Спортивные акробаты. Виды спорта

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

А кробатика: спорт или искусство

1. История и понятие акробатики

1.1 История возникновения акробатики

В одной из песен «Одиссеи» Гомер рассказывал, как пирующих развлекали два прыгуна, которые, «соглашая со звонкою лирой прыжки … проворно скакали». Слово «акробат» произошло от греческого «акробатэс», что означает «хожу на цыпочках, лезу вверх». Акробатика, как вид физических упражнений, возникла в глубокой древности. Изображения на сохранившихся памятниках, сосудах, фресках и других изделиях свидетельствуют о том, что этот вид спорта был известен в Древнем Египте за 2300 лет до н.э. Занимались акробатическими упражнениями и в Древней Греции. На Крите наряду с театрализованными процессиями, связанными с уборкой урожая и различными церемониями, проводились игры с быками, составной частью которых были акробатические упражнения.

Акробатические упражнения с быками в XIX в. встречались также у африканского племени фульбе, в северной Нигерии (западная Африка), и у племени мораван в южной Индии. Такие игры с быками русский профессор Ефименко видел даже в 1913 г. у басков в Пиринейских горах. Подобные игры с быками, по-видимому, существовали в древности и у народов нашей страны: до сих пор в таджикской борьбе сохранилось название «бычий перекат». В Древнем Риме акробатические упражнения демонстрировали странствующие артисты - «циркуляторы», которые наряду с этими упражнениями показывали и другие виды искусства: хождение по канату, дрессировку и т.п. В 420 г. до н.э. была распространена пляска на вертящемся гончарном круге, сочетаемая с акробатическими упражнениями. Некоторые богатые римляне содержали при себе «акробатов и разного рода фокусников». Имеются сведения об акробатах, выполнявших различные упражнения на шесте, который держался на лбу. Упоминается об акробатах, которые выполняли сложные упражнения на гибкость.

В эпоху Возрождения в Италии Венецианская республика устраивала «конкурсы живой архитектуры», т.е. построения акробатических пирамид. Сенат присуждал приз той группе, которая построит наиболее высокую пирамиду. Известны случаи построения пирамид высотой около 9 метров. Впервые технику акробатических упражнений попытался описать в специальном руководстве для акробатов-профессионалов Тюккаро. В конце XIX в. Стрели написал книгу «Акробатика и акробаты», в которой охарактеризовал различные жанры профессиональных артистов и описал технику ряда акробатических упражнений.

В конце XVIII в. в европейских стационарных столичных цирках появляются акробатические упражнения, которые быстро становятся неотъемлемой частью профессиональных цирковых представлений. А в XIX в. акробатические упражнения начинают включаться в буржуазные национальные системы гимнастики. Таким образом, наметились две линии в дальнейшем развитии акробатики: профессионально-цирковая и спортивно-любительская. Профессиональное направление развивалось по пути все более узкой специализации. Происходило это потому, что артисты могли длительное время выступать с одним номером, разъезжая по различным городам и странам.

1.2 История развития акробатики в России

На Руси акробатика развивалась самостоятельно. Она пользовалась большим успехом у широких масс населения и составляла обязательную часть увеселительных зрелищ. Древнерусские скоморохи были плясунами, фокусниками, жонглерами и акробатами. Вначале они выступали по одному, а затем объединялись по двое, по трое и группами. В первой половине XVII в. в России уже были свои мастера-акробаты различных специальностей, которые обучали акробатическим упражнениям.

В 1900 г. в Петербурге появились самодеятельные акробатические кружки, а в 1901 г. состоялось первое выступление акробатов-любителей. Вплоть до империалистической войны 1914 г. такими выступлениями акробатов-любителей сопровождается большинство крупных спортивных вечеров. Большую роль в популяризации этого вида спорта сыграли Всесоюзные физкультурные парады, которые проходили регулярно с 1936 года. Но лишь в 1938 году А.К. Бондарев, руководитель Всесоюзной секции, разработал первую классификационную программу и правила соревнований по акробатике. В 1939 году в Москве прошли первые Всесоюзные соревнования по акробатике, которые стали и первыми в мире.

С 1940 в соревнованиях по акробатике участвуют женщины. С 1951 проводятся юношеские соревнования. С 1967 Федерация спортивной акробатики СССР организует международные матчи по телевидению, с 1972 - международные соревнования на приз памяти лётчика-космонавта СССР, почётного президента федерации В.Н. Волкова.

В 1974 в Москве состоялся 1-й личный чемпионат мира (участвовали спортсмены Болгарии, Великобритании, Венгрии, Польши, СССР, США, ФРГ и Швейцарии). Чемпионами стали 13 советских спортсменов. В 1975 в Швейцарии проведены первые соревнования на Кубок мира по спортивной акробатике.

Большое влияние на развитие мировой акробатики оказали социалистические страны; начиная с 1957 г. проводятся традиционные соревнования по акробатике среди стран. Международная федерация по спортивной акробатике (ИФСА) была создана в 1973 г. Начиная с 1974 г. раз в 2 года проводятся чемпионаты мира по акробатике, а в промежуточные годы - Кубок Мира.

Акробатические упражнения широко присутствуют в различных видах спорта. В первую очередь, в гимнастике, прыжках в воду, фигурном катании, борьбе и многих других.

До 1939 года акробатика в нашей стране была только самодеятельной. Но уже тогда наметились первые организационные шаги к развитию в Российской Федерации этого вида спорта.

В 1934 году в Московском институте физической культуры создается кафедра акробатики и художественной гимнастики.

Большую роль в популяризации акробатики, как вида спорта, сыграли Всесоюзные физкультурные парады, проводимые регулярно с 1936 года.

В 1938 году Всесоюзной секцией под руководством А.К. Бондарева была разработана первая в истории классификационная программа и правила соревнований по акробатике.

В 1939 году акробатические упражнения были включены в комплекс ГТО, и, в конце года, в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования по акробатике, которые явились и первыми в мире. В них участвовало 90 спортсменов.

Во время Великой Отечественной войны соревнования по акробатике не проводились.

Начиная с 1945 года, велась работа над новой классификационной программой и правилам соревнований по акробатике. В 1947 году в программу соревнований были впервые включены упражнения разряда мастеров спорта.

В 1948 году состоялась Всесоюзная конференция по гимнастике, на которой было определено, что акробатика - один из видов гимнастики со спортивной направленностью. После этого акробатика получила всеобщее признание и широкое распространение среди юношей и девушек, а также среди взрослых. Стали проводиться соревнования на первенство республик, спортивных обществ и ведомств.

Процесс развития акробатики в России можно условно разделить на два этапа. Первый с 1949 по 1973 год, второй с 1974 года и по настоящее время.

Развитие спортивной акробатики в России на первом этапе осуществлялось на основе документов, разработанных Всесоюзной федерацией акробатики до Великой Отечественной войны. На втором этапе регулярно обновляются классификационные программы и правила соревнований, что способствует росту исполнительского мастерства спортсменов, повышению сложности выполняемых ими упражнений.

В 1949 году Т.Г. Вавич создает Всероссийскую федерацию акробатики, организует и проводит первый в истории чемпионат Российской Федерации по спортивной акробатике с 26 по 29 ноября в городе Туле. На нем участвовало 78 акробатов из 9 краев и областей.

Наиболее бурное развитие акробатики в регионах Российской Федерации началось с 1950 года, когда Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту издал приказ о проведении соревнований по спортивной, художественной гимнастике и акробатике в комплексном зачете. С 1950 года стали регулярно проводится соревнования по акробатике на первенство городов Москвы и Ленинграда, Российской Федерации, спортивных обществ и ведомств, как среди юношей и девушек, так и среди взрослых. В чемпионате России 1952 года уже приняло участие 34 организации. В пятидесятые годы акробатика прочно утвердилась как вид спорта.

Приняв несколько существенных изменений в правилах соревнований по акробатике, Всесоюзная федерация, возглавляемая летчиком-космонавтом СССР В.Н. Волковым, в 1970 году в Калуге провела чемпионат СССР, на котором впервые парно-групповые виды акробатики в произвольной программе использовали музыкальные композиции. Соревнования прошли как увлекательный музыкальный спектакль.

После гибели В.Н. Волкова в 1972 году был проведен первый международный турнир, посвященный его памяти. А в 1973 году во время второго международного турнира, посвященного памяти летчика-космонавта СССР В.Н. Волкова в Москве в Доме дружбы с народами зарубежных стран открылся учредительный конгресс Международной федерации спортивной акробатики (МФСА). В заседании конгресса приняли участие представители 10 стран Болгария, Великобритания, Венгрия, ГДР, Куба, Польша, СССР, США, ФРГ и Югославия. 23 ноября 1973 года были избраны руководящие органы МФСА и принят Устав МФСА.

В знак признания заслуг Советского Союза в развитии спортивной акробатики, было принято решение провести первый чемпионат мира в 1974 года в Москве.

Начавшийся в 1974 году с проведения чемпионата мира второй этап развития акробатики отмечен резким оживлением работы федераций во всех регионах России. Возросла массовость занимающихся акробатикой, повышается трудность выполняемых упражнений, совершенствуется спортивное мастерство и методики подготовки акробатов.

Восьмидесятые годы знаменательны в акробатике тем, что она впервые была включена в программу Спартакиады народов России - 1983 год, Всероссийских и Всесоюзных юношеских спортивных игр - 1985 год, Спартакиады народов Советского Союза - 1986 год. Все эти меры подняли значение и роль акробатики в физкультурном движении Российской Федерации и способствовали дальнейшему развитию массовости акробатики в регионах страны.

В 1986 году Международный Олимпийский комитет признал спортивную акробатику олимпийским видом спорта.

В мае 1992 года в Воронеже состоялась отчетно-выборная конференция, на которой был утвержден новый Устав и избран Исполком ФСАР во главе с ЗМС СССР Ю.А. Золотовым.

На 10 юбилейном чемпионате мира и Европы 1992 года впервые выступала сборная команда Российской Федерации, войдя в состав МФСА вместе с другими республиками бывшего Советского Союза. В 90-х годах Российской федерацией акробатики подготовлено 525 мастеров спорта России, 67 мастеров спорта международного класса, 19 спортсменов удостоены высшего спортивного звания - «Заслуженный мастер спорта России». Двадцати спортивным наставникам присвоено почетное звание «Заслуженный тренер Российской Федерации».

За 20 лет МФСА провела 12 чемпионатов мира, 10 Кубков мира, 3 первенства мира среди юношей и девушек и 15 чемпионатов Европы по спортивной акробатике.

Последнее 10-летие Федерация спортивной акробатики России (ФСАР) не утратила своих лидирующих позиций. Хотя и произошли огромные изменения, как в структуре международной федерации, так и в правилах соревнований по акробатике.

Находясь в составе Международной Федерации Гимнастики, акробатика как «младшая сестра» в семье олимпийских гимнастических видов. Хотя по зрелищности, массовости и мастерству соревнования по спортивной акробатике не менее интересны, чем соревнования других видов гимнастики.

С 2006 года Федерацию спортивной акробатики России возглавляет Д.Ю. Погорелов. Благодаря его помощи сборная команда России по спортивной акробатике имеет возможность, качественно готовиться к основным официальным международным и Всероссийским соревнованиям. Проводить чемпионаты России, конференции и симпозиумы на прекрасно оснащенных современных базах.

На последних чемпионатах мира в Шотландии 2008 года и в Польше 2010 года и в США 2012 года сборная России под руководством ЗТ СССР В.Р. Гургенидзе подтвердила свое лидерство в мировой акробатической семье, завоевав золото в командном зачете.

1.2 3 Понятие акробатики

Акробатика (греч. akrobatйo - хожу на цыпочках, лезу вверх) - комплекс различных гимнастических упражнений. В толковом словаре слово «акробат» объясняется не только, как человек, занимающийся акробатикой, но и просто как ловкий, быстрый человек. В настоящее время под акробатикой понимают спортивные, и прежде всего гимнастические (одиночные и групповые) упражнения, искусство ходьбы по канату, работу на трапеции, демонстрирующие смелость и мастерское владение телом. Акробатику нельзя отождествлять только с цирковым искусством. Цирковое искусство - это собирательное понятие, включающее в себя искусство варьете, кабаре, цирка, профессиональную акробатику (партерная акробатика, трапеции, балансирование, прыжки, акробатика с першем и т.д.). Для спортивной акробатики необходимы хорошая концентрация и координация всех навыков, хорошо развитое чувство равновесия и большая физическая сила.

Так в наше время слова «акробатика» и «акробат» зачастую употребляют в общем смысле, чтобы подчеркнуть высокую степень проявления ловкости и смелости. В школьную программу по физической культуре в раздел «Гимнастика» также включена акробатика. На уроках физкультуры мы учимся выполнять перекаты, кувырки, различные стойки, гимнастический мост и другие элементы, что позволяет нам лучше владеть своим телом и управлять им. Действительно, акробатика помогает мне развиваться физически, бороться со страхом, у меня появилась и развивается сила воли.

2. Характеристика и виды акробатики

2.1 Характеристика акробатических упражнений

Быстрое развитие акробатики и широкое её использование представителями других видов спорта объясняются следующим: акробатические упражнения являются эффективным средством воспитания и совершенствования физических и морально-волевых качеств, необходимых в быту, спорте и трудовой деятельности; акробатические упражнения необычны и зрелищны. Выделяются относительно самостоятельные виды цирковой акробатики: акробатика на лошадях, силовая акробатика, вольтижная акробатика, «карийские игры» и прыжковая акробатика (со снарядами и без них). Эти основные виды культивируются в цирке и по сей день.

Второе направление в развитии акробатики - спортивное - связано с включением акробатических элементов в гимнастику и с возникновением кружков любителей акробатики (в особенности в России). С пола акробатические упражнения переносятся на снаряды.

Акробатические упражнения являются одним из наиболее эффективных средств координационной подготовки. Среди них выделяются:

ь перекаты - вращательные движения (напоминающие раскачивания на качелях) с последовательным касанием опоры различными частями тела без переворачивания через голову (например, перекаты на спине в группировке);

ь кувырки - вращательные движения типа перекатов, но с переворачиванием через голову вперед или назад в группировке, согнувшись и прогнувшись из разных в различные конечные положения;

ь перевороты без фазы полета - движения тела вперед, назад или в сторону с переворачиванием тела через голову (переворот в сторону - «колесо»);

ь перевороты с фазой полета - прыжковые движения с переворачиванием тела вперед или назад через голову с отталкиванием руками и ногами (переворот с места и с разбега, рондат, фляк и др.).

Акробатические упражнения применяются в различных частях занятия в зависимости от поставленных задач. Чаще всего используются в разминке, так как способствуют подготовке суставов к выполнению более сложных движений. При разучивании сложных кувырков и переворотов необходимо использовать дополнительные маты, обязательную помощь и страховку.

Акробатические упражнения делятся на три группы:

1. Акробатические прыжки - перекаты, кувырки, перевороты, сальто. В различных соединениях они выполняются на акробатической дорожке, на снарядах (батут, качели) и с трамплина.

2. Балансирования. К ним относятся упражнения в равновесии или уравновешивании: парные и групповые - стойки, стояния, седы, поддержки.

3. Бросковые упражнения, связанные с подбрасыванием и ловлей партнеров.

Далеко не все, кто смотрят соревнования по гимнастике, представляют себе, как долог и сложен путь спортсмена от тренировочного зала до арены крупных соревнований, какой кропотливый и нелегкий труд стоит за краткими секундами выступлений на арене. Сотни, тысячи раз повторяются на тренировках одни и те же движения, одни и те же комбинации. Причем тренируются не только мышцы, но и воля, воспитывается у спортсменов умение свободно держаться и не робеть перед трудностями, публикой и судьями.

Выделят также специальные группы, работающие на ковре, выполняя упражнения на велосипеде, со снарядами (лестница, стулья, шест, доска и т.д.). Специальные группы, работающие в воздухе показывают упражнения на различных трапециях, на вертикально подвешенной штанге, на канате и т.д. Исполнение (и одежда) очень напоминает варьете, а из-за большого количества групп и дисциплин оценивать упражнения по акробатике очень сложно.

2.2 Значение акробатических упражнений

Физическое воспитание очень специфично. Наряду с оздоровительными и прикладными целями оно решает также задачи подготовки высококвалифицированных спортсменов. Разнообразны увлечения студентов, но особой популярностью среди них пользуются спортивные игры. Вы можете спросить: а при чём здесь волейбол, мы же говорим об акробатике? На примере подготовки волейболистов, я постараюсь раскрыть значение акробатики.

Волейбол увлекательная игра, которая пользуется большой популярностью у людей различных возрастов и профессий. Она служит хорошим средством активного отдыха, способствует укреплению здоровья и разностороннему физическому развитию. Во время игры приходится наклоняться, приседать, прыгать, падать. Находясь в постоянном движении, игрок должен уметь в самых разнообразных положениях тела выполнять нацеленную передачу или точный удар по мячу. Для этого нужна сила, ловкость и хорошая ориентация в пространстве.
Высокий уровень развития современного волейбола как вида спорта делает его одним из эффективных средств, всестороннего физического развития.

Известно, что современный волейбол предъявляет высокие требования к функциональному состоянию организма, к физическим качествам человека. Разнообразие двигательных навыков и игровых действий, отличающихся не только по интенсивности усилий, но и по координационной структуре, способствуют развитию всех качеств человека: силы, выносливости, быстроты, ловкости в гармонических сочетаниях.

Способность волейболиста быстро ориентироваться в постоянно изменяющейся ситуации, выбирать из богатого арсенала разнообразных технических средств наиболее рациональные, быстро переходить от одних действий к другим приводит к достижению высокой подвижности нервных процессов. Чтобы добиться мастерства, недостаточно играть только через сетку. Необходимо регулярные тренировки с мячом сочетать с занятиями другими видами спорта: легкой атлетикой, штангой, плаванием и, особенно, акробатикой.

Акробатическая подготовка сделает волейболиста подвижным и ловким, научит не бояться скорости перемещения, мягко приземляться в падениях и бросках, свободно ориентироваться и выполнять нужные движения на земле и в воздухе. Другими словами, занятия акробатикой позволят быстро овладеть техникой игры с мячом и в дальнейшем успешно ее совершенствовать.

Особенно возросло значение акробатической подготовки волейболиста на современном этапе развития этого вида спорта. Акробатические упражнения помогут занимающимся овладеть простейшими видами движений, наиболее рациональными и быстрыми способами вставания, с элементами самостраховки. Выполняя их, волейболисты будут развивать основные физические качества, такие, как ловкость, сила, гибкость и подвижность в суставах, координация движений и способность ориентироваться в пространстве. Прочное усвоение подводящих и подготовительных упражнений позволит в дальнейшем быстро и правильно овладеть более сложными движениями.

Волейболистов необходимо обучать всем разновидностям самостраховки, а игровая ситуация и практический опыт подскажут им, какие падения и броски следует предпочесть. При совершенствовании падений и бросков после предварительного перемещения мягкость приземления обеспечивается использованием поступательного движения, которое гасится перекатом, кувырком или скольжением.
Акробатическая подготовка должна прочно войти в учебно-тренировочный процесс волейболистов как одно из основных средств индивидуального физического совершенствования и повышения спортивного мастерства.

Значение акробатической подготовки в то же время не исчерпывается только совершенствованием физических качеств. Она в известной мере содействует морально-волевой и психологической подготовке спортсменов.

2.3 Виды акробатики

§ Цирковая акробатика

Цирковая акробатика - это совокупность цирковых номеров, характеризующихся определенными средствами и только им присущими действенными признаками. В цирке акробатика занимает доминирующее положение. Акробатическими приемами владеют и гимнасты, и жонглеры, и даже клоуны. Виды цирковой акробатики можно подразделить на две группы:

1. Динамическая (переворачивания тела: сальто, пируэты, перекаты).

2. Статическая (сохранение равновесия в различных положениях).

Виды цирковой акробатики постоянно изменяются и развиваются: прыжковая, силовая, конная, вольтажная, воздушная, пластическая, комическая, рейнское колесо - на этом снаряде исполняются спирали или прямые перекаты, а во время движения колеса - акробатические и гимнастические элементы. Рейнское колесо представляет из себя 2 обода из стальных трубок, соединенных между собой скобами, с захватами для рук и ног. В зависимости от веса спортсмена размеры колеса могут быть от 1,5 до 2,2 м в диаметре и от 0,4 до 0,6 м по ширине. Техника прямых перекатов на рейнском колесе состоит в том, что колесо должно двигаться с равномерной скоростью, а в определенном месте должно остановиться. При исполнении спиралей колесо касается пола только одним ободом и движется почти по круговой орбите. Подготовка и тренировка акробатов осуществляются по обычному разделению года на 3 этапа. Во время подготовительного этапа изучаются новые элементы и упражнения. Соревновательный период начинается с соревнований на низшем уровне и кончается национальными и мировыми чемпионатами. Среди цирковых акробатов отдельно выделяются китайские акробаты.

§ Спортивная акробатика

Решающие шаги в целях окончательного разделения спортивной акробатики от показательных выступлений были предприняты в 1960 г. Были отменены соревнования специальных групп на ковре и в воздухе. В правилах однозначно определены лишь немногие снаряды, которые можно использовать на соревнованиях. В последующие годы спортивная акробатика стала одним из самых зрелищных видов спорта.

Спортивная акробатика - вид спорта, соревнования в выполнении комплексов специальных физических упражнений (прыжковых, силовых и др.), связанных с сохранением равновесия (балансирование) и вращением тела с опорой и без опоры.

Спортивная акробатика - вид спорта, соревнования в выполнении акробатических упражнений, включает в себя три группы упражнений: акробатические прыжки, батут и парные или групповые упражнения (см. в приложении).

В спортивной акробатике различают следующие дисциплины:

ь солисты выполняют акробатические прыжки, например сальто вперед прогнувшись, рондат, флик-фляк, сальто назад прогнувшись и т.д.;

ь пары (женские, мужские и смешанные), выполняющие статические или динамические упражнения и броски, комбинируя их с гимнастическими и акробатическими прыжками;

ь группы (женские группы по 3 человека и мужские по 4 человека) - исполнение статических пирамид или бросков, в качестве переходов для эстетического комбинирования упражнений используются гимнастические элементы;

ь прыжки на батуте.

Таким образом, соревнования по спортивной акробатики заключаются в выполнении комплекса упражнений с сохранением равновесия и вращения тела. Баллы за исполнение начисляются по той же системе, что и в спортивной гимнастике. Техника исполнения акробатических прыжков (прыжковая акробатика) аналогична технике исполнения вольных упражнений в спортивной гимнастике. Работа пар представляет собой согласованное чередование статических и динамических элементов. Для этого необходимо, чтобы верхний, более легкий партнер учитывал действие законов физики, а нижний партнер их разумно применял. Для исполнения вольтажей нужна особая техника. Вольтаж - это бросок верхнего партнера (нижним партнером) с рук на ноги или наоборот. Вольтажи можно сочетать с сальто и поворотами вокруг продольной оси.

В групповой работе различие между статическими и динамическими упражнениями еще явственнее, чем в работе пар. Необычайно развитое чувство равновесия у спортсменов является предпосылкой статической пирамиды. Пирамида должна быть построена и зафиксирована таким образом, чтобы основная нагрузка приходилась все время на центр тяжести всей пирамиды. Приняв стойку на руках, верхний партнер должен занять строго вертикальное положение, чтобы воображаемая вертикальная ось проходила от кончика пальцев на ногах до кистей рук. Техника исполнения динамических упражнений похожа на упражнения пар с бросками. Во время броска партнер выполняет вращение вокруг вертикальной, горизонтальной и продольной осей.

Как спортивная, так и цирковая акробатика требует соответствующего материального обеспечения для проведения тренировок и соревнований. Это касается основных и дополнительных снарядов и одежды.

Маты для акробатики делают из 15-мм войлока размером 12х12 м. Дорожка для прыжков на резиновой основе с войлочным покрытием, размером 1,5x25 м, длина разбега - 10-15 м. Ширина дорожки обозначена белыми полосами. В СССР была разработана специальная дорожка для прыжков, которая по всей своей длине обладает теми же характеристиками, то и мостик. К тренировочным снарядам относятся ручные и потолочные лонжи. Потолочные лонжи используются преимущественно для тренировки особо трудных элементов в работе пар и групп, а также в прыжках на трамплине, ручные лонжи - при исполнении акробатических прыжков.

В качестве дополнительных снарядов используются бублики, шапочки и подушечки, которые можно применять и во время соревнований.

Женщины носят гимнастические купальники, мужчины - длинные гимнастические брюки и майки; гимнастические тапочки обязательны.

Спортивная акробатика входит в Международную Федерацию гимнастики (FIG) наряду со спортивной, художественной и общей гимнастикой, а также спортивной аэробикой.

Как разновидность спортивной акробатики, в последствие выделившиеся в самостоятельные виды спорта, можно выделить лыжную и парашютную акробатику.

§ Лыжная акробатика

Это один из элементов лыжного фристайла. Спортсмены совершают прыжки и сальто с трамплинов. Очки начисляются за технику отрыва, высоту и длину полета, форму элементов и приземление. В лыжной акробатике спортсмены со специально спрофилированного трамплина совершают серию из двух различных по сложности прыжков. Трамплины бывают 3 видов: большой (тройной) (высота 4,05 м, уклон 70°); средний (двойной) (3,5 м, 65°); малый (сальтовый) (2,1 м, 55°). Гора приземления должна быть покрыта рыхлым снегом. Очки начисляются за технику отрыва от трамплина, траекторию полета, фигуру и приземление. 5 судей оценивают фигуру (из 7 баллов), 2 судей оценивают приземление (из 3 баллов). Наибольшую и наименьшую оценку за полет отбрасывают, оставшиеся 3 оценки суммируют. Из оценок за приземление выводят среднюю оценку и умножают ее на 3. Полученные суммы за полет (максимум - 21 балл) и приземление (максимум - 9 баллов), складывают и умножают на коэффициент сложности элемента. По наибольшему числу баллов определяется победитель. На данный момент, неофициальным рекордом является сумма баллов - 268.7 .

§ Парашютная акробатика

При выполнении элементов парашютной, или купольной, акробатики парашютисты образуют фигуры, входя в непосредственный контакт с другими спортсменами. В арсенале любого типа акробатики большое количество трюков, различных по сложности и зрелищности. Все они базируются на основных типах движений: кувырки вперед и назад, стойки на руках, перевороты. Как и любой вид спорта, при выполнении занятий по аэробике требуется соблюдение правил безопасности. В основном, это касается одежды для занятий и обустройства зала. На тренировках запрещено занимать в неспортивной одежде и обуви, необходимо снимать часы, цепочки, браслеты.

3. Спортивная акробатика

3.1 Акробатика - вид спорта

Спортивная акробатика - сложнокоординационный вид спорта. Греческое слово «акробатэс», означающее «хожу на цыпочках», дало начало понятию «акробатика». История акробатики насчитывает несколько веков, и за время ее существования было всякое. Акробатические упражнения не раз менялись до неузнаваемости, прежде чем обрели привычную для нас форму

В 1939 году американец Г. Ниссен запатентовал первый в мире батут и наладил их производство. Благодаря возможностям для достижения безупречной координации движений и виртуозного владения своим телом, батут стремительно ворвался в спорт и занял свое место в тренировочных залах. В середине ХХ века он уже входил в программы подготовки военных летчиков, а чуть позднее стал обязательным элементом в подготовке космонавтов, причем одновременно и в СССР, и в США.

Становление прыжков на батуте как самостоятельного вида спорта ознаменовали первые национальные соревнования Великобритании в 1958 году. А уже в 1964 году прошел первый чемпионат мира. Международная федерация гимнастики, созданная в 1969 году, дала толчок к активному развитию этого вида спорта во всем мире. С 2000 года прыжки на батуте являются олимпийским видом спорта, а членами международной федерации стали уже более 40 стран.

Советская акробатическая школа во все времена была одной из самых сильных в мире, и именно советские и российские спортсмены являются обладателями наибольшего количества медалей: 78 золотых, 27 серебряных и 25 бронзовых. Наши достижения в прыжках на батуте просто не могут не вызывать гордость за свою страну. В России выросли настоящие легенды этого спорта, такие как заслуженный тренер России Виталий Дубко, воспитавший за свою карьеру около десятка чемпионов, 11-кратная чемпионка мира Ирина Караваева, самый титулованный прыгун за всю историю чемпионатов мира Александр Москаленко.

До недавнего времени спортивная акробатика включала в себя три основных дисциплины: прыжки на акробатической дорожке, парно-групповая акробатика, прыжки на двойном минитрампе. Сегодня эти виды спорта развиваются самостоятельно и борются за право войти в программу Олимпийских игр. Прыжковые дисциплины объединены в одну Федерацию вместе с прыжками на батуте.

Советская, а теперь уже Российская акробатическая школа воспитала не только выдающихся спортсменов, но и до сих пор является законодательницей мод в этом виде спорта. К примеру, изобретателем акробатической дорожки, на которой сегодня проходят все без исключения соревнования, является легендарный российский тренер Василий Скакун. Он же является одним из самых титулованных спортсменов за всю историю акробатики. Московская и ставропольская школы акробатики, воспитавшие за годы своего существования не один десяток чемпионов, считаются самыми сильными в мире.

Соревнования по прыжкам на акробатической дорожке и двойном минитрампе состоят из 2-х произвольных упражнений в предварительных соревнованиях и 2-х произвольных упражнений в финальных соревнованиях с 8 элементами в каждом упражнении. Прыжки на акробатической дорожке характеризуются выполнением прыжков с вращением ритмично с рук на ноги и с ног на ноги с постоянной скоростью без остановок и промежуточных шагов. Акробатическая комбинация может включать серию прыжков с передним, задним и боковым вращением. Упражнение должно выполняться с хорошей координацией, техникой и сохранением темпа без повторения элементов в каждом упражнении. На дорожке важны ритмичность и постоянная скорость исполнения. Выступления спортсменов оцениваются по двум критериям: техника исполнения элементов и сложность программы.

Занятия на батуте,акробатической дорожке и двойном минитрампе относятся к категории специальных навыков, дающих возможность достичь совершенства в управлении своим телом. Интенсивность прыжков вынуждает принимать стремительные решения и выполнять быстрые четкие движения, несравнимые по темпу с теми, что мы делаем в обычной жизни. В этом заключается основной эффект от тренировок. Для новичков - простые упражнения - сед, прыжок на спину, поворот на определенный угол и их различные комбинации. Более подготовленные спортсмены уже выполняют сложные акробатические элементы - переворот, винт, сальто и их связки. Такие упражнения обладают максимальным развивающим эффектом.

3.2 Акробатика и О лимпийские игры

Когда я узнала, что акробатика не входит в Олимпийские виды спорта, я очень удивилась и задала себе вопрос: почему?

Оказывается, много лет спорстмены-акробаты добиваются включения этого вида спорта в программу Олимпийских игр. Но пока этот вид спорта остается на уровне федеральных и международных соревнований. Как уже говорилось выше, с конца XIX века акробатика развивается как часть гимнастики. Как самостоятельный вид спортивная акробатика, видимо, выделилась в СССР в 1930-х гг с проведением физкультурных парадов. Тогда же в акробатической секции был проведен и первый чемпионат страны. Чемпионаты мира проводятся с середины 1970-х гг. Наиболее популярна спортивная акробатика была в СССР и социалистических странах. На Западе развитие происходит лишь с конца 1990-х, это и мешает ей стать олимпийским видом.

Чтобы стать олимпийским видом, надо, чтобы этот вид спорта культивировался не менее чем в пятнадцати странах на трех континентах. В настоящее время в акробатике существует некая неопределенность в судействе, а российские акробаты - сильнейшие в мире. «Тренеры почти всех стран, будь то США, Англия, Германия или Франция - россияне, - отмечают специалисты, - существует некоторая «монополизация» в этом виде спорта и возможно отсутствие объективности в судействе».

Возможно, поэтому акробатика пока не входит в Олимпийскую программу. Но я надеюсь, что она получит более широкое распространение в мире и займет достойное место в Олимпийских соревнованиях.

В программу Олимпийских игр включены лишь соревнования по прыжкам на батуте (с 2000 года) (см. в приложении). На Олимпийских играх 1932 года в программу соревнований по гимнастике как отдельный вид входили акробатические прыжки.

Заключение

Работая над выбранной темой, я изучил много литературы по данному вопросу, посетил различные сайты в интернете, которые рассказали об акробатике, её истории, развитии, видах. Анализируя изученный материал, я понял, что использование средств акробатики в подготовке высококвалифицированных спортсменов различных специализаций приобретает всё более широкий размах. Это объясняется тем, что установлена зависимость между акробатической подготовкой спортсменов и повышением спортивного мастерства в тех видах спорта, которые предъявляют повышенные требования к ловкости, смелости и решительности, ориентировке в пространстве, вестибулярной устойчивости и навыкам самостраховки.

Спортсмены акробаты отличаются правильной осанкой, рельефной и гармонично развитой мускулатурой. Действия их характеризуются высокой координированностью, смелостью, красотой движений; диапазон сложности и разнообразия акробатических упражнений чрезвычайно велик: простейшие из них доступны лицам различного возраста и подготовленности, а для освоения сложнейших не хватает, подчас, всего периода спортивной деятельности человека. Новизна и разнообразие упражнений гарантируют высокую заинтересованность занимающихся; навыки, приобретённые на занятиях акробатикой, отличаются большой пластичностью и могут быть использованы в самых неожиданных спортивных и жизненных ситуациях; разнообразие видов (прыжковая, парная, групповая) позволяет заниматься юношам и девушкам с различными физическими данными.

Изучая поставленный вопрос, я понял, что акробатика - это и спорт, и искусство. Но чем бы ни являлась акробатика, спортом ли, искусством, она вызывает в людях положительные эмоции, развивает физически, совершенствует дух, закаляет силу воли. Да здравствует акробатика!

Список литературы

акробатика упражнение батут бык

1. Большой энциклопедический словарь.

2. В.П. Коркин «Акробатика», 1983 г.

3. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. Общие основы теории и методики физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 304 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История возникновения акробатики. Развитие акробатики в России. Акробатика как вид физических упражнений. Акробатические упражнения как неотъемлемая часть профессиональных цирковых представлений. Основные виды упражнений в современной акробатике.

    презентация , добавлен 18.11.2014

    История возникновения акробатических физических упражненийи их виды. Быстрое развитие акробатики и широкое её использование. Акробатические упражнения как одно из наиболее эффективных средств координационной подготовки. Специфика физического воспитания.

    реферат , добавлен 02.03.2009

    Акробатика как один из спортивных видов гимнастики, методика выполнения определенных ее упражнений. Порядок реализации основных акробатических прыжков, распространенные ошибки и работа над ними. Последовательность выполнения полупереворотов и сальто.

    доклад , добавлен 05.01.2010

    Гармоническое развитие человека, его физическое совершенство. Обязательные составные компоненты акробатики. Одиночная, парная и пирамидковая акробатики. Требования к физической подготовленности акробатов. Элементы балансового и вольтажного характера.

    презентация , добавлен 15.10.2013

    Обучение элементам акробатики в дошкольном возрасте. Особенности развития гибкости в старшем дошкольном возрасте. Методика развития гибкости в старшем дошкольном возрасте. Содержание работы по использованию элементов акробатики для развития гибкости.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2015

    История появления олимпийских игр и зимних видов спорта: биатлона, бобслея, лыжного двоеборья, кёрлинга, прыжков с трамплина, санного спорта, скелетона, сноуборда, фигурного катания, хоккея. Развитие спорта в России, первые международные соревнования.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2014

    Історія та основні етапи виникнення та розвитку акробатики як спортивного напрямку в світі та в Росії. Поняття акробатичних вправ, їх різновиди та групи, особливості техніки виконання та необхідний рівень підготовки. Значення акробатичних вправ.

    реферат , добавлен 08.10.2010

    Краткая история возникновения и развития лыжного спорта. Характеристика олимпийских видов лыжного спорта: лыжные гонки, горнолыжный спорт, фристайл и сноуборд. Изучение основных элементов техники катания на лыжах. Организация и судейство соревнований.

    реферат , добавлен 15.01.2012

    История развития и характеристика зимних видов спорта. Фигурное катание и хоккей в России и мире. Ски-кросс, сноуборд, могул, увлечение фристайлом. Спортивное ориентирование на лыжах. Скоростной бег на коньках. Лыжная акробатика и горнолыжный спорт.

    реферат , добавлен 25.04.2015

    Легкая атлетика как один из самых древних видов спорта, история ее возникновения и развития, особенности данного процесса в России. Общая характеристика легкоатлетических упражнений, их типы и техника исполнения. Проблемы легкой атлетики и их решение.

В современном мире мы приходим к необходимости менять методы воспитания. Старая советская система обучения уже не работает. Невозможно воспитывать детей одинаково, необходим сугубо индивидуальный подход. Нужно учитывать не только физические способности детей (а у каждого ребенка они различны), но и их психическое состояние, эмоциональный настрой.

Все дети разные. И отличаются они друг от друга, прежде всего, по свойствам, которые задала им природа от рождения, и это обязательно должно учитываться на тренировках по спортивной акробатике для детей. Отсюда следует закономерный вывод: не все дети могут заниматься акробатикой. Системно-векторная психология позволяет изначально разглядеть в ребенке потенциального чемпиона и отсеять тех, кто не сможет достичь успеха в этом виде спорта.

Акробатика на сегодняшний день – один из сложнейших, но в то же время и один из самых зрелищных видов спорта.

Спортивная акробатика развивает все группы мышц, укрепляет опорно-двигательную систему, воспитывает в детях морально-волевые качества и приучает к дисциплине. Сложность акробатики заключается в техническом исполнении, включающем в себя многогранные движения туловища, как в опорном, так и в безопорном положении, сопровождающиеся согласованными движениеми рук и ног, а также полным контролем туловища в пространстве.

Эффективность тренировочного процесса, прежде всего, зависит от тренера. Сначала это налаживание дисциплины, адаптация группы к обстановке, ознакомление с физическими упражнениями, постепенное ознакомление и отработка базовой (начальной) программы акробатических элементов. Поэтому тренировка должна проходить по четко отработанной схеме, а ее конечным итогом является выполнение разрядов согласно программе.

Дисциплина в группе – это залог быстрого достижения результата в спортивной акробатике для детей, как и во всех других видах спорта без исключения. А для этого тренер должен добиваться от детей максимального внимания и тишины.

Изучение акробатических элементов требует повышенного внимания от детей, а тренер, в свою очередь, должен контролировать все движения обучающегося – исправлять ошибки и обеспечивать качественную страховку во избежание возможных травм.


Тренер использует все возможные методы при изучении акробатических элементов: сначала объясняет, потом показывает, устраивает мини-соревнования между детьми, называет кого-то лучшим в группе (принцип «пряника») или наказывает, если видит, что ребенок не старается в виде щадящей растяжки на шпагаты (принцип «кнута»). При этом каждая тренировка не должна повторяться, поэтому в конце «разбавляется» подвижными играми и прыжками на батуте.

Конечно, сначала это больше похоже на общее физическое воспитание, чем на спортивную актробатику для детей, что, по сути, является необходимым для того, чтобы дети привыкли и выдерживали будущие нагрузки. К сожалению, не все родители это понимают, требуя от тренера быстрых результатов, что не только не нужно ребенку, но и может ему навредить.

Спортивная акробатика для детей. Кто станет победителем?

Наблюдая на тренировке детей с анальным вектором, могу сказать, что они очень хорошо поддаются воспитанию. Они терпеливы, прислушиваются к тренеру и, естественно, стараются больше остальных детей, потому что таковы их природные свойства. Я очень редко за свою тренерскую деятельность (а это три года опыта) наказывал таких детей. Бывает достаточно посмотреть с упреком на такого ребенка, чтобы он перестал баловаться. , и в конце тренировки обязательно спрашивают, как они тренировались, старались или нет, хорошо себя вели или плохо.


Действительно, это те дети, которые стремятся быть самыми лучшими. Заметно и то, что анальные дети очень привязаны к своим матерям или бабушкам. Разлуку с ними они переживают очень тяжело. У меня были десятки случаев, когда приходилось буквально отрывать ребенка от матери и приводить на тренировку за ручку. Дети плакали и ни за что не хотели покидать маму. Дело в том, что на занятия нельзя допускать посторонних лиц, особенно родителей или близких, иначе дети будут отвлекаться и не будут слушать тренера А для ребенка авторитетом и направляющим звеном должен быть тренер.Это залог высоких достижений в спортивной актробатике для детей в будущем.

Дети с анальным вектором дольше привыкают к группе и к новой обстановке. Им надо долго собираться, чтобы сделать акробатический элемент, но они делают меньше ошибок при выполнении, чем остальные дети.

Очень запомнилась девочка шести лет с анально-зрительным набором векторов. Она очень долго привыкала к обстановке и даже после двух месяцев тренировки привыкла только к тренеру, а к группе никак не могла. Каждый раз, приводя ее в зал, мне приходилось говорить: «Успокойся! Все хорошо. Это у тебя не первая тренировка, поэтому не надо бояться!» У нее было настолько сильное эмоциональное потрясение, что она еле сдерживала слезы, чтобы не заплакать. Со временем она привыкла, успокоилась, смелее начала заходить в группу (уже без моей помощи) и даже подружилась с одной девочкой. Ей понадобилось длительное время, чтобы она достигла необходимого уровня, и я смог перевести ее в среднюю подгруппу, где занимаются дети по более серьезной программе.


Детей с кожным вектором видно сразу. Если анальные дети стоят возле своих мам и ждут спокойно начала тренировки, то кожные дети бегают по коридору или кувыркаются - им не усидеть на месте. « Я не знаю, -» можно часто услышашь от анальных мам. Таким матерям необходимо при жизни давать медаль за отвагу, ведь воспитать такого ребенка очень сложно. Это требует много энергии и огромного терпения, чтобы найти верное применение его «чрезмерной» активности. Они экспериментируют с различными методами воспитания, приводят к детскому психологу или обращаются к врачам, чтобы те выписали таблетки от гиперактивности. Отчаявшись, они обращаются к нам как к последней инстанции в надежде, что хотя бы спорт положительно повлияет на ребенка. Опираясь на знания системно-векторной психологии, я объясняю родителям, что активность – природное свойство таких детей, и это вполне нормальное явление. Важно понять, для каких задач даны им особые свойства, помочь развить их и ни при каких обстоятельствах не пичкать так называемых гиперактивных детей таблетками.

Правила:

Спортивная акробатика делится на пять видов:
- женские пары,
- мужские пары,
- смешанные пары,
- женские группы (три человека),
- мужские четверки.

Все упражнения, которые выполняют спортсмены, классифицируются определенным образом:
- упражнения балансового характера (статика),
- упражнения вольтажного характера (броски),
- упражнения темпового характера,
- комбинированные упражнения.

Россия и Китай лидируют во всех дисциплинах акробатики, а Великобритания является фаворитом в мужских групповых соревнованиях.

Общая историческая справка:

Слово «акробат» произошло от греческого «акробатэс», что означает «хожу на цыпочках, лезу вверх». Акробатика, как вид физических упражнений, возникла в глубокой древности. Изображения на сохранившихся памятниках, сосудах, фресках и других изделиях свидетельствуют о том, что этот вид спорта был известен в Древнем Египте за 2300 лет до н. э. Занимались акробатическими упражнениями и в Древней Греции. На Крите наряду с театрализованными процессиями, связанными с уборкой урожая и различными церемониями, проводились игры с быками, составной частью которых были акробатические упражнения.

Акробатические упражнения с быками в XIX в. встречались также у африканского племени фульбе в северной Нигерии (западная Африка), у племени мораван в южной Индии. Такие игры с быками русский профессор Ефименко видел даже в 1913 г. у басков в Пиринейских горах. Подобные игры с быками, по-видимому, существовали в древности и у народов нашей страны: до сих пор в таджикской борьбе сохранилось название «бычий перекат». В Древнем Риме акробатические упражнения демонстрировали странствующие артисты - «циркуляторы», которые наряду с этими упражнениями показывали и другие виды искусства: хождение по канату, дрессировку и т.п. В 420 г. до н.э. была распространена пляска на вертящемся гончарном круге, сочетаемая с акробатическими упражнениями. Некоторые богатые римляне содержали при себе «акробатов и разного рода фокусников». Имеются сведения об акробатах, выполнявших различные упражнения на шесте, который держался на лбу. Упоминается об акробатах, которые выполняли сложные упражнения на гибкость.

В эпоху Возрождения в Италии Венецианская республика устраивала «конкурсы живой архитектуры», т.е. построения акробатических пирамид. Сенат присуждал приз той группе, которая построит наиболее высокую пирамиду. Известны случаи построения пирамид высотой около 9 метров. Впервые технику акробатических упражнений попытался описать в специальном руководстве для акробатов-профессионалов Тюккаро. В конце XIX в. Стрели написал книгу «Акробатика и акробаты», в которой охарактеризовал различные жанры профессиональных артистов и описал технику ряда акробатических упражнений.

Спортивная акробатика в России:

На Руси акробатика развивалась самостоятельно. Она пользовалась большим успехом у широких масс населения и составляла обязательную часть увеселительных зрелищ. Древнерусские скоморохи были плясунами, фокусниками, жонглерами и акробатами. Вначале они выступали по одному, а затем объединялись по двое, по трое и группами. В первой половине XVII в. в России уже были свои мастера-акробаты различных специальностей, которые обучали акробатическим упражнениям. В конце XVIII в. в европейских стационарных столичных цирках появляются акробатические упражнения, которые быстро становятся неотъемлемой частью профессиональных цирковых представлений. А в XIX в. акробатические упражнения начинают включаться в буржуазные национальные системы гимнастики. Таким образом, наметились две линии в дальнейшем развитии акробатики: профессионально-цирковая и спортивно-любительская.

Профессиональное направление развивалось по пути все более узкой специализации. Происходило это потому, что артисты могли длительное время выступать с одним номером, разъезжая по различным городам и странам. Вместо универсальных, разносторонних артистов прошлого, появляются виртуозы в одном жанре и даже в одном трюке. Выделяются относительно самостоятельные виды цирковой акробатики: акробатика на лошадях, силовая акробатика, вольтижная (плечевая) акробатика, «карийские игры» и прыжковая акробатика (со снарядами и без них). Эти основные виды культивируются в цирке и по сей день.

Второе направление в развитии акробатики - спортивное - связано с включением акробатических элементов в гимнастику и с возникновением кружков любителей акробатики (в особенности в России). С пола акробатические упражнения переносятся на снаряды. В 1900 г. в Петербурге появились самодеятельные акробатические кружки, а в 1901 г. состоялось первое выступление акробатов-любителей. Вплоть до империалистической войны 1914 г. такими выступлениями акробатов-любителей сопровождается большинство крупных спортивных вечеров.

Большую роль в популяризации этого вида спорта сыграли Всесоюзные физкультурные парады, которые проходили регулярно с 1936 года. Но лишь в 1938 году А.К. Бондарев, руководитель Всесоюзной секции, разработал первую классификационную программу и правила соревнований по акробатике. В 1939 году в Москве прошли первые Всесоюзные соревнования по акробатике, которые стали и первыми в мире. С 1940 в соревнованиях по акробатике участвуют женщины. С 1951 проводятся юношеские соревнования. С 1967 Федерация спортивной акробатики СССР организует международные матчи по телевидению, с 1972 - международные соревнования на приз памяти лётчика-космонавта СССР, почётного президента федерации В. Н. Волкова. В 1974 в Москве состоялся 1-й личный чемпионат мира (участвовали спортсмены Болгарии, Великобритании, Венгрии, Польши, СССР, США, ФРГ и Швейцарии). Чемпионами стали 13 советских спортсменов. В 1975 в Швейцарии проведены первые соревнования на Кубок мира по спортивной акробатике. В Международной федерации спортивной акробатики - ИФСА (IFSA основана в 1973) состоят свыше 40 стран (1999). Чемпионаты мира проводятся с 1974, Европы - с 1978. Федерация спортивной акробатики России, созданная в 1993, объединяет спортивные организации 33 субъектов Российской Федерации.

Историческая справка по Омской области:

Спортивная акробатика в г. Омске начиналась с самодеятельных кружков, в ремесленных училищах, школах, домах культуры. Ими руководили любители этого вида спорта. В 1950 году открылся Государственный институт физической культуры, с этого момента началась история омской акробатики. Активную работу начал проводить преподаватель кафедры гимнастики О.С. Старцев. Уже через несколько лет омские акробаты участвовали в чемпионате России, это был дебют на спортивной арене нашей страны. С каждым годом популярность акробатики в г. Омске возрастала, открывались новые секции, увеличивалось количество занимающихся, начала работать секция в ремесленном училище № 1 (тренер П. Гадалин), давшая путевку в спортивную жизнь многим талантливым спортсменам. Воспитанники Петра Гадалина добились больших успехов. Они становились победителями и призерами всесоюзных и международных соревнований.

В 1961 году в комплексной ДЮСШ облсовета спортивного общества «Труд» открылось отделение спортивной акробатики, где начал трудовую деятельность заслуженный тренер РСФСР Кочергов В.Н. С середины 60-х годов воспитанники данной школы становятся призерами и выигрывают как Всероссийские, так и Всесоюзные соревнования: мастера спорта Басов В.Н., Денисов В.К., Валавин В.В., Низовских В.Н., Панфиловы Л.и В.

В 1974 году, на первом чемпионате мира по спортивной акробатике, омич - воспитанник Кочергова В.Н. становится чемпионом в акробатических прыжках. Это - ныне Заслуженный мастер спорта Юрий Зикунов, в 1975 году он становится обладателем Кубка мира, в 1976 году - выигрывает чемпионат мира и становится двукратным победителем. В 1971 году, при профкоме агрегатного завода им. Куйбышева, открылась спортивная школа по спортивной акробатике (директор ДЮСШ с 1971 по 1987 г.г. Рязанцев Ф.И.). Учащиеся данной школы также добились больших успехов на спортивной арене. Ее воспитанники становились призерами и победителями всесоюзных и международных соревнований: МСМК Татьяна Бутова, Светлана Мошнина, Елена Кирпота - бронзовые призеры чемпионата Европы 1992 года.

Развитием дисциплины на территории Омской области занимается: «Федерация акробатики и прыжков на батуте»

Элементарные акробатические приёмы можно начинать отрабатывать с первых месяцев жизни ребёнка

Вконтакте

Одноклассники

Впервые в истории Международный олимпийский комитет включил групповую спортивную акробатику в программу летних Олимпийских игр 2018 года. Рассказать об этом виде спорта газете «ВО» согласилась заслуженный тренер России, тренер сборной Москвы и России по спортивной акробатике Марина Урюпина. За свой 35-летний стаж работы в спортивной школе №53 олимпийского резерва Москомспорта в Вешняках Марина Урюпина воспитала сотни мастеров спортивной акробатики.

Что такое акробатика?

— Это один из самых зрелищных видов спорта, — говорит Марина Урюпина. — В акробатике сочетаются грациозность и изящество с силой и ловкостью.

Как и в художественной гимнастике, акробаты демонстрируют своё мастерство на специальном помосте, под музыку. Но если гимнастика — это индивидуальный вид спорта, то спортсмены-акробаты выступают парами или в группах. В обязательной программе — выполнение комплекса специальных силовых упражнений, связанных с сохранением равновесия. Тут и прыжковые элементы, и балансировка, и вращение тела с опорой и без.

Когда начинать заниматься?

Если ребёнок музыкален, не может усидеть на месте, любит прыгать и кувыркаться — ему прямая дорога в спортивную акробатику.

— Чем раньше начать, тем лучше, — говорит тренер. — Элементарные акробатические приёмы можно начинать отрабатывать с ребёнком прямо с первых месяцев жизни. В спортивную школу будущего чемпиона лучше всего отдать в пять лет. Однако мгновенных рекордов ждать не стоит. Главное — не бросать тренировки. Нередко у родителей завышенные ожидания, они ждут от своего чада быстрых рекордов. В то время как первый тренировочный год уходит только на построение начальной базы подготовки.

Какая польза от занятий акробатикой?

— Акробатика прекрасно тренирует все группы мышц, — говорит Марина Урюпина. — Она развивает силу и выносливость, делает тело гибким и укрепляет вестибулярный аппарат, помогает держать фигуру в прекрасной форме и не позволяет набирать лишний вес. Красивая осанка и подтянутость на всю жизнь — вот отличительная черта акробатов.

Занятия акробатикой благоприятно влияют на работу практически всех органов и систем организма, способствуют укреплению иммунитета, улучшают работу сердечно-сосудистой системы, улучшают обмен веществ.

Даже если ребёнок не добьётся высоких спортивных достижений, акробатика поможет воспитать характер.

В чём сложность занятий?

— Сложность акробатики — в достижении абсолютного контроля своего туловища в пространстве, — говорит тренер. — А главный секрет занятий для тренера — сделать каждый урок неповторимым. Поэтому в конце упражнения «разбавляются» подвижными играми и прыжками на батуте.

Охотнее акробатикой занимаются девочки. У них и больше громких побед. Например, воспитанницы Спортивной школы №53 Аня Варламова, Александра Кузнецова и Мария Хмура на протяжении уже трёх лет никому не уступают своё место в сборной Москвы. Они достойно представили Москву на последнем Первенстве России по акробатике, став финалистами в своей возрастной группе.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!