В чем суть произведения о любви. В чем смысл рассказа о любви. Главные герои и их характеристика

Открытый урок

по литературе

в 9 классе

А.П.Чехов «О любви» (анализ рассказа)

(семинар директоров школ города

«Создание условий для творческого развития личности)

Провела: учитель русского языка и литературы Быкова Е.Б

2003 г.

Тема: А.П. Чехов « О любви »

Цель урока : анализ рассказа и выявление его идейно-художественного своеобразия.

Методические приёмы: беседа, сообщения учащихся, анализ эпизодов, повторение теории (композиция, портрет, пейзаж), чтение наизусть.

Оборудование: текст произведения.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы будем анализировать последний рассказ из маленькой трилогии А.П Чехова, который называется « О любви » .

Цель урока – выявление идейной направленности этого произведения. Итак, название « О любви ».

Тема не новая в русской, да и в мировой литературе. Пожалуй, это одна из вечных тем, которую каждый художник решал по-своему. Попытайтесь сейчас перенестись назад, в глубь веков, вспомнить истории влюблённых, с которыми нас знакомит мировая классическая литература.

О чем говорят нам эти имена? (к доске)

Данте « Суровый Данте не Беатриче

Презирал сонета »

Петрарка « Благословенно Лаура

Первое волненье,

Когда любви меня

Настигнет глас…»

Ромео « Нет повести Джульетта

Печальнее на свете,

Чем повесть о

Ромео и Джульетте »

Татьяна « А счастье было Онегин

Так возможно,

Так близко »

Алехин « О любви » Анна

Павел Алексеевна

Константинович

Учитель: я предлагаю вам проследить за тем, как вопросы счастья и любви решают для себя герои Чехова. Тем более что сам писатель шёл по линии совершенно нового отношения к читателю, привлекая читателя к своей творческой работе, возбуждая читательское воображение, давая толчок читательской мысли.

- Итак, произведение называется « О любви »

У вас на столах листочки, в которых даётся определение « любовь », взятое из Толкового словаря С.И.Ожегова. Зачитайте значения этого слова (зачитывают)

Определите, какое из значений подходит к рассказу Чехова.

Мы вернемся к значению этого слова, проанализировав произведение.

К какому жанру относится это произведение?

(новелла, как и первые две из « маленькой трилогии »)

У: в качестве д/з некоторые из вас выбрали создание проекта композиции этой новеллы. Изложите объективно и её в краткой форме.

Ученик: новелла представляет из себя рассказ в рассказе. Рассказ ведется от лица повествователя, которому отводится незначительное мест. Повествователь передаёт повествование главному герою Алёхину, который рассказывает свою историю любви. Рассказывает знакомым, которые являются эпизодическими лицами. Заканчивает рассказ повествователь. Сюжет просто, незамысловат, в основе его любовный треугольник Алёхин, Анна Алексеевна, Луганович.

Завязкой действия является рассказ повествователя о любви красивой жен женщины Пелагеи и повара Никанора, где Алёхиным высказывается основная идея («тайна сия велика есть»)

Кульминацией является осознание Алёхина и Анны Алексеевны того, что им никогда не быть вместе.

Развязка – это отъезд Анны Алексеевны и прощание с ней Алёхина.

Такова композиция новеллы.

Обратимся к сюжету новеллы и выясним, кто же герой рассказа и какими показаны они?

Ученики:

Никанор (зачитывают из текста).

Учитель: обратите внимание на то, что А.П. Чехов большой мастер портрета. Создает он портрет всего несколькими штрихами или деталями.

- на какую деталь обращает внимание читателей автор?

( Мурло, Пелагея - «красивая»)

Учитель: в портретной характеристике большое значение имеет деталь, которая выражает внутренние качества героя.

- что мы узнаем о Пелагее и Никаноре?

- почему красивая Пелагея любит этого мурло Никанора, пьяницу, который бранит её и даже бьёт?

- дает ли нам ответ Чехов (нет, автор говорит: «тайна сия велика есть»)

- как изобразили наши художники этих двух героев?

Почему так? Какие детали, в их портрете вы хотели подчеркнуть?

Учащиеся выходят к доске с рисунками и рассказывают.

Пелагея Никанор

У: а вы (к художникам) смогли бы объяснить, почему Пелагея любит Никанора?

(это трудно, это сложно объяснить это чувство избирательности).

У: какое значение слова «любовь» подходит для этих героев? (уч-ся зачитывают)

У: остановимся на истории главных героев: Алёхина и Анны Алексеевны.

    Кто такой Алёхин? (рассказ уч-ся(история студента))

Анна Алексеевна?

Луганович?

У: как складываются отношения Алёхина и Лугановича?

Говорит ли сам Алехин о том, к сложились их отношения? (« не было у бабы хлопот…»)

У: - что это за фраза? (пословица)

У Чехова часто в рассказе звучат пословицы и поговорки, что тоже является характеристикой героев

Как вы думаете, забота Лугановича могла каким-то образом сказаться на отношениях Алёхина и Анны Алексеевны?

(проявление совести)

Счастлив ли Алёхин?

(на смотря на то, что его принимаю в доме, он считает себя несчастливым)

Перечитаем текст новеллы « я был несчастлив … ошибка » Обратите внимание на то, что думал Алёхин о муже « верит в своё право быть счастливым » и это неслучайно, потому что каждый человек рожден для того, чтобы быть счастливым.

Итак, Анна Алексеевна, и Алёхин понимают, что они любят друг друга. Но они не отдают до конца этому чувству. Почему? Я попросила вас в качестве д/з подготовить ответ на этот вопрос в форме чтения наизусть фрагмента новеллы. Слушаем наших артистов.

Чтение наизусть.

За Алёхина: « А приезжая в город… если бы мы разлюбили друг друга? »

В новелле нет повествования от лица Анны Алексеевны, за неё говорит Алёхин таким словами: « А она думала о муже, … такая девушка »

Учитель: Как дальше сложилась судьба Анны Алексеевны?

(вместе в театре сидели рядом … но прощались, она лечилась, двое детей, сознание неудовлетворённости, испорченной жизни, когда не хотелось видеть ни мужа, ни детей)

Учитель: и каков же финал истории любви Алёхина и Анны Алексеевны? (« у счастью или к несчастью..» Отъезд Анны Алексеевны и проводы) Алёхин (чтение наизусть, « я вбежал к ней в купе.. навсегда») – подготовил ученик.

Как вы думаете, кто виноват, что люди, так любившие друг друга много лет, оказались несчастливы в своей любви и счастья не обрели?

Почему Анна Алексеевна столько лет молчала и не могла объясниться Павлу Константиновичу в любви?

Почему она плачет?

Что её останавливает?

(пересуды, разговор, муж, который любит её, внутренняя совесть; может быть понимание того, что на чужом несчастье своего счастья не построишь)

Учитель:

- Вернемся к началу урока и вспомним, чем закончились истории любви литературных героев, поэтов, воспевающих эти чувства?

Данте Беатриче безответственность

Петрарка Лаура безответственность

Ромео Джульетта трагичность

Онегин Татьяна безысходность

Алёхин Анна Алексеевна «я был несчастлив »

Вот как закончились эти истории.

Были ли они счастливы?

Так может быть не стоит отдавать этому чувству столько душевных сил, лет жизни?

Как вы понимаете высказывание А.Блока, который говорил: « Только влюблённый достоин звания человека»?

Перечитаем слова значения слова «любовь» Скажите, какое из них объясняет чувства героев новеллы Чехова?

Вернёмся к тексту произведение. Как заканчивается новелла?

(пейзажная зарисовка: дождь перестал, вышло солнце, все любовались и в то же время жалели, что этот человек с добрыми и умными глазами вертится здесь как белка в колесе).

Почему жалели? (не сложилась личная жизнь у хорошего, доброго и умного человека)

Учитель: писатель не дает ответ на вопрос, что такое любовь, он только говорит, «тайна сия велика есть».

Чехов не проповедует, авторский голос в его произведениях скрыт. Но эта чеховская недоговорённость действует на читателя сильнее громких слов. Он умел схватить общую картину жизни по маленьким её деталям. В записной книжке А.П. Чехова сохранилась маленькая аллегория, взятая им у французского писателя Альфонса Додэ:

Почему твои песни так коротки? – спросили однажды птицу.

Или у тебя не хватает дыхания?

У меня очень много песен, - ответила птица, - и я хотела бы поведать миру все.

Литературное наследство Чехова составляет несколько драм и множество мелких коротких произведений, в которых писатель тоже словно торопился поведать читателям всё, что он думал. Краткость формы и талантливость для него были синонимами. Всего на нескольких страницах Чехов сумел заглянуть в подсознание человека, в подтексте отношений людей. Показать трагическое противоречие мечты и жизни, любви и долга, несчастья и счастья.

Домашнее задание. Завершением нашей работы по маленькой трилогии станет домашнее творческое мини - сочинение на тему: « Счастливые и несчастливые герои Чехова ».

ЛЮБОВЬ

1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное с Чары; муки любви; признание в любви, страдать, страстная любовь.

2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности;

Любовь к родителям, детям. Любовь к ближнему.

3. Постоянная сильная склонность, увлеченность чем – нибудь. Любовь к правде, истине. Любовь к балету, чтению, к театру.

4. Предмет любви (тот или та, кого кто – нибудь любит, к кому испытывает влечение, расположение.) Он ее первая любовь. Она его очередная любовь.

5. Пристрастие, вкус к чему – нибудь. Любовь к сладкому, к нарядам, комфорту.

6. Интимные отношения, интимная связь.

Анализ рассказа А.П. Чехова "О любви"

Рассказ «О любви», написанный Антоном Павловичем Чеховым, был впервые опубликован в журнале "Русская мысль" в 1898 году. Ранее в том же году и в том же журнале было опубликовано еще два рассказа: «Человек в футляре» и «Крыжовник». Эти три рассказа составляют «маленькую трилогию», в которой три героя - два охотника Павел Константинович Буркин и Иван Иваныч Чимша-Гималайский и небогатый помещик Алёхин - рассказывают друг другу истории из своих и чужих жизней. В рассказе «О любви» главным героем становится тот самый небогатый помещик, который поведал двум свои гостям историю своей любви.

Алёхину в наследство выпала не самая лучшая участь - отец его задолжал, но так как это произошло отчасти потому, что много тратилось на образование сына, Алёхин решил долг выплатить. Ему пришлось остаться работать в этом громадном имении и, «вертеться как белка в колесе, а не заниматься наукой или чем-нибудь другим, что делало бы его жизнь более приятной».

В первые же годы Алёхина выбрали в почетные мировые судьи. Иногда приходилось выезжать в город, где его принимали очень радушно, и где Алёхин очень охотно знакомился. Наверно самым главным и основательным его знакомством стало знакомство с Лугановичем - председателем окружного суда, а так же по совместительству и мужем в то время «молодой, прекрасной, доброй, интеллигентной, обаятельной» женщиной Анной Алексеевной. Встретив её, Алёхин полюбил с первого взгляда.

Шли годы. Алёхин уже стал «своим» в доме Лугановичей, к нему привыкли, и если он долго не приезжал, муж и жена очень сильно беспокоились. Но как это ни странно, несмотря на возникшую еще при первой встрече любовь между Алёхиным и Анной, они молчали и робели, боясь признаться друг другу; несмотря на то, что Алёхин «чувствовал, что она близка к нему, что она его, что им нельзя друг без друга, выходя из театра, они всякий раз прощались и расходились, как чужие.»

К счастью или нет, рано или поздно всему приходит конец. Анна Алесеевна уезжала в Крым, куда её послали доктора. Понимая, что это возможно их последняя встреча, и они уже больше никогда не увидятся, Алёхин и Анна открылись друг другу, но было уже слишком поздно. Алёхин проводил её и «потом пошёл к себе в Софьино пешком…»

Как и в двух предыдущих рассказах трилогии, основной темой рассказа «О любви» является «футлярность». Алёхин и Анна, полюбившие всею душою чисто и бескорыстно, вместо того, чтобы открыть свои чувства, бояться, начинают думать и выдумывать, при этом отбрасывая настоящие чувства в сторону. Исключая её саму, они низводят любовь на уровень только материальных проблем и ценностей, где она перестает существовать; на «сцену» выходят голая логика и тупой, жесткий рационализм.

А. П. Чехов не случайно завершил «Маленькую трилогию» именно этим рассказом. В «Человеке в футляре» главный герой умирает, окружающая его среда никоем образом не изменяется, а люди, непосредственно работавшие с ним, даже были рады его смерти; в «Крыжовнике» главный герой осуществляет свою мечту, он искренне рад, но не понимает, попросту не видит, какой ценой ему это всё досталось…. В свою очередь в «О любви» главный герой не умирает, и осознает свою ошибку, к тому же он еще не совсем стар, и есть так называемый «луч надежды». Рассказ Алёхина заканчивается многоточием, а образ человека, идущего по дороге домой, на мой взгляд, символизирует странника, который ищет свой путь. Неизвестно куда именно он придет, но, по крайней мере, он ещё идет, ещё ищет.

Антон Павлович Чехов - один из ярчайших представителей русской словесности. Его произведения отличаются своей краткостью, невероятной емкостью и богатством философского содержания, что подтверждает анализ Чехова. «О любви» полностью отражает писательскую манеру и содержит все основные автора.

Прежде чем начать анализировать рассказ Чехова «О любви», необходимо понять, что собой представляет жанр этого произведения.

Рассказ - это отличающийся небольшим объемом и единством событий. Чаще всего рассказ повествует не обо всей жизни человека, а о каком-то конкретном ее моменте, повлиявшем на судьбу героя. Также автор в данном жанре всегда нацелен на максимальную краткость изложения своей идеи.

Невозможно без описания содержания произведения начинать творческий анализ Чехова. «О любви», как и все рассказы писателя, отличается увлекательным и необычным повествованием.

У главного героя Алехина служит горничная Пелагея, влюбленная в хулигана и пьяницу Никанора - повара. Замуж девушка идти не хочет, а возлюбленный не может жить с ней во грехе из-за своей набожности. Это часто порождает ссоры между ними.

Являясь непосредственным свидетелем происходящего, Алехин пускается в рассуждении о любви. По его мнению, не терпит каких-либо законов и в каждой личности проявляется по-своему. Однако русский человек постоянно стремится все усложнять, поэтому не может просто любить и предпринимать попытки ввести какие-то правила.

Затем Алехин рассказывает о своей любви. Его история началась в имении Софьино, куда он приехал после окончания учебы. Однако отец оставил вместе с имуществом после своей смерти еще и немалый долг, поэтому Алехину приходится начинать работать.

Дела героя постепенно налаживаются, и его избирают в мировые судьи. Теперь Алехин часто ездит в город, что доставляет ему немалое удовольствие: общение с обществом привлекает его. У Алехина даже появляется друг - Луганович, в чью жену, Анну Алексеевну, герой и влюбляется. В семье Лугановичей молодому человеку рады, он близко сближается с семейной парой. Супруги проявляют о нем беспокойство и заботу, даже предлагают дать деньги взаймы, чтобы вернуть кредиторам. Однако Алехин отказывается.

Героя терзают мысли о том, как могла Анна Алексеевна выйти замуж за такого заурядного человека, как Луганович. Анна и сама влюбляется в молодого человека, но они оба вынуждены скрывать свои чувства. Со временем у семенной пары появляются дети, Алехин продолжает навещать друзей, ходит с Анной Алексеевной гулять и в театр, что вызывает нелицеприятные сплетни.

Характер Анны начинает меняться, женщина становится раздражительной, нервной, иронично-язвительной, она понимает, что обречена и на дальнейшую несчастную жизнь. Вскоре Лугановичи решают переехать в западную губернию. Анна едет первой, и Алехин вызывается ее проводить. Когда женщина заходит в поезд, герой понимает, что она забыла корзинку. Он направляется в купе, чтобы вернуть оставленную вещь, и тут Анна целует его. Герои обнимаются, плачут и признаются в своих чувствах, они наконец понимают, что все препятствия, мешающие им быть вместе, смешны. Алехин проезжает с Анной одну станцию, потом выходит из поезда и возвращается домой. С этого момента герой живет по-прежнему, много работает и не пытается сделать свое существование счастливым.

Главный герой

Необходимо также рассмотреть образ героя, прежде чем начинать анализ Чехова. «О любви» - Мы слышим лишь голос главного героя, автор же совсем себя не проявляет.

Главный герой рассказа - Павел Константинович Алехин. Он умный, порядочный и Его жизнь безрадостна и одинока. В подтверждение своим рассуждениям о том, что любовь не имеет законов, герой рассказывает историю своей любви. Именно нравственные законы и сомнения в правильности своих действий помешали ему и Анне быть вместе. Но все то время, пока семейная пара жила в городе, возлюбленные нестерпимо мучились и страдали. А понимание того, что у любви нет преград, пришло слишком поздно и принесло только новую боль.

В этом рассказе трагичен жизненный реализм, как и во многих других, которые написал Чехов. Произведение «О любви» наполнено не радостью и счастьем, как представляется по названию, а одиночеством, болью и безысходностью.

Анализ произведения

Сложен и неоднозначен в понимании творческий анализ Чехова. «О любви» - рассказ, наполненный невероятным психологизмом. Его герой, пережив боль утраты, осознает свою вину в том, что все закончилось так печально.

Любовь не поддается никаким правилам, и здесь человеческий опыт совершенно бесполезен. И как всегда, Чехов остается верен себе, он никого ничему не учит. Писатель бесстрастно рассказывает истории человеческих жизней, а читатель вправе сам сделать вывод. Поэтому его авторскую позицию так сложно определить.

Рассматриваемый нами рассказ является частью целого, которым выступает трилогия Чехова. «О любви», наряду с произведениями «Крыжовник» и «Человек в футляре», входит в цикл, объединенный тремя героями-рассказчиками.

Вывод

Таким образом, рассказ Чехова «О любви» - это сложное философское произведение, раскрывающее смысл человеческих чувств, однако не дающее четкого ответа на вопрос о том, что такое любовь.

Рассказ А.П.Чехова был написан в 1898 году, является важной и завершающей частью «Маленькой трилогии». Опубликован в журнале «Русская мысль».

Жанр рассказа предполагает кратковременность изображаемых событий и малое число действующих лиц. Антон Павлович Чехов не зря выбрал данный способ изложения сложных перипетий жизни своих героев и описания их душевного состояния. Ведь особенностями рассказа являются также глубина подтекста и емкость детали. Последний нюанс очень хорошо прослеживается во всех малых произведениях автора.

В основу «Маленькой трилогии», созданную А.П.Чеховым, легли три истории, рассказанные друзьями друг другу на охоте. Это Буркин, Чимша-Гималайский и Алёхин — небогатый помещик, который поведал друзьям несчастливую историю своей любви.

Сюжет

Так случилось, что отец героя много задолжал, в частности, чтобы заплатить за обучение сына. Алехин, вернувшись на родину, решил частично вернуть долг. Для этого ему пришлось много работать, но усилия не пропали даром. В первый же год он был выбран на место почетного мирового судьи. Алехина ждало немало встреч и знакомств, среди которых особое место в его жизни заняло знакомство с председателем окружного суда по фамилии Луганович. В тот же день Алехин знакомится с его женой, Анной Алексеевной, в которую влюбляется с первого взгляда.

Алехин стал постоянным гостем в семье Лугановичей. Но, несмотря на это, при каждой новой встрече Анна Алексеевна и Алехин терялись, робели друг перед другом и холодно прощались. Герой чувствовал невероятную близость чувств, но боялся признаться.

Но всему приходит конец. Однажды Анна Алексеевна уезжала лечиться в Крым, и герой понял, что, возможно, это их последняя встреча. Он решил признаться, но было слишком поздно. Влюбленные расстались навсегда.

Как и в предыдущих рассказах трилогии, основная мысль рассказа « О любви» заключается в том, что герои произведений закрылись от своих настоящих чувств, вместо того, чтобы дать волю эмоциям, ничего не страшась. «Футлярность» каждого из них загубила их жизни и возможность счастливо и бескорыстно любить. Они своими же руками убили любовь, опустили ее до низменных чувств и потребностей, навеки сделав самих себя несчастными.

Рассказ «О любви» можно назвать вершиной эволюции человека , изображенного во всех трех произведениях трилогии. Это герой, который далеко не стар, он не умер, он просто осознал свою ошибку и идет дальше. Не опускает руки, а шагает, пусть еще не знает куда, но все же не стоит на месте.

Вся «Маленькая трилогия» автора пронизана драматизмом и надеждой на то, что у героев, настоящих или выдуманных все еще есть шанс спасти свою душу. Как и в двух предыдущих рассказах трилогии, основной темой рассказа «О любви» является «футлярность». Алёхин и Анна, полюбившие всею душою чисто и бескорыстно, вместо того, чтобы открыть свои чувства, бояться, начинают думать и выдумывать, при этом отбрасывая настоящие чувства в сторону. Исключая её саму, они низводят любовь на уровень только материальных проблем и ценностей, где она перестает существовать; на «сцену» выходят голая логика и тупой, жесткий рационализм.
А. П. Чехов не случайно завершил «Маленькую трилогию» именно этим рассказом. В «Человеке в футляре» главный герой умирает , окружающая его среда никоем образом не изменяется, а люди, непосредственно работавшие с ним, даже были рады его смерти; в «Крыжовнике» главный герой осуществляет свою мечту , он искренне рад, но не понимает, попросту не видит, какой ценой ему это всё досталось…. В свою очередь в «О любви» главный герой не умирает, и осознает свою ошибку, к тому же он еще не совсем стар, и есть так называемый «луч надежды». Рассказ Алёхина заканчивается многоточием, а образ человека, идущего по дороге домой, на мой взгляд, символизирует странника, который ищет свой путь. Неизвестно куда именно он придет, но, по крайней мере, он ещё идет, ещё ищет.

У героев страх перед жизнью, боязнь изменить привычки, сделать решительный шаг навстречу новому, создали свой футляр, отгородились. Все герои умирают: Алёхин и Чимша-Гималайский нравственно, Беликов - физически. "Так жить нельзя!".

Футляр героев

Проблема любви в расс казе А.П. Чехова «О любви» Цель: определить идейное содержание рассказа, формировать навык анализа произведения

Антон Павлович Чехов «О любви»

Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво. А.П.Чехов Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом. Пифагор Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье. Л.Н.Толстой

Анализ Три рассказа входят в трилогию: «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви». Объединены одной проблемой – проблемой футлярной жизни. Объединены общими героями: Бурыкиным, Иваном Ивановичем Чимшой -Гималайским. С самого начала, в завязке, речь идет о любви (Повар и Пелагея) Завязка завершается умозаключением Алехина: любовь – тайна великая, она индивидуализирована. В любви человек задает себе много вопросов: хорошо это или плохо – неизвестно, но это мешает, раздражает.

Композиция – рассказ в рассказе Сам рассказ – это рассказ Алехина о своей любви Начинается с фразы:… Предваряется картиной природы По какой причине Алехин поселился в деревне? Как это повлияло на него? Знакомство с Лугановичами

Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору? Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»

Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине? Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». Он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении

О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной? Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».

Как развивались отношения между героями? Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу. Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.

Знакомство с Лугановичами Рассказывая о Лугановичах, характеризует супругов: Дмитрий Луганович Анна Алексеевна Милиейшая личность, добряк, простодушный, верящий всему, неинтересный человек, почти старик, с скушным здравомыслием, вялый, ненужный, с покорным, безучастным выражением, верит в свое право на счастье Молодая, прекрасная, добрая, интеллигентная, обаятельная, приветливые, умные глаза, изящная, благородная рука, прическа, прическа, платье, голос – все производило неизгладимое впечатление Мужа характеризует скупо, больше отрицательно, он соперник

Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну? Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня.

Почему не состоялась любовь П.К. Алехина и Анны Алексеевны? Рассуждения Алехина Рассуждения Анны Алексеевны «Куда бы я мог ее увести?» «Принесет ли мне счастье ее любовь?» Думала о муже, о детях, о матери Страшно и неудобно сказать им правду. Итог любви: Анна Александровна заболела, и спытывает раздражение по отношению к Алехину, который ничего не предпринимал и продолжал приходить в гости. Лугановичи уезжают. В вагоне состоялся разговор перед р азлукой навсегда.

Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства? На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».

Словарная работа. Что такое счастье? В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения». В «Советском энциклопедическом словаре» счастье – «понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни».

Что мешает счастью героев? Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку: «Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье.» Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.

Что понял Алехин? «Я понял, что когда любишь…» ДОСКАЖИТЕ ЗА НЕГО - Ваш взгляд на проблему? - Точка зрения автора? Пейзаж в рассказе – ответ на этот вопрос.

Какое значение имеют картины природы в рассказе? « НАЧАЛО Серое небо и деревья, мокрые от дождя» - пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя. В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои

В каких произведениях русской литературы остро стоит проблема счастья? Например, в повести И.С.Тургенева «Ася» Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни счастливые люди? О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»? К каким выводам вы пришли?

Обрамление в рассказе Картина природы: выглянуло солнце, прекрасный вид на сад и плес, который блестел, как зеркало. Слушатели любуются картиной природы., жалеют Алехина, доброго, умного, чистосердечного (он один рассказал о себе), который не занимается наукой, а вертится, как белка в колесе.

Почему рассказ отнесен к циклу рассказов о футлярной жизни? Жизнь Алехина - это тоже футляр, в который он загнал себя добровольно.

ВЫВОД Алехин понял необходимость чего-то высшего, но обрести его не смог. Чехов завершает трилогию картиной радостной природы, что вселяет надежду на то, что перемены неизбежны и близки, но добиться этого нелегко: надо бороться за красоту, любовь, свободу, за осмысленную и духовную жизнь Но герои трилогии, понимая это, не способны, к сожалению, что-либо изменить ни в своей жизни, ни в чьей-либо вообще. Автор высказывает протест против футлярной жизни, против социального испуга и надеется на изменение жизни к лучшему. По его мнению, каждый должен сам определять важное и высшее в своей жизни.

Домашнее задание Написать сочинение - письмо в будущее «Быть счастливым я смогу, если…» (5 человек)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!