Краткая запись гуси лебеди. Русские народные волшебные сказки. Главные герои сказки "Гуси-лебеди" и их характеристика

МИХАИЛ СТЕЛЬМАХ
(1912-1983)

ГУСИ-ЛЕБЕДИ ЛЕТЯТ...

(Автобиографическая дилогия, разделы i, II)

Над домом Стельмахов часто пролетали лебеди, и от их лету слышался звук, похожий на звук далеких колоколов. Дед говорил, что так поют лебединые крылья. От созерцания перелета лебедей мальчику становилось на сердце и радостно, и грустно. Хотелось, чтобы они никогда не улетали. Он сидел и мечтал, что если бы был чародеем, то сделал бы так, чтобы лебеди всегда были здесь.
И произошло чудо: будто читая мысли малого мечтателя, лебеди снова появились в поднебесье. Долго мальчик смотрит им вслед, а дед говорит: «Те принесли нам лебеди на крыльях жизни». Мальчику странно, а дед продолжает дальше: «Эге ж: и весну, и жизнь». Он рассказывает малом, что весной солнце отопрет своими ключами землю, а те золотые ключи. Ребенку становится страшно - а что как солнце потеряет свои ключи?
Все это вызывает у деда смех. «Он очень хорошо смеется, хватаясь руками за забор, ворота, рожок дом или дерево, а когда нет какой-то подпорки, тогда ей становится его присохлий живот. В такую минуту вся дедова фигура перехитується, закорючки усов одстовбурчуються, изо рта вырываются клекот и «ох, спасите мою душу», с одежды осыпается деревянный пыльцу, а из глаз так брызжут слезы, что хоть чашку подставляй под них».
Потом дед успокаивается и объясняет мальчику, что лебеди полетели «на тихие воды, на ясные зори». И снова мальчик задумывается, но уже про те края, где тихие воды и прихилені к ним зари.
И уже надо идти домой, а то мать будет ругать за то, что выскочил босиком, и называть махометом, вариводою, лоботрясом. Уже было такое, когда по первому лидку выскочил на каток с материними ночовками. «Никто и не удивился, что я притирився с такой снастью, ибо на чем только здесь не катались: одни на санках, вторые на грамаках, третьи на кусок жести, четвертые умудрились вместо коньков оседлать притертые худоб"ячі кости».

Еще одним, как по мнению других, чудачеством было в парне желание читать. Он перечитывал все, что только попадало под руку. В одной из книг описывалось одичания мужа, который покинул город. Он поселился в степи, пахал землю и даже сапоги стал мазать дегтем. Тогда еще не все знали, чем еще, кроме дегтя, можно мазать сапоги. И для большинства людей обуви было роскошью. В пору разрухи много земли надо было вспахать, чтобы заработать на сапоги.
А вспашка, особенно весенняя, считалась святым делом. Отец говорил об этой работе, как о нечто героическое: «Облака идут на нас, громы обваливаются над нами, молнии падают перед нами и за нами, а мы пашем и пашем поле».
Даже в зимних щедривках распевали о том, как сам Бог ходил за плугом, а Богоматерь носила есть орачам. С того времени в хлопцевій душе поселилась отвращение к спеси и любовь к книге, потому что «в книжке злеліяне слово должно быть настоящим праздником души и мысли».
Хотя мать и хлопала часто за то, что парень не может оторваться, как завороженный, от книжки, и грозилась выбросить их в печь, и все же чтение не прекращалось.
Весной мать начинала доставать из кладовки, сундуки, сипанки, из-под балок и даже из-за божницы свои узелки с семенами. Она радостно перебирала свое добро и в мечтах уже видела себя посреди лета среди зеленого зелья. Семена для нее было святым. «Мать верила: земля все знает, что говорит или думает человек, что она может сердиться и быть доброй, и в одиночестве тихонько разговаривала с ней, доверяя свои радости, боли и прося, чтобы она родила на судьбу всякого: и трудолюбивого, и ледащого». Это мать научила любить землю, росы, утренний туман, любисток, мяту, маковый цвет и калину, «она первой показала, как плачет от радости дерево, когда приходит весна, и которую розквітлому подсолнечника ночует оп"янілий шмель».
В годы разрухи через село проходили разные люди. Одни бежали от голода, другие искали лучшей доли, третьи - заработка. Однажды через деревню шла женщина с мальчиком. «их страдні, истощенные лица пришлись мраком дальних дорог и голода». Навсегда запомнился парню тот, «кто пожалел ее материнству, ее ребенку кусок насущного хлеба». Маленькому мальчику было странно и больно наблюдать равнодушие взрослого, и он протянул голодному ребенку горсть тыквенных семечек, вытащил из своего кармана.

Год написания: неизвестно

Жанр произведения: сказка

Главные герои: Девочка - дочка, Мальчик - младший брат, Гуси - лебеди - помощники Бабы - Яги.

Сюжет

Старик и старушка уходили на работу. Они дали указание своей дочке беречь младшего брата, и не уходить со двора. За послушание девочку ждала награда - булочка, новое платьице и платок. Девочка забыла указания, и заигравшись и вышла на улицу. Гуси - лебеди тут как тут - похитили братца. Девочка плача звала мальчика. Потом поняла, что его украли. Бежав спрашивала у печки, яблони, и реки с кисельными берегами куда полетели вредители. Для ответа нужно было съесть пирожок, яблоко, или кисель. Она отказалась. Путь указал еж. Найдя мальчика у Бабы Яги, девочка забрала его. За ними погнались гуси - лебеди. Тогда девочка съела, что предлагали и воспользовалась укрытием. Успела прибыть до прихода родителей.

Вывод (мое мнение)

Нужно быть ответственным и внимательным. Слушаясь родителей можно избежать трудностей. Чтобы получить чью-то помощь, нужно делать, что говорят. Отданное добро возвращается.

Русская народная сказка рассказывает о том, что родители поручили дочери присматривать за маленьким братом, пока они будут на работе. Но девочка отнеслась к поручению родителей не очень ответственно. Она усадила братца на траве перед домом, а сама ушла играть на улицу. Но прилетели гуси-лебеди и унесли мальчика к Бабе-Яге. Девочка не растерялась, она поняла, что случилось, и бросилась вдогонку.

По пути она встретила печку, яблоню и молочную реку с кисельными берегами. На просьбу подсказать, куда гуси унесли ее братца, волшебные персонажи предлагали девочке сначала угоститься тем, что у них было – пирожками, яблоками и киселем. Но девочка отказывалась от угощения и не получила помощи. Несмотря на это, ей удалось отыскать избушку Бабы-Яги, в которой и находился ее братец. Живущая в избушке мышка посоветовала девочке хватать братца и немедленно бежать домой.

Баба-Яга отправила вдогонку гусей-лебедей. Чтобы спастись от погони, девочке снова пришлось обращаться за помощью к речке, яблоне и печи. И она уже не стала отказываться от их угощений, за что получила своевременную помощь. В конце сказки сестрица и братец благополучно вернулись домой, как раз к приходу родителей.

Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

В сказке раскрывается тема отзывчивости и благодарности. Когда на просьбы волшебных персонажей отведать угощения девочка отвечала отказом, она не получила никакой помощи. Но когда на обратном пути сестрица отведала предложенные ей угощения, помощь ей была немедленно оказана. Умей быть отзывчивым и благодарным и добро вернется к тебе сторицей.

В сказке «Гуси-лебеди» положительным героем является сестрица, которая спасла своего братца, а отрицательным – Баба-Яга, замыслившая съесть девочку.

Сюжет сказки построен по классическим канонам. В ней есть зачин в виде слов «Жили-были..», и экспозиция, когда родители поручают девочке следить за братцем. Момент похищения братца птицами является завязкой сюжета, а обнаружение похищенного мальчика у Бабы-Яги – его кульминацией. Побег от Бабы-Яги и возвращение в родной дом является развязкой сюжета.

Следует отметить динамичность сюжета сказки. В ней много действия. Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.

«Гуси-лебеди» – это популярная русская народная сказка, которую писатель Александр Афанасьев включил в свой замечательный сборник «Русские народные сказки». Сказка показывает, как важно быть добрым и внимательным к другим, слушать родителей.

Краткое содержание “Гуси-лебеди” для читательского дневника

Название : «Гуси-лебеди»

Число страниц : 16. Афанасьев А. Н. «Русские народные сказки». Издательство «Просвещение». 1983 год

Жанр : Сказка

Год написания : 1855-1863 гг.

Главные герои

Дочка - веселая, озорная, капризная и безответственная девочка, забывшая о своем братике.

Гуси-лебеди - коварные птицы, которые похищали маленьких детей и уносили их к Бабе-Яге.

Печка, Яблоня, Речка, Ежик - помощники девочки.

Сюжет

Жили-были старик со старушкой, и была у них дочка и маленький сыночек. Утром отправились они на работу и строго наказали старшей дочери не выходить со двора и следить за братцем.

Когда родители ушли, девочка посадила брата на травку, а сама принялась играть. Она так заигралась, что совсем забыла о своих обязанностях. А в этот миг прилетели гуси-лебеди и унесли с собой маленького мальчика.

Вернулась девочка, а братца нигде не видать. Она принялась искать его, звать, но никто не отвечал ей. Посмотрела девочка на небо, и увидела гусей, которые вскоре исчезли за темным лесом. Поняла она, что это злые гуси-лебеди унесли ее брата.

Бросилась девочка в погоню. На пути повстречалась ей Печка, которая предложила съесть ржаной пирожок. Но девочка отказалась, и побежала дальше. Яблоня предложила ей полакомиться лесным яблочкам, но девочка лишь отмахнулась и побежала дальше. Впереди показалась молочная Речка с кисельными берегами. Увидев девочку, она предложила ей выпить молочка, но та отказалась.

Ежик подсказал девочке, как добраться до хижины Бабы-Яги. Там она увидела братца, схватила его и бросилась назад. Беглецов заметили гуси-лебеди, которые кинулись в погоню. Добежали брат с сестрой к речке и попросили спрятать их от злых гусей. Девочка съела молочный кисель, и речка спрятала детей. Побежали дальше - вот-вот гуси-лебеди их настигнут. Девочка съела яблочко, и добрая лесная яблоня укрыла их своими ветвями. Помогла им печка после того, как девочка съела ее пирожок.

Сестра с младшим братцем благополучно добрались домой, а тут и родители их возвратились.

План пересказа

  1. Родительский наказ.
  2. Забывчивость девочки.
  3. Похищение братца.
  4. Девочка отправляется к Бабе-Яге.
  5. Девочка находит братца и бежит домой.
  6. Помощь молочной Речки, Яблони и Печки.
  7. Возвращение домой.

Главная мысль

Нужно помогать другим, и тогда в нужную минуту и тебе окажут помощь.

Чему учит

Сказка учит слушаться родителей, помогать им, учит смелости и решительности.

Отзыв

Сказка показывает, как важно оказывать помощь друг другу в сложной ситуации. Только благодаря доброте Яблоньки, Печки и Речки девочке с братцем удалось скрыться от преследования.

Рисунок-иллюстрация к сказке Гуси-лебеди.

Пословицы

  • Нужда научит калачи есть.
  • Не дорого начало, похвален конец.
  • Глаза боятся, а руки делают.

Что понравилось

Очень понравилось, что девочка поняла, что она была неправа, отказав в небольшой просьбе Печке, Речке и Яблоне. Она исправила свои ошибки, и те в ответ помогли ей в беде.

Рейтинг читательского дневника

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 7.

В одном селе жила семья: мать, отец, дочь и сын. Родители были уже пожилыми, детей своих холили и лелеяли. Как-то раз пошли мать с отцом на работу, а дочери приказали следить за братцем, не оставлять его одного. А за это они ей обещали сладостей и сарафан новый справить.

Ушли они. А девочке грустно сидеть дома. Вот она взяла братца погулять, посадила на полянку около дома, а сама побежала с подружками играть. Да заигралась и забыла про братца.

Не заметила, как вечер наступил. Скоро родители вернутся. Прибежала она на лужайку, где братца оставила,

А его и след простыл. Видит: вдалеке мелькнули гуси-лебеди, о которых молва ходила, что они детей крадут и в лес Яге уносят. Побежала она в ту сторону за ними.

Торопится, смотрит – а в поле печь русская стоит. Спрашивает девочка у неё, куда гуси-лебеди полетели. А та сказала, когда девица попробует только что испечённого пирожка из ржаного теста, тогда поможет ей. Отказалась девчушка, она привыкла дома только к сдобным булочкам.

Печка и не показала, в какую сторону понесли гуси-лебеди братца.

Девочка спрашивает о братце.

Угощает яблоня своими кислыми яблочками. А девчушка отказывается: у родителей и сладких яблок не всегда ела. Яблоня и не показала, в какой стороне живут гуси-лебеди.

Девица пошла дальше, уморилась, еле ноги тащит. Не знает, в ту ли сторону идёт. Течёт молочная река с кисельными берегами. Села девочка на бережок и спрашивает у речки о братце. А река угощает простым кисельком с молочком. Девочка не привыкла к таким кушаньям, отказалась даже попробовать. И речка не поведала девице о том, куда понесли на своих крыльях гуси-лебеди мальчика.

Бежит девочка дальше, плачет о братце. Кругом тёмный густой лес. Ни звука, ни шороха. Только филин ухает вдали. Наткнулась на неказистую избушку. Стоит она посреди чащи на курьих ножках и всего одно окошко. Заглянула девочка в окно: а там сидит баба Яга с веретеном в руках. В округе знали, что гуси-лебеди у старухи на службе, детей для неё уносят из дома.

Зашла девочка в горницу, а там её братец, живой, здоровый, на полу сидит, играет. Баба Яга обрадовалась девице, дала ей веретено и заставила нитки сучить, а сама вышла. Девочка думает, как бы убежать, спасти братика. Тут из норки появилась мышь и говорит, чтобы девица бежала с братцем домой, а то бабка замыслила их погубить. Схватила сестра брата, побежали они прочь. А зловредная старуха уже печь затопила, котёл с водой поставила.

Подойдёт к окошку, узнать, там ли девица сидит, не сбежала ли. А мышка из комнаты отвечает бабе голосом девочки. Но старухе показалось, что это кто-то другой с ней говорит: голосок уж слишком тонкий. Она в избушку, а сестры и братца след простыл. Тут же послала Яга своих слуг, гусей, догнать беглецов.

Только выскочили дети из леса, а в небе гуси-лебеди показались. Гогочут, вот-вот схватят. Ребятишки к реке с кисельными берегами. Просит девочка об укрытии. А река угощает её простым молочным кисельком. Выпила девочка, и показался ей простой кисель с молоком слаще мёда. Укрыла их речка, спрятала под кручей кисельного берега. Так хорошо спрятала, что гуси не заметили, пролетели мимо. Выскочили беглецы из укрытия, поблагодарили спасительницу-речку и дальше побежали.

Бегут, прижимает сестра к груди братца. А птицы увидели их – и в погоню за ними. Куда спрятаться? А вот и дикая яблоня у дороги растёт. Девочка к ней за помощью. Дерево протянуло им свои мелкие кислые яблочки. Девчушка с удовольствием полакомилась плодами, и они ей понравились больше сладких душистых яблок из родительского сада. Яблоня укрыла её с братцем своими густыми ветками. Да так надёжно укрыла, что гуси не заметили. Поблагодарили дети яблоню за спасение. Побежали что было сил дальше.

Торопится девочка, устала, братец руки оттягивает, тяжело его нести. Но до родного дома уж недалеко, рукой подать, надо потерпеть. А гуси вернулись и увидели беглецов. Крыльями над головой машут, пытаются схватить, но впереди показалось спасение – печка. Ребятишки к ней, умоляют о помощи. А печь пирожок из ржаной муки им протягивает.

Девочка с аппетитом съела предложенный пирожок, показался он ей вкуснее домашних сдобных булочек. И печка пустила их внутрь, прикрыла заслонкой. Полетали гуси-лебеди над печью, покричали, да ни с чем домой, к бабе Яге, полетели.

А сестрица с братцем вылезла из печи, а там, за поворотом и родительский дом. Только зашли на родной порог, а тут и отец с матерью вернулись с работы. Навезли детям гостинцев, обнимают, целуют. Хвалят дочь за то, что за братцем хорошо смотрела.

А девочка ничего им не рассказала. Стала послушной, перестала капризничать. И братца никогда одного не оставляла.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!