия),
  • Жешувский университет (г. Жешув, Польша),
  • Опольский университет (г. Ополе, Польша),
  • Университет Зелена Гура (г. Зелена Гура, Польша),
  • Университет Северная Айова (г. Седар Фоллс, США),
  • Университет Йоэнсуу (г. Йоэнсуу, Финляндия),
  • Университет Ювяскюля (г. Ювяскюля, Финляндия),
  • Университет Турку (г. Турку, Финляндия),
  • Университет Лапландии (г. Рованиеми, Финляндия),
  • Университет Оулу (г. Оулу, Финляндия),
  • Финско-Российское общество по изучению социального обеспечения и здравоохранения в университетах прикладных наук (Финляндия),
  • Университет Париж IV-Сорбонна (г. Париж, Франция),
  • Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Чехии (г. Прага, Чехия),
  • Женевский университет (г. Женева, Швейцария),
  • Университет Кансай Гай-дай (г. Осака, Япония).

Университет низкотемпературных и пищевых технологий (СПбГУНиПТ)

Российско-финская программа «First»

В рамках программы студенческого обмена студенты университета проходят обучение в зарубежных университетах, проводят исследования по темам своих выпускных квалификационных работ, а также проходят ежегодное обучение в Финляндии в рамках договора об академическом сотрудничестве и т.д.

    Организаторы:
  • СПбГУНиПТ
  • Университеты прикладных наук г. Лахти и Оулу (Финляндия)
  • Профессионально-технический институт г. Оулу
  • Сельскохозяйственный университет г. Нанкина (КНР)

В университете практикуется краткосрочное обучение студентов в высших учебных заведениях Дании, КНР, Польши, Финляндии, ФРГ, Швеции и др. странах; участие в международных студенческих конференциях и летних школах.

Политехнический университет (СПбГПУ)

В СПбГПУ реализуется целый спектр программ академического обмена. Длительность данных программы составляет 3–4 месяца (семестр) и проводятся они между Политехническим университетом и его вузами-партнерами (между факультетами и кафедрами университетов).

О наличии подобных программ и возможности участия в них студент может узнать в Отделе академической мобильности СПбГПУ или в Ресурсном центре обеспечения международной научно-образовательной деятельности СПбГПУ, который занимается консультированием студентов по международным образовательным программам.

Стажировки в вузах Финляндии.

Студенты Политехнического университета проходят 4-месячную стажировку в вузах Финляндии. Преподаватели вузов-партнеров читают лекции для студентов на русском и финском языках.

    Организаторы:
  • СПбГПУ,
  • Университет Тампере,
  • Сайменский университет прикладных наук,
  • Университет прикладных наук Кюменлааксо,
  • Университет прикладных наук Хаага-Хелиа.

Полезная информация?

Студенческий обмен по линии межуниверситетского сотрудничества

Что такое студенческий обмен по линии межуниверситетского сотрудничества?

Обмен обучающимися – это форма организации студенческой мобильности в СПбГУ, реализуемая в рамках прямых международных соглашений о сотрудничестве Университета с зарубежными образовательными и научно-исследовательскими учреждениями.

Основные принципы студенческого обмена:

1) Студенческий обмен не предполагает получение диплома о высшем образовании зарубежного ВУЗа или перевода в зарубежный университет для окончания обучения. Студенческий обмен – это способ расширения кругозора, приобретения бесценного опыта, а также возможность улучшить свои академические показатели и уровень владения иностранным языком .

2) Продолжительность программ студенческого обмена – от одного до двух семестров (максимум – один учебный год). По окончании обмена участники получают справки (сертификаты), подтверждающие участие в программе студенческого обмена, с указанием выполненной нагрузки (прослушанных курсов, участия в семинарах, написанных работ и т. п.) и полученных оценок.

3) На время обмена участники программы студенческого обмена остаются студентами СПбГУ (при условии соблюдения соответствующих требований факультета и правильного оформления документов, в т. ч. – приказа о направлении за рубеж).

4) После возвращения из-за рубежа участнику студенческого обмена на основании подтверждающих документов по решению факультета может быть осуществлен перезачет дисциплин, прослушанных во время обучения за рубежом. Возможность перезачета дисциплин и признания периода обучения за рубежом необходимо обсудить с деканатом факультета заранее, до отъезда за рубеж.

5) В большинстве случаев ключевым финансовым условием программ студенческого обмена является освобождение участников обмена от платы за обучение в принимающем ВУЗе.

Прочие финансовые условия программ студенческого обмена (стипендия, проживание в общежитии и т. п.) зависят от конкретного международного соглашения и общей финансовой ситуации в ВУЗе-партнере, и могут меняться от года к году.

6) Транспортные расходы, расходы по оформлению заграничного паспорта, визы и медицинской страховки, в большинстве случаев оплачиваются участниками программы студенческого обмена.

Требования к кандидатам на участие в программах студенческого обмена:

1) К участию в программах студенческого обмена не допускаются студенты первого курса программ подготовки специалистов или бакалавриата; факультеты могут устанавливать дополнительные ограничения в данной сфере.

2) Кандидаты на участие в программах студенческого обмена НЕ ДОЛЖНЫ иметь академической задолженности.

3) Кандидаты должны владеть иностранным языком страны командирования на уровне, достаточном для посещения занятий и для повседневной жизни.

В случае если программа студенческого обмена предполагает обучение на английском языке , достаточно подтвердить только знание английского языка.

Организация студенческих обменов в рамках международных соглашений СПбГУ, заключенных на общеуниверситетском уровне, осуществляется отделом межуниверситетского сотрудничества Управления международной и внешнеэкономической деятельности СПбГУ .

Для того чтобы принять участие в таком обмене, студенту необходимо:

1) ознакомиться с перечнем зарубежных ВУЗов-партнеров , с которыми СПбГУ заключил прямые соглашения о студенческом обмене

2) ознакомиться со списком направлений, специальностей, программ и курсов, предлагаемых зарубежным партнером в рамках программы студенческого обмена, посетив Интернет-сайт соответствующего учебного заведения, и выбрать один или несколько ВУЗов-партнеров СПбГУ, наиболее подходящий студенту по академическому профилю (текущему направлению подготовки, научным интересам, теме дипломной работы , исследования и т. п.)

3) обратиться в иностранный отдел факультета или к заместителю декана по международным связям с заявлением о желании принять участие в студенческом обмене в рамках общеуниверситетского международного соглашений и получить необходимые инструкции о порядке оформления соответствующих документов на факультете

4) предоставить в отдел межуниверситетского сотрудничества УМД следующий набор документов:

Анкета с мотивационным письмом на русском языке [анкета ]

Подтверждение владения иностранным языком

Владение иностранным языком может быть подтверждено преподавателем иностранного языка с указанием соответствующих уровней по системе EUROPEAN LEVELS – SELF ASSESSMENT GRID . В этом случае письмо-подтверждение выполняется в двух вариантах – на русском и иностранном языках, заверяется подписью преподавателя и печатью факультета.

Если владение иностранным языком подтверждено официальным сертификатом или результатом тестирования, перевод на русский язык не требуется.

5) возможно, потребуется предоставить дополнительные документы для принимающей стороны. Информацию об этом Вы получите от сотрудника отдела межуниверситетского сотрудничества

В случае одобрения Вашей заявки ВУЗом-партнером для Вас будет оформлено официальное приглашение. Сотрудник отдела межуниверситетского сотрудничества известит Вас о необходимости забрать приглашение.

Имея на руках приглашение, обратитесь в консульство для получения визы, а также на факультет для оформления приказа о направлении за рубеж.

После возвращения из-за рубежа не забудьте в установленном порядке сообщить на факультет о Вашем возвращении!

на весенний семестр текущего учебного года – до 15 октября текущего учебного года

По всем вопросам, связанным с организацией студенческого обмена, обращаться к:

Отдел межуниверситетского сотрудничества УМД СПбГУ

Менеджер исходящей мобильности – Селютин Максимиллиан Олегович

Тел./факс: (8 Email: *****@

Прием посетителей: ПН – с 10-00 до 12-00

ВТ – с 14-00 до 16-00

Перед подачей заявки настоятельно рекомендуется ознакомиться с Памяткой для обучающихся, направляющихся на включенное обучение в другое учебное заведение .

Сроки проведения Конкурса.

Подача конкурсных заявок в электронном и печатном виде - с 15.01.2019 по 27.01.2019, 14.02.2019 и 14.03.2019 в соответствии со сроками приёма заявок по каждой Программе академической мобильности, указанными в Приложении № 1.

Приложение 1. Перечень программ академической мобильности на 2019-2020 учебный год.


Кто может участвовать в Конкурсе?

К участию в Конкурсе допускаются обучающиеся основных образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры СПбГУ, если период их участия в Программе академической мобильности не совпадает с последним семестром выпускного курса. Обучающиеся основных образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре допускаются к участию при наличии квот для данного уровня обучения согласно условиям, указанным в Приложении № 1.

Заявки на участие в Конкурсе могут подаваться обучающимися СПбГУ, находящимися на обучении в другом учебном заведении в период проведения Конкурса. При этом, в случае равенства итогового конкурсного балла приоритетное решение принимается в пользу обучающегося СПбГУ, не находящегося на обучении в другом учебном заведении в период проведения Конкурса.

Средний балл успеваемости участника Конкурса за весь период обучения не может быть ниже 4.0 баллов.

Конкурсная заявка

Конкурсная заявка состоит из:

2.1.Заполненной онлайн формы «Конкурсная заявка на участие в программах академической мобильности»

ВНИМАНИЕ! ПУНКТЫ «СТРАНА ВЫБРАННОГО ЗАРУБЕЖНОГО ВУЗА» И «НАИМЕНОВАНИЕ ВЫБРАННОГО ЗАРУБЕЖНОГО ВУЗА» ЗАПОЛНЯЮТСЯ СТРОГО В СООТВЕТСТВИИ С ПРИЛОЖЕНИЕМ 1

4.Как оценивается конкурсная заявка?

Обработка Конкурсных заявок проводится отдельно по каждой Программе академической мобильности, в соответствии со следующими критериями:

4.1.Критерий 1. Уровень владения иностранным языком преподавания в зарубежном университете. Уровень владения иностранным языком определяется в соответствии с системой Общеевропейских компетенций владения иностранным языком и подтверждается сертификатом международного образца об уровне владения иностранным языком или Формой № 2 Конкурсной заявки (Приложение № 2). В случае, если обучение в зарубежном вузе будет осуществляться на английском языке к рассмотрению принимаются только сертификаты международного образца об уровне владения английским языком или результаты, полученные за зачет по английскому языку в форме аттестационного испытания, пройденного в СПбГУ (данные фиксируются в Форме № 1 (Анкете) Конкурсной). Оценка за требуемый принимающим вузом уровень владения иностранным языком соответствуют следующему количеству конкурсных баллов: оценка «отлично» и «хорошо» - 2 баллам, оценка «удовлетворительно» - 1 баллу. В случае если требования принимающего университета к уровню владения иностранным языком ниже, чем уровень обучающегося, то обучающемуся присваивается 3 конкурсных балла.

4.2.Критерий 2. Средний балл успеваемости участника Конкурса за весь период обучения. Итоговым баллом по данному критерию является средний балл успеваемости за весь период обучения, округленный до сотой доли балла. Средний балл обучающегося по основной образовательной программе магистратуры вычисляется с учетом результатов обучения по основной образовательной программе бакалавриата / программе специалитета. Средний балл успеваемости участника Конкурса за весь период обучения не может быть ниже 4.0 балла. Подтверждается Формой № 1 Конкурсной заявки (Приложение № 2). Средний балл рассчитывается по состоянию на момент подачи заявки.

4.3.Критерий 3. Участие обучающегося в научных конференциях, наличие научных публикаций и сертификатов, подтверждающих высокий уровень владения вторым (и последующими) иностранным языком, волонтерская деятельность по помощи в адаптации студентов, обучающихся в СПбГУ в рамках программ академической мобильности:

4.3.1.Знание дополнительного языка учитывается только в том случае, если это государственный язык страны обучения или национальный язык региона обучения. Студент получает за владение дополнительным языком на уровне не менее В2 - дополнительно 1 балл по Критерию 3 (подтверждается Формой № 2 конкурсной заявки либо международным сертификатом). В случае, если основным языком обучения выбран не английский, то за владение английским языком на уровне не менее В2 (подтверждается международным сертификатом, либо тестированием СПбГУ) также начисляется 1 балл по Критерию 3.

4.3.2.Занятие призового места в Олимпиадах студентов, направленных на выявление профессиональных знаний по направлению обучения:

  • Регионального уровня - 0,1 балла
  • Всероссийского уровня - 0,3 балла
  • Международного уровня (кроме стран СНГ) - 0,6 балла

4.3.3.Публичное представление обучающимся результатов научно-исследовательской работы путем выступления на Конференции по направлению подготовки в СПбГУ (учитывается представление результатов научно-исследовательской работы на одной конференции; представление тех же результатов на других конференциях повторно не учитывается; подтверждение участия в конференции и уровня конференции - личная ответственность обучающегося):

  • Конференции регионального уровня - 0,1 балла
  • Конференции всероссийского уровня - 0,3 балла
  • Конференции международного уровня - 0,6 балла

4.3.4.Публикация обучающимся статей в соответствующем научном журнале по направлению подготовки (не учитываются публикации материалов конференций, уже учтенные по п. 4.3.3.; подтверждение публикации и уровня издания - личная ответственность обучающегося):

  • Российское издание, индексируемое РИНЦ - 0,3 балла
  • Российское издание, включенное в список ВАК - 0,5 балла
  • Международное издание, включенное в базы Scopus и Web of science - 1 балл

4.3.5.Волонтерская деятельность по адаптации студентов, обучающихся в СПбГУ в рамках программ академической мобильности:

  • Координатор мероприятий для студентов по обмену и координатор программы Buddy - 1 балл
  • Координатор менторов - 0,7 балла
  • Координатор программы «Тандем» и координатор разговорных клубов - 0,5 балла
  • Волонтеры-организаторы мероприятий и менторы - 0,3 балла
  • Волонтеры Buddy - 0,1 балла

4.3.6.Получатели грантов Президента Российской Федерации для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности и поступивших на обучение в Санкт-Петербургский государственный университет получают 0,5 балла.

Итоговым конкурсным баллом является сумма конкурсных баллов по каждому из указанных выше критериев.

Выявление победителей Конкурса осуществляется на основании итоговых рейтингов по каждой Программе академической мобильности и в пределах квот, предусмотренных соответствующими межуниверситетскими соглашениями СПбГУ с зарубежными вузами-партнерами.

Окончательное решение об участии обучающегося в Программе академической мобильности принимает зарубежный университет, с которым у СПбГУ заключено соглашение, предполагающее обмен обучающимися.


Что делать после объявления результатов Конкурса?

После объявления результатов Конкурса победителям необходимо предоставить сотрудникам Отдела международного образовательного сотрудничества Учебного управления следующие документы:

5.1.Необходимые документы, согласно требованиям принимающих вузов, - в сроки, установленные принимающим вузом и в соответствии с инструкциями, полученными от сотрудников Отдела международного образовательного сотрудничества Учебного управления или принимающего вуза-партнера;

5.2.Форму плана включённого обучения , заполненную в части персональных данных и информации по учебным дисциплинам (Приложение № 4) - не позднее, чем за две недели до предполагаемой даты отправления в принимающий вуз.

Международная деятельность Университета осуществляется по следующим направлениям:

  • обучение иностранных граждан по программам среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования;
  • участие в программах двустороннего и многостороннего обмена студентами, педагогическими и научными работниками; стажировки преподавателей в ведущих учебных и научных центрах зарубежных государств;
  • участие в международных образовательных проектах в области среднего, высшего, дополнительного профессионального и довузовского образования, включая проведения конгрессов, конференций, симпозиумов, круглых столов и прочих мероприятий с организациями – представителями зарубежных образовательных учреждений и организаций;
  • осуществление прикладных научных исследований по заказам иностранных научных и образовательных организаций;
  • внедрение инновационных технологий обучения в соответствии с международными требованиями;
  • формирование современной учебной базы подготовки специалистов для эксплуатации зарубежной авиационной техники и оборудования.

Обучение иностранных граждан

В среднем ежегодно по всем формам обучения в Университет поступают около 250-300 иностранных студентов. Общее число иностранных студентов стабильно находится на уровне 1000-1100 человек (отношение числа иностранных студентов очной и заочной формы, как правило, отвечает пропорции 1:2), при этом ежегодный выпуск успешно завершивших программу высшего образования по всем специальностям и формам обучения составляет порядка 100-150 человек.

География обучающихся в Университете студентов обширна – в настоящее время в вузе проходят обучение граждане из более чем 40 государств. Основной контингент составляют представители из стран Содружества Независимых Государств – это граждане Азербайджана, Беларуси, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, а из стран Дальнего зарубежья – это граждане Алжира, Монголии, Нигерии, Камеруна.

Поступающие в Университет имеют возможность поступления как на бюджетную форму обучения, в рамках международных соглашений и/или по направлениям Министерства образования и науки Российской Федерации, так и по договорам с оплатой стоимости обучения физическими или юридическими лицами. На бюджетных местах в Университете обучаются граждане Белоруссии, Киргизии, Казахстана, Таджикистана. Университет обладает обширной сетью зарубежных партнеров – заказчиков образовательных услуг, с которыми в течение продолжительного периода времени поддерживается совместное сотрудничество.

Для иностранных граждан, не обладающих знанием русского языка, в Университете организованы 10-месячные курсы довузовской подготовки. В программу обучения включено интенсивное изучение русского языка, а также подготовка по естественно-научным дисциплинам, таким как физика, химия, математика, информатика, инженерная графика. Ежегодно в рамках подготовительного отделения проходят обучение 30-40 слушателей. По итогам обучения слушателям выдается соответствующий сертификат.

Студент Университета из Анголы Мониз Родриго Елиас Балтазар,
Лауреат конкурса «Студенческая весна-2016», участник конкурсов вокального мастерства.

В целях привлечения более широкого круга студентов Университетом заключено долгосрочное соглашение с компанией РАКУС по набору студентов для обучения в России. В рамках реализации плана представления образовательных программ в иностранных государствах ежегодно проводится обширная рекламная кампания вуза на более чем 200 представительских мероприятиях (выставки, семинары, конференции, дни открытых дверей) в 50 странах мира.

Привлекательной особенностью нашего Университета для граждан из стран дальнего зарубежья является возможность сквозной образовательной траектории по образовательным программам в сфере гражданской авиации: довузовская подготовка, программа специалитета (бакалавриата), аспирантура по широкому спектру специальностей востребованных гражданской авиацией. С 2015 года Университет также предоставляет иностранным гражданам возможность обучение по программам магистерской подготовки.

Мобильность научно-педагогических работников и студентов

Академическая мобильность является приоритетным направлением международной деятельности Университета. Академическая мобильность предоставляет возможность студентам, аспирантам, преподавателями и молодым ученым продолжить образование или приобрести научный опыт за рубежом путем участия в краткосрочных образовательных или научно-исследовательских программах. Целью развития программ академической мобильности ставится развитие международного сотрудничество, обмен опыта с зарубежными партнерами, введение новых образовательных компонентов в программы подготовки, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, воспитание нового поколения специалистов, подготовленного к работе в условиях глобализации мирового сообщества. Академические обмены реализуются в соответствии с договорами между Университетом и вузами-партнерами, соглашениями с интернациональными компаниями, фондами и другими организациями.

Одновременно с развитием программ студенческих стажировок в вузе уделяется значительное внимание академической мобильности профессорско-преподавательского и инструкторского состава. Основной целью преследуется возможность ознакомления сотрудников вуза с новыми технологиями, методиками обучения, углубленное изучение современных воздушных судов и средств управления воздушным движением. Преподаватели и инструкторы вуза регулярно проходят стажировку на базе зарубежных центров и организаций, для дальнейшего использования полученных сведений при реализации образовательных программ вуза.

Международное сотрудничество

Университет обладает обширной сетью партнерских организаций, расположенных как в странах Содружества, так и отдаленных регионах мира – Европа, Южная Америка, Азия. Сотрудничество охватывает широкий спектр вопросов, относящихся к деятельности вуза, – летная практика и тренажерная подготовка, курсы повышения квалификации, совместные научные проекты, стажировки студентов и профессорско-преподавательского состава.

Студенты Университета на мероприятии,
посвященном 25-летию независимости Туркменистана.

Благодаря тесным контактам в стенах Университета только в 2015 году были приняты и проведены переговоры более чем с 15 делегациями с общим числом участников около 130 человек. В целях поддержания на высоком уровне компетенции сотрудников вуза, Университетом на регулярной основе проводятся семинары, конференции, круглые столы, на которых обсуждаются наиболее значимые отраслевые вопросы с привлечением ведущих зарубежных специалистов отрасли.

Занимая лидирующие позиции в сфере подготовке специалистов гражданской авиации, в вуз регулярно обращаются зарубежные компании для организации курсов повышения квалификации персонала по различным направлениям – переподготовка на тип воздушного судна, тестирование английского языка, организация перевозок опасных грузов. Ежегодно на базе вуза проходят переподготовку 20-50 специалистов из зарубежных организаций.

Участие в международных образовательных и научных программах

С 2007 года университет успешно использует методологию TRAINAIRдля подготовки студентов и слушателей в области дополнительного профессионального образования. Для этого применяются несколько учебных курсов, созданных или адаптированных подразделением TRAINAIR Университет. На основе разработанного сотрудниками вуза STPбыли подготовлены около 300 инструкторов УВД из России, Монголии и Таджикистана к внедрению системы RVSM. Университет участвовал с докладами в 10 и 11 Всемирных Симпозиумах TRAINAIR и в настоящее время рассматривается вопрос о продолжении своего участия на новой стадии – TRAINAIRPLUS.

Международный семинар ИКАО по системам
управления безопасностью полетов (2007 г.)

Сотрудники вуза принимают активное участие в организации международных учебных курсов и семинаров. Так на базе Университета в 2014 году проведен семинар «Совершенствование процессов летной и технической эксплуатация ВС Даймонд 40,42 NG» с представителями производителя ВС данного типа, а также 41 Заседание клуба командиров, посвященное совершенствованию нормативной базы Российской Федерации в части повышения авиационной безопасности.

Администрацией вуза активно прорабатывается вопрос о вступлении Университета в Европейскую Ассоциацию Аэронавигационных и Аэрокосмических Университетов (PartnershipsofaEuropeanGroupof AeronauticsandSpaceUniversities, Pegasus), а также ведется работа с Французским университетом гражданской авиации (ENAC), целью которой ставиться решение организационных вопросов для запуска в действие программы «двойного диплома».

В 2014 году в Университете была запущена магистерская подготовка для специалистов в области гражданской авиации, среди поступающих магистрантов присутствуют, в том числе, представители гражданской авиации из стран Содружества Независимых Государств.

В 2014 году представители вуза были также приглашены для участия в совещании, организованного Евразийской экономической комиссии по вопросу поэтапного формирования так называемого «Единого Евразийского неба». Одним из основных направлений интеграционных процессов в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства является формирование согласованной транспортной политики.

Администрацией Университета активно ведется работа по заключению соглашений о сотрудничестве, направленные на реализацию проектов в области науки и образования, с различными зарубежными образовательными учреждениями.

Численность иностранных граждан

Учебный год

Зачисление

Контингент

Выпуск

Зарубежные партнеры

– Национальную авиационную компанию «Узбекистон Хаво Йуллари» (Узбекистан);

– Департамент гражданской авиации Монголии;

– Азербайджанские авиалинии (АЗАЛ);

– Государственную национальную службу «Туркменховаёллары» им. Великого Сапармурата Туркменбаши (Туркменистан);

– Государственное учреждение «Центр международных программ» при Министерстве образования Республики Таджикистан;

– Международный аэропорт г. Худжанд (Таджикистан).

– Университет ENAC (Франция, Тулуза)

Реестр международных соглашений СПбГУ ГА

Наименование организации

Страна, город

Дата заключения

Цели сотрудничества

1. Национальная Академия Авиации (НАА) Азербайджан, Баку

октябрь, 2014

2. Киргизский авиационный колледж им. И. Абдраимова Киргизия, Бишкек

научная и образовательная деятельность

3. Пекинский транспортный университет Китай, Пекин

ноябрь, 2015

научная и образовательная деятельность

4. Задарский университет Хорватия

октябрь, 2016

научная и образовательная деятельность

5. Мостарский университет Босния и Герцеговина

научная и образовательная деятельность

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!