Отсутствовать на занятиях в течение месяца. Как не ошибиться с буквой в коварной фразе "отсутствовать на занятиях в течение недели"? Что общего у времени и реки

Русский язык прекрасен и ужасен одновременно. Последнее обстоятельство особенно ощущается, когда мучительно изучается великий и могучий. Как иностранцы все это осваивают? Неизвестно. Поговорим сегодня о трудном случае, который заключен во фразе «отсутствовать на занятиях в течение недели». Ничего здесь не вызывает сомнения, кроме окончания слова «течение». Но даже эта проблема покажется легкой, если к ней найти подход.

Вся проблема в созвучии

Если говорить научным языком, то это называется омонимия. Омонимов существует несколько видов. Мы имеем дело с омонофонами, потому что все-таки на одну букву, а понятия различаются, в зависимости от того, что подразумевается. Если речь идет о временном промежутке, сроке, то в предложении «отсутствовать на занятиях в течение недели» нет никакой ошибки. Другое дело, если говорится о том, что имеет течение, даже если речь о времени. Важно понять, что именно человек хочет сказать. Но это не единственный критерий. Сначала обратимся к частям речи.

Производный или непроизводный предлог с существительным

Просим прощения у читателя за то, что ему приходится разбираться в таких тонкостях, но без этого никак не обойтись, когда дело касается подлинного знания. Мир так устроен: необходимо попотеть, чтобы добиться результата.

В чем разница между В происхождении. Первые когда-то были другими частями речи - существительными, наречиями, деепричастиями. Непроизводные не могут похвастать такой богатой биографией. Думаем, не будет большого вреда привести хотя бы по одному примеру тех и других. Родственную связь с существительными имеют:

  • в течение;
  • в продолжение.

Предлоги, связанные с наречиями, следующие:

  • около;
  • близ.

Предлоги, ведущие свою родословную от деепричастий:

  • благодаря;
  • несмотря.

Для иллюстрации непроизводных предлогов даже не нужен список, приведем их в строку: в, с, к, о, у.

В этом необширном ряду нас интересует, как нетрудно понять, только предлог в , так как именно он задействован в предложении «отсутствовать на занятиях в течение недели». Кстати, если кто-то еще не понял, то пример написан верно.

Проблема различения

Естественно, можно и не знать вышеизложенных тонкостей, но не делать ошибок, когда нужно будет блеснуть способностями. Ходят также слухи, что есть какая-то когда человек, не вспоминая правил, пишет без ошибок. Что ж, может быть, она и есть. Но лучше все-таки точно знать, почему человек думает так, а не иначе, и на каком основании в предложении «отсутствовать на занятиях в течение недели» нужно писать именно «е», а не «и». Итак, начнем с падежей. Когда речь заходит о предлоге, то экс-существительное в нем стоит в винительном падеже. Если же речь идет о существительном с непроизводным предлогом, то падеж уже иной - предложный. Отсюда вытекает разница между окончаниями. Если производный предлог - то «е», если существительное с предлогом - «и».

Что делать, если падежами себя мучить неохота?

Если в пространство между предлогом и предполагаемым существительным мысленно вставляется слово, то можно смело писать на конце слова «и», а не «е». Например: «В верхнем течении реки мы с отцом обнаружили раков». Конечно, может спасти положение в этой ситуации зависимое слово, которое стоит в родительном падеже. Как видите, от падежей окончательно не избавиться. Правда, если подумать о сроках вообще и неделях, месяцах в частности, то вряд ли зависимое слово в родительном падеже в действительности спасет ситуацию. Значит, нужно думать прежде всего над тем, есть ли зазор между предлогом и существительным. Если нет, то конструкция только прикидывается, маскируется под существительное и предлог. Это ясно. Теперь читатель сам в состоянии ответить на вопрос о том, как правильно - «отсутствовать на занятиях в течение недели» или «студента не было на занятиях в течении недели». Скажем только, что правильно не пропускать занятий, а в остальном все ключи предоставлены, нужно только немного подумать.

Что общего у времени и реки?

Их объединяет глагол «течь». Поэтому теоретически и практически может возникнуть ситуация, когда речь будет идти о времени, но употребить придется все-таки существительное с предлогом, а не непроизводный предлог. Например: «В течении времени пропадают государства и даже целые цивилизации». О чем здесь речь? О том, что ничто не вечно. И как бы то ни было, а ошибки никакой нет. Можно ведь вставить в пространство между предлогом и существительным прилагательное, например «неумолимое» в соответствующей форме, и сразу сомнения отпадут, как именно писать словосочетание «в течении времени».

Болезнь и сроки восстановления

Есть такое известное словосочетание «течение болезни». На нем тоже можно поупражняться, чтобы развеять последние сомнения относительно предмета нашей ученой беседы. Например, так: «В течении болезни никаких особенных перемен не наблюдалось». А можно и по-другому: «Петров, пожалуйста, в течение болезни не выходите на работу, чтобы не заражать коллектив и не срывать нам сроки». Разница только в одну букву, а смысл кардинально иной. В первом случае речь идет о недуге, который пребывает в статике, а во втором случае говорится о том, в течение какого срока Петрову не стоит выходить на работу.

И все-таки наиболее эффективным в этом смысле методом предохранения от ошибок служит исследование пространства между предлогом и существительным, есть оно или его нет. Правда, человек ясно мыслящий вполне может сказать, что он имеет в виду. Одно дело - течение какого-либо процесса, пусть даже временного, а другое - в течение какого срока происходит то или иное событие. Для прозрачности вышесказанного воспользуемся услугами каламбура: «Определенность в течении болезни появится в течение недели». Кажется, все понятно. Поэтому с предложением «отсутствовать на занятиях в течение недели» (правило, надеемся, мы объяснили вполне доступно) не должно возникнуть проблем.

Вопрос: Спишите, раскрывая скобки. Отсутствовать на занятиях (в)течени… недели; наблюдать изменения (в)течени.. реки; болеть (в)продолжени… месяца; читать о судьбе героя (в)продолжени… книги; не пойти на прогулку (в)следстви… дождя; уехать, но (в)последстви… вернуться. Спишите, раскрывая скобки. 1. Я имел (в)виду вчерашний случай. 2.Гроз (в)течени… августа не было ни одной. 3.Сговорившись (на)счет завтрашнего дня они распростились. 4.У многих русских рек, (на)подобие Волги, один берег крутой, другой пологий. 5.(В)продолжени… целого часа мы вид…ли зеленые огни на воде.

Спишите, раскрывая скобки. Отсутствовать на занятиях (в)течени… недели; наблюдать изменения (в)течени.. реки; болеть (в)продолжени… месяца; читать о судьбе героя (в)продолжени… книги; не пойти на прогулку (в)следстви… дождя; уехать, но (в)последстви… вернуться. Спишите, раскрывая скобки. 1. Я имел (в)виду вчерашний случай. 2.Гроз (в)течени… августа не было ни одной. 3.Сговорившись (на)счет завтрашнего дня они распростились. 4.У многих русских рек, (на)подобие Волги, один берег крутой, другой пологий. 5.(В)продолжени… целого часа мы вид…ли зеленые огни на воде.

Ответы:

Я имел ввиду вчерашний случай, гроз в течении августа не было ни одной,У многих русских рек,наподобие Волги,один берег крутой,дугой пологий,В продолжении целого часа мы видели зелёные огни на воде.

Отсутствовать на занятиях в течение недели; наблюдать изменения в течении реки; болеть в продолжение месяца; читать о судьбе героя в продолжении книги; не пойти на прогулку вследствие дождя; уехать, но впоследствии вернуться. 1. Я имел в виду вчерашний случай. 2.Гроз в течение августа не было ни одной. 3.Сговорившись насчет завтрашнего дня, они распростились. 4.У многих русских рек, наподобие Волги, один берег крутой, другой пологий. 5.В продолжение целого часа мы видели зеленые огни на воде.

Похожие вопросы

  • В чём вы видите причины противоречий между либеральной частью общества и государственной властью, проводившей "либеральные реформы" ?
  • решение задачи.Электричка движется со скоростью 50 км/ч,а скорый поезд со скоростью 80км/ч. Какой поезд пройдёт большее расстояние: электричка за 4 часа или скорый поезд за 3 часа? На сколько больше?
  • Один автомат в минуту закрывает 60 банок, а другой на 5 банок больше.за сколько минут оба автомата закроют 2500 банок, работая вместе?
  • Накапайте на кусочки картофеля и хлеба по 1-2 капли спиртового раствора йодаи пронаблюдайте за произходящими изменениями.Изложите свои соображения на основании результатов наблюдений

кий. 7) Матушка сидела в гостиной и разливала чай. 8) Даша сидела
в плетеном кресле. 9) На ней была вязаная кофточка и синяя юбка.
10) Агафья, хотя и перестала ходить за Лизой, осталась в доме и
часто видалась со своей воспитанницей. 11) Все мы читали, все мы
так любим праздничные книги, написанные тружениками науки.
12) Меньшин вдруг с бешеной силой закрутил ручку стартера.
13) Машина рванулась. Телегин откинулся на кожаное сиденье.
14) В многочисленных сараях, разбросанных по берегу, хранились
незаряженные мины. 15) В колеях неезженой дороги росло много
грибов. 16) Громадный маховик бешено вертелся.
№ 307. 1) На организованной (прич.) летом встрече юных легкоат-
летов установлено несколько рекордов. Соревнование было органи-
зовано (кр.прич.) хорошо. Участники приехали и уехали очень ор-
ганизованно (нареч.). 2) Для расследования причин пожара образо-
вана (кр.прич.) комиссия. Комиссия, образованная (прич.) для рас-
следования причин пожара, приступила к работе. Ольга Ильинская
была умна и образованна (кр прил.). 3) Усадьба с двух сторон огра-
ничена (кр.прич.) рекой. С двух сторон ограниченная (прич.) рекой
усадьба находилась в красивой лесистой местности. 4) На вопросы
экзаменаторов экзаменующийся отвечал спокойно и продуманно
(нареч.). Проведение туристского похода было продумано (кр.прич.)
со всех точек зрения. 5) Девочка-сирота была воспитана (кр.прич.) в
детском доме. Многие из воспитанных (прич.) в детском доме детей
затем поступали в высшие учебные заведения. Воспитанники (сущ.)
с глубокой признательностью вспоминали своих наставников.
№ 308. В ночь (вин. пад. ), для берегов (род. пад. ), у лукоморья (род.
пад.
), на дубе (предл. пад. ), к небесам (дат. пад. ), навстречу лучам
(дат. пад. ), путем приведения (род пад), к единице (дат. пад. ), с ней
(тв. пад. ), благодаря вам (дат. пад. ).
Производные предлоги, образовавшиеся из: 1) наречий (навстречу);
2) существительных (путем); 3) деепричастий (благодаря).
№ 309. Скучать по родному городу, бродить по парку и роще, взби-
раться по лестнице, приехать по окончании института, возвратиться
по завершении строительства, справиться по прибытии в столицу,
рассказать по возвращении из командировки, отчитаться по оконча-
нии экспедиции, заплатить по триста восемь рублей, купить по два-
дцать три тетради, поступить наперекор желанию, действовать во-
преки совету, уезжать согласно предписанию, добиться хорошего
урожая благодаря правильной обработке полей, выйти навстречу
участникам пробега, петь подобно соловью.
№ 310. 1) Она меж делом и досугом открыла тайну, как супругом
самодержавно управлять. 2) Меж горцами пленник наблюдал их ве-
ру, нравы, воспитанье. 3) Всегда я рад заметить разность между
94
Онегиным и мною. 4) В муху князь оборотился, полетел и опустил-
ся между морем и небесами на корабль - и в щель залез. 5) Не ту-
жи по снам прелестным. 6) Он соскучился по своему дяде. 7) По не-
бу крадется луна. 8) Где-то вьется прихотливым извивом проселок,
и бойко проскачет по нему телега. 9) По окончании университета
он уехал работать в деревню. 10) По прибытии на место мы напра-
вились к коменданту. 11) По истечении срока отпуска он возвратил-
ся на завод. 12) Все дома были построены одинаково: фасад выхо-
дил на юг, на каждом фасаде было по десяти окон, на каждой запад-
ной по шести окон, на восточной тоже по шести, а сзади, на север-
ной стороне, по четыре окна. 13) Согласно указанию штаба армии
отряд должен был перебраться на Двину. 14) В сутки проезжали по
пятисот, а иногда по шестисот километров. 15) Они будут видеться,
будут каждый день просиживать по нескольку часов вместе.
16) Благодаря открытому нраву Готлиба Шульца, вскоре они разго-
ворились дружелюбно. 17) В Петербурге, вопреки его собственным
желаниям, ему повезло. 18) Благодаря массе новых впечатлений,
день для Каштанки прошел незаметно.
№ 311. 1) Ввиду ожидаемых заморозков пальмы убрали в оранжерею.
2) Вследствие ремонта железнодорожного полотна поезд пришел с
опозданием. 3) Благодаря мужеству и самообладанию машиниста
авария была предотвращена. 4) Часть набережной была затоплена
вследствие быстрого подъема воды в реке. 5) Ввиду предстоящего
турнира шахматисты усиленно тренировались. 6) Благодаря правиль-
ному лечению и внимательному уходу больной скоро поправился.
№ 312. I. Отсутствовать на занятиях в течение недели; наблюдать
изменения в течении реки; болеть в продолжение месяца; читать о
судьбе героя в продолжении романа; не пойти на прогулку вследст-
вие дождя; уехать, но впоследствии возвратиться в родной город.
II. 1) Далеко из-за деревьев, из-за ветвей, из-за листвы долетела
песня. 2) Из-за мыса, рассекая волны, выплыл пароход. 3) Желтые
шустрые огоньки вырвались из-под сизого дыма. 4) В садочке по-за
тыном что-то зашуршало. 5) Из-под воротника пальто белели стоя-
чие воротнички рубашки. 6) По-над Доном сад цветет. 7) Кого же он
имел в виду? Я имел в виду вчерашний случай. 8) Вместо девяти ча-
сов утра мы выехали в два. 9) Стены были выкрашены какой-то го-
лубенькой краской, вроде серенькой. 10) В течение мая чаще дули
северо-восточные ветры. 11) Гроз в течение августа не было ни од-
ной. 12) Сговорившись насчет завтрашнего дня, они распростились.
13) Вследствие какой-то задержки в пути лошади отстали. 14) Впо-
следствии я узнал, что не только наводнение являлось причиной
нашей задержки. 15) У многих русских рек, наподобие Волги, один
берег горный, другой луговой. 16) В продолжение целого часа мы

Предлоги из-за, из-под, по-над, по-за пишутся с дефисом.
Производные предлоги, в состав которых входят непроизводный предлог и имя существительное, пишутся обычно в два слова: в течение, в продолжение, в виде, в связи, по мере и т. п. Слитно пишутся предлоги ввиду (в значении «по причине»), вроде (в значении «подобно»), вместо, вследствие, наподобие, насчёт (в значении «о»), сверху.
Примечание. Раздельно пишется ввиду, когда это сочетание не имеет значения предлога, например: В виду неприятеля (устарелый оборот), иметь в ввиду.
В предлогах в течение, в продолжение, вследствие на конце пишется е. Сочетания с двумя первыми предлогами всегда имеют значение времени и отвечают на вопрос как долго? Например: Был в командировке в течение (в продолжение) месяца. Сочетание с предлогом вследствие имеет причинное значение, например: Вследствие сырой и прохладной весны зелень сохранила свою свежесть до начала июля (не следует смешивать написание предлога вследствие с написанием наречия впоследствии).
Спишите. Объясните (устно) написание предлогов.
I. Отсутствовать на занятиях (в)течени.. недели; наблюдать изменения (в)течени.. реки; болеть (в)продолжени.. месяца; читать о судьбе героя (в)продолжени.. романа; не
пойти на прогулку (в)следстви.. дождя; уехать, но (в)по- следстви.. возвратиться в родной город.
И. 1) Далеко (из)за деревьев, (из)за ветвей, (из)за листвы долетела песня. (Сераф.) 2) (Из)за мыса, рассекая волны, выплыл пароход. (М. Г.) 3) Жёлтые шустрые огоньки вырвались (из)под сизого дыма. (Пол.) 4) В садочке (по)за тыном что(то) зашуршало. (Кор.) 5) (Из)под воротника пальто белели стоячие воротнички рубашки. (Стан.) 6) (По)над Доном сад цветёт. (Кольц.) 7) Кого же он имел (в)виду? Я имею (в)виду вчерашний случай. (Т. С.)
(В)место девяти часов утра мы выехали в два. (Т.)
Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской, (в)роде серенькой. (Г.) 10) (В)течени.. мая чаще дули (севе- ро)восточные ветры. (Прж.) 11) Гроз (в)течени.. августа не было ни одной. (Прж.) 12) Сговорившись (на)счёт завтрашнего дня, они распростились. (Стан.) 13) (В)следстви.. ка- кой(то) задержки (в)пути лошади отстали. (Аре.) 14) (В)по- следстви.. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки. (Аре.) 15) (У) многих русских рек, (на)подобие Волги, один берег горный, другой луговой. (Т.) 16) (В)продолжени.. целого часа мы наблюдали зелёные огни в воде. (Нов.-Пр.) 17) (В)течени.. пятнадцати минут противник не отвечал. (Нов.-Пр.)

Русский язык прекрасен и ужасен одновременно. Последнее обстоятельство особенно ощущается, когда мучительно изучается великий и могучий. Как иностранцы все это осваивают? Неизвестно. Поговорим сегодня о трудном случае, который заключен во фразе «отсутствовать на занятиях в течение недели». Ничего здесь не вызывает сомнения, кроме окончания слова «течение». Но даже эта проблема покажется легкой, если к ней найти подход.

Вся проблема в созвучии

Если говорить научным языком, то это называется омонимия. Омонимов существует несколько видов. Мы имеем дело с омонофонами, потому что все-таки на одну букву, а понятия различаются, в зависимости от того, что подразумевается. Если речь идет о временном промежутке, сроке, то в предложении «отсутствовать на занятиях в течение недели» нет никакой ошибки. Другое дело, если говорится о том, что имеет течение, даже если речь о времени. Важно понять, что именно человек хочет сказать. Но это не единственный критерий. Сначала обратимся к частям речи.

Производный или непроизводный предлог с существительным

Просим прощения у читателя за то, что ему приходится разбираться в таких тонкостях, но без этого никак не обойтись, когда дело касается подлинного знания. Мир так устроен: необходимо попотеть, чтобы добиться результата.

В чем разница между производным и непроизводным предлогом? В происхождении. Первые когда-то были другими частями речи - существительными, наречиями, деепричастиями. Непроизводные не могут похвастать такой богатой биографией. Думаем, не будет большого вреда привести хотя бы по одному примеру тех и других. Родственную связь с существительными имеют:

  • в течение;
  • в продолжение.

Предлоги, связанные с наречиями, следующие:

  • около;
  • близ.

Предлоги, ведущие свою родословную от деепричастий:

  • благодаря;
  • несмотря.

Для иллюстрации непроизводных предлогов даже не нужен список, приведем их в строку: в, с, к, о, у.

В этом необширном ряду нас интересует, как нетрудно понять, только предлог в , так как именно он задействован в предложении «отсутствовать на занятиях в течение недели». Кстати, если кто-то еще не понял, то пример написан верно.

Проблема различения

Естественно, можно и не знать вышеизложенных тонкостей, но не делать ошибок, когда нужно будет блеснуть способностями. Ходят также слухи, что есть какая-то врожденная грамотность, когда человек, не вспоминая правил, пишет без ошибок. Что ж, может быть, она и есть. Но лучше все-таки точно знать, почему человек думает так, а не иначе, и на каком основании в предложении «отсутствовать на занятиях в течение недели» нужно писать именно «е», а не «и». Итак, начнем с падежей. Когда речь заходит о предлоге, то экс-существительное в нем стоит в винительном падеже. Если же речь идет о существительном с непроизводным предлогом, то падеж уже иной - предложный. Отсюда вытекает разница между окончаниями. Если производный предлог - то «е», если существительное с предлогом - «и».

Что делать, если падежами себя мучить неохота?

Если в пространство между предлогом и предполагаемым существительным мысленно вставляется слово, то можно смело писать на конце слова «и», а не «е». Например: «В верхнем течении реки мы с отцом обнаружили раков». Конечно, может спасти положение в этой ситуации зависимое слово, которое стоит в родительном падеже. Как видите, от падежей окончательно не избавиться. Правда, если подумать о сроках вообще и неделях, месяцах в частности, то вряд ли зависимое слово в родительном падеже в действительности спасет ситуацию. Значит, нужно думать прежде всего над тем, есть ли зазор между предлогом и существительным. Если нет, то конструкция только прикидывается, маскируется под существительное и предлог. Это ясно. Теперь читатель сам в состоянии ответить на вопрос о том, как правильно - «отсутствовать на занятиях в течение недели» или «студента не было на занятиях в течении недели». Скажем только, что правильно не пропускать занятий, а в остальном все ключи предоставлены, нужно только немного подумать.

Что общего у времени и реки?

Их объединяет глагол «течь». Поэтому теоретически и практически может возникнуть ситуация, когда речь будет идти о времени, но употребить придется все-таки существительное с предлогом, а не непроизводный предлог. Например: «В течении времени пропадают государства и даже целые цивилизации». О чем здесь речь? О том, что ничто не вечно. И как бы то ни было, а ошибки никакой нет. Можно ведь вставить в пространство между предлогом и существительным прилагательное, например «неумолимое» в соответствующей форме, и сразу сомнения отпадут, как именно писать словосочетание «в течении времени».

Болезнь и сроки восстановления

Есть такое известное словосочетание «течение болезни». На нем тоже можно поупражняться, чтобы развеять последние сомнения относительно предмета нашей ученой беседы. Например, так: «В течении болезни никаких особенных перемен не наблюдалось». А можно и по-другому: «Петров, пожалуйста, в течение болезни не выходите на работу, чтобы не заражать коллектив и не срывать нам сроки». Разница только в одну букву, а смысл кардинально иной. В первом случае речь идет о недуге, который пребывает в статике, а во втором случае говорится о том, в течение какого срока Петрову не стоит выходить на работу.

И все-таки наиболее эффективным в этом смысле методом предохранения от ошибок служит исследование пространства между предлогом и существительным, есть оно или его нет. Правда, человек ясно мыслящий вполне может сказать, что он имеет в виду. Одно дело - течение какого-либо процесса, пусть даже временного, а другое - в течение какого срока происходит то или иное событие. Для прозрачности вышесказанного воспользуемся услугами каламбура: «Определенность в течении болезни появится в течение недели». Кажется, все понятно. Поэтому с предложением «отсутствовать на занятиях в течение недели» (правило, надеемся, мы объяснили вполне доступно) не должно возникнуть проблем.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!