Почему кагор церковное вино. Кагор – вино, история которого сложена из легенд. Появление вина в России

Близится Пасха, Воскресение Христово - один из самых главных, любимых и чтимых в нашей православной стране праздников. Непременные атрибуты этого светлого праздника - писанки (крашеные яйца), пасхи, куличи и, конечно же, вино, символизирующее кровь Христа.
Но не всякое вино подойдет к пасхальному столу, лишь специальное - церковное. Конечно же, речь идет о кагоре - «церковном» вине, вине для причастия. Кагор - это немаловажная, прошедшая через века часть православной культуры.

Среди огромного количества наименований различных вин, кагор занимает особое, значимое положение в табеле о рангах вин. Кагор является крепленым красным десертным вином, которое имеет терпкий и достаточно мягкий вкус, в котором присутствуют оттенки чернослива или смородины, шоколада или какао.

Родиной кагора является Франция, свое название это вино получило в честь маленького провинциального городка на Юго-Западе страны, Каор /Kahors/. Город Каор имеет достаточно уникальное географическое расположение: 200 километров от Атлантического океана, столько же от Средиземного моря и от Пиренейских гор. Здесь и было впервые получено вино каор из гроздей специфического винограда «Мальбек» /оксеруа/ , который произрастает именно в этой местности. Произошло рождение этого уникального напитка в середине 13 века. При этом технология приготовления этого напитка существенно отличалась от классического приготовления вина.

Вначале производили прессование собранного винограда. Для усиления насыщенности ароматическими и вкусовыми веществами /экстрактивности/, полученный, но еще не перебродивший виноградный сок /сусло/ нагревали в специальной печи и выдерживали при температуре около 70 градусов около 24 часов. Затем проводилось естественное охлаждение сусла. После этого проходил процесс брожения, далее, выдерживая пропорции, в полученный напиток добавляли виноградный бренди. Полученное вино, каор, выдерживали в деревянных бочках, при этом срок выдержки существенно улучшал качество напитка. Все эти технологические приемы производства каора позволяли получить вино достаточно крепким, густым, с присутствием в нем характерных тонов варенья и шоколада. При этом цвет вина получался темно рубиновый, поэтому каор прозвали черным вином.

Со временем были замечены лечебные свойства этого оригинального вина. Напиток способствовал укреплению печени и кроме этого улучшал работу желудочно-кишечного тракта и сердечно сосудистой системы. Каор стал известен за пределами Франции, его слава докатилась и до Российской империи. Первым популяризатором каора в России стал царь Петр 1, которому лучшие лекари того времени рекомендовали пить этот напиток для улучшения работы желудочно-кишечного тракта. Другим популяризатором этого вина стала наша Православная Церковь, потому что, именно красное вино в Русской Православной Церкви считалось символом Крови Христовой и этот напиток используется во многих религиозных обрядах. Вскоре Православная церковь приняла каор в качестве обрядового церковного вина.

До того времени в качестве церковного вина в обрядах использовались итальянские и греческие сладкие вина не всегда достаточно красные. Каор можно было разводить водой и он не терял своего кроваво-рубинового цвета. Но этот напиток имел один недостаток в понимании русских людей, он имел терпкий /не сладкий/ вкус и не очень нравился прихожанам. Так как, в те времена в России не было своих виноградников, то вино приходилось закупать в Италии и Испании. Предпочтение было отдано французскому каору, но в заказе французским виноделам было оговорено условие о том, что напиток должен быть сладким. Французы выполнили это условие, добавляя в процессе производства сгущенный виноградный сироп.

Каор стал поставляться в Россию в достаточно больших объемах, при этом название вина в русской речи трансформировалось в кагор. Вино полюбилось большинству россиян за свой сладкий и насыщенный букет цвета, вкуса и аромата. Этот напиток использовался в качестве церковного вина в обрядах и в быту во время православных праздников. Со временем кагора в России стало не хватать, так как уменьшились посадки винограда во Франции и увеличилось потребление в России. Поэтому в конце 19 века начались работы по подготовке и началу производства кагора в России. В Крыму /Гурзуф/ были заложены обширные виноградники сорта «Саперави» /красильщик/. Этот виноград обладал высокой сахаристостью и богатым содержанием красящих веществ в кожице.

Российский кагор шел, как и все в России, своим путем, который все дальше уводил его от своего французского родственника. Были разработаны свои отечественные технологии приготовления церковного вина, но название было оставлено прежним. По Крымской технологии, полученную мезгу из сорта винограда «Саперави», нагревают, а затем естественно охлаждают. При этом экстрактивные вещества переходят в сусло, которое затем сбраживают и добавляют виноградный спирт /бренди/, и сгущенный виноградный сироп. Для улучшения букета вкуса и аромата, лучшее вино выдерживают в деревянных бочках несколько лет, получая таким образом марочный кагор. Другая часть полученного вина разливается в бутылки и классифицируется, как «ординарное».

По альтернативной технологии, для получения кагора, используют виноград любых сортов, которые имеют высокую сахаристость: Саперави, Совиньон, Кахет, Матраса, Мористель, Каберне. При этом, виноград на лозе выдерживают дополнительное время, чтобы он подвялился и приобрел более высокое содержание сахара. Затем из винограда выдавливают сок, который частично сбраживают и, чтобы сохранить повышенное содержание сахара, в него добавляют виноградный спирт. Далее, полученный состав нагревают и выдерживают при температуре 65 градусов.

Прогресс не стоит на месте, к настоящему времени произошло заметное увеличение технологических способов производства церковного вина. Образовалась отдельная группа вин, к которой относятся десертные вина с высокой степенью экстрактивности, интенсивной рубиновой окраской, ярко выраженным вкусом и ароматом. Изменять эти параметры можно, используя различные сорта винограда и их соотношения, а также применяя различные технологические процессы. При этом можно получить букет с элементами малины, смородины, сливы, чернослива, шоколада и сливок.

Основные характеристики кагоров следующие:
-ординарные вина /не проходившие процесс выдержки в деревянных бочка должны содержать 16% спирта и 16% сахара.
-марочные вина /прошедшие процесс выдержки не менее трех лет/ имеют также крепость 16% спирта, а содержание сахара в них должно быть от 18-25%.

Кагор является достаточно универсальным вином, его можно употреблять до начала трапезы, во время и после еды. Здесь каждый человек определит для себя лучшее время для употребления этого сказочного напитка. Температура напитка должна быть комнатной, а при приеме в лечебных целях его следует слегка подогреть.

В настоящее время производится достаточно большой ассортимент кагорных вин.
-Россия: «Кагор №32» /используется,как церковное вино/, «Черные глаза», «Южная ночь», «Церковное», «Кагор Тамани», …
-Украина: самый знаменитый «Кагор Южнобережный», «Черный доктор», «Золотое поле», «Партенит»…
-Молдова: марочный и коллекционный «Чумай».
-Азербайджан: марочный и коллекционный «Кюрдамир» И «Шемаха».
-Абхазия: кагор «New Athos».

14:54 31.03.2000

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Традиции использования вина в ритуалах богослужений существуют с незапамятных времен. Первые упоминания о винограднике и виноградном вине мы находим в книге Бытия, в истории патриарха

Традиции использования вина в ритуалах богослужений существуют с незапамятных времен. Первые упоминания о винограднике и виноградном вине мы находим в книге Бытия, в истории патриарха Ноя. Ветхозаветные авторы свидетельствуют о том, что красное виноградное вино, именуемое в Библии «кровию виноградных ягод», было в широком употреблении у древнего израильского народа. Виноградная лоза была не только символом мира и достатка, но несла в себе и духовный смысл. Особенно ярко это проявляется в текстах Нового Завета, где лоза, виноград и вино, глубоко символичные образы того времени, постоянно используются в притчах. «Я есть истинная виноградная лоза, а отец Мой - виноградарь»,- говорит Иисус Христос.

Сцена Тайной вечерни дала начало многовековой традиции богослужения, послужив прообразом Таинства Причащения. Христос подал ученикам чашу вина со словами: «Пейте из нее все. В чаше сей кровь моя, которая изливается во оставлении грехов ваших. Сие творите в воспоминании обо мне». С тех пор верующие, причащаясь, под видом хлеба и вина вкушают самого тела и крови Христовой для вечной жизни. Каким должно быть церковное вино? В чем особенности красных десертных вин России? И почему фальсификация российских вин началась именно с этой категории винопродукции?
Стоглавым собором 1551 года в монастырях были разрешены к употреблению только «фряжские» красные вина из Генуи. На кораблях, вокруг Европы, через Архангельск «фряжское вино» доставлялось в Россию и закупалось церковью на Моложской, Макарьевской и Новгородской ярмарках. Конечно, это вино было очень дорогим. Поэтому уже в начале XVII столетия астраханские монахи высаживают вблизи монастыря закавказские виноградные лозы.
В 1658 году воевода Ромодановский отправляет в Москву 41 бочку церковного вина.

В XVII века в качестве церковного вина использовались монастырские вина волошских и молдавских виноградников. Однако российского вина для церкви явно не хватало - его производилось слишком мало. Чтобы покрыть этот дефицит, в конце XIX столетия Россия для нужд церкви закупает в Западной Европе большие партии густых красных сладких вин под названиями «Рогом» и «Беникарло». «Беникарло» было настоящим сладким вином из винограда и получило свое название от испанского города на Среднем море. Ну а слово «рогом» обозначает неопределенную смесь крепких напитков из Франции и Германии. То есть фальсификат церковного вина.
Собственно, период массовой фальсификации поставляемых в Россию сладких красных вин начинается с XVIII столетия - до начала массового импорта. Российские фальсификаторы не пугаются ни царских указов, ни постановлений Святейшего Синода, грозящих наказанием за их подделку. Хотя запреты на любые примеси невиноградного происхождения были суровые: «Кто дерзнет кроме самого виноградного вина, на иных винах и соках, или вино кислостию во оцет притворится, или с чем смешено будет, никакоже таинства совершит, но согрешит иерей тяжко, смертно».
Мошенники действуют нагло - в Москве, Нижнем Новгороде, Одессе, Ростове, изготавливая огромные партии подделок под именем «Церковное вино». В их доморощенных рецептах фигурируют «чихирь» (красное сухое вино северного Кавказа), вода, хлебный спирт, сахар, патока и даже черничный морс. Для подделки дорогих сортов церковных вин использовалось в смеси настоящее испанское «Беникарло»; дешевые сорта состояли в основном из «чихиря», воды, сахара и черничного морса, иногда с добавлением спиртных настоев ароматизированных трав.

Вольная продажа фальсифицированных напитков с названием «Церковное» составляла тогда в России около пяти миллионов декалитров в год. Они были дешевле водочных изделий, не облагались налогами и пользовались высоким спросом у населения. Так возник народный напиток, являвшийся, по сути, чернично-сахарным продуктом на воде, спирте и вине.
Для нужд 48000 церквей России ежегодно требовалось около 300 тысяч декалитров вина, а четкой регламентации по его происхождению, составу и качеству просто не существовало.
Решить эту проблему взялся состоявшийся в 1902 году в Москве первый российский съезд виноградарей и виноделов. Председательствовал на съезде выдающийся российский винодел князь Л.С. Голицын, стоявший за чистоту российских вин. Постановлением секции «Церковное вино» было решено определиться с двумя типами такого вина: первый - для нужд церкви, второй - для внецерковного потребления. Для нужд православной церкви разрешалось готовить два вида вина: сладкое красное вино типа кагор и сухое красное, к которому привыкло население южных регионов России. Кроме того, в постановлении подчеркивалось, что перепродажа церковного вина с целью наживы недопустима.
Вторым типом - для внецерковного потребления - и стало любимое народное вино кагор (по названию города Каор во Франции).
В обоих случаях разрешалось готовить вино только из винограда. Для повышения крепости можно было использовать только чистый виноградный ректификованный спирт; сахаристость вина можно было повышать только с помощью сгущенного виноградного сока.
Первый российский закон «О виноградном вине России» был утвержден 24 апреля 1915 года императором Николаем II. Целью закона было оградить вино от всякого рода подделок и использования в изготовлении посторонних материалов: сахара, хлебного или крахмало-паточного спирта, экстрактов трав, воды. В законе, в частности, были определены требования для производителей церковных вин: «Церковно-богослужебное вино готовят благонадежные и добросовестные винодельчиские фирмы для всех епархий, всех церквей Святейшего Синода».

Тогда же появились и технологические основы приготовления сладких церковных, а с ними и других отечественных красных десертных вин.
При поддержке Л.С Голицына их разработал профессор М.А. Ховренко, профессор М.Ф. Щербаков, виноделы “Магарача” и “Массандры” С.Ф. Охременко, И.А. Биянки, А.В. Келлер и другие.
Таким образом традиционное церковное виноделие с одной стороны и вкусы потребителя - с другой постепенно сформировали современные технологии производства красных десертных вин. Назовем лишь некоторые из них: “ Какгор Южнобережный”, “Кагор Украинский”, “Чумай”, “Узбекистон”, “Кюрдамир”, “Черный доктор”, “Золотое поле”, “Дагестан”, “Геташен” “мускат черный Массандра”, “Алеатико Аю-Даг”, “Прасковейское”, “кабардинское”, “Юбилейное Магарача”, “Ай-Серез”. В каждом из них - неповторимое гармоничное сочетание вкусовых оттенков6 от чернослива, топленых сливок или цареградских стручков - до какао, ванили и шоколада. Эти вина награждены десятками золотых и серебрянных медалей международных конкурсов. В них - многолетний творческий труд виноделов России, Украины, Молдовы, Азербайджана, Армении, Узбекистана.
Но в наше время, как и много лет назад, существует множество фальсифицированных церковных вин. Их выпускают под привлекательными названиями - “Церковное”, “Пасхальное”, “Монашеское”. Фальсификаторы снабжают бутылки интригующими номерами на этикетках и описаниями несуществующих лечебных свойств, совершенно не учитывая канонических требований церковного виноделия. В них чаще всего - все тот же, знакомый нам “коммерческий” набор ингредиентов: вино, вода, сахар, спирт, травы.
По старинным российским традициям церковное вино должно быть не только густой окраски, сладким и умеренно крепким, но, чтобы свершилось Таинство Причастия, оно должно быть изготовлено только из чистого виногадного сока без каких-либо посторонних примисей.
Предоставлено журналом «Российский альманах вин».

Есть немало вин, вкусовые качества которых дополняются историей происхождения, реальной или легендарной. К таким винам относится и кагор, знаменитое густое церковное вино темно-красного цвета, напоминающее кровь. Это вино славится не только сакральным значением и вкусовыми качествами, оно также обладает многими полезными свойствами, о которых можно узнать из этого материала.

История

История создания современного кагора довольно замысловата. Само наименование «кагор» происходит из Франции. Там этим словом называют красное сухое вино , произведенное в окрестностях небольшого городка Каор. При Петре I его стали экспортировать в Россию, где использовали, в основном, в качестве церковного вина.


Уже с 1733 года Русская православная церковь стала использовать в таинстве Евхаристии исключительно кагор. Это вино привлекло церковных иерархов своим темно-красным цветом, который не блекнул даже после разбавления его водой - такой напиток прекрасно подходил в качестве символа крови Христовой.

Так как до появления кагора использовавшиеся церковью вина были кислыми, во Франции специально для России наладили производство более сладкого напитка. Ну а в XIX веке технологию производства кагора освоили уже в Российской империи. Его стали использовать не только в церковных обрядах, но и употреблять как столовое вино. Но этот напиток с классическим французским продуктом, по сути, уже не имел почти ничего общего.

Важно! В современности выпускаются несколько сортов этого вина. Эталоном считается крымский кагор «Южнобережный», рецептура которого была разработана еще в самом конце XIX века для виноделен князя Голицына.

Так, продукт, выпускаемый на постсоветском пространстве, относится к десертным крепленым винам, а французский является сухим вином с небольшим содержанием сахара. Да и производятся они зачастую из различных сортов винограда.


Состав

Для производства кагора на постсоветском пространстве используется виноград различных сортов. Это может быть «Мерло», «Саперави» и т.д. (французский кагор изготавливается исключительно из «Мальбека»). Содержание сахара в различных сортах составляет 160-195 г/л (16-20%). Спирта содержится 16-18%. Классическим считается содержание 16% спирта и 16% сахара.

Химический состав

В составе данного напитка имеются органические соединения, относящиеся к классу флавоноидов. Эти вещества определяют цвет напитка. Кроме того, они отличаются антиоксидантными свойствами и обладают способностью нейтрализовывать свободные радикалы, таким образом притормаживая процесс старения организма.


Присутствует в этом напитке и органическое соединение ресвератрол, обладающее противовоспалительными, кардиопротекторными и противоопухолевыми свойствами, снижающее уровень сахара в крови.

Полезные свойства

Помимо замечательных вкусовых качеств, кагор располагает целым рядом полезных свойств. Этот продукт стимулирует аппетит и укрепляет пищеварение. Оно также имеет множество лечебных свойств, но подробнее об этом будет сказано ниже.

Знаете ли вы? Из всего многообразия кагоров, представленных на рынке, в качестве церковного вина в приходах Русской православной церкви используется только «Кагор №32» - он полностью соответствует всем требованиям РПЦ.

Вредные свойства и противопоказания


Противопоказано употребление этого напитка при серьезных заболеваниях внутренних органов: печени, почек и т.д.

Лечебные свойства

Еще в Средневековье, в монастырях Франции, пользовались кагором как лечебным средством. Это вино слыло чудодейственным эликсиром и активно применялось в медицине в качестве укрепляющего организм средства. Но в отличие от многих заблуждений той эпохи, целебные свойства данного вина подтвердила современная медицина.


В частности, умеренное употребление этого напитка положительно влияет на сердечно-сосудистую систему организма.

Также данный продукт используют в качестве профилактического средства. Исследователями было замечено, что употребление этого напитка понижает риск сосудистых заболеваний, таких как тромбоз, тромбофлебит, атеросклероз. Умеренное употребление понижает содержание холестерина в крови.

Кроме того, было доказано, что кагор замедляет процессы старения, благотворно влияя на клетки организма. Антиоксиданты, которые с избытком находятся в этом вине, существенно улучшают кровообращение, замедляют процесс появление морщин и поднимают жизненный тонус всего организма. Известно также свойство напитка выводить из организма человека радионуклиды. Это вино присутствует даже в рационе моряков-подводников, несущих службу на атомных подводных лодках.


Умеренное употребление данного продукта позволяет людям эффективно снимать стресс и бороться с нервным переутомлением. Бокал вина поспособствует снятию синдрома хронической усталости и предотвращению эмоционального срыва человека. Главное - не злоупотреблять.

Медицине также известны противовирусные свойства этого напитка. Горячий церковный кагор облегчает состояние больных при простудных заболеваниях, таких как ОРЗ, ОРВИ, грипп. Он благотворно влияет на иммунную и эндокринную системы человека. В стоматологии этот продукт рекомендуется как укрепляющее дёсны средство, также он предупреждает кариес.

Употребление 200-300 граммов кагора оптимизирует пищеварение и самым положительным образом влияет на обмен веществ в организме. Умеренное потребление продукта способствует избавлению от враждебной микрофлоры в кишечнике и помогает эффективному выводу шлаков из организма.

Кагор при беременности - польза или вред


Употребление кагора, как и любого другого алкоголя, во время беременности не то чтобы совсем исключено, но делать это нужно с большой осторожностью и только тогда, когда беременная в этом действительно нуждается. В любом случае, о возможности употребления этого продукта в период беременности лучше проконсультироваться с врачом.

Важно! Злоупотребление спиртными напитками, или даже незначительное превышение рекомендованных к употреблению порций во время беременности может привести к рождению ребенка с различными отклонениями.

Как выбрать

Данное вино различается по степени выдержанности. Оно может быть ординарным (без выдержки в бочках), ординарным выдержанным (полгода выдержки) и марочным (до трех лет выдержки в бочках). Информация о выдержке должна быть указана на этикетке. Содержание алкоголя должно быть 16-18%, а сахара - не менее 16%. Показатели содержания сахара и спирта, ниже минимально допустимых, свидетельствуют о подделке.

Этот продукт лучше покупать в специализированных магазинах, там значительно меньше вероятности приобрести фальсификат. Бутылка должна быть темного стекла, а глиняные бутылки - неподходящая тара для любых вин, в таких сосудах они быстро приходят в негодность. Осадок в бутылке недопустим. Срок хранения этого напитка ограничен, он указан на этикетке и составляет не более пяти месяцев.


Качество уже приобретенного продукта можно проверить в домашних условиях несколькими способами. Настоящий кагор должен сохранить насыщенный красный цвет, даже если его развели водой в пропорции 1:2 или 1:3. Другой способ - добавить в напиток соду. Если напиток приобретет синеватый оттенок, то это фальсификат. Можно также определить качество напитка следующим образом: набрать пузырек вина и воды в другую емкость, зажать пузырек пальцем, перевернуть его опустить в воду и убрать палец. Если качество продукта хорошее, то оно останется в пузырьке.

Знаете ли вы? В период Великой Отечественной войны производимый в Узбекистане кагор «Узбекистан» широко использовался в качестве общеукрепляющего средства для выздоравливающих после ранений военнослужащих.

Как видим, кагор - не только отличное десертное вино, но и напиток, обладающий многочисленными лечебными свойствами. Противопоказаний у него немного, но злоупотребление этим напитком, впрочем, как и любым алкоголем, может отрицательно повлиять на организм.

Кагор - это одно из самых экстрактивных виноградных вин, которое обладает густым и насыщенным, но в то же время мягким и бархатистым вкусом с тонами чернослива, черной смородины, малины, вишни, терна, паслена, молочных сливок. Самые высококачественные кагоры проявляют шоколадные тона.

Цвет вина рубиново-красный, гранатовый, яркий, живой, алый, напоминающий кровь. В процессе выдержки приобретаются луковичные и кирпичные тона. В аромате вина обнаруживаются уваренные плодовые нюансы со слабой карамелизацией, кофейно-шоколадные и вишнево-черносмородиновые оттенки.

Кагор является, пожалуй, единственным представителем группы типовых классических вин, изготовленных по заказу, который был сделан Русской Православной Церковью с целью совершения в воспоминание искупительной жертвы Иисуса Христа Таинства Евхаристии (Благодарения).

Своим именем он обязан французскому городу Кагор, расположенному недалеко от Пиренеев, в окрестностях которого выращиваются интенсивно окрашенные сорта винограда - Саперави, Каберне-Совиньон, Матраса, Бастардо, Мерло и др. Такой ответственный заказ мог быть поручен только опытным виноделам, знакомым с технологией производства красных вин. Что касается сорта и качества вина, употребляемого в богослужении, то об этом сказано в «Известии учительном» - «Для совершения Таинства Евхаристии должно употребляться вино виноградное, так как на таком именно вине совершил Таинство Сам Спаситель. Виноградное вино должно быть красное, чтобы внешним видом изображало для чувственных взоров преестественную кровь Спасителя, подаваемую в Евхаристии, тем более, что несомненно употребление Спасителем на Тайной Вечере вина именно красного, которое было в общем употреблении в Палестине. И Святая Церковь искони употребляла в Таинстве Евхаристии красное виноградное вино».

Древняя Русь, не имея своих виноградников, не установила четкого вкусового отношения к вину. Нашим предкам больше нравилось вино сладкое, как и другие хмельные напитки, содержащие сахар (мед, пиво) поэтому и заказанное французам церковное вино имело традиционный вкус - сладкий.

История Русского церковного вина берет свое начало в XVII веке. В первые годы распространения христианства на Руси церковное вино ввозилось из Греции священниками - греками, а затем для этой цели использовались итальянские вина.

Стоглавый Собор 1551 года допускал употребление в монастырях только фряжского вина (фрягами русские летописцы называли итальянцев). В дальнейшем вино закупалось русской церковью на Моложской, Макарьевской и Новгородской ярмарках у иностранных купцов.

И только в начале XVII века персидские купцы привезли в Астрахань закавказские виноградные лозы и передали их местному монаху для посадки вблизи монастыря. Урожай этих лоз дал первое церковное вино в России. В 1613 году повелением царя Михаила Федоровича монаху было поручено поставлять вино для церковного стола и в 1658 году воевода Ромадановский отправил в Москву 41 бочку церковного вина. Из царской грамоты от 17 января 1659 года на имя астраханских воевод князя Дмитрия Львова и Никифора Беклемешева известно, что казенным виноделием заведовал Паскаюнос Падавин, которому было приказано приготовлять исключительно церковное вино. Воеводы были обязаны следить за тем, чтобы отданные в обучение русские люди несколько «навыкли» в деле приготовления церковного вина и могли без мастера делать хорошее вино.

Произведенное вино поступало в соборы, монастыри и церкви только с ведения Святого Синода, который получил это право в 1733 году. В это время в качестве церковного вина использовались волошские и молдавские вина. Эти вина, производимые в винодельческих районах России были сухими. В остальных регионах применяли завозные заморские вина. Страны-производители выбирали для отправки вина крепленные, которые лучше переносили длительное морское транспортирование. В XVII-XIX веках такими были вина типа Кагор из Франции и Беникарло - из Испании.


Чаша хорошего кагора с кусочком свежевыпеченной французской булки — любимое средство патриарха Кирилла для поддержания сил во время святых молитв или чтения церковных книг.


К концу XIX века представление о церковном вине сложилось как о сладком, умеренно - крепком, интенсивно - красном и без примесей. Из русских церковных вин в наибольшей мере этим требованиям отвечали крымские вина. В Крыму инициатором производства такого вина проявил себя владелец знаменитых Гурзуфских садов Губонин. К этому времени десертные вина типа Кагор распространились по всей территории России, как церковные. Вместе с тем, церковью употребляются и красные сухие вина.

Церковное вино на основании решения Московского съезда виноградарей и виноделов от 1902 года «выделяется из всей массы вин, потребляемых в России, в совершенно отдельную группу, подлежащую ведению духовного ведомства и может быть церковно-богослужебным сладким и церковно-богослужебным сухим».

Большая потребность в церковном вине, которое расходовалось не только для нужд церкви, но и для свадебных торжеств, именин, поминок, а также и во время болезней, так как народ приписывал ему целебные свойства, приводила к его немыслимой фальсификации. Искусственные вина этого типа производились в Москве, Ростове, Одессе, Нижнем Новгороде из воды, черничного морса, хлебного спирта, свекловичного сахара, патоки, чернослива, а нередко с добавлением сахарина, анилинового красителя, салициловой кислоты.

Случаи фальсификации как зарубежных, так и отечественных вин отмечают еще в XVII веке. Новоторговый устав 1667 года устанавливал необходимость соблюдения качества церковного вина «...церковного (вина) ввозить доброго, без подмесу, для церковных потреб...» Был издан даже ряд царских указов по поводу качества церковных вин и мерам по предотвращению их подделок. Указ от 1683 года давал право на беспошлинный ввоз вина из-за границы, а другой указ устанавливал рублевую пошлину. В обоих случаях особо определялось наказание за фальсификацию вина.

В результате многолетних обсуждений пришли к выводу, что лучшим вариантом борьбы с этим злом послужит обеспечение надлежащего контроля со стороны церкви, начиная с процесса переработки винограда и кончая розливом готового вина.


История церковного вина делается и в наше время. В агрофирме «Южная» на Тамани изготовлено вино Церковное, освященное патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, ставшее лауреатом многих международных конкурсов, получило признание и благословение вино Благодать. Вот что пишет создателям Благодати Митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон: «Уникальное церковное вино Благодать... полностью соответствует тем строгим требованиям, которые предъявляются к вину, используемому в Богослужении, тем более, в Таинстве Евхаристии... Изделие, названное Вами Благодать да освещается Благодатию Всесвятого Духа и да будет всем причащающимся от нея детям России во здравие души и тела».

Следует отметить, что понятия «Кагор» и «церковное вино» не являются синонимами. Церковное вино может быть представлено только Кагором или Беникарло, а также их смесью. Однако не каждый Кагор может использоваться в качестве церковного вина. Например, старый высококачественный Кагор, в окраске которого преобладают луковичные кирпичные тона, при трехкратном разбавлении водой не сможет отвечать по этому показателю требованию церковного вина.

Таким образом, Кагор, первоначально изготовленный как церковное вино в дальнейшем расширил свое значение, став основателем специальной группы вин. К Кагорам относят высокоэкстрактивные сладкие вина с интенсивной красной окраской, проявляющие во вкусе черносмородиновые, вишнево-терновые и другие специфические тона, обусловленные сортом винограда и технологией.



Прилавок в храме с ассортиментом освященных кагоров.


Кагор - пасхальное вино

Какая же Пасха без бутылочки хорошего "Кагора"?!

Ритуальным вином на Пасху является, конечно же, кагор, виноградное вино цвета спелой вишни, символ крови Христа. Им причащаются в храме и взрослые, и дети.

Есть во Франции славный город Каор, в котором в давние времена придумали новый способ обработки винограда. Отжатый сок вместе с мезгой нагревали до температуры, пару десятков градусов не дотягивающей до кипения, сцеживали сусло и некоторое время заставляли его «побродить». Затем молодое вино «старилось» в специальных емкостях и года через 3 было готово к употреблению.

В России Кагор завезли при Петре Первом. Не картошкой единой и не табаком заморским славен был Великий государь. Но завезено было уже не то вино, изобретенное в окрестностях Каора, а крепленое спиртом. В петровские же времена в России было налажено производство этого напитка.

Вино своим цветом и консистенцией настолько напоминало кровь, что с давних пор оно использовалось в церковных обрядах, как «кровь Христова». Со временем потребности церкви в этом вине росли, и производство его в России расширялось. К тому же нашлись гурманы, которые были не прочь отведать Кагора и за пределами храма.



Святой пасхальный набор.


Со временем у этого вина были отмечены особые свойства, в частности, оно оказалось полезно для больных малокровием и людей, пострадавших от кровопотери. Принимаемый в небольших дозах, этот чудесный напиток поднимает аппетит, улучшает пищеварение и сон.

Многие медики и виноделы утверждают, что Кагор - единственное вино, не разрушающее, а даже наоборот, укрепляющее печень. Более того, Кагор также благотворно влияет на работу желудка и сердечно-сосудистой системы, помогает при простудах.

Подобный напиток можно приготовить и дома, но при одном условии: если у хозяйки осталось варенье из малины, вишни и крыжовника.

Домашнее пасхальное вино
Ингредиенты:
80 г сиропа от варенья из малины, 80 г сиропа от варенья из вишни, 320 г сиропа от варенья из крыжовника, 500 мл водки.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ
Сироп разлить в две бутылки из расчета: 1 часть малины, 1 часть вишни и 4 части крыжовника.
Залить его водкой и тщательно взбалтывать, пока сироп полностью не растворится в водке.
Получается вино темно-рубинового цвета и вкуса необыкновенного.

«Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном» (1Ин.5:7-8)

Кагор – красное вино, используемое в традиционных православных обрядах Евхаристии. Сладкий и крепкий кагор тёмно-рубинового цвета символизирует кровь Христа. Кагор чаще всего пьют на Пасху, но в течение года это вино допускается пить для поддержки здоровья, на православные праздники и даже во время Великого поста по воскресеньям.

Известно, что кагор входил в довольствие выздоравливающих бойцов Красной Армии во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов.

Хотите узнать, какое отношение имеет французский винодельческий регион Kahor (Cahors)к знаменитому церковному вину? О появлении кагора в России? Об истории и закреплении кагора в христианских обрядах и особенностях его пития в Православии? Разобраться, можно ли кагор пить за столом, какие блюда лучше всего подходят к кагору и с чем сочетается это церковное вино? Давайте узнаем:

На юго-западе Франции существует местечко Kahor Appellation d’origine contrôlée (AOC), в котором выращивается знаменитый сорт винограда Malbec, который славится своим насыщенным цветом и благородным ароматом вкупе с плотным насыщенным вкусом. Считается, что именно из этого местечка экспортировали церковное вино в Россию в начале 18 века и именно этот город дал имя церковному вину Российской Империи.

Копнём подальше в историю. Примерно в 50 году до н.э. (до Рождества Христова) область Kahor (Каор) засаживается виноградниками виноделами Римской Империи. Плодородные земли дают отличное вино, которое, к слову, очень любили не только римские императоры, но и их европейские ставленники, а впоследствии полюбили Римские Папы, короли Франции, Англии и других государств Европы.

Отличное красное вино обладало насыщенным красно-рубиновым цветом, ароматами фиалки и смородины, было сладким и крепким. К сожалению, морозы 1956 года полностью уничтожили все виноградники Кагора, и они были заменены закалёнными аргентинскими потомками.

Известно, что кагор символизирует кровь Христа, и насыщенный цвет вина – это ключевое, но не единственное условие. В разное время споры о том, какое именно вино считать церковным, заканчивались либо церковными расколами, либо принятием совершенно неожиданных и неспецифичных традиций. Например, в Православии прижилась традиция глубокого контроля производства и благословения вина (аналогичная кошеризации в иудаизме).

«Служебник» 1699 года издания утверждает: «Вином же не суть быти и быти не могут вси соки, от различных овощей и ягод источени, сиесть, яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый, и инии сим подобнии». То есть, в церковных обрядах должно применять исключительно виноградное вино, но не соки ягод или овощей. С вином в христианстве связан ещё один факт: киприоты искренне верят, что вино с их острова было испито на Тайной Вечере. Именно это вино «рекомендовал» Иисус Христос. В настоящее время на Кипре производится «то самое вино» и называется Commandaria. Вино имеет насыщенный вкус сухофруктов, обладает хорошей крепостью и сладостью, цвет Коммандарии – янтарно-каштановый. Но при всём уважении к дружественным
Православной Церкви киприотов, кагор гораздо ближе к символу Крови Христа. Глубокий насыщенный красный цвет в сочетании с полным вкусом и ярким ароматом – вот, что должно отличать подлинный христианский символ.

Настоящая история российского кагора начинается со времён Петра I , который наладил импорт одноимённого французского вина для церковных нужд. Не многие знают, что у царя был слабый желудок, потому-то во время частых и обильных пиров ему прописывали пить кагор. Вплоть до конца XIX века вина этого типа завозились из Франции и Испании. Наиболее известные марки французских кагоров того времени – “Рогом”, “Висант”, “Кагор-Гран-Констан”, “Кагор-Дюрок”, “Кагор-Маркэр”, испанских – “Бени-Карло”. Все они отличались интенсивной красной окраской, густотой, терпкостью и необыкновенным вкусом с оттенками малинового варенья и шоколада.
Лишь в конце XIX века при поддержке князя Голицына русскими виноделами (профессор Ховренко, профессор М. Ф. Щербаков, С. Ф. Охременко, И. А. Биянки, С. Д. Долганов, З. Л. Дубинин, А. В. Келлер и другие) была разработана технология получения вин типа кагора. В его основе лежали крымские сорта винограда.

Кагор или любое иностранное вино было в российских церквях и раньше, но доставлялось из различных источников, часто портилось в дороге и не удовлетворяло высоким требованиям. Креплёное густое красное вино из Кагора было очень высокого качества и доставлялось в неизменном виде, что и определило его выбор в качестве церковного. Впоследствии были выбраны и другие источники вина, и с 19 века производство вина для церковных церемоний было налажено внутри Российской Империи, но имя закрепилось и остаётся неизменным до наших дней. Сейчас кагор выпускаются в Краснодарском крае, в Молдове и в Крыму. Изготавливаются они, в зависимости от региона, из сортов винограда Мальбек или Каберне-Совиньон, что обязательно указывается на этикетках.

Главные отличия кагора от прочих вин кроются в особом методе приготовления. На определённом этапе вино нагревают выше 65°C, а затем остужают и оставляют для дображивания, после чего и вводят спирт, доводя вино до нужной крепости. Именно сочетание нагрева с дображиванием позволяет достичь глубокого тёмно-красного цвета с тонами малины, чернослива, чёрной смородины, вишни и шоколада и мягкого бархатистого вкуса вина. Настоящий кагор должен содержать около 16% сахара (160 гл) и 16% спирта. Кагор относят к категории сладких десертных вин, а по международной классификации, кагор – это почти ликёр.

В христианской традиции, кагор – это символичный напиток, его не принято пить так, как пьют, скажем, обычное столовое вино. В полном соответствии со святыми текстами, кагор, символ крови Христа, принято пить с хлебом – символом плоти Христа. Совершается такое совместное вкушение в церкви во время Евхаристии или Святого Причастия. Хлебом в данном случае называют просфору, выпеченную из дрожжевого (квасного) теста, а вино, то есть кагор, разбавляют водой по древнему византийскому обычаю. Вкушая кровь и плоть Христа, верующие таким образом соединяются с Богом.

Традицию пить вино и есть хлеб ввел сам Иисус Христос на Тайной Вечере: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». (Ин.6:53-58). В процессе Евхаристии происходит Пресуществление, то есть, Преложение, когда вино и хлеб становятся Телом и Кровью Христовыми. В католической традиции Пресуществление хлеба и вина в Кровь и Тело Христа сложилось окончательно после трудов Фомы Аквинского, в которых сказано, что во время евхаристической молитвы сущность хлеба и вина пресуществляются в сущность Крови и Тела Христа, в то время как для органов чувств верующих свойства вина и хлеба не изменяются. Однако многие христианские конфессии не признают реального воплощения Тела и Крови Христова в вине и хлебе и считают обряд Пресуществления символическим.

Если говорить о «гастрономических пристрастиях» кагора – он очень выгоден, так как непривередлив. У этого вина нет идеальных сочетаний, равно как и несовместимости с каким-либо продуктом. Кагор можно пить до, во время и после еды – кому как больше нравится. Конечно, если пить его «на десерт» - то бишь, во время «сладкой» части стола, то богатый вкус и аромат будет замечен и оценен вами лучше. Если же вы хотите приятно провести время за интересной беседой или прочтением любимой книги – лучшего спутника вам не найти. Однако не забывайте – во всем хороша мера. Применительно к кагору это – и маленькие глоточки (именно так советуют пить этот чудо-напиток ценители.) Каждый такой глоточек позволит вам не только «растянуть удовольствие», но и дать каждой капле «раскрыться» во всей ее полноте, подарить незабываемый вкус, аромат и, возможно, напомнить о чем-то очень «сладком». Настоящий кагор настолько хорош, что многим и не захочется его чем-то «закусывать».

Как и все десертные вина, кагор принято пить из небольших бокалов. Для домашнего пользования вино можно водой не разбавлять, подавать кагор следует комнатной температуры после еды или в больших перерывах между едой. Кагор не принято пить за праздничным столом, запивая им еду. Сладкое вино плохо сочетается почти со всеми традиционными праздничными кушаниями, кроме кулича, и за столом лучше ограничиться обычным сухим вином, а кагор приберечь для десерта. Сладкое насыщенное вино с ярким вкусом и ароматом хорошо подходит к фруктам.

Несмотря на то, что кагор – это церковное вино, его можно пить не только во время обряда Евхаристии, но и на праздник Пасхи и в другое время, если проявить к нему должное уважение. Кагор нельзя пить для веселья и пьяного застолья. Кагор – это особое вино, и отношение к нему должно быть соответствующим.

Основные характеристики кагоров следующие:

ординарные вина /не проходившие процесс выдержки в деревянных бочка должны содержать 16% спирта и 16% сахара.

марочные вина /прошедшие процесс выдержки не менее трех лет/ имеют также крепость 16% спирта, а содержание сахара в них должно быть от 18-25%.

Кагор является достаточно универсальным вином, его можно употреблять до начала трапезы, во время и после еды. Здесь каждый человек определит для себя лучшее время для употребления этого сказочного напитка. Температура напитка должна быть комнатной, а при приеме в лечебных целях его следует слегка подогреть.

В настоящее время производится достаточно большой ассортимент кагорных вин.

-Россия: «Кагор №32» /используется,как церковное вино/, «Черные глаза», «Южная ночь», «Церковное», «Кагор Тамани», …

-Крым: самый знаменитый «Кагор Южнобережный», «Черный доктор», «Золотое поле», »Партенит», …

-Молдова: марочный и коллекционный «Чумай».

-Азербайджан: марочный и коллекционный «Кюрдамир» и «Шемаха».

-Абхазия: кагор «New Athos».

КАК ВЫБРАТЬ?

Внимание на этикетку!

И так, на что же обратить внимание при выборе кагора? Конечно же, на этикетку и контрэтикету, благодаря которым вы сможете получить максимум информации о напитке. В первую очередь найдите «градус» продукта: в соответствии с международными требованиями крепость кагора не должна опускаться ниже 16%, ведь это, как вы помните, десертное вино. Кроме того, настоящий кагор просто обязан содержать не менее 80 мг сахара на один кубический дециметр. В составе напитка не должно быть искусственных красителей или ароматизаторов – это просто недопустимо!

Не редко на этикетке кагора можно встретить надписи «вино специальное» и «вино столовое сладкое». В первом случае в бутылке реально будет кагор, а во втором обычное красное вино, ничем не напоминающее рассматриваемый нами напиток. Проверить качество купленного кагора можно и в домашних условиях: налейте полстакана напитка и долейте сюда же немного воды, перемешайте и посмотрите что получилось: если цвет останется прежним, не потускнеет и не посветлеет – перед вами настоящий кагор, в противном случае лишь его фальсификат.

Есть и более изощренный способ проверить напиток на наличие ароматизаторов, примесей и прочих добавок: наполните глубокую посуду водой, в отдельный пузырек налейте кагора и зажмите горлышко пальцем; затем поместите пузырек в посудину с водой, переверните его и разожмите палец – натуральное вино смешиваться с водой не будет. Если это все же произошло, не исключено, что производитель «постеснялся» вынести все входящие в состав напитка ингредиенты на этикетку, хотя и был обязан это сделать.

Ещё раз! Т.к. всегда есть вероятность приобрести подделку, то лучше приобретать вино в фирменных магазинах. Цена одной бутылки кагора может меняться в очень широких пределах, от 200 рублей до нескольких тысяч. Поэтому надо выбирать это вино для себя, учитывая особенности своего вкуса.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!