Роль викингов в европейской истории. Нормандские завоевания и создание священной римской империи. Принц Галлии Олег Авраменко

Гиперборейский взгляд на историю. Исследование Воина Посвящённого в Гиперборейский Гнозис. Брондино Густаво

12. ВИКИНГИ. ИХ РОЛЬ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ИСТОРИИ. УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕЧНЫХ ГИПЕРБОРЕЙСКИХ СИМВОЛОВ

Нашествие викингов остаётся тайной для Синархии, потому что эти люди вторглись в Европу, опустошая империю Каролингов и оставляя повсюду следы возмездия. Правда заключается в том, что ВИКИНГИ МСТИЛИ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ И НАРОДУ САКСОВ; вот почему их главными врагами были ЦЕРКОВЬ, ПАПСТВО, а также их ПРИХВОСТНИ, КОРОЛЕВСТВА, прислуживающие христианскому духовенству.

ВИКИНГИ («ВИК» означает «укрепление») происходят из Скандинавского полуострова. Эти люди, шведы, норвежцы, даны, появившиеся в СРЕДНИЕ ВЕКА, прибыли непосредственно с ПОЛЮСА, тем же способом, каким это осуществили в ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ народы АХЕЙЦЕВ, ДОРИЙЦЕВ и ИОНИЙЦЕВ. Вместе с ДОРИЙЦАМИ был принесён культ АПОЛЛОНА, вместе с народами ВИКИНГОВ была распространена мифология, схожая с греко-латинской, и называемая СКАНДИНАВСКОЙ или НОРДИЧЕСКОЙ МИФОЛОГИЕЙ, БОГИ КОТОРОЙ - ОДИН, ВОТАН, ТОР, ТЮР и другие - были отображением и новым воплощением греческих и римских Богов. Викинги сыграли определяющую роль в становлении новой культуры, которая была вызвана симбиозом между культурными принципами викингов и европейцев.

Мы полагаем, что ВИКИНГИ БЫЛИ САМОЙ БЛЕСТЯЩЕЙ СТРАТЕГИЕЙ БОГОВ АГХАРТЫ и, благодаря им НЕ БЫЛИ ВОЗДВИГНУТЫ МИРОВАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ИМПЕРИЯ, МИРОВОЕ ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО, потому что действия, совершённые этими людьми, прибывшими с ПОЛЮСА и павшими с «ГИПЕРБОРЕЙСКИХ НЕБЕС», были крайне решительными.

Северные воины со своими тактиками и стратегиями снискали себе блестящую славу беспощадных воителей во всей христианской Европе и оставили свои СИМВОЛЫ в культурах европейских народов. Несомненно, нордическая культура имела миссию, порученную СИДДХАМИ, и она включала в себя задачу вновь привнести в СОЗНАНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ НАРОДОВ ГИПЕРБОРЕЙСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЧЕСТИ, ДОБЛЕСТИ И ВЕРНОСТИ СВОЕЙ КРОВИ, НАРОДУ И КОРОЛЮ.

Под влиянием викингов и их поселений по всей Европе, в том числе во ФРАНЦИИ (Нормандия), в ИТАЛИИ (Сицилия), в Англии и др., в их народах, на основе окончательного разделения по родственным признакам, были рождены идеи НАЦИИ, ОТЕЧЕСТВА, ГОСУДАРСТВА. Этот основополагающий принцип произрастал непосредственно из факта вторжений нордических народов, а также из последующего сплочения НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ. Результатом воплощения этого принципа стало, во-первых, активизировавшееся влияние гиперборейских символов на ЕВРОПЕЙСКОЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, во-вторых, объединение определённых ЭТИЧЕСКИХ принципов ТАМ, ГДЕ ДОСТУП К ВЕЧНОМУ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРОСТО-НАПРОСТО ДЕЙСТВИЕМ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ИМЕЕТ В СЕБЕ ВОЛЮ И ГНОСТИЧЕСКУЮ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, в-третьих, введение в литературу жанра ГЕРОИЧЕСКИХ ЭПИЧЕСКИХ САГ, породивших литературный принцип, основанный на ГЕРОИЧЕСКОМ МИФЕ, который противоречил ХРИСТИАНСКОМУ МИФУ, навязанному через единственную существующую в Средневековой Европе литературу, БИБЛИЮ, поскольку, к сожалению, триумф католической духовности и христианства ознаменовался систематическим уничтожением всего культурного наследия, связанного с римской цивилизацией.

Целенаправленно уничтожалось то ЛИТЕРАТУРНОЕ искусство, которое наиболее высоко ценилось в эпоху ИМПЕРАТОРСКОГО РИМА, в которую жили его истинные мастера; но появление христианства означало исчезновение всего этого наследия, и только лишь БИБЛИЯ в течение почти тысячи лет была единственной литературой, в соответствии с которой устанавливался закон и право, таким образом, каким Карл Великий установил новый юридический источник, основанный на библейских заповедях. Так возникло КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО, сменившее РИМСКОЕ ПРАВО и уничтожившее, таким образом, лучший источник справедливости. Свергнув римское право, папство поставило вместо него только свою волю и свои духовные догматы в качестве АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ, утопив средневековый люд в мире СУЕВЕРИЯ и НЕВЕЖЕСТВА, в котором центром бытия стал БОГ, порождённый аристотелевской теоцентрической философской доктриной, которая, объединённая с томизмом, управляла культурным миром христианской Европы. Благодаря вторжениям викингов, которые с 800 года начали опустошать христианский мир, в культуры народов Европы стали прорываться новые веяния; воинский, КОРОЛЕВСКИЙ, АРИСТОКРАТИЧЕСКИЙ мистицизм утверждался, порождая новую форму мышления, которая дала миру новую философию, новое миропонимание, в котором человек начинал приобретать историческую значимость, новую религиозную мистическую систему, в которой доктрина АНТРОПОЦЕНТРИЗМА возвысилась над теоцентризмом. Начиная с момента объединения германских королей, эта философия ставит человека в центр мира, помещая его, тем самым, в совершенно иную ситуацию, нежели та, что сложилась в Эпоху Средневековья, когда весь смысл жизни человека был полностью сосредоточен на Боге или Церкви. Теперь Бог был вытеснен, и вместе с германскими принцами явилась МАНИХЕЙСКАЯ философия. В РЕЗУЛЬТАТЕ ДИСКРЕДИТАЦИИ РИМСКИХ ПАП ВОЗНИКЛО НОВОЕ ВИДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА, ОСНОВАННОЕ НА МАНИХЕЙСКИХ ДОКТРИНАХ, ВОСХОДЯЩИХ К НОРДИЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ, И ЭТО НОВОЕ ВИДЕНИЕ ПОРОДИЛО ПРОЦЕСС ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ЕРЕТИЧЕСКИХ МОНАШЕСКИХ ГРУПП, СТРАСТНЫХ И НЕПРИМИРИМЫХ ПРОТИВНИКОВ ПАПСТВА И ДРУГИХ СТОРОННИКОВ РИМА.

Угасание династии КАРОЛИНГОВ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВОЙ СИЛЫ, ГЕРМАНСКИХ КОРОЛЕЙ - непосредственная заслуга ВИКИНГОВ, давших рождение ГЕРМАНСКОЙ СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ, а вместе с ней и новой политической и культурной инстанции, возникшей в конце Средневековья.

В 1000 г. н. э. по всему средневековому миру, романская Европа отступила перед христианской Европой, и теперь, после падения Каролингской Империи и после прибытия и расселения ГЕРМАНСКИХ НАРОДОВ ИЛИ ВИКИНГОВ, новая Европа была разделена на сотни государств, в которых сила князей и феодалов была объединена под властью нового повелителя: Императора.

ВНОВЬ ВОЗНИКЛА ИМПЕРСКАЯ ИДЕЯ, НО ЭТО БЫЛА ИДЕЯ УЖЕ НЕ ТОЙ ИМПЕРИИ, ПОДЧИНЁННОЙ ИНТЕРЕСАМ ЦЕРКВИ И ПАПСТВА, НО ИМПЕРИИ КОРОЛЕВСКОЙ, ПОДОБНОЙ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ.

Из книги Судьба цивилизации. Путь Разума автора Моисеев Никита Николаевич

2. Что я понимаю под словом "цивилизация"? Её роль в истории Разные авторы вкладывают отнюдь не один и тот же смысл в это понятие. Для того, чтобы избежать разночтений, я вынужден начать обсуждение с объяснения того, что я понимаю, произнося слово “цивилизация”. И почему так

Из книги Структура научных революций автора Кун Томас Сэмюэл

I Введение РОЛЬ ИСТОРИИ История, если её рассматривать не просто как хранилище анекдотов и фактов, расположенных в хронологическом порядке, могла бы стать основой для решительной перестройки тех представлений о науке, которые сложились у нас к настоящему времени.

Из книги Архетип и символ автора Юнг Карл Густав

Роль символов Когда психолог-медик обнаруживает интерес к символам, то прежде всего интересуется «естественными» символами, в отличие от символов «культурных». Первые происходят из бессознательных содержаний психического и поэтому представляют громадное

Из книги Философия истории автора Панарин Александр Сергеевич

Глава 2 Французская школа философии истории: антропологические основания европейской цивилизации 2.1. Общая характеристика французской историософской традиции В основе французской историософии лежит антропологическое понятие этноидентичности, требующей своего

Из книги Том 21 автора Энгельс Фридрих

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

НАБРОСОК ПРЕДИСЛОВИЯ К БРОШЮРЕ «РОЛЬ НАСИЛИЯ В ИСТОРИИ» Настоящая работа представляет собой перепечатку части моего труда «Переворот в науке, произведенный господином Е. Дюрингом» и содержит три главы, носящие там название «Теория насилия». Они уже раньше появились

Из книги Гиперборейский взгляд на историю. Исследование Воина Посвящённого в Гиперборейский Гнозис. автора Брондино Густаво

ПЛАН ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЫ БРОШЮРЫ «РОЛЬ НАСИЛИЯ В ИСТОРИИ» 1) 1848 год. Требование [создания][Пояснительные слова в квадратных скобках принадлежат редакции. Ред.] национальных государств. Италия, Германия, Польша, Венгрия.2) Явная завоевательная политика Бонапарта: национальные

Из книги Немецкая идеология автора Энгельс Фридрих

Роль случайности в истории Отношение к случайности в историографии и социальной философии встречается разное - от ее полного отрицания у Демокрита, Спинозы, Гоббса, французских материалистов XVIII века до провозглашения истории простой игрой случайностей у французских

Из книги Фейербах. Противоположность материалисического и идеалистического воззреий (новая публикация первой главы «Немецкой идеологии») автора Энгельс Фридрих

3. Роль личности в истории Решающая роль народных масс, классов, этносов в истории отнюдь не означает отрицания или принижения роли отдельных личностей. Раз история делается людьми, то деятельность личностей не может не иметь в ней значения. Заметим, что говоря об

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга вторая (Развитие марксистской философии во второй половине XIX века) автора

16. АНАЛИЗ ВЕЧНЫХ ГИПЕРБОРЕЙСКИХ СИМВОЛОВ В ИСКУССТВЕ Реальность всегда возводится на обмане, на лжи тех, кто формирует общественное мнение, исключая всё неугодное и происходящее в действительности, а также на исторических фактах. Те тайные силы, которые скрылись под

Из книги Еврейская мудрость [Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов] автора Телушкин Джозеф

Из книги Избранное автора Бэкон Роджер

Всему этому пониманию истории как будто противоречит факт завоевания. До сих пор насилие, война, грабеж, разбой и т.д. объявлялись движущей силой истории. Мы можем здесь остановиться лишь на главных моментах и выбираем поэтому

Из книги Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке автора Джемаль Орхан

Материалистическое понимание законов общественного развития. Роль насилия в истории Третий отдел «Анти-Дюринга» начинается с исторического очерка, в котором кратко рассмотрена предыстория научного социализма и вместе с тем сжато охарактеризован ряд этапов

1. Укажите особенности социально-экономических отношений, складывавшихся в Европе в период раннего Средневековья. Сформулируйте отличия соседской общины от родовой.

Особенности раннесредневековых социально-экономических отношений:

Вместо единой Римской империи в Европе возникло множество отдельных королевств, которые периодически продолжали дробиться;

Крупные римские поместья перешли в руки новых королей и знати, или остались в руках римлян, вошедших в состав приближённых королей;

Хозяйственный уклад римских поместий в первые века не претерпел существенных изменений;

На не романизированных и слабо романизированных территориях активно шёл переход от родовой общины к сельской;

В варварских племенах активно шёл процесс имущественного расслоения:

В VII-IX вв. на не романизированных и слабо романизированных территориях также утвердилось крупное землевладение;

В X-XI вв. аграрные отношения в большинстве стран Западной Европы усложнились;

Имущественное расслоение привело к появлению многих категорий зависимых крестьян, которые позже объединились в единый слой феодально зависимых;

Происходил массовый отток населения из городов в деревни как из-за частых опустошавших города войн, так и из-за того, что города в условиях натурального хозяйства стали почти не нужными в экономической жизни, горожане не могли найти для себя пропитания;

Крайне медленно на смену аграрным традициям, заимствованным из региона Средиземноморья приходили новые, лучше подходившие для более северного климата, такие как использование естественных удобрений и выращивание бобовых.

Важнейшим процессом в этот период считается смена родовой общины соседской. Члены родовой общины, как видно из названия, связаны родством. Но постепенно переселения без учёта родства размывали её, люди переселялись не к своим родственника, а туда, где они лучше могли себя прокормить. Таким образом, сформировалась соседская община, то есть такая, в которой людей связывало только общее место жительство и соблюдение определённых правил, но не родственные связи.

2. Проследите, как формировалась система крупного землевладения в раннефеодальных государствах. Объясните специфику землевладения и землепользования в Европе в VII-X вв.

Процесс образование крупных земельных хозяйств происходил по-разному на разных землях. Там, где римское влияние было сильным (то есть успешно прошла романизация) земля уже в основном была разделена между крупными поместьями, которые лишь меняли хозяев; хотя часто не происходило и этого: варварским королям нужны были опытные администраторы из числа римской знати.

По-другому происходил этот данный процесс на не романизированных или слабо романизированных землях. Под ними понимаются территории, не входившие в состав Римской империи, или те, на которых не прижились римские традиции, активно шёл процесс варваризации в последние века существовании империи. На таких территориях земля продолжала принадлежать сельским общинам. Но с углублением имущественного расслоения многие члены общины стали по разным причинам терять свои земли, уступать их более удачливым соседям. По прошествии нескольких поколений более удачливые члены общины, накопившие в руках большие владения, могли форсировать процесс разорения оставшихся соседей и получения их земель. В итоге получился примерно тот же результат, что и на романизированных территориях – крупное землевладение.

В римские времена существовали более-менее стандартизированные категории рабов и колонов. У варваров существовали только патриархальные рабы. Но в VII-X вв. процесс имущественного расслоения зашёл довольно далеко. Многие ранее свободные члены общин полностью или частично потеряли свою свободу. Но теряли они её в разной степени и на разных условиях, что привело к появлению в дополнение к рабам и колоннам многочисленных новых категорий зависимых крестьян.

3. Охарактеризуйте положение зависимого населения. Как складывалась эта зависимость? Какие повинности выполняли крестьяне за пользование землёй?

Зависимость чаще всего возникала, когда человек не мог прокормить себя самостоятельно или выплатить долг. Это происходило по разным причинам: в результате неурожаев, военных бедствий, реже старости без наследников. Такой человек обращался за покровительством к влиятельному землевладельцу. Взамен покровительства зависимые крестьяне предоставляли оброк (обычно натуральный), постепенно стала распространяться барщина, также выполняли более мелкие повинностей вроде доставки хозяйских грузов на собственных телегах.

4. Что означали отношения вассалитета?

Отношения вассалитета возникали между феодалами. Они означали взаимные обязательства. Сеньор предоставлял вассалу имение в полную и наследственную собственность с правом полного распоряжения землёй и зависимыми категориями населения; вассал был обязан сеньору военной службой и всесторонней поддержкой, в случае неисполнения своего долга он мог потерять своё имение. Отношения вассалитета сформировали особую культуру, которая и определила облик средневековой Западной Европы.

5. Какую роль играла христианская церковь в раннем Средневековье? Какими были отношения между церковной и светской властями?

Сразу после падения Западной Римской империи отношения между церковной и светской властью зависели от того, совпадали ли их верования. Варвары-завоеватели часто были крещены, ещё когда жили за римскими границами, но крещены, к примеру, в арианство, как вестготы. Гораздо проще были отношения с церковью, к примеру, у франков. Франки долго оставались язычниками, а потом крестились в веру большинства населения завоёванных ими земель – католичество.

В любом случае, даже в случае несовпадения конфессий, новые короли нуждались в церкви, которую рассматривали как фактор централизации государства и источник опытных администраторов. Особенно таковые были нужны при управлении городами. В результате королевская власть обычно не ограничивала права церкви, сохраняла её земельные владения. Благодаря этому влияние церкви не уменьшилось, и вскоре начались конфликты королей с епископами. Однако они носили частный характер и не складывались в общую тенденцию, лишь говорили о важности церкви в обществе.

Со временем арианские королевские роды были уничтожены или приняли католичество. На этом этапе союз церкви с государством стал ещё теснее. Монастыри оказались крупнейшими земельными собственниками, влияние епископов и архиепископов не уступало влиянию графов и герцогов. Происходило сращивание этих двух властей на местном уровне. Часто в определённой местности большинство церковных должностей занимали представители господствующего в этой местности рода феодалов.

Сращивание светской и духовной власти происходило и на высшем уровне. В VIII в. папы римские идеологически оправдали власть новой династии у франков (позже названой Каролингской). В обмен на это франкские короли всячески поддерживали римских пап в борьбе против их соседей и за объединение католической церкви под лидерством пап. Апогеем этого союза было провозглашение франского короля Карла Великого императором в 800 г. Возрождение этого римского титула означало, что Карлу даётся право на объединение светской и духовной власти при опоре на римских пап в духовной жизни, как это было при римских императорах, начиная с Константина Великого.

6. Укажите направления норманнских завоеваний. Объясните, почему норманнские завоевания привели к усилению королевской власти на германских землях.

Норманнская экспансия распространялась практически во все направления, за исключением северного. Викинги опустошали все христианские побережья Балтийского и Средиземного морей, Атлантического океана, по рекам уходили далеко от побережий (в частности, осаждали Париж). Попытались они направить свои набеги и против мусульманских государств Средиземноморья, но получили решительный отпор. На востоке викинги двигались по великим рекам и доходили по ним до Чёрного моря, осаждали Константинополь. В западном направлении экспансия была мирная, в виде колонизации. Скандинавы заселили Исландию и часть Гренландии, видимо высаживались и в Северной Америке.

Земли Германии в IX-X вв. подвергались опустошительным набегам викингов со стороны Балтийского моря. Одновременно на них обрушивались набеги венгров, незадолго до этого заселивших Паннонию. В этих условиях знать Германии объединилась вокруг короля, поддержав власть единой Саксонской династии. Взамен знать получила не только защиту от набегов, с которыми королям в итоге удалось справиться, но и возможность экспансии в славянских землях.

7. Что изменилось в общественном укладе скандинавов в результате их взаимодействия с народами Западной и Центральной Европы?

Военная добыча ускорила имущественного расслоения среди самих скандинавов. Власть конунгов стала наследственной, из среды удачливых дружинников выделялась знать. Однако настоящие феодальные отношения ввиду бедности урожая в Скандинавии прокладывали себе дорогу медленно и, например, в Норвегии до конца не сложились (наблюдалось только культурное подражание европейским рыцарям).

В IX-X вв. Западная Европа пережила одну из последних волн пе­реселения народов.

В это время малый ледниковый период завершился, климатиче­ские условия в Европе, в том числе и на Севере, стали благоприятны­ми для хозяйственной деятельности. Начавшийся рост численности населения в Скандинавии при нехватке свободных земель вызвал бурную экспансию северных народов. Они были известны западное­вропейцам как викинги или норманны, а славянам - как варяги. По уровню развития они находились на позднем этапе разложения родоплеменного строя. Особую роль играли военные вожди - конун­ги. Поскольку первоначально их избирала дружина (впоследствии власть конунгов стала наследственной), этот строй получил назва­ние военной демократии .

Традиционными занятиями скандинавов были рыболовство и торговля. Они достигли больших успехов в развитии мореплавания. Викинги колонизировали Исландию, остатки их поселений были найдены в Гренландии. Они ходили даже к берегам Северной Амери­ки. Однако намного больший интерес для военных вождей представ­ляли богатые земли, лежащие к югу.

Первый набег норманнов отмечен летописцами в 793 г., ког­да отряд скандинавов разграбил и сжег монастырь на Северо-Восточном побережье Англии. Затем набеги на прибрежные города Северной и Западной Европы стали постоянными. Ви­кинги достигали даже берегов Средиземного моря.

Наиболее сильным натиск норманнов был на Восточно-Франк­ское королевство, включавшее в основном германские земли. Одновременно на германские земли напали венгерские кочевые пле­мена, пришедшие с южных отрогов Уральских гор в Дунайскую рав­нину и совершающие набеги на Центральную Европу. С востока уси­лилось давление славянских союзов племен, также стремившихся расширить свои владения.

В этих условиях крупные германские феодалы вынуждены были смириться с усилением центральной, королевской, власти. Король Оттон I (правил в 936-973) из Саксонской династии, воцарившей­ся в Восточно-Франкском королевстве, опираясь на епископов и мелкое рыцарство, создал сильную армию. В 955 г. венгров раз­громили, и их набеги прекратились. Славяне лишились Бранибора (впоследствии Бранденбург), хотя покорение их земель на террито­рии современной Германии завершилось лишь в XI веке. Датские ко­нунги вынуждены были перейти к обороне и заняться укреплением Ютландии.

Отбив натиск на германские земли, Оттон вмешался в распри итальянских князей. В 962 г. его войска вступили в Рим. Папа про­возгласил Оттона I императором, созданная им империя получила название Священная Римская империя германской нации.

Оттон, как и его преемники, мечтал о создании единой мировой христианской империи. Однако эти стремления вступили в противо­речие с тяготением крупных феодалов, герцогов и князей к самосто­ятельности. Новая империя, хотя и просуществовала более 800 лет, осталась аморфным образованием, так и не стала реальной военно-политической силой.


Наступление конунгов Дании, Норвегии, Швеции на страны За­падной Европы постепенно выдохлось. Многие королевские дома стали нанимать отряды викингов, используя их в феодальных усоби­цах. В начале X века король Франции отдал герцогство Нормандию одному из предводителей викингов, Роллону, который обязался за­щищать побережье от набегов других конунгов.

Наибольшим успехом викингов было завоевание Англии. Частые усобицы местных феодалов позволили датскому воен­ному вождю Кнуту захватить английский престол, затем он стал также королем Дании и Норвегии и вошел в историю как Кнут Великий (правил в 1016-1035). Однако после его смерти созданная им держава распалась, Англия также освободилась от власти конунгов.

Постепенно в странах Скандинавии, как и в остальной Европе, начали развиваться феодальные отношения, распространялось хри­стианство. Общескандинавское архиепископство было создано в 1103 г. Знать Скандинавии сблизилась с центральноевропейскими феодальными домами, грабительские набеги прекратились.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Укажите особенности социально-экономических отношений, складывавшихся в Европе в период раннего Средневековья. Сформулируйте отличия соседской общины от родовой.

2. Проследите процесс формирования системы крупного земле­владения в раннефеодальных государствах. Объясните специ­фику землевладения и землепользования в VII-X вв. в Европе.

3. Охарактеризуйте положение зависимого населения. Как скла­дывалась эта зависимость? Какие повинности выполняли крестьяне за пользование землей?

4. Укажите особенности феодального землевладения. Что озна­чали отношения вассалитета?

5. Почему в Средние века сложилось особое военное сословие - рыцарство? В чем состояла специфика военной службы?

6. Какую роль играла христианская церковь в раннем Средневе­ковье? Какими были отношения между церковной и светской властями?

7. Охарактеризуйте роль завоеваний викингов в историческом развитии. Укажите направления нормандских завоеваний. Объясните, почему нормандские завоевания привели к усиле­нию королевской власти в европейских государствах.

8. Что изменилось в общественном укладе скандинавов в резуль­тате их взаимодействия с европейскими народами?

Реформы государственного управления
У Петра I поначалу отсутствовала четкая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.

С первых лет правления Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия, или Консилиум (Совет) министров, состоявший из 8 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711 года. Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В Консилии был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность и протоколы заседаний. В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учрежден Сенат. Пётр так сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны. »

Созданный Петром для текущего управления государством на время отсутствия царя (в то время царь отправлялся в Прутский поход) , Сенат, в составе 9 человек (президентов коллегий) , постепенно превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов.

Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.

Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный в обер-секретаря. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.

Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В 1717-1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой параллельно системе приказов с их расплывчатыми функциями были созданы по шведскому образцу 12 коллегий - предшественники будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений.
В 1721 году была образована Вотчинная коллегия - ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых) .

В 1721 году учреждена Духовная коллегия или Синод - рассматривались дела церкви.

С 28 февраля 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров.

Кроме того действовали Преображенский приказ и Тайный приказ (политический сыск).

ЭКСПАНСИЯ ВИКИНГОВ (VIII-XI вв.)

Завоевания викингов в Англии

К концу VIII в. викинги стали серьёзной угрозой для Западной Европы и Британских островов.

«Англосаксонская хроника» повествует, что во времена короля Британика (король Уэссекса в 786-802 гг.) в Англии появились первые корабли с датчанами. В 793 году произошло нападение, которое традиционно знаменует собой начало эпохи викингов. Это разорение монастыря св. Кутберта на острове Линдисфарн, близ побережья Нортумбрии (северо-восточная Англия). Вот как об этом сообщается в «Англосаксонской хронике»: «В этом году были жуткие знамения в Нортумбрии, которые безмерно напугали всех жителей. Кружили сильные вихри, сверкала молния, а в небе видели летящих драконов, изрыгающих пламя. Вскоре после этих знамений начался сильный голод, а в том же году, 8 июня, полчища язычников разграбили и разрушили Божий храм в Линдисфарне и убили много людей» . В 795 году викинги достигли Шотландии и острова Йона, где они напали на монастырь досточтимого св. Колумбаса, а затем добрались до Ирландии. В последующие годы викинги совершали набеги на все Британские острова. Богатая Англия стала для викингов одним из самых лучших источников наживы и обогащения. Они совершали здесь грабежи и вымогали дань (данегельды - «датские деньги»). Они селились на землях Англии, занимаясь здесь земледелием, и сыграли большую роль в основании городов. Это был единственный регион, где они завоевывали уже сложившиеся королевства и утверждались на троне.

Но в 835 году викинги снова устремились в Англию, и в «Англосаксонской хронике» содержится короткое сообщение: «В этом году язычники опустошили Шеппей» - остров в устье Темзы. Это явилось началом более чем двухсотлетней активности скандинавов в Англии. В первые годы от набегов викингов особенно страдали южная и восточная Англия и, в частности, большие города Хэмвик (нынешний Саутхемптон) и Лондон. Вскоре викинги стали оставаться здесь на зимовку. Первое сообщение о таком зимнем лагере скандинавов относится к зиме 851 года - лагерь находился на острове Танет у восточного побережья Кента. Спустя несколько лет викинги основали зимний лагерь на острове Шеппей. Затем происходят их набеги вглубь Англии, и в 865 году отряд, стоявший лагерем на острове Танет, заключил мир с жителями Кента, которые заплатили викингам большой выкуп. Это была одна из первых многочисленных выплат англичанами данегельда. В следующем году войско устремилось в Нортумбрию, и первого ноября викинги захватили столицу королевства Йорк, заключили мир с его жителями, возвели на трон послушного себе короля и здесь же зазимовали. В 868 году викинги вновь оказались в Йорке и оставались там в течение года, а в 869 году они направились в Восточную Англию. В 870 году они захватили Уэссекс. В 871 году, как утверждает «Англосаксонская хроника» они обосновались в Ридинге . Произошло девять крупных сражений, не считая мелких стычек, и во время этих сражений были убиты девять ярлов и один король, пока королевство Уэссекс не заключило мир с викингами.

Постоянная смена зимних лагерей викингами и многочисленные мирные договоры продолжались ещё некоторое время. В 873-874 гг. викинги разбили лагерь в Рептоне, изгнали короля Мерсии и посадили вместо него на трон перебежчика. Это событие оказалось поворотным пунктом в развитии дальнейшей экспансии викингов, так как в 874 году их войска разделились. Вождь Халфдан с частью войска отправился в Нортумбрию, перезимовал у реки Тайне, захватил в следующем году всё королевство и стал грабить его на западе и на севере. В 876 году в «Англосаксонской хронике» появилась широко известная запись: «В этом году Халфдан стал раздавать земли нортумбрийцев, и они (викинги) стали возделывать их и собирать урожай» . Таким образом, викинги взяли себе землю и обосновались на ней. Вторая часть войска, которая в 874 году покинула Рептон, направилась в Кембридж и оставалась там в течение года. Затем войско переместилось в Уэссекс, последнее независимое королевство Англии, и король Альфред был вынужден заключить с викингами мир. В конце лета 877 года викинги направились в Мерсию и разделили её. Они основали лагерь в Глостере и сразу после нового года вернулись и захватили власть на большей части Уэссекса. Король Альфред бежал. Но в течение весны 878 года ему удалось собрать войско, и в битве при Эдингтоне он одержал победу над викингами. При заключении мира викинги обещали покинуть Уэссекс.

После пятнадцати лет кочевой жизни в Англии викинги завоевали три из четырёх королевств и присвоили себе землю, на которой поселились и стали её возделывать. Несмотря на это, они всё ещё оставались постоянной угрозой для населения Англии, как впрочем, и для других территорий. Английские короли, укрепляя свою власть, часто сталкивались с викингскими правителями. Власть в королевствах переходила из рук в руки, оказываясь, то у викингских королей, то у английских. В Нортумбрии и Йорке примерно до 880 года на троне находились послушные викингам короли. О внутренней политике викингских королей известно мало, но так же, как и повсюду в английском королевстве, власть утверждалась с помощью укреплённых городов и крепостей, как старых, так и новых. Викинги сыграли большую роль в развитии городов. Между двумя королевствами - Восточной Англией и Нортумбрией, была территория, которую занимали так называемые «Пять Бургов», куда входили Линкольн, Ноттингем, Дерби, Лестер и Стамфорд - «область датского права» (данелаг), область, где население руководствовалось законами скандинавов . Короли-викинги проявляли интерес к торговле. Это подтверждается тем, что они чеканили монеты. Например, Гудрум из Восточной Англии за десятилетие своего правления успел наладить чеканку монет. В первой половине Х века в Йорке чеканились монеты, явно скандинавского характера, с изображениями мечей, знамён, птиц, молота Тора и др.

С началом Х века письменные источники больше не называют викингов юго-восточной Англии язычниками, из чего можно сделать вывод, что к этому времени христианство уже было принято здесь официально. В северной Англии же христианская церковь долго была под гнётом язычества, об этом свидетельствуют археологические исследования захоронений. Многие из них были произведены в соответствии с языческим ритуалом. Церкви же на севере рушились, приходили в упадок. Но постепенно многие скандинавы, находящиеся в северной Англии, принимали новую веру под давлением других новообращённых.

В Х веке многие скандинавы обратили свои взоры на Восточную Европу, которая стала источником их доходов в это время. К тому же усилия западных королей по обороне своих границ поставили заслон воинственной агрессивности многих викингов. Благодаря этому, данные территории были временно избавлены от экспансии скандинавов. Но с 80-х годов X века ситуация изменилась, и уже в 980 году на английской земле вновь появились викинги. В основном они устремились на южное и западное побережье Англии. «Англосаксонская хроника» повествует, что в 980 году Саутгемптон разорили викинги, прибывшие на семи кораблях, а в 983 году викинги прибыли на трёх кораблях в Портленд, и не исключено, что многие из этих отрядов явились из Ирландии. А уже с 991 года на территории Англии стали появляться большие викингские флотилии. В этом году поход на Англию совершил Олав Трюгвессон. Хроника говорит, что он приплыл к берегам Юго-восточной Англии на 93 кораблях «со своими датскими людьми». Он разбил англичан в битве при Малдоне в Эссексе и беспощадно грабил местное население. Англичане были вынуждены заплатить данегельд размером в 10 000 фунтов серебра, чтобы викинги прекратили разорение их земель. Однако в 994 году Олав Трюггвессон появляется вновь, теперь в союзе с датским королём Свеном Вилобородым. Их флот насчитывал 94 корабля. Они разоряли английские поселения и потребовали в качестве откупа 16 000 фунтов серебра . Англичане заключили с Олавом соглашение. Он был крещён, получил богатые дары и обещал больше не разорять Англию.

В 1013 году Свен Вилобородый выступил с большой флотилией, намериваясь завоевать всю Англию. Его сопровождал его сын Кнуд. Войско высадилось в Кенте и в течение нескольких месяцев покорило страну. В феврале 1014 года Свен Вилобородый умер, и королём был избран Кнуд, но англичане смогли собрать войско и изгнали викингов со своей земли. Вернувшись в Данию, Кнуд вновь собирает войско, и в 1015 году вновь выступает в поход. В 1016 году он становится единодержавным королём Англии. Он продолжал получать с населения дань, постепенно повышая её. После смерти своего брата Харальда Кнуд становится одновременно королём Дании, а после - и Норвегии. Кнуд обеспечил мир в Англии, препятствовал новым нашествиям викингов; англичан же устраивала выплата данегельда, нежели постоянные грабежи и нападения. После смерти Кнуда его империя распалась. Вскоре на берегах южной Англии, также с целью завоевания престола высадился герцог Вильгельм Нормандский. В битве при Гастингсе 14 октября 1066 года он разгромил короля Гарольда. Эпоха викингов закончилась.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!