Восприятие. Законы и загадки визуального восприятия Что это такое

Обобщенность восприятия

Это отражение единичного случая как особого проявления общего. Определенное обобщение, имеется в каждом акте восприятия. Степень обобщения зависит от уровня и объема имеющихся у человека знаний. Скажем, ярко-красный цветок осознается нами или как астра, или как представитель семейства сложноцветных. Слово - орудие обобщения. Называние предмета повышает уровень обобщения восприятия. Осмысленность и обобщённость хорошо выявляются при восприятии незаконченных рисунков. Эти рисунки дополняются нашими опытом и знаниями.

Таким образом, уже в акте восприятия отражение любого предмета приобретает определенное обобщение, предмет определенным образом соотносится с другими. Обобщенность является высшим проявлением осознанного человеческого восприятия. В акте восприятия воплощается единство чувственных и логических элементов, взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности личности.

Избирательность

На наши анализаторы действует, конечно, ряд объектов. Однако не все эти объекты мы воспринимаем одинаково четко и ясно. Эта особенность характеризует избирательность восприятия.

Избирательность восприятия - это смена деятельности органов чувств под влиянием предыдущего опыта, установок и интересов человека.

Каждый специалист пытается воспринять в предметах и явлениях главным образом то, что его интересует, что он изучает, а потому он не замечает тех деталей, которые не касаются его профессии. Это создает индивидуальный подход к восприятию. Поэтому и говорят о профессиональном восприятием у людей разных специальностей: художник-живописец видит в окружающем мире, прежде всего красоту, людей, природу, формы линий, цветов; композитор отмечает гармонию звуков, а ботаник - особенности строения растений и т.п.

Восприятие может характеризоваться и деятельностью, в которую оно включено. Одного художника спросили, как он воспринимает апельсин. Он ответил: "Все зависит от того, чему это служит. Я воспринимаю апельсин определенным образом, когда его покупаю, иначе - когда его ем, и еще иначе - когда его рисую.

Некоторые работы И. М. Сеченова, исследование Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева доказали, что первоочередной и общей возможностью восприятия является выделение контура предмета. И лишь после того, как удается выделить контур изображения из фона, начинается анализ формы, пропорций, отдельных деталей предмета. Выделение предмета из фона составляет необходимое условие четкого восприятия. Выделение объекта определяется его свойствами и условиями, в которых он воспринимается. Прежде всего, это контраст объекта с фоном. Это учитывают при выборе формы, цвета окраски, литерного шрифта для выделения, пешеходного перехода, транспортных знаков. Стрелочники, рабочие-дорожники, выполняя свои функции, надевают специальные оранжевые жилеты, которые четко видны на фоне земли, асфальта, снега.

Психологическая сущность восприятия в полной мере может быть представлена через описание его базовых свойств. В качестве ведущих свойств восприятия в психологии выделяют предметность, целостность, осмысленность, структурность, константность, избирательность.

Свойства восприятия

Предметность восприятия проявляется в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира.

Восприятие выносит воспринимаемый объект в реальное пространство, а не относит его, к примеру, к раздражаемым рецепторам или структурам мозга.

Предметность восприятия не врожденное качество; существует определœенная система действий, которая обеспечивает ребенку открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. Сеченов И.М. подчеркивал, что предметность формируется на основе внешне двигательных процессов, обеспечивающих контакт с самим предметом.

Целостность восприятия – свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не бывают наблюдаемы.

В отличии от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета при воздействии на органы чувств, восприятие есть целостный образпредмета. При любом зрительном восприятии, прежде всœего, бросается в глаза изображение в целом, а уже потом вырисовываются детали. Благодаря целостности восприятия отдельные линии и точки объединяются в фигуру.

Классическим примером целостности восприятия служит заполнение в восприятии того участка окружающего мира, который проецируется на слепое пятно. Эта область сетчатки нечувствительна к свету и не посылает в связи с этим никакой информации в мозᴦ. При этом, никакой пустой «дыры» в окружающем мире мы не замечаем. Мозг заполняет её на основе информации, получаемой от окружающих участков.

С целостностью восприятия связана его структурность – свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений.

Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.

К примеру, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается той же самой, если её исполняет симфонический или струнный оркестр, или один рояль. Целостная структура мелодии в нашем сознании выступает при этом ярче, чем отдельные звуковые ощущения, различные в данных случаях.

Аналогичный процесс наблюдается при восприятии ритма, В каждый момент можно услышать всœего один удар. При этом ритм - ϶ᴛᴏ не одиночные удары, а продолжительное звучание всœей системы ударов. Взаимосвязь ударов между собой определяет восприятие ритма.

Константность – относительное постоянство образов предметов, в частности их формы, величины цвета при изменении условий восприятия.

Мир, в котором мы живем, воспринимается не только как целостный и организованный, но также и как постоянный и неизменный. За уже структурированными предметами наше восприятие сохраняет их размеры, форму и цвет независимо от того, с какого расстояния мы на них смотрим и под каким углом их видим. Посмотрите на ваши пальцы: одни – на расстоянии вытянутой руки, другие – вдвое ближе; пальцы будут казаться точно одного размера, в то время как изображение пальцев дальней руки на сетчатке глаза будет в два раза меньше изображения пальцев ближней руки. Точно так же дверь сохраняет для наших глаз свою форму независимо от того, открыта она или закрыта. Белая рубашка остается белой как на ярком свету, так и в тени. Реально мы осознаем, какие коррекции постоянно осуществляет наше зрительное восприятие, лишь тогда, когда рассматриваем фотографии объектов, снятых в определœенных ракурсах. В этом случае изображения объективно воспроизводятся фотоаппаратом.

Легко понять, как велико значение постоянства величины, формы и цвета. В случае если бы наше восприятие не было константно, то при каждом нашем движении, при повороте головы, изменения освещения, ᴛ.ᴇ. практически непрерывно, изменялись бы всœе основные свойства, по которым мы узнаем предметы.

Константность восприятия не является врожденным. В основном она развивается только к двум годам и прогрессирует до 14 лет. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, ᴛ.ᴇ. константность восприятия.

Константность восприятия опирается не на устойчивость самих ощущений, а на устойчивость закона их изменения. К примеру, форма и размеры предметов воспринимаются как неизменные, если перемещение их изображения на сетчатке происходят по законам перспективной проекции. Способность перцептивной системы исправлять неизбежные ошибки, вызванные бесконечным многообразием условий существования окружающего мира, и адекватно воспринимать окружающее хорошо иллюстрируется опытами с очками, искажающими зрительное восприятие путем переворачивания изображений на сетчатке. Когда человек надевает эти очки, то неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время видит предметы вверх ногами. При этом затем сознание корректирует оптическое искажение, и человек начинает воспринимать всœе без переворотов. Когда же он снимает очки, то первое время опять всœе видит перевернутым. Интересно, что когда человек надевал и снимал очки, нарушенное взаимодействие зрительного, вестибулярного и кинœестезического анализаторов вызывало у него головокружение и тошноту. Способность «переучиваться» сильно зависила от возможности испытуемого активно перемещаться в пространстве и ощупывать предметы. Те люди, которые свободно ходили по помещению быстро приспосабливались к искажающим очкам, тогда как люди сидящие на стульях и перемещаемые по тому же помещению, адаптировались значительно медленнее, либо вообще не адаптировались.

Иными словами, там, где это возможно, мозг предпочитает истолковывать изменения ощущений как результат изменения условий восприятия, как движение организма или объекта͵ как изменения освещения и т.п., а не как изменения самого объекта. Генетическая причина этого в том, что наш мир устойчив. За короткое время изменение ощущений чаще всœего происходит из-за движения. По этой причине такое истолкование сенсорных данных является наиболее вероятным.

Итак, пользуясь стандартной интерпретацией ощущений, восприятие обычно оказывается право. При этом, возможны случаи, когда восприятие ошибается (см. Иллюзии).

Осмысленность восприятия фиксирует связь восприятия с мышлением; это свойство восприятия сопряженное с осмыслением, с осознанием предмета или явления.

Сознательно воспринять предмет - ϶ᴛᴏ значит мысленно назвать его, ᴛ.ᴇ. отнести к определœенной группе предметов, обобщить его в слове, Вспоминая стол, карандаш, велосипед и обозначая их соответствующим словом, мы отвлекаемся от частных признаков этого предмета и относим его к определœенной категории. Стол воспринимается нами как часть мебели, карандаш как предмет, относящийся к письменным принадлежностям, велосипед – как средство передвижения. Этот обобщенный характер осмысленного восприятия связан с абстрагированием от несущественных индивидуальных признаков предмета и отнесением этого предмета к определœенной категории.

Достаточно по нескольким признакам угадать, что за вещь перед нами, как большинство её свойств можно с высокой вероятностью предсказать, т.е угадать. По этой причине знакомые вещи воспринимаются намного быстрее, чем незнакомые, «бессмысленные». Часто мы просто не замечаем того, чего не понимаем, а также остаемся буквально слепы ко многим несущественным деталям и особенностям того, что видим. Показательны с этой точки зрения двусмысленные рисунки, в которых попеременно воспринимается то фигура, то фон. В этих рисунках выделœение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием.

Рис.IV.8 Избирательность восприятия

Избирательность восприятия – одно из свойств восприятия, состоящее в выделœении из сенсорного поля каких-либо объектов и признаков. Избирательность восприятия осуществляется посредством механизмов внимания. Выделяемый и в связи с этим более отчетливо воспринимаемый объект выступает как «фигура», остальные объекты – как «фон».

В избирательности восприятия проявляется активность сознания. Избирательность восприятия зависит как от объективных свойств предметов, которые воспринимаются, так и от воспринимающего субъекта.

Механизм перцептивной фильтрации отбирает, прежде всœего, сигналы, несущие новые сведения о реальности. Неизменные длительно действующие стимулы благодаря адаптации постепенно перестают замечаться. Так мы смотрим на постоянно окружающие нас обычные неизменные предметы и образы: лица родных; дома на нашей улице; вещи, к которым привыкли, но не видим их. По этой причине мы хуже всœего знаем то, что ближе всœего к нам. Преимущественно выделяются также наиболее сильные, интенсивные, контрастные раздражители.

Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретная личность. Одним из проявлений избирательности восприятия является апперцепция.

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта͵ запаса знаний и общей направленности личности.

Многочисленные данные показывают, что воспринимаемая субъектом картина не является просто суммой мгновенных ощущений; она часто содержит такие детали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основе предшествующего опыта. Опыт у каждого человека своеобразен, он определяется его личной историей. По этой причине, глядя на один и тот же объект, каждый видит в нем свое. Так, к примеру, где обычный горожанин видит просто траву, червяков, жуков, мух, там ботаник видит множество разных видов растений, энтомолог – определœенные виды насекомых, членистоногих и т.д. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете.

Содержание восприятия определяется также потребностями человека, его влечениями, интересами, мотивами, общей направленностью личности. В одном опыте испытуемым показывали на экране смутные пятна и давали общее указание, что нужно отыскать «людей, которые что-то делают». Одной группе испытуемых изображения показывали через час после еды, другой через 4 часа, а третьей – через 16. Чем голоднее были испытуемые, тем больший процент их «видел» что-то относящееся к еде (хотя на экране вообще не было никаких изображений). Аналогично, напуганный человек видит в полной темноте какие-то устрашающие фигуры. Мы видим различные картины в нагромождениях облаков, в чернильных кляксах (тест Роршаха). Анализ ответов показывает, что «увиденное» человеком в этих случаях обычно связано с его желаниями, интересами, тревогами и надеждами.

Следующий фактор, который определяет избирательность восприятия - ϶ᴛᴏ задача, которая стоит перед человеком в данный момент. Так, к примеру, шофер, ведущий машину, отчетливо воспринимает огни светофоров, дорожные знаки, движение других машин. Тот же шофер, едущий в качестве пассажира – туриста в новом городе, видит главным образом архитектурные особенности.

Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, являются установки субъекта͵ ᴛ.ᴇ. внутренние ожидания, которые связаны у человека с данной ситуацией. Механизм избирательности восприятия отбирает сигналы, которые соответствуют ожиданиям человека. Иногда данный механизм оказывается настолько силен, что человек замечает в окружающем мире только то, что подтверждает его ожидания, и просто не видит всœего, что им противоречит. Так, Дон Кихот ожидал встречи с великанами, заколдованными принцессами, злыми волшебниками. И самые обычные вещи «превращались» в образы этих романтичных ожиданий.

При всœей разнице личного опыта͵ потребностей и установок, у людей, живущих в одну эпоху и в рамках одной культуры, имеется много общего в мировосприятии. Οʜᴎ сталкиваются, в общем, с одним и темже кругом вещей, понятий, ценностей, деятельностей. Общество внедряет в человека свою картину мира, свою систематизацию, оценку вещей и явлений через обучение, язык и искусство, через книги и средства массовой информации, идеологию и т.п. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в восприятии мира каждым отдельным человеком невидимо присутствует опыт общества, его практика, знания, ценности.

Человеческий слух развился благодаря развитию речи и музыки. Геометрия и изобразительное искусство в значительной мере определяют человеческое зрение, в частности, понимание и восприятие перспективы.

Подводя итог, можно заключить, что восприятие – активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета.

Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Оно включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов их объема, удаленности и направления в котором они находятся.

Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов: зрительного, двигательного, осязательного и вестибулярного.

К специальным механизмам пространственной ориентировки следует отнести нервные связи между обоими полушариями в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, бинауральный слух, бимануальное осязание и т.п. Благодаря такому устройству информация от рецепторов дублируется. Каждое из полушарий получает свою несколько отличающуюся картинку. Это явление принято называть диспаратностью.

Полушария головного мозга, хотя и самостоятельны, но работают вместе. Два различающихся «изображения» одного предмета накладываются друг на друга и сливаются в одно. А куда девается их разница? Она даетинформацию о положении раздражителя в пространстве.

Восприятие формы, предполагает отчетливое различение очертаний предмета͵ его границ – контура. Благодаря микродвижениям глаз может выделять контур объектов, который связан с контрастом светлот. В случае если указанных перепадов яркости нет, то в однородном поле зрения восприятие оказывается невозможным. Так, в одном эксперименте испытуемых помещали в круглую комнату без окон, абсолютно однородно окрашенную и равномерно освещенную. Испытуемые не видели в ней ничего. У них было чувство, что они находятся внутри бесформенного облака.

Зрительное восприятие формы предмета определяется условиями наблюдения: величиной предмета͵ его расстоянием от глаз наблюдателя, освещенностью, контрастом между яркостью объекта и фона и т.п., а также зависит от остроты зрения наблюдателя.

Воспринимаемая величина предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособленность глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью аккомодации и конвергенции.

Аккомодация - ϶ᴛᴏ изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны.

Конвергенция – сведение зрительных осœей на фиксируемом предмете.

Комбинация двух раздражителœей – величины изображения предмета на сетчатке и напряжение глазных мышц в результате аккомодации и конвергенции – является условнорефлекторным сигналом размера воспринимаемого объекта. Основную роль в восприятии объемности и удаленности предметов играет бинокулярное зрение. У человека бинокулярное зрение эффективно лишь на расстоянии до 15 метров. О пространственных отношениях более далеких объектов приходится судить по эффектам линœейной и воздушной перспективы, светотени, параллакса и закрытия одних предметов другими. Так удаленные предметы будут казаться меньше в соответствии с линœейной перспективой и менее четкими (воздушная перспектива). При повороте головы близкие предметы движутся в поле зрения быстрее, чем удаленные и притом в противоположном направлении (эффект паралакса). Вместе с тем, они располагаются между нашим глазом и задним планом, закрывая его часть, и это тоже указывает на их близость. Мышечно-двигательные движения при конвергенции глаз позволяют нам также судить о том, какие предметы ближе, какие дальше от нас.

Время на чтение: 2 мин

Избирательность – это приобретаемая или вырабатываемая способность личности к направленному восприятию. Данное качество подразумевает контроль собственного мышления, внимания, восприятия и сознания в целом, благодаря чему психика способна выделить определенный объект или событие из ряда происходящих внешних изменений.

Избирательность свойство восприятия, позволяющее выделять главное, а второстепенные моменты оставлять на периферии в размытом фоне. Это важное качество личности для поддержания психического равновесия и общей успешности деятельности, поскольку психика довольно быстро истощается, когда перерабатывает много материала одновременно, появляется необходимость концентрации на главном и отстранении от менее насущных деталей. Именно избирательность позволяет человеку совершать выбор относительно своего местоположения и группы лиц для общения, употребляемой пищи и направления жизненного пути – категории совершенно разные по своей сути и масштабу влияния на дальнейший ход событий, однако все они осуществляются с использованием выбора.

Что это такое

Качество личности избирательность появилось в ходе эволюции и первоначально касалось базовых витальных моментов – человек выбирал, что есть, чтобы не отравиться, где спать, чтобы не подвергаться опасности, куда переселяться, чтобы улучшить свое проживание. Данные физиологические все еще остались в качестве примера избирательного поведения, однако к этому еще добавился рациональный контроль разума над происходящим. Так избирательность в плане питания сводится теперь не только к инстинктивному выбору пищи без ядов, но также и к контролю количества калорий в ней или способа приготовления и его вредности.

Избирательность касается выбора места работы и жительства, а также модели построения отношений с окружающими.

Человек физически не может присутствовать везде и уделять всем внешним стимулам одинаковое внимание, именно поэтому появляется потребность выбора направления своего внимания и основного вектора энергии. Только таким образом можно получить какие-либо ощутимые плоды, а не метаться между наиболее яркими стимулами.

Спонтанное построение своей деятельности и совершение выборов на основании первых внутренних побуждений является признаком отсутствия избирательности. Подобное поведение может приводить к довольно плачевным последствиям, несмотря на то, что в процессе подобного следования событиям испытываются довольно яркие чувства, часто характеризуемые как ощущение наполненности жизни и максимальных эмоций. Однако, поддавшись импульсу человек способен потерпеть материальный крах, пропустить серьезные и доверительные отношения, растратить свою жизненную энергию впустую.

Именно данное качество помогает идти к своим целям кратчайшим путем, это основа планирования своего будущего, где заранее закладываются вещи, требующие отдельного внимания.

Избирательность расписывает наши дни в угоду поставленным приоритетам, автоматически оставляя без энергии области, высасывающие энергию или мешающие реализации. Но она помогает не только идти к чему-то в будущем, а также сохраняет имеющиеся жизненные выборы. Так человек бросивший пить не будет устраивать свой праздник в баре, девушка, решившая сохранить девственность, не поселится в притоне, а человек с арахнофобией не пойдет работать в музей энтомологии. Все это говорит о наших выборах для поддержания той картины мира, которая нам наиболее приятна и воодушевляющая, а вот при нарушении таких выборов возможен полнейший перекос жизненных ценностей и потеря своей внутренней уникальности.

Избирательность всегда немного сложнее по своему механизму, чем простое принятие решения, строящееся на желаниях или необходимости. Данное качество позволяет просчитывать возможные последствия выбора на несколько шагов вперед, благодаря чему желания и необходимость могут меняться местами. Так выбирается не самая приятная деятельность, способная привести к осуществлению более масштабного желания, чем получение удовольствия в настоящем. Точно также выбор может быть сделан в пользу текущего момента, когда оценка внутренних ресурсов покажет практически полное истощение и потребность в немедленном восполнении, пока не развилось депрессивное расстройство. То есть избирательность помогает выбирать хорошее в долгосрочной перспективе и целостности организма и психики.

Тесно связано это понятие со свободой и проявлением внутренней ответственности, поскольку представляет собой момент выбора. Любой поворот на жизненном пути подразумевает определенные последствия, идущие за этим, и тогда на первый план выходит готовность человека принять данные изменения, отвечать за свои поступки и выборы. Свобода носит характер внутреннего смысла, ведь даже понимание, как следует поступить, не всегда приводит к действиям. Внутренний паралич, ориентация на мнение окружающих забирает у человека его личные свободные проявления своих выборов, оставляя избирательность исключительно теоретическим качеством.

Благодаря качеству избирательности можно судить о вкусе человека относительно любых моментов – от еды до предметов искусства, предпочтений общения или времяпрепровождения. Это своеобразный маркер развития личности и ее потребностей, отражение возможностей и внутренней готовности эти возможности реализовать. Каждый раз, когда люди взаимодействуют, избирательность позволяет оценить, насколько человек близок и находится в том же кругу, не задавая лишних вопросов. В действенном пространстве выборов человек максимально демонстрирует, на что он ориентирован – на развитие или удержание стабильности, на роскошь и потакание своим желаниям или аскетичность в угоду познанию.

Избирательность в отношениях

Избирательность в людях является ключевым моментом в построении благополучных и счастливых отношений любого уровня. Относительно интимных отношений избирательность предполагает предпочтение одного конкретного человека остальным представителям его пола. Во многом такой вид избирательности обусловлен биологическими законами регулировки выбора партнера для дальнейшего воспроизведения потомства. Соответственно роль соматических реакций и подсознательных выборов в данном контексте значительно больше, чем при выборе работы или места жительства. Разум при этом может контролировать определенные проявления, стратегию ухаживания или игнорирования, но первым толчком к обращению внимания всегда является биология.

К категориям, влияющим на избирательность в отношениях, относят видовые и индивидуальные. Первые предполагают традиции, заложенные в каждом представителе определенного этноса или группы людей. Тут могут быть и определенные внешние параметры и поведенческие , считающиеся благоприятными. Большее разнообразие вариантов дает уже индивидуальный уровень выбора, включающие особенности характерологических проявлений партнера, его внешних данных, возрастных и социальных характеристик.

Ранее избирательность в отношениях по социальному статусу была более категоричной, чем в современном мире, однако существуют правила, обойти которые не представляется возможным.

Никто сейчас не будет запрещать брак между рабочими и интеллигенцией, но трещина довольно скоро появится сама, когда люди столкнуться с разницей своих жизненных философий и предпочтений, культурной базы и образования.

Сложность избирательности отношений заключается в частом противоречии между биологическими и социальными факторами, между тем, чего хочется телу и что понимает разум. Это могут быть варианты, когда между людьми вспыхивает яркая страсть, но им не о чем говорить, их страны воют и все знакомые, да и они сами, поразмыслив логически, осудят данную связь. Также нередки случаи, когда на уровне разума все сходится – и возраст, и карьерные успехи, люди из одного общества, имеют много общих тем, но совершенно противны друг другу в рамках физического восприятия.

Но есть и отношения, помимо интимных, где момент избирательности так же крайне важен. Тут имеется ввиду не только кого считать другом и сколько таких людей может быть, но также и регуляция степени близости, формата взаимодействия, уровня доверия. Отношения строятся во всех сферах человеческого существования, и оставаться друзьями со всеми бывает невозможно не только в силу личной неприязни, но и в ракурсе конкуренции или учите сложностей взаимодействия других людей.

Те, кто способен четко фильтровать свой круг общения могут выстроить благоприятный эмоциональный фон, заручиться поддержкой и надежностью. Люди, не умеющие держать дистанцию, впускающие в свой дом или психологическое пространство всех, кто стучит, в итоге оказываются в плохом душевном состоянии, а часто еще и обвиненными в проблемах. Чрезмерная наивность и малое количество знакомых существенно снижают избирательность в отношениях, по мере увеличения количества друзей автоматически возникает вопрос выбора.

Мир огромен и невозможно уделить одинаковое время всему и всем, кто в нем присутствует, да это и не требуется, ведь многие персонажи и события банально не заслуживают внимания и в лучшем случае просто никак не отражаются на жизни. Есть смысл делать выбор и идти к тем и туда, где находится удовольствие и развитие собственной личности, оставляя все остальное без . Это может показаться предательством в некоторых моментах, особенно если мнением человека пытаются манипулировать, но в таком случае предательство происходит даже в магазине, когда вместо яблок, вы берете груши.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Человеку свойственно выделять в процессе восприятия одни аспекты среды больше чем другие в той степени, в какой они соответствуют его целям и намерениям, особенностям деятельности, которой он занимается, личностным характеристикам. Вся эта совокупность факторов определяется как опыт человека, а зависимость процесса восприятия от прошлого опыта называется апперцепцией. В переводе с латинского языка этот термин означает «при восприятии, к восприятию». Действительно, человек как бы прикладывает свой опыт к восприятию. Этот опыт позволяет наполнить чувственный материал образа определенным смыслом.

Имеется большое количество фактического материала, иллюстрирующего явления, связанные с избирательностью восприятия и с апперцепцией.

Многие из этих фактов быгли известны еще в прошлом веке. Так, американский психолог Уильям Джемс поясняет феномен апперцепции следующими примерами: «Некоторые жители Полинезии, впервые увидев лошадей, стали называть их свиньями, так как рубрика «свиньи» была в их опыте наиболее подходящей для никогда не виданного животного - лошади. Мой двухгодовалый сын играл целую неделю с апельсином, который увидел в первый раз, назышая его мячиком. Его кормили яйцами всмятку, которые подавались ему без скорлупы в жидком виде, вылитые в стакан; когда ребенок увидел впервые цельное яйцо, он назвал его картошкой, так как раньше он видел и ел картофель без кожуры и знал его название».

Феномены, связанные с избирательностью восприятия широко изучались и в современной психологии.

Одним из интересных явлений, связанных с избирательностью восприятия, является открытый К.Черри «эффект вечеринки». Он широко известен каждому из нас: на вечеринке гости разбиваются на группы, каждая из которых обсуждает ту или иную тему. Постороннему человеку, случайно зашедшему в комнату, где находятся гости, кажется, что разговаривающие должны мешать друг другу. Между тем, достаточно присоединиться к разговору, как все остальное перестает замечаться. Данный феномен интенсивно изучался экспериментально с помощью методики дихотического прослушивания. При этом через наушники в два уха испытуемого подавались две различные магнитные записи. Когда экспериментатор просил испытуемого внимательно слушать одну из них, испытуемый легко повторял услышанные слова и фразы. Но из другой записи он не улавливал ничего даже в том случае, когда некое слово повторялось в этой записи до 35 раз! Подобное слежение за сообщениями осуществляется на основе смысловых характеристик. Так, если испытуемый следит за тем, что ему подается на правое ухо и если вдруг это сообщение начинает передаваться по левому, то он с легкостью продолжает за ним следить. Выбор информации, на которую человек обращает внимание в экспериментах с дихотическим слежением, в значительной степени зависит от его прошлого опыта.

Детям из Мексики и из США с помощью стереоскопа проецировались в левый и правый глаз две картинки. Одна из них включала сцену из мексиканской жизни, а вторая - из североамериканской. В данном эксперименте испытуемый не мог интегрировать их в целостный образ и воспринимал только одну из двух сцен. Быгло отмечено, что при одновременном предъявлении таких двух объектов как, например, изображения тореадора и игрока в бейсбол, мексиканские ребята чаще видели только первый из них, а американские - второй. Таким образом, они «настраивали» свое восприятие с учетом прошлого опыта, различия в котором обусловлены культурой. Кроме устойчивой апперцепции, которая обусловлена особенностями жизненного опыта субъекта, может иметь место и временная апперцепция. В ней сказывается влияние ситуативно возникающих психических состояний, таких как, установки, эмоции, различного рода ожидания и т.п.

В одном из опытов испытуемым предлагались для прочтения в краткой экспозиции немецкие слова в латинской транскрипции, чем вызывалась и фиксировалась установка на чтение иностранных слов в соответствующей транскрипции. После этого экспонировались уже русские слова, но состоящие из таких букв, конфигурация которых имеется и в русской и в латинской транскрипции, например Нева Оказалось, что большинство испытуемых читали подобные слова как иностранные, хотя и незнакомые (например, Хеба). Фиксированная на чтении иностранных слов установка способствовала превращению хорошо знакомых русских слов в бессмысленные комплексы звуков, изображенных латинским шрифтом. Явление апперцепции необходимо учитывать и в обучении. При этом учителю следует помнить, что любой излагаемый им факт будет воспринят с учетом особенностей прошлого опыта ученика.

Выразительный пример, показывающий важность учета особенностей прошлого опыта ученика в процессе преподавания приводит Л.С. Вывготский: «За время падения советской валюты (т.е. сразу после революции - Авт.) дети привышш ежедневно к обращению с громадными астрономическими цифрами и многие учителя подметили, что, когда приходилось сообщать детям настоящие астрономические цифры, это давало совершенно неожиданный эффект. Так, мальчик, услышав, что длина земного экватора равна 40 000 верст, сказал: «Так мало, столько же рублей стоит стакан семечек». Значение больших чисел было настолько скомпрометировано в опыте ученика, что детям никак не было понятно, почему это, когда хотят изобразить громадные расстояния, оперируют с такими цифрами, о которых у них сложилось впечатление, что это незначительные величины» .

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!