Образ музы в творчестве А.С. Пушкина и А.А. Ахматовой. Исследовательская работа на тему "образ музы в лирике некрасова" Каким предстает в творчестве некрасова образ музы

Связующим звеном между поэтом и народом у Некрасова выступает Муза. Этот образ столь же условен и литературен, как и другие, составляющие мифологию поэта в лирике начала XIX века.

В античной мифологии музы были первоначально нимфами источников (в представлениях древних вода обладала исцеляющей и вдохновляющей силой). Музам стали приписывать дар творчества и способность одаривать людей талантами. У древнегреческого поэта Гесиода девять сестер Муз (дочерей Зевса и богини памяти Мнемозины) поют на пирах богов и вдохновляют поэтов.

У Пушкина Муза — символ соприкосновения человека с божественным началом. В первых строфах восьмой главы «Евгения Онегина» Пушкин осмысляет собственное творчество через историю своей Музы: она пробуждает в юном поэте творческий дар, становится его верной подругой, сопровождает его на всех этапах жизненного пути. Муза меняет обличья, символизируя перемену мест и новые темы поэзии: она то резвая «вакханочка» на пирах юности, то смелая всадница в горах Кавказа, то дикарка среди цыганских шатров в Молдавии, то «барышня уездная», «с печальной думою в очах, с французской книжкою в руках», то спутница поэта на светском рауте. Муза Пушкина — индивидуализированный образ: она прелестна, женственна, переменчива, то шаловлива, то робка. Она прекрасна своей простотой, и поэт испытывает к ней то нежное, то ревнивое чувство, он гордится ею:

А я гордился меж друзей

Подругой ветреной моей

На прелести ее степные

С ревнивой робостью гляжу.

В других произведениях Пушкина Муза заменяет самого поэта, она — часть его творческой личности. Поэтому поэт обращается к ней, как к самому себе («Веленью Божьему, о Муза, будь послушна...»). Образ Музы нужен поэту как один из приемов для самохарактеристики: Муза — его второе «я», выражение его творческой программы, его понимания поэзии.

Образ Музы в лирике Некрасова принципиально иной. Он прямо заимствует его из поэзии начала XIX века, но придает этому образу совсем другой смысл, тем самым подчеркивая свой разрыв с классической традицией. Стихотворение 1852 года «Муза» начинается с отрицания:

Нет, Музы ласково поющей и прекрасной

Не помню над собой я песни сладкогласной!

Некрасов смело рискует сопоставить себя с Пушкиным, соотнося его Музу со своей. Исходным в этом сопоставлении оказывается мотив детства («В пеленках у меня свирели не забыла...»), который, как и у Пушкина в стихотворении «Муза» (1821) и в восьмой главе «Евгения Онегина», намечает тему становления поэта от детства к отрочеству и юности. Замечательно, что «пеленки» в стихотворении Некрасова — «пушкинские», они взяты из стихотворения «Наперсница волшебной старины...» (1821):

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Как видим, Некрасов берет материал не столько из жизни, сколько из литературы, и при этом полемически заостряет его. Вместо поэтических «пелен» Некрасов ставит подчеркнуто бытовые, жизненно конкретные «пеленки». Он переосмысливает классическую мифологему: его Муза — не юная подруга, не богиня, она — бедная, нелюбимая, неласковая, суровая, что-то вроде няни-крестьянки, замученной тяжким трудом («согбенная трудом, убитая кручиной»). Муза названа «печальной спутницей печальных бедняков», рожденных для «труда, страданья и оков». Колыбель младенца — будущего поэта стоит в «убогой хижине», освещенной «дымной лучиной».

Смысловой центр одноименного стихотворения Некрасова — пение Музы. Д. С. Мережковский замечает по поводу некрасовской Музы, что у нее «нет вовсе лиры, а есть только голос». Она «не играет, а поет; не поет, а плачет <...> это не пение струн, а певучесть рыданий». Муза плачет над колыбелью, вторя детским «рыданьям», или поет «разгульную песню», в которой тоже слышится «скорбный стон». Голос Музы, «плачущей, скорбящей и болящей», иногда звучит грозно, мстительно, она не качает колыбель, а в порыве ярости «бешено» играет ею.

В образе Музы Некрасова соединяются любовь и ненависть, желание борьбы и прощение. «Музой мести и печали» назовет он свою покровительницу в стихотворении 1855 года («Замолкни, Муза мести и печали! »).

В стихотворении «Муза» поражает вторжение в текст еще одного сугубо прозаического мотива — денег, расчета, «грязной суеты». Так определена низкая, непоэтическая сторона жизни — удел бедняков, для которых богатство — неосуществимая мечта. Некрасовская Муза унижена и этой мечтой о богатстве. Она изображается не только «скорбящей и болящей», но и «униженно просящей, которой золото — единственный кумир».

В пушкинском стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» уже соприкасались поэзия и деньги (расчет). Однако там поэт вовсе не был унижен необходимостью продавать создания своего творчества; это было осмыслено как естественная необходимость. Поэт и книгопродавец могли спокойно «условиться», сойтись в цене. У Некрасова Муза одержима жаждой денег, и поэт этого стыдится — стыдится, что его «юношеских лет прекрасные мечты» смешиваются с мелочной житейской суетой. Бедность, унижение, надрыв, жажда денег, стыд — это мотивы Достоевского; не случайно Достоевский после смерти Некрасова писал о своей к нему близости, и именно он произносил надгробную речь на могиле поэта.

В анализируемом стихотворении Муза оказывается проводником поэта «Чрез бездны темные Насилия и Зла, Труда и Голода»; в более раннем тексте (1848) поэт сам приводит свою Музу — и не на «раут светский», как у Пушкина, а на Сенную площадь (здесь снова очевидна близость с Достоевским: образ—«шестой час», «Сенная»—будущее «Преступление и наказание»).

…Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

В этом раннем стихотворении поэт преподает урок своей Музе, еще не ведающей горя и зла, он учит ее видеть в униженной крестьянке «сестру». В стихотворении, написанном через 30 лет (в декабре 1877 года, накануне смерти поэта), уже сама Муза «иссечена кнутом». Так замыкается круг некрасовских текстов о поэзии:

О Муза! я у двери гроба!

Пускай я много виноват...

Не плачь! завиден жребий наш,

Не надругаются над нами...

Муза здесь не замещает поэта, она стоит рядом с ним, разделяет его участь, у них общая судьба. Оба стоят у «позорного столба». И этот «столб» заменяет «памятник» поэту. Своей вечной спутнице — бессмертной Музе страдающий поэт завещает сохранить союз с «честными сердцами», а ее страдание объявляется близким русскому сердцу. Как и в других стихотворениях Некрасова, поэтическое высказывание представляет здесь «энергический и горький взрыв» (слова И. С. Тургенева), в котором драматически переплетаются противоречивые чувства — вины и гордости, интонации мольбы и рыдания. Пушкин свою Музу боготворил: то обожествлял, то командовал ею. Отношения Некрасова с Музой сложнее — это и сострадание, и суровость, она — и защитница, и мучительница, и последний друг. В предсмертных «Последних песнях» поэт в тяжкий час страдания зовет на помощь Музу. В стихотворении «Угомонись, моя Муза задорная...», написанном в 1876 году, обращение к ней соединено с обращением к матери и Родине — с просьбой похоронить и защитить после смерти, не осудить напрасно. Муза — сестра — мать — Родина сливаются в предсмертной лирике Некрасова, их объединяет с поэтом общее — страдание и сострадание.

У Некрасова, представителя гражданской лирики, с музой складывались непростые отношения. Во многих стихотворениях предстает она ему, проживает свою отдельную судьбу, измученная, иссеченная кнутом, спутница всех бедняков и крестьян, поющая о несправедливости и страшной судьбе.

Муза Некрасова «почувствовать свои страданья научила, и свету возвестить о них благословила…»

Детство Некрасова прошло в разъездах с отцом-тираном, который работал исправником – выбивал долги с крестьян. С самого детства Николай видел страшные картины голода, нищеты и смерти. Поэтому его поэзия так далека от «чистого искусства», ведь он посвятил лиру «народу своему». За это его нещадно бичевали его же современники, которые, будучи обеспеченными и привилегированными людьми, не понимали и не хотели видеть страданий рабочих и крестьян.

Во многих стихотворениях рассказывает он о своей музе — не поющей и прекрасной, а «печальной спутнице печальных бедняков». В стихотворении, написанном в 1852 году, четко прослеживаются жизненные периоды поэта. Сложное детство, трудная юность, нищенское существование (отец лишил сына содержания за то, что он нашел свое поприще в литературной работе).

Жанр, направление, размер

Жанр произведения: гражданско-философская лирика. Автор рассуждает о своем предназначении – помогать простым людям, рассказывать именно их историю.

Направление: реализм. Поэт говорит о том, что действительно происходит вокруг: о голоде, нищете, несправедливости и бесправии человека, на труде которого держится страна.

Размер стихотворения: ямб.

Образы и символы

Муза Некрасова — не эфемерная барышня, а молодая крестьянка. Такое определение ее мы можем встретить еще в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…». Это стихотворение датируется 1848 годом и его принято считать первым упоминанием Некрасова о своей музе. «Там били женщину кнутом, крестьянку молодую» — встречаем в этом стихотворении. Кнут — символ самодержавия в России, получается она, некрасовская муза, истерзана режимом, господствующем в России.

Той Музы плачущей, скорбящей и болящей,
Всечасно жаждущей, униженно просящей

Именно такой образ музы из одноименного стихотворения проходит лейтмотивом сквозь все творчество Некрасова. В ее лице мы видим черты всей России-матушки, которая страдает от бедности и унижения, от ужасных условий труда и самой жизни. В этом особенность музы крестьянского поэта.

Некрасовская муза перестает быть воплощением высокого творчества, она — вполне зримый персонаж, она — вся боль русского народа, она — муза мести и печали, она та, кто научил Некрасова чувствовать страдания крестьян ещё в раннем детстве.

Темы и проблемы

Проблематика и тематика произведения типичны для творчества Некрасова: это социальные и политические вопросы, которые либеральная интеллигенция обращала к власти: почему крестьянству живется так трудно? До каких пор ему терпеть угнетение и несправедливость?

  • Основная тема – предназначение поэта. «Муза» посвящена глобальной теме русского писательства – поэт и поэзия. Некрасов делится со своим читателям трудностями общения с музой, совершенно особенной, которая мучит поэта, вместо того, чтобы петь «песни сладкогласные».
  • Проблема рабства и тирании. Если мы отождествляем некрасовкую музу с русским народом, мы видим, что она, так же как и народ «молчит под бичом» (строка из «Вчерашний день, часу в шестом»). Слепая покорность – загадка русского народа. Почему призывы к мести («мщение! и буйным языком//На головы врагов звала господень гром!») все равно сменяются поникшей головой, принимающий бесправие и порабощение?

Основная идея

Как мы уже говорили ранее, Некрасов далёк от «чистого искусства» и сам не считает себя настоящим поэтом, во многих стихах, посвящённых музе, он как бы «оправдывается» за своё творчество, рассказывая о виновнице его страданий.

Муза Некрасова «неласкова и нелюбима», она сыта всем тем, что Николай видел ещё в детстве и юности – бедные села и петербургские трущобы. Эти картины отняли у поэта беззаботное отрочество, окунув во весь российский мрак. Муза научила его ненавидеть и мстить за весь русский народ. В этом посыле и заключается смысл произведения.

Один из ключевых моментов стихотворения строки: «Прощай врагам своим!». Это шепчет муза, но на самом деле шепчет весь народ. Почему так?! Почему крестьяне раболепствуют перед кучкой помещиков и чиновников? Это загадка будет мучить Некрасова до самой смерти. А после долгожданной отмены крепостного права, поэт напишет: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?». Русский народ очень сложен и многогранен, иногда он сам не понимает, что для него будет лучше. Такова и некрасовская муза. Главная мысль поэта – показать не только боль, но и светлый нравственный облик людей, которые мучаются, но все равно прощают обидчикам свои недавно пролитые слезы. В этом красота и величие Руси.

Средства выразительности

Чрезвычайно богат текст эпитетами с отрицательной коннотацией – неласковой, нелюбимой, печальной, плачущей, скорбящей, болящей, всечасно жаждущей, униженно просящей, убогой, согбенная…

Чтобы подчеркнуть всю печаль сложившейся ситуации, автор использует повтор «печальной спутницы печальных бедняков».

Частые инверсии «вдруг плакала она», создают динамику, ощущение беспрестанной страдающей музы. Для этой же цели автор использует пропуск подлежащего «играла бешено моею колыбелью», «почувствовать свои страданья научила».

Много в стихотворении градаций: «расчеты мелочной и грязной суеты <. .. > проклятья, жалобы, бессильные угрозы». Они создают нагнетающую атмосферу стихотворения.

Тропы Некрасова дополняют и окрашивают эмоциями его мысли, и хоть он сам скромно отказывался от звания поэта, мы видим, что его работам свойственна прелесть изящной словесности.


Некрасов – один из наиболее известных поэтов России. В первую очередь, это поэт народный. «Я лиру посвятил народу своему» - пишет он о себе. Действительно, Некрасов был защитником крестьян, бедняков, простых людей, страдающих, притесняемых. И Муза у такого поэта не может быть такой, какой её обыкновенно представляют: нежной, прекрасной, гармоничной вестницей красоты.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Это и понятно: разве может изнеженная девушка трудиться, терпеть страдания и сопереживать им – не чувственным мученьям влюблённости, нетерпения, живущим лишь внутри разума, а настоящим, связанным с унижением, с физической болью, кровью, отнюдь не в метафорическом смысле?

Нет, муза Некрасова не такая: она «плачущая, скорбящая, болящая». Эта Муза не просто «сестра родная» крестьянке, она и сама такая, лишенная какой бы то ни было аристократичности и сказочной таинственности – реальная, простая, она сама – крестьянка, разделяющая боль и страдания народа. Эта муза – не девушка, женщина. Русская женщина, судьба которой навсегда станет одной из основных тем Некрасова.

Муза суровая, «Согбенная трудом, убитая кручиной», та «Которой золото - единственный кумир» неласковая, нелюбимая, взывающая к мести, сыплющая проклятья, та, что рождает в душе Некрасова ненависть – не покидает поэта даже когда он вступает с ней «в ожесточённый бой». Она вела «Чрез бездны темные Насилия и Зла, Труда и Голода», а также «почувствовать свои страданья научила и свету возвестить о них благословила».

Но эта ярость, мстительность сочетаются с терпением, шепотом: «Прощай врагам своим!». Смиренная, она стойко выносит все мучения, и лишь не русский может взглянуть без любви на «эту бледную, в крови, кнутом иссеченную музу».

Обновлено: 2017-10-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Тема поэта и поэзии – вечная в литературе. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор высказывает свои взгляды, убеждения, творческие задачи.

В середине XIX века в русской поэзии оригинальный образ Поэта создал Н. Некрасов. Уже в ранней лирике он говорит о себе как о поэте нового типа. По его словам, он никогда не был “баловнем свободы” и “другом лени”.

В своих стихах воплощал накипевшие “сердечные муки”. Некрасов был строг к себе и своей Музе. О своих стихах он говорит:

Но не льщусь, чтоб в памяти народной

/> Уцелело что-нибудь из них…
Нет в тебе поэзии свободной,
Мой суровый, неуклюжий стих!

Поэт утверждает, что его стихотворения состоят из “живой крови”, “мстительного чувства” и любви.

Та любовь, что добрых прославляет,
Что клеймит злодея и глупца
И венком терновым наделяет
Беззащитного певца.

О сложении стихов Некрасов пишет как о тяжелом труде. У него нет возвышенных, поэтических интонаций, как, например, у Пушкина. В жизни Некрасову приходилось ради заработка напряженно, мучительно трудиться, а собственные стихи помогали хоть на какое-то время вырваться из обязательной

Повинности.

Оставшись без помощи семьи, Некрасов с юности был “литературным чернорабочим”. Чтобы выжить в Петербурге, ему приходилось писать рецензии, куплеты, фельетоны и многое другое. Такая работа выматывала поэта, отбирала у него силы и здоровье.

Стихи Некрасова – это “суровые стихи”, в них сила любви и ненависти к богачам, угнетающим народ.

На смерть Гоголя Некрасов написал стихотворение “Блажен незлобивый поэт…”. В нем герой-поэт – это “обличитель толпы”, который идет “тернистым путем”, его не понимают и проклинают.

На новом витке истории, во второй половине XIX века, Некрасов пишет стихотворение “Пророк”. Его поэт-пророк жертвует собой ради людей, их счастливой и справедливой жизни в будущем. Стихотворение написано в форме диалога пророка с человеком из толпы. Пророк Некрасова готов на жертву:

Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других.

Пророк уверен, что служить добру можно, если принести себя в жертву, как Христос. Поэт и послан, чтобы напомнить людям о Боге. Сам Бог у Некрасова назван “Богом гнева и печали”.

В стихотворении “Поэт и гражданин” возникает чисто некрасовский образ “любовь-ненависть”, которого не было ни у Пушкина, ни у Лермонтова:

Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренно любил!

В отличие от великих предшественников, у Некрасова отсутствует мотив обиды, противостояния всему миру. Его поэт – не титан и не потустороннее существо, избранное Богом. “Враждебные слова отрицанья” поэт Некрасова произносит во имя любви к людям. Некрасов отстаивал право гражданской поэзии обличать беспорядки общественной жизни:

Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей…

Новаторство Некрасова в том, что он по-новому осмыслил роль поэта и поэзии. Если у Пушкина в стихотворении “Разговор книгопродавца с поэтом” речь идет о творческой свободе, то у Некрасова – о долге поэта перед обществом и его гражданами.

В стихотворении “Поэт и гражданин” говорится об упадке поэзии, о времени, когда поэты в растерянности не знают, о чем писать. Пришедший к унылому поэту гражданин требует от него стихов для “дела и пользы”:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

Можно выбрать путь “безвредного” поэта, а можно приносить пользу стране. Гражданин говорит, что вокруг “стяжатели и воры” или “бездействующие мудрецы”, различные безответственные болтуны. Именно сейчас обличительные стихи могут принести много пользы, стать настоящим “делом”.

Поэт оправдывается и приводит строки Пушкина: “Мы рождены для вдохновенья, / Для звуков сладких и молитв”. Но гражданин отвечает ему:

Нет, ты не Пушкин. Но покуда
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать…
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной…

В заключительной части стихотворения Некрасов говорит о своем даровании, о Музе. Эти строки звучат как исповедь. Драма поэта, который “стоит у двери гроба”, не в приближающейся смерти, а в том, что Муза покинула его, он лишился вдохновения. Некрасов представляет свою жизнь как трагический “роман” с Музой.

Муза оставила поэта, потому что он не стал героем борьбы с тиранией, он “сын больного века”, недостоин ее. Поэт оказался слабым человеком, не оправдал данного ему таланта.

Образ страдающей Музы показан в стихотворении “Вчерашний день, часу в шестом…”:

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: “Гляди!
Сестра твоя родная!..”

Муза Некрасова – это не античное существо, а простая девушка, которую подвергают позорному публичному наказанию. Она гордо переносит его, призывая к мщению.

Самокритика Некрасова по отношению к себе не всегда обоснована. Его гражданская лирика действительно была оружием, призывала к борьбе, вносила смятение в ряды врагов свободы.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Тема поэта и поэзии – вечная в литературе. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор высказывает свои взгляды, убеждения, творческие задачи. В середине XIX века в русской поэзии оригинальный образ Поэта создал Н. Некрасов. Уже в ранней лирике он говорит о себе как о поэте нового типа. По его словам, он никогда […]...
  2. Тема поэта и его назначения в творчестве Н. А. Некра­сова была центральной. Лирика этого поэта, какой бы те­матики она ни касалась, отражала гражданскую позицию автора. В своем программном стихотворении “Поэт и гражданин” (1856) Н. А. Некрасов звание гражданина ста­вит выше звания поэта, определяя тем самым цель своего служения: Не может сын глядеть спокойно На горе […]...
  3. К теме поэта и поэзии не раз обращались многие художники слова, но раскрывали ее в своих произведениях по-разному. В середине ХIХ века определились две основные тенденции в понимании задач искусства. Сторонники так называемого “чистого искусства” считали, что поэзия “заключается не в реальности, а в изяществе как формы, так и предмета стихотворения”. Они сознательно уходили от […]...
  4. Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова. XIX век принес в русскую литературу прекрасных поэтов, таких как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и многих других. Стихотворения этих творцов вносят в скучную, однообразную жизнь луч света и много радости, они помогают разобраться в […]...
  5. Тема поэта и поэзии в произведениях, как и большая часть наследия Некрасова, имеет гражданское звучание. Гражданский идеал поэта – писатель-публицист, общественный деятель, который защищает права народа. У этого героя есть прототипы: В. Белинский (“Рыцарь на час”, “Памяти Белинского”), Н. Чернышевский (“Пророк”), Н. Добролюбов (“Памяти Добролюбова”). Стихотворение “Блажен незлобивый поэт…” (1852), посвященное смерти Н. Гоголя, направлено […]...
  6. Тема поэта и поэзии традиционна для русской лирики. Редко кто из поэтов не обращался к своей музе, представшей то резвой, то веселой “вакханочкой”, то задумчивой, то суровой и гневной. Но в стихотворении Некрасова “Вчерашний день часу в шестом…” – совсем иная Муза. Между “крестьянкой молодой” и Музой нет никаких различий, они одинаково дороги и близки […]...
  7. Продолжая традиции А. С. Пушкина, Н. А. Некрасов посвятил свое творчество народу. Он сам написал о себе: “Я лиру посвятил народу своему”. Но в отличие от Пушкина и других поэтов этого периода Муза у Некрасова своя, особенная. Она не похожа на утонченных светских дам, которые вдохновляли поэтов той поры. Она предстает перед нами в образе […]...
  8. В развитие традиционной для европейской литературы темы поэта и поэзии Пушкин внес свой вклад. Эта важная тема проходит через все его творчество. Уже первое изданное стихотворение “К другу стихотворцу” содержало в себе размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина, дар слагать стихи дан не каждому человеку: Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет […]...
  9. Тема поэта и назначения поэзии в лирике А. С. Пушкина. На всем протяжении творческого пути Пушкин соз­давал произведения, посвященные осмыслению этой важнейшей для него темы. Идея гражданского предна­значения поэзии и высокого призвания поэта-пророка (“Пророк”, 1826) иногда противопоставляется якобы произошедшему отходу от идеалов юности в поздней лирике. Идеалом Пушкина стало будто бы “чистое ис­кусство”. Это не […]...
  10. Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. И вслед за ними Пушкин дает свое понимание предназначения поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается в первом опубликованном стихотворении “К другу стихотворцу” . Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых …хвалят все. питают – лишь журналы; Катится мимо их Фортуны […]...
  11. Тема поэта и общества – одна из центральных тем творчества Маяковского. Поэт выступает против слезливой сентиментальности лирики, призывает к идеологической действенности поэзии. Свое поэтическое творчество он характеризует так: “Сто томов моих партийных книжек”, а поэт – это рабочий-труженик, занимающийся сложным делом перестройки человеческого сознания. Маяковский видит задачу поэта и поэзии в том, чтобы дать новое […]...
  12. Каждый художник слова в той или иной мере в своем творчестве затрагивал вопрос о назначении поэта и поэзии. Лучшие русские писатели и поэты высоко оценивали роль искусства в жизни государства и в жизни общества, а особенно – утверждающую значимость поэзии. Поэта всегда считали глашатаем передовых идей, защитником интересов народа. Маяковский не мог обойти эту тему […]...
  13. Муза поэта – родная сестра закабаленного, замученного народа. Муза страданий и горя народного; поднимающая к борьбе; смирения и прощения. Поэт-сатирик – подлинный гуманист, во имя любви к людям обличающий в них все то, что мешает стать лучше. Утверждение гражданственности, патриотизма и народности поэзии. Призывы к служению народу. Дружба Некрасова с Белинским, Чернышевским, Добролюбовым. Роль Белинского […]...
  14. Пушкин и Лермонтов – великие русские поэты. В своем творчестве каждый из них достиг вершин мастерства. Поэтому так интересны и важны их мысли о поэте и поэзии, о месте писателя в обществе. Мысли эти выстраданы, подчеркнуто независимы от мнений “светской черни” (стихотворения Пушкина “Разговор книгопродавца с поэтом”, “Поэт и толпа”, “Поэту” и др.). Кто же […]...
  15. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. Для А. С. Пушкина тема поэта и его призвания была одной из центральных в творчестве. Вся лирика данной тематики но­сит характер исповедальности и выстраданности. Само творчество воспринимается поэтом как дар, данный свыше, который требует от художника жертвенности. Многие сти­хотворения на тему поэта и поэзии создаются А. […]...
  16. План I. Честное, настоящее, совершенное в лирике Некрасова. II. Отшлифованность и завершенность творений поэта. 1. Афористичность стихотворений Некрасова. 2. Неприятие напыщенных, вычурных фраз. 3. Умение передавать язык народа. III. “Я лиру посвятил народу своему”. Лирика Некрасова имеет свой неповторимый, не схожий ни с чем колорит. В ней нет возвышенности Пушкина, трагического надлома Лермонтова, изысканности и […]...
  17. Эпоха, в которую жил Маяковский, была временем огромных потрясений в жизни страны, и поэт такого масштаба, несомненно, не мог стоять в стороне от происходящего. Активная общественная позиция Маяковского выразилась, прежде всего, в его творческой деятельности: он пишет киносценарии для нового советского кино, много печатается в газетах, ездит с публичными лекциями по городам страны, работает в […]...
  18. Лирика Некрасова имеет свой неповторимый, не схожий ни с чем колорит. В ней нет возвышенности Пушкина, трагического надлома Лермонтова, изысканности И таинственности Блока, красочности Есенина… Но есть в ней нечто такое честное, настоящее, совершенное! Характерная черта его стихотворений – афористичность. Его фразы настолько метко подобраны, взвешены, отшлифованы, что к ним, как к истинным, завершенным творениям, […]...
  19. Иди в огонь за честь отчизны… Н. Некрасов. Поэт и гражданин Став поэтом крестьянской революции, Некрасов внес “новое слово” в русскую поэзию. Он не только продолжил, но и развил традиции гражданского служения поэзии, воскресил ее боевой, призывающий к активной борьбе дух. Определенным и четким выражением гражданской позиции Некрасова является его стихотворение “Поэт и гражданин”. Читая […]...
  20. Образ поэта и тема творчества занимают большое место в лирике Александра Сергеевича Пушкина. Поэзия была основным занятием его жизни, поэтому естественно стремление Пушкина дать образ поэта, харак­теристику поэтического творчества, рассказать о роли поэзии в жизни по­эта, в жизни общества. Эта тема традиционна, к ней обращались поэты разных времен. Пушкин в своих произведениях как бы ведет […]...
  21. Б. Л. Пастернак (1890 – 1960) – “талант исключительного своеобразия”, как однажды сказал о нем М. Горький. Пастернак оставил глубокий след во всей русской поэзии. Высокое мастерство, необычайной силы лирический талант поэта, своеобразие, непохожесть его стихов ни на чьи другие выдвинули Пастернака на одно из первых мест в поэтическом движении 1910 – 1920 годов. Очень […]...
  22. Люблю тебя, пою твои страданья, Но где герой, кто выведет из тьмы тебя на свет? Н. Некрасов Н. А. Некрасов стремился высоко поднять в глазах честных людей России представление о настоящем гражданине: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!” Поэт преданно и пламенно любил своих товарищей, всегда помнил о них и запечатлел в […]...
  23. Язык поэзии для истинного поэта – главное средство самовыражения личности, инструмент познания жизни, “углубленного проникновения в тайны мироздания” и воздействия на общественную жизнь. А. С. Пушкин писал много стихотворений на случай, в альбом, шутливые стихи, эпиграммы, которые хоть и отмечены печатью таланта, задором, брызжущей энергией, упоенностью творчеством, все же ограничены тематически, художественно творческой задачей. Поэт […]...
  24. В середине девятнадцатого столетия возникла литературная борьба между сторонниками гражданственного направления в поэзии, к числу которых принадлежали Николай Алексеевич Некрасов, Николай Александрович Добролюбов и другие лите­раторы, примыкающие к редакции журнала “Современник”, и приверженцами так называемого “чистого искусства”, видны­ми представителями которого были Афанасий Афанасьевич Фет, Аполлон Николаевич Майков, Яков Петрович Полон­ский. Предметом полемики этих двух лагерей […]...
  25. Поэт в России – больше, чем поэт, В ней суждено поэтами рождаться Лишь тем, в ком бродит Гордый дух гражданства, Кому уюта нет, покоя нет. Е. Евтушенко. Братская ГЭС Навсегда связав свою судьбу с поэзией, Пушкин с ранних лет задумывался о назначении поэта и роли его творчества в жизни. Еще в пятнадцать лет Пушкин был […]...
  26. Что такое стихи? Зарифмованные фразы? Слова, следующие друг за другом в определенном порядке? Набор красивых предложений? Нет, все эти определения не дают ответа на первый вопрос. Стихи – это выплеск эмоций, рвущихся наружу и находящих выход на бумаге. Стихи – это упорный труд поэта, подбирающего нужные слова, ищущего рифму и нужный ритм. И, конечно же, […]...
  27. Русская литература 1-й половины XIX века Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Творчество М. Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века, эпоху очень непростую, как называют ее историки, – “эпоху безвременья”. Так называют время, когда одна общественная идея ушла, а другая еще не успела сформироваться. В тридцатых годах […]...
  28. Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского I. Вступление Традиционность этой темы для русской поэзии. Представ­ление о поэте у Пушкина (“пророк”, “сам свой высший суд”), Лермонтова (не понятый толпой, одинокий и гордый), Некрасова (гражданин). II. Главная часть 1. Своеобразие постановки проблемы Маяковским. Он первый заговорил “о месте поэта в рабочем строю”, подчеркивая, что поэзия […]...
  29. Творчество А. С. Пушкина – это тот фундамент, на котором стоит здание всей русской литературы 19 и 20 веков. Пушкин не только новатор в области стиля и создатель русского языка, но и идейный вдохновитель большинства писателей следовавших за ним. Гуманистический пафос его творчества, идеалы добра и справедливости явились тем источником, из которого, по словам Достоевского, […]...
  30. 1. Размышления о призвании поэта. 2. Стихотворения лицейского периода. 3. Тема назначения поэта и поэзии. Философское осмысление роли поэта в обществе, тема призвания, избранности – эти мотивы встречаются в лирике практически всех мастеров слова. Не обошел эту тему молчанием и А. С. Пушкин, который хорошо знал поэтическую традицию, да и сам, разумеется, задумывался о значении […]...
  31. Смерть Пушкина возвестила о приходе в русскую литературу нового поэта. Это был Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший стихотворение “Смерть поэта”, где выступил выразителем гнева народного, защитником народной славы и русской национальной культуры. Поэзия Лермонтова тесно связана с тем общественным протестом, который выразился в движении декабристов, но его творчество отражает уже иное состояние общества – эпоху после […]...
  32. Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Некрасов не исключение. Некрасов уделяет большое внимание предназначению поэта и поэзии, их роли в жизни общества. Кюхельбекер первым до Пушкина и Лермонтова назвал поэта “пророком”. Положение пророка призывало поэта находиться над толпой в борьбе за идеалы […]...
  33. 1. Образ поэта в лирике Пушкина. 2. Трагический образ поэта в лирике Лермонтова. 3. Гражданский идеал Некрасова. Тема предназначения поэта и поэзии, его роли в общественной жизни всегда была традиционной для русской литературы. Вероятно, такое пристальное внимание к значению поэзии во многом обуславливается особенностями самого этого понятия. С одной стороны, нельзя отрицать, что поэтическое слово […]...
  34. Тема предназначения поэта и поэзии яв- ляется традиционной для русской литерату- ры. Она прослеживается в творчестве Дер- жавина, Кюхельбекера, Рылеева, ПушкинА, Лермонтова. Некрасов также уделяет боль- шое внимание теме предназначения поэта и поэзии, их роли в жизни общества. Кюхельбекер первым, до ПушкинА и Лер- монтова, назвал поэта “пророком”. Положе- ние пророка призывало поэта стоять над […]...
  35. Нередко Некрасов вкладывает мысли своего героя в своеобразные стихотворные монологи-исповеди (“Зине”, “Замолкни, Муза мести и печали”, “Умру я скоро. Жалкое наследство…”). При этом внутренний мир и переживания лирического героя могут выражаться и в сугубо риторических стихотворениях, в которых нет никакого лирического образа. Подобные работы автора содержат рассуждение, выстроенное на антитезе, как “Блажен незлобливый поэт…” либо […]...
  36. Наиболее сложным оказалось решение темы поэзии у Не­красова. По своим убеждениям, он был безусловным сторон­ником “утилитарного” искусства, считая, что гражданствен­ность творчества неизмеримо важнее даже поэтического таланта: “Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан”. В то же время по складу души Некрасов был тонким лириком, что иногда входило в противоречие с его гражданской […]...
  37. Двадцатый век – это век колоссальных общественных противоречий и потрясений. Каждый век нуждается в собственном поэте, который сделал бы “боль времен своею собственной болью”. Таким поэтом своего времени был В. Маяковский. С его мощной, властно вошедшей в наше сознание и литературу поэзией связано очень многое. Он первый, используя свой необыкновенный ритм, соединил политику и лирику. […]...
  38. Эта достаточно традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и др. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал Пушкин в своей поэзии. Наиболее ярко это проявилось в теме поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается уже в первом опубликованном стихотворении “К другу стихотворцу” . Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых […]...
  39. Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Если влияние отца, Ивана Владимировича, университетского профессора и создателя одного из лучших московских музеев (ныне Музеи изобрази- тельных искусств), до поры до времени оста- валось скрытым, подспудным, то мать, Ма- рия Александровна, страстно и бурно зани- малась воспитанием детей до самой своей ранней смерти и, по […]...
  40. В жизни каждого человека поэзия играет огромную роль. Она помогает найти себя, понять собственные чувства, учит нравственности и осознанию жизненных ценностей. Но поэзия не существует сама по себе, именно поэт является тем самым человеком, который задевает сердца. Кем же является писатель для человечества? Этот вопрос себе задавал не один человек, имеющий талант писать: Гораций, Державин, […]...
Тема поэта и поэзии, образ музы в лирике Н. А. Некрасова

Образ Музы, её волшебной флейты, которая дарит вдохновение, очень важен для любого поэта. Каждый творец представляет свою «помощницу и мучительницу» по-своему. У Некрасова не так уж много стихов, посвященных Музе, но они довольно подробны, велики по размеру.

Например, стихотворение, которое так и называется – «Музе». Начинается оно с отрицания, первое слово - «нет». Николай Алексеевич противопоставляет всем другим Музам свою. Другие – они ласковые, сладкогласные, прелестные… Они слетают с небес и напевают младенцам-поэтам сказочные колыбельные… А после оставляют им свою свирель. И вот подросший поэт своими стихами услаждает слух людей. Или бывает, что поэт рождается вместе со своей первой любовью, то есть это чувство дарует ему вдохновение, чтобы воспеть возлюбленную. У Некрасова всё не так!

Над Некрасовым узы другого «мифического» существа: печального, неласкового, скорбного, больного, униженного… И называет поэт его «Музой» для простоты. Эта Муза пришла к нему от бедняков, она вместе с ними мечтает лишь о золоте, как голодный – о еде. С детства она, сгорбленная от трудов, пела Николаю о тяготах жизни простых людей. И они вместе плакали… Бывало, что Муза его и пела залихватски, но это от отчаянья, так в кабаке пьяница орёт.

Сквозь свои юношеские мечты Некрасов слышал проклятья своей Музы, которая грозилась начать бой с врагами, призывала богов отомстить обидчикам народа. Но покричав, она успокаивалась и желала простить обиды врагам… То есть её образ ещё и противоречив.

В финале Некрасов называет её непонятной девой, которая его тревожит. Но, повзрослев, он вступил в бой на её стороне – за народ.

В другом стихотворении о Музе поэт кричит ей с первых строк, чтобы она замолчала. Он упрекает её, что они слишком долго проклинали людей, тревожили их сон. Автор говорит, что всему конец, всё ему опротивело – и её песни, и его собственные стоны. Его путь с ней был тёмен и ненастен. Да, он звал её раньше, но теперь отпускает, так как из-за её ненависти, так и не узнал любовь, которая так вдохновляет других поэтов.

Некрасов никогда себя сам не считал поэтом-эстетом, который описывает красоты, воспевает любовь или восхваляет героев. И поэтому он не слышал прекрасных песен той Музы, которая была, например, у Пушкина: милой, игривой, радостной… Николай Некрасов ощущал себя «глашатаем», чья задача – привлечь внимание общества к проблемам, как-то их исправить. Думаю, что это очень достойная цель, которую поэт успешно реализовал, при всём этом стихи его тоже прекрасны.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Князь Серебряный Толстого (романа)
  • Среди множества праздников, отмечаемых в нашей стране, один стоит несколько особняком: его смысл и значение не всегда понимают представители молодёжи, а для старшего поколения он особо важен и памятен. Это праздник весны и труда – 1 мая!

  • Анализ произведения Флобера Госпожа Бовари сочинение

    Известное произведение Флобера «Госпожа Бовари» относится к психологической драме, в которой изображается жизнь французской провинции 20 столетия. Сама идея, для написания такого романа

  • Главная основная мысль рассказа Человек на часах Лескова

    При чтении рассказа возникают мысли о жизненных правилах. Их создали для облегчения существования людей. Но бывает то, что может возникнуть перебор с правилами. Таким образом, правило может стать важнее, чем сам человек.

  • Вишневый сад драма или комедия сочинение

    Известнейшее произведение Чехова Вишневый сад, является комедией. Не так просто определить жанр произведения, ведь оно состоит из самых разных жанров. Исходя из всего повествования, можно сделать вывод

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!