Методические рекомендации для родителей «Насколько важно чтение в детском развитии или как помочь ребенку полюбить поэзию. Консультация для родителей. Тема «Насколько важно читать ребенку» консультация (младшая, средняя группа) на тему

В наше технократическое время родители все чаще заменяют "живое чтение" аудиокнигами или же разнообразными видео приложениями на своих гаджетах.Но ведь маленькому человеку очень полезно!!! (да,да именно полезно!) чтение сказок вслух.Данная консультация подробно раскрывает этот вопрос.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные родители задаются вопросом: так ли важно читать детям вслух? Может быть, достаточно включить ребенку на планшете хорошую сказку? Там и картинки интерактивные, и голос рассказчика приятный, и дикция заметно четче, чем у нас…

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать один немаловажный факт из психологии: родительский голос создает ситуацию личного обращения автора к малышу. Вы как бы «разворачиваете» голос автора в сторону ребенка. Личная обращенность, личное взаимодействие предопределяют саму возможность развития речи. Психологи сделали интересное наблюдение: если среди деток ясельного возраста произнести фразу «Дети! Идите скорее ко мне!», то никто не отреагирует. А вот если к каждому обратиться по имени - ситуация будет прямо противоположной!

Поэтому речь, звучащая из телевизора, компьютера, может развлечь кроху, но не более того. Она никак не сказывается на речевом развитии малыша раннего возраста. Такое слушание будет эффективным для ребенка постарше, у которого уже «разработано» пространство речи.

Помимо этого, существует еще как минимум 10 причин, почему мы должны читать своим детям вслух:

1. Словарный запас. Чтение вслух формирует детскую речь, расширяет словарный запас. Исследования показали, что, чем больше слов используют родители в разговоре с 8-месячным крохой, тем объемнее будет его словарный запас в возрасте трех лет. В книгах много слов, которые ребенок вряд ли встретит в устной речи. В детских книгах на 50% больше редких слов, чем в прайм-тайме на телевидении или в разговоре студентов! Речь - это основа мышления. Книжная речь устроена сложнее, чем устная, так как не связана с конкретной ситуацией общения (не дополняется визуальным восприятием собеседника, мимикой и жестами), ее всегда отличают более сложные грамматические конструкции, а грамматика языка отражает способы человеческого мышления. Поэтому чтение вслух детям в любом возрасте оказывается действенным механизмом для развития.

2. Фантазия. Чтение развивает фантазию: ребенок не видит того, что описывает автор, он это воображает. Чтение вслух показывает малышу, как использовать свое воображение.

3. Близость. Чтение вслух - это еще и заветное для ребенка время, проведенное вместе с мамой и папой, бабушкой, дедушкой. Дети любят находиться вместе со взрослыми, когда те читают им книжки вслух! Малыши обожают сидеть при этом на руках у мамы или папы, посредством этой близости развивается тесная связь между родителями и детьми .

4. Авторитет, ценности и кругозор. Когда вы читаете вслух, вы повышаете уважение к себе, вырабатываете мотивацию поступков на основе определенных ценностей. Иногда нужно дополнительно объяснить ребенку, почему герой поступил так, а не иначе. Сделать это можете только вы, ведь сейчас именно вам отведена роль авторитета во всех вопросах. Если ребенок читает сам, он усваивает большей частью только то, что хорошо знает. Родители, читая вслух, могут рассказать малышу о непонятных вещах, тем самым развивая его кругозор.

5. Успокоение. Чтение вслух успокаивает ребенка. Иногда родители отмечают, что их кроха слишком активен, не может сконцентрироваться на книжке и охотнее смотрит телевизор. Возможно, вы еще не отыскали подходящую для вашего малыша книгу. Используйте минуты, когда ребенок ведет себя более спокойно. Рано утром, после обеда перед дневным сном или вечером после чистки зубов - хорошее время, чтобы почитать вслух. Найдя идеальное сочетание времени и книги, вы увидите, как легко и спокойно начнет засыпать ваш малыш. Чтение вслух является проверенной тактикой, помогающей детям справиться со стрессом.

6. Любовь к чтению. Дети, которым читают вслух в течение первых лет жизни, которые живут в окружении книг, с гораздо большей вероятностью будут увлекаться чтением в старшем возрасте. Ребенок усваивает, что чтение - это важно и вместе с тем приятно и весело. Забота и внимание, проявляемые родителями во время чтения вслух, помогают малышу развить положительное отношение к книгам.

7. Развитие моторики. Ребенок учится, как пользоваться книгой, как держать, как переворачивать страницы - развивается мелкая моторика.

8. Чувственное удовольствие. Хорошая детская книга содержит занимательные иллюстрации, бумагу, приятную на ощупь, а новая книга еще и пахнет хорошо. Все это работает на то, чтобы от процесса совместного чтения малыш получал удовольствие.

9. Навык аудирования. Чтение вслух учит ребенка внимательно слушать. Не успеете оглянуться, как этот навык очень быстро пригодится ему в школе.

Десятую причину можно отнести к самым главным. Вспомните, как ваша мама или папа читали вам на ночь вашу любимую книгу. Такие порой обрывочные, но теплые и светлые моменты детства складываются в картинку, которая согревает нас в трудные минуты на протяжении всей жизни. Теперь наша обязанность как родителей - и у наших детей оставить такие же воспоминания , которые будут их защищать и согревать во взрослой жизни.


Консультация для родителей средней группы

Художественная литература является универсальным развивающе-образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду. Художественные тексты позволяют эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира.

Что приобретает ребенок, когда родители ему читают? Как минимум в «совместном» чтении – четыре преимущества.

Во-первых, пока вы ему читаете, ваше чадо фантазирует, создает зримый сказочный мир, в котором живут герои звучащей для него книги. Между тем, развитие фантазии есть важнейшая ступень на пути становления творческой личности. Если у вас не получается читать часто, то хорошим подспорьем вам могут стать кассеты с аудиозаписями сказок, рассказов, пьес.

Во-вторых, когда вы читаете, вы учите ребенка слушать. Слушать долго и не прерывать читающего. Слушать внимательно и вдумчиво.

В-третьих, когда вы читаете, вы проводите время с вашим сыном или дочерью, которое вам потом возвратится. У вас с ребенком общий интерес и совместное дело.

В-четвертых, когда вы читаете, у ребенка формируется слуховая память, он начинает хорошо запоминать со слуха.

Гуляя с ребенком, возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребенка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной. Тогда чтение становится желанным и ожидаемым. В течение дня это счастливое время: всегда найдется 15-20 минут, чтобы спокойно почитать ребенку. В режиме необходимо выделить определенное время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.

Формируя круг чтения на каждый период развития ребенка, выбирайте книги, которые наполнят его рост открытиями и радостными переживаниями.

Выбирая книги для своего ребенка, исходите из его развития, помня, что все индивидуально.

Дошкольник не читатель, а слушатель книг и входит в прекрасный мир литературы благодаря так называемому громкому чтению. Воспитывайте у детей вдумчивое отношение к книге, а что это значит – хорошо видно из слов великого К. Ушинского: «Необходимо приучать детей… слушать внимательно, а потом усваивать и передавать слышанное. »

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, и окружающие относятся к его занятиям уважительно. Читайте детям неторопливо, старайтесь передать музыку ритмической речи.

Помните – ребенок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Пусть малыш за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.

Однако именно большие повествовательные тексты создают возможные миры с целостной цепью событий, происходящих с персонажами, временно-причинными связями, зависимостью поведения персонажей от изменяющейся обстановки и внутренних психологических мотивов. Такого рода сложные повествовательные последовательности позволяют ребенку открывать для себя широкий спектр возможных моде лей поведения и переживания в различных меняющихся обстоятельствах, осваивать ценностные установки, принятые в человеческом обществе.

Практикуйте такие чтения, когда ребенок уже может, полюбив героев, войти в их мир.

Читайте детям вслух не только все дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником, выбирая для этого такие книги, с которыми ему самому не справиться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ (4-5 лет)

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички . «Наш козел...»; «Зайчишка-трусишка...»: «Дон! Дон! Дон!», «Гуси, вы гуси...»; «Ножки, ножки, где вы были?..». «Сидит, сидит зайка..», «Кот на печку пошел...», «Сегодня день целый...», «Барашеньки...», «Идет лисичка по мосту...», «Солнышко - ведрышко...», «Иди, весна, иди, красна...».

Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.

Фольклор народов мира

Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л, Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.

Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжия.«Улицей гуляет...» (из стихотворения « В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима - аукает...»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном - дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшная история».

Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); Бианки, «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».

Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец...», «Хотела галка пить...».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерепгевской; Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

Для заучивания наизусть

«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?» - рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); 3. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.


Мартынюк Елена Алексеевна

Ирина Колмакова
Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»

«ПОЧЕМУ ВАЖНО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ СКАЗКИ

(Консультация для родителей )

Подготовила : Ирина Сергеевна Колмакова, воспитатель ОЧУ ПМГ, 2016-2017 учебный год.

Сказка устно создавалась и передавалась из поколения в поколение. Сказка зарождалась на основе непосредственной импровизации, создатели и хранители сказок были самобытными народными златоустами. Они увлекали слушателей не только волшебной фабулой сказки , но и своим красноречием. За многовековое существование в сказке выработались и закрепились свои нормы живого речевого стиля. Так, в ней установилась своеобразная, оптимально удобная для запоминания и воспроизведения сказовая композиция с ее приступами, концовками и троекратными повторами. В сказке утвердилась и особая произносительная культура устной речи с ее ритмическими, рифмованными благозвучными выражениями.

Многие русские писатели, общественные деятели, деятели науки и искусства оставили свои воспоминания о нянях, бабушках-сказочницах , о своих впечатлениях от сказок .

«Няня близко познакомила меня с русскими сказками , и от них я не спал по ночам. Они были также главным импульсом к музыкальным импровизациям на фортепьяно в то время, когда я не имел еще понятия о самых элементарных правилах игры на фортепьяно», - писал М. П. Мусоргский в своей автобиографической записке.

Скульптор С. Т. Коненков оставил в своих воспоминаниях образ рассказчика из города Рославля и его замечательные сказки и присказки :

В некотором царстве, в некотором государстве,

А именно в том, в котором мы живем.

Было это в невстве, в королевстве

На ровном месте.

Это не сказка , а только присказка

От Брянска до Витебска,

А сказку буду говорить завтра после обеда, поевши мяса и хлеба,

Так вот жил в том царстве царь Додон, а у царя Додона дочка Алена…

Поэт И. В. Суриков передал свои воспоминания о бабушкиных сказках в известном стихотворении «Детство» :

Ветхую шубенку

Скинешь с плеч долой;

Заберешься на печь

К бабушке седой

И начну у бабки

Сказку я просить .

И начнет мне бабка

Сказку говорить :

Как Иван-царевич

Птицу-Жар поймал,

Как ему невесту

Серый волк достал…

А вот М. Ю. Лермонтов сожалеет об отсутствии такого верного друга ребенка как сказка в своем детстве : «Как жаль, что у меня была мамушка-немка, а не русская – я не слыхал сказок народных – в них верно больше поэзии, чем во всей французской словесности».

А. С. Пушкин в письме к брату пишет : «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания».

Воспитательная и образовательная сила сказок несомненна .

Ведь сказки более других произведений фольклора известны детям . Жизнеутверждающая идея сказок , их оптимизм вызывает у детей ответные чувства. Сказка покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением фантастического и реального. Герои сказок летают на коврах-самолетах, в одну ночь строят дворцы, побеждают чудовищ и в то же время ничем не отличаются от обычных людей : крестьян, ремесленников. Это удивительное сочетание правды и вымысла особенно нравится детям . Сказки составляют для детей особый мир.

В процессе слушания сказок происходит и знакомство с родным языком. Слушая сказку , ребенок впитывает ее, постигая красоту языка.

В. А. Сухомлинский писал : «Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующее воспоминание об этой колыбели. Красота родного слова – его эмоциональные краски и оттенки – доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум – ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка…».

Сказка создает и структуру интеллекта ребенка, устанавливает разного рода связи : «Я и другие» , «Я и вещи» , «вещи подлинные и выдуманные» .

Сказка нужна ребенку для того, чтобы создать себе представление о пространстве («далеко - близко» , о времени («давно – сейчас» , «сначала - потом» , «вчера – сегодня - завтра» ). Традиционное начало сказки «жил – был когда-то» ничем не отличается от «это было тогда-то» подлинной истории, хотя мир сказки – и ребенок очень скоро это обнаруживает – иной, чем тот, в котором он живет. Сказка – это и средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру его окружающего.

Ребенок, которому с детства читают сказки , с большей вероятностью в будущем начнет увлекаться чтением книг, ведь с самого раннего возраста он будет погружен в прекрасный и чудесный мир, в мир литературы.

«Насколько важно чтение в детском развитии или как помочь ребенку полюбить поэзию »

Подготовил: воспитатель высшей

Ни в одной стране не возникло в столь короткий период времени такой могучей семьи гигантов, таких величайших мастеров художественного слова, такого ярчайшего созвездия блистательных имен, как в русской литературе IIX века.

Но именно Пушкина по праву считаем мы родоначальником нашей классической литературы, началом всех ее начал. Еще при жизни Пушкина высказался о нем его великий современник и благоговейный ученик Гоголь: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте…В нем русская природа, русская душа, русский язык , русский характер…Сама его жизнь совершенно русская».

Для взрослых очень остро стоит вопрос о необходимости загружения памяти детей тем или иным материалом. Невозможно в детском саду соревноваться по образности и разнообразию впечатлений, которые получают дети, с кино, которое они постоянно смотрят. Современные дети растут в особой, зрительной культуре. Нельзя просто потребовать, чтобы они не смотрели, например, мультфильм «Том и Джерри». Можно только предложить альтернативу: давайте будем играть. Запрет бесполезен. Только альтернатива: пусть дети поиграют в русские народные сказки и в сказки Пушкина. Конечно, есть и другие вещи, можно придумать очень много разнообразных композиций. Но зачем? Мы обязаны сохранить ребенку ясный взгляд на жизнь. Сказки содержат явственный нравственный аспект, поскольку счастливый брак рассматривался как награда за достойное поведение героев. Сказки дают детям эталонные представления о добре и зле. В главных положительных героях воплощены идеалы мужского и женского поведения. В русских сказках и в сказках Пушкина мы видим смелость, сострадание к ближнему, уважение к старшим (воле родителей и приказам царя), уважение к природе (растениям и животным), терпение, трудолюбие, верность слову и постоянство в привязанностях, незлопамятность и неспособность к мести.

Сказки Пушкина - это единственное в нашей культуре для маленьких детей, за что можно сейчас « уцепиться» с позиции сохранения языка: Чистота строчки, чистота рифмы, приобщение к поэтической речи.

Сказки появились в период наивысшего расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но почти сразу же вошли в детское чтение.

«…Дети, к которым и не думал обращаться поэт, когда писал своего «Салтана», «Золотого петушка» и «Царевну»,ввели их в свой духовный обиход и этим лишний раз доказали, что народная поэзия в высших своих достижениях часто бывает поэзией детской», - писал.

Оказывается, что из сказок Пушкина, как из любой сказки, дети « берут» столько, сколько смогут.

создает свои сказки на фольклорном материале. «Сказка о попе и работнике его Балде» близка по сюжету к народной сказке «Батрак Шабарша» Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем. «Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой «О чудесных детях». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» близка к сюжету народной сказки «Волшебное зеркальце». Обращаясь к устному народному творчеству, видел в нем неисчерпаемые возможности для обновления литературы.

Сказки - сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и темным миром. Примером может служить «Сказка о царе Салтане». В сказке отражены многообразные оттенки человеческих чувств:

В кухне злится повариха,

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене -

и раскрываются сложные взаимоотношения между людьми («А ткачиха с поварихой, со сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…»

Действие развертывается динамично, без длинных описаний. Пушкинский стих подвижен, передает ритм движения и напряженность событий:

Едет с грамотой гонец,

И приехал, наконец.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Обобрать его велят;

Допьена гонца поят

И в суму его пустую

Суют грамоту другую…

Динамизм и быстрота смены событий свободно илегко уживаются с пейзажными картинками, лаконичными и зримо красочными:

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит…

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Энергична и действенна у Пушкина-сказочника звуковая организация стиха. Значимостью у него обладает каждый звук, то передающий плеск морской волны, то воспроизводящий полет комара или шмеля:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге…

Тут он в точку уменьшился,

Комаром оборотился,

Полетел и запищал…

Тут он очень уменьшился,

Шмелем князь оборотился,

Полетел и зажужжал..

в «Заметках о сказках Пушкина» дал мудрый совет: «Я не думаю, что мы должны объяснять ребенку, какое значение имеют в этих стихах звуки «з» и «ж», характеризующие полет комара и шмеля. Пусть дети чувствуют звуковую окраску стихов, не занимаясь анализом. Но мы-то сами, прежде, чем прочесть стихи детям, должны хорошо услышать все эти «з». «ж», длинное, высокое «и» - в слове «злится» и низкое, гулкое «у» в словах «кружится» и «жужжит».

«Сказка о царе Салтане» завершается не моралистическим выводом, а описанием веселого пира, славящим торжество добра.

Положительные персонажи в длительной борьбе побеждают: князь Гвидон встречается с отцом; ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха посрамлены. Дети всем сердцем на стороне «светлого мира» сказки, олицетворенного в образах царицы-матери, князя Гвидона, царевны Лебеди. Только образ царя Салтана вызывает сомнения и раздумья. Вот как говорит об этом в книге «От двух до пяти»: «Мальчишка с большим увлечением слушал сказку о царе Салтане. Но все время его тревожил вопрос: «Что же такое этот самый Салтан? С одной стороны, он как будто человек симпатичный, а с другой стороны, он уж слишком поддается влиянию злой Бабарихи и ее коварных подруг. Поэтому все время он перебивал рассказчика вопросами об этом непостижимом царе:

А что он - правильный?

А что он хороший?

Подобные сомнения и раздумья - начало активной работы творческого сознания маленького слушателя. Это свидетельство большого воспитательного значения подобных произведений.

«Сказка о рыбаке и рыбке». В ней есть золотая рыбка, старуха противная и злая - такой быть нельзя, старик - добрый, даже слишком добрый, может быть, таким безответным тоже быть нельзя - это энциклопедия жизни. Если «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни той эпохи для взрослых, то - это для детей. Четкие образы: добро - хорошо, зло - плохо. Если дал обещание, как царь Дадон («Сказка о золотом петушке»). - выполняй. Не захотелось ему держать данное слово - сам погиб и ничего не получил.

Для сказок Пушкина, как и для народных, характерна вера в светлые силы и чувства. Сказки Пушкина оптимистичны, в них добро всегда побеждает тьму и злобу. Находчивость и трудолюбие Балды помогают ему победить попа; любовь и верность Елисея воскрешают его невесту, сыновняя преданность Гвидона, его борьба с завистью и клеветой способствуют торжеству правды

Чертами народности отмечена и поэтическая речь в сказках Пушкина. В них широко применяются народные поговорки, пословицы:

Но жена не рукавица,

С белой ручки не стряхнешь

Да за пояс не заткнешь.

(«Сказка о царе Салтане»)

…Впредь тебе, невежа, наука:

Не садися не в свои сани!

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, дурачина, корыто!

В корыте много ли корысти?..

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

В сказках Пушкина много слов разговорного, иногда просторечного языка («и молва трезвонить стала, «не кручинься», «он стоял позадь забора»).

Пушкин использует изобразительные средства народной поэзии: сравнения, метафоры, гиперболы, постоянные эпитеты:

В чешуе, как жар горя.

Тридцать три богатыря…

(«Сказка о царе Салтане»).

Но царевна молодая.

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась - и расцвела…

И к царевне наливное,

Молодое, золотое

Прямо яблочко летит…

Отвечает месяц ясный…

(«Сказка о мертвой царевне»).

В сказках Пушкин широко применяет народно - поэтическую речь с ее своеобразной ритмикой и повторами (« в путь дорогу снарядился»; «свет наш солнышко»; «по морю, по океану к славному царю Салтану»).

Картины русской жизни и изображение персонажей из разных социальных слоев даны реалистически. Поэт с художественной точностью отбирает бытовые детали и воссоздает колорит той или иной эпохи и места действия:

Перед ним изба со светелкой,

С кирпичною, беленою трубою,

С дубовыми, тесовыми воротами.

Старуха сидит под окошком,

На чем свет стоит мужа ругает.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

Сказки Пушкина отличаются богатством творческой фантазии. В них гармонично уживаются реалистические картины быта и нравов различных сословий русского общества с чудесами волшебного мира, возникающего под пером поэта. Таков целый город на острове Буяне - столица князя Гвидона:

…Город новый златоглавый…

…Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей …

Поэтически совершенны такие персонажи, как царевна Лебедь, Золотая рыбка, Золотой петушок, тридцать три богатыря, белка-чудесница.

Для сказок Пушкина, как и для народных, характерны чудесные превращения: старухи крестьянки - в царицу; лебедя - в прекрасную девушку; князя Гвидона - в комара, шмеля и муху.

Волшебные превращения не только увлекательны, они помогают раскрыть гуманистические идеи сказок. Превращение старухи снова из царицы в крестьянку связано с наказанием ее за самодурство и алчность . Превращение лебедя в прекрасную девушку выражает победу любви над черными волшебными силами.

Сказки Пушкина пробуждают симпатии и антипатии читателей, формируют активное отношение к своим героям. Они помогают решать задачи эстетического, нравственного воспитания детей.

Произведения Пушкина дали классические образцы детской литературы . Они пробуждают чувство любви к родине и являются лучшим средством приобщения детей к истинной поэзии.

Уважаемые родители, прежде чем читать детям одну из сказок Пушкина, убедитесь, что вы сумеете объяснить своему ребенку смысл каждого слова. Объяснив, перечитайте этот кусочек еще раз. Останавливайтесь во время чтения, чтобы проверить все ли понятно ребенку. Выясняйте это не вопросом: «Ты все понял?», а вопросами по тексту: «Что за орешки грызет белочка?». После ответа ребенка или своего пояснения начните чтение, вернувшись немного назад:

…белочка при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает…

Читать ребенку Пушкина, как и любую книгу, надо с интонационной выразительностью речи, иначе он вас не будет слушать, ему трудно будет понять смысл текста. После прочтения дайте детям высказать свое мнение, не перебивайте, ненавязчиво задавайте наталкивающие вопросы, уважайте мнение своего ребенка. Если вы увидели, что он из прочитанного не все понял, через небольшой промежуток времени перечитайте это вновь. Но не забывайте, ребенок должен захотеть, чтобы мамочка ему почитала. Даже когда ребенок овладел техникой чтения, не отталкивайтесь от его просьбы: «Ты уже сам можешь читать», не всегда при самостоятельном чтении он еще сможет понять смысл текста, который он читал.

Читайте сказки своим детям, приобщайте к поистине поэтической речи, воспитывайте любовь к русской поэзии. И начните это немедленно.

Марина Валерьевна Крицкая
Консультация для родителей «Почему нужно читать детям книги?»

Большое воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Но её роль вожна и в развитии речи дошкольников. Детская книга формирует целости картины мира. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров (сказки, рассказы, стихи,потешки, загадки, заклички тд) Необходимо учить детей слушать и слышать то или иное произведение. После чтения сказок, необходимо развивать умение детей дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Каждодневное чтение детской литературы оказывают большое влияние на развитие словаря детей.

Знакомство ребенка с лучшими образцами мировой литературы должно начинаться с первых лет жизни. Открывая ребенку книгу - мы открываем ему мир. Заставляем его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Помогаем ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу. Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит - книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша , важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами, и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет) . Семейное чтение это лучший вид коллективного общения. У детей, чьи родители любят читать , скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми , это сближает их, а также помогает малышу лучше усваивать содержание прочитанного . Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей . Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций. Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения.

Благодаря книгам ребенок начинает воспринимать разные модели поведения, учится, что делать хорошо, а чего и не нужно . Книги учат , как дружить, добиваться поставленных целей, ни взирая на преграды, при этом обыгрывая различные жизненные ситуации. Эта информация преподносится в игровой форме, близкой к детскому мышлению. Благодаря книгам человек растет человеком, а не человекоподобным существом. Ни телевизор, ни компьютер не способен заменить книгу , так как это есть одностороннее общение без последующего обсуждения.

Публикации по теме:

Беседа с детьми «Почему нужно мыть руки?» Беседа с детьми на тему «Почему нужно мыть руки?» воспитателя Ефремовой А. А. Задачи: 1. Продолжать побуждать детей к ведению здорового.

Беседа с родителями «Что читать детям трусишкам» Беседа с родителями «Что читать детям трусишкам». Пожалуй, не стоит долго распространяться о том огромном влиянии, которое оказывает на.

Использование книги для показа картинок детям 1. Картинки для показа должны быть выполнены на высоком художественном уровне, изображаемые предметы должны быть крупными и четко контрастировать.

Как и что нужно читать детям с нарушениями речи Книги, прочитанные в детстве, влияют на нас гораздо больше всех остальных. Они не просто дают необходимую информацию, как это происходит.

Консультация для родителей «Что читать детям 4–5 лет» Всегда созревает вопрос, что читать детям 4 - 5 лет, для начала нужно определиться какими навыками они должны овладеть. Многие авторитетные.

Консультация для родителей «Как нужно рассказывать о войне детям» Мечта всех родителей - воспитать своего ребенка активным, деятельным, человеком с богатым внутренним миром. Сегодня родители вправе сами.

Консультация для родителей «Нужно ли рассказывать детям о войне?» Приближается праздник великой Победы-9 мая. Многие родители задаются вопросом, нужно ли их малышу рассказывать о войне и о значении этого.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!