Презентация на тему: Правление Александра I (Благословенный). Презентация: Крестьянский вопрос в России и его решение правительством в XIX веке Новые попытки реформ

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Начало правления Александра II . Крестьянская реформа 1861 г. МБОУ Берендеевская СОШ Нечаева Марина Леонидовна, учитель истории и обществознания

Александр II (1855-1881)

Причины отмены крепостного права 1) Низкая производительность крепостного труда, нерентабельность хозяйств, основанных на подневольном труде; крепостное право препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства 2) Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию промышленности. Предпринимателям неоткуда было взять наёмных рабочих. 3) Крепостное право – угроза общественного спокойствия. 4) Крепостное право на практике ничем не отличалось от рабства. 5) Крымская война.

3 января 1857 г. Создан Секретный комитет по крестьянскому делу, куда вошли высшие сановники государства и который в течение года рассматривал проекты крестьянской реформы, оставшиеся от предыдущих царствований. 20 ноября 1857 г. Рескрипт Александра II виленскому генерал-губернатору В.И. Назимову об утверждении губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы. 5 декабря 1857 г. Рескрипт Александра II генерал-губернатору Петербурга П.И. Игнатьеву об учреждении губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы. 8 января 1858 г. Преобразование Секретного комитета в Главный комитет по крестьянскому делу. Создание аналогичных комитетов в 46 губерниях. Обсуждение проблем отмены крепостного права стало носить гласный и открытый характер. 4 марта 1859 г. Создание редакционных комиссий при Главном комитете во главе с генералом Я.И. Ростовцевым для рассмотрения материалов, предоставленных губернскими комитетами, и для составления правовых актов, регламентирующих отмену крепостного права. 10 октября 1860 г. Роспуск редакционных комиссий и передача документов по крестьянской реформе сначала в Главный комитет, а затем в Государственный совет для обсуждения. 19 февраля 1861 г. Император подписал основные правовые документы по крестьянской реформе (всего их было 17), главные из которых: - Манифест «О всемилостевейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» - «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» - «Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости, о содействии правительству в приобретении ими в собственность полевых угодий»

Центральные и местные учреждения России, занимавшиеся подготовкой крестьянской реформы

Проекты освобождения крестьян: а) в чернозёмных губерниях (освобождение крестьян без земли или с очень маленьким наделом за большой выкуп); б) в нечернозёмных губерниях (освобождение с землёй, но выкуп не только за землю, но и за личность крестьянина)

Я.И. Ростовцев (1803-1860)

Н.А. Милютин (1818-1872)

Гражданские права: производить сделки с движимым и недвижимым имуществом (покупка, продажа и т.п.) открывать торговые и промышленные предприятия; выступать от своего имени в суде; не могут подвергаться телесному наказанию иначе как по приговору суда или законному распоряжению поставленных над ними властей; переходить в другие сословия.

Временнообязанный крестьянин – лично свободный крестьянин, вынужденный выполнять все свои повинности перед помещиком до перехода на выкуп.

10 руб. = 6% Х = (10 х 100) : 6 = 166 руб. 67 коп. Х руб. = 100% Выкупная операция: 20% выкупной суммы крестьянин должен был самостоятельно выплатить помещику единовременно. 80% выкупной суммы давало в долгосрочный кредит государство – на 49 лет под 6% годовых

Статистические данные Отрезка была произведена в отдельных губерниях у 40-65% крестьян. Прирезка – у 3-15% крестьян. Отрезки в среднем по стране составили 20% от крестьянского надела; в некоторых губерниях – 30-40% от крестьянского надела.

«Дарственный надел» - ¼ часть от высшей нормы земельного надела, которую крестьянин мог получить бесплатно.

Уставная грамота – договор помещика с крестьянином

Мировой посредник – должностное лицо в период проведения крестьянской реформы 1861 г. Назначался из дворян для составления и утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками. Обладал судебно-административной властью.

Крестьянское управление Сельский сход - - выбирал представителей на волостной сход – десятских (1 чел. на 10 дворов) Волостной сход - - выбирал волостного старшину; - нанимали в помощь старшине 1 или нескольких писарей;

Значение реформы Положительные моменты - создала необходимые условия для утверждения капитализма; - способствовала росту темпов экономического развития; - способствовала складыванию новой социальной структуры, появлению новых социальных слоёв – пролетариата и промышленной буржуазии; изменению самого крестьянства. Отрицательные моменты - сохранились пережитки крепостного права; - ущемила экономические интересы помещиков, ликвидировала их монополию на эксплуатацию крестьянского труда; - искусственное сохранение и постоянная поддержка правительством за счёт крестьян помещичьего хозяйства; - грабительский характер по отношению к крестьянам, способствовала ухудшению их положения; - застой в сельском хозяйстве и других сферах жизни; - покупательная способность населения приближалась к нулю.


План урока: 1. Личность Александра I 2. Приход к власти Александра I 3. «Негласный комитет» 4. Начало преобразований Александра I

Годы правления Екатерины? а) 1762 -1796 (у) б) 1772 -1796 (в) Годы правления Павла I? а) 1796 – 1800 (л) б) 1796 -1801 (к) Почему Павел I ненавидел мать? а) хотела на престол внука (а) б) предала его (а) Какова была власть императора в 1801 году? А) Ограниченная (с) б) неограниченная (з)

Указ о престолонаследии (5 апреля 1797 г.) В день своей коронации Павел. I утвердил новый закон о престолонаследии, который установил жесткий порядок в наследовании престола по старшинству по мужской линии. Он отменял порядок передачи престола по произвольному желанию самодержца, введенный в 1722 г. Петром. I. Женщины могли получить право на престол лишь в случае пресечения мужского потомства.

Александр I Павлович (1801 -1825) Сразу после рождения Александра забрала уродителей бабушка – императрица Екатерина II, которая намеревалась воспитать внука идеальным государем. Щукин С. С. Портрет Александра I.

Екатерина II (1762 -1796) Прививала внуку идеи Просвещения и либерализма. Хотела сделать императором внука, а не сына Павла. Ф. С. Рокотов. Портрет Екатерины II,

Павел I (1796 -1801) Павел I передал Александру I своё пристрастие к военному делу. Научил сына совмещать душевную любовь к человечеству с практической заботой о ближнем. В. Л. Боровиковский Портрет Павла I.

Александр очень любил отца и бабку Екатерину II, но он постоянно разрывался между ними, пытаясь угодить им. В результате у юного наследника сформировались отрицательные черты характера: скрытность и лицемерие. В воспитатели порекомендации философа Дени Дидробыл приглашен швейцарец Фредерик Лагарп. О воспитании юного наследника И. Крылов написал басню «Воспитание льва» .

«И говорит ему он так: «Любезный сын, По мне наследник ты один; Я в гроб уже гляжу, а ты лишь в свет вступаешь; Так я тебе охотно царство сдам. Скажи теперь при всех лишь нам, Чему учен ты, что ты знаешь И как ты свой народ счастливым сделать чаешь? » «Папа, - ответствовал сынок, - я знаю то, Чего не знает здесь никто: И, от Орла до Перепелки, Какой где птице боле вод, Какая чем из них живет, Какие яйца несет, И птичьи нужды все сочту вам до иголки.

Вот от учителей тебе мой аттестат: У птиц недаром говорят, Что я хватаю с неба звезды; Когда ж намерен ты правленье мне вручить, То я тотчас начну зверей учить вить гнезда» . Тут ахнул царь и весь звериный свет; Повесил головы Совет, А Лев-старик поздненько спохватился, Что Львенок пустякам учился И не добро он говорит; Что пользы нет большой тому знать птичий быт, Кого зверьми владеть поставила природа; И что важнейшая наука для царей: Знать свойства своего народа И выгоды земли своей» .

Чему научил Ф. Лагарп Александра I ? Лагарп дал наследнику европейское образование и привил либеральные идеи. Либерализм – течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений и т. д.) и свободы предпринимательства.

Чему научил Ф. Лагарп Александра I ? Идеи либерализма, привитые Александру: отрицательное отношение к крепостничеству; введение конституции; управление на основе справедливых законов; предоставление населению гражданских свобод и прав.

Дворцовый переворот 11 марта 1801 года Современники объясняли цареубийство 11 марта 1801 года внутренней политикой Павла I: репрессиями против офицерского корпуса, политический нестабильностью в стране, ослаблением гарантий дворянских свобод и привилегий, разрывом дипломатических отношений с Англией, наконец, неспособностью монарха управлять империей.

Воспоминания современников полны свидетельств об отставках, арестах, экзекуциях, лишении дворянского достоинства, наконец, ссылках, в том числе и в Сибирь. Около 700 дворян были посажены в тюрьму, отправлены на каторгу и в ссылку около 300 дворян. Первые «конспирации» против Павла относятся к 1797- 1799 годам, и тогда уже в них был замешан наследник - великий князь Александр.

В 1800 году стал сплетаться заговор, в конце концов стоивший императору жизни. Главную роль в нем играли граф Никита Петрович Панин, адмирал Осип Михайлович де Рибас и граф Петр Алексеевич фон дер Пален. Идейным вдохновителем заговора считается граф Никита Панин.

Александр потребовал у Палена предварительного клятвенного обещания, что не будет покушения на жизнь отца. «Я дал ему слово: надо было успокоить щепетильность моего будущего государя, и я обнадежил его намерения, хотя был убежден, что это слово не исполнится. Я прекрасно знал, что надо завершить революцию или уже совсем не затевать ее, и что если жизнь Павла не будет прекращена, то двери его темницы скоро откроются, произойдет страшнейшая реакция» .

Самый интригующий фрагмент в оформлении фасада замка – надпись над главным входом: «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней» . Это библейское изречение, цитата из 92 -го псалма, возвеличивающего деяния Господа. Первоначально надпись предназначалась для Исаакиевского собора, но по распоряжению Павла I была перенесена на замок. С этим изречением связана легенда о некой юродивой, которая накануне 1801 года напророчила Павлу Петровичу столько лет жизни, сколько букв в этом тексте. Вышло 47…

«Судьбам Всевышнего угодно было прекратить жизнь любезного родителя нашего, Государя императора Павла Петровича, скончавшегося скоропостижно апоплексическим ударом в ночь с 11 -го на 12 -е число сего месяца. Мы, восприемля наследственно Императорский Всероссийский престол, восприемлем купно и обязанность управлять Богом нам врученный народ по законам и по сердцу почившей августейшей бабки нашей, Государыни императрицы Екатерины Великия, коея память нам и всему отечеству вечно пребудет любезна» . (Манифест 12 марта 1801 г.)

Задание для работы в тетради Заметка – самый маленький информационный жанр в журналистике. Заметка предназначена для оперативного сообщения новостей. Новизна и краткость, достоверность и высокий уровень оперативности – характерные черты этого информационного жанра.

ЧТО произошло? ГДЕ произошло? КОГДА произошло? КТО участвовал в событии?

Задание для работы в тетради Напишите в тетради заметку об убийстве императора Павла I и дворцовом перевороте 11 марта 1801 года. Придумайте название издания, для которого предназначена эта заметка.

Негласный комитет Александр считал, что стране необходимы реформы. Он собрал вокруг себя сподвижников, с которыми когда-то вместе учился. Этот неофициальный совещательный орган получил название Негласный комитет. Он сложился в 1797 году, но временем его работы считается период с 1801 по май 1802 г.

Павел Александрович Строганов (1772 -1817) Российский военный и государственны й деятель, граф. Друг и соратник Александра I. Входил в Негласный комитет. Автор неизвестен. Портрет из Военной галереи Зимнего дворца

Виктор Павлович Кочубей (1768 -1834) Дипломат и государственный деятель, министр внутренних дел, князь. Друг и соратник Александра I. Входил в Негласный комитет. Ф. Жерар Портрет В. Кочубея.

Адам Ежи Чарторыйский (1770 -1861) Польский и российский государственны й деятель, писатель, меценат, князь. Друг и соратник Александра I. Входил в Негласный комитет. Автор неизвестен. Портрет А. Чарторыйского

Николай Николаевич Новосильцев (1761 -1838) Российский государственн ый деятель, граф. Друг и соратник Александра I. Входил в Негласный комитет. С. С. Щукин. Портрет графа Н. Новосильцева

Негласный комитет Задача: помогать императору « в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей » . Первые шаги: -амнистия 12 тысячам человек, пострадавших при Павле I , — вновь разрешены для ввоза западноевропейские товары и книги.

Негласный комитет План деятельности: изучить положение империи, провести предварительные реформы завершить эти реформы « уложением, установленным на основании истинного народного духа » .

Начало преобразований. Пять указов Александра I от 2 апреля 1801 г. 1. восстановлена в полном объёме «Жалованная грамота дворянству» ; 2. восстановлена в полном объёме «Жалованная грамота городам» ; 3. установлена свобода пропуска российских произведений за границу;

Начало преобразований. Пять указов Александра I от 2 апреля 1801 г. 4. Улучшено содержание заключённых; 5. Все судебные дела были переданы на рассмотрение в Сенат.

Реформа высших органов государственной власти Началась в сентябре 1802 г. Все члены Негласного комитета вошли в состав правительства: В. Кочубей стал министром внутренних дел, П. Строганов – его заместителем, Н. Новосильцев – заместитель министра юстиции, А. Чарторыйский – министром иностранных дел.

Реформа высших органов государственной власти — упразднены коллегии, вместо них появились 8 министерств; — Сенат превращён в высший судебный орган империи; — создан Комитет министров – орган, для обсуждения вопросов управления страной.

Реформа народного просвещения 1803 г. Создана стройная система образовательных учреждений разного уровня. Увеличилось число учебных заведений. Университеты получили широкую автономию (независимость от властей).

Крестьянский вопрос 20 февраля 1803 г. – Указ о «вольных хлебопашцах» – первый в истории России закон, дававший возможность освобождения крестьян от крепостной зависимости. Помещики могли отпускать своих крестьян с земельными заделами за выкуп.

Из Указа о «вольных хлебопашцах» от 20 февраля 1803 г. «Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке, или и целым селением на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу; то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем чрез губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам; и если последует от нас решение желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин» .

Вопрос к уроку: Чем вы можете объяснить тот факт, что помещик, желавший отпустить своих крестьян, должен был испрашивать на это разрешение министра внутренних дел?

Крестьянский вопрос Практическое значение Указа о «вольных хлебопашцах» было незначительным. За 25 лет царствования Александра I было освобождено лишь 47 тысяч крестьян (0, 5% от общего числа крепостных крестьян). Большинство помещиков просто не выполняло этот указ.

Крестьянский вопрос В 1804 г. в Прибалтике был сделан первый шаг к отмене крепостного права – крестьяне признавались собственниками своей земли, а их повинности были чётко определены. Реформы в Прибалтике должны были «показать пример всей России» .

Презентация по слайдам

Текст слайда: Объективная необходимость освобождения Основные понятия Этапы закрепощения Причина закрепощения Категории крестьян Сводная таблица «Крестьянский вопрос в России (с древнейших времён – середина XIX века)» Приложение 1

Текст слайда:

Текст слайда: Пахарь. Солнце за день нагулялося, За кудрявый лес спускается; Лес стоит над шапкой темною, В золотом огне купается. На бугре трава зеленая Спит, вся искрами обрызгана. Пылью розовой осыпана Да каменьями унизана. Не слыхать –то в поле голоса, Молча ворон на меже сидит, Только слышен голос пахаря, - За сохой он на коня кричит. В ранней зорьки пашня черная Бороздами подымается, Конь идет – понурив голову, Мужичок идет – шатается… Уж когда же ты, кормилец наш, Возьмешь верх над долей горькою? Из земли ты роешь золото, Сам-то сыт сухою коркою!

Текст слайда:

Текст слайда: Литературный монтаж. Н. Некрасов Несжатая полоса. Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели, Только не сжата полоска одна… Грустную думу наводит она. Кажется, шепчут колосья друг другу: «Скучно нам слушать осеннюю вьюгу, Скучно склоняться до самой земли, Тучные зерна купая в пыли!» Нас, что ни ночь, разоряют станицы Всякой пролетной прожорливой птицы, Заяц нас топчет и буря нас бьет… Где же наш пахарь? Чего еще ждет? И.Никитин ***

Текст слайда:

Текст слайда: Спиридон Дрожжин Труд да горе, капли пота Пополам с слезой И тяжелая забота С вечною нуждой. Ломота в костях, мозоли С грязью на руках, Жизнь без счастья и без воли В четырех стенах. Голод, холод и страданье Тела и души, И за все, как подаянье, Медные гроши. Солнце весело проглянет, Птичка запоет- Песню ей в ответ затянет Труженик – народ. И в стенах угрюмых льется, Плачут – голоса, И над песнею смеются Взмахи колеса. Приложение 2

Текст слайда:

Текст слайда: Приложение 3

Слайд №10

Текст слайда: Приложение 4

Слайд №11

Текст слайда: Полтина или рубль ровнялись пятнадцати пудам мёда или двумстам пудам ржи.

Слайд №12

Текст слайда:

Слайд №13

Текст слайда: Приложение 5

Слайд №14

Текст слайда:

Слайд №15

Текст слайда: Приложение 6

Слайд №16

Текст слайда:

Слайд №17

Текст слайда: Приложение 7

Слайд №18

Текст слайда:

Слайд №19

Текст слайда: Приложение 8 Государственные (черносошные) Частновладельческие (помещичьи вотчинные) Монастырские (церковные)

Слайд №20

Текст слайда: 52,4 47,6 Итого (19 губерний) 10. Воронежская Барщинные, % Оброчные, % Губернии Барщинные, % Оброчные, % Губернии БАРЩИНА И ОБРОК В ПОМЕЩИЧЬИХ ИМЕНИЯХ Приложение 9

Слайд №21

Текст слайда: Сводная таблица «Крестьянский вопрос в России (с древнейших времён – середина XIX века)»

Слайд №22

Текст слайда: XVII – XIX вв. Оброк (денежный, реже натуральный) барщина Монастырские, церковные Частновладельч. – помещичьи, вотчинные 1647 г. Соборное Уложение; личная зависимость, экономическая зависимость Урочные лета – срок сыска беглых крестьян 1597 г. Черносошные - государственные Заповедные лета 1550 г. Три основные категории в XIX вв Крестьяне Смерды, закупы, серебряники, рядовичи, изорники, половники, холопы. Экономика страны требовала «свободного труда» наёмных рабочих Пожилое, крестьянский выход. Юрьев день. Первый Судебник 1497 г. А) Природно-географические особенности государства. Б) Политико-экономическая причина Необходимость иметь большую и боеспособную армию в условиях неразвитых товарно-денежных отношений Люди Объективная необходимость освобождения Основные понятия Этапы закрепощения Причина закрепощения Категории крестьян

Слайд №23

Текст слайда: Доказано, что земля, возделанная вольными крестьянами, дает обильнейшие плоды, нежели земля одинакового качества, обработанная крепостными. Истина непреложная, утвержденная опытами многих веков протекших, что свобода промышленников и промыслов есть самое верное ручательство в приумножении богатства частного и общественного и что для поощрения к большей деятельности и к большему произведению нет лучшего, надежнейшего средства, как совершенная, не ограниченная ничем, гражданская личная свобода, единый истинный источник величия и совершенства всех родов промышленности. К. И. АРСЕНЬЕВ. Начертание статистики Российского государства... СПб., 1818. Ч. 1 Приложение 10

Слайд №24

Текст слайда: Взглянем на барщинскую работу. Придет крестьянин, сколько возможно позже, осматривается и оглядывается, сколько возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить. На господина работает он три дня и на себя также три дня. В свои дни он обрабатывает земли больше, справляет все домашние дела, а еще имеет много свободного времени. Господские работы, особенно те, которые не могут быть урочными, приводят усердного надсмотрщика или в отчаяние, или в ярость. Наказываешь нехотя, но прибегаешь к этому средству как к единственно возможному, чтоб дело вперед подвинуть. С этою работою сравните теперь работу артельную, даже работу у хорошего подрядчика. Здесь все горит; материалов не наготовишься; времени проработают они менее барщинского крестьянина; отдохнут они более его; но наделают они вдвое, втрое. Отчего? Охота пуще неволи. Записки Александра Ивановича КОШЕЛЕВА (1812- 1883 годы). Берлин, 1884

© Л.А. Кацва, 2011

Новые попытки реформ

Победа над Наполеоном вознесла
Александра I на вершину могущества,
дала ему колоссальный авторитет.
Теперь царь мог вернуться
к проектам реформ, от которых
вынужден был отказаться
в 1812 г.
?
Александр I.
Гравюра с оригинала
худ. Ф.И. Волкова, 1814 г.
Какие реформы Александр считал
необходимыми и важнейшими накануне
Отечественной войны 1812 г.?
Введение конституционного правления
и отмену крепостного права.

Польская конституция

Герб Царства Польского
в составе
Российской империи
(утвержден в 1832 г.)
В 1815 г. Александр I даровал
конституцию Польше.
Польские подданные получили:
свободу печати,
неприкосновенность личности,
равенство сословий перед законом,
независимость суда.
Был создан двухпалатный
законодательный сейм.
Верхнюю палату – Сенат –
назначал император.
Нижняя палата избиралась.
Законодательная инициатива –
только у императора.
Император утверждал
принятые сеймом законы.

Польская конституция

Избиратели:
шляхтичи-землевладельцы,
городская интеллигенция,
прочие горожане на основе
имущественного ценза.
?
Герб Царства Польского
в составе
Российской империи
(утвержден в 1832 г.)
Как можно охарактеризовать
политический строй
Царства Польского
по конституции 1815 г.?
Конституционная монархия
с широкими правами монарха.

Варшавская речь 1818 г.

Портрет императора
Александра I.
Худ. Дж. Доу.
При открытии польского сейма в 1818 г.
царь заявил:
«Образование, существовавшее в вашем
краю, дозволяло мне ввести немедленно
то, что я вам даровал, руководствуясь
правилами законно-свободных
учреждений, бывших непрестанно
предметом моих помышлений …
Таким образом, вы мне подали средство
явить моему Отечеству то,
что я уже с давних пор ему приуготовляю
и чем оно воспользуется,
когда начала столь важного дела
достигнут надлежащей зрелости».

Варшавская речь 1818 г.

?
Почему царь решил дать конституцию
сначала Польше, а не России?
Во-первых, Александр полагал, что Польша,
в силу собственных исторических традиций
и европейского влияния, лучше, нежели Россия,
подготовлена к конституционному строю.
Во-вторых, он очень заботился
о своей репутации либерала именно в Европе.

Варшавская речь 1818 г.

?
В чем значение варшавской речи Александра для России?
Царь недвусмысленно заявил, что со временем
управление всей империя будет опираться
на «законно-свободные учреждения», т.е. парламент.
?
Как должно было отнестись к словам царя
российское дворянство?
Просвещенное меньшинство ликовало,
но большинство было в панике,
ожидая скорой отмены крепостного права.
Распространился даже слух, будто в августе 1818 г.
выйдет указ об освобождении крестьян.

Варшавская речь 1818 г.

М.М. Сперанский:
«Каким образом… из двух или трех слов варшавской речи
могут произойти столь огромные и с самим смыслом сих слов
несообразные последствия?.. Если помещики, класс людей,
без сомнения, просвещеннейший, ничего более в сей речи
не видят, как свободу крестьян, то как можно требовать,
чтоб народ простой мог что-либо другое тут видеть?»
?
Почему дворянство опасалось отмены крепостного права,
хотя в речи Александра I об этом не говорилось ни слова?
Дворянство инстинктивно понимало, что в конституционной
стране будет невозможно сохранить рабство.

Н.Н. Новосильцев.
Худ. С.С. Щукин.
В 1818–1820 гг. в Варшаве
под руководством Н.Н. Новосильцева был
составлен
проект конституции России –
«Уставная грамота Российской империи».
Избирательное право,
структура и полномочия сейма
в «Уставной грамоте» –
те же, что в конституции Польши.
Но Россия разделялась
на 12 наместничеств.
В них создавались местные сеймы.

Уставная грамота Российской империи

Схема законодательной власти
Император
Верхняя палата
Нижняя палата
Н а м е с т н и ч е с к и е
!
Объясните
схему.
С
Е
Й
М
с е й м ы
Верхняя палата
Верхняя палата
Нижняя палата
Нижняя палата
Дворянство, горожане (на основе имущественного ценза)

Уставная грамота Российской империи

Полномочия императора:
Исключительное право законодательной инициативы,
утверждение принятых сеймом законов.
Право окончательного отбора депутатов
нижних палат сеймов из числа избранных
(1/2 избранных в общегосударственный сейм
и 2/3 избранных в местные сеймы).
Руководство исполнительной властью, армией, церковью.
Объявление войны и заключение мира,
назначение послов и чиновников.
Право помилования.
Таким образом, с принятием Уставной грамоты
политический строй России совмещал бы самодержавие
с конституционным устройством.
!

Крестьянский вопрос

А.А. Бестужев (Марлинский):
«Еще война длилась, когда ратники,
возвратясь в домы, первые разнесли
ропот в классе народа.
“Мы проливали кровь,– говорили они,
– а нас опять заставляют потеть
на барщине. Мы избавили родину от
тирана, а нас опять тиранят господа”».
?
Возвращение ратника
в свое семейство.
Худ. И.В. Лучанинов, 1815.
В чем состояла особенность
крестьянского вопроса после
Отечественной войны 1812 года?

Крестьянский вопрос

По словам М.А. Фонвизина,
молодые русские офицеры сравнивали
«все виденное ими за границею с тем,
что им на всяком шагу представлялось
на родине: рабство бесправного
большинства русских,
злоупотребления власти,
повсюду царствующий произвол –
все это возмущало и приводило
в негодование образованных русских
и их патриотическое чувство».
Михаил Александрович
Фонвизин (1788–1854),
в 1812 г. – поручик,
кампанию 1813 г.
закончил в чине
полковника.
?
Как повлияли Отечественная война
и Заграничный поход на общественнополитическую обстановку в России?

Крестьянский вопрос

1816 г. – предоставление личной свободы крестьянам
Эстляндии по ходатайству местного дворянства.
1817 г. – освобождение крестьян Курляндии.
1819 г. – освобождение крестьян Лифляндии.
Земля осталась в собственности помещика.
Помещики были обязаны сдавать половину земли
в аренду крестьянам, но по истечении срока аренды
помещик мог согнать арендатора с земли, заменив другим.
?
Почему именно помещики Прибалтики (Остзейского края)
просили о безземельном освобождении крепостных?
Местные помещики были знакомы с европейским опытом,
понимали, что наемный труд выгоднее крепостного.

Крестьянский вопрос

Попытки царя победить к таким же
ходатайствам русских и украинских
помещиков оказались тщетными.
?
Почему самодержавный царь добивался
ходатайств дворян об освобождении
крестьян, а не отменял крепостное право
своим указом?
Портрет императора
Александра I.
Худ. Дж. Доу.
Если бы отмена крепостного права
стала инициативой самих
помещиков, снизилась бы
вероятность
дворянского заговора
и крестьянских волнений.

Крестьянский вопрос

В 1816 г. Александру были
представлены проекты
освобождения крестьян.
Авторы: флигель-адъютант
П.Д. Киселев,
член Гос. Совета
Н.С. Мордвинов,
генерал-интендант
Н.С. Мордвинов
П.Д. Киселев
Е.Ф. Канкрин.
Все они предлагали ограничить число крепостных и дворовых
в собственности одного владельца, а лишних перевести
в «вольные хлебопашцы».
Освобождать крепостных предлагалось
и в случае создания в имении фабрики.
В чем, на ваш взгляд, состоит
важнейшая общая черта проектов?
?

Крестьянский вопрос

Алексей Андреевич
Аракчеев.
Худ. Дж. Доу.
В 1818 г. Александр I поручил
составление проекта освобождения
крепостных А.А. Аракчееву.
Аракчеев, предложил выкуп имений
в казну «по добровольно
установленным ценам с помещиками».
На выкуп имений выделялось в год
5 млн. руб. ассигнациями.
Этого могло хватить на выкуп 50 тыс.
ревизских душ в год.
Примерно такое число крестьян
ежегодно продавалось с торгов.
По подсчетам историков, такими
темпами освобождение крестьян
заняло бы 200 лет.

Крестьянский вопрос

?
Какие соображения заставляли
Аракчеева предлагать столь медленное
решение крестьянского вопроса?
Алексей Андреевич
Аракчеев.
Худ. Дж. Доу.
Аракчеев стремился не допустить
никакого ущемления дворянства,
чтобы избежать его
сопротивления.
Возможно, он также надеялся,
что постепенно помещики
осознают выгоды отказа от
крепостного труда,
и темпы реформы возрастут.

Крестьянский вопрос

В 1818–1819 гг. над проектом
освобождения крепостных работал
также министр финансов Д.А. Гурьев.
При нем даже был создан особый
Секретный комитет.
Подготовить удалось лишь первый
набросок проекта реформы.
?
Почему разработка проектов
освобождения крестьян велась секретно?
Дмитрий Александрович
Правительство опасалось, что сведения
Гурьев,
министр финансов
о подготовке реформы вызовут
в 1810–1825 гг.,
как противодействие дворян,
граф с 1819 г.
так и крестьянские волнения.
Худ. Г.Ф. Гиппиус.

Военные поселения

Одним из способов
облегчения положения
крестьян Александр I
считал создание
военных поселений.
Часть государственных
крестьяне переводилась
на положение поселян
и должна была сочетать
Вид военного поселения XIX в.
военную службу
с крестьянским трудом.
На поселенное положение переводились и армейские полки.
Постепенно вся армия должна была состоять
из военных поселян и сама себя обеспечивать.
Зато остальные крестьяне освобождались бы от рекрутчины.
Государственных крестьян это делало, по сути, свободными.

Военные поселения

Красивый замысел, увы,
обернулся кошмаром.
Мелочная регламентация
всей жизни, муштра,
невозможность уходить на
заработки превратили жизнь
поселян в каторгу.
Современники называли
создание поселений
«главным преступлением
В военном поселении.
александровского
Худ М.В. Добужинский.
царствования».
1817 г. – восстания поселян Херсонской и Новгородской
губерний.
1818 г. – восстание поселян на Украине.
1819 г. – восстание в Чугуевском и Таганрогском поселениях.

После низвержения Наполеона
Александр I, уверенный, что победа
стала возможной лишь благодаря
Божьей воле, увлекся мистицизмом,
т.е. учением об общении со
сверхъестественным божественным
миром посредством изучения тайного
смысла религиозных текстов
и обрядов.
«Наставницей» царя в мистицизме
стала известная «пророчица»
баронесса В.-Ю. Крюденер.
Баронесса
Варвара-Юлия Крюденер.
Гравюра Росмелера, 1820.
?
Какие черты В.-Ю. Крюденер
подчеркивает художник?

Политика в сфере религии и просвещения

Для распространения мистических идей
в России в 1813 г. было создано
Библейское общество.
Президентом общества стал
обер-прокурор Св. Синода А.Н. Голицын,
сторонник объединения
всех христианских конфессий.
Общество стремилось к объединению
христианства путем распространения
Св. Писания.
В заседаниях общества наряду
Князь
с православными епископами
Александр Николаевич
принимали участие католические
Голицын.
священники и протестантские пасторы.
Худ. К.П. Брюллов.

Политика в сфере религии и просвещения

В 1817 г. министерство просвещения
преобразовано в министерство духовных
дел и народного просвещения.
Св. Синод подчинен этому министерству.
Министром назначен А.Н. Голицын.
Задача министерства: «Основать
народное воспитание на благочестии,
согласно с актом Священного союза».
Мечта Александра I – сочетать
просвещение с идеалами веры.
Князь
А.Н. Голицын.
Худ. Т. Райт.
?
Как вы думаете, какими опасностями
было чревато создание нового
министерства?

Политика в сфере религии и просвещения

Князь
А.Н. Голицын.
Худ. Т. Райт.
Выдвижение на первый план
в воспитании идеологических задач
привело к наступлению религии
на светское образование.
Министерство поддерживало литературу,
проповедующую «мистические» взгляды,
инакомыслящие подверглись давлению.
Духовная цензура, починенная Синоду,
стала вмешиваться в дела университетов.
Цензорам предписывалось не пропускать
в печать материалов о правительстве,
не «испросив согласия того министерства,
о предмете которого рассуждается».
Н.М. Карамзин: «Министерство затмения».

Политика в сфере религии и просвещения

Михаил Леонтьевич
Магницкий.
В 1819 г. высокую должность
в голицынском министерстве занял
М.Л. Магницкий, бывший вольтерьянец
и соратник Сперанского,
пересмотревший в ссылке свои взгляды
и ставший рьяным консерватором.
Получив поручение провести ревизию
Казанского университета, он объявил
университет рассадником вольнодумства
и предложил разрушить его.
Александр I назначил Магницкого
попечителем Казанского учебного округа,
поручив ему «исправление» университета.

Политика в сфере религии и просвещения

Михаил Леонтьевич
Магницкий.
11 из 25 профессоров уволены,
в библиотеке сожжены «вредные» книги.
Преподавание перестроено
на религиозной основе.
На лекциях предписывалось внушать:
По философии: «все то, что не согласно
с разумом Священного Писания,
есть заблуждение и ложь».
По праву: «правление Монархическое
есть древнейшее и установлено
самим Богом».
По математике: «как числа без единицы
быть не может, так и вселенная,
яко множество, без Единого владыки
существовать не может».

Политика в сфере религии и просвещения

В университете был
установлен казарменный
режим, студенты делились
на разряды в зависимости
от «нравственного
совершенства»,
студентам разных
разрядов было запрещено
общаться между собой.
В 1821 г. попечитель столичного округа Д.П. Рунич подверг
такому же разгрому Петербургский университет.
Готовилось распространение созданных Магницким
инструкций на все российские университеты.
Фактически власть отказывалась от политики
просвещенного абсолютизма.
!

Отказ от курса реформ

Александр I
в мундире лейб-гвардии
саперного батальона.
Ни один реформаторский проект
Александра I, за исключением
польской конституции,
не был воплощен в жизнь.
Царь столкнулся с явной
оппозицией дворянства
и предпочел отступить.
К тому же он и сам считал
реформы несвоевременными
в момент нарастания революций
в Европе.
Окончательно отказаться от
реформ царя заставило восстание
лейб-гвардии Семеновского полка.

Восстание Семеновского полка

Служба в Семеновском полку после
войны 1812 г. была значительно легче,
чем в других частях.
В полку подобрались просвещенные
офицеры, солдат учили грамоте,
позволяли им подрабатывать,
были искоренены телесные
наказания.
Такие порядки раздражали Аракчеева
и командиров гвардейских бригад –
великих князей
Николая и Михаила Павловичей.

Восстание Семеновского полка

В 1820 г. новым командиром полка
был назначен армейский полковник
Г.Е. Шварц – храбрый, но невежественный
и грубый человек, получивший приказ
«подтянуть» полк.
Муштра, мелочные придирки
и постоянные телесные наказания
буквально изводили солдат.
В октябре 1820 г.
Портрет Г.Е. Шварца.
1-я гренадерская рота отказалась
Курская ГКГ
служить под началом Шварца.
им. А. Дейнеки.
Арест мятежной роты вызвал
восстание всего полка.
Шварц едва сумел спастись.
Опишите
этого человека.
?

Восстание Семеновского полка

Г.Е. Шварц.
После восстания Шварц
приговорен к казни,
помилован, уволен
в отставку, но вскоре
вновь принят на службу.
В 1850 г. вновь уволен
за истязания солдат.
Александр I, находившийся
на конгрессе в Троппау, приказал
расформировать полк,
предать Шварца и 1-ю роту
военному суду,
прочих солдат и офицеров
перевести в армейские полки,
новый Семеновский полк набрать
из других частей.
Вопреки фактам, Александр I счел
бунт семеновцев (первый случай
неповиновения гвардейской части)
проявлением международного
революционного заговора.

Отказ от курса реформ

Запись в дневнике М.М. Сперанского
(незадолго перед тем возвращен
из ссылки и приближен ко двору)
после аудиенции у Александра
в августе 1821 г.:
«Разговор о недостатке способных
и деловых людей не только у нас,
но и везде. Отсюда заключение:
не торопиться преобразованиями, но
для тех, кои их желают, иметь вид,
что ими занимаются».
М.М. Сперанский.
?
Объясните позицию Александра I.

Переход к реакции

Отказавшись от преобразования существующего строя,
Александр I вынужден заняться его укреплением.
1822 г. – указ, разрешающий помещикам
ссылать крестьян в Сибирь «за дурные поступки.
?
В чем значение этого указа?
Этим указом царь отменил собственный указ 1811 г.,
прямо запрещавший дворянам ссылать крестьян в Сибирь.
Впервые Александр I издал указ, не сужавший,
а расширявший власть помещика над крестьянами.
!

Переход к реакции

В 1820–1823 гг. под руководством Магницкого
разработан проект нового цензурного устава.
Запрету подлежали все сочинения,
содержавшие «какой-либо дух сектантства
или смешивающие чистое учение веры евангельской
с древними подложными учениями,
либо с… масонством»,
а также те,
«в коих своевольство разума человеческого
пытается изъяснить и доказать философией
недоступные для него святые таинства веры».
В 1822 г. запрещена деятельность масонских лож в России.

Переход к реакции

Архимандрит Фотий
(П.Н. Спасский).
Худ. Г. Доу
с гравюры Дж. Доу.
Александр I психологически тяжело
пережил отказ от реформ.
В 1820-х гг. он все чаще впадал
в апатию, передоверяя государственные
дела Аракчееву.
В его окружении преобладали уже
не мистики и сторонники христианского
единства, а православные фанатики.
Важнейшее место среди них занял
юрьевский архимандрит Фотий,
обвинявший А.Н. Голицына в подрыве
православия и распространении
западных лжеучений.

Переход к реакции

«Православную оппозицию»
поддержал Аракчеев,
ревновавший царя
к А.Н. Голицыну.
В интригах против Голицына
Архимандрит
принял участие Магницкий,
М.Л. Магницкий.
Фотий.
понявший, что под министром
колеблется почва.
В 1824 г. после бесед с Фотием
и Серафимом царь отправил
Голицына в отставку.
Библейское общество возглавил
его противник – Серафим
Митрополит
А.А. Аракчеев.
(в 1826 г. Общество
Серафим
будет закрыто).
(Глаголевский).

Переход к реакции

Александр
Семенович
Шишков.
Министерство духовных дел и народного
просвещения было ликвидировано.
Министерство просвещения возглавил
сторонник «православной оппозиции»,
лидер «Беседы любителей русского слова»
А.С. Шишков.
Его консервативные взгляды
вполне соответствовали теперешним
воззрениям императора.
Ознакомившись с проектом цензурного
устава, Шишков отредактировал его
в еще более охранительном духе.
Принять новый цензурный устав
Александр I уже не успел,
это сделает его преемник – Николай I.

Переход к реакции

А.А. Аракчеев.
С падением Голицына Аракчеев
окончательно приобрел безграничное
влияние на царя, стал фактическим
правителем России.
Биограф Александра I,
вел. кн. Николай Михайлович:
«По всем делам государь начал слушать
одного только Аракчеева, принимать
исключительно его доклады
по всем отраслям управления;
а всесильный граф окружил монарха
своими ставленниками и клевретами,
не смевшими ему противоречить
и что-либо предлагать,
не посоветовавшись
предварительно с ним».

Финал царствования Александра I

С 1824 г. Александр I практически перестал заниматься
государственными делами, подолгу путешествовал
по России, все чаще погружался в религиозные раздумья.
По мнению некоторых историков,
он всерьез собирался отречься от престола.
В ноябре 1825 г. царь внезапно умер в Таганроге.
Александр I
посещает
келью схимника
Алексанро-Невской
лавры в 1825 г.
перед поездкой
в Таганрог.
Гравюра на меди,
раскрашенная
акварелью.
1845 г.

Подводим итоги

?
Каковы были бы результаты в случае воплощения
в жизнь «Уставной грамоты Российской империи»?
?
Почему Александр I не решился на осуществление
своих реформаторских замыслов?

Подводим итоги

?
Какую роль в общественно-политической жизни России сыграло
министерство духовных дел и народного просвещения?
?
Каков оказался общий итог царствования Александра I?

Источники иллюстраций

Слайд №2. http://sch714-romanov.narod.ru/index14_1.html
Слайд №3-4. http://geraldika2000.narod.ru/russia/gubernia/polska.htm
Слайд №5. http://www.antiquesalon.ru/560.html
Слайд №9.
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Nikolay_Nikolayevich_Novosiltsev.jpg?uselang
=ru
Слайд №12. http://artru.info/il/all/10327/
Слайд №13. http://babs71.livejournal.com/448943.html
Слайд №15.
http://www.artsait.ru/foto.php?art=d/dou/img/6&n=%20%C4%EE%F3%20%C4%E6%E
E%F0%E4%E6.%20%CF%EE%F0%F2%F0%E5%F2%20%C8%EC%EF%E5%F0%E
0%F2%EE%F0%E0%20%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0%E0%20I
Слайд №16. http://www.navy.su/daybyday/april/17/index-photo.htm;
http://www.hrono.info/biograf/bio_k/kiselev.php
Слайд № 17-18. http://gallerix.ru/album/Hermitage-4/pic/glrx-729132080
Слайд №19. http://az.lib.ru/img/k/karamzin_n_m/text_0830/index.shtml
Слайд №20. http://speranskii.ru/s9.html
Слайд №21. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/37990

Источники иллюстраций

Слайд №22. http://www.rulex.ru/rpg/portraits/34/34032.htm
Слайд № 23.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE%EB%E8%F6%FB%ED%2C_%C0%EB%E5%EA
%F1%E0%ED%E4%F0_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E5%E2%E8%F7
Слайд №24-25. http://www.rulex.ru/rpg/portraits/28/28009.htm
Слайд №26-27. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1016785
Слайд №28. http://www.museum.ru/alb/image.asp?39832
Слайд №29. http://history-life.ru/post88621345/
Слайд №30. http://img.malinamix.com/forums/monthly_09_2010/user166/post401662_img1_a96e076edd63ecf98d0
370a497bcef18.jpg
Слайд №31-32.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%86,_%D0%93
%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%95%D1%8
4%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Слайд №33. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/95076
Слайд №36. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1362328

Источники иллюстраций

Слайд №37.
http://www.ruskline.ru/monitoring_smi/2005/03/09/arhimandrit_fotij_spasskij_17921838/; http://gorod-zagorsk.ru/mess057.htm;
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1016785;
http://gallerix.ru/album/Hermitage-4/pic/glrx-729132080
Слайд №38. http://www.pravoslavie.ru/sm/43505.htm
Слайд №40. Александр I. Путь императора. Каталог выставки в Коломенском
29.04–28.09.2008 г. М., 2008, с. 28, сканировано автором.

Александр I:Правление и Реформы Выполнил ученик 10 «Б» класса ГБОУ гимназия 201 Г. Москвы. Камышников Александр Учитель Татарникова Е. В. Восшествие на престол.

  • В половине второго ночи 12 марта 1801 года граф П. А. Пален сообщил Александру об убийстве отца . По легенде, Александр I, требовавший, чтобы Павлу сохранили жизнь, впал в расстройство, на что граф Пален ему сказал: «Хватит ребячиться, ступайте царствовать!».
  • Уже в манифесте от 12 марта 1801 года новый император принял на себя обязательство управлять народом «по законам и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великой ». В указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководствоваться: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность. Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок.

Восшествие на престол

  • Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок. Этот недостаток он называл «произволом нашего правления ». Для его устранения необходимо было разработать фундаментальные законы, которых ещё почти не было в России. Именно в таком направлении велись преобразовательные опыты первых лет.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Александр_

Внутренняя политика

  • Негласный комитет
  • С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых он призвал помогать ему в преобразовательных работах. То были бывшие члены великокняжеского кружка: граф П. А. Строганов , граф В. П. Кочубей , князь А. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев . Эти люди составили так называемый «Негласный комитет », собиравшийся в течение 1801-1803 годов в укромной комнате императора и вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований. Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей ».

Реформа высших органов управления

http://ru.wikipedia.org/wiki/Александр_

www.abc-people.com

Государственный совет
  • Начали с центрального управления. Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет 30 марта (11 апреля) 1801 года был заменён постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. 1 января 1810 года (по проекту М. М. Сперанского «Введение к уложению государственных законов») Непременный совет был преобразован в Государственный совет. Он состоял из Общего собрания и четырёх департаментов - законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и 5-й - по делам царства Польского).

http://ru.wikipedia.org/wiki/Александр_

Сенат

  • 8 февраля 1802 года был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената», который определил как саму организацию Сената, так и его отношение к другим высшим учреждениям. Сенат объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власти. Ему предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам. В силу целого ряда условий эти вновь дарованные Сенату права не могли сколько-нибудь поднять его значение. По составу своему Сенат остался собранием далеко не первых сановников империи.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Александр_

www.koipkro.kostroma.ru

Святейший Синод

  • Изменениям подвергся и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи - митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре I представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены.
  • С 1803 по 1824 год должность обер-прокурора исполнял князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 года также и министром народного просвещения.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Александр_

www.meteorites.ru

Министерская реформа.

  • 8 сентября 1802 года Манифестом «Об учреждении министерств» была начата министерская реформа - было утверждено 8 министерств, заменявших петровские коллегии, ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I:
  • иностранных дел,
  • военных сухопутных сил,
  • морских сил,
  • внутренних дел,
  • финансов,
  • юстиции,
  • коммерции,
  • народного просвещения.

www.moya-rossia.ru

Министерская реформа

  • Дела теперь решались единолично министром, отчётным перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами; департаменты - на отделения во главе с начальниками отделений; отделения - на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров.
  • 12 июля 1810 года вышел подготовленный М. М. Сперанским манифест «О разделении государственных дел на особые управления», 25 июня 1811 года - «Общее учреждение министерств».

www.liveinternet.ru

Проекты освобождения крестьян

  • В 1818 году Александр I поручил адмиралу Мордвинову, графам Аракчееву и Гурьеву разработать проекты отмены крепостного права.
  • Проект Мордвинова:
  • крестьяне получают личную свободу, но без земли, которая вся полностью остаётся за помещиками.
  • размер выкупа зависит от возраста крестьянина: 9-10 лет - 100 руб.; 30-40 лет - 2 тыс.; 40-50 лет - …
  • Проект Аракчеева:
  • освобождение крестьян провести под руководством правительства - выкупать постепенно крестьян с землёй (две десятины на душу) по соглашению с помещиками по ценам данной местности.
  • Проект Гурьева:
  • медленный выкуп крестьянской земли у помещиков в достаточном размере; программа была рассчитана на 60 лет, то есть до 1880 года.
Внешняя политика.
  • В 1805 году путём заключения ряда трактатов была фактически оформлена новая антифранцузская коалиция, и 9 сентября того же года Александр отбыл в действующую армию Император несёт главную ответственность за разгром русско-австрийской армии при Аустерлице.22 ноября (4 декабря) 1805 было заключено перемирие, по которому русские войска должны были покинуть австрийскую территорию. 8(20) июня 1806 в Париже был подписан русско-французский мирный трактат. В сентябре 1806 Пруссия начала войну против Франции, а 16(28) ноября 1806 Александр объявил о выступлении Российской империи против Франции

Война третьей коалиции

Франко-русский союз

  • 25 июня (7 июля) 1807 Александр I заключил с Францией Тильзитский мир, по условиям которого признал территориальные изменения в Европе, обязался заключить перемирие с Турцией и вывести войска из Молдавии и Валахии, присоединиться к континентальной блокаде (разрыва торговых отношений с Англией), предоставить Наполеону войска для войны в Европе, а также выступить посредником между Францией и Великобританией. Англичане в ответ на Тильзитский мир бомбардировали Копенгаген и увели датский флот.

Отечественная война 1812 года

  • 12(24) июня 1812, когда Великая армия начала вторжение в Россию, Александр находился на балу у генерала Беннигсена в имении Закрет под Вильной. Здесь он получил сообщение о начале войны. 13(25) июня отдал приказ по армии.
  • Затем Александр направил к Наполеону А. Д. Балашова с предложением начать переговоры при условии, что французские войска покинут пределы империи. 13(25) июня отбыл в Свенцяны. Прибыв к действующей армии, он не объявил М. Б. Барклая-де-Толли главнокомандующим и тем самым принял на себя командование. Александр одобрил план оборонительных военных действий и запретил вести мирные переговоры до того времени, пока хотя бы один вражеский солдат оставался на русской земле.

Итоги правления Александра 1

  • Начало правления Александра 1 ознаменовалось проведением реформ, он хотел изменить политический строй России, создать конституцию, гарантировавшую всем права и свободу. Но у Александра было много противников.
  • Александр вводит в свое окружение М.М. Сперанского, которому поручает разработку новой государственной реформы. Согласно проекту Сперанского в России необходимо создать конституционную монархию, в которой власть государя была бы ограничена двухпалатным органом парламентского типа.
  • В 1817-18 гг. близкие императору люди занимались поэтапной ликвидацией крепостного права. К концу 1820 г. был подготовлен проект «Государственной уставной грамоты Российской империи»
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!