Поколение 1830 годов. II. Реализация домашнего задания

На 30-е годы 19 века приходилась «эпоха безвременья». Историки говорят, что она наступает тогда, когда одна общественная идея уходит, а другая не успевает образоваться. М. Ю. Лермонтов, будучи поэтом, неравнодушно воспринимал действительность и все свои мысли, переживания излагал в стихах.
Тема судьбы поколения присутствует у поэта во всем творчестве, в том числе и в лирике. Одним из главных стихотворений, связанных с этой проблемой, можно считать «Думу». Само название, обозначающее размышление, говорит нам о жанре данного произведения. Личные местоимения, употребленные Лермонтовым («наше», «мы»), подразумевают его принадлежность к поколению, о котором он пишет: «…его грядущее — иль пусто, иль темно…», — потому что человек не может быть свободен от общества. С помощью слов: «Печально я гляжу на наше поколенье!», — мы понимаем отношение автора к своим современникам, он не равнодушен к обществу, окружающему его. Прочитав эти стихи, мы можем точно охарактеризовать поколение поэта. Оно малодушно и холодно («…в бездействии состарится оно», «…и жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…», «…ни вкуса нашего не радуя, ни глаз…», «И ненавидим мы, и любим мы случайно»). Также стихотворение помогает нам понять социальную принадлежность многих из поколения Лермонтова («Богаты мы, едва из колыбели…»), их моральную позицию («…Перед опасностью позорно малодушны и перед властию — презренные рабы», «К добру и злу постыдно равнодушны, в начале поприща мы вянем без борьбы…»). Эти люди «иссушили ум наукою бесплодной», им скучны занятия, которые были по нраву предкам, их не радуют ни стихи, ни искусство, они несчастны. Подведя итог, поэт посчитал правильным в конце своего произведения вынести приговор, которого оказалось достойно поколение, находящееся вокруг него:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Значит, эти люди не оставили после себе следа, новых открытий, добрых дел, они прожили пустую, бездумную, ветреную жизнь, и из-за этого они не удостоятся никакой награды от своих потомков.
Не более резкая характеристика дана поколению и в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…».Там Лермонтов необыкновенными фразами точно попадает в цель. «…при диком шепоте затверженных речей,
мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски…», — таким образом, и в первом, и во втором стихотворении поэт подчеркивает бесчувственность и черствость людей. Лирический герой ненавидит такое общество, ему некомфортно в такой обстановке. Единственным отвлечением может оказаться «старинная мечта», в которой он сможет «забыться…памятью к недавней старине». В конце, также как и в «Думе», Лермонтов обращается к поколению и уже грозно, не скрывая своего неравнодушия, говорит: » …о, как мне хочется смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью!» Это говорит о несмирении Лермонтова с судьбой своего поколения, о его небезразличии и о желании изменить людей.
Во многих других стихах, мы тоже можем встретить упоминания об этой проблеме. Например, в «И скучно и грустно» («И жизнь как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — такая пустая и глупая шутка…»), в «Поэте»
(«В наш век изнеженный…»).
Слово и поэзия всегда служили оружием, поэтому Лермонтов прибегал к таким способам, пытался достучаться до людей, составляющих общество, и до правителей, управляющих своим народом. Поэт изображал свое поколение, каким он видел его на самом деле, и писал то, что он чувствует, поэтому его стихотворения получались такими искренними, наполненными беспокойством за будущее поколение России.

Судьба поколения 1830-х годов в лирике М.Ю.Лермонтова

На 30-е годы 19 века приходилась «эпоха безвременья». Историки говорят, что она наступает тогда, когда одна общественная идея уходит, а другая не успевает образоваться. М.Ю.Лермонтов, будучи поэтом, неравнодушно воспринимал действительность и все свои мысли, переживания излагал в стихах.

Тема судьбы поколения присутствует у поэта во всём творчестве, в том числе и в лирике. Одним из главных стихотворений, связанных с этой проблемой, можно считать «Думу». Само название, обозначающее размышление, говорит нам о жанре данного произведения. Личные местоимения, употреблённые Лермонтовым («наше», «мы»), подразумевают его принадлежность к поколению, о котором он пишет: «… его грядущее - иль пусто, иль темно…», - потому что человек не может быть свободен от общества. С помощью слов: «Печально я гляжу на наше поколенье!», - мы понимаем отношение автора к своим современникам, он не равнодушен к обществу, окружающему его. Прочитав эти стихи, мы можем точно охарактеризовать поколение поэта. Оно малодушно и холодно (« … в бездействии состарится оно», «… и жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…», « … ни вкуса нашего не радуя, ни глаз…», «И ненавидим мы, и любим мы случайно»). Также стихотворение помогает нам понять социальную принадлежность многих из поколения Лермонтова («Богаты мы, едва из колыбели…»), их моральную позицию («…Перед опасностью позорно малодушны и перед властию - презренные рабы», « К добру и злу постыдно равнодушны, в начале поприща мы вянем без борьбы…»). Эти люди «иссушили ум наукою бесплодной», им скучны занятия, которые были по нраву предкам, их не радуют ни стихи, ни искусство, они несчастны. Подведя итог, поэт посчитал правильным в конце своего произведения вынести приговор, которого оказалось достойно поколение, находящееся вокруг него:

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдём без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Значит, эти люди не оставили после себе следа, новых открытий, добрых дел, они прожили пустую, бездумную, ветреную жизнь, и из-за этого они не удостоятся никакой награды от своих потомков.

Не более резкая характеристика дана поколению и в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён…».Там Лермонтов необыкновенными фразами точно попадает в цель. «…при диком шёпоте затверженных речей,

мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски…», - таким образом, и в первом, и во втором стихотворении поэт подчёркивает бесчувственность и чёрствость людей. Лирический герой ненавидит такое общество, ему некомфортно в такой обстановке. Единственным отвлечением может оказаться «старинная мечта», в которой он сможет «забыться…памятью к недавней старине». В конце, также как и в «Думе», Лермонтов обращается к поколению и уже грозно, не скрывая своего неравнодушия, говорит: « …о, как мне хочется смутить весёлость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью!» Это говорит о несмирении Лермонтова с судьбой своего поколения, о его небезразличии и о желании изменить людей.

Во многих других стихах, мы тоже можем встретить упоминания об этой проблеме. Например, в «И скучно и грустно» (« И жизнь как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - такая пустая и глупая шутка…»), в «Поэте»

(« В наш век изнеженный…»).

Слово и поэзия всегда служили оружием, поэтому Лермонтов прибегал к таким способам, пытался достучаться до людей, составляющих общество, и до правителей, управляющих своим народом. Поэт изображал своё поколение, каким он видел его на самом деле, и писал то, что он чувствует, поэтому его стихотворения получались такими искренними, наполненными беспокойством за будущее поколение России.

Дома:


1)
2)
3)
4)
5)
Закончить сочинение;

Максима Максимыча»)
пересказ портрета Печорина)


Грушницким?»)

Печорин фаталистом?)

Судьба
М.Ю.Лермонтова
поколения
1830­х годов
в лирике
Печально я гляжу на наше поколенье…
М.Ю.Лермонтов.

в лирике М.Ю.Лермонтова
Историко­
Узко литературный
контекст
Судьба поколения
1830­х годов
культурная
перспектива
Общий
романтический
конфликт мечты и
реальности
Расцвет творчества
М.Ю.Лермонтова
приходится на эпоху
«безвременья», что
ощущается поэтом
как личная трагедия.

Судьба поколения
1830­х годов
в лирике М.Ю.Лермонтова
«Дума» (1838)
«Как часто, пестрою
толпою окружен…»
(1840)

«Как часто, пестрою толпою окружен…» (1­е января)
Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц
городских
Давно бестрепетные руки, -
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.
И если как­нибудь на миг удастся мне
Забыться, - памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
И странная тоска теснит уж грудь
мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.
Так царства дивного всесильный
господин -
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и
страстей,
Как свежий островок безвредно
средь морей
Цветет на влажной их пустыне.
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту
мою,
На праздник незванную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость
их
И дерзко бросить им в глаза
железный стих,
Облитый горечью и злостью!..

«Как часто, пестрою толпою окружен…»
(1840)
Творческая история стихотворения доныне
является предметом не утихающих споров
между исследователями. Стихотворение
имеет эпиграф «1­е января», указывающий
на его связь с новогодним балом. По
традиционной версии П. Висковатого, это
был маскарад в Дворянском собрании, где
Лермонтов якобы нарушил этикет: он
дерзко ответил «двум сестрам» (дочерям
императора Николая I ­ Ольге и Марии) в
голубом и розовом домино, задевшим его
«словом»; положение этих «сестер» в
обществе было известно (намек на
принадлежность их к царской фамилии).
Обратить внимание на поведение
Лермонтова в этот момент оказалось
неудобным: «это значило бы предавать
гласности то, что прошло незамеченным для
большинства публики. Но когда в
«Отечественных записках» появилось
стихотворение «Первое января», многие
выражения в нем показались
непозволительными» (Висковатый).
Мария и Ольга
(дочери императора
Николая I)

И. С. Тургенев в «Литературных и
житейских воспоминаниях»
утверждал, что сам видел Лермонтова
в маскараде Дворянского собрания
«под новый 1840 год», и привел в этой
связи пренебрежительные строки о
бальных красавицах из стих. «Как
часто...».

В настоящее время установлено, что в
Дворянском собрании не было
новогоднего маскарада. Это как будто
бы превращает сообщение
Висковатого в легенду.
Высказывалось предположение, что
выходка Лермонтова все же имела
место, но задолго до его новогоднего
стихотворения и относилась она не к
царским дочерям, как это считалось
раньше, а к императрице Александре
Фёдоровне; именно к янвярю и
февралю 1839 года относятся ее
посещения маскарадов в Дворянском
собрании. В эти же дни она
интересовалась ненапечатанными
стихами Лермонтова.
Императрица
Александра Фёдоровна

Возможно, что глухие рассказы
о маскарадных происшествиях в
1839 года и впечатления от
новогоднего стихотворения
1840 года слились в памяти
современников в один эпизод.
По другому предположению,
стихотворение относилось к
маскараду в ночь с 1­го на 2­е
января 1840 года в Большом
Каменном театре, где
присутствовали император и
наследник. Реальные основы
версии о биографическом
источнике стихотворения
подлежат дальнейшей
проверке. Не вызывает, однако,
сомнений, что опубликование
стихотворения в
«Отечественных Записках»
повлекло за собой новые
гонения на Лермонтова.

«Дума» (1838)
Составить цитатную характеристику поколения
1830­х г.г.

«Дума» (1838)
Составить цитатную характеристику поколения 1830­х г.г.
«Богаты… ошибками отцов»;
«К добру и злу постыдно равнодушны»;
«Перед опасностью… малодушны»;
«Перед властию… рабы»;
«Иссушили ум наукою бесплодной»;
«И ненавидим мы, и любим мы
случайно».

Сочинение.
Идейная взаимосвязь стихотворений
М. Ю. Лермонтова «Бородино» (1837) и
«Дума» (1838).

План.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Раздумья М.Ю.Лермонтова о судьбах своего поколения –
сквозная тема в лирике М.Ю.Лермонтова.
В стихотворениях «Дума» и «Бородино» выражена общая
мысль – упрек поколению 30­х годов 19 века.
Героизм и мужество участников Отечественной войны 1812
года в стремительной схватке с врагом; позорное малодушие
поколения 1830­х годов перед опасностью.
Единодушие и сплоченность героев 1812 г.; полная
разобщенность поколения1830­х годов.
Герои 1812 года навсегда останутся в памяти народной;
поколение 1830­х годов «потомок оскорбит презрительным
стихом».
Гражданская направленность стихотворений «Бородино» и
«Дума»: эти два стихотворения выразили жалобу
М.Ю.Лермонтова «на настоящее поколение, дремлющее в
бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному
славы и великих дел» (В.Г.Белинский).

Дома:


1)
2)
3)
4)
5)
Закончить сочинение;
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»:
«Бэла» (выборочный пересказ с элементами
анализа на тему «Печорин в представлении
Максима Максимыча»)
«Максим Максимыч» (художественный
пересказ портрета Печорина)
«Тамань» (аналитически сжатый пересказ)
«Княжна Мери» (выборочный пересказ на
тему «Прав ли Печорин в истории с
Грушницким?»)
«Фаталист» (сжатый пересказ; ответить
словами текста на вопрос: сделался ли
Печорин фаталистом?)

Ресурсы:
http://www.sbornik­stihov.ru/lermontov177.
html

На 30-е годы 19 века приходилась «эпоха безвременья». Историки говорят, что она наступает тогда, когда одна общественная идея уходит, а другая не успевает образоваться. М.Ю.Лермонтов, будучи поэтом, неравнодушно воспринимал действительность и все свои мысли, переживания излагал в стихах.
Тема судьбы поколения присутствует у поэта во всём творчестве, в том числе и в лирике. Одним из главных стихотворений, связанных с этой проблемой, можно считать «Думу». Само название, обозначающее размышление, говорит нам о жанре данного произведения. Личные местоимения, употреблённые Лермонтовым («наше», «мы»), подразумевают его принадлежность к поколению, о котором он пишет: «… его грядущее – иль пусто, иль темно…», - потому что человек не может быть свободен от общества. С помощью слов: «Печально я гляжу на наше поколенье!», - мы понимаем отношение автора к своим современникам, он не равнодушен к обществу, окружающему его. Прочитав эти стихи, мы можем точно охарактеризовать поколение поэта. Оно малодушно и холодно (« … в бездействии состарится оно», «… и жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…», « … ни вкуса нашего не радуя, ни глаз…», «И ненавидим мы, и любим мы случайно»). Также стихотворение помогает нам понять социальную принадлежность многих из поколения Лермонтова («Богаты мы, едва из колыбели…»), их моральную позицию («…Перед опасностью позорно малодушны и перед властию – презренные рабы», « К добру и злу постыдно равнодушны, в начале поприща мы вянем без борьбы…»). Эти люди «иссушили ум наукою бесплодной», им скучны занятия, которые были по нраву предкам, их не радуют ни стихи, ни искусство, они несчастны. Подведя итог, поэт посчитал правильным в конце своего произведения вынести приговор, которого оказалось достойно поколение, находящееся вокруг него:
Толпой угрюмою

На 30-е годы 19 века приходилась «эпоха безвременья». Историки говорят, что она наступает тогда, когда одна общественная идея уходит, а другая не успевает образоваться. М. Ю. Лермонтов, будучи поэтом, неравнодушно воспринимал действительность и все свои мысли, переживания излагал в стихах.
Тема судьбы поколения присутствует у поэта во всём творчестве, в том числе и в лирике. Одним из главных стихотворений, связанных с этой проблемой, можно считать «Думу». Само название, обозначающее размышление, говорит нам о жанре данного произведения. Личные местоимения, употреблённые Лермонтовым («наше», «мы»), подразумевают его принадлежность к поколению, о котором он пишет: «… его грядущее – иль пусто, иль темно…», - потому что человек не может быть свободен от общества. С помощью слов: «Печально я гляжу на наше поколенье!», - мы понимаем отношение автора к своим современникам, он не равнодушен к обществу, окружающему его. Прочитав эти стихи, мы можем точно охарактеризовать поколение поэта. Оно малодушно и холодно (« … в бездействии состарится оно», «… и жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…», « … ни вкуса нашего не радуя, ни глаз…», «И ненавидим мы, и любим мы случайно»). Также стихотворение помогает нам понять социальную принадлежность многих из поколения Лермонтова («Богаты мы, едва из колыбели…»), их моральную позицию («…Перед опасностью позорно малодушны и перед властию – презренные рабы», « К добру и злу постыдно равнодушны, в начале поприща мы вянем без борьбы…»). Эти люди «иссушили ум наукою бесплодной», им скучны занятия, которые были по нраву предкам, их не радуют ни стихи, ни искусство, они несчастны. Подведя итог, поэт посчитал правильным в конце своего произведения вынести приговор, которого оказалось достойно поколение, находящееся вокруг него:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдём без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Значит, эти люди не оставили после себе следа, новых открытий, добрых дел, они прожили пустую, бездумную, ветреную жизнь, и из-за этого они не удостоятся никакой награды от своих потомков.
Не более резкая характеристика дана поколению и в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён…». Там Лермонтов необыкновенными фразами точно попадает в цель. «…при диком шёпоте затверженных речей,
мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски…», - таким образом, и в первом, и во втором стихотворении поэт подчёркивает бесчувственность и чёрствость людей. Лирический герой ненавидит такое общество, ему некомфортно в такой обстановке. Единственным отвлечением может оказаться «старинная мечта», в которой он сможет «забыться…памятью к недавней старине». В конце, также как и в «Думе», Лермонтов обращается к поколению и уже грозно, не скрывая своего неравнодушия, говорит: « …о, как мне хочется смутить весёлость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью!» Это говорит о несмирении Лермонтова с судьбой своего поколения, о его небезразличии и о желании изменить людей.
Во многих других стихах, мы тоже можем встретить упоминания об этой проблеме. Например, в «И скучно и грустно» (« И жизнь как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - такая пустая и глупая шутка…»), в «Поэте»
(« В наш век изнеженный…»).
Слово и поэзия всегда служили оружием, поэтому Лермонтов прибегал к таким способам, пытался достучаться до людей, составляющих общество, и до правителей, управляющих своим народом. Поэт изображал своё поколение, каким он видел его на самом деле, и писал то, что он чувствует, поэтому его стихотворения получались такими искренними, наполненными беспокойством за будущее поколение России.

.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!